Земли общего пользования в городе москве

Закон г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 «О землепользовании в городе Москве»

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации изменений границ между субъектами Российской Федерации — городом Москвой и иным субъектом Российской Федерации и представление их на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;»;

2) в пункте 3 слова «и правового режима пригородной зоны» исключить.

2. В части 1 статьи 3:

1) в пункте 2 слова «нужд города Москвы» исключить;

2) в пунктах 3 и 4 слова «города Москвы» исключить;

3) в пункте 15 слова «заключение соглашений об установлении частных сервитутов» заменить словами «в случаях, предусмотренных федеральными законами, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы»;

4) дополнить пунктами 16.1 и 16.2 следующего содержания:

«16.1) установление порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

16.2) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;».

1) в части 3 слова «постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного» заменить словом «безвозмездного»;

2) в части 5 слово «срочного» исключить;

3) дополнить частями 6-8 следующего содержания:

«6. Основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

7. Основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

8. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.».

4. Дополнить статьей 4.1 следующего содержания:

«Статья 4.1. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления и (или) в предоставлении земельного участка без проведения торгов и (или) в утверждении схемы расположения земельного участка

1. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, являются:

1) судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, строения, сооружения;

2) наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

3) включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

4) наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, срок действия которого не истек;

5) отсутствие согласия правообладателей земельного участка в случае обращения собственника здания, сооружения и (или) лица, которому это здание, сооружение предоставлено на праве хозяйственного ведения, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусматривающем образование земельного участка, границы которого превышают границы такого здания, сооружения;

6) отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предварительное согласование предоставления земельного участка без проведения торгов;

7) смерть заявителя — физического лица, прекращение деятельности заявителя — индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя — юридического лица;

8) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков;

9) отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения в целях последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

10) наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

11) отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, планируемых к предоставлению для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, одобренном в установленном Правительством Москвы порядке (в случае обращения за предварительным согласованием предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

2. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 настоящей статьи, является пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).

3. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 настоящей статьи, являются:

1) отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, которые планируются к передаче в аренду в целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, одобренном в установленном Правительством Москвы порядке (в случае обращения за предварительным согласованием предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним срока доверительного управления недвижимым имуществом, расположенным на земельном участке, в случае обращения доверительного управляющего с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования.

4. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 настоящей статьи, являются:

1) истечение срока (срока исполнения) государственного контракта (в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование лицу, с которым в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен государственный контракт на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств бюджета города Москвы);

2) отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним срока доверительного управления недвижимым имуществом, расположенным на земельном участке, в случае обращения доверительного управляющего с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования;

4) использование земельного участка для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, в случае, если такой земельный участок испрашивается иным органом государственной власти, государственным учреждением для предоставления в безвозмездное пользование.

5. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являются:

1) отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, строения, сооружения;

3) наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

4) включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

5) наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

6) отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов;

7) непредставление подписанного заявителем проекта договора в тридцатидневный срок;

8) смерть заявителя — физического лица, прекращение деятельности заявителя — индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя — юридического лица;

9) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости;

10) отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения в целях последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

11) наличие в границах земельного участка многоквартирного дома;

12) расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка;

13) пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет;

14) наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

15) наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предоставлении заявителю на испрашиваемом праве испрашиваемого земельного участка;

16) отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, планируемых к предоставлению для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, одобренном в установленном Правительством Москвы порядке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

6. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 5 настоящей статьи, являются:

1) отсутствие кадастрового учета земельного участка;

2) отсутствие в течение 30 календарных дней оплаты стоимости земельного участка в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

3) пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).

7. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 5 настоящей статьи, являются:

1) отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, которые планируются к передаче в аренду в целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, одобренном в установленном Правительством Москвы порядке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования;

3) отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним срока доверительного управления недвижимым имуществом, расположенным на земельном участке, в случае обращения доверительного управляющего с заявлением о предоставлении земельного участка.

8. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 5 настоящей статьи, являются:

1) истечение срока (срока исполнения) государственного контракта (в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование лицу, с которым в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен государственный контракт на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств бюджета города Москвы);

2) использование земельного участка для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, в случае, если такой земельный участок испрашивается иным органом государственной власти, государственным учреждением для предоставления в безвозмездное пользование.

9. Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, являются:

1) отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, а также прав на земельный участок, подлежащий разделу, а также отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

2) судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, строения, сооружения;

3) наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

4) включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

5) отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на утверждение схемы земельного участка;

6) смерть заявителя — физического лица, прекращение деятельности заявителя — индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя — юридического лица;

7) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых земельных участков;

8) наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на таком земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

9) обращение за разделом земельного участка, находящегося в частной собственности, собственности Российской Федерации или муниципальной собственности;

10) отсутствие согласия правообладателей земельного участка в случае обращения собственника здания, сооружения и (или) лица, которому это здание, сооружение предоставлено на праве хозяйственного ведения, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусматривающим образование земельного участка, границы которого превышают границы такого здания, сооружения.».

1) части 1-3 признать утратившими силу;

2) в части 6 слова «Решениями Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства» заменить словами «В договорах купли-продажи земельных участков, предусматривающих предоставление в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений,», слово «дней» заменить словами «календарных дней»;

3) часть 7 признать утратившей силу.

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. В договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее — запрет на строительство, реконструкцию).»;

2) в части 3 слова «и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию» исключить;

3) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Размер платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию составляет 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.»;

4) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.».

1) название и часть 1 после слов «в аренду» дополнить словами «, безвозмездное пользование»;

2) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.»;

3) в части 2 слова «в аренду» заменить словами «в аренду, безвозмездное пользование», дополнить словами «, договор безвозмездного пользования земельным участком»;

4) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.»;

5) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Договор аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.»;

6) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

1) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, на праве оперативного управления. Площадь и границы земельного участка устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

2) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

3) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных нужд;

4) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Мэра Москвы для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 настоящего Закона;

5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.»;

7) в части 4 цифру «3» заменить цифрами «3.1»;

8) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.».

8. Дополнить статьей 8.1 следующего содержания:

«Статья 8.1. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков без проведения торгов

1. Предоставление земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов допускается для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии, что размещение указанных объектов, реализация указанных инвестиционных проектов направлены на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы.

2. Подтверждение соответствия подлежащих размещению объектов и подлежащих реализации инвестиционных проектов критериям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, и предоставление земельных участков для размещения указанных объектов и реализации указанных инвестиционных проектов осуществляются в установленном распоряжением Мэра Москвы порядке.».

9. Статьи 9 и 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Срок договоров аренды земельных участков, заключаемых органами исполнительной власти города Москвы

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на срок, определенный в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 10. Особенности предоставления прав на находящиеся в государственной собственности неделимые земельные участки, занятые объектами капитального строительства

Права на находящиеся в государственной собственности и занятые объектами капитального строительства неделимые земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, приобретаются в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.».

10. В части 1 статьи 12 слова «лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,» заменить словами «собственника помещения в многоквартирном доме».

11. В пункте 1 статьи 12.2 слова «от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ» исключить.

12. Название главы 3 изложить в следующей редакции:

«Глава 3. Ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут)».

13. Части 5 и 6 статьи 13 признать утратившими силу.

1) в части 5 слова «принимается решение» заменить словами «рассматривается вопрос о принятии решения»;

2) часть 8 дополнить словами «, перечень которых устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы не менее чем за 30 дней до проведения общественных слушаний».

15. В части 3 статьи 17 слово «строений,» исключить.

1) в пункте 1 части 3 слово «строений,» исключить;

2) в части 4 слова «города Москвы» исключить.

17. Часть 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«4. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.».

18. Статью 24 изложить в следующей редакции:

«Статья 24. Изъятие земельных участков для государственных нужд

Для государственных нужд земельные участки изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, на основании решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа).».

1) в названии и части 1 слова «города Москвы» исключить;

2) в части 2 слова «города Москвы» исключить, дополнить словами «на основании решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа)».

20. Статью 26 признать утратившей силу.

21. Статью 28 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

«10) не допускать захламления земельных участков;

11) не допускать ограничения доступа на земли общего пользования на территории города Москвы.».

