Закон о дтп в рк

Оглавление:

Закон о дтп в рк

Административная и уголовная ответственность за совершение ДТП

Ад­ми­нист­ра­тив­ная от­ветс­твен­ность за со­вер­ше­ние ДТП

Статья 610 Ко­дек­са Рес­публи­ки Ка­захс­тан пре­дус­матри­ва­ет от­ветс­твен­ность:
1. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб, – влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
2. То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, – влечет штраф в размере сорока месячных расчетных показателей или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством, – влекут штраф в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

Уго­лов­ная от­ветс­твен­ность за со­вер­ше­ние ДТП

Сог­ласно статьи 345 Уго­лов­но­го Ко­дек­са Рес­публи­ки Ка­захс­тан на­руше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­жения и экс­плу­ата­ции транс­пор­тных средств ли­цами, уп­равля­ющи­ми транс­пор­тны­ми средс­тва­ми вле­чет от­ветс­твен­ность:

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Новости Усть-Каменогорска и ВКО

  • Главная
  • Рубрики
    • Город
    • Область
    • Республика
    • Мир
    • Социум
    • Криминал
    • Происшествия
    • Спорт
    • Культура
    • Я очевидец
  • Спец. проекты
    • Справочное бюро
    • Вакансии в УК
    • Рухани жаңғыру
    • Официально
  • Медиа
    • Галерея
    • Видео
    • Опрос
    • Афиша
    • Курсы валют
    • Прогноз погоды
  • Отдых 2018
    • Бухтарма 2018
    • Алаколь 2018

В Казахстане вдвое снизили штрафы за ДТП с пострадавшими

На днях Нурсултан Назарбаев подписал закон*, благодаря которому с 30 июля 2018 года за ДТП, в результате которого люди получили вред здоровью средней тяжести (ст. 345 УК РК), виновников будут наказывать штрафом в размере до 160 МРП (сегодня это 300 МРП), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 160 часов (пока 240), либо арестом на срок до 40 суток (в данное время до 75) с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двух лет. Об этом сообщает портал Колёса.

За тяжкий вред здоровью наказание оставлено прежним — штраф до 2 000 МРП либо исправительные работы в том же размере и т. д. Но в эту часть статьи добавили ещё новый вид взыскания — привлечение к общественным работам на срок до 600 часов.

Как ни странно, но Уголовный кодекс гуманизировали для пьяниц и наркоманов, лишённых прав, но всё равно севших за руль, а также для граждан, доверяющих им управление авто (должностные лица или собственники либо владельцы транспортных средств) — с 30 июля станут наказывать штрафом в размере до 200 МРП (сегодня до 500 МРП), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов (пока до 300), либо арестом на срок до 50 суток (в данное время до 90) с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком на три года.

За ДТП с пострадавшими, получившими вред здоровью средней тяжести или тяжёлый, нетрезвых водителей, лишённых прав, в качестве альтернативы многотысячным штрафам смогут привлекать к общественным работам до 1 200 часов.

Наказания за смертельные аварии в обоих вышеуказанных случаях оставят без изменений — до 10 лет лишения свободы.

Ещё одно новшество для преступников — штрафы за вышеуказанные нарушения можно будет уплатить в рассрочку. В новой редакции УК РК теперь прописано:

«В случае временного ухудшения имущественного положения осуждённого в связи с задержкой или невыплатой заработной платы, временной нетрудоспособностью, потерей работы или дохода суд может предоставить отсрочку на срок от одного месяца до одного года. Время отсрочки не входит в исчисление срока уплаты штрафа, установленного приговором суда».

Эта статья не касается штрафов за нарушения ПДД, выписываемых согласно КоАП РК.

В то же время прокуроры предлагают поправки в закон, ужесточающие адмответственность за езду для лиц, лишённых прав, и нетрезвых драйверов, а также предлагают отнести к уголовной ответственности ДТП с пьяным водителем с хотя бы одним пострадавшим.

* «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов».

В каких случаях при ДТП полагается страховая выплата и как ее получить — судья

Самым распространённым видом обязательного страхования является страхование транспортных средств.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Как и в каких случаях можно получить страховую выплату при ДТП, рассказывает судья Верховного суда А. Савинова — Zakon.kz.

Формами страхования по степени обязательности являются добровольное и обязательное, по объекту страхования – личное и имущественное.
Обязательное страхование — страхование, осуществляемое в силу требований закона. То есть страхование должно осуществляться независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь.
Особенностью обязательного страхования является то, что при большинстве его видов страхование осуществляется в пользу третьих лиц.
Наиболее распространённым видом обязательного страхования является страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, которое направлено на защиту лиц, пострадавших в результате воздействия транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Эти отношения регулируются Законом от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств).
Неисполнение требования государства об обязательном страховании ответственности влечет за собой негативные последствия для нарушителя. За управление транспортным средством без страхового полиса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Кроме того, нарушитель вынужден будет возмещать вред потерпевшему в полном объеме за счет собственных средств.
Страхуя свою гражданско-правовую ответственность, владелец транспортного средства страхует риск возникновения обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате воздействия транспортного средства. Иными словами вред, причиненный транспортным средством, возмещает за виновного страховая компания.
Однако наличие договора страхования не всегда исключает ответственность самого причинителя вреда. Законом о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрены пределы ответственности страховщика. Так предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю составляет за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего — в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП. Если реальный размер вреда, определенный с учетом износа, составляет более 600 МРП, то в этом случае разницу потерпевшему будет выплачивать страхователь.
Кроме того, статьей 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрен перечень оснований, по которым страховщик, осуществивший страховую выплату, имеет право обратного требования к страхователю (застрахованному) в пределах уплаченной суммы.
Анализ данной нормы, показывает, что законодатель предусмотрел возможность регресса тогда, когда действия или бездействия страхователя могли способствовать возникновению страхового случая (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, техническая неисправность транспортного средства, управление транспортным средством лицом, которое не имеет такого права и т.п.). Таким образом, страхователь, наказывается за неправомерное поведение, которое привело к возникновению страхового случая.
При осуществлении страховщиком этого права на практике возникает множество споров между страхователями и страховщиками. Так, к примеру, право обратного требования возникает у страховщика, если будет установлено, что страховой случай произошел вследствие технических неисправностей транспортного средства, о которых страхователь (застрахованный) знал или должен был знать.
Из буквального значения указанной нормы следует, что необходимо установить причинную связь между неисправностью и наступившим страховым случаем и, самое главное, страховщик должен доказать, что страхователь (застрахованный) знал или должен был знать о наличии таких неисправностей.
В этой связи Верховный Суд в нормативном постановлении «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования» разъяснил, что выражение «должен был знать» означает, что неисправность была явной, такой, которую водитель или владелец транспортного средства мог выявить при визуальном осмотре транспортного средства перед выездом.
В частности, имеют значение случаи управления водителем (допуска к этому иным владельцем) заведомо технически неисправным транспортным средством, например, транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, прочими неисправностями и при условиях, при которых Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196) запрещена эксплуатация транспортных средств, и которые водитель или владелец транспортного средства в состоянии выявить до начала движения без обращения к специалистам.
Решением суда был удовлетворен иск страховой компании к страхователю о взыскании суммы в порядке регресса. В суде было установлено, что дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред третьим лицам, произошло из-за неисправности сцепного устройства. Водитель в суде показал, что о неисправности знал и неоднократно сообщал об этом владельцу, однако последний проведение ремонта откладывал на поздний срок.
Если в перечисленных в статье 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств виновником причиненного вреда является лицо, эксплуатирующее транспортное средство в силу трудовых отношений с его владельцем или в присутствии его владельца без оформления письменной формы сделки, то страховщик имеет право обратного требования к владельцу данного транспортного средства. К примеру, если водитель, состоящий в трудовых отношениях с транспортной компанией, совершил ДТП и скрылся с места происшествия, то страховая компания, осуществив страховую выплату, может предъявить регрессное требование к владельцу автомобиля – транспортной компании.
На практике нередко страховые компании ошибочно предъявляют требования о взыскании суммы солидарно, как с владельца транспортного средства, так и с лица, управлявшего этим транспортным средством.
Так решением суда был удовлетворен иск страховой компании к владельцу и водителю о взыскании солидарно суммы в порядке обратного требования. В суде было установлено, что водитель в присутствии владельца управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, за что был привлечен к административной ответственности.
Удовлетворяя требования истца, суд сослался на пункт 3 статьи 287 Гражданского кодекса (далее ГК), согласно которому при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения, как от всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.
Однако при этом суд не учел, что в силу пункта 1 статьи 287 ГК солидарная обязанность или солидарное требование возникают, если это предусмотрено договором или установлено законодательными актами, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Солидарная ответственность владельцев источников повышенной опасности предусмотрена законом лишь при причинении вреда третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (пункт 2 статьи 931 ГК).
Во всех остальных случаях отвечает только один владелец, который впоследствии, при наличии на то законных оснований, может предъявить требования о возмещении вреда к своему работнику или лицу, управлявшему транспортным средством в его присутствии.
Выгодоприобретатель в страховании – это лицо, которое является получателем страховой выплаты.
Если по добровольным видам страхования выгодоприобретатель назначается страхователем, то по обязательным видам страхования выгодоприобретатель определяется законодательными актами, регулирующими данный вид страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств выгодоприобретателем является потерпевший (в случае его смерти — лицо, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего), а также страхователь (застрахованный) или иное лицо, возместившее потерпевшему (лицу, имеющему право на возмещение вреда) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившее право на страховую выплату.
Таким образом, если в результате наступления страхового случая вред причинен гражданину, к примеру, он получил травму, то именно он, как выгодоприобретатель, имеет право на получение страховой выплаты в размере, установленной законом.
Если же потерпевший в результате ДТП погиб, то страховую выплату в размере 1 000 МРП смогут получить лишь лица, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего.
Перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью гражданина, предусмотрен статьей 940 ГК. К ним относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимся на иждивении умершего его детьми, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет.
Членам семьи или наследникам застрахованного, не относящимся к указанному перечню, страховая выплата не осуществляется.
В этой связи следует разъяснить, что по договору личного страхования жизни объектом страхования является жизнь и здоровье застрахованного, поэтому смерть застрахованного как страховой случай охватывается договором страхования.
Тогда как по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности объектом страхования является не жизнь и здоровье страхователя, а имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Соответственно, для осуществления страховой выплаты недостаточно одного лишь факта наступления смерти в результате воздействия источника повышенной опасности, необходимо установить, возникает ли обязанность виновного лица возместить вред, причинённый смертью потерпевшего.
В качестве примеров неправильного применения указанных норм закона можно привести решения судов, которыми были удовлетворены иски граждан к страховым компаниям о взыскании страховой выплаты в размере 1 000 МРП. В одном случае в результате ДТП погибла дочь истца, во втором случае сын истца.
Удовлетворяя требования истцов, суды не учли, что истцы не относятся к лицам, перечисленным в статье 940 ГК, они не состояли на иждивении погибших, следовательно, у владельца источника повышенной опасности не возникло перед ними обязательство по возмещению материального вреда в связи со смертью потерпевшего.
В то же время лица, хотя и не являющиеся выгодоприобретателями, но осуществившие погребение потерпевшего, в силу пункта 6 статьи 24 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств имеют право на возмещение от страховщика расходов на погребение в размере 100 МРП. При этом отсутствует необходимость предоставления страховщику документов, подтверждающих расходы на погребение потерпевшего.
В судебной практике наиболее частыми являются споры о размере вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП.
В этой связи следует учитывать, что в 2016 году в Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств были внесены изменения в части, касающейся порядка определения размера вреда.
Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 14 были утверждены Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству (далее – Правила), которые устанавливают единые подходы и методы к определению размера вреда, причиненного транспортному средству, в рамках договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Если ранее оценку производил независимый эксперт по заявлению, которое, как правило, потерпевший заполнял в страховой компании, но при этом страхователь либо потерпевший могли сразу самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, то по действующему закону оценку размера вреда, причиненного имуществу, производит страховщик. Потерпевший при этом должен сохранять поврежденное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, и предоставить возможность страховщику произвести расчет размера вреда.
И только в случае, если страховщик в установленный срок (десять рабочих дней), не произведет оценку размера вреда, потерпевший самостоятельно обращается к услугам оценочной организации. В этом случае страховщик обязан будет принять результаты оценки и осуществить страховую выплату потерпевшему.
После проведения оценки страховщик не позднее десяти рабочих дней со дня осмотра обязан представить отчет об оценке потерпевшему, который в течение трех рабочих дней со дня получения отчета указывает в нем отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда.
При несогласии потерпевшего с результатом определенного страховщиком размера вреда он вправе оспорить определенный страховщиком размер вреда в суде.
На практике потерпевшие допускают ошибку, а именно соглашаются с оценкой страховой компании, получают страховое возмещение, а затем начинают оспаривать размер вреда.
В Правилах четко расписан порядок определения размера вреда и в случае возникновения спора, суд будет давать оценку действиям страховщика, насколько он правильно определил размер вреда. При необходимости суд может пригласить независимого специалиста.
Надо иметь в виду, что в соответствии с Правилами размер вреда, причиненного транспортному средству, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного транспортного средства за минусом амортизации (износа) транспортного средства на дату наступления страхового случая.
Размер вреда в случае полной гибели транспортного средства определяется исходя из его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая.
Транспортное средство считается уничтоженным, если его восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно. Восстановление транспортного средства считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на восстановление транспортного средства превышают восемьдесят процентов от его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая. В случае гибели транспортного средства страховщик осуществляет страховую выплату в размере рыночной стоимости поврежденного транспортного средства до наступления страхового случая, при этом потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель передает в собственность страховщика остатки поврежденного транспортного средства либо осуществляет страховую выплату за минусом стоимости годных к реализации деталей, узлов, агрегатов, материалов.
Некоторые страховые компании не правильно понимают содержание пункта 8 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств, согласно которому страховщик имеет право на имущество или его остатки в случае осуществления им страховой выплаты в размере рыночной стоимости данного имущества на день наступления страхового случая.
Страховая компания «АСКО» обратилась в суд с иском к Б. о возложении обязанности предоставить в собственность страховщика бампер передний, бампер задний, крышку багажника, фонарь задний правый автомобиля, поврежденного в ДТП. Свои требования истец мотивировал тем, что осуществил в пользу ответчика страховую выплату в сумме 528 748 тенге за поврежденные в ДТП детали автомобиля, поэтому, по мнению страховщика, потерпевший должен передать ему поврежденные детали.
Решением районного суда в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция требования страховщика удовлетворила.
Вместе с тем, из искового заявления страховой компании следовало, что ею было заявлено требование о взыскании с ответчика абандона. При этом сам истец дал следующее разъяснение понятию абандон – это право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика и получить полное страховое возмещение.
Таким образом, в силу абандона к страховщику переходят права на застрахованное имущество в целом, но при условии выплаты полного страхового возмещения. Как правило, страхователь прибегает к абандону в случае пропажи или гибели своего имущества или его повреждения в такой степени, что восстановление представляется нецелесообразным.
В суде было установлено и сторонами не оспаривалось, что автомобиль ответчика не был уничтожен, оценщик не пришел к выводу о нецелесообразности его восстановления. Выводы оценщика о необходимости замены отдельных деталей автомобиля свидетельствуют о том, что эти детали в результате ДТП пришли в негодность и не подлежат ремонту.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда постановление апелляционной инстанции было отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортные происшествия не являются редкостью на междугородних трассах, и уж тем более на дорогах города. Но даже в незначительном ДТП можно столкнуться с определенными трудностями по возмещению причиненного вреда.

