Закон об имперском гражданстве

Оглавление:

Закон об имперском гражданстве (гражданстве рейха)

Закон об имперском гражданстве (гражданстве рейха)

Рейхстаг единодушно принял закон, который здесь публикуется и вступает в силу с момента принятия:

1) Субъектом государства является лицо, входящее в состав защитной ассоциации германского рейха и связанное с ним особыми обязательствами.

2) Государственное гражданство предоставляется в соответствии с действующими предписаниями и правилами рейха и закона об имперском гражданстве.

1) Только гражданин Германии немецкой или родственной ей крови, который докажет свою готовность и способность к служению немецкому народу и рейху, может получить имперское гражданство.

2) Право на имперское гражданство удостоверяется выдачей специального документа – свидетельства гражданина рейха.

3) Гражданин рейха обладает всеми политическими правами в соответствии с положениями данного закона.

Имперский министр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера должен обнародовать все необходимые официальные и административные предписания и инструкции, связанные с осуществлением и исполнением данного закона.

Нюрнберг, 15 сентября 1935 года

Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер

Министр внутренних дел Фрик

(Штуккарт Вильгельм, Ханс Глобке. Комментарии к расовому законодательству. Т. 1. С. 31.)

Закон об имперском гражданстве

(гражданстве рейха)

Рейхстаг единодушно принял закон, который здесь публикуется и вступает в силу с момента принятия:

Параграф 1

1) Субъектом государства является лицо, входящее в состав защитной ассоциации германского рейха и связанное с ним особыми об язательствами.

2) Государственное гражданство предоставляется в соответствии с действующими предписаниями и правилами рейха и закона об имперском гражданстве.

Параграф 2

1) Только гражданин Германии немецкой или родственной ей крови, который докажет свою готовность и способность к служению немецкому народу и рейху, может получить имперское гражданство.

2) Право на имперское гражданство удостоверяется выдачей специального документа — свидетельства гражданина рейха.

3) Гражданин рейха обладает всеми политическими правами в соответствии с положениями данного закона.

Параграф 3

Имперский министр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера должен обнародовать все необходимые официальные и административные предписания и инструкции, связанные с осуществлением и исполнением данного закона.

Нюрнберг, 15 сентября 1935 года

Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер

Министр внутренних дел Фрик

(Штуккарт Вильгельм, Ханс Глобке. Комментарии к расовому законодательству. Т. 1. С. 31.)

Вальтер Бух

Еврей — вне закона

Еврей не является живым человеческим существом. Это — гниющий организм. Подобно тому как поганка закрепляется на гниющем дереве, так и евреи смогли внедриться в немецкий народ для нанесения ему ущерба, когда он был ослаблен в результате большой потери крови в Тридцатилетней войне, и стали разлагаться внутри его.

(Бух Вальтер. Статья о немецкой чести // Немецкая юстиция (Дойче юстиц). 1938. 21 октября.)

«Мы лишь вводим некоторые послабления». Что изменит новый закон о гражданстве

В России хотят ввести «право почвы» — гарантию гражданства для иностранцев, родившихся на территории России. По крайней мере, именно в таком ключе обсуждают законопроект, разработанный группой депутатов при участии экс-прокурора Крыма Натальи Поклонской. «Сноб» попросил автора инициативы Константина Затулина и экспертов объяснить суть закона, его плюсы и минусы

Поделиться:

Константин Затулин, депутат Госдумы, автор законопроекта:

«По праву почвы» — устаревший термин, который депутат Госдумы Руслан Бельбек употребил в интервью, после чего словосочетание стало кочевать по СМИ. В пояснительной записке мы не используем такой термин. Но я не возражаю — если люди так понимают, то хорошо.

Наш законопроект касается категории граждан, которую с подачи Путина мы назвали «носители русского языка». Эти граждане после принятия закона о носителях русского языка в 2014 году не смогли воспользоваться программой получения российского гражданства — дело в том, что депутаты зачем-то прописали норму, по которой от желающего получить таковое гражданство требовалась справка о том, что он вышел из гражданства своей страны — никакое государство такую справку не дает. Мы хотим это изменить. Сейчас готовятся два законопроекта, конечная цель которых — отменить необходимость выхода из чужого гражданства для получения российского паспорта. Это нужно для тех миллионов наших соотечественников, которые живут в ближнем зарубежье и хотят остаться на местах проживания, при этом получив российское гражданство.