1) название изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Государственные программы города Москвы в области охраны земель»;

2) в части 1 слова «городские целевые программы» заменить словами «государственные программы города Москвы»;

3) в части 2 слова «Городскими целевыми программами» заменить словами «Государственными программами города Москвы»;

4) в части 3 слова «целевыми программами по охране земель города Москвы» заменить словами «государственными программами города Москвы в области охраны земель»;

5) в части 4 слова «городскими целевыми программами по охране» заменить словами «государственными программами города Москвы в области охраны»;

6) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, предусмотренных государственными программами города Москвы в области охраны земель, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением частей 13 и 18 статьи 1 настоящего Закона, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

2. Части 13 и 18 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 апреля 2015 года.

Москва,
Московская городская Дума
1 апреля 2015 года
N 13

Обзор документа

Изменениями, в частности, установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления или в предоставлении земельного участка без проведения торгов и в утверждении схемы расположения земельного участка. Например, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть принято в случае, если имеется акт органа власти о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, незаконно размещенного объекта недвижимости; наличия ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, срок действия которого не истек и т.д.

Правительство Москвы наделяется дополнительными полномочиями по установлению порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города, и земельных участков, госсобственность на которые не разграничена; по установлению порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких участков и земель, находящихся в собственности города, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Исключается норма, согласно которой в случае отсутствия совместного обращения собственников помещений в здании, расположенном на неделимом земельном участке, в целях приобретения прав на неделимый земельный участок уполномоченный орган власти принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора на основании заявления первого обратившегося при условии сохранения иными правообладателями помещений в здании права на вступление в договор аренды участка.

Определены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения которых допускается предоставление земельных участков без проведения торгов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г. Отдельные нормы Закона вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Формирование, учет и мониторинг земельных участков общего пользования Москвы

Основой жизни и деятельности населения города Москвы, как и любого другого населенного пункта, является его земля. К настоящему времени в Москве как субъекте Российской Федерации сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база, с помощью которой регулируются отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, установления градостроительных требований к землепользованию, платы за использование земель, охраны земель и контроля за их использованием, а также осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися в собственности города землями в городе Москве. Наличие такой нормативно-правовой базы необходимо, так как процесс разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не завершен.


На снимке слева направо:
А.Н.Шанихин, начальник общего отдела Департамента земельных ресурсов города Москвы
А.П.Сизов, главный специалист, к.б.н.
А.В.Родин, директор ЗАО «Минфос»
В.А.Леонтьев, начальник управления, к.т.н.
Ю.Б.Скоробогатов, начальник информационно-технологического центра ГУП «НИиПИ Генерального плана Москвы», к.т.н.
Н.Ю.Женина, начальник сектора мониторинга земель

Земли общего пользования и их характеристика

В первую очередь было необходимо принять решение по землям общего пользования как не подлежащим приватизации. Из всех земель общего пользования формирование перечней начиналось с земельных участков улично-дорожной сети, поскольку они не подлежат приватизации и являются важнейшей составляющей городской инфраструктуры. Кроме того, земли УДС являются источником возникновения конфликтных ситуаций: при размещении парковок и объектов из быстровозводимых конструкций возможно последующее оформление прав, что дает основание землепользователю претендовать на приватизацию земли.

Еще одной интересной особенностью обладают земли УДС — это их достаточно парадоксальный механизм влияния на экологическое состояние городской среды. Сами земли УДС являются мощным источником негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов автотранспорта, но суммарное количество этих выбросов является максимальным при недостаточной протяженности УДС в городе за счет повышенного образования вредных веществ при разгонах и торможении автомобилей. Однако при увеличении обеспеченности города транспортными магистралями, начиная с некоторой критической величины, суммарное количество выбросов в атмосферу начинает снижаться при том же автопарке за счет оптимизации режима движения.

Территориальная приуроченность земель УДС показана на карте, а распределение их площадей в разрезе административных округов города — в таблице, подготовленной по материалам наиболее актуального официального баланса земель города Москвы. Доля земель УДС в общей площади земель достаточно устойчива и колеблется в пределах 9,7-12,9%. Экстремальными значениями отличаются компактные ЦАО с четко сформированной сетью планировочных кварталов, разделяемых элементами УДС различного уровня (20,6%), и ЗелАО, отличающийся градостроительными признаками города существенно меньшего размера, чем Москва (8,5%).