Возмещение вреда в случае отсутствия у виновника страхового полиса

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует. В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном об ъеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном об ъеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Документы, необходимые для обращения в суд

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, об ъяснительные и т.п. );
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.

Возмещение материального ущерба

Оценка при возмещении ущерба страховой компанией

Статья 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает, что размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая. Стоимость восстановления поврежденного имущества рассчитывается исходя из рыночных цен, действовавших на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 5 статьи 22 указанного Закона размер вреда, причиненного имуществу, оценивает независимый эксперт в течение 7 рабочих дней на основании заявления потерпевшего на проведение оценки. Результат оценки является обязательным для страховщика.

Потерпевший, согласно положениям названной статьи, вправе самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, при этом, затраты на определение размера вреда, причиненного имуществу потерпевшего, несет страховщик.

Оценка, при возмещении ущерба в судебном порядке

При взыскании в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате ДТП виновником, потерпевшему необходимо определить стоимость причиненного ущерба.

Как уже указывалось выше, стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть определена независимым оценщиком исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая.

Однако, в судебной практике довольно часто распространены случаи, когда виновник ДТП не соглашается с результатами оценки, проведенной независимым оценщиком по требованию потерпевшего лица. В подобных случаях судом может быть назначена независимая судебно-товароведческая экспертиза, целью которой будет являться установление действительной стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества.

При этом, необходимо не забывать о том, что оценочная деятельность, это предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, целью которой является установление возможной рыночной или иной стоимости об ъ екта оценки. То есть в данном случае можно утверждать, что, сколько оценщиков, столько и мнений в отношении размеров стоимости восстановительного ремонта.

