Усыновление девочки

Кто может усыновить ребенка

Прежде чем начать процедуру усыновления ребенка, нужно выяснить, подходите ли вы для этой роли с точки зрения закона. Список лиц, которые не могут участвовать в усыновлении, приводится в Семейном кодексе Российской Федерации.

Все требования обоснованны и логичны. Родителями не могут стать недееспособные или ограниченно дееспособные лица. Если ранее вы уже были лишены родительских прав – на новый опыт с неродным ребенком не стоит надеяться. В 2013 году Правительством Российской Федерации был утвержден перечень заболеваний, имея которые вы не имеете права претендовать на усыновление. Заботится закон и о материальном благополучии ребенка – у вас должен быть доход не ниже прожиточного минимума, постоянное место жительства, удовлетворительные жилищные условия (оценку им дает специальная комиссия). Не имеют права быть усыновителями люди, у которых есть судимость за преступление против человека (особо отмечается, что преступление только умышленного характера).

Одинокие женщины и мужчины

Вовсе не странно, что чаще всего об усыновлении задумываются одинокие люди. Так происходит, когда основные свершения в карьере сделаны, достаток стабильный, а вот человек, с которым хотелось бы каждое утро встречать новый день так и не найден. Нерастраченную любовь, нежность и внимание можно подарить ребенку. В России и одиноким женщинам, и одиноким мужчинам разрешено усыновлять детей. На практике выходит, что к таким людям относятся настороженно, работники социальной опеки тщательнее проверяют соответствие требованиям закона, и делается это исключительно в интересах детей. Сама процедура усыновления одинокой женщиной или одиноким мужчиной мало чем отличается от усыновления супружеской парой. Список документов можно получить в управлении социальной защиты. Как только право на усыновление будет подтверждено, предстоит найти ближайшую Школу приемного родителя и начать посещать занятия. Справка об окончании подобного заведения входит в обязательный пакет документов при усыновлении. Процесс подготовки документов одинаков как для мужчин, так и для женщин.

Конечно, есть множество нюансов. В первую очередь, надо понимать, что если вы одиноки и хотите усыновить ребенка до года, вам предстоит дождаться своей очереди. Естественно, предпочтение отдается супружеским парам.

Часто встречается и такая ситуация: мужчина после смерти жены, которая уже имела ребенка от другого человека, решается на усыновление. В этом случае при обжаловании усыновления в суде предстоит подготовить справку об отказе от родительских прав биологического отца.

Усыновление иностранными гражданами

С 1 января 2013 года Государственная дума Российской Федерации приняла закон, который запрещает усыновление российских детей гражданами США. Граждане же Белоруссии, Украины и любых других стран могут взять ребенка из России. Хотя процедура займет значительно больше времени. Это связано всё с той же негласной очередью. Сначала – граждане России, состоящие в браке, затем одинокие мужчины и женщины и только потом иностранцы. Усыновить ребенка могут и граждане Российской Федерации, которые в стране не живут.

Возможно, покажется, что требования по отношению к усыновителям очень строгие, или что собрать весь необходимый пакет документов невозможно. Это не так. Посмотрите на ситуацию с другой точки зрения. Органы социальной опеки стоят на защите ребенка. В жизни маленького человека, оставленного родителями, уже произошла трагедия. Допустить еще одну – бездушно. Поэтому все кандидаты тщательно проверяются. К тому же, если родных детей вынашивают девять месяцев и всё это время готовятся к материнству, то почему с приемными должно быть иначе? Сбор документов и прохождение комиссий – необходимая мера, которая позволяет вам еще раз понять всю меру принятой на себя ответственности.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

  • Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
  • Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
  • Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
  • Умение быстро перестраиваться
  • Желание самообразования
  • Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
  • Стиль воспитания в родительской семье.
  • Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

  • Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
  • Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
  • Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

  • Получение «психологического портрета» семьи.
  • Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
  • Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
  • Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
  • Определение у супругов психопатологического профиля.

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

    • Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
    • Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
    • Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

По материалам отчетов педагога-психолога Республиканского центра усыновления и попечительства при МО и ВШ (Республики Коми) Большаковой Л.Н.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Как усыновить ребенка

К решению о том, чтобы усыновить ребенка, будущие приемные родители приходят разными путями. Возможно, вы никогда раньше не задумывались об этом, но случайно увидели фотографию малыша-отказника где-то в социальной сети, и ваше сердце забилось быстрее. А может быть, вы хотите пойти в дом малютки, чтобы самостоятельно найти «своего» ребенка, после неудачных попыток завести собственного. Эту статью мы подготовили для тех, кто уже принял решение стать усыновителем и лишь задается вопросами: «Куда в первую очередь необходимо обращаться?» и «С чего начать?».