Улично-дорожная сеть УДС составляет около 11,4% территории города и накрывает собой около 45% подземных магистральных инженерных коммуникаций

Статистический анализ взаимозависимости площади земель УДС и общей площади земель по административным округам показывает высокую тесноту связи, что подтверждает системообразующую роль земель УДС, наряду с землями жилой и общественной застройки, в планировочной структуре любой административно-территориальной единицы города. Площадь земель УДС возрастает прямо пропорционально с ростом площади округа (r = 0,81). Теснота связи существенно увеличивается при исключении из выборки уникального ЦАО, планировочные решения в котором во многом обусловлены историческими особенностями функциональной организации его территории, резко отличной от периферийных округов. Величина коэффициента корреляции достигает при этом 0,95.

Такая закономерность отсутствует для распределения земель большинства иных целей использования, кроме жилой и общественной застройки, что дает возможность считать их распределение обусловленным специфическими особенностями землепользования в различных административных округах.

Особенности правового положения земель УДС как земель общего пользования показывают данные, представленные в таблице. Всего лишь около 3% земель УДС в целом по городу Москве имеют оформленные права (в основном, оформлена краткосрочная аренда), в то время как в целом по землям Москвы земельно-правовыми отношениями охвачено около 1/3 площади земель. Соответственно невелик вклад земель УДС в денежные поступления от арендной платы (около 0,5% от суммарной арендной платы за землю в городе), да и формирует его в основном всё тот же «экстремальный» округ — ЦАО.

Состояние земель УДС весьма динамично. Наибольшие её изменения связаны со строительством 3-го транспортного кольца и транспортных магистралей на вновь застраиваемых территориях. В границах УДС, по данным мониторинга земель города Москвы с использованием космического зондирования, достаточно активно возникают разнообразные постройки: здания автозаправочных станций, торговые киоски и палатки, гаражи и даже отдельные промышленные объекты.

Методические решения при осуществлении работ по учёту земель общего пользования

Формирование и индивидуализация земельных участков предшествуют их государственному кадастровому учёту, а сам учёт земель является одной из функциональных подсистем системы государственного земельного кадастра. Структурирование множества сформированных объектов земельного учёта осуществляется на основе кадастрового деления территории путём однозначной идентификации земельных участков с помощью кадастровых номеров.

В процессе работ были решены, кроме чисто производственных задач, важные методические проблемы, относящиеся к порядку формирования земельных участков УДС. В качестве исходной информации для выделения земельных участков УДС использовалась информация базы данных «План линий градостроительного регулирования» по состоянию на 1 января 2003 года, входящая в состав информационных фондов ГУП НИиПИ Генплана Москвы.

Земельные участки по УДС выделяются с учетом:

  • номеров проектируемых проездов (план линий градостроительного регулирования);
  • названий улиц и площадей (классификатор и схема осевых линий Главного информационно-вычислительного центра города Москвы);
  • классификации улиц и магистралей (ГУП НИиПИ Генплана Москвы);
  • пересекающих коммуникаций (Московская железная дорога, река и др.);
  • кадастрового деления земель города Москвы (Департамент земельных ресурсов города Москвы).

Правила выделения земельных участков УДС:

Базовым слоем для выделения земельных участков УДС принята существующая и проектная УДС по плану красных линий (слой плана линий градостроительного регулирования) М 1:2000, получившая статус УДС по утвержденным разбивочным чертежам — актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по 2002 год.

Основные правила установления границ выделяемых земельных участков по УДС:

  1. Земельный участок выделяется по границам проектируемого проезда (улицы), выделенного на плане М 1:2000, имеющего одинаковый номер (название).
  2. Территория, занимаемая площадью, имеющей название в общегородском классификаторе, формируется подходящими улицами и выделяется в отдельный замкнутый контур — земельный участок.
  3. Если улица, примыкающая к площади, имеет продолжение и одинаковое название до площади и после нее, то территория улицы исключается из границ земельного участка площади.
  4. Если улица, подходящая к площади, имеет продолжение, но другое название, то территория присоединяется к участку площади.
  5. Границей земельных участков двух набережных, различных по наименованиям и продолжающих друг друга, является линия одной из сторон улиц, подходящих к набережной.
  6. Земельный участок пересечения двух улиц присоединяется к улице высшей категории, а при одинаковом значении — к улице (проезду) большей протяженности.
  7. При пересечении улиц с набережными территория пересечения присоединяется к набережным, а границы земельных участков улиц заканчиваются на границе с набережной.
  8. Площади мостов и путепроводов не учитываются как элемент УДС с точки зрения землепользования.
  9. При пересечении улицы с железнодорожными путями в одном уровне территория пересечения присоединяется к участку улицы.
  10. При пересечении магистралей с Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) территория развязки присоединяется к МКАД.

