Задать вопрос и решить задачу

Задать вопрос

Уважаемые посетители!

Если у Вас появились вопросы по задачам, РАЗМЕЩЕННЫМ на сайте, Вы можете воспользоваться следующей формой:

На просьбы решить задачу, отправленные через данную форму, мы не отвечаем. Для таких просьб предназначена специальная СТРАНИЦА

Анализ финансового состояния российских компаний

Период анализа — 2 или 3 года
(например, 2015-2017 гг.)

Использована официальная отчетность компаний

Все коэффициенты,
32 таблицы,
15 рисунков,
выводы

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса,
анализ ликвидности и платежеспособности,
анализ финансовой устойчивости,
анализ финансовых результатов и рентабельности,
анализ вероятности банкротства
и другие разделы
от 50 руб.

БЕСПЛАТНАЯ демонстрационная версия отчета

Предлагаем воспользоваться консультацией по решению задач, условия которых размещены на страницах сайта. Стоимость одной задачи — 50 рублей.

Все задачи УЖЕ решены. Под условием каждой задачи Вы можете увидеть ФРАГМЕНТЫ решения.

Файл с задачей высылается в формате Word и предполагает максимально подробные пояснения выполненных расчетов и полученных результатов.

Для получения подробной информации и заказа переходите по ссылке «Решение задачи», размещенной под условием каждой задачи.

Если у Вас появились вопросы, пожалуйста, задавайте их.
ЗАДАТЬ ВОПРОС

С уважением, администратор сайта.

Предлагаем ознакомиться с информацией о выполненных работах по финансовому анализу российских компаний:

1. Каждая работа по финансовому анализу состоит из 10-ти разделов по банкам и 12-ти разделов по остальным компаниям..

2. Общий объем — от 80 до 120 страниц (методика, таблицы, рисунки, анализ всех показателей, выводы).

3. Стоимость любого раздела — 50 руб. или вся работа за 500 руб. У Вас есть возможность заказать только нужные Вам разделы работы.

4. Расчеты выполнены по самой последней опубликованной отчетности компании с официального сайта. Отчетность к работе прилагается.

5. Оплата производится только после ознакомления с демонстрационной версией работы.

6. Все интересующие Вас вопросы можно задать в переписке с автором работы.

Задать вопрос и решить задачу

Занятие 5. Учимся задавать вопросы

Интуиция проявляет себя ярче всего, когда ей задана цель работы. Что это значит? Очень просто: если вы поставите перед интуицией точно сформулированную задачу, у вас гораздо больше шансов услышать ее решение. Вы формулируете вопрос, и все силы вашего организма начинают работать над поиском ответа. Сознание постоянно предлагает варианты решения. И, возможно, что некоторые из них подойдут. Но, как мы с вами уже говорили, сознание не может воспринимать ситуацию в целом. Сознание анализирует, классифицирует, раскладывает по полочкам. Поэтому и решения, которые предлагает сознание, чаще всего бывают частичными, неполными.

Правильное решение приходит тогда, когда человек не думает над волнующей его проблемой. Как это не думает? Ведь мышление имеет не только осознанную форму. Это означает, что сознание сосредотачивается на чем-то другом, а подсознание, интуиция продолжают поиск решения сформулированной проблемы. В коре головного мозга создается постоянно активный очаг, который «работает» исключительно на решение задачи, просеивая информацию, пересматривая ситуацию заново. Иногда легкого толчка извне – изменения всего лишь одного компонента внешней ситуации – достаточно, чтобы интуиция подсказала выход.

Поэтому очень важно научиться задавать и формулировать вопросы. Например, в какой-то момент у каждого из нас появляется ощущение, что мы не знаем, чего хотим, куда идти. Что жизнь зашла в тупик, и все решения – неправильные. Что делать? Спросите свою интуицию.

Попробуем выяснить, что же вам нужно? Какой путь подсказывает вам интуиция?

Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Вообразите, что вам осталось прожить только один год. Но это год – полноценный, не связанный с поисками работы и денег, постоянным нездоровьем и лечением. Этот год даст вам и средств, и сил вполне достаточно, чтобы осуществить все, что хочется. Итак, чем вы будете заниматься в оставшийся год?

