Упк ст 177 комментарии

Комментарий к СТ 177 УПК РФ

Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра

Комментарий к статье 177 УПК РФ:

1. Об общих правилах производства следственных действий см. ком. к ст. 164.

2. Об участии понятых в осмотре см. ком. к ст. 170.

3. Специальная цель осмотра предметов — обеспечение их дальнейших исследований и подтверждение идентификации (тождества). По этой причине особое внимание закон уделяет изъятию, упаковке и удостоверению предметов (ч. 3 ст. 177). В протоколе должны быть указаны место обнаружения предметов, по возможности их индивидуальные признаки и во всяком случае — способы упаковки предметов и ее удостоверения. Из специальной цели осмотра предметов вытекает необходимость его производства до их экспертного исследования. В результате осмотра предмета дополнительно выясняется необходимость назначения экспертизы.

4. Особый порядок установлен для осмотра жилища (о понятии жилища см. ком. к п. 10 ст. 5), неприкосновенность которого обеспечивается ст. 25 Конституции РФ. Для осмотра жилища требуется согласие проживающих в нем лиц, которое может быть получено до осмотра письменно или устно. Устное согласие должно быть отражено в протоколе осмотра. При согласии осмотр жилища производится в общем порядке, в том числе и до возбуждения дела, как осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176). Иногда возникает проблема, когда в одном жилище проживают несколько человек, одни из которых согласны на осмотр, а другие против этого возражают, либо их согласие не получено (например, ввиду отсутствия в данный момент в месте жительства). Например, родственники заподозренного утверждают о совместном с ним проживании и дают согласие на осмотр жилища, а сам заподозренный выступает против осмотра. Представляется, что для решения этой проблемы необходимо учитывать наличие: а) явных возражений (в т.ч. письменных) проживающих лиц; б) необходимость применения принуждения. Если хотя бы одно полностью дееспособное проживающее лицо по своему согласию впустило в жилище следователя для осмотра, то он считается проведенным с согласия при условии, что до начала осмотра не поступило возражений от остальных проживающих. Если даже при согласии большинства проживающих приходится принудительно проникать в жилище ввиду возражений хотя бы одного проживающего в нем лица, то осмотр считается производимым без согласия.

Осмотр жилища при возражениях проживающих в нем лиц является разновидностью принудительного следственного осмотра. Он производится по судебному решению, получаемому в порядке ст. 165 УПК. Представляется, что, принимая в судебном заседании (ч. ч. 2 — 4 ст. 165) решение о производстве осмотра жилища против воли проживающих в нем лиц, суд должен основываться прежде всего на представленных ему органами предварительного расследования доказательствах (см. об этом п. 2 ком. к ст. 165). В силу специального характера данной нормы осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц, даже если жилище является по объекту местом происшествия, производится после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (см. также ком. к ч. 2 ст. 176). Необходимость вынесения постановления о возбуждении дела связана с тем обстоятельством, что вероятное наличие признаков преступления как основание для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК) является необходимым условием принудительного проникновения в жилище. В неотложной ситуации осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц может быть проведен и без судебного решения и согласия руководителя СО или прокурора в порядке ч. 5 ст. 165 УПК (см. ком. к ней и к ч. 1 ст. 12). При этом для принятия следователем (дознавателем, органом дознания) решения о неотложном проведении такого осмотра жилища могут использоваться не только доказательства, но и иные данные, результаты непосредственного восприятия им сопутствующих обстоятельств (например, факта отказа проживающих лиц впустить его в жилище, угрозы утраты следов преступления и т.д.), а также следственный опыт.

5. Должны быть приняты меры обеспечения присутствия при осмотре не только представителя администрации организации, владеющей осматриваемым помещением, но и владельца (его представителя) любого осматриваемого объекта.

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Утратила силу.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к Ст. 177 УПК РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.

2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

Статья 177. Порядок производства осмотра

СТ 177 УПК РФ

1. Утратила силу.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к Статье 177 Уголовно-процессуального кодекса

1. Результаты осмотра, в том числе осмотра места происшествия, приобретают доказательственное значение по уголовному делу только в том случае, если они получены в точном соответствии с указанными выше требованиями уголовно-процессуального закона.

2. Осмотр обнаруженных следов преступления и преступника, других объектов, имеющих связь с произошедшим событием, производится, как правило, на месте происшествия. Если для производства осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте по какой-то причине затруднен, то объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя и затем осмотрены в надлежащих условиях в рамках отдельного осмотра — осмотра предмета, документа и т.п.

3. В ходе осмотра предмета изучаются и фиксируются в протоколе и с помощью фотосредств общие его свойства: наименование, назначение, форма, размеры, маркировка, при необходимости — вес, цвет, температура, положение отдельных частей. Изучаются и фиксируются также индивидуальные свойства предмета: степень износа, дефекты, их форма, размеры, локализация, количество, взаимное расположение, следы ремонта, характер загрязнений и другие особенности предмета, которые в дальнейшем могут стать объектами экспертного исследования.

4. Осмотр документов производится с различными целями. Одной из них является установление содержащихся в документе фактов, имеющих значение для дела. Особое внимание обращается на наличие подписи должностного лица, выдавшего документ, дату его выдачи и содержание. Та часть содержания документа, которая имеет доказательственное значение, фиксируется в протоколе осмотра дословно.

5. Если целью осмотра документа является выявление и фиксация признаков его подделки, что может придать ему силу вещественного доказательства, то следует обращать внимание на его содержание, форму, материал, из которого он изготовлен, реквизиты (подпись, оттиск печати и пр.), признаки частичной подделки (травления, дописки, подчистки, замены отдельных листов документа и пр.).

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации
Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. Питер, 2004. 848 с.

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

1. Об общих правилах производства следственных действий см. комм. к ст. 164.

2. Об участии понятых в осмотре см. комм. к ст. 170.

3. Детальное регулирование порядка осмотра места происшествия устанавливается ведомственными нормативными актами (например, выезд и обязанности участников следственно-оперативной группы, группы немедленного реагирования). До осмотра места происшествия орган дознания обеспечивает пресечение преступления, помощь пострадавшим, захват преступников, установление очевидцев, охрану места происшествия.

4. Осмотр предметов и документов по общему правилу проводится в рамках того следственного действия, в котором они изымаются. Такой осмотр не является самостоятельным следственным действием и как часть обыска, выемки, осмотра места происшествия фиксируется в соответствующем протоколе.

5. Как самостоятельная разновидность следственного осмотра осмотр предметов и документов проводится в кабинете следователя, при «затруднениях» для осмотра на месте: большой объем предметов, плохие погодные условия, ночное время, необходимость привлечения к осмотру специалиста, отсутствие нужного оборудования (скажем, для просмотра изъятых видеокассет). Самостоятельный осмотр предметов требуется и в том случае, если они были собраны не в ходе следственных действий, а путем представления или истребования (см. комм. к ст. 86).

Специальная цель осмотра предметов — обеспечение их дальнейших исследований и подтверждение идентификации (тождества). По этой причине особое внимание закон уделяет изъятию, упаковке и удостоверению предметов (ч. 3 ст. 177). В протоколе должны быть указаны: место обнаружения предметов, по возможности их индивидуальные признаки и, во всяком случае, — способы упаковки предметов и ее удостоверения.

Сомнение в том, что данный предмет является именно тем, который был изъят с места происшествия, трудно опровержимы и влекут утрату ими доказательственного значения.

Из специальной цели осмотра предметов вытекает необходимость его производства до их экспертного исследования. В результате осмотра предмета дополнительно выясняется необходимость назначения экспертизы.

Отношение изымаемых предметов к делу (как признак относимости доказательств) во время изъятия устанавливается предположительно, в результате первоначальной оценки. См. комм. к ст. 88.

6. Все имеющие значение для дела обстоятельства должны восприниматься участниками осмотра лично и во время обнаружения. Об этом см. комм. к ст. 170.

7. Особый порядок установлен для осмотра жилища, неприкосновенность которого обеспечивается конституционным требованием (ст. 25 Конституции РФ).

О понятии жилища см. комм. к п. 10 ст. 5.

Для осмотра жилища требуется согласие проживающих в нем лиц. Это согласие может быть получено до осмотра письменно или устно. Устное согласие должно быть отражено в протоколе осмотра. При согласии осмотр жилища производится в общем порядке.

Иногда возникает проблема, когда в одном жилище проживает несколько человек, одни из которых согласны на осмотр, а другие против этого возражают либо их согласие не получено (например, ввиду отсутствия в данный момент в месте жительства). Например, родственники заподозренного утверждают о совместном с ним проживании и дают согласие на осмотр жилища, а сам заподозренный выступает против осмотра. Представляется, что для решения этой проблемы необходимо учитывать наличие: а) явных возражений (письменных) проживающих лиц; б) необходимость применения принуждения. Если хотя бы одно полностью дееспособное проживающее лицо по своему согласию впустило в жилище следователя для осмотра, то он считается проведенным с согласия, при условии, что до начала осмотра не поступило возражений от остальных проживающих. Если даже при согласии большинства проживающих приходится принудительно проникать в жилище ввиду возражений хотя бы одного проживающего в нем лица, то осмотр считается производимым без согласия.

Осмотр жилища при возражениях проживающих в нем лиц является разновидностью принудительного следственного осмотра. Он производится по судебному решению, получаемому в порядке ст. 165 УПК (до 1 января 2004 года — по решению прокурора. См. ст. 10 Федерального закона «О введении в действие УПК РФ»). Представляется, что, принимая в судебном заседании (ч. 2 — 4 ст. 165 УПК) решение о производстве осмотра жилища против воли проживающих в нем лиц, суд должен основываться прежде всего на представленных ему органами предварительного расследования доказательствах (см. об этом пункт 2 комм. к ст. 165).

В неотложной ситуации осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц может быть проведен и без судебного решения и санкции прокурора в порядке ч. 5 ст. 165 УПК (см. комм. к ней и к ч. 1 ст. 12). При этом для принятия следователем (дознавателем, органом дознания) решения о неотложном проведении такого осмотра жилища могут использоваться не только доказательства, но и иные данные, в том числе: материалы доследственной проверки (см. приложение 84 к ст. 476 УПК), результаты непосредственного восприятия им сопутствующих обстоятельств (например, факта отказа проживающих лиц впустить его в жилище, угрозы утраты следов преступления и т.д.), а также следственный опыт.

8. Часть 6 комментируемой статьи нуждается в расширительном толковании, так как в действительности она имеет значение общего правила. Должны быть приняты меры обеспечения присутствия при осмотре не только представителя администрации организации, владеющей осматриваемым помещением, а владельца (его представителя) любого осматриваемого объекта.

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Часть утратила силу с 15 марта 2013 года — Федеральный закон от 4 марта 2013 года N 23-ФЗ.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к статье 177 УПК РФ

1. Соблюдение предусмотренной законом процедуры осмотра является необходимым условием допустимости его результатов.

2. Следователь вправе привлечь к проводимому им осмотру работников дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) для оказания ему содействия (в охране места происшествия, пресечении противодействия осмотру, а также для оперативного сопровождения осмотра).

3. Участие понятых при осмотре — гарантия соблюдения установленной законом процедуры его проведения, объективного отображения результатов и важное условие их допустимости. В отличие от ранее действующего новый УПК в исключительных случаях допускает осмотр без понятых (см. ч. 3 ст. 170 УПК). Исключительными являются случаи, когда привлечение понятых оказывается практически невозможным либо ставит под угрозу их жизнь и здоровье (например, когда при проникновении в осматриваемое помещение ожидается действие взрывного устройства, вооруженное сопротивление находящихся там людей и т.п.). Однако после устранения опасности понятые должны быть допущены к проведению осмотра.

4. При осмотре без понятых соблюдение законной процедуры осмотра должно, если это возможно, фиксироваться с помощью технических средств (ч. 3 ст. 170 УПК).

5. Возможно привлечение к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетелей для того, чтобы: 1) учесть пояснения этих лиц о динамике развития события и местонахождении оставленных им следов и этим повысить результативность осмотра; 2) убедить обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в объективности проведения осмотра и запечатления его результатов. При этом следует иметь в виду, что закон не обязывает этих лиц, участвуя в осмотре, давать какие-либо пояснения. Поэтому их привлечение к осмотру целесообразно при ясно выраженном желании сотрудничать со следователем.

6. Если к осмотру привлечены подозреваемый и обвиняемый, а также если осмотр проводится по их ходатайствам или ходатайству защитника, в осмотре вправе принимать участие защитник. Закон допускает участие в осмотре потерпевшего и гражданского истца и их представителей (см. п. 9 ч. 2 ст. 42, п. 10 ч. 4 ст. 44 и ч. 3 ст. 45 УПК). Все эти лица, а также специалист, участвуя в осмотре, выполняют функции, возложенные на них законом.

