Земельный участок под базу

Оглавление:

При продаже объединенного земельного участка налогооблагаемую базу по НДФЛ можно снизить на величину расходов, связанных с покупкой его частей

Минфин России разъяснил, что в случае продажи земельного участка, образованного в результате объединения нескольких смежных, минимальный предельный срок владения им считается с момента регистрации объединенного участка. Если этот срок меньше законодательно установленного, то с дохода при продаже взимается НДФЛ. При этом налог можно сократить, получив имущественный вычет в размере не более 1 млн руб. или снизив налогооблагаемую базу на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением участков до объединения (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2017 г. № 03-04-05/14570).

В рассмотренном примере налогоплательщик в мае 2016 года продал новый объект права собственности, подлежащий госрегистрации, а именно объединенный земельный участок, образовавшийся из двух смежных земельных участков. Учитывая, что объединенный земельный участок находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи подлежит обложению НДФЛ.

Напомним, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты госрегистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (п. 1-2 ст. 11.6 Земельного кодекса РФ).

При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее госрегистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Поскольку при объединении земельных участков возникает новый объект права собственности, которому присваивается новый кадастровый номер, а данные объекты прекращают свое существование, срок нахождения в собственности образованного при таком объединении земельного участка исчисляется с даты его регистрации в установленном порядке (Закон № 218-ФЗ).

В свою очередь не подлежат налогообложению доходы, получаемые физлицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Так, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

В то же время минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, составляет три года в случае, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий (п. 3 ст. 217.1 НК РФ) :

  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физлица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено в результате приватизации;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком – плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена госрегистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена госрегистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 (п. 5 ст. 217.1 НК РФ).

В свою очередь при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Продаем участок с базой отдыха на первой линии реки Сухона

Продаем земельный участок с базой отдыха на первой линии реки Сухона

Место под базу отдыха расположено на берегу у самой воды крупнейшей и длинной реки в Вологодской области, судоходной на всем протяжении — реки Сухоны. Река берет начало из Кубенского озера, сток из которого зарегулирован плотиной с судоходным шлюзом. Это типичная северная река с быстрым течением, частыми небольшими перекатами и лесистыми берегами. В среднем течении глубина долины до 80—100 м

Всего в нескольких километрах вверх по течению от базы отдыха находится Кубенское озеро, манящее своей красотой. К озеру имеются удобные подъезды. Кубенское озеро — один из самых больших водоемов Вологодской области, в него впадает около 30 рек, основные — Кубена и Уфтюга. Озеро судоходно и соединено Северо-Двинской системой через р. Шексна с Волгой.

В округе развито рыболовство. Основные виды рыб – лещ, щука, судак, окунь, плотва, густера, язь, голавль, елец, ерш. Главной же достопримечательностью озера является уникальный вид рыбы, который не встречается больше нигде в мире – нельмушка.

Возле Кубенского озера возможна охота на водоплавающую дичь. Сезон на нее открывается весной. В местных лесах можно охотиться на более крупную дичь. Известно, что на Вологодчине осенью и зимой проводится охота на лосей, кабанов и медведей.

В ягодный или грибной сезон в соседних лесах можно насобирать черники, брусники, земляники и других ягод, а также грибов, причем даже на территории самой базы!

Организации базы отдыха

Купил земельный участок. Переуступка права аренды. Аренда на 5 лет. Участок состоит из ДНП и ЛПХ. ДНП 15 соток. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для дачного строительства. + ЛПХ примерно 1 Га.

Хочу организовать на нем базу отдыха. Поэтому прошу прояснить некоторые моменты.

Насколько правомерно будет организовать на данном участке базу отдыха? Если возникнут вопросы с целевым использованием земли, можно ли менять вид разрешенного использования, если можно, сколько это займет времени и денег, как это делать? Или нужно менять категорию земель, если это нужно и возможно, как это делать?

Также прошу прояснить, как перевести землю в собственность, это можно делать только после постройки зданий или нет. Есть ли конкретные требования для этих зданий, где такие требования можно прочитать и какой закон это регулирует?

Сколько домов можно строить на ДНП в 15 соток. Какая у них может быть максимальная площадь, этажность и т.д. Есть ли конкретные нормативы? Где о них узнать?

Строиться можно только на ДНП или на ЛПХ тоже?

И опять же, лучше сначала строить, а потом переводить в собственность или наоборот, какие плюсы и минусы у этих вариантов?

Также по поводы организации ООО или ИП. Что лучше? Какие есть плюсы и минусы у того и у того? Налоги и прочее. Какие есть тонкости именно для базы отдыха?

По поводу питания на базе, если строить ресторан, как это сделать?