Правила адресации земельных участков УДС:

  1. Адресация земельных участков проводится по названию улицы или по N проектируемого проезда, если название отсутствует.
  2. Адрес участка указывается по названию улицы от улицы (N) до улицы (N).
  3. При отсутствии названия (N) одной из улиц указывается улица, от которой проходит участок.

Результаты работ по учёту земель общего пользования

Правительством Москвы в 2004 году было утверждено два перечня земельных участков общего пользования:

  1. Существующей УДС сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы;
  2. Проектируемой УДС как не подлежащих приватизации и резервируемых для государственных нужд города Москвы.

Одновременно была утверждена графическая схема их расположения.

В следующем, 2005 году Правительством Москвы было подготовлено и утверждено Положение о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы. Осуществление мониторинга поручено Департаменту земельных ресурсов города Москвы совместно с ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». В части земель УДС такой мониторинг активно осуществляется с применением современных геоинформационных систем.

Департаментом земельных ресурсов города Москвы в течение 2004-2005 годов во исполнение принятых решений были поставлены на кадастровый учет все земельные участки общего пользования, относящиеся к УДС.

По итогам работ в целях создания условий для развития транспортной инфраструктуры города Москвы был подготовлен Перечень земельных участков УДС города Москвы в составе 9313 участков, расположенных в границах существующей УДС города Москвы и относящихся к землям общего пользования, утвержденный в 2007 года законом города Москвы «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы».

В настоящее время аналогичная работа продолжается для земель объектов социальной инфраструктуры, водного фонда и природного комплекса города Москвы.


Варшавское шоссе


Набережные Яузы (Русаковская и Ганнушкина) в районе Матросского моста


Проспект Мира и площадь Шарля де Голля. Вид на Всероссийский выставочный центр


Перовская улица


Третье транспортное кольцо и Автозаводский мост

Основой разграничения собственности на землю являются нормы, установленные федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с учётом изменений, внесенных в него соответствующими федеральными законами. В статье 3.1 названного документа установлено, что к собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
  • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Фундаментальным законодательным актом в сфере земельных отношений является закон города Москвы «О землепользовании и застройке в городе Москве», положения которого, регулирующие осуществление городом Москвой полномочий собственника земельных участков, применяются в отношении земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, если иное не установлено федеральным законодательством.

В свете разграничения государственной собственности на землю важной является правовая норма, установленная статьей 21 Устава города Москвы, в соответствии с которой на территории города Москвы к объектам собственности города, не подлежащим отчуждению, относятся две группы земель:

1) земли общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению мэра Москвы;

2) земли особо охраняемых природных территорий,

а также земли под иными объектами, не подлежащими отчуждению.

В соответствии с требованиями федерального законодательства на территории города Москвы одновременно реализуются два процесса в сфере городского землепользования: разграничение государственной собственности на землю на федеральную и собственность субъекта Российской Федерации города Москвы и создание условий для приватизации земельных участков (формирование института частной собственности на землю в городе).

В рамках практического решения этих вопросов необходимо выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним относятся земельные участки:

  • не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации);
  • изымаемые из оборота (земельные участки, занятые национальными парками);
  • ограниченные в обороте (земельные участки, занятые историко-культурными заповедниками и объектами археологического наследия);
  • обременяемые в процессе оборота сервитутами;
  • резервируемые для государственных нужд города Москвы (земельные участки, предназначенные для развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры города Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и другой градостроительной документацией, земельные участки, относящиеся к территории Природного комплекса города Москвы).


Распределение земель улично-дорожной сети по административным округам Москвы


Распределение земель с различным уровнем техногенного загрязнения по административным округам Москвы

Полная версия материалов доступна только подписчикам.