Уголовный кодекс польши от

Оглавление:

Уголовный кодекс Республики Польша

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 234с.

Содержание
Вступительная статья
Часть общая
Принципы уголовной ответственности
Формы совершения преступления
Исключение уголовной ответственности
Наказание
Уголовно-правовые меры
Правила назначения наказания и уголовно-правовых мер
Повторность преступлений
Меры, связанные с применением к виновному испытательного срока
Совокупность преступлений, а также сложение наказаний и уголовно-правовых мер
Меры безопасности
Давность
Погашение судимости
Ответственность за преступления, совершенные за границей
Разъяснение понятий, употребляемых в законе
Отношение к отдельным законам
Часть Особенная
Преступления против мира, человечности и военные преступления
Преступления против Республики Польша
Преступления против обороноспособности
Преступления против жизни и здоровья
Преступления против общей безопасности
Преступления против безопасности движения
Преступления против окружающей среды
Преступления против свободы
Преступления против свободы совести и вероисповедания
Преступления против сексуальной свободы и нравственности
Преступления против семьи и опеки
Преступления против чести и телесной неприкосновенности
Преступления против трудовых прав
Преступления против деятельности государственных учреждений, а также органов территориального самоуправления
Преступления против правосудия
Преступления против выборов и референдума
Преступления против публичного порядка
Преступления против охраны информации
Преступления против достоверности документов
Преступления против имущества

Адвокат в Кракове

Польское право для русскоговорящих

Согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше

Судебное заседание по ходатайству прокурора о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше является формой окончания уголовного процесса и состоит в том, что при определенных обстоятельствах подозреваемый соглашается с прокурором в предварительном разбирательстве с размером будущего наказания, вследствие чего прокурор обращает в суд с просьбой назначить подсудимому это наказание без проведения судебного разбирательства (ст. 335 польского Уголовно-процессуального кодекса). В судебном заседании суд проверяет только соблюдение условий для применения особого порядка. В этом случае, суд не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу.

В каких случаях подсудимый вправе согласится с предъявленным ему обвинением в Польше?

Согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше возможно в том случае, когда подсудимый обвиняется в совершении менее тяжкого преступления, т.е. в этом случае совершенное преступление наказывается штрафом, ограничением свободы или лишением свободы, когда минимальный предел лишения свободы не превышает 3 лет (например, в случае кражи — ст. 278 § 1 польского Уголовного Кодекса, предусматривается лишение свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет либо мошенничества — ст. 2 86 § 1 УК Польши , лишение свободы от 6 месяцев до 8 лет ).

Согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше невозможно в том случае, когда подсудимый обвиняется в совершении тяжкого преступления, т.е. минимальный предел установленный польским Уголовным Кодексом лишения свободы превышает 3 года (например, в случае убийства — ст. 148 § 1 УК Польши , предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет, 25 лет лишения свободы либо пожизненн ое лишение свободы либо подделка денежных знаков — ст. 310 § 1 польского У К , которая влечет за собой наказание в виде лишения свободы от 5 до 15 лет либо 25 лет лишения свободы).

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы дело закончилось без проведения судебного разбирательства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше?

Условиями для этого порядка разбирательства являются:

  • осознанное отношение обвиняемого к характеру и последствиям ходатайства;
  • добровольность с огласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением;
  • обстоятельства совершения преступления и виновность обвиняемого не вызывают сомнений;
  • согласие государственного обвинителя;
  • отсутствие возражения потерпевшего.

На какой стадии уголовного разбирательства п одсудимый может согласиться с предъявленным ему обвинением в Польше?

Подсудимый должен дать свое согласие до окончания предварительного производства. Если подсудимый не дал согласие до окончания предварительного производства, постановление приговора без проведения судебного разбирательства в порядке установленном ст. 335 польского УПК невозможно, и в этом случае судебное производство проводится в общем порядке.

После окончания предварительного разбирательства подсудимый вправе добровольно подчиниться наказанию и тогда судопроизводство заканчивается после первого допроса обвиняемого в суде (ст. 387 УПК Польши), но речь об этом пойдет в следующих статьях.

Что является предметом соглашения обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше?

Предметом соглашения между прокурором и обвиняемым является:

  • назначение наказания за преступление, в котором обвиняется подсудимый (штраф, ограничение свободы, лишение свободы);
  • назначение других мер: карательных мер — например лишение водительских прав, запрет входа на массовые мероприятия (ст. 39 УК Польши ), конфискация (с т. 44-45 польского У К ), обязанность устранить причиненный вред, компенсация морального вреда (статья 46-48 УК Польши ) и условное осуждение ( ст . 69–74 польского У К );
  • решение об издержках производства — должен ли подсудимый и в какой степени оплатить эти издержки.

Кто вправе вести переговоры?

Переговоры на счет согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением вправе вести:

  • государственный обвинитель (прокурор, полицейский и т.д.);
  • подозреваемый;
  • защитник подозреваемого.

Плюсы постановления приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше

  • сокращение судопроизводства по делу (только одно заседание в суде);
  • снижение издержек процесса;
  • необязательное участие обвиняемого в судебном заседании;
  • согласие с предъявленным обвинением чаще всего позволяет избежать угрозы заключения под стражу для обвиняемого, если такова угроза существует.

Минусы постановления приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным ему обвинением в Польше

  • не допускается обжалование приговора в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела или с несоразмерностью назначенного наказания или других мер;
  • часто назначенное наказание является более суровым, чем когда судебное производство проводится в общем порядке;
  • невозможность у словного прекращения уголовного дела.

К сожалению, иностранные лица, ввиду незнания постановлений польского закона, принимают решение о согласии с предъявленным им обвинением, хотя не знают всех последствий этой формы разбирательства или принимают такое решение без ознакомления с материалами дела. Если Вы находитесь в подобной ситуации, советуем обратиться за помощью к нашим юристам, которые имеют богатый опыт в введении уголовных дел.

автор: Joanna Machlańska (Йоанна Махляньска) — член адвокатской палаты в Кракове, аспирантка на Кафедре уголовного права Ягеллонского университета

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Транскрипт

1 Ассоциация Юридический центр Законодательство зарубежных стран УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША с изменениями и дополнениями на 1 августа 2001 г. Научное редактирование канд. юрид. наук, доц. А. И. Лукашова, докт. юрид. наук, проф. Н. Ф. Кузнецовой Перевод с польского Д. А. Барилович Санкт-Петербург Юридический центр Пресс 2001

2 ББК (4Пол) У26 Редакционная коллегия серии «Законодательство зарубежных стран» Р.М.Асланов (отв. ред.), А.И.Бойцов (отв. ред.), Б.В.Волженкин, Т.А.Алексеева, А. И. Коробеев, Н.И.Мацнев (отв. ред), А.А.Эксархопуло, Ю.В.Голик, И. М. Рагимов, В. Я. Таций, А.И.Лукашов, И. В. Миронова, Е.Р.Шубина, Д.Леонарди, Х.Шпаманн. Уголовный кодекс Республики Польша/ Науч. ред. канд. юрид. наук, доц. А. И. Лукашов, докт. юрид. наук, проф. Н. Ф. Кузнецова; вступ. статья канд. юрид. наук, доц. А. И. Лукашова, канд. юрид. наук, проф. Э. А. Саркисовой; перевод с польского Д. А. Барилович СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», с. ISBN Настоящее издание продолжает серию «Законодательство зарубежных стран». В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. Переведенный на русский язык УК Республики Польша предлагается вниманию работников органов уголовной юстиции, судей, адвокатов, преподавателей, ученых, студентов, а также всех интересующихся вопросами уголовного права. ББК (4Пол) Издательство «Юридический центр Пресс», 2001 А. И. Лукашов, Э. А. Саркисова, вступ. статья, 2001 Н. Ф. Кузнецова, А. И. Лукашов, науч. ред., 2001 ISBN Д. А. Барилович, перевод, 2001

3 Association Yuridichesky Center Foreign Legislation THE POLISH PENAL CODE as amended of August 1,2001. Edited by candidate of law, assistant professor A. I. Lukashov, D. J., prof. N. F. Kuznetsova Translated from Polish by D. A. Barilovitch Saint Petersburg Yuridichesky Center Press 2001

4 ББК ( 4Пол ) Editorial Board of the Series of «Foreign Legislation» R M Aslanov (managing editor), A I Boitsov (managing editor), В V Volzhenkm, Т A Alexeeva, A I Korobeev, N I Matsnev (managing editor), A A Eksarkhopoulo, Y V Golik, I M Raguimov, V Y Tatsy, A I Lukashov, I V Mironova, E R Shubma, Danilo A Leonard!, Holger Spamann The Polish Penal Code / edited by candidate of law, assistant professor A I Lukashov, and D J, prof N F Kuznetsova, introduction by candidate of law, assistant professor A I Lukashov and candidate of law E A Sarkisova, translated from Polish by D A Barilovitch St Petersburg «Yundichesky Center Press», p ISBN The present edition continues the series of «Foreign Legislation» The series presents highly qualified translation of foreign legislation done jointly by lawyers and linguists It gives a detailed scientific analysis of the current foreign legislation The Polish Penal Code translated into Russian is meant for those who work m the sphere of criminal justice, judges, attorneys, professors, scientists, students as well as for everybody who is interested m criminal law ББК 6у 40g (4Пол> «Yundichesky Center Press», 2001 introduction by A I Lukashov, E A Sarkisova, 2001 edited by N F Kuznetsova, A I Lukashov, 2001 translated by D A Banlovitch, ISBN

5 Уважаемый читатель! Перед Вами книга, входящая в серию работ, объединенных общим названием «Законодательство зарубежных стран», реализуемую издательством «Юридический центр Пресс » Обращение к опыту зарубежного законотворчества позволяет представить отечественную правовую систему в соотношении с правовыми системами других государств, ибо, как писал Рене Давид «Мир стал един Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара. Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право » Правоведу предпочтительней обратиться к первоисточнику и самому поразмышлять об особенностях законодательства той или иной страны, его сильных и слабых сторонах и сравнить с законодательством собственной страны с тем,

6 чтобы понять ценности и приоритеты, тенденции и перспективы его развития. В предлагаемой Вашему вниманию серии планируется издание не только тех зарубежных кодексов, которые в последние годы появились в переводе на русский язык, но и тех, которые все еще сравнительно мало известны российским юристам. К научной подготовке этих изданий привлекаются преподаватели ведущих вузов России, известные зарубежные криминалисты, обладающие большим опытом научных исследований в области юриспруденции, а также высококвалифицированные переводчики. Издательство «Юридический центр Пресс», рожденное в городе, который по своему историческому предназначению был призван стать «окном в мир «, надеется внести свою скромную лепту в то, чтобы еще шире распахнуть «наши окна » и обозреть зарубежное право во всем его богатстве и многообразии. Надеемся на этой стезе найти в Вас благодарного и взыскательного Читателя. Редколлегия Август 2001

7 Вступительная статья Уголовный кодекс Республики Польша, принятый в 1997 г., действует более трех лет. Будучи одним из первых новых уголовных кодексов, принятых в последние годы в странах Восточной Европы, он фактически ознаменовал начало реформирования уголовного законодательства этих стран, в процессе которого преуспели и государства СНГ и Балтии (Россия, Казахстан, Беларусь, Грузия, Украина, Латвия, Литва и др.). Некоторые государства Восточной Европы, имевшие уголовные кодексы, близкие по своему содержанию и духу к УК республик, входивших в состав СССР, не приняв еще нового уголовного законодательства, внесли вместе с тем в него огромное количество изменений и дополнений, свидетельствующих о начале его коренного реформирования (Болгария, Эстония, Словакия, Чехия, Венгрия и др.). Сейчас, когда целый ряд новых УК уже действует, представляются важными с точки зрения научной и практической ценности их сравнительный анализ, оценка новелл и подходов законодателей к уголовно-правовому регулированию через призму его эффективности.

8 8 Уголовный кодекс Республики Польша В этой связи вызывают интерес далеко неординарные подходы и принципы, на основе которых сформулированы нормы Уголовного кодекса Польши, краткому обзору которого и посвящена настоящая статья. УК Польши состоит из трех частей: Общей и Особенной частей и Воинской части. Его структурными единицами в пределах указанных частей являются главы и статьи. Многие статьи складываются из параграфов. Всего в УК Польши 363 статьи, имеющие единую нумерацию (для сравнения: на день принятия в 1996 г. УК России было 360 статей, в УК Республики Беларусь 1999 г. 465, в УК Украины 2001 г. 447). Польский УК прост по своей структуре, лаконичен по содержанию, охватывает основные вопросы, подлежащие уголовно-правовому регулированию. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что он не является единственным уголовным законом, действующим на территории Польши. Наряду с УК в республике применяются и другие законы, предусматривающие уголовную ответственность (см., напр., Кодекс о налоговых преступлениях «Kodeks karny skarbowy»). При этом такие законы по смыслу ст. 116 УК могут содержать нормы, которые отменяют применение положений Общей части УК. УК начинается с принципов уголовной ответственности, которым посвящена первая глава. Однако таковые представлены в широком смысле, поскольку

9 Вступительная статья законодатель отнес к принципам многие общие уголовно-правовые институты и положения. Достаточно четко в УК обозначены принципы законности (ст. 1 1), виновной ответственности (ст. 1 3), гуманизма (ст. 3). Подробной регламентации подвергнуты принципы действия уголовного закона во времени и пространстве. Общий принцип, относящийся к действию уголовного закона во времени, содержится в ст. 1 1, в котором установлено, что уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, запрещенное под угрозой наказания законом, действовавшим во время его совершения. При этом, однако, следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 42 Конституции Республики Польша «этот принцип не препятствует наказанию за деяние, которое во время его совершения составляло преступление в смысле международного права». Обратной силе уголовного закона посвящена ст. 4 УК. Закон, действовавший во время совершения преступления, должен применяться в том случае, если он является для виновного более благоприятным по сравнению с вновь принятым. Во всех остальных случаях должен применяться новый закон, действующий во время вынесения приговора. В УК предусматривается смягчение наказания виновным, в отношении которых уже вынесены приговоры в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность. Если приговором назначено наказание, верхний предел которого выше верхнего

10 jj) Уголовный кодекс Республики Польша предела такого наказания, предусмотренного новым законом, то срок наказания снижается до верхнего предела наказания, предусмотренного в новом законе. Если по приговору суда виновному назначено наказание в виде лишения свободы, а согласно новому закону за совершенное преступление лишение свободы не предусматривается, то оно заменяется либо штрафом, либо ограничением свободы. При устранении новым законом преступности деяния судимость в отношении лица, осужденного за такое деяние, считается погашенной в силу закона (ст. 4 4). Полнотой отличается регулирование действия уголовного закона в пространстве, хотя самим принципам отведены в УК различные места. В первой главе получил закрепление лишь территориальный принцип. К территории республики отнесены и польское водное или воздушное судно (и военное, и гражданское) независимо от места их нахождения, за исключением случаев, когда международным договором, стороной которого является Республика Польша, установлено иное. В первой главе содержатся также положения, воспринятые УК и других государств, относительно места и времени совершения преступления. Согласно ст. 6 временем совершения преступления считается время, когда лицо совершило действие либо бездействие. Время наступления преступных последствий правового значения не имеет.

11 Вступительная статья Местом же совершения преступления считается то место, где лицо совершило действие или бездействие либо где наступило или по замыслу виновного могло наступить последствие, являющееся признаком этого преступления. Все остальные принципы действия уголовного закона в пространстве раскрываются в главе XIII, посвященной ответственности за преступления, совершенные за границей. Они касаются ответственности польских, а также иностранных граждан, совершивших преступления за пределами польского государства. К польским гражданам, совершившим преступление за границей, применяются польские уголовные законы (ст. 109) при условии, что содеянное признается преступным также и законом, действующим в месте его совершения (ст ). При наличии различий между польским законом и законом места совершения преступления суд может учесть различия в пользу виновного (ст ). Как особенность следует отметить, что применение УК Польши к польскому должностному лицу, которое совершило преступление за границей в связи с исполнением его служебных функций, не ставится в зависимость от условия, признается или нет данное деяние преступным законом, действующим в месте его совершения. Иными словами, указанное должностное лицо при любых обстоятельствах и безусловно подлежит ответственности по УК Польши.

12 12 Уголовный кодекс Республики Польша Такое условие не учитывается и в отношении лица, совершившего преступление в месте, на которое не распространяется юрисдикция какого-либо государства. Не имеет значения уголовное законодательство, действующее в месте совершения преступления, если польский гражданин совершил преступление: против внутренней и внешней безопасности Республики Польша; против польских государственных учреждений или должностных лиц; против существенных польских хозяйственных интересов; связанное с дачей ложных показаний в отношении польского учреждения. Аналогично при совершении указанных преступлений за границей решается вопрос в отношении иностранных граждан (ст. 112). Говоря об ответственности иностранных граждан, совершивших за границей преступления, носящие международный характер, в отношении которых заключены международные договоры, УК Польши содержит лаконичную отсылку к таким договорам, в силу которых Республика Польша обязана осуществлять уголовное преследование иностранцев, если они не выданы иностранному государству (ст. ИЗ). Целый ряд норм УК Польши посвящен фундаментальному уголовно-правовому институту преступлению. УК воспринял так называемое формальное определение понятия преступления,

13 Вступительная статья И признавая таковым деяние, закрепленное уголовным законом под угрозой наказания (ст.1 1), указав в то же время на его важнейший признак виновность (ст.1 3). В ст. 7 1 сохранено имевшееся в ст. 5 УК 1969 г. подразделение преступлений на тяжкие преступления (zbrodnia) и менее тяжкие преступления (wystepkiem). К тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 3 лет либо более строгое наказание. Остальные деяния, запрещенные УК, это менее тяжкие преступления, т.е. деяния, за которые предусмотрены штраф, наказание в виде ограничения свободы или лишение свободы на срок свыше 1 месяца. Менее тяжкие преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности (неумышленно). В сущность умышленного деяния закон вкладывает такие критерии, как намерение и желание его совершить, предвидение возможности его совершения. При совершении преступления неумышленно отсутствует намерение его совершить. Такое деяние имеет место в результате несоблюдения виновным предосторожности, требуемой в данных обстоятельствах, несмотря на то, что оно предвидело либо могло предвидеть возможность совершения этого деяния. Более строгая ответственность наступает, если лицо предвидело либо могло предвидеть последствие совершаемого им запрещенного деяния (ст. 9 3).

14 14 Уголовный кодекс Республики Польша Характерно, что в числе принципов уголовной ответственности значится непризнание преступлением деяния, общественная вредность которого незначительна (ст 1 2) В УК России, Белоруссии и других государств такое деяние именуется малозначительным По сути, наличие такого положения означает, что преступлением признается только такое деяние, которое причиняет существенный вред объекту уголовно-правовой охраны (деяния, общественная вредность которых значительна) Польский УК закрепил понятие сложного единого преступления, являющегося аналогом сложившегося в теории и на практике понятия продолжаемого преступления В качестве признаков такого преступления закон установил совершение двух или более деяний в короткий промежуток времени, направленность их на выполнение заранее возникшего намерения При посягательстве на личное благо дополнительным признаком сложного единого преступления служит наличие одного и того же потерпевшего Представляются оригинальными подходы законодателя к установлению минимального возраста уголовной ответственности В отличие от многих соседних государств Польша пошла на повышение как общего возраста уголовной ответственности (им является возраст в 17 лет), так и возраста за отдельные преступления Круг преступлений, ответственность за которые наступает по достижении 15 лет, весьма ограничен

15 Вступительная статья L5 (всего 9 видов преступлений) посягательство на жизнь Президента Республики Польша (ст 134), убийство человека (ст 148 1,2 или 3), тяжелый вред здоровью (ст или 3) и другие, указанные в ст 10 2 Ответственность за них может наступать лишь при условии, что обстоятельства дела, уровень развития подростка, его личные особенности и условия жизни вызывают такую необходимость, особенно если ранее примененные к этому лицу воспитательные или исправительные меры оказались безуспешными В УК Польши в отличие от новейших УК соседствующих с ней государств СНГ (России, Беларуси, Украины) не выделяется специальная глава, предусматривающая особенности уголовной ответственности несовершеннолетних Но в ст 10, посвященной возрастным признакам субъекта преступления, содержатся нормы, регламентирующие в определенной мере такие особенности В частности, если привлекается к уголовной ответственности подросток, достигший 15 лет, назначаемое наказание не может превышать двух третей верхнего предела наказания, предусмотренного законом за совершенное преступление В этих случаях суду также предоставлено право применить чрезвычайное смягчение наказания Лицам, совершившим менее тяжкие преступления по достижении 17 лет, но до наступления 18-летнего возраста, суд вместо наказания применяет воспитательные меры, лечение либо исправительные

16 16 Уголовный кодекс Республики Польша меры, предусмотренные для несовершеннолетних. Однако в этих случаях учитываются обстоятельства дела, уровень развития виновного, его особенности и условия жизни, оценка судом которых требует не применять к несовершеннолетнему наказание за совершенное им преступление. Особенности ответственности несовершеннолетних предусмотрены и в некоторых других статьях УК (ст. 54 и др.). Детальную регламентацию в УК Польши получили вопросы, связанные с неоконченным преступлением и соучастием. Им посвящается глава II «Формы совершения преступления». Само понятие покушения на преступление отвечает традиционному пониманию его смысла. Но в УК содержится и понятие негодного покушения, совершение которого позволяет суду применить чрезвычайное смягчение наказания или даже вообще отказаться от наказания (ст. 13 2). В содержании приготовления как деятельности по созданию условий для совершения деяния особенно выделяются такие его формы, как сговор, приобретение и подготовка средств совершения преступления, сбор информации, составление плана действий. Указанные формы, за исключением приобретения и подготовки средств, по УК Республики Беларусь (ст. 14) подпадают под понятие «иное умышленное создание условий для совершения преступления». В УК России (ст. 30), кроме того, обозначены такие формы приготовительных действий, как приискание

17 Вступительная статья 17 соучастников преступления, сговор на совершение преступления, а в УК Украины (ст. 14) также устранение препятствий. Большое значение имеет положение, согласно которому приготовление наказуемо только тогда, когда это установлено законом (ст. 16 2). При этом пределы ответственности за приготовление по УК Польши более ограничены по сравнению, напр., с УК России, Беларуси и Украины. Так, по УК России ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению. УК Республики Беларусь предусматривает также ответственность и за приготовление к менее тяжкому преступлению, а УК Украины и за приготовление к преступлению средней тяжести. В УК Польши наказуемость приготовительных действий предусмотрена отдельными статьями Особенной части. Причем наказания за них предусматриваются более мягкие, чем наказания за оконченное преступление (см., напр., ст , ст , ст и др.). Имеет своеобразие законодательная трактовка института добровольного отказа. Его особенности закреплены применительно как к покушению, так и приготовлению. Добровольный отказ на стадии покушения исключает уголовную ответственность, если лицо: 1) добровольно отказалось от исполнения деяния или 2) предотвратило последствие, являющееся признаком запрещенного деяния.

18 JjS Уголовный кодекс Республики Польша Тем самым законом разрешен теоретический спор о том, возможен ли добровольный отказ при оконченном покушении. Кроме того, суду предоставлено право применить чрезвычайное смягчение наказания к лицу, добровольно пытавшемуся предотвратить наступление последствия как признака запрещенного деяния. При добровольном отказе на стадии приготовления законодатель делает акцент на таких действиях, как уничтожение подготовленных средств или предотвращение их использования в будущем. При вступлении в сговор с другим лицом с целью совершения преступления исключается ответственность того, кто предпринял существенные усилия, направленные на предотвращение совершения преступления. Регламентируя институт соучастия, законодатель, не закрепляя его общего понятия, предусматривает сложившиеся в уголовном праве виды соучастников: исполнитель, руководитель (организатор), подстрекатель, пособник. Определение пособничества расширено посредством введения такой его формы, как бездействие лица вопреки правовой обязанности, особенно обязанности по недопущению совершения запрещенного деяния, чем облегчается совершение преступления другим лицом. Рассматривая пособничество как менее опасное деяние, законодатель предусмотрел возможность применения к пособнику чрезвычайного смягчения

19 Вступительная статья 19 наказания. Ответственности за подстрекательство подлежит лицо, которое, желая, чтобы другое лицо совершило преступление, склоняет его к этому. Как более опасная разновидность подстрекательства рассматривается в законе склонение другого лица к совершению запрещенного деяния с целью возбуждения против него уголовного преследования (ст. 24). В этом случае не применяются нормы, предусматривающие добровольный отказ соучастников, чрезвычайное смягчение наказания в отношении соучастника, добровольно пытавшегося предотвратить совершение преступления (ст. 23), ответственность подстрекателя за покушение, если исполнитель не довел преступление до конца, возможность применения чрезвычайного смягчения наказания или отказа от его назначения при отсутствии покушения на преступление (ст. 22). Как и УК других государств, УК Польши предусматривает обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (глава III). К ним отнесены: необходимая оборона (ст. 25); крайняя необходимость (ст. 26, 319); проведение эксперимента (ст. 27); фактические и юридические ошибки (ст.ст. 28, 29,30); невменяемость (ст. 31); исполнение приказа (ст.ст. 318, 344). Отражение незаконного посягательства на какое-либо охраняемое правом благо лицом, находя-

20 20 Уголовный кодекс Республики Польша щимся в состоянии необходимой обороны, не является преступлением (ст.25 1). Законом предусмотрена возможность чрезвычайного смягчения наказания или отказа от его назначения в случаях превышения пределов необходимой обороны, в понятии которого сделан акцент на применение лицом способа защиты, несоразмерного с опасностью посягательства. Интересно, что суду предоставлено право не назначать наказание в тех случаях, когда превышение пределов необходимой обороны произошло вследствие страха или возбуждения, вызванного обстоятельствами посягательства. При этом законом, в отличие, напр., от белорусского УК, не оговаривается, при причинении какого вреда возможна ответственность за деяние, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Не предусматривается в УК ответственность и за конкретные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны. Таким образом, согласно смыслу, придаваемому в польском УК необходимой обороне и превышению ее пределов, даже при причинении смерти или тяжкого вреда здоровью нападающему, возможно неприменение наказания за совершение указанных действий при превышении пределов необходимой обороны. Подобный подход представляется предпочтительным, поскольку в большей мере учитывается состояние лица, которое добровольно реализует свое право на защиту от неза-

21 Вступительная статья 2\_ конного посягательства на блага, охраняемые законом. При регулировании института крайней необходимости закон, не определяя понятия превышения ее пределов, предоставил суду право в этих случаях применять чрезвычайное смягчение наказания либо вообще отказаться от его назначения. Особенности состояния крайней необходимости, в которых может оказаться военнослужащий, изложены в ст Законом не рассматриваются как состояние крайней необходимости случаи, когда лицо, будучи обязанным охранять то или иное благо, жертвует этим благом, даже подвергая себя опасности. Однако наличие крайней необходимости признается в том случае, когда у лица, на которого возложены несколько обязанностей, имелась возможность выполнить хотя бы одну из них. В УК Польши не предусмотрены такие обстоятельства, исключающие преступность деяния, как, напр., задержание лица, совершившего преступление, пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию, которые закреплены в УК Республики Беларусь (ст. 35, 38) и Украины (ст. 38, 43), физическое или психическое принуждение, имеющееся в УК Украины (ст. 40). Вместе с тем в нем нашли свое закрепление неоднозначно оцениваемые в теории права вопросы о фактических и юридических ошибках, что для практики имеет большое значение.

22 22 Уголовный кодекс Республики Польша В частности, не признается по польскому УК умышленным преступлением совершение лицом запрещенного деяния, если оно заблуждалось относительно обстоятельств, образующих признаки этого деяния (ст. 28 1). Не является преступлением совершение лицом запрещенного деяния, если оно заблуждалось относительно обстоятельств, исключающих неправомерное поведение или вину. При неоправданности ошибки суд может применить чрезвычайное смягчение наказания (ст. 29). Представляет теоретический интерес положение ст. 30, согласно которому добросовестное заблуждение лица в противоправности совершенного им деяния, не влечет уголовной ответственности. При неоправданности такой ошибки возможно чрезвычайное смягчение наказания. Как известно, в советской и постсоветской теории уголовного права содержанием вины признается осознание не противоправности, а общественно опасного характера деяния. Исходя из этого содержания, на практике выработано правило о том, что незнание закона не освобождает лицо от уголовной ответственности. Польский законодатель, отказавшись от такого признака преступления, как общественная опасность, не ввел осознание ее и в содержание вины. На наш взгляд, более прогрессивным представляется именно такой подход, в силу которого подлежит учету осознание лицом противоправности совершаемо-

23 Вступительная статья 23 го деяния и исключается ответственность за содеянное в случае добросовестного заблуждения в этом. Необходимость такого решения обусловлена и тем, что при формировании нового уголовного законодательства «изобретается» столько новых составов преступлений, противоправность и, кстати, общественную опасность которых далеко не каждое лицо может осознать. В юридической литературе, издаваемой в России, Беларуси и других государствах, есть немало сторонников аналогичного подхода. Примеры, содержащиеся в польском УК, заслуживают не только внимания, но и практического использования в законодательстве других стран. Заметим в этой связи, что отдельные положения польского УК были реализованы в УК Беларуси. Так, напр., и белорусский, и польский УК, не упоминая о понятии «состав преступления», определяя общественно опасное деяние, признаваемое преступлением, прямо указывают на то, что оно должно характеризоваться признаками, предусмотренными уголовным законом. Иначе говоря, общественно опасное деяние признается законодателем преступлением путем обозначения в УК признаков, его характеризующих, т.е. формулирования состава преступления. Такой подход к определению соотношения понятий «преступление» и «состав преступления» не нов. Однако в проекте белорусского УК он не был отражен, поэтому в 1999 г. при подготовке его ко второму чтению по предложению Национального центра законопроектной деятельности при Прези-

24 24 Уголовный кодекс Республики Польша денте Республики Беларусь фраза «характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом» была включена в ч.1 ст. 11 проекта УК. Делая такое предложение, один из авторов данной статьи, использовал норму ст УК Польши: «запрещенным деянием является поведение, характеризующееся признаками, предусмотренными в уголовном законе (курсив наш. Авт.)». Полезность подобной имплементации законодательных решений других государств едва ли может быть поставлена под сомнение. Положения и нормы УК Польши, посвященные уголовно-правовому воздействию на лиц, совершивших преступление, позволяют отметить и в этой области прогрессивные подходы, соответствующие принципам и требованиям, содержащимся в международно-правовых актах. Меры уголовной ответственности по польскому УК подразделяются на: 1) наказание; 2) уголовно-правовые меры. К наказаниям относятся меры, характеризуемые наиболее существенным карательным элементом. По своей сути они занимают статус основных наказаний, предусматриваемых в санкциях статей Особенной части УК. Систему наказаний составляют: 1) штраф; 2) ограничение свободы; 3) лишение свободы;

25 Вступительная статья 25 4) лишение свободы на срок в 25 лет; 5) пожизненное лишение свободы. В соответствии со ст. 322 в отношении военнослужащих вводится такой вид наказания как воинский арест, о котором не упоминается в Общей части. Этот вид наказания применяется в соответствии с положением о наказании лишением свободы (в ст. 55 УК России содержание в дисциплинарной воинской части, в ст. 56 УК Беларуси направление в дисциплинарную воинскую часть, в ст. 62 УК Украины содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих). Кроме штрафа, все эти наказания наделены карой физического характера, связанной с ограничением или лишением одного из важнейших человеческих прав права на свободу. В польском УК отсутствует такое наказание, как смертная казнь, поскольку Республика Польша, являясь членом Совета Европы, выполнила требование протокола 6 от 28 апреля 1983 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., предусматривающего полное запрещение смертной казни в мирное время. По этому же пути пошла Украина, новый УК которой не содержит указание на этот вид наказания. Россия, не исключив из УК данный вид наказания, ввела мораторий на исполнение смертных приговоров. К сожалению, законодатель Беларуси сохранил смертную казнь в качестве исключительной меры наказания, правда, значительно сузив сферу ее применения: она

26 26 Уголовный кодекс Республики Польша упомянута в 14 статьях УК, предусматривающих применение такого наказания за умышленное лишение жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Нетрудно заметить, что система наказаний, предусмотренная в УК Польши, включает только 6 видов наказаний, тогда как в УК России их 13, в УК Республики Беларусь 13, в УК Украины 12. Однако наряду с ними предусматривается система уголовно-правовых мер: их 8. К ним следует добавить еще 3 вида таких мер, которые в соответствии со ст. 324 применяются только в отношении военнослужащих. Все они по своей сути занимают статус дополнительных наказаний, присоединяемых к основным, но не значащихся в санкциях статей Особенной и Воинской частей УК. В системе этих мер обращают на себя внимание такие неординарные меры, как лишение публичных прав, денежная компенсация, денежная выплата, доведение приговора до публичного сведения. Следует обратить внимание и на особенности конфискации как меры уголовно-правового характера. Польский законодатель следовал принципу всемерной защиты собственности и допустимости ограничения ее только посредством закона и только в объеме, в котором он не нарушает сущности права собственности (ст. 64 Конституции Республики Польша). Исходя из этого, он предусмотрел в ст. 44 не конфискацию имущества, принадлежащего на праве собственности виновному, что закреплено,

27 Вступительная статья 27 напр., ст.52 УК России, ст.61 УК Беларуси, ст.59 УК Украины, а конфискацию предметов, которые непосредственно связаны с преступлением ( 1), предметов, являющихся движимым имуществом, которые служили или были предназначены для совершения преступления ( 2), предметов, на оборот которых установлен соответствующий запрет ( 5). Конфискации могут подлежать не только указанные предметы, но и денежная сумма, равная их стоимости (ст. 44 1, 2 и 5), а также полученная в результате совершения преступления (хотя и косвенно) имущественная выгода (ст. 45). Таким образом, по УК Польши не предусматривается конфискация законно принадлежащего виновному имущества, ни в какой мере не связанного с преступлением, что соответствует принципу справедливости. Подробной регламентации в польском УК подверглись правила назначения наказания и иных уголовно-правовых мер. Во многих нормах главы VI, посвященной указанным вопросам, прослеживается гуманный подход законодателя к их регулированию. В частности, обращает на себя внимание достаточно широкая сфера для чрезвычайного смягчения наказания либо вообще для отказа от его назначения (ст.ст. 60, 61 и др.). Гуманистическим содержанием характеризуются меры, связанные с применением к виновному испытательного срока (пробация): условное прекращение уголовного преследования (ст.ст. 66, 67, 68), отсрочка исполнения наказания

28 28 Уголовный кодекс Республики Польша (ст.ст.69-75), условное освобождение от наказания лишением свободы (ст,ст.77-82). Надо отметить и достаточно детальную регламентацию оснований, порядка и правовых последствий применения указанных мер, связанных с пробацией, В УК Польши содержится немало особенностей, касающихся правил и пределов назначения наказания по совокупности преступлений (ст.ст ), применения мер безопасности в отношении невменяемых, ограниченно вменяемых, а также лиц, совершивших преступление под воздействием алкоголя или другого одурманивающего средства (ст.ст ), давности (ст.ст ), погашения судимости (ст.ст ). Заслуживает одобрения сохранение в польском УК главы, посвященной разъяснению употребляемых в нем понятий (гл. XIV). Так же, как и в УК 1969 г., эта глава состоит из одной статьи ст Будучи единственной, эта статья включает 15 параграфов, некоторые из которых имеют от двух до восьми пунктов, содержащих законодательные определения понятий, используемых в УК, что характерно для уголовного законодательства и других государств (см., напр., УК Голландии, Беларуси, Болгарии) и крайне важно для правоприменения. Понятны в этой связи сетования отдельных российских криминалистов по поводу того, что УК России не содержит такого «словаря» терминов.

29 Вступительная статья 29 Особенную часть УК открывает глава XVI «Преступления против мира, человечности и военные преступления», не известная УК 1969 г. Реализуя положения ст. 9 Конституции Польского государства о том, что республика «соблюдает обязывающее ее международное право» (Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. и др.), польский законодатель установил в этой главе ответственность за деяния, которые предусмотрены конвенционными и иными нормами международно-правовых актов, в том числе нормами международного гуманитарного права (МГП). Так, в соответствии со статьями этой главы влекут ответственность агрессивная война, приготовление и призывы к ее развязыванию (ст. 117). Различным проявлениям геноцида посвящены ст.ст. 118, 119. Применение средств массового уничтожения и действий с ними или исследований, преследующих цель их изготовления или применения, наказуемы по ст.ст. 120 и 121. Преступные нарушения МГП влекут ответственность по ст.ст В силу ст ко всем этим преступлениям не применяются сроки давности. Представляется, что Польша не в полной мере реализовала в этой главе положения международных правовых актов об ответственности за международные преступления и преступления международного характера. В частности, в гл. XVI мы не найдем указания на такие преступления, как обращение в

30 30 Уголовный кодекс Республики Польша рабство, экоцид и другие, ответственность за которые установлена в современном уголовном законодательстве других государств (Россия, Беларусь, Украина, Латвия и др.). Неудачно, на наш взгляд, решен вопрос о месте статей, предусматривающих ответственность за наемничество и вербовку наемников (ст.ст. 141 и 142). С учетом положений Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. эти статьи следовало бы поместить не в главу о преступлениях против обороноспособности Польского государства, а в главу о преступлениях против мира, человечности и военных преступлениях. В эту же главу уместнее было включить и пиратство, о котором говорится в ст Данное обстоятельство учла Украина, включив пиратство в раздел преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка (ст. 446), чего нельзя сказать об УК России. Глава XVII о преступлениях против Республики Польша (измена государству, шпионаж и другие), дополнена в новом польском УК статьями, вводящими ответственность за публичное оскорбление Нации или Республики Польша, посягательство на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, честь и достоинство ее Президента, глав иностранных государств, дипломатических представителей таких государств, персонал дипломатических и консульских представительств. Подлежат наказанию и посягательства на герб и иные государственные символы.

31 Вступительная статья Характерно при этом, что защита представителей иностранного государства и их государственных символов на территории Польши осуществляется на основе принципа взаимности, что прямо предусмотрено в ст Увы, подобная защита государственных символов иностранного государства не предусмотрена УК России и Беларуси. Украина, установив в ст.338 УК ответственность за публичное надругательство над официально установленным или поднятым флагом либо гербом иностранного государства, не оговорила, что такая ответственность применяется на основе принципа взаимности. Посягательство на военную часть, уничтожение или повреждение объекта или оборудования, имеющих оборонное значение, различные виды уклонения от несения обязанностей военной службы предусмотрены гл. XVIII «Преступления против обороноспособности». Характерно при этом, что по ст.ст. 144 и 145 этой главы подлежат ответственности и деяния, связанные с уклонением от прохождения альтернативной службы, заменяющей военную службу. Здесь же помещены поощрительные нормы, дающие суду право применить чрезвычайное смягчение наказания и даже отказаться от его назначения, если виновный, уклоняющийся от альтернативной службы, добровольно возвратился, а его отсутствие длилось не более двух недель. Преступления, связанные с посягательством на жизнь, здоровье и свободу человека, честь и достоинство его личности, права и свободы человека, пре-

32 32 Уголовный кодекс Республики Польша дусмотрены в польском УК в семи главах. Эти главы расположены не компактно, что было бы оправдано ввиду того, что указанные преступления затрагивают различные интересы и блага человека (по этому пути пошли, в частности, Россия, Беларусь, Украина), а перемежаются главами о преступлениях против общественной безопасности, безопасности движения, окружающей среды. Наряду с составом простого убийства ( 1ст. 148) УК Польши предусматривает квалифицированные (ст и 3) и привилегированные (ст , ст.ст. 149 и 150) составы этого преступления. Простое и квалифицированное убийство наказываются лишением свободы на срок не менее 8 лет (не менее 12 лет за убийство при отягчающих обстоятельствах), лишением свободы на срок в 25 лет или пожизненным лишением свободы. Первоначально убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 149) влекло пониженную ответственность, если оно было совершено под влиянием сильного переживания, связанного с процессом родов, значительными физическими недостатками ребенка или в связи с общей трудной личной ситуацией. Законом от 8 июля 1999 г. польский законодатель, по-видимому, под влиянием практики критерия точности законодательного описания преступного деяния вернулся к редакции этой статьи, имевшейся в УК 1969 г., вновь предусмотрев ответственность матери «за убийство своего ребенка во время родов под влиянием процесса родов». Заметим, кета-

33 Вступительная статья 33 ти, что в последнее время в российской литературе со ссылкой на судебную практику также ставится вопрос об изменении ст. 106 УК России (убийство матерью новорожденного ребенка). УК сохранил привилегированный состав убийства человека по его просьбе и под влиянием сострадания к нему (ст ), имевшийся в такой же редакции в ст. 150 УК 1969 г. Кроме того, в ст. 150 был введен 2, в соответствии с которым суд в исключительных случаях совершения такого убийства может применить чрезвычайное смягчение наказания и даже отказаться от его назначения. По сути, в 1997 г. введением указанной нормы Польша сделала шаг по пути легализации эвтаназии (позднее специальным законом легализовали эвтаназию Нидерланды). Дополнением УК в 1999 г. ст. 157а установлена ответственность за причинение плоду телесного повреждения или расстройства здоровья, угрожающее его жизни, что, по-видимому, явилось реакцией законодателя на повышенное внимание со стороны общественности к вопросам защиты беременной Интересно отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 143 УК РСФСР 1922 г. не влекло уголовной ответственности «убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания», которое с учетом судебной практики было исключено из УК в конце того же года. Впоследствии на законодательном уровне ни советский, ни российский законодатель более не возвращались к этому вопросу.

34 34 Уголовный кодекс Республики Польша женщины и зачатого, но еще не родившегося ребенка. В 2 этой же статьи не признаются преступлением действия врача, причинившего телесное повреждение или расстройство здоровья, угрожающее жизни плоду, если они были необходимы для устранения опасности, грозящей здоровью или жизни беременной женщины или плода. Равным образом не является преступлением в силу ст.157а 3 причинение указанного вреда плоду, совершенное беременной женщиной. Не выделяя в УК хулиганство в качестве самостоятельного преступления, польский законодатель в числе преступлений против жизни и здоровья предусмотрел уголовную ответственность за участие в драке или нанесение побоев, которыми создается непосредственная опасность для жизни человека или наступления тяжелого вреда его здоровью (ст ). При наличии отягчающих обстоятельств (причинение тяжелого вреда здоровью, наступление смерти потерпевшего, использование огнестрельного оружия, ножа или иного подобного опасного предмета), ответственность за такие действия усиливается (ст и 3 и ст. 159). Уголовно наказуемо в силу ст и неоказание помощи человеку, находящемуся в положении, угрожающем непосредственной опасностью утраты жизни либо причинения тяжелого вреда здоровья. Правда, приведенный уголовно-правовой запрет не носит абсолютного характера. Такое бездействие не является преступлением, если требуемая от лица по-

35 Вступительная статья 35 мощь связана с необходимостью медицинского вмешательства либо имелась возможность оказания безотлагательной помощи со стороны учреждения или лица, призванного оказывать такую помощь (ст ). Думается, что данное положение, введенное в уголовное законодательство Польши в 1997 г., было бы нелишним и в УК России, Беларуси и Украины. Многочисленные формы действий, именуемых в международном праве как террористические действия, нашли достаточно обстоятельное описание в статьях гл. XX «Преступления против общественной безопасности». Несмотря на повышенную опасность названных преступлений, в этой главе УК содержатся и поощрительные нормы. Они стимулируют деятельное раскаяние виновного, предусматривая либо освобождение его от наказания (лицо, добровольно удалившее с водного или воздушного судна установленное им устройство, угрожающее безопасности людей, не подлежит наказанию по ст. 167), либо чрезвычайное смягчение наказания (такая мера в силу ст может быть применена, напр., в отношении лица, взявшего под свой контроль водное или воздушное судно, если оно передало его или контроль над ним уполномоченному лицу). В отличие от УК 1969 г. в качестве самостоятельной в УК 1997 г. выделена глава о преступлениях против безопасности движения. Так, влекут уголовную ответственность различные виды умышленного или совершенного по неосторожности поведения, вызывающего катастрофу, как угрожающую жизни

36 36 Уголовный кодекс Республики Польша или здоровью многих людей либо имуществу в больших размерах, так и приведшую к гибели человека, причинению тяжелого вреда здоровью многих людей (ст.ст ). Законом от 14 апреля 2000 г. существенно усилена наказуемость указанных деяний, предусмотренных ст.ст. 173, 174 или 177 и совершенных виновным в состоянии опьянения или под воздействием одурманивающего средства либо когда он скрылся с места происшествия. В соответствии со ст. 178, изложенной в новой редакции, суд в таких случаях назначает наказание лишением свободы, предусмотренное за вменяемое виновному преступление в размере от нижнего предела, установленного в санкции наказания, увеличенного наполовину, до верхнего предела этого наказания, увеличенного наполовину. Введенная в УК упомянутым законом ст. 178а устанавливает уголовную ответственность за сам факт управления механическим сухопутным, водным или воздушным средством передвижения лицом, находящимся в состоянии опьянения или под воздействием одурманивающего средства, вне зависимости от того, наступили ли в результате этого какие-либо неблагоприятные последствия ( 1). Даже управление в таком состоянии транспортным средством, не являющимся механическим (напр., велосипