Закон сми комментарий

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств» указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

— с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

— обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

— предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

— выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

— ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации».

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

«Комментарий к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. n 2124-1″ (постатейный) (под ред. В.В. Погуляева) («Юстицинформ», 2004)

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. N 2124-1
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 декабря 2003 года
Под общей редакцией
В.В. ПОГУЛЯЕВА
Сведения об авторах
Моргунова Елена Алексеевна, главный специалист Отдела авторского права и смежных прав Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент). Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист по вопросам авторского права. Автор ряда публикаций по правовым вопросам, книги «Авторское право. Комментарий законодательства» (в соавт.) — ст. 2, 4 — 6, глава III (кроме ст. 29), глава V, глава VII.
Погуляев Вадим Владимирович, заместитель генерального директора — начальник договорного отдела юридического агентства «Копирайт». Специалист по гражданскому, трудовому праву, правовому регулированию интеллектуальной собственности, в том числе по вопросам защиты информации и авторского права. Автор многочисленных публикаций по правовым вопросам — ст. 1 — 4, глава II (кроме ст. 7 и 18), глава IV (кроме ст. 42), глава VI.
Вайпан Виктор Алексеевич, заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Главный редактор журнала «Право и экономика». Член Центрального совета Союза юристов России и Координационного совета Международного союза юристов. Член научно-методического совета при ЦИК России. Адвокат. Кандидат юридических наук. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Автор ряда книг и многочисленных публикаций — ст. 7, 18.
Любимов Алексей Павлович, юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому праву, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах — ст. 29, 42.
Список сокращений
СМИ — средство массовой информации (независимо от числа и падежа)
Закон о СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 4 июля 2003 г.)
ЗоАП — Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.)
Закон о рекламе — Закон РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 30 декабря 2001 г.)
Закон об информации — Закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.)
27 декабря 1991 года N 2124-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ,
от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,
от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ,
от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Свобода массовой информации
Комментарий к статье 1
1. Свобода информации — основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).
В Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции).
Свобода массовой информации — необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия .
———————————
Концепция плюрализма состоит из двух основных характеристик. Политический плюрализм, который представляет собой потребность в интересах демократии в широком диапазоне политических мнений и точек зрения, представляемых СМИ. Было бы угрозой для демократии, если бы преобладал только один голос в СМИ, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения. Культурный плюрализм отражает потребность в многообразии культур и передает разнообразие в обществе через СМИ (п. 4 пояснительной записки к Рекомендации Совета Европы N R (99)1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации»).
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.
2. Согласно комментируемой норме в РФ не могут быть ограничены:
1) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
2) учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Комментарий к статье 2
1. Определения, содержащиеся в ст. 2, введены для целей Закона о СМИ.
Согласно комментируемой статье массовая информация — это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация» от более широкого понятия «информация», то сама информация — это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Другая формулировка понятия «информация» содержится в Законе об информации, согласно которому информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Таким образом, один закон понимает под информацией сведения, другой — сообщения и материалы. Безусловно, каждая из приведенных трактовок соответствует целям конкретного нормативного акта. Однако их соотношение имеет большое теоретическое значение для правильного понимания сущности информации в системе права. Кроме того, нельзя исключить возможность возникновения ситуации, когда баланс в приведенной терминологии сыграет решающую роль при рассмотрении конкретного спора в суде. Разработчики Закона о СМИ полагают, что «сведения» составляют содержание «сообщений» . Коллектив лингвистов под руководством доктора филологических и психологических наук А.А. Леонтьева полагает, что «сведения» и «сообщения» — слова-синонимы . Анализ положений Закона о СМИ приводит к выводу, что сведения составляют содержание сообщений и материалов. Однако для того чтобы понять логику законодателя, авторитетного мнения филологов явно недостаточно. Необходимо изучить место данного термина в законе. Из положений ст. 3, 34, 41 Закона о СМИ следует, что сведения являются содержанием сообщений и материалов, что сообщения и материалы не являются в чистом виде информацией, а представляют собой результат творческого труда .
———————————
Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли «Священной Корове» на бойню, или Что таит модернизация закона о СМИ // Законодательство и практика СМИ. 1988. N 1, 2.
Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и СМИ. М.: Права человека, 1997.
Моргунова Е., Погуляев В., Рузакова О. Финансовая информация как объект правовой охраны // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 10.