Какую-то информацию уже прочитал на вашем ресурсе и других ресурсах интернета, но у всех немного «своя ситуация» и «свои тонкости», поэтому решил задать вопрос вам.

В общем, как правильно действовать и в какой последовательности.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ!

«…предоставление земельного участка под строительство с подобным ВРИ проводится только через торги.»

Как можно проводить торги если я уже арендую эту землю?

Также не раскрыты следующие аспекты моего вопроса, просьба прояснить.

«можно ли менять вид разрешенного использования, если можно, сколько это займет времени и денег, как это делать? Или нужно менять категорию земель, если это нужно и возможно, как это делать?»

«Также прошу прояснить, как перевести землю в собственность, это можно делать только после постройки зданий или нет. Есть ли конкретные требования для этих зданий, где такие требования можно прочитать и какой закон это регулирует?»

«Сколько домов можно строить на ДНП в 15 соток. Какая у них может быть максимальная площадь, этажность и т.д. Есть ли конкретные нормативы? Где о них узнать?»

«И опять же, лучше сначала строить, а потом переводить в собственность или наоборот, какие плюсы и минусы у этих вариантов?»

08 Марта 2017, 18:53

Ответы юристов (3)

Михаил, здравствуйте. Ни в коем случае при таких исходных данных строить базу отдыха нельзя. Вопрос по ЛПХ: это тоже земли сельскохозяйственного назначения? Если да, то на таком участке вообще строительство запрещено. Согласно ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). 3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Дачный участок Вы вправе использовать для личных и семейных нужд: возводить жилое строение, хоз. постройки и т.д. Поэтому любые Ваши постройки, связанные с базой отдыха, будут признаны самовольными и снесены. Необходимо сначала привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка. Но сомневаюсь, что Администрация даст разрешение на изменение ВРИ, так как предоставление земельного участка под строительство с подобным ВРИ проводится только через торги.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ!

«…предоставление земельного участка под строительство с подобным ВРИ проводится только через торги.»

Как можно проводить торги если я уже арендую эту землю?

Также не раскрыты следующие аспекты моего вопроса, просьба прояснить.

«можно ли менять вид разрешенного использования, если можно, сколько это займет времени и денег, как это делать? Или нужно менять категорию земель, если это нужно и возможно, как это делать?»

«Также прошу прояснить, как перевести землю в собственность, это можно делать только после постройки зданий или нет. Есть ли конкретные требования для этих зданий, где такие требования можно прочитать и какой закон это регулирует?»

«Сколько домов можно строить на ДНП в 15 соток. Какая у них может быть максимальная площадь, этажность и т.д. Есть ли конкретные нормативы? Где о них узнать?»

«И опять же, лучше сначала строить, а потом переводить в собственность или наоборот, какие плюсы и минусы у этих вариантов?»

08 Марта 2017, 18:53

Есть вопрос к юристу?

Вы не поняли. Да, Вы арендуете землю, но с ВРИ «ДНП» и «ЛПХ». Администрация не изменит Вам ВРИ на «строительство базы отдыха», так как земельные участки под строительство предоставляются исключительно с торгов, а это значит, что изменение ВРИ в данном случае может выглядеть как уход от установленной процедуры, предусматривающей торги. На этот счет имеется обширная судебная практика, когда отказы Администрации в изменении ВРИ признавались законными именно по этой причине.

«можно ли менять вид разрешенного использования, если можно, сколько это займет времени и денег, как это делать? Или нужно менять категорию земель, если это нужно и возможно, как это делать?»
Михаил

В Вашем случае необходимо менять в первую очередь категорию земель. Так как на землях сельскохозяйственного назначения базы отдыха не строят. Она предназначена для с/х производства и возведения зданий, строений, сооружений, используемых для хранения и первичной переработки с/х продукции. Процедура перевода зависит от того, в какую категорию Вы собираетесь переводить земли: в земли населенных пунктов, или, например, в земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения, в Вашем случае). Процедуры установлены Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В частности, особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены ст.7 указанного закона. Например, можно включить данные участки в границы населенного пункта с одновременным изменением ВРИ путем внесения изменений в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки поселения. Но опять же, повторюсь, я считаю, что в данном случае Администрация вряд ли пойдет Вам навстречу, так как земля у Вас не на праве собственности, а на праве аренды.