Запишите первую мысль, которая придет вам в голову. Это – решение, подсказка. Это то, чего так не хватает вашему «Я», вашей личности для самоосуществления. Интуиция подскажет вам направление, в котором нужно двигаться.

Представьте себе сказочную ситуацию: вы нашли бутылку с благодушно настроенным джинном, который согласился ответить на три любых ваших вопроса. Он может дать вам любую информацию – о тайнах мироздания или о том, где вы потеряли в прошлом году связку ключей. Вы можете спрашивать о чем угодно.

Задайте эти три вопроса джинну – какими они будут? Просто подумайте о том, что такая возможность выпадает только раз в жизни, и то не каждому человеку, и – формулируйте. Что вас интересует больше всего – окружающие люди, ваша будущая карьера, перемены в жизни в каких-либо областях или решение каких-либо проблем?

И еще один совет: старайтесь задавать вопросы, чтобы получить полезную для вас и проверяемую информацию.

Если вы спросите об устройстве черных дыр, то не сможете проверить ответ на своем опыте. То же касается великих философских вопросов. Вас интересует, есть ли Бог? Прекрасно, вы получите ответ, но проверить его не сможете.

Итак, задавайте свои три вопроса. Сформулируйте их четко, чтобы получить точный ответ, а не тот, подобный изречению древних оракулов, который можно было толковать как угодно. Запишите свои вопросы. Пусть это будут вопросы, ответы на которые вам действительно нужны!

Если вам трудно отобрать только три вопроса, напишите столько, сколько придет в голову. Потом просмотрите свой список и отберите три главных, самых насущных для вас, самых важных.

Учимся задавать себе вопросы. Вопросы должны быть точными и четкими. А такие вопросы проще всего формулировать, когда уже знаешь часть ответа или ответ полностью. Поэтому на первом этапе выполнения такого упражнения задавайте себе простые вопросы, чтобы ответы были «да» или «нет»: «Меня зовут Сергей?», «У меня есть собака?», «Я живу в таком-то городе?» и т. д.

Вы задаете себе вопросы, и в мозгу тут же появляется ответ, выражающий согласие или несогласие с утверждением.

Записывайте, анализируя, как именно, в какой форме вы услышали ответ. Это был мысленный образ слова, который возник в вашем сознании, или вы услышали голос? У каждого свой способ восприятия интуитивных сведений.

Теперь усложните себе задачу, задавая более затруднительные вопросы (»Какая погода мне нравится?», «Какой галстук подходит к темно-синему костюму?», «Куда ехать в отпуск – на горную турбазу или на море?»).

Ответы на эти вопросы уже не так для вас очевидны. Но ваша интуиция подскажет ответы и на них, используя уже привычный способ.

Нужно задавать себе вопросы постоянно, прислушиваясь к внутренней реакции на него. «Нужно ли мне встречаться с этим человеком?», «Стоит ли менять место жительства по предложенному варианту?» – эти вопросы серьезны.

Ответ на них способен изменить вашу жизнь. Поэтому внимательней вслушивайтесь в себя, в свою реакцию на заданный вопрос. «Меня пригласили на свидание. Стоит ли идти?» – а организм отвечает падением настроения, чернотой перед мысленным взором и т. д. Еще раз повторяю: у каждого свои способы общения с интуицией, свои каналы и методы. Учитесь себя слушать и делайте выводы из услышанного!

Чтобы получить точный ответ подсознания, нужно четко сформулировать свой вопрос. Если вы решите подшутить над своей интуицией и спросите: «Будет ли завтра снег?», то правильный ответ, который вам даст интуиция, должен прозвучать: «Да!». Снег будет – где-нибудь. Мир-то большой.

Учитесь точно формулировать свои вопросы. Вопрос, сформулированный правильно, должен быть:

– недвусмысленным, иначе ответ на него вряд ли будет точным и может быть по-разному понят вами;

– грамматически простым: не задавайте составных вопросов. Опытные интуиты говорят, что сталкиваясь с таким составным вопросом, интуиция отвечает лишь на первую его часть;

– прямо связанным с насущной проблемой, которую вы хотите решить с помощью интуиции.

В этом упражнении вам предложены 5 двусмысленных вопросов, ответы на которые могут быть самыми разными и неправильно истолкованными. Подумайте, в чем ошибка формулировки каждого из них, и предложите свои варианты правильной формулировки.

