Временный запрет деятельности организации

Временный запрет на осуществление деятельности

Выносить решение о приостановлении деятельности государственный инспектор труда не вправе. Административное приостановление деятельности назначает только судья. Скорее всего автор вопроса ошибся — речь идет о временном запрете на осуществление деятельности. Его инспектор труда установить может.

Отметим, что не следует путать понятия «административное приостановление деятельности» и «временный запрет деятельности». Первое — это вид административного наказания, а второе — мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное приостановление деятельности состоит во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данная мера наказания применяется в том случае, если существует угроза жизни или здоровью людей (ст. 3.12 КоАП РФ).

Вероятно, инспектор труда обнаружил соответствующие обстоятельства (посчитал, что производственное помещение настолько ветхое, что работать в нем небезопасно). Временный запрет осуществляется, если за совершение административного правонарушения можно назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Оформлять протокол о временном запрете деятельности имеют право должностные лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении (п. 3 ст. 27.16

КоАП РФ). Статья 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) предусматривает возможность назначения наказания в виде приостановления деятельности. Государственный инспектор по труду уполномочен оформлять протокол об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ. Сказанное подтверждает правомерность действий инспектора.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, оформившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, на который распространился временный запрет, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или законного представителя юридического лица.

Должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, сразу направляет его в суд. Эта мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении действует до вынесения решения судом.

Если суд сочтет, что организация действительно совершила правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, и работа в ветхом помещении создает угрозу жизни и здоровью сотрудников, не исключено, что при вынесении решения по делу он назначит наказание в виде административного приостановления деятельности на 90 суток.

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

1. Комментируемая статья введена в КоАП Законом N 45 и вступила в силу с 18.08.05. Она посвящена характеристике такому новому виду мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как временный запрет деятельности (далее — ВЗД). Последний следует отличать от административного приостановления деятельности (оно относится к видам административного наказания, см. коммент. к ст. 3.12). Анализ ст. 27.16 позволяет указать на следующие признаки ВЗД:

1) это кратковременное (оно длится до момента рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, но в любом случае не более 5 суток см. коммент. к ст. 27.17) прекращение деятельности ИП или ЮЛ, а равно филиалов, представительств иных структурных подразделений ЮЛ (в т.ч. территориально не обособленных, например, цехов корпусов, ферм, лабораторий, производственных участков и т.п.), а также приостановление эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений принадлежащих ЮЛ или ИП. Это же относится к временному запрету осуществлять отдельные виды деятельности, выполнения работ, оказания услуг со стороны ЮЛ или ИП;

2) эта мера применяется лишь в исключительных случаях, прямо и исчерпывающим образом перечисленных в ст. 27.16. Изменения внесенные в этот перечень Законом N 189 от 05.11.06 (о том, что данную меру могут применять и для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранных работников, см. об этом коммент. к ст. 18.15-18.17) — вступили в силу с 09.11.06;

3) условием применения ВЗД является то, что за совершение данного административного правонарушения та или иная ст. КоАП предусматривает назначение такого вида наказания как административное приостановление деятельности (см. например, коммент. к ст. 20.4);

4) ВЗД не может быть применено при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (исходя из норм последнего, в частности, осуществляется приостановление операций по банковским счетам ЮЛ).

2. ВЗД может применяться лишь должностными лицами, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (см. об этом коммент. к ст. 28.3). При этом:

1) речь идет лишь об административных правонарушениях, за которые может быть назначено такое наказание как административное приостановление деятельности;

2) протокол обязательно должен содержать сведения, прямо указанные в ч. 3 ст. 27.16: в противном случае он будет обесценен, как процессуальный документ (однако иные сведения в протокол можно включать, это не противоречит ст. 27.16);

3) протокол должен быть подписан должностными лицами и ИП либо ЮЛ (их представителями) и его копия (по их просьбе) вручается последним. Если кто-либо из указанных лиц не подпишет протокол, то об этом необходимо сделать отметку в протоколе.