2. В абзаце 2 ч. 1 ст. 2 Закона о СМИ содержится определение понятия СМИ, из положений которого следует, что СМИ — это форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, СМИ — это то, в чем содержатся подробные сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. Условно говоря, СМИ — это сборники. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает два вида СМИ:
периодические печатные издания,
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
СМИ, как отмечалось, это не просто форма распространения, а форма периодического распространения информации, т.е. «сборники» должны распространяться периодически. Следует обратить внимание, что Закон не дает исчерпывающий перечень видов СМИ.
3. Периодическое печатное издание — это издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Из указанного определения следует, что издание является периодическим, если:
оно имеет постоянное название. Это обязательный атрибут СМИ, при смене названия требуется его перерегистрация;
имеет текущий номер — обязательный элемент выходных данных (ст. 27 Закона о СМИ);
выходит не реже одного раза в год.
При наличии всех этих признаков независимо от формы издания, от того, зарегистрировано оно как СМИ или нет, оно является периодическим печатным изданием. Невыполнение последнего требования является основанием для признания свидетельства о регистрации недействительным (ст. 15 Закона о СМИ).
4. Исходя из содержания определения «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы», приведенного в абз. 4 ч. 1 статьи, под таковой понимается совокупность передач, а именно периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов. Два других признака — постоянное название и выход не реже одного раза в год — идентичны признакам, установленным для периодических печатных изданий. Отличительной является форма фиксации сообщений и материалов. Они имеют звуковую или видеозвуковую форму.
5. Под продукцией СМИ понимаются:
экземпляры отдельного номера периодического печатного издания;
отдельный выпуск программы;
экземпляры аудио- или видеозаписи программы.
Указание на то, что продукцией периодического печатного издания являются именно экземпляры (материальные носители) отдельного номера, ни в коей мере не приводит к ущемлению интересов создателей СМИ, распространяемых посредством сети Интернет и других телекоммуникационных сетей связи. Такие СМИ по своему правовому статусу согласно ст. 24 Закона о СМИ приравниваются к радио- и телепрограммам.
В отношении программ продукцией СМИ являются не только выпуски, зафиксированные (записанные) на материальных носителях информации, но и выпуски, выходящие в прямом эфире. Запись программы является самостоятельным третьим видом продукции СМИ, названным в рассматриваемом определении.
6. Распространение продукции СМИ — это представление отдельного номера, отдельного выпуска СМИ неопределенному кругу лиц. Распространение может осуществляться различными способами: путем продажи; трансляции (передачи в эфир); демонстрации кинохроникальной программы.
Сопоставляя определение распространения, содержащееся в ст. 2 Закона о СМИ, со ст. 25 данного Закона, можно заключить, что в ст. 2 названы не все способы распространения. К способам распространения согласно ст. 25 Закона о СМИ относится также снятие единичных копий с видеозаписей программ, если за это взимается плата.
Распространение может осуществляться как за плату, так и бесплатно.
7. Исходя из определения, приведенного в абз. 7, специализированным является СМИ, если Законом о СМИ установлены специальные правила в отношении порядка:
1) его регистрации;
2) распространения его продукции.
При этом специализированным признается СМИ, в отношении которого действует хотя бы один из указанных порядков.
К специальным СМИ, для регистрации которых установлены специальные правила, относятся СМИ, специализирующиеся:
на сообщениях и материалах рекламного характера;
на сообщениях и материалах эротического характера;
на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения.
Специфика правил регистрации указанных СМИ заключается в установлении специальных регистрационных сборов.
Специальные правила в отношении распространения продукции также предусмотрены для СМИ, которые специализируются на сообщениях и материалах рекламного (ст. 28, 36), а также эротического характера (ст. 28, 37).
8. Часть 1 абз. 8 дает определение понятию «редакция СМИ». В качестве редакции может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Основным критерием, позволяющим назвать то или иное лицо редакцией, является осуществление этим лицом основной функции редакции: производства и выпуска СМИ. Вместе с тем права и обязанности редакции возникают у лица с момента государственной регистрации СМИ и/или утверждения устава редакции (подробнее см. ст. 17 и комментарий к ней), а не с момента принятия решения выступать в качестве редакции.
Среди лиц, которые могут выступать в роли редакции, законодатель называет организацию, учреждение, предприятие, гражданина и объединение граждан.
Используемый авторами Закона о СМИ термин «организация», по сути, является собирательным, охватывающим все предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, и используется в качестве синонима термина «юридическое лицо».
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
Предприятие в соответствии с гражданским законодательством может являться как объектом, так и субъектом отношений. Согласно ст. 132 ГК РФ под предприятием как объектом прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Правовой режим предприятия — субъекта прав регламентируется в том числе ст. 113 — 115 ГК РФ. Ранее, до введения в действие части первой ГК РФ, термин «предприятие» трактовался исходя из положений Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По своему значению он был весьма схож с современным понятием «коммерческая организация», под которым понимается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а именно — коммерческая организация (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
В соответствии