7. Помимо перечисленных лиц к участию в осмотре может быть допущен и эксперт (п. 3 ч. 3 ст. 57 УПК). Его роль не совпадает с ролью специалиста и состоит не в содействии следователю в получении доказательств (ст. 58 УПК), а в выявлении (с последующим отражением в протоколе осмотра) обстоятельств, существенных для последующей дачи им заключения.

8. Понятым и всем другим привлекаемым к осмотру лицам перед началом осмотра разъясняются их права и обязанности, а также порядок проведения осмотра (ч. 5 ст. 164 УПК).

9. Осмотр, как и другие следственные действия, проводится в дневное время. Однако, учитывая его неотложный характер, в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может производиться и в ночное время (ч. 3 ст. 164 УПК).

10. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя при осмотре помимо наблюдения включает и другие приемы выявления и отображения следов: измерение, фотографирование, звуко- и видеозапись, изготовление планов, схем, слепков и оттисков. В силу требования непосредственности следователь по возможности должен изымать оригиналы следов (например, часть двери со следами орудий взлома, стакан, на котором сохранились отпечатки пальцев, и т.п.).

11. В целях предотвращения встречающихся на практике случаев утраты, порчи и деформации обнаруженных при осмотре предметов, в случаях, когда их осмотр на месте обнаружения затруднен, они в обязательном порядке упаковываются, опечатываются и заверяются подписями следователя и понятых и затем осматриваются отдельно. Дополнительной удостоверительной мерой является предъявление понятым, а также другим участвующим в деле лицам всего обнаруженного и изъятого при осмотре.

12. Поскольку объектом осмотра может стать жилище (главным образом как место происшествия), возникает проблема обеспечения конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). О понятии жилища см. п. 10 ст. 5 УПК.

13. Требования ст. 25 Конституции РФ получили в УПК реализацию в виде установления двух различных порядков принятия решения об осмотре жилища. Первый из них применяется в случае, когда проживающие в нем лица (обычно потерпевшие) не возражают против осмотра жилого помещения, являющегося местом происшествия, поскольку преступление посягало на их правоохраняемые интересы (кражи, грабежи, посягательства на личность и т.п.). В этом случае следователь производит осмотр без вынесения об этом постановления и без разрешения суда. Второй порядок применяется в случаях, когда проживающие в жилом помещении лица возражают против осмотра. Часто это подозреваемые, не желающие, чтобы осмотром были обнаружены следы, уличающие их в преступлении. В такой ситуации осмотр может быть проведен с разрешения суда, данного им по ходатайству следователя, согласованного с прокурором и оформленного в виде мотивированного постановления (п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165 УПК).

Однако в неотложных случаях осмотр жилища может быть проведен без судебного решения с последующим уведомлением суда о произведенном осмотре (ч. 5 ст. 165). Под случаями, не терпящими отлагательства, следует понимать: 1) возможность уничтожения заподозренными лицами следов преступления; 2) возможность продолжения заподозренным преступных действий (например, изготовления фальшивых денег); 3) необходимость задержания подозреваемого, скрывшегося в жилом помещении.

14. Постановление следователя, помимо ходатайства о выдаче разрешения на проведение осмотра, должно содержать изложение оснований осмотра, т.е. конкретных данных о возможности обнаружения в жилище следов преступления, и указание на то, что проживающие в нем лица возражают против осмотра. Прокурор удостоверяет на постановлении факт своего согласия с ходатайством.

15. Статья 165 УПК устанавливает, что разрешение на осмотр жилища дает единолично судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия.

16. О порядке рассмотрения судьей ходатайства следователя см. комментарий к ст. 165 УПК.

17. Следователь в суточный срок уведомляет судью и прокурора о проведенном осмотре жилища и представляет копию своего постановления и протокол осмотра, свидетельствующие о том, что осмотр не терпел отлагательства. Судья проверяет законность решения следователя. Постановление судьи о незаконности осмотра означает, что протокол осмотра и все изъятые при осмотре предметы признаны недопустимыми доказательствами (ч. 5 ст. 165).

18. Независимо от порядка принятия решения об осмотре жилого помещения при его проведении должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем лица, достигшего совершеннолетия. При невозможности выполнения этого требования (например, единственный проживающий находится под стражей) при осмотре должен присутствовать представитель ЖЭО или местной администрации. Схожий смысл имеет требование, чтобы при осмотре помещений организаций присутствовал представитель их администрации.

Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.

2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

Упк ст 177 комментарии

1. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к статье 177

1. Участие в осмотре понятых определяется общим назначением этого института в УСП: потребностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Исключение из правила об участии понятых при осмотре составляют случаи вынужденного отказа от их приглашения, вызванного двумя названными в законе экстремальными обстоятельствами (труднодоступностью местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также опасностью для жизни и здоровья людей). Отсутствие понятых, как правило, должно компенсироваться подробным фиксированием хода и результатов осмотра посредством технических средств (см. коммент. к ст. 170).

2. В целях создания целостного представления о месте происшествия, помещении или жилище во взаимосвязи всех деталей их обстановки предписывается осмотр следов преступления и обнаруженных предметов производить на месте производства следственного действия, кроме случаев, когда: а) для комплексного осмотра требуется продолжительное время; б) осмотр на месте затруднен. В силу оценочного содержания указанных исключений несоблюдение требований ч. 3 ст. 177 УПК само по себе не влечет признание результатов осмотра недопустимыми для использования в доказывании.

3. Предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках самостоятельного следственного действия, оформляемого отдельным протоколом. Для обеспечения сохранности предметов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковать их по правилам криминалистической техники. Упакованные предметы подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе с кратким описанием как изъятого (в пределах, необходимых для отождествления), так и собственно упаковки. Последующий осмотр предметов должен сопровождаться описанием в протоколе внешних признаков упаковки, включая печать и подписи.

4. Обязательной упаковке подвергаются только неосмотренные предметы. По отношению к остальным изымаемым объектам данное требование не является абсолютным: они упаковываются по возможности. Из закона не вытекает возможность признания осмотренных, но неупакованных вещественных доказательств недопустимыми по причине нарушения порядка обращения с ними.

5. Осмотр как следственное действие предполагает изъятие не только следов преступления в узком значении этого слова (следы рук, обуви), но и любых иных вещественных объектов. Однако непременным условием изъятия предметов (в первую очередь ценных) является их очевидная или в высокой степени вероятная относимость к делу.

6. Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для дела объектов, непосредственно наблюдали обследуемую обстановку. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть обязательно предъявлено понятым и другим участникам следственного действия. По сложившемуся обыкновению понятые зачастую допрашиваются органами расследования и судами в качестве свидетелей в целях оценки достоверности и допустимости результатов осмотра.

7. О понятии жилища как объекта осмотра см. п. 10 ст. 5 УПК.

8. Согласие проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра испрашивается во всех случаях независимо от целей следственного действия, в том числе при наличии явных признаков совершенного в нем преступления. Нужно помнить, что норма Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (в ред. от 31.03.1999) (п. 18 ст. 11), предоставляющая милиции право входить беспрепятственно в жилые помещения и «осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление», регулирует не уголовно-процессуальные отношения, а преследует другие цели. Правомерное вхождение в жилище для иных целей не снимает со следователя (дознавателя) обязанность испросить согласие на его осмотр в уголовно-процессуальном порядке.

ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1666.

9. Под проживающими в жилище лицами следует понимать его владельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц. Полагаем, что юридическое значение будет иметь также согласие на осмотр, исходящее от совершеннолетних родственников указанных лиц, которые фактически проживают в жилище или по сложившемуся укладу имеют в него доступ.

10. Порядок получения судебного решения на осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также вхождение в него в исключительных случаях по постановлению следователя предусмотрен ст. 12, ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК.

11. При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим, какое следственное действие будет производиться и его цель. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя, они объявляются владельцу или иному проживающему в жилище лицу под роспись.

12. Закон не запрещает производство осмотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. При этом в нем также не содержится требование приглашения посторонних, кроме понятых граждан.

13. Наличие оснований для производства осмотра места происшествия в жилище позволяет осуществить вхождение в него принудительно, в том числе с применением физической силы и вскрытием запертых дверей. В таких случаях целесообразно приглашение представителей жилищно-эксплуатационной организации. Вскрытие иных хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается.

14. Решение следователя об осмотре помещения организации обязательно для администрации или ее представителя. Осмотр производится, как правило, в их присутствии, в противном случае делается отметка в протоколе.

15. Общие правила производства следственных действий, применимые к осмотру, изложены в ст. 164 УПК.