Временный запрет деятельности: пределы прокурорского надзора. Статьи по предмету Прокурорский надзор

ВРЕМЕННЫЙ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Н.В. СУБАНОВА

В 2005 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирован порядок осуществления временного запрета деятельности. Если ранее значительное число органов исполнительной власти наделялось полномочиями по применению подобных правоограничительных мер вне рамок производства по делам об административных правонарушениях, то теперь в результате внесения в законодательство изменений такие функции были исключены.
———————————
В частности, ст. 24 ФЗ от 9 мая 2005 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» признаны утратившими силу абз. 10 ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»; абз. 11 ч. 7 ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»; подп. «з» п. 1 ст. 34 ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»; п. 2 ст. 29 ФЗ от 18 июля 1995 г. «О рекламе» и другие нормы, предоставляющие органам исполнительной власти полномочия по внепроцессуальному приостановлению, запрету деятельности, оказания работ, услуг.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, Структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП).
Временный запрет деятельности относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП). Применение мер административно-процессуального обеспечения (причисляемых нередко к категории мер административного пресечения) позволяет эффективно достигать целей административной ответственности. Административно-правовое воздействие при этом (как и в случае использования иных пресекательных мер, направленных на оперативное прекращение совершаемого противоправного или иного опасного деяния, а также предотвращение вызываемых ими последствий) является прямым по причине персонального императивного влияния, направленного на непосредственное изменение поведения правонарушителя .
———————————
См., напр.: Агапов А.Б. Административное право. М.: «Дашков и К», 2004. С. 587 — 605.
См.: Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005. С. 181.

Некоторые авторы временный запрет деятельности относят к мерам, приостанавливающим реализацию прав(наряду с отстранением от управления транспортным средством, задержанием транспортного средства, запрещением его эксплуатации) .
———————————
См.: Левченко О.В. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.

Возможность применения этой меры установлена законом для правонарушений, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, представляющего собой временное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 3.12 КоАП).
Временный запрет деятельности может применяться, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; для устранения нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах.
Использование временного запрета деятельности допускается лишь в исключительных случаях, по усмотрению административно-юрисдикционных органов, если предотвращение перечисленных обстоятельств другими способами невозможно.
Применять временный запрет деятельности вправе должностные лица, уполномоченные в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 27.16 КоАП).
Процессуально эта обеспечительная мера оформляется путем составления отдельного протокола (с указанием основания применения временного запрета; даты и места составления протокола; должности, фамилии и инициалов составителя; сведений о лице, в отношении которого ведется производство по конкретному делу; объекта деятельности, подвергшегося временному запрету; времени фактического прекращения деятельности; объяснений индивидуального предпринимателя или законного представителя юридического лица). По смыслу закона составление протокола о временном запрете деятельности (в установленной процессуальной форме) обязательно.
Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 КоАП).
Согласно позиции Верховного Суда РФ совершение мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности производится должностными лицами органов исполнительной власти по правилам административного приостановления деятельности (в соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП — путем наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применения других необходимых мер). При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Хотя процедурный порядок, способы осуществления временного запрета деятельности должностными лицами, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, КоАП не конкретизированы, что на практике осложняет использование этой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, провоцирует бездействие контролирующих органов и нередко приводит к фактическому продолжению деятельности, представляющей особую опасность охраняемым законом интересам. Как представляется, достижение целей применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и необходимость соблюдения прав участников административно-юрисдикционного процесса требуют нормативного закрепления порядка реализации временного запрета деятельности.
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.

Несложно заметить, что последствия и содержание временного запрета деятельности и административного приостановления деятельности по существу идентичны, различаются лишь временем правоограничительного воздействия. Как временный запрет деятельности, так и административное приостановление деятельности обладают выраженным императивным характером, будучи инструментом непосредственного влияния на правовой статус хозяйствующих субъектов (в пределах, допускаемых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Неслучайно закрепление КоАП административного приостановления деятельности в числе административных наказаний подверглось достаточно жесткой критике. Например, согласно мнению Высшего Арбитражного Суда РФ административное приостановление деятельности не отвечает критериям наказания, а является мерой пресекательно-обеспечительного принуждения, поскольку ее основная задача — пресечение административного деликта и обеспечение производства по делу, а не карательная функция. «Применение такой меры воздействия на правонарушителей могли бы осуществлять непосредственно уполномоченные органы исполнительной власти при установлении последующего судебного контроля за обоснованностью их решений» . Приведенная точка зрения разделяется многими авторами .
———————————
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N С8-4/уз-944 «О проекте Федерального закона N 71562-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации» (по вопросу приостановления деятельности предпринимателей)».
Например, И.В. Панова прямо относит административное приостановление деятельности к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях с учетом его по существу пресекательного характера. См.: Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 249, 269.