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья служит гарантом недопустимости цензуры массовой информации. Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства. Можно говорить о том, что гарантии недопустимости цензуры в дополнение к комментируемой статье содержит также ст. 58 Закона, которой предусматривается ответственность за ущемление свободы массовой информации, которое возможно в том числе посредством осуществления цензуры. Следовательно, законодатель считает цензуру одной из разновидностей (вариантов) ущемления свободы массовой информации (наряду с иными разновидностями, названными в ст. 58). Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Часть 1 Хартии свободы печати (Лондон, 1987 г.) гласит, что «любая цензура, прямая или косвенная, неприемлема. В этой связи законы и практика, ограничивающие право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, должны быть отменены, а органы местной и центральной власти не должны вмешиваться в содержание публикуемых или передаваемых сообщений, равно как и ограничивать доступ к источникам информации».

2. В развитие положений ст. 29 Конституции РФ о свободе массовой информации комментируемая статья закрепляет запрет цензуры, то есть предварительного согласования сообщений и материалов с государственными органами и должностными лицами, с возможностью наложения последними запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Запрет цензуры как важное достижение в развитии прав и свобод человека и гражданина был впервые закреплен в отечественном законодательстве в Законе СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации». Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

3. Закон закрепляет запрет как предварительной цензуры, согласования сообщений и материалов (кроме случаев авторства должностного лица или результатов его интервьюирования), так и последующей (запрет распространения информации).

Цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Как следует из выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций, право на свободу слова и распространение информации может быть ограничено только в целях защиты конституционных ценностей при соблюдении принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости в правовом демократическом государстве; такие ограничения не должны искажать основное содержание данного конституционного права и посягать на само его существо — иное ведет к его умалению и отмене (см. Постановления КС РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П, от 16 июня 2006 г. N 7-П, от 22 июня 2010 г. N 14-П и др.).

По мнению Конституционного Суда РФ, ограничение посредством законодательного регулирования свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое обращено, как это вытекает из ст. ст. 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе и судам.

Из правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П, следует, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, нормы, содержащиеся в ст. 16 комментируемого Закона, предполагают, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных средством массовой информации нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о прекращении деятельности данного средства массовой информации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, суды в данном случае должны обращать внимание на адекватность наказания. Так, доказанные факты распространения средством массовой информации видеоматериалов, содержащих нецензурную брань, однозначно могут повлечь привлечение к административной ответственности, но не всегда являться адекватными и достаточными для прекращения деятельности СМИ. Подробнее о судебной практике по данному вопросу см. комментарий к ст. 16.

4. Зачастую требования о запрете цензуры пытаются обойти, маскируя цензуру, например, под условия работы аккредитованных журналистов, договоры о политкорректности между СМИ и органами власти. Однако подобные неправомерные ограничения профессиональной самостоятельности редакций СМИ могут рассматриваться фактически как цензура журналистских сообщений и материалов. Так, например, если аккредитованный при органе государственной власти журналист публикует информацию, показывающую данный орган в невыгодном свете, но при этом информация достоверна, основана на фактах, лишение журналиста аккредитации на этом основании будет незаконно.

С другой стороны, как показывает судебная практика, следует различать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ.

Так, изложение информации в форме интервью само по себе не свидетельствует о том, что распространенные сведения являются оценочными суждениями (см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2011 г. по делу N А60-10459/2011).

5. В комментируемом Законе определен ряд субъектов, которые потенциально могут покуситься на проведение цензуры: должностные лица, государственные органы, организации, учреждения или общественные объединения. Указанные лица и органы могут применить в отношении средства массовой информации властные санкции или меры общественного воздействия. Поэтому особенно важно установление препятствий на пути подобной деятельности. Отдельный гражданин или негосударственная коммерческая организация не имеют возможности оказывать давление на редакцию. Их требования (в противоречащей Закону части) журналист может игнорировать. Поэтому специального указания на них в Законе не требуется.

