Высокий долг в 2010

Высокий долг в 2010

Проблема долга важна для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень сложно. Во-первых, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.

По состоянию на 1 ноября 2009 года государственный внешний долг РФ составил $38,04 млрд. или 25,66 млрд. евро. Это на 0,1% меньше цифры, зафиксированной на 1 октября 2009 года ($38,7 млрд.) и на 6,3% показателя на 1 января (в евро — на 11,1%). Отметим, что задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, снизилась за январь-октябрь до $1,11 млрд.

В 2010 году внешний долг России вновь будет расти — за счет заимствований планируется покрывать дефицит федерального бюджета. Однако пока Россия не планирует обращаться к международным финансовым организациям, предпочтя этому выпуск еврооблигаций. По данным Минфина, в 2010 году их будет выпущено на сумму в 613,6 миллиарда рублей.

Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государствен­ным долгом. Требуется суще­ственная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмен­та. Самой существенной конструктивной мерой в области государствен­ного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.

Другой важный вопрос: как распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кре­дитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом.

Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. Поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.

Госдолг России в 2010 году вырос на треть

Государственный долг России в 2010 году вырос на 28,6 процента и на 1 января текущего года составил 4,1 триллиона рублей, или 9,3 процента ВВП. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Счетной палаты, отчитавшейся об исполнении федерального бюджета за прошлый год.

Консолидированный внешний долг России за год увеличился на 4,6 процента до 488,7 миллиарда долларов. Международные резервы России за тот же период выросли на 9,1 процента до 479,4 миллиарда долларов. Как отметили в Счетной палате, к началу 2011 года объем резервов страны был на 9,3 миллиарда долларов меньше консолидированного внешнего долга РФ.

Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8,3 триллиона рублей, а расходы — 10,1 триллиона рублей. Дефицит бюджета по итогам прошлого года достиг 1,8 триллиона рублей, или 4 процента ВВП. Этот показатель оказался меньше планируемого показателя в 5,3 процента ВВП.

Госдолг России с 2009 года постепенно растет из-за дефицита бюджета после кризиса. Правительство страны приняло решение прибегнуть к займам как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле 2010 года Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда долларов.

Осенью прошлого года замминистра финансов Дмитрий Панкин заявлял, что в 2011 году Россия может выпустить еврооблигации еще на 5,5 миллиарда долларов. Однако 11 мая министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в текущем году страна не будет осуществлять заимствования на внешних финансовых рынках. «Мы в этом году не будем выходить на внешние рынки. Цены на нефть высокие, доходы высокие, платежный баланс достаточно сильный», — цитирует Кудрина РИА Новости.

10 стран, тонущих в долгах

Почему рост госдолга является главной угрозой мировой финансовой стабильности

Аналитики бьют тревогу: мировой долг растет быстрыми темпами. Проблема усугубляется тем, что центральные банки постепенно перестают накачивать экономику дешевыми деньгами, а цены на сырье, которое является ключевым экспортным товаром развивающихся стран, остаются низкими. У России, однако, долг пока совсем небольшой. «Газета.Ru» выбрала десятку стран, в которых долговая проблема стоит наиболее остро.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings предупреждает, что растущее долговое бремя представляет собой серьезную угрозу мировой финансовой стабильности. Более 20% стран, оцениваемых агентством, в 2017 году достигнут максимального соотношения долга к ВВП.

Ожидается, что более 75% развитых суверенных рынков, оцененных Fitch, будут иметь более слабое первичное сальдо в 2017 году по сравнению с 2016 годом, что является самым высоким показателем с 2009 года.

По словам Джеймса Маккормака, руководителя департамента суверенных и наднациональных рейтингов Fitch, из-за задолженности, которую они несут, как развитые, так и развивающиеся рынки «подвержены изменению глобальной системы процентных ставок».

Кредитный рейтинг Китая понижен впервые с 1989 года

В мировом масштабе суверенные кредитные рейтинги в последнее время улучшились благодаря синхронному росту мирового ВВП, восстановлению объемов трансграничной торговли, стабилизации цен на сырьевые товары, хотя и на более низком уровне, глобальной макроэкономической политике, которая остается достаточно удобной для развития, говорит Маккормак.

В то же время постепенный отказ от мягкой денежно-кредитной политики может вызвать негативные последствия.

Глава JP Morgan Джейми Даймон недавно выразил опасение, что закрытие программ количественного смягчения центробанками может стать «хаотичным и беспорядочным».

Предстоящий отход от мягкой денежно-кредитной политики может повлиять на рынки во всем мире, поскольку центральные банки — основные покупатели и держатели суверенного долга в последние годы — становятся нетто-продавцами, отмечает Financial Times.

Быстро растущий корпоративный долг в Китае всегда упоминается как один из основных рисков для мировой экономики. Эксперты недавно прошедшего «летнего Давоса» предупредили, что задолженность Китая увеличится на $20 трлн к 2020 году (до общей суммы $50 трлн), а соотношение долга к ВВП вскоре сможет дойти до уровня США.

Сейчас отношение госдолга к ВВП в США составляет 106,7%, а сам долг превышает $19,9 трлн. К сентябрю США должны достигнуть установленного потолка госдолга, и его придется увеличивать до $20 трлн или выше.

В США есть риск появления долгового кризиса в корпоративном секторе. Согласно отчету Moody’s, «заимствования нефинансового сектора США достигли беспрецедентных высот, равно как и отношение долга нефинансового сектора к ВВП». Это отношение составило 253% в конце второго квартала против 230% на момент начала мирового кризиса (конец 2007 года).

Проблемы с долгом возникают и у других стран. «Газета.Ru» представляет топ-10 стран с самым высоким отношением долга к ВВП по данным CIA World Factbook. Стоит обратить внимание на то, что многие страны находятся в верхней части списка не за счет больших заимствований в абсолютном отношении, а за счет низкого ВВП. Россия занимает место в конце списка. Долг к ВВП составляет лишь 17%, по данным Trading Economics, это самый низкий показатель в G20.

Первое место списка соотношения долга к ВВП уходит Японии. Главные проблемы ее экономики — быстрое старение населения и медленные темпы роста.

Если система рухнет, последствия будут намного хуже, чем в Греции.

Внешний долг 2014

По материалам Отчета Всемирного банка «Статистика внешнего долга 2014»

На начало 2013 года самый высокий в мире объем внешнего долга у США ($15,68 трлн.), Соединённого Королевства ($9,46 трлн.), Германии и Франции ($5,71 трлн. и $5,37 трлн. соответственно). Всего страны G7 на начало 2013 года задолжали $43,09 триллионов, более трети суммарного долга приходится на США.

Главная / Статьи

Страны G7 вместе задолжали почти две трети внешнего долга стран с высоким уровнем дохода: $43 трлн. на конец 2012 года (в среднем 127%). Высокий прирост внешнего долга в 2012 году в Канаде (на 11,7%), умеренный рост в Германии и Италии (по 7%), во Франции и США (3,8% и 1,1% соответственно). Среди стран G7 самый высокий уровень внешнего долга к ВВП у Соединенного Королевства (Великобритании) – 388% в 2012 году (снизился с 407% в 2011 году). Незначительное улучшение произошло в Японии и в США. Наоборот, заметный скачок внешнего долга произошел во Франции (более 200%), в Германии (168%) и Италии. Уровень государственного долга во многих странах с развитой экономикой продолжил рост в 2012 году, несмотря на программы жесткой экономии бюджетных средств и реструктуризацию долга в некоторых странах. В ЕС-15 средний уровень госдолга к ВВП вырос до 79,5% (75,9% в 2011 году), и две трети из этих стран имели госдолг к ВВП выше 60%. В Японии госдолг к ВВП составил 195% на конец 2012 года, в то время как в США и в Соединенном Королевстве эти показатели на уровне 94% и 89% соответственно. Рост внешнего долга во Франции, Германии, Греции, Италии, Испании и США. Внешний долг по отношению к ВВП в среднем очень высокий и в 2012 году ситуация ухудшилась. Дополнительные заимствования в 2012 году в сочетании с медленным ростом производительности привели к росту уровня внешнего долга по отношению к ВВП в большинстве стран с высоким уровнем дохода в среднем со 138% в 2011 году до 143% в 2012 году. Наиболее высокий уровень долга к ВВП в Финляндии, Греции и Португалии (более 230%), а наименьший уровень долга в таких странах как Израиль, Республика Корея и Россия (менее 40%). Самая крупная задолженность среди европейских стран у Греции, Ирландии, Италии и Португалии: госдолг к ВВП от 120% и выше, кроме того за исключением Греции у этих стран восходящий тренд задолженности. В Ирландии резкий рост госдолга к ВВП с 28% в 2007 году до 120% в 2012 году, и в Португалии рост с 69% до 125% к ВВП за этот же период. В Греции благодаря реструктуризации в конце 2011-начале 2012 гг. уровень госдолга снизился до 158%, хотя это самый высокий уровень среди всех стран ЕС-15. Италия вступила в кризис с повышенным уровнем государственного долга. Наименьший уровень госдолга среди ЕС-15 у таких стран как Люксембург, Швеция, Дания и Финляндия. За период с 2007 по 2012 годы очень сильно вырос государственный долг к ВВП в Ирландии и Греции. Уровень госдолга к ВВП в развивающихся странах в среднем намного ниже, чем в странах с высоким уровнем дохода, и на нисходящей траектории: в среднем от 10% до 70% в 2012 году, цифры сопоставимы с уровнем 2008 года. В 2012 году уровень госдолга к ВВП в Бразилии и Индии – по 56,7% и 68,5%, в Турции – 37,6%, в Китае – 14,9%. Особенность развивающихся стран: в последние годы они существенно увеличили госдолг именно в национальной валюте. Основные заемщики по объему внешнего долга среди развивающихся стран — это Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Турция, Индонезия, Венгрия, Южная Африка, Казахстан и Украина. Вместе на конец 2012 года они задолжали $3,1 трлн., а задолженность всех развивающихся стран составила $4,8 трлн., что почти на порядок ниже задолженности стран G7 ($43 трлн.). Внешний долг Китая, 2000-2012 гг., млрд. долл.

Рейтинг стран-должников: на одного россиянина приходится $1 тыс долга

МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. По итогам 2011 года среднее значение отношения госдолга стран мира к ВВП превысило 47%. Годом ранее это отношение находилось на уровне меньше 45%. В среднем по странам на одного жителя приходится около 11 тыс долларов суверенного долга. Об этом говорится в исследовании экспертов «РИА-Аналитика», составивших рейтинг стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2010 года по данным МВФ. Страны, вошедшие в рейтинг, обеспечивают более 95% мирового ВВП. Как показывают результаты анализа, более развитые страны имеют более высокий уровень долговой нагрузки.

Согласно результатам рейтинга, самый высокий уровень долговой нагрузки отмечен в Японии – отношение государственного долга к ВВП составляет 220.3%. На одного жителя страны приходится более 100 тыс. долларов государственного долга, что в два раза больше, чем у следующего за Японией по этому показателю Сингапура (47 тыс. долларов). Вкупе со значительным бюджетным дефицитом, составившим по итогам 2010 года 9.4% к ВВП, что сопоставимо с дефицитом Греции, высокий уровень госдолга Японии и последствия цунами существенно увеличивают риски страны. Учитывая то, что большая часть долга Японии является внутренней, а экономика гораздо более развита, строить параллели между Грецией и Японией, конечно, невозможно, но в то же время вероятность развития экономики страны восходящего солнца по негативному сценарию списывать со счетов нельзя.

Неудивительно, что вторую строчку в рейтинге заняла Греция, долговые проблемы которой в настоящее время являются одним из основных факторов, влияющим на экономику зоны евро и курс евровалюты в частности. Отношение госдолга Греции к ВВП превышает 100%, а на одного жителя приходится 38 тыс. долларов долга. Если соотнести греческий долг с доходами бюджета страны, которые собственно и являются источником для долговых платежей, то можно увидеть, что долг превышает доходы в разы. Получение финансовой помощи в рамках поддержки МВФ в обмен на бюджетную экономию и возможное списание долговых убытков крупнейшими банками-кредиторами вряд ли изменят ситуацию. Существенных структурных преобразований в экономике Греции не происходит, да это и не может быть реализовано в течение короткого срока, поэтому единственным выходом из затруднительного положения страны может стать полномасштабная реструктуризация долга со списанием значительной его части основными странами кредиторами, а именно Францией и Германией. В противном случае, перманентные проблемы Греции будут являться помехой в дальнейшем развитии еврозоны, ставя под вопрос саму ее целостность, которая в последнее время не является аксиомой. Это же можно отнести и к другим странам PIIGS. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», для стран кредиторов понесенные убытки от реструктуризации греческого долга будут несоизмеримо меньше потерь от твердой позиции, направленной на выполнение Грецией графика платежей, последствием которой будет сохранение постоянного источника европейской нестабильности.

Помимо Японии и Греции государственный долг превышает ВВП у Италии. Еще у 5-ти стран, таких как Сингапур, Бельгия, Исландия, Ирландия, США объем государственного долга выше 90% ВВП. В этих же странах довольно высокий объем госдолга на одного жителя.

Третье место в рейтинге занимает Италия. Отношение госдолга страны к ВВП составляет 119%, а каждый житель страны в среднем должен 40 тыс. долларов. Экономика Италии не является в последнее время самой обсуждаемой темой, но высокий и возрастающий долг страны не может не вызывать опасений. Тем более, что экономический рост Италии не отличается высокими темпами в сравнении с другими странами Евросоюза, а посткризисное восстановление идет недостаточно интенсивно. Конечно, экономика Италии является более развитой и мощной, чем греческая, но долговые проблемы страны, являются фактором, сближающим эти страны по уровню рисков.

Среди крупнейших экономик одним из лидеров по долговой нагрузке является США, у которых госдолг в начале 2011 года был сопоставим с ВВП. При этом госдолг продолжает заметно увеличиваться. В среднем на каждого жителя Соединенных Штатов приходится 43 тыс. долларов государственного долга – по этому показателю США пятые в мире, уступая помимо Японии Сингапуру, Норвегии и Ирландии. Рост долговой нагрузки США на фоне дебатов о повышении предельного порога долга, является поводом для снижения кредитного рейтинга страны. Но, в отличие от Греции, США, являясь крупнейшей экономикой мира, имеет полностью внутренний долг, а также возможность получать эмиссионный доход. Поэтому, невзирая на тенденцию дальнейшего роста американского долга, что, безусловно, является фактором риска, США далеки от проблем других стран с высокой долговой нагрузкой.

В большинстве других высокоразвитых странах отношение долга к ВВП и объем долга на одного жителя также довольно высоки. Германия занимает 14-е место по отношению госдолга к ВВП и 13-е место по объему госдолга на одного жителя, Франция – 9-е и 16-е места соответственно, Великобритания – 16-е и 16-е места, Канада 10-е и 10-е места.

Россия входит в число стран с низким уровнем долговой нагрузки. Отношение государственного долга к ВВП составляет 9.9%. На одного россиянина приходится всего 1 тыс. долларов государственного долга. По этим показателям Россия занимает 93-е и 73-е места соответственно из 96 проанализированных стран. Примечательно, что Россия является одной из наиболее развитых среди стран с низким уровнем долговой нагрузки.

В Китае, экономика которого является в последние годы объектом пристального внимания, уровень долговой нагрузки также относительно невысок, однако его отношение к ВВП выше, чем у России. КНР занимает 82-е место по этому показателю. На одного жителя Китая приходится 792 доллара государственного долга, это меньше, чем в России, однако значение показателя на душу населения во многом обусловлено высокой численностью населения поднебесной. Тем не менее, долговая нагрузка Китая вряд ли станет причиной кризиса страны, о возможности которого все чаще говорится в последнее время.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Госдолг Латвии снова близок к историческому максимуму

На фоне ЕС государственный долг Латвии является одним из самых низких среди стран-участниц блока. Но его общий объем весьма внушительный — около 9,7 млрд. евро, да и его обслуживание стоит дорого. В нынешнем году на это будет потрачено около 220 млн. евро, сообщает Lsm.lv.

В прошлом году Латвия заняла на международных рынках 1,3 млрд. евро. Таким образом, общий объем государственных обязательств существенно вырос, практически достигнув исторически высокого уровня — в 2010 году сумма внешнего и внутреннего долга страны превышала 40% от ВВП. Сейчас, по данным Госкассы, этот показатель составляет 39%.

Отметим, что долг центрального правительства Латвии (долг государства без учета долгов муниципалитетов) во втором квартале 2016 года по сравнению со вторым кварталом 2015 вырос по отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) на 3,7 процентных пункта. Это второй по величине показатель в ЕС, свидетельствуют данные Eurostat.

Больше госдолг за год вырос только в Греции — на 9,7 процентных пункта.

По сравнению с первым кварталом 2016 года во втором квартале госдолг увеличился в 13, уменьшился в 15 странах ЕС.

Больше всего за квартал госдолг вырос в Греции (+3,1 процентных пункта), Португалии (+2,8 процентных пункта) и Латвии (+2,6 процентных пункта).