КоАП не предусматривает возможности обжалования (опротестования) мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (включая временный запрет деятельности).
Как следует из разъяснения Верховного Суда РФ, в порядке гл. 25 ГПК суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП не предусматривает порядка обжалования и которые, будучи неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (включая протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости применения таких мер могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК .
———————————
См.: п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Вместе с тем некоторые исследователи, отмечая явную неэффективность «отсроченной» защиты прав участников процесса, указывают на необходимость закрепления в КоАП специального порядка обжалования мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении .
———————————
См.: Левченко О.В. Проблемы обжалования временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Пробелы в российском законодательстве. 2009. N 3. С. 232; Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005, С. 54 — 55.

Нарушения законов, допускаемые должностными лицами органов исполнительной власти при осуществлении временного запрета деятельности, на практике распространены. В том числе временный запрет деятельности применяется без предусмотренных ч. 1 ст. 27.16 КоАП оснований (нередко заполняется типовой бланк без указания на исключительность ситуации, мотивов, подтверждающих непосредственную угрозу, и т.п.); за правонарушения, не предусматривающие назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности; вне рамок производства по конкретному делу об административном правонарушении ; без составления протокола о временном запрете деятельности; с превышением предусмотренного законом срока временного запрета деятельности; путем лишения индивидуальных предпринимателей или законных представителей юридических лиц возможности давать объяснения при составлении протокола о временном запрете деятельности вопреки требованиям ч. 3 ст. 27.16 КоАП .
———————————
Например, инспектор отдела государственного пожарного надзора составил протокол о временном запрете деятельности общежития, а протокол об административном правонарушении — в отношении должностного лица, коменданта Н. // Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Свердловской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП, за 12 месяцев 2007 г. // http:// www.ek-boblsud.ru/ sudpr_det.php?srazd= 2&id= 19&page=1.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2009 г. N А19-6614/09; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2009 г. N Ф0З-4159/2009.

Необходимо отметить, что ФЗ от 23 июля 2010 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» порядок осуществления временного запрета деятельности скорректирован. Так, временный запрет деятельности должен применяться на период до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении; ч. 1 ст. 27.17 КоАП (ограничивающая срок временного запрета деятельности пятью сутками) признана утратившей силу.
Полномочиями на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (включая временный запрет деятельности) прокурор не наделен. Хотя на практике фиксируются отдельные случаи самостоятельного предъявления прокурорами требований о временном запрете деятельности субъектов предпринимательства при возбуждении дел об административных правонарушениях, что противоречит закону и, как представляется, связано с подменой органов административного надзора, специфика которого определяется широким применением непосредственного административного принуждения .
———————————
По вопросу определения и компетенции органов административного надзора см.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 302 — 303.