Также прошу прояснить, как перевести землю в собственность, это можно делать только после постройки зданий или нет. Есть ли конкретные требования для этих зданий, где такие требования можно прочитать и какой закон это регулирует?»
Михаил

Для того, чтобы приобрести землю без торгов — необходимо построить здание (здания) и зарегистрировать право собственности на него. Тогда арендатор земельного участка имеет исключительное право на приобретение земельного участка под зданием без торгов. Так, на земельном участке ДНП, Вы вправе построить жилое строение, а также хозяйственные строения и сооружения. Разрешение на строительство в данном случае не требуется (п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). К таким строениям законом не предусмотрены какие-то определенные требования, которые могли бы повлиять на возможность государственной регистрации права собственности на них. Но в зависимости от вида строения, на него могут распространяться различные СНиПы, Своды правил, которые иногда носят рекомендательный характер, иногда — обязательный. Так, на индивидуальные жилые дома распространяется Свод правил СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные».

«Сколько домов можно строить на ДНП в 15 соток. Какая у них может быть максимальная площадь, этажность и т.д. Есть ли конкретные нормативы? Где о них узнать?»
Михаил

Законом количество домов на одном участке не ограничено. Но есть такое понятие как градостроительный регламент. Он устанавливается Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны. Градостроительный регламент устанавливает, кроме прочего, максимальный процент застройки земельного участка, расстояния границ участка и других строений, максимальная этажность и т.д. В любом случае, жилое строение, построенное на дачном земельном участке, не может быть более трех этажей (это максимальное кол-во этажей, установленное законом для объектов индивидуального жилищного строительства, дачные дома никак не могут быть выше).

«И опять же, лучше сначала строить, а потом переводить в собственность или наоборот, какие плюсы и минусы у этих вариантов?»
Михаил

Сначала строить, а потом переводить в собственность. Иначе, если будут другие желающие на участок, продажа пойдет через торги, а это может значительно увеличить его стоимость. Кроме того, даже в случае продажи без торгов, обычно продажная цена пустого земельного участка выше чем продажа участка под зданием.

Уточнение клиента

Спасибо за развернутый ответ! Теперь стало кое-что немного проясняться. Думаю нужно в конце беседы поставить вам высокую оценку и написать положительный отзыв. Однако, пожалуй, задам последние уточняющие вопросы.

«Но опять же, повторюсь, я считаю, что в данном случае Администрация вряд ли пойдет Вам навстречу, так как земля у Вас не на праве собственности, а на праве аренды.»

Правильно ли я понимаю что после того как будет построено здание, зарегистрировано на него право собственности и на этом основании земля будет переведена в собственность я смогу все же поменять категорию земель с сельхоз на земли рекреационного назначения и также разрешенное назначение с ДНП на Строительство базы отдыха? Если так, то какова процедура этих двух переводов, если нет, то что я неправильно понял?

«максимальный процент застройки земельного участка, расстояния границ участка и других строений»

Хорошо что вы это написали, никогда об этом не слышал. А как узнать этот процент где прочитать или куда сделать запрос конкретно для моего участка, и про расстояния точные данные где взять?

Ну и напоследок, нет ли других подводных камней, которые я мог не учесть, так как я вижу очень в земельных вопросах много тонкостей и нюансов.

09 Марта 2017, 22:27

Да, это будет проще, если земля будет в собственности. С участком ДНП это будет несложно: строите хозяйственную постройку, заказываете на неё технический план, одновременно подаете заявление на постановку на кадастровый учет и гос. регистрацию права. После этого подаете в Администрацию заявление о выкупе земельного участка под зданием без проведения торгов. Но с ЛПХ другой случай. Выше я писала, что если этот участок также находится на землях с/х назначения, то на нем запрещено возводить постройки. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст.2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». При этом согласно ст.4 указанного закона

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3)
установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Поэтому если в муниципальном образовании утверждены Генеральный план, проект планировки территории, то первым делом необходимо вносить изменения туда, а потом уже подавать ходатайство об изменении категории земель.

А как узнать этот процент где прочитать или куда сделать запрос конкретно для моего участка, и про расстояния точные данные где взять?
Михаил

Вам надо уточнить, утверждены ли в муниципальном образовании (сельском поселении) Правила землепользования и застройки. Если да, то в них найти карту градостроительного зонирования, по которой определить, к какой территориальной зоне отнесены Ваши участки. И читать градостроительный регламент для участков конкретно Вашей территориальной зоны.

Ну и напоследок, нет ли других подводных камней, которые я мог не учесть, так как я вижу очень в земельных вопросах много тонкостей и нюансов.
Михаил

Подводные камни могут быть всегда, и не только в земельных вопросах. К сожалению, наше законодательство несовершенно, и сюрпризы, связанные с наличием пробелов или противоречий в законодательстве всегда могут быть. Ну а что касается строительства, то важно знать, нет ли в границах участка охранных зон, влекущих ограничения в использовании (охранные зоны ЛЭП, водоснабжения, газоснабжения и т.д.).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Земельный участок под базу

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

Дорогие друзья! Поздравляем вас с торжественным праздником — Днем Великой победы! Уже много десят.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).