6. Из общего правила свободы средств массовой информации может быть установлено исключение путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов в случае введения чрезвычайного положения. Однако Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 12 четко определяет основания ограничения свободы массовой информации как наличие обстоятельств (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

7. Аналогично при объявлении военного положения может быть осуществлено: введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами. Согласно п. 14 ст. 7 названные меры реализуются на основании указов Президента РФ.

Порядок и основания введения военного положения определены ст. ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении».

8. Кроме запрета самой цензуры, часть вторая комментируемой статьи блокирует возможность возникновения организаций, ставящих себе целью цензуру средств массовой информации, устанавливая запрет на создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входят указанные направления деятельности.

9. Не являются цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала. В указанном случае должностное лицо лишь пользуется правами, предоставленными ему комментируемым Законом, а также ч. 4 Гражданского кодекса РФ.

10. Требование редактора о согласовании с ним текста материала или содержания сообщения также будет являться не цензурой, а реализацией предоставленных ему законных полномочий, как и любая другая внутриредакционная обработка или согласование материала. Кроме того, представляется вполне допустимым предварительный «отсев» материалов, не подходящих по стилю, направлению, лексике для данного конкретного средства массовой информации, то есть так называемого неформата. В таком случае автору отказывается в приеме материала в конкретном средстве массовой информации, и он может предложить материал в любое другое СМИ, требованиям которого этот материал будет соответствовать.

Относительно учредителя Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указывает на то, что законность подобного требования, исходящего от учредителя средства массовой информации, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе редакции или заменяющем его договоре. В отсутствие соответствующих положений любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста является незаконным. Однако на практике представляется, что чаще реализуется принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку». У учредителя (собственника) существует большое количество рычагов воздействия на «непокорное» средство массовой информации.

Если автором статьи, заметки и т.п., подготовленных на основе интервью, является журналист, а не интервьюируемый, то в средстве массовой информации возможно осуществление редактирования исходного текста интервью для создания вышеуказанных произведений, при этом не допускается искажение его смысла и слов интервьюируемого.

В случаях, если должностное лицо само является автором статьи, заметки и т.п., то адресованное непосредственно редакции, главному редактору средства массовой информации требование предварительно согласовывать указанные материалы нельзя считать цензурой, поскольку такое требование является формой реализации права автора на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений, предусмотренного ст. 1266 ГК РФ. Поскольку согласно подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня и др.), то в отношении таких сообщений требование предварительного согласования недопустимо, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не являются цензурой вынесение уполномоченными органами и должностными лицами письменных предупреждений учредителю, редакции (главному редактору) в случае злоупотребления свободой массовой информации, наложение судом запрета на производство и выпуск средства массовой информации в случаях, которые установлены федеральными законами в целях недопущения злоупотребления свободой массовой информации (см. ст. ст. 8, 16, 16.1 и комментарий к ним, а также ст. ст. 8, 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Комментарий к закону рф от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «о средствах массовой информации»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2015 года

В.А. Тимошенко, а.Б. Смушкин

Тимошенко Владимир Александрович — профессор кафедры «Финансы» Саратовского государственного социально-экономического университета, почетный работник МНС России.

Смушкин Александр Борисович — кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», доцент по специальности, участвовал в написании комментариев: к Налоговому кодексу, Закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Закону «О трудовых пенсиях», Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», учебников по криминалистике, гражданскому процессуальному праву, нескольких пособий и справочников.

Актуальность разработки проблем правового регулирования деятельности средств массовой информации не вызывает сомнений. Не случайно прессу называют четвертой властью.

Закон РФ «О средствах массовой информации» занимает основное место в регулировании деятельности СМИ. Он регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс-медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры. Комментарий подробно поясняет, как создаются, реорганизуются и ликвидируются средства массовой информации, рассматривает вопросы их деятельности. В комментарии анализируются многочисленные примеры из судебной практики.

Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» рассчитан в первую очередь на работников данной сферы деятельности: учредителей, редакторов, журналистов средств массовой информации. Данное издание также предназначено для юристов-практиков и научных работников и для всех лиц, интересующихся данным вопросом.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 апреля 2015 г., при этом уделено внимание серьезным изменениям, которые вступят в силу с 1 января 2016 г.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья;

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

ФЗ — Федеральный закон;

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации;

Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

МИД РФ — Министерство иностранных дел Российской Федерации;