Технология получения российского паспорта прописана в законе 2014 года, мы лишь вводим некоторые послабления. Согласно положениям старого закона, человек должен происходить из семей, живших в СССР или Российской империи, но в границах нынешней России. Мы хотим изменить это — не ограничиваться границами России, потому что так мы теряем много соотечественников. Далее: человеку, получавшему российское гражданство, сначала выдавали разрешение на временное проживание, потом вид на жительство и только потом российский паспорт. Я не понимаю, зачем в этой схеме нужно разрешение на временное проживание, если человек и так живет в России — мы упраздним эту норму в законопроекте.

Вероятность того, что законопроект будет принят, высокая, но все не однозначно. Высокая потому, что он был поддержан многими депутатами. Но есть принципиальные противники принятия нового закона о российском гражданстве, они себя не афишируют, но сидят достаточно высоко. Они считают, что, давая широкие права на получение гражданства, мы засоряем страну. С такой позицией выступают некоторые представители Администрации президента.

Вопрос о том, зачем это нужно государству, очень популярный. Скажите, это хорошо, когда российских граждан больше? Вообще граждане приносят пользу государству или нет? Ведь люди делают вклад в ВВП. Если в Россию приедут академики — все скажут, что это хорошо. А если приедут неквалифицированные пахари — это что, плохо? У нас много людей, которые готовы пахать землю?

Михаил Старшинов, первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей:

Есть много вопросов к этому законопроекту. Например, говоря о предоставлении паспорта потомкам людей, живших на территории Российской империи, с какого по какое время мы ведем отсчет? Кому мы будем давать это гражданство, что это за люди, какой у них культурно-образовательный уровень? Это все важно, нам жить с этими людьми. Чего опасаются наши граждане? Того, что граждане среднеазиатских стран будут иметь полное право получить российское гражданство по облегченной процедуре. Раньше мы в первую очередь хотели привлечь в Россию высококвалифицированных специалистов, потом шли по пути, согласно которому нерезиденты должны были сдать экзамен на знание русского языка, иметь базовые представления о российской истории.

Я не понимаю, каким еще критериям должен будет соответствовать человек. Или он просто придет и скажет: у меня родители родились на территории Узбекской ССР, дайте мне паспорт. Или же система будет более продуманной и сложной: мы скажем ему, что давай-ка ты выучишь русский язык, докажешь, что будешь не просто пособие по безработице получать, а устроишься на нормальную работу. Какие-то вещи базовые, которые любое государство учитывает, нужно учитывать и нам.

Людям, с которыми у нас общая история, с которыми у нас похожие традиции, можно давать гражданство, в ином случае будет как в Европе, куда приехали беженцы, с которыми никто не знает как справляться.

Закон, который принимает Госдума, должен быть в первую очередь направлен на то, чтобы гражданам России жилось спокойно и комфортно в своей стране. Я приветствую интеграционные процессы с людьми, которые в советское и в имперское время были жителями дружественных территорий, — это хорошо. Но вместе с тем надо понимать, что Российская империя была огромной и в разных своих частях разной. Культурные отличия между прибалтами и узбеками очень существенны.

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»:

Либерализация процесса получения гражданства — очень неплохая вещь. Если закон примут, многие смогут получить российское гражданство. Самое главное, чтобы этот закон касался людей, которые живут на территории России и притом давно. Еще плюс — будет меньше бумажной волокиты. Разумеется, это скажется и на жизни мигрантов — они получат возможность перейти из нелегального сектора в легальный. Люди, говорящие по-русски, имеют на это право.

Я всегда приветствую любую либерализацию. Есть очень много людей, которые связывают себя с Россией, но не могут получить паспорт этой страны. Фактически принятие этого закона позволит им вернуться домой.

«Во всем повиноваться, не щадя живота»

Дмитрий Петров о том, что делает человека гражданином

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству объявил конкурс на лучший текст присяги при получении российского гражданства. Депутаты спешат реализовать идею Путина, высказанную им недавно в беседе со спикером нижней палаты парламента. Конечно, поднимать престиж российского гражданства в мире надо, но помогут ли этому ритуальные клятвы?

Люди движутся по миру испокон веков. Из страны в страну, с континента на континент. Разные власти в разные времена пытаются ограничить это движение, но оно только нарастает. Главная причина миграции — угроза жизни и благополучию из-за войн, гражданских конфликтов, преследований, стихийных бедствий, голода, краха хозяйства. Проще говоря — поиск лучшей жизни. Гражданам нашей страны, пережившей не одну волну эмиграции, это известно лучше, чем многим.

Навстречу убегавшим из царской империи, Страны Советов и современной России тоже тек людской поток.

В царскую Россию ехали мастера, ученые, военные и подданные завоеванных краев. В советcкую республику — беглые вожди пролетариев всех стран и подданные вновь взятых Балтии, части Польши и Белоруссии, Бессарабии. А нынче в основном стремятся постсоветские жильцы — беглецы от безработицы, безденежья и прочих бед. Трудовые мигранты.

В 2016-м (по данным Федеральной службы государственной статистики) их в страну поставляли преимущественно Узбекистан, Украина и Таджикистан, а также Китай, Северная Корея, Вьетнам и Турция.

Но люди едут не только работать. Многие хотят здесь жить.

По данным пресс-службы МВД, в 2016 году украинцы получили 100 696 российских паспортов. На 49% больше, чем в 2015-м. Второе место у Казахстана — 37 837. На третьем — Узбекистан с 23 216 паспортами.

Сможет ли старый тезис «кругом враги» сработать еще раз

Конституция РФ дает гражданам немало прав: участвовать в управлении государством непосредственно и через представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; а также — собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. И прочие. Соблюдаются ли они и насколько полно? Это вопрос. Но они есть.

Хотя приезжих скорее привлекает право работать и жить спокойно — не боясь милиции и прочих «органов», которые тревожит приток граждан извне. Ведь наркодилеру или шахиду-фанатику с таким статусом действовать куда проще. И, конечно, вряд ли его остановит присяга.Тогда для чего она? Это просто обряд или нечто большее?

В беседе с Володиным президент изложил свою идею деликатно: «Я бы просил…подумать и на эту тему. Взять опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю…»

Но депутаты уже спешат подготовить законопроект к концу июля. То есть взялись по-военному — недолго думая.

Предложить текст присяги может любой гражданин России, общественные и научные организации. На основе их вариантов «будет сделан какой-то базовый». На закрытом совещании Владимир Жириновской уже предложил свою версию — с обещанием «никогда никому не позволить сдвинуть на миллиметр пограничные столбы моей страны», а Ирина Яровая — свою, где призвала соблюдать законы: «Я. клянусь уважать права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохранять исторически сложившееся государственное единство, исходить из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтить память предков, передавших любовь и уважение к России. »

Между тем с «историей и традициями страны» ясно далеко не все. Ряд ключевых исторических этапов — от основания Руси до краха СССР — повод для споров. Есть разные версии. Какие уважать новому гражданину?

То же с традициями. Где их официальный реестр? А неофициальных — море. Какую русскую традицию блюдет Жерар Депардье? Какие, кроме кулачного боя, знает Стивен Сигал? Чему будут присягать искатели гражданства? Хорошо бы прояснить.

А вот опыт «зарубежных государств» изучить всегда полезно.

Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным

Так, например, в Японии, человек, получающий гражданство, обязуется быть «добропорядочным гражданином» и исполнять положения конституции. До 1945 года присягали и на верность императору.

В США вступление в гражданство бывает коллективным и личным. Первое — при получении территорией статуса штата. Личное — по-разному. Дети, рожденные в 50 штатах, округе Колумбия и в территориях вроде Пуэрто-Рико, Гуама и др., получают гражданство по праву рождения (кроме детей дипломатов). А взрослый иностранец — если состоит в браке с гражданином и прожил в стране три года. Или ему 18 лет, он «высоконравственный человек», въехал в Штаты легально, жил там не менее пяти лет, имеет двух поручителей, знает английский, знаком с историей и государственной системой США и готов дать присягу.