Стану ли я достаточно богатым?

Будет ли у меня в жизни счастье?

Нужно ли мне уйти с работы?

Следует ли мне стать дизайнером?

Встречу ли я свою половинку?

Свои размышления обязательно запишите.

Упражнение 32 Теперь, когда вы умеете формулировать и задавать точные вопросы, вернитесь к упражнению с тремя вопросами джинну. Перечитайте их внимательно: это действительно то, о чем вы хотели спросить свою интуицию? Не хотите ли переформулировать свои три вопроса? Если да, то сделайте это не откладывая! Ведь, развивая свою интуицию, вы сможете получить и, что важнее, получите ответы на эти вопросы (в конце книги есть ключ, который подскажет, на какой именно вопрос ваша интуиция отвечала, когда вы выполняли то или иное упражнение).

Задать репетитору по математике вопрос по предмету

В ам нужен виртуальный репетитор по математике для отдельных он-лайн консультаций? Возникают затруднения в решении задач школьного курса? Предлагаю свою помощь по различным разделам школьной и высшей математики. На этой странице Вы можете задать любой интересующий Вас вопрос по предмету и через какое-то время прочесть указания, подсказки или посмотреть решение задачи полностью.Ваш запрос будет обработан в течение одного — двух дней. Пока вопросы можно задавать только одному репетитору по математике — мне лично. По мере сил и имеющихся временных возможностей я постараюсь помочь Вам справиться с проблемой и опубликую на данной странице свой ответ как можно быстрее. Если решение окажется не слишком длинным, я покажу его полностью.

Заполните специальную форму, приведенную ниже. Желательно указать Ваш возраст, школу и класс (математический или обычный) и учебники, по которым вы учитесь. В таком случае услуга «он-лайн репетитор по математике» будет оказана в соответствии с содержанием школьной или ВУЗовской программы. Пожалуйста, постарайтесь максимально точно формулировать тексты вопросов и условия задач. Непонятные, неполные или некорректные формы рассматриваться не будут. Например, если Вы хотите узнать о том, как построить график функции или как сократить дробь — указывайте соответствующее аналитическое выражение (лучше всего через прикрепленный к вопросу сканер задания).

Реально оценивайте возможности репетитора. Например, бесполезно спрашивать доказательство великой теоремы Ферма. Автор сайта — всего лишь репетитор по математике, а не специалист по решению сложнейших научных проблем. Помните об этом.Возможно, в будущем на сайте появится страница вопросов посетителей другим преподавателям (отдельно репетиторам по школьной математике и отдельно по высшей), прошедшим регистрацию на портале. Прикрепляйте фотографии или сканеры заданий, уравнений и неравенств, любых математических объектов, с которыми у вас возникли затруднения. Желательно, чтобы фотографии не были слишком большими.

Репетитор по математике он-лайн. Решения ваших задач.

Внимание! Короткие ответы на вопросы и решения элементарных номеров публикуются здесь.

Подготовка к ЕГЭ по математике:

Если Вам понравилась страница — будьте так добры нажать на кнопку +1 в верхней части странички. Это поможет найти мои материалы в интернете другим ученикам и репетиторам.

Вопрос от Анны: Здравствуйте! Помогите пожалуйста, для функции найти область определения, точки экстремума и т.д. У меня получается, что точки экстремума — комплексные числа. По графику интервалы возрастания и убывания можно определить, а если рассматривать поведение производной, то на всем промежутке она больше нуля, т.е. функция возрастает. Никогда не сталкивалась с таким. Заранее спасибо.

Репетитор по математике о построении графика. Внимательнее находите первую производную: Нули вовсе не комплексные, а самые самые обычные действительные . Расставляя знаки производной методом интервалов получим следующую картину поведения функции:Вторая производная получилась такой: . Ее нули (точки перегиба) . Асимптоты: вертикальных нет (так как функция непрерывна на всей оси), для нахождения наклонных асимптот вида y=kx+b определяем коэффициенты k и b: , Делаем вывод, что y=0x+0 — горизонтальная асимптота (ось Ox). Пользуясь этой информацией уже можно строить график.

