Защита прав ребенка в семье статья

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

См. комментарии к статье 54 СК РФ

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Защита прав ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье (действующая редакция)

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 54 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В СК РФ впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Защита прав ребенка в семье статья

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ›
  • Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ›
  • Статья 56. Право ребенка на защиту

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

1. Право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20 июля 2000 г.); особое внимание в этом законе уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (к ним относятся дети-инвалиды, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др.).

Согласно п. 1 настоящей статьи защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать именно права и интересы детей, а не свои права и интересы. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Защищая права и законные интересы ребенка, прокурор, во-первых, осуществляет надзор за тем, как они соблюдаются уполномоченными органами, а во-вторых, принимает непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Гарантией осуществления защиты прав несовершеннолетних является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из своих интересов и потребностей. Более того обеспечение этих прав ребенка – задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Статья 6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний) или нет.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст. 16, 19, 32–34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают только права, означенные в Семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, эмансипированный подросток или несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения брачного возраста), вправе самостоятельно защищать свои права и интересы.

2. Пункт 2 настоящей статьи закрепляет, что несовершеннолетний может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия исполнения такого права необходима в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а иногда и во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и его содержанию. В таком случае ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет. При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

3. Зачастую дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не обращаются за защитой своих прав в компетентные органы из страха перед родителями, от незнания своих прав или из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения, скрывают факты таких злоупотреблений. Поэтому должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такая норма, закрепленная в п. 3 данной статьи, предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети. В свою очередь органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.