В ней он отрекается от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином коих был. Клянется поддерживать и защищать конституцию и законы США, сражаться на их стороне, нести нестроевую службу и выполнять гражданскую работу согласно закону. Заверяет, что присягает открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от ее исполнения. И просит Бога помочь ему.

Есть в Америке и Клятва верности флагу. Ее хором произносят школьники. Подобный групповой обряд по душе Ирине Волынец — главе Национального родительского комитета России. Она предлагает ввести присягу для впервые получающих паспорт граждан России. Сейчас, пишет Ирина, эта процедура формальна. А должна быть торжественной — чтобы подростки, возложив руку на Конституцию, обещали чтить закон и быть хорошими гражданами.

Здесь и США, а возможно, в скором будущем и Россия наследуют институт гражданской клятвы, рожденный в Западной Европе в Средние века.

В государстве франков при заключении вассального договора будущий вассал просил сеньора принять его в число «своих людей». Клялся в верности, обещал не «поднимать против него руку» и хранить секреты.

В 1086 году Вильгельм I Завоеватель — герцог Нормандский, завоевавший Англию, — добиваясь лояльности местной знати, тоже обязал ее клясться в верности.

В России Петр I, звавший на службу иностранцев, ввел для них присягу. И включил ее текст в манифест, приглашавший пленных шведов в российское подданство. Затем ее не раз меняли. Имелись и версии для мусульман и евреев.

Почему Россия до сих пор живет в вагонах и времянках

Присяга, учрежденная Александром II, действовала с 1857 по 1917 год. Вступающий в подданство клялся «Его Императорскому Величеству. служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови. ». Большевики уничтожили имперский ритуал. Вступавшие в советское гражданство клятвы уже не давали. Не дают и теперь.

В отличие от России, закон о гражданстве имперской Германии от 1913 года (с поправками) действует и сегодня. Он гласит, что иностранец, получая документ о гражданстве, должен поклясться «соблюдать конституцию и законы страны и отвергнуть все, что может причинить ей ущерб».

В Чехии разрешение на получение гражданства иностранцем старше 15 лет вступает в силу после принесения клятвы быть верным стране и соблюдать ее законы.

Также клятву приносят в Бразилии, Новой Зеландии, Сингапуре и на Филиппинах. Ярок ритуал вступления в гражданство Ямайки. Главное в нем — клятва. Точнее две. Одна — в верности королеве (Ямайка — член Британского Содружества). Другая подтверждает первую. Затем гражданам вручают «Приветственный комплект» — пособия по культуре, истории и обычаям, скромных размеров флаг и бланки заявлений на выдачу паспорта.

Конечно, гражданином человека делают не ритуальные пляски, знаки и бумаги. И не лояльность начальству. А ощущение, что это ты — владелец страны.

Ответственность за страну. Уважение к согражданам. Участие в социальной жизни и политике. Труд ради своего и ее богатства, мирного развития и комфортной жизни. Включенности в пространство глобальных ценностей — культурные, экономические и социальные процессы современного мира.

Какие образцы послужат примером российским властям? Будут ли клятвы адресованы частным лицам или массам нового населения? Побудят ли новых обладателей паспортов сакральные формулы прежних веков и заклятия, взятые за рубежом, стать гражданами? Задумывался кто-то из разработчиков нового закона над этими вопросами? Неведомо. Но работа кипит. Тексты пишут.

Закон об имперском гражданстве

Для наглядности я приведу пример:
Российская немка Паулина Бауэр родилась на Украине в 1932 году. В 1944 году отступающая из Украины немецкая оккупационная администрация вывезла всю семью Бауэр в Польшу, где в лагере для переселенцев ей было присвоено немецкое гражданство. 1945-м последовало возвращение в СССР. В 1952 году Паулина познакомилась с русским Игорем Ковалевым и создала с ним внебрачное семейное сообщество. 25.03.1953 года у пары родился внебрачный ребенок Владимир. 01.04.1953 г. Паулина и Игорь заключили законный брак.

В 2000 году Паулина Ковалева подает в Федеральное административное ведомство (Bundesverwaltungsamt) заявление о приеме своего сына по статусу позднего переселенца (§ 4 BVFG). Это заявление отклоняется в 2003 году со ссылкой на недостаточное знание немецкого языка. Здесь Паулина вспоминает о своем немецком гражданстве периода войны и подает ходатайство о выдаче своему сыну Удостоверения гражданина Германии (Staatsangehörigkeitsausweis). Как известно, натурализованным гражданам Германии военной поры не требуется решение о приеме, они могут проживать в ФРГ на тех же правах, что и коренные немцы. Свое требование она обосновывает обнаруженным в Федеральном архиве Свидетельством о натурализации (Einbürgerungsurkunde) от 1944 года и передачей этого гражданства своему внебрачному сыну Владимиру.

Институт легитимации
Федеральное административное ведомство отклоняет заявление со следующей аргументацией: как внебрачный ребенок немецкой матери и иностранного отца Владимир приобрел германское гражданство в момент и в силу рождения 25.03.1953 г. Так урегулировано в параграфе 4 Закона об имперском и государственном гражданстве (RuStAG). Путем последующего заключения брака между своими родителями 01.04.1953 г., Владимир потерял свое немецкое гражданство (17 Nr. 5 RuStAG). Так Федеральное административное ведомство толкует положения закона и 17 Nr. 5 RuStAG.

До 31.09.1968 г. законодательство СССР о браке и семье знало институт легитимации. Легитимация – это придание задним числом законности каким-либо обстоятельствам. В нашем случае в результате последующего заключения брака между родителями, рожденные вне брака дети задним числом объявились брачными. Тогдашний СССР хотел иметь как можно меньше внебрачных детей, поэтому такая «маленькая» хитрость. В СССР институт последующей легитимации был отменен 31.09.1968 г. Поэтому внебрачные дети немецких матерей и отцов-иностранцев, рожденные после 01.10.1968 г., должны были бы сохранять немецкое гражданство и после заключения брака между своими родителями.

Конституционный запрет дискриминации
Отказ Федерального административного ведомства признать Владимира Ковалева гражданином Германии, ошибочен. Ведомство не принимает во внимание, что после 01.04.1953 г. применение § 17 Nr. 5 RuStAG запрещено высшим законодательным актом – Основным законом (Grundgesetz или конституция) ФРГ. Конституция страны запрещает дискриминацию (Art. 3 Abs. 2, Art 117 Abs. 1), в том числе и по половому признаку. Разный модус наследования немецкого гражданство по мужской и женской линии, безусловно, являлся таким актом дискриминации.

Конституция страны обязала законодателя устранить эту дискриминацию. Законодатель, хотя и с большим опозданием, выполнил требование Основного закона. Закон об имперском и государственном гражданстве (первая редакция 1913 года) был реформирован в смысле конституции только в 1974 году. После этой реформы мужчины и женщины – граждане Германии в одинаковой степени передают немецкое гражданство своим детям, рожденным после 1975 года. Дети, рожденные между 1953-м и 1968 годами, по обстоятельствам до 1975 года, не должны страдать от такой медлительности законодателя. Все это означает, что с 01.04.1953 г. Основной закон страны вывел из силы предписания § 17 Nr. 5 RuStAG.

Владимир Ковалев может профитировать от конституционного запрета действия предписаний § 17 Nr. 5 RuStAG. Он приобрел немецкое гражданство в момент и в силу рождения, и сохранил гражданство даже после заключения брака между своими родителями. Иное решение представляется несправедливым. Трудно понять, почему брак родителей внебрачного ребенка должен вести к потере ребенком такой важной правовой позиции, как немецкое гражданство.

В последние годы в юридических кругах шла оживленная дискуссия по этому вопросу. По моим сведениями, большинство административных судов поддерживает представленное мной правотолкование действия законов различного уровня.

Федеральное административное ведомство упорно придерживается своей точки зрения и настаивает на окончательном прояснении в Федеральном административном суде (Bundesverwaltungsgericht) в Лейпциге. 06.04.2006 г. в этом высоком суде состоялось устное слушание по представленному вопросу (Az.: 5 C 5.05). Федеральный административный суд поддержал благоприятное для российских немцев и их потомков правотолкование, а именно, что с 01.04.1953 г. § 17 Nr. 5 RuStAG автоматически был выведен из силы вышестоящим конституционным актом.

Большой сенат
Здесь я должен сделать следующее замечание. Много лет назад иной судебный орган – Федеральная судебная палата (Bundesgerichtshof) в одном решении из области гражданского права посчитал, что предписания 17 Nr. 5 RuStAG сохраняют свою силу и после 01.04.1953 г. По этой причине Федеральный административный суд счел вынужденным созвать Большой сенат (grosser Senat), состоящий из судей Федерального административного суда и Федеральной судебной палаты. В рамках этого, редко созываемого коллективного органа, должно быть принято согласованное решение. Я настроен оптимистично и ожидаю, что судейский консенсус будет в пользу российских немцев и их потомков. За последние десятилетия в судейском корпусе значительно выросло понимание значения конституционного права, превалирующего над простым законодательством.

Я рекомендую всем заинтересованным лицам вести разбирательства модуса наследования ими немецкого гражданства. Это гражданство, кстати, переходит так же на детей и внуков Владимира Коваленко из моего примера. В этой связи я хотел бы упомянуть о закончившимся 31.07.2006 г. сроке приема декларации о своем желании приобрести немецкое гражданство в рамках Art. 3 Abs. 1 RuStAÄndG 1974 г. Существует определенная связь между этой декларацией и модусом наследования немецкого гражданства. Для легитимированных детей и их потомков я вижу хорошие шансы на успех и после 31.07.2006 г.

Закон об имперском гражданстве

Депутаты Госдумы предлагают ввести новый принцип получения гражданства на основе «права почвы» и давать гражданство тем, кто родился на территории стран, входивших в состав СССР или Российской империи, а также тем, у кого там родились родственники по восходящей линии. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в первую очередь речь идет о тех мигрантах, которые не смогли получить гражданство как «носители русского языка». По действующему закону они должны, помимо знания русского, иметь родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории СССР или Российской империи, или же сами иметь такой опыт. Поскольку, по мнению авторов законопроекта, факт проживания подтвердить трудно из-за часто отсутствующих документов, а место рождения подтверждается проще, было предложено внести соответствующее изменение в закон о гражданстве.

По нашему убеждению, эта идея является следствием очень упрощенного видения основных проблем в области миграции, столь же упрощенного понимания сути института гражданства и основных целей миграционной политики России. При чтении законопроекта возникает целый ряд серьезных вопросов, на которые хотелось бы получить ответы (отсутствующие в пояснительной записке). Каким образом авторы делали обоснование этого законопроекта? Делались ли какие-либо количественные оценки численности новых потенциальных граждан, их демографического, этнического, социального и экономического состава? Оценивались ли ресурсы, которые потребуются для включения новых граждан в принимающий социум, и т. д.? Судя по всему, депутаты подобных оценок не делали и не просчитывали последствия, к которым может привести воплощение подобных предложений на практике.

Вот наиболее очевидные спорные моменты. Во-первых, если реализовать идеи законопроекта, то российское гражданство потеряет свою ценность в глазах мирового сообщества. Оно станет таким же доступным, как в различных банановых и кокосовых республиках, с помощью упрощенного приема в гражданство завлекающих иммигрантов (к примеру, инвесторов).

Во-вторых, в большинстве развитых стран мира гражданство предоставляется тем, кто готов и подтвердил свое желание жить и работать в этих странах, в том числе продолжительностью своего непрерывного и законопослушного проживания в них. Это является хотя бы какой-то гарантией вклада мигрантов в принимающее сообщество. Законопроект, по сути распахивая двери в российское гражданство для неопределенно большого числа лиц, делает ненужным поиск ответа на главный вопрос современной миграционной политики: кто нужен России, кого мы хотим видеть среди своих сограждан?

В-третьих, и это показывает опыт других государств, неконтролируемый поток мигрантов, тем более иноэтничного происхождения, которые получают обширные права, ведет к возникновению конфликтов с коренным населением страны. В нашем случае быстрый доступ к гражданству открывает для новоселов все возможности – в том числе работать в силовых или законодательных структурах страны на всех уровнях, от муниципального до общегосударственного. Не так важно, что мигранты владеют русским языком или их предки родились на неопределенных (в законопроекте) просторах Российской империи. Для достижения взаимопонимания с принимающим сообществом этого бывает недостаточно.

Появившаяся в 2013 г. норма закона об упрощенном предоставлении гражданства России носителям русского языка означала расширение политики России по привлечению «соотечественников». По свидетельству сотрудников миграционных органов, в последние годы в Госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников принимают участие все больше представителей титульных национальностей стран своего проживания. Дальнейшее упрощение приема в гражданство «носителей русского языка» приведет лишь к усилению этой тенденции.

В-четвертых, не ясно, как будет расплачиваться государство по «долгам» некоторых из новоявленных граждан, которые могут использовать российское гражданство как второе гражданство или средство эмиграционного транзита в другие страны? Россия уже имела период крайне упрощенной раздачи гражданства жителям стран СНГ. Впоследствии многие «новые россияне» возвратились в страны своего происхождения, и, например, российские пенсии обеспечивают им там вполне приемлемый уровень жизни. Так же поступают и многие «россияне», получившие гражданство через консульства и не имеющие намерений переезжать в Россию. В интернете нетрудно найти горячие дискуссии на форумах по вопросу «имеет ли смысл получить российское гражданство, оформить российскую пенсию и жить в Узбекистане с мужем гражданином Узбекистана?» Легко полученное гражданство становится лишь средством реализации личных, чаще всего экономических интересов.

Если авторов законопроекта заботят трудности проживания носителей русского языка в «своих» странах и есть желание оказать им радушный прием в России, почему бы не упростить порядок получения ими вида на жительство, не создать более удобные условия для проживания в России с этим документом и статусом? В цивилизованных странах тысячи иностранцев имеют вид на жительство и вполне комфортно чувствуют себя, не стремясь срочно натурализоваться.

У нас же все поставлено с ног на голову. Вместо того чтобы разрабатывать логически увязанные нормативные акты, регулирующие временное и долгосрочное проживание в России любых иностранцев, правила их допуска на рынок труда и участия в социальной жизни страны, предлагается сразу предоставлять гражданство только потому, что человек владеет русским языком, а его неопределенно далекие родственники имели счастье родиться на территории обширной когда-то Российской империи. Имеются ли в виду все территории империи – с учетом Финляндии, Польши, Карской области или даже Аляски? В тексте законопроекта это не определено. Можно сказать, что в идее законопроекта неожиданно проявились сохраняющиеся имперские желания то ли его авторов, то ли угаданные и воспроизведенные ими общественные настроения.

Вызывает удивление и трактовка права почвы в законопроекте. Новая история человечества показывает, что развитые государства, ранее бывшие центрами крупных империй или метрополиями, практически никогда не распространяли это право на лиц, родившихся в других странах. Право почвы применяется достаточно ограничено и подразумевает факт рождения на территории именно этого государства, а не всей «империи». Причем в последние годы во многих государствах, применяющих право почвы, произошел отказ от автоматического предоставления гражданства по факту рождения. Ставятся условия определенного периода проживания в стране, статуса родителей человека, претендующего на гражданство. Основные страны притяжения мигрантов никогда не считают владение их государственным языком главным критерием для приема в гражданство. Великобритания не приглашает в свое подданство только за знание английского языка лиц, родившихся в Индии, Франция не раздает гражданство франкофонам Магриба и экваториальной Африки.

Обещая легкое получение российского гражданства по сути всем, кто живет в странах СНГ, авторы инициативы как бы направляют им послание: снимайтесь с места и переезжайте в Россию. Нынешний экономический кризис усугубил и без того непростую ситуацию во многих государствах бывшего СССР. Действие выталкивающих факторов в сочетании с обещанием простого приема в гражданство может и в самом деле стимулировать многих к переезду. В этом случае неизбежно возникнет вопрос: как дальше Россия будет строить свои отношения с ближайшими соседями? Другой вопрос также повисает в воздухе: когда же наконец будут созданы цивилизованные каналы миграции для тех, кто не ставит целью получить российское гражданство, а просто хочет жить и работать в нашей стране, принося пользу ей и себе?

Авторы – заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ; завсектором Лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)