Вопрос репетитору от Михаила: Нужно найти V (t) в момент времени секунд, если точка движется по закону Если можно, подробно. Заранее, большое спасибо!

Репетитор по математике. Помощь ученику 10 класса. Подробно не получится, потому что задача решается в две строчки 🙂 Насколько я понял — нужно определить скорость точки при t=5, а число k-произвольный параметр .Тогда ответ можно выразить через k. Для этого воспользуемся законом, связывающим зависимость между скоростью V (t) и пройденным расстоянием S (t). Как известно, , поэтому вам необходимо найти производную от функции расстояния и подставить в нее временной момент t=5. Этим и займемся. Считаем производную . Подставляя в нее t=5, получим: . Подробнее некуда 🙂

Вопрос от Марии:Здравствуйте! Помогите пожалуйста решить задачу С2 c ЕГЭ:дан цилиндр с радиусом основания 6 и высотой 10. Отрезки AB и CD -диаметры одного из оснований, а отрезок — образующая цилиндра. Найдите тангенс угла между прямыми и , если .

Репетитор по математике. Решение задачи.Углом между прямыми называется угол между любыми пересекающимися прямыми, параллельными исходным. Так как (по первому признаку), то и поэтому .Следовательно . Из прямоугольного треугольника CAD по теореме Пифагора находим . Так как образующая перпендикулярна основанию цилиндра, то она перпендикулярна и любой прямой в нем лежащей и поэтому . Находим

Вопрос от Веры:Как решить тригонометрическое уравнение ?

Репетитор по математике. Решение задачи.Можно воспользоваться формулами, выражающими котангенс угла 2х через синус и косинус того же угла, затем привести дроби к общему знаменателю и применить формулы, преобразующие произведение тригонометрических функций в сумму. После этого уничтожить в числители два слагаемых и разложить оставшееся на множители. Вот решение: Обратите внимание на то, что углы вида необходимо удалить из ответа. Для этого нужно изобразить нули числителя ( и )изобразить на тригонометрическом круге. В первой серии ни одного запрещенного угла нет, а из второй серии углов выбрасываются верхняя и нижняя точка круга. От нее остается множество вида .

Вопрос репетитору от Веры:Подскажите, пожалуйста, как решить такое уравнения, как 7cos3x-3cosx=0

Решение репетитора: так углы под знаками тригонометрических функций отличаются в 3 раза, то лучше всего применить формулу тройного угла . Получим . Далее можно сделать замену и решить полученное кубическое уравнение элементарным разложением его левой части на множители. Вниманию учеников! Пожалуйста присылайте отдельные (штучные) вопросы. За год существования сайта на мой e-mail пришло более 10 писем с целыми списками номеров по математике из всевозможных контрольных. Трижды я получал комплекты экзаменационных билетов переводных текущих экзаменов и зачетов. Я не занимаюсь помощью в масштабном решении задач. Я не являюсь полноценным он-лайн репетитором, чтобы сидеть целыми днями и решать объемные задания. Свободного времени не так много. Помогаю по мере сил. Оформление вопроса на сайте занимает от 20 до 50 минут. Умножьте на количество задач. Интересны задания, с которыми вы сами пытались биться, но у вас не получилось. Поймите, я помогаю, но отнюдь не заменяю вас полностью. Пробуйте решить сначала самостоятельно и присылайте вопросы в случае затруднений.

Александр Николаевич, репетитор по математике в Москве.Для просмотра перейдите на следующую страницу

Задачи с несколькими вопросами

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На данном уроке вы узнаете, как решать задачи с несколькими вопросами. Для этого мы рассмотрим пример с веселыми воробьями и синицами. Также вы научитесь определять, в какой последовательности нужно надо отвечать на поставленные вопросы, чтобы облегчить решение разных задач.

Тема: Знакомство с основными понятиями в математике

Урок: Задачи с несколькими вопросами

1. Понятие задачи

Вспомним, что такое задача. Задача – это текст, в котором есть условия с какими-то величинами, и есть вопрос, на который необходимо ответить с помощью действий с этими величинами.

2. Условие задачи 1 с двумя вопросами

На ветке сидели 3 воробья и синицы. Синиц было на 2 больше. Сколько синиц сидело на ветке? Сколько всего сидело птиц на ветке?