В данном случае, потерпевшему необходимо предпринять все меры для извещения виновника ДТП, о предстоящей оценке поврежденного имущества, посредствам направления ему извещений, телефонограмм, телеграмм либо заказных писем с указанием даты, времени, места проведения осмотра и оценки поврежденного имущества, а также данных оценщика. Делается это с целью минимизировать попытки виновника ДТП оспорить в последующем результаты оценки.

Возмещение вреда в случае, когда автомобиль не подлежит восстановлению

Статьей 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При этом названной статье устанавливается критерий, при котором имущество считается уничтоженным, это:

  • если его восстановление технически не возможно, или
  • если его восстановление экономические не обоснованно.

Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Закона восстановление имущества считается экономически не обоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% его рыночной стоимости на день наступления страхового случая.

Так, к примеру, если рыночная стоимость автотранспортного средства, поврежденного в ДТП, составляет 9 000 долларов США, а стоимость восстановления превышает 7 200 долларов США, то считается, что такое восстановление транспортного средства является экономически необоснованным, а транспортное средство уничтоженным. В этом случае подлежит выплате размер вреда, исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества, на день наступления страхового случая.

Возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью

Чем подтверждается причиненный вред?

Статья 25 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», устанавливает, что документами, подтверждающими причиненный вред жизни или здоровью потерпевшего, служат следующие документы:

  • копия справки организации здравоохранения, о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего — в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего;
  • копия справки специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего — в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего — в случае смерти потерпевшего.

Указанные документы представляются в страховую организацию, подтверждают причиненный вред здоровью или жизни потерпевшего и являются основанием для определения размера страховой выплаты.

Определение размера причиненного вреда

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих наступление вреда жизни и здоровью в результате ДТП, и напрямую зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предельный об ъем ответственности страховщика по одному случаю (страховая сумма) за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет в случае:

  • гибели — 1 000 МРП;
  • установления инвалидности:
    • I группы — 800;
    • II группы — 600;
    • III группы — 500;
    • «ребенок-инвалид» — 500;
  • увечья, травмы или иного повреждения здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП.

Возмещение морального вреда

В каких случаях может быть взыскана компенсация морального вреда?

Согласно статье 951 Гражданского кодекса, моральный вред — это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 951 Гражданского кодекса, моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, к каковым относятся транспортные средства.

Зависит ли размер компенсации от причиненного морального или материального вреда? Охватывается ли моральный вред компенсацией вреда здоровью или это самостоятельное требование?

В соответствии с пунктом 4 статьи 951 Гражданского кодекса, установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, возмещению не подлежит.

Из приведенной нормы закона следует, что моральный вред может быть взыскан с виновника ДТП лишь при совершении действий (бездействия), нарушающих личные неимущественные права и блага потерпевшего.

При этом, пункт 2 статьи 10 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что договором обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

Более того согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» на страховые организации (страховщиков, перестраховщиков) не может возлагаться обязанность возмещать третьим лицам моральный вред в связи с наступившим страховым случаем. Обязанность по возмещению морального вреда, причиненного при наступлении страхового случая, должна возлагаться на владельца автотранспортного средства.

Таким образом, помимо компенсации полученной потерпевшим в результате ДТП за вред причиненный жизни и здоровью, потерпевший также вправе требовать по суду (в случае добровольного отказа виновника) возмещения морального вреда, за вред причиненный жизни или здоровью.

Если вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей

Согласно пункту 1 статьи 921 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

То есть, если в результате ДТП, вред был причинен работником юридического либо физического лица (индивидуального предпринимателя), то ответственность по возмещению вреда возлагается непосредственно на такое юридической или физическое лицо, работником которого является виновник ДТП.

Закон о дорожном движении РК

Закон о дорожном движении РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2017 г.)

Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2017 г.)