Все о будущих родителях

Законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275) предоставляет несколько способов взять ребенка в семью: опека, патронатная семья или временное устройство, но только при усыновлении законом устанавливаются родственные связи между ребенком и родителями.

Так кто же может стать приемными родителями? Ими могут стать лица любого пола, которым исполнилось 18 лет.

Однако законодательство предусматривает перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (Ст. 127 Семейного кодекса РФ):

  1. Лица, которые признаны судом недееспособными или дееспособными с ограничениями;
  2. Супруги, один из которых признан судом недееспособным или дееспособным с ограничениями;
  3. Лица, которых суд лишил или ограничил в родительских правах;
  4. Лица, которые отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  6. Лица, у которых на момент усыновления нет дохода, который обеспечит прожиточный минимум для усыновляемого ребенка, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  7. Лица, у которых нет постоянного места жительства;
  8. Лица, которые имели или имеют судимость;
  9. Лица, у которых не снята или не погашена судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  10. Лица, которые не прошли подготовку приемных родителей (Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623);
  11. Лица, которые состоят в однополом браке (здесь речь идет об усыновителях-иностранцах, в чьих государствах подобные союзы разрешены законом);
  12. Лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка (Постановление Правительства РФ от 14.02.2013г. № 117);
  13. Лица, которые не состоят между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка;
  14. Еще одно важное условие – возраст. Разница в возрасте между усыновителем, который не состоит в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена; при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется).

Если вы не относитесь ни к одной из этих категорий граждан, то можете начинать подготовку к получению заключения о возможности быть усыновителем. Непростой путь к родительству состоит из нескольких этапов и требует немалых усилий и терпения.

Как усыновить ребенка

Этапы усыновления ребенка

Этап 1: Получить заключение о возможности быть усыновителем

Первый шаг – получение заключения о том, что вы можете быть усыновителем. Его можно получить в органах опеки и попечительства по месту вашего жительства, или подать заявление через Интернет на «Едином портале государственных и муниципальных услуг». Но в любом случае, помимо самого заявления, вам нужно подготовить пакет документов.

Обязательно предоставить паспорт (в некоторых случаях – другой документ, который удостоверяет личность) и заявление о выдаче заключения о возможности стать усыновителем. К заявлению необходимо приложить другие документы. Если вы оформляете запрос через Интернет – все документы нужно отсканировать и прикрепить в папку. Вот, что от вас требуется:

  1. автобиография в произвольной форме;
  2. справка с места работы, где будет указаны должность и размер средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, который подтверждает ваш доход, или справка с места работы вашего (вашей) супруга (супруги), в которой также должны быть указаны должность и размер средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, который подтверждает доход супруга (супруги);
  3. копия вашего финансового лицевого счета (Форма №9 ЕИРЦ) и выписка из домовой (поквартирной) книги по вашему месту жительства или документ, который подтверждает право собственности на жилье;
  4. справка из ОВД, которая подтверждает, что у вас отсутствует судимость;
  5. медицинская справка о состоянии вашего здоровья, которая оформляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  6. копия свидетельства о браке (если вы состоите в браке);
  7. копия свидетельства или иного документа о том, что вы прошли подготовку будущего родителя (здесь речь идет о прохождении курса в Школе приемных родителей. Такие школы работают при детских домах и интернатах, надо уточнять у конкретного учреждения);

Школа приемных родителей

  1. письменное согласие ваших членов семьи (и детей, если они достигли возраста 10 лет) на усыновление ребенка, которая обязательно должна быть заверена у нотариуса.

Нужно иметь ввиду, что все эти документы действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинская справка о состоянии здоровья – в течение 6 месяцев.

В седьмом выпуске программы «Народное мнение» вы узнаете, о том, что граждане знают о Школе приемных родителей.

Ольга Селиванова, приемная мама троих детей, рассказывает, сложно ли собрать документы для подачи заявления:
«На самом деле сбор документов – это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Мне кажется, что получить кредит намного сложнее. Неудобство заключается лишь в том, что у всех одинаковый рабочий день. И все медицинские учреждения работают с понедельника по пятницу. Здесь важно договориться на работе, чтобы вас отпустили на все эти медицинские процедуры. Пожалуй, это и съедает все время. Но главное, что ты понимаешь, каков будет результат, и тогда на все эти неудобства закрываешь глаза» .

Перед приемом документов вас, скорее всего, будет ожидать беседа со специалистом органов опеки. Это необходимо для понимания социальными работниками ваших мотивов усыновления и серьезности намерений. Во время интервью вам следует вести себя уверенно и спокойно, честно рассказать о мотивах и причинах усыновления. Будьте готовы к получению информации, что многие дети имеют психологические или физические отклонения. Наберитесь терпения и постарайтесь держаться достойно.

Этап 2: Пройти проверку жилищных условий

Итак, вы прошли собеседование и подали все документы для получения заключения, что можете быть усыновителем. К вам домой вскоре придут сотрудники органов социальной защиты для проверки жилищных условий.

Для кандидатов в усыновители не установлены федеральные нормы по площади и санитарному состоянию жилья, а органы опеки могут проводить проверку по нормам местного законодательства. При отсутствии таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки, может самостоятельно решить вопрос о соответствии состояния жилья кандидата в усыновители санитарным и техническим требованиям для усыновления. Теперь будущим усыновителям достаточно иметь постоянную регистрацию и место для проживания, которое отвечает санитарным нормам. Такая система позволяет кандидату в усыновители получить утверждение от органа опеки и попечительства на жилье, даже если у него нет достаточной для усыновления жилплощади по месту постоянной регистрации, но есть возможность для длительной аренды жилья или проживания у родственников.

После проверки вашего жилья сотрудники органа опеки и попечительства готовят решение о том, можете ли вы быть усыновителем, которое и будет являться основанием для вашей постановки на учет, как кандидата в усыновители. Подготовка такого документа занимает порядка 15 рабочих дней, и он действителен в течение года со дня выдачи. В случае отказа вам вернут все документы и расскажут, каким образом можно обжаловать решение.

Но мы рассматриваем положительный вариант решения – у вас в руках документ, который сделал вас потенциальным родителем. Теперь вы находитесь в новом статусе усыновителя, и вам предстоит найти «своего» ребенка.

Этап 3: Найти «своего» ребенка

Как правило, этап поиска малыша самый долгий и тяжелый. Бывают сказочные истории о том, что «мы увидели этот рыжеволосого паренька на площадке у детского дома… Это была любовь с первого взгляда, и больше мы не расставались». К сожалению, в жизни все намного сложнее, и на деле может оказаться, что у выбранного ребенка есть папа и мама, которых еще не лишили родительских прав или его хотят усыновить родственники. В первую очередь, у детишек, которых передают на усыновление должно быть все в порядке с документами. Помочь вам выяснить это могут сотрудники органов опеки. Все зависит оттого, насколько жесткие требования вы предъявляете к будущему сыну или дочери. Еще важно знать: братьев и сестер разлучать нежелательно. Поэтому многие бездетные семьи становятся разу многодетными.

Если по месту вашего проживания вы не смогли найти «своего» ребенка, то можно обратиться в любой другой орган опеки, в региональный или Федеральный банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любой субъект Российской Федерации, в Министерство образования Российской Федерации. Вам нужно помнить, что вы, как будущий родитель, имеете право получить подробную информацию о ребенке и его родственниках (при наличии), администрация детского учреждения обязана ознакомить вас с личным делом малыша и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Также вы имеете право обратиться в любое медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, которого вы хотите усыновить, при участии представителя учреждения, в котором находится малыш.

Если вы решили обратиться в региональный или Федеральный банк данных, то нужно будет вместе с паспортом предъявить заявление, что вы хотите усыновить ребенка и просите ознакомить с информацией о каком-то конкретном ребенке. Вам предложат заполнить анкету, в которой вы укажите свои паспортные данные и контактную информацию, а также предъявите заключение, что можете быть усыновителем. Рассмотрение документов занимает порядка 10 дней. Если вы представили неполный комплект документов, у каких-то документов закончился срок действия и т.д., то вам их вернут и письменно объяснят причину, по которой отказывают предоставлять информацию о ребенке.

Если документы в порядке, вам будет предоставлена вся необходимая информация, все сведения о конкретном малыше предоставляются лично заявителю. Потом вы получите направление на посещение одного ребенка. Направление действительно в течение 10 дней, и в этот срок вам нужно лично познакомиться с малышом. При этом все встречи проходят под контролем специалистов органов опеки. После этого посещения вам будет необходимо письменно оповестить банк данных о том, как прошла встреча, и какое решение вы приняли.

Если после встречи с ребенком, вы не выбрали его для усыновления, вы получите направление для посещения любого другого выбранного ребенка. Оператор банка данных будет ежемесячно информировать вас о новых анкетах детей, которые можно рассмотреть в 15-дневный срок со дня получения такой информации. Если вы дважды без причины не ответили на уведомление о новой информации, то поиск ребенка для вас приостанавливается. Чтобы его возобновить, необходимо будет заново подать заявление. Если по какой-то причине вы решили полностью отказаться от усыновления, нужно оповестить об этом банк данных письменно в течение 10 дней.

Вячеслав Кузнецов, приемный отец восьми детей, рассказывает, что за информацией о детях, лучше обращаться в органы опеки и попечительства:
«По своему опыту хочу сказать, что региональный банк данных — это какое-то мертвое звено. Там, как правило, устаревшая информация. Самый лучший способ – это обращаться напрямую в органы опеки. Это будет и быстрее, и надежнее. Мы больше десяти лет общаемся с органами опеки и попечительства, и по большей части этот опыт был положительный. Скажу еще, что двоих детей брать проще. Несколько лет назад мы сказали, что хотим взять брата и сестру, и детишек нам нашли чуть ли не в этот же день. Свою первую дочку мы ждали около полугода» .

Этап 4: Подать заявление в суд

В случае, если вы нашли «своего» малыша, необходимо подать заявление об усыновлении в суд. О данном заявлении вам следует письменно уведомить оператора банка данных в течение 10 дней.

Еще немного терпения, вас ожидает проверка «на прочность» в виде судебной процедуры.

Этап 5: Забрать ребенка домой

Суд – это обязательная процедура, если вы решили ребенка усыновить. Если же вы берете под опеку или оформляете приемную семью – суда не будет. Именно поэтому, многие будущие родители сначала берут ребенка под опеку (чтобы поскорее забрать его домой), а уже потом готовят документы на усыновление. С правовой точки зрения усыновление – это установление между усыновителем (а также его родственниками) и усыновленным ребенком (а также его детьми, внуками) правоотношений, аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Усыновители наделяются родительскими правами и обязанностями, а кровные родители ребенка утрачивают эти права и обязанности.

Теперь вам нужно подать заявление об усыновлении ребенка в суд по месту жительства (нахождения) малыша с указанием:

  • ваших паспортных данных, включая информацию о месте жительства;
  • данных ребенка, его места жительства;
  • данных о его родственниках;
  • обстоятельств, побудивших вас принять решение об усыновлении, с документальным подтверждением таковых;
  • просьбой об изменении ФИО, даты и места рождения ребенка, а также о вписании вас в качестве родителей в актовую запись о рождении ребенка.

Помимо заявления, необходимо представить суду следующий пакет документов (ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ):

  • копию вашего свидетельства о рождении,
  • если вы состоите в браке, то копию свидетельства о заключении брака;
  • при оформлении усыновления только одним из супругов, необходимо письменное согласие другого супруга, заверенное нотариусом, либо свидетельство о расторжении брака;
  • медицинское заключение о состоянии вашего здоровья;
  • документ, который подтверждает ваши доходы;
  • документ, который подтверждает наличие у вас собственности или права пользования жильем;
  • заключение органов опеки и попечительства о том, что вы – кандидат в усыновители;
  • документ о том, что вы прошли подготовку в Школе приемных родителей (этот документ не требуется, если вы являетесь мачехой, отчимом или близким родственником; если вы являетесь/являлись усыновителем/опекуном/попечителем и в отношении вас не было отменено усыновление и вы не были отстранены от выполнения обязанностей опекуна/попечителя);
  • документ о постановке на учет в качестве кандидата в усыновители.

Все эти документы должны быть в двух экземплярах, и многие из них вы уже получали для заключения на право стать усыновителем.

Само судебное заседание проводится в закрытом режиме. На нем присутствуют будущие родители, представитель органа опеки, прокурор. Если ребенку исполнилось 14 лет, его участие в суде обязательно. Ребенок не младше 10 лет в присутствии педагога, как и его фактические родители или другие лица, имеющие отношение к процессу, тоже могут быть заслушаны в суде, если того требуют обстоятельства дела. Суд рассматривает все обстоятельства и принимает решение удовлетворить вашу просьбу или отказать в усыновлении. Копию решения суд направит в отдел ЗАГС для того, чтобы зарегистрировать усыновленного малыша. Сотрудники отдела зарегистрируют факт усыновления, и вы получите свидетельство о рождении ребенка, в котором будете записаны родителями своего малыша, по вашему желанию туда могут вписать другую дату и иное место рождения.

После того, как вы получите решение суда, вы официально являетесь родителем «своего» ребенка.

Михаил Красильников, Юлия Швыченкова