В этой задаче есть условия и два вопроса. В первую очередь нужно узнать, сколько синиц сидело на ветке, чтобы ответить на вопрос, сколько всего сидело птиц на ветке.

Запишем краткое условие задачи.

3. Решение задачи 1 с двумя вопросами

Поскольку в условии сказано, что синиц было на 2 больше, то следует выполнить действие сложения.

3 + 2 = 5 (синиц) – ответ на первый вопрос.

Чтобы ответить на вопрос, сколько всего птиц сидело на ветке, нужно сложить всех воробьев и синиц вместе.

3 + 5 = 8 (птиц) – ответ на второй вопрос.

Ответ: на ветке сидело 5 синиц, всего птиц сидело 8.

Итак, в задаче было два вопроса. Для того чтобы ответить на второй вопрос, потребовалось сначала ответить на первый.

4. Условие задачи 2 с двумя вопросами

У Саши – 7 машинок, а у Жени – на 3 машинки меньше. Сколько машинок у Жени? Сколько машинок у мальчиков вместе?

5. Решение задачи 2 с двумя вопросами

Чтобы ответить на вопрос, сколько машинок у мальчиков вместе, нужно узнать, сколько машинок у Жени.

Запишем краткое условие задачи:

У Саши – 7

У Жени – ?, на 3 меньше

То есть, первый вопрос задачи – сколько машинок у Жени. Второй вопрос – сколько машинок у мальчиков вместе.

Поскольку у Жени на 3 меньше машинок, чем 7, то выполняем действие вычитания.

7 — 3 = 4 (машинки у Жени) – ответ на первый вопрос.

Зная, сколько машинок у Саши и Жени, можно посчитать, сколько всего машинок у мальчиков. Для этого выполняем действие сложения.

7 + 4 = 11 (машинок всего) – ответ на второй вопрос.

Ответ: У Жени было 4 машинки, всего у ребят было 11 машинок.

6. Подведение итогов урока

Итак, на данном уроке мы выучили, что для того, чтобы решить задачи с несколькими вопросами, необходимо отвечать по очереди на поставленные вопросы – сначала на первый, потом на второй, так как первый вопрос помогает нам найти недостающие данные.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Социальная сеть работников образования (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования (Источник).
  3. Фестиваль педагогических наук «Открытый урок» (Источник).

Домашнее задание

  1. Что такое задача?
  2. В зоопарке 9 обезьян, а лисиц – на 7 меньше, чем обезьян. Сколько лисиц в зоопарке? Сколько всего зверей находится в зоопарке?
  3. У Дениса 5 марок, а у Алеши – на 3 марки больше. Сколько марок у Алеши? Сколько всего марок у мальчиков?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Умение задавать вопросы

Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

Каков вопрос — таков и ответ. (Народная мудрость)

Загашев Игорь, психолог, преподаватель психологии, заместитель директора Педагогического колледжа № 1 им. Н. А. Некрасова, Санкт-Петербург.

Содержание

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Если кто-то сомневается, что умение задавать вопросы требует дополнительного развития, задайте ему задачку про Джона и Билла. Когда я предлагаю её своим студентам, посещающим курс «Развитие интеллекта», быстрее всего с ней справляются те, кто лучше всех умеет задавать вопросы.

Попросите собеседника записать условие задачки дословно: Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл? Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Ведущий отвечает на них честно, но не развернуто. Кто-то из учащихся начнет гадать, кто-то станет вспоминать схожие ситуации из фильмов. Но победит тот, кто лучше всех умеет задавать вопросы! (Для тех, кто не знает ответа — содержание первого абзаца статьи содержит подсказку. Тем, кому подсказка не помогла, наверное, поможет содержание статьи. Нетерпеливые могут сразу заглянуть в конец).

Меня нисколько не удивил следующий факт. В педагогическом колледже, где я работаю, преподаватели решили целенаправленно развивать у студентов исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное и т.д.). На одном из семинаров обсуждалось, какие из указанных умений необходимо развивать в первую очередь. Перед коллегами стояла задача ранжирования более чем двадцати различных умений, навыков и прочих характеристик. Подавляющим числом голосов приоритет был отдан умению задавать вопросы. Преподаватели аргументировали свое мнение: «Вопросы студентов зачастую односложны и связаны только с фактической стороной материала», «Они привыкли к вопросам на воспроизведение». Результаты психолого-педагогического исследования подтвердили — педагоги не удовлетворены уровнем, на котором студенты формулируют вопросы. А нужно ли это умение вообще?