Закон о дорожном движении РК

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о дорожном движении

Статья 3. Основные принципы дорожного движения

Статья 4. Система обеспечения безопасности дорожного движения

Глава 2. Государственное управление и политика в сфере дорожного движения

Статья 5. Государственное управление в сфере дорожного движения

Статья 6. Государственная политика в сфере дорожного движения

Статья 7. Финансирование деятельности в сфере дорожного движения

Статья 8. Государственная система учета показателей состояния дорожного движения и обеспечения его безопасности

Глава 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан, центральных и местных представительных и исполнительных органов в сфере

Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 10. Компетенция уполномоченного органа

Статья 11. Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа в области образования

Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в области внешнеполитической деятельности

Статья 15. Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской защиты

Статья 16. Компетенция органов военной полиции

Статья 17. Компетенция областных, городов республиканского значения, столицы и районных (городов областного значения) представительных и исполнительных органов

Статья 18. Координация деятельности в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности

Глава 4. Система управления рисками и государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 19. Риски в сфере дорожного движения

Статья 20. Система управления рисками и внутреннего контроля в сфере дорожного движения

Статья 21. Государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 22. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 23. Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 24. Осуществление государственного контроля в сфере дорожного движения

Глава 5. Управление деятельностью, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения и устранение последствий дорожно-транспортных происшествий

Статья 25. Мероприятия по организации дорожного движения

Статья 26. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

Статья 27. Изменение организации дорожного движения

Статья 28. Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 29. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Статья 30. Устойчивый транспорт

Статья 31. Интеллектуальная транспортная система

Статья 32. Оказание помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, и устранение их последствий

Статья 33. Оператор системы экстренного вызова

Статья 34. Оснащение находящихся в эксплуатации транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб

Статья 35. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Глава 6. Управление деятельностью, направленной на обеспечение безопасности дорог и их пропускной способности

Статья 36. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и управлении ими

Статья 37. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений

Статья 38. Требования к субъектам, выполняющим дорожные и другие работы на проезжей части дороги

Статья 39. Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей

Статья 40. Основные меры обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов

Статья 41. Обеспечение потребностей пользователей дорог в рамках планирования населенных пунктов

Статья 42. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и совершенствования дорожной инфраструктуры

Статья 42-1. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств

Статья 43. Разработка безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в мобильности и доступе пользователей дорог

Статья 44. Обустройство дорог объектами дорожного сервиса

Статья 45. Обучение правилам дорожного движения

Статья 46. Научные исследования и разработки в области безопасных дорог и обеспечения мобильности

Глава 7. Управление деятельностью, направленной на обеспечение безопасности транспортных средств

Статья 47. Обеспечение безопасности транспортных средств

Статья 48. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

Статья 49. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

Статья 50. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Статья 51. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Статья 52. Основания остановки транспортного средства

Глава 8. Права и обязанности участников дорожного движения

Статья 53. Основные права и обязанности участников дорожного движения

Статья 54. Права и обязанности собственника и водителя механического транспортного средства

Статья 55. Права и обязанности пассажира

Статья 56. Права и обязанности пешехода

Статья 57. Права и обязанности водителей мопедов, велосипедов, погонщиков, ведущих по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных

Глава 9. Обеспечение движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья 58. Организация движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств

Статья 59. Специальные права водителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителей транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых

Глава 10. Допуск к участию в дорожном движении

Статья 60. Допуск транспортных средств и лиц, управляющих ими, к участию в дорожном движении

Статья 61. Подтверждение соответствия транспортных средств, предметов оборудования и запасных частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на транспортных средствах

Статья 62. Цели государственной регистрации транспортных средств

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

Статья 64. Виды транспортных средств, подлежащих государственной регистрации

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

Статья 66. Права и обязанности владельцев транспортных средств

Статья 67. Запрет на государственную регистрацию транспортного средства или изменение регистрационных данных транспортного средства

Статья 68. Отказ в государственной регистрации транспортного средства или изменении регистрационных данных транспортного средства

Статья 69. Прекращение государственной регистрации транспортного средства

Статья 70. Документ о государственной регистрации транспортных средств, государственный регистрационный номерной знак

Статья 71. Ответственность владельцев при государственной регистрации транспортных средств

Статья 72. Регистрационные данные транспортного средства

Глава 11. Допуск лиц к управлению транспортными средствами

Статья 73. Допуск лиц к управлению транспортными средствами

Статья 74. Условия получения права на управление транспортными средствами

Статья 75. Прекращение права управления транспортными средствами

Статья 76. Регистрация и учет лиц, которым транспортные средства переданы во временное владение и пользование

Глава 12. Подготовка водителей транспортных средств

Статья 77. Требования к учебным организациям по подготовке водителей транспортных средств

Статья 78. Основания для отказа включения и исключения из реестра учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств

Статья 79. Профессиональные объединения по подготовке водителей транспортных средств

Статья 80. Права и обязанности профессиональных объединений по подготовке водителей транспортных средств