Кроме того, у рассматриваемого вопроса есть еще один аспект.
Прокурор, реализуя компенсаторный потенциал, в силу ст. 25 Закона о прокуратуре, ст. ст. 28.4, 25.11 КоАП вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном федеральными законами или законами субъектов Федерации.
Также Закон наделяет прокурора исключительными полномочиями по возбуждению определенных категорий дел: в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, указанными в этой части, возбуждаются только прокурором. Перечень дел, выявление которых отнесено к исключительной компетенции прокуроров, включает разноотраслевые составы правонарушений и при этом расширяется (первоначальная редакция ч. 1 ст. 28.4 КоАП включала ссылку на 18 статей КоАП. С 2003 г. дополнения в нее вносились 12 раз). Последними изменениями законодательства такие полномочия прокуроров дополнены возбуждением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.39 «Отказ в предоставлении информации»; ст. 13.27 «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет; ст. 13.28 «Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; ст. 19.32 «Нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»; ст. 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)» КоАП РФ.
———————————
ФЗ от 31 мая 2010 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; ФЗ от 1 июля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; ФЗ от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Большинство санкций статей КоАП, перечисленных в ч. 1 ст. 28.4 КоАП, предусматривают назначение административных наказаний в виде предупреждения или штрафа (ч. 4 ст. 14.35 — штрафа или дисквалификации; ст. 19.28 — штрафа с конфискацией). Вместе с тем санкцией ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» предусмотрена возможность назначения для юридических лиц административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией материалов и оборудования. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП, возбуждаются только прокурором.
Очевидно, что в этом случае прокурор фактически приравнен к многочисленным субъектам административно-юрисдикционного процесса, уполномоченным на осуществление административного преследования в части выявления деликтов. Незакрепление при этом свойственных такому статусу процессуальных средств ставит под сомнение достижение задач производства по делам об административных правонарушениях указанной категории.
Возникшая ситуация, на наш взгляд, требует законодательного разрешения путем пересмотра концепции определения административно-юрисдикционных полномочий прокурора по принципу «исключительного ведения» (с учетом существа, характера и пределов прокурорского надзора).

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Временный запрет деятельности организации

Понятие временного запрета деятельности

Временный запрет деятельности, то есть кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела судом прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агр

Временный запрет деятельности, то есть кратковременное, установленное на срок до рассмотрения дела судом прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данная мера применяется, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Закреплено, что временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Таким образом, данный запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил охраны водных объектов и водопользования, атмосферного воздуха, лесов и других природных ресурсов от загрязнения веществами, опасными для жизни и здоровья населения, а также о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства. Учитывая особую опасность нарушения перечисленных выше и аналогичных им правил, а также интересы и защиту прав предпринимателей в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, законодатель счел необходимым передать в подведомственность судам решение вопросов о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в результате этой деятельности нарушены перечисленные правила и нормы, направленные на обеспечение безопасности в конкретных областях производственной деятельности.

Установлено, что при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении вправе применять должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. К указанным должностным лицам относятся органы внутренних дел, таможенные органы, органы ФСБ и другие правоохранительные органы, должностные лица которых уполномочены законодательством РФ в необходимых случаях применять меры принудительного воздействия.

Статья 27.16. Временный запрет деятельности

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

Комментарий к Ст. 27.16 КоАП РФ

1. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется по наличии двух оснований — если за совершение данного административного правонарушения предусмотрено назначение наказания в виде приостановления деятельности.

К ним относятся правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.27, 6.3 — 6.6, 6.13, 6.15, 8.2, 8.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.21, ч. ч. 2, 3 ст. 8.31, ст. ст. 8.38, 9.1, 9.2, 9.4, 9.9, 9.11, 10.3, 10.6, 10.8, 11.20, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.7, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 20.4 и др. КоАП РФ.

Единственное исключение из этого перечня составляет правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), — временный запрет деятельности не применяется, хотя в качестве наказания предусмотрено приостановление деятельности.

В этих случаях приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, направляют соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией и издают постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если данная информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.

2. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется, если применение данной меры необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).

Применение данной меры носит исключительный характер — она применяется только в тех случаях, когда другими способами предотвратить наступление неблагоприятных последствий невозможно, что корреспондирует с сущностью административного наказания в виде административного приостановления деятельности, для обеспечения исполнения которого применяется временный запрет деятельности.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.03.2005 N 5 разъяснил, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 23.3 названного Постановления).

Должностное лицо, применившее данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при необходимости принимает меры к ее обеспечению — помещения и места хранения товаров и иных материальных ценностей могут быть опечатаны и т.д. Но при этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

При применении данной меры протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье или уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 3.12, 23.31 КоАП РФ) немедленно после их составления (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении в этом случае должно быть рассмотрено судьей или уполномоченным должностным лицом органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).