Зачем нужны вопросы?

Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» (Снетков В.М., 1999, с. 92). Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад. (Снетков В.М., 1999, с. 93).

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «Вопрос же, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс» (Веккер Л.М., 1998, с. 6). Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.

Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы» (King, 1994, p. 18). Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (цит. по Халперн Д., 2000, с. 139).

Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы

К сожалению, нельзя не согласится с Розмари Смид, которая писала, что «обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и (…) если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти» (Смид Р., 1999, с. 149). Именно поэтому ситуация, когда учащийся, студент не может ответить на вопрос (даже если этот вопрос он сформулировал сам), является неприятной, вызывает желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений. Поэтому мы предлагаем начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.

Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный. «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать».

Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.

Р. Смид рекомендует чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому (Смид Р., 1999, с. 149). Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие — это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым», так как «инсценировки» редко дают ожидаемый результат.

Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.

У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики, студенты могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.

Уже несколько лет мои профессиональные интересы тесно связаны с развитием мышления учащихся всех возрастов. Ниже описаны некоторые стратегии и приемы, которые помогли многим преподавателям развить у своих учеников умение задавать вопросы.

Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы

1. Стратегия «Вопросительные слова»

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, получится несколько списков самых разных вопросов. К примеру:

Курс: «Педагогическая психология».

Аудитория: студенты 5 курса педагогического колледжа.

Тема: «Педагогический конфликт».

Цели: (1) Самостоятельное определение студентами тех сторон педагогического конфликта, которые требуют изучения в первую очередь. Поскольку в образовании (как и в других сферах) конфликт является обычным явлением, для последующей работы необходимо определить, какие вопросы для данной аудитории являются наиболее актуальными. (2) Развитие умения задавать вопросы.

1. Учащимся было дано домашнее задание вспомнить и записать одну-две ситуации педагогического конфликта, причины которых не ясны.

2. После обсуждения таких ситуаций в группах (10 мин.), студенты выписывают основные термины и понятия, которыми они пользовались, в правую часть таблицы.

Как правильно задавать вопросы

В любой сфере нашей жизни очень важны коммуникативные навыки, а в бизнесе — и подавно. Менеджеры по продажам должны уметь задавать правильные вопросы клиентам, чтобы добиваться своей цели — продаж, руководитель должен уметь задавать вопросы подчиненным, чтобы эффективно управлять сотрудниками, проводить переговоры и уметь договариваться с партнерами. Вот почему важно научится задавать вопросы.

Как говорится, задавай правильные вопросы — получай правильные ответы. Поэтому мы подготовили для вас ряд рекомендаций, как задавать правильные вопросы.

Как задавать вопросы, чтобы получать нужные ответы

1. Закрытые и открытые вопросы

Самая простая классификация вопросов — это закрытые и открытые вопросы.

Закрытые вопросы предполагают простые ответы — да или нет, а открытые вопросы подразумевают развернутые ответы, которые и нужны. Но очень часто люди в общении допускают ошибку и задают закрытые вопросы: «Вы принимаете решение по поводу сотрудничества?», «Нам следует браться за этот проект?» и т.п.

На закрытый вопрос вы получаете короткий ответ да или нет. Закрытые вопросы начинаются с вопросов: «когда?», «где?», «какой?», «сколько?».

А вот на открытые вопросы вы получите больше информации. Такие вопросы начинаются со слов почему, что, как, расскажите мне…

— Почему вы так думаете?
— Чем обусловлен ваш выбор?
— Как вы считаете?

2. Прямые и косвенные вопросы

Прямые вопросы задаются в том случае, если мы можем прямо спросить собеседника и получить конкретные ответы.

— У вас есть вопросы?
— Сколько времени уйдет на реализацию проекта?
Косвенные вопросы используют, когда нет возможности спросить напрямую. Поэтому такой разговор начинают издалека. Допустим, вы хотите выяснить, есть ли у клиента достаточное количество денег на покупку товара, вы задаете вопросы: «Как обстоят ваши дела?», «Хорошо ли идут продажи в вашем бизнесе?», «Значит, у вас есть достаточно средств на покупку партии такого-то товара?».

3. Наводящие и нейтральные вопросы.

Наводящие вопросы содержат в себе намек на то, что вы уже предполагаете. То есть, у вас есть предположения на счет чего-то и вы задаете наводящие вопросы, подразумевая убедиться в своих предположениях.

В наводящих вопросах вы сами подсказываете ответ.

— Были ли у вас проблемы при работе с такой-то фирмой (с компанией конкурента)?
Нейтральный же вопрос не предполагает намека на ваши предположения. Например:

— Каково ваше впечатление от сотрудничества с такой-то фирмой?

Как задавать вопросы. Техника «5 почему»

Если вы хотите проникнуть в самую суть проблемы, выяснить причины возникновения какой-то ситуации, то можно использовать технику пяти «почему».

Эта техника была разработана Сакити Тоедой для решения производственных задач. И суть ее состоит в том, чтобы задать вопрос, начинающийся со слова почему. А далее на ответ к предыдущему вопросу задаем новый вопрос :»Почему…?» и т.д.

Допустим, нам следует решить проблему: в компании мало продаж.

Шаг 1. — Почему у нас мало продаж?
— Потому что менеджеры мало и неэффективно работают.

Шаг 2. — Почему они неэффективны?
— Потому что отсутствует мотивация.

Шаг 3. — Почему отсутствует мотивация?
— Потому что маленькая зарплата.

В этом примере мы проблему решили всего за 3 шага. Чтобы найти решение и услучиштить ситуацию, нужно всего лишь изменить систему мотивации для сотрудников.

На деле вы можете задавать больше или меньше вопросов «почему», пока не будет найдет ответ и не найдено решение задачи.
Искусство задавать правильные вопросы состоит в умении выяснять потребности людей. Если вы хотите что-то предложить людям, вам важно знать, какова потребность у людей в вашем продукте и как ваш продукт может решить проблему человека.

Выяснение потребностей. Техника задавания вопросов

Умение задавать вопросы поможет вам выяснить потребности клиентов, а значит, продать товар вам будет легче. Ведь вы не впариваете людям, чтобы те купили ваш товар, а показываете, почему выгодно купить именно это и именно сейчас, опираясь на потребности и нужды клиентов.
Вообще все вопросы можно разделить на 3 вида:

— Устанавливающие. Вопросы именительного падежа — кто, что? Они соответствуют предмету разговора, собеседнику, товару.

— Описательные. Вопросы, позволяющие выяснить особенности предмета разговора — где, когда, куда, как?

— Причинные помогают понять мотивацию клиента — почему, зачем, как часто?

Существуют еще и другие виды вопросов, а также техники задавания вопросов:

— Встречные вопросы. На этапе выявления потребностей лучше избегать этих вопросов, потому что они раздражают. Ведь встречные вопросы — это вопросы на заданный вам вопрос. Иначе вы просто выведете собеседника из себя.

— Подтверждающие вопросы предполагают уточнить у клиента информацию, дождаться подтверждения на 2-3 вопроса и затем задать ваш главный вопрос и получить нужный ответ — третье «Да».

— Информационные вопросы позволяют получить основную информацию о клиенте и его потребностях.

— Контрольные вопросы позволяют понять, насколько внимательно следит за вашей мыслью собеседник и правильно ли вы друг друга понимаете.

— Провокационные вопросы лучше не использовать в продажах, так как эти вопросы используют в техниках давления на клиента. Люди чувствуют давление и у них появляется негативное впечатление о работе с вами.

Таким образом, умение задавать вопросы позволит вам выяснить потребности клиента и подвести к продаже. Развивая умение задавать вопросы, вы получаете в свой арсенал навык, который пригодится вам не только в продажах, но и в процессе руководства персоналом, в личной жизни.

______________________________________________________________________________________________
Статья оказалась полезной для вас? Жмите на кнопки соцсетей!

Хотите узнать, как маркетологи управляют сознанием потребителя, чтобы делать больше продаж? Тогда читайте нашу статью «Нейромаркетинг в действии».