Статья 81. Лишение свидетельства об аккредитации

Статья 82. Аттестация кандидатов на присвоение квалификации «преподаватель», «мастер производственного обучения», «мастер обучения вождению во время образовательного процесса»

Статья 83. Квалификационные комиссии

Статья 84. Лишение квалификационного свидетельства «преподаватель», «мастер производственного обучения», «мастер обучения вождению во время образовательного процесса»

Статья 85. Контроль качества и его виды

Статья 86. Права и обязанности преподавателей, мастеров производственного обучения и мастеров обучения вождению во время образовательного процесса

Статья 87. Права и обязанности учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств

Глава 13. Обязательный технический осмотр

Статья 88. Обязательный технический осмотр

Статья 89. Реестр операторов технического осмотра

Статья 90. Международный сертификат технического осмотра

Статья 91. Права и обязанности операторов технического осмотра

Статья 92. Государственный контроль за соблюдением порядка организации и проведения обязательного технического осмотра

Глава 14. Заключительные положения

Статья 93. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о дорожном движении

Статья 94. Ответственность за вред, причиненный деятельностью в сфере дорожного движения, создающей повышенную опасность для окружающих

Статья 95. Порядок введения в действие настоящего Закона

Закон о дорожном движении РК

В оригинале оглавление отсутствует

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан.

Закон о дорожном движении РК

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) система экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее – система экстренного вызова) – государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы;

2) автомагистраль – дорога, специально запроектированная и построенная (или реконструированная) для движения транспортных средств, которая не обслуживает придорожные владения. Доступ на нее возможен только с других дорог через развязки в разных уровнях. Эта дорога:

имеет раздельные проезжие части для движения в разных направлениях, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения;

не имеет пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями и пешеходными дорожками;

специально обозначена как автомагистраль;

3) автомобиль – механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки по ним людей, грузов или оборудования, установленного на нем, или буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в том числе включая троллейбусы;

4) автомобиль особого назначения – транспортное средство, предназначенное для перевозки и (или) сопровождения охраняемых лиц;

5) остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут либо на большее время, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, загрузки или разгрузки транспортного средства;

6) велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более (кроме кресло-колясок для инвалидов) и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем;

7) велосипедная дорожка – отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для движения велосипедов и обозначенная соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги;

8) велосипедная полоса движения – полоса проезжей части дороги, предназначенная для движения велосипедов. Велосипедная полоса движения отделяется от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки и специальных знаков;

9) населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками;

10) пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы. К пешеходам приравниваются физические лица, передвигающиеся в кресло-колясках для инвалидов, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую коляску;

11) дорога – вся полоса отвода земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

12) пассажир – лицо, находящееся на (в) транспортном средстве и не управляющее им;

13) дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов посредством транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

14) правила дорожного движения – нормативный правовой акт, устанавливающий единый порядок дорожного движения, назначение и действие технических и других средств организации дорожного движения на территории Республики Казахстан;

15) участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве пешехода, пассажира или водителя;

16) безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также от негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения;

17) обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения, снижение тяжести их последствий, а также на устранение таких последствий;

18) уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган и его территориальные подразделения столицы, городов республиканского и областного значения, осуществляющие руководство в пределах своей компетенции и межотраслевую координацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

19) технические средства регулирования дорожного движения – дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры (включая оборудование, определяющее программу их работы), регулирующие устройства на железнодорожных переездах, а также дорожные ограждения и направляющие устройства;

20) организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, нормативно-методических, проектно-изыскательских, организационно-технических, контрольно-надзорных, распорядительных и других мероприятий по управлению дорожным движением;

21) система управления рисками в сфере дорожного движения – система администрирования, обеспечивающая проведение эффективного планирования и контрольных мероприятий, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетные направления контрольной деятельности;

22) проезжая часть дороги – часть дороги, используемая для движения транспортных средств;

23) владельцы дорог – физические или юридические лица, являющиеся собственниками дорог или осуществляющие деятельность по управлению дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

24) дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;

25) водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных;

26) водительское удостоверение – документ, подтверждающий право управления транспортным средством соответствующей категории. Водительским удостоверением также считается документ, выдаваемый взамен изъятого или утраченного на установленный законодательством Республики Казахстан срок, при наличии документа, удостоверяющего личность владельца водительского удостоверения;

27) интеллектуальная транспортная система – комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление и контроль за дорожным движением;

28) транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

29) владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

30) государственная регистрация транспортного средства – процедура допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, осуществляемая уполномоченным органом после проверки соответствия документов законодательству Республики Казахстан, сверки идентификационных номеров транспортного средства с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и присвоением государственного регистрационного номерного знака;

31) свидетельство о государственной регистрации транспортного средства – документ, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

32) активная безопасность транспортных средств – совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортных средств, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями транспортного средства;

33) пассивная безопасность транспортных средств – совокупность конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий;

34) уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области автомобильного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;

Подпункт 35 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V ( стар. ред.)

35) регион деятельности – территория, определенная уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций, на которой отсутствуют стационарные линии технического осмотра;

36) государственный доклад – ежегодный отчет о состоянии безопасности дорожного движения;

37) государственный регистрационный номерной знак – изделие, являющееся собственностью государства и содержащее индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое механическому транспортному средству и изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта. Данное понятие распространяется на номерные знаки «Транзит»;

38) механическое транспортное средство – самоходное дорожное транспортное средство, приводимое в движение двигателем, за исключением мопедов и рельсовых транспортных средств. Понятие распространяется также на тракторы и самоходные машины при их участии в дорожном движении;

39) эксплуатация механического транспортного средства – стадия жизненного цикла механического транспортного средства, включающая его использование по назначению с момента его регистрации до момента утилизации;

40) единая информационная система обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним – электронная база данных, содержащая сведения о владельцах механических транспортных средств и прицепов к ним, механических транспортных средствах и прицепов к ним, результатах проведения обязательного технического осмотра;

41) мопед – двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим пятидесяти кубических сантиметров, и имеющее максимально конструктивную скорость не более пятидесяти километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками;

42) мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные транспортные средства, вес которых без нагрузки не превышает четырехсот килограмм, скутеры с объемом цилиндра, превышающим пятьдесят кубических сантиметров, и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками;

43) обязательный технический осмотр – периодический процесс диагностирования технического состояния механических транспортных средств и прицепов к ним на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;

44) парковка – место стоянки транспортного средства, представляющее собой участок дороги, организованный в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

45) паркинг – территория, представляющая собой специально оборудованное здание (часть здания), сооружение (часть сооружения), включая одно- или многоуровневое инженерное сооружение, или специальную открытую площадку, предназначенную для хранения (стоянки) транспортных средств и организованную в соответствии с нормативными правовыми актами;

46) реестр операторов технического осмотра – единый перечень операторов технического осмотра;

47) оператор технического осмотра – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по проведению обязательного технического осмотра и включенные в реестр операторов технического осмотра;

48) центр технического осмотра – комплекс, предназначенный для выполнения работ по диагностированию технического состояния механических транспортных средств и прицепов к ним, имеющий для этих целей стационарную и (или) мобильную линию технического осмотра;

49) диагностическая карта технического осмотра – документ, содержащий сведения о владельце и механическом транспортном средстве и прицепов к нему с перечнем параметров технического состояния механического транспортного средства и прицепов к нему и результатах обязательного технического осмотра;

50) стационарная линия технического осмотра – комплекс, оснащенный средствами диагностирования механических транспортных средств и прицепов к ним для проведения обязательного технического осмотра, расположенный в здании или сооружении;

51) мобильная линия технического осмотра – передвижной комплекс, состоящий из специального транспортного средства либо мобильного сооружения (контейнерного типа), оснащенного средствами диагностирования механических транспортных средств и прицепов к ним для проведения обязательного технического осмотра;

52) стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;

53) прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Понятие распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски;

54) экстренные оперативные службы – службы, оказывающие экстренную помощь при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

55) устройство вызова экстренных оперативных служб – устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и иной чрезвычайной ситуации, а также двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;

56) оператор системы экстренного вызова – уполномоченная организация, осуществляющая управление системой экстренного вызова.

Закон о дорожном движении РК

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о дорожном движении

  1. Законодательство Республики Казахстан о дорожном движении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
  2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Закон о дорожном движении РК

Статья 3. Основные принципы дорожного движения

Основными принципами дорожного движения являются:

1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения;

3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 4. Система обеспечения безопасности дорожного движения

Система обеспечения безопасности дорожного движения является средством реализации государственной политики в сфере дорожного движения и включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совокупность центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц, общественных объединений, участников дорожного движения, средств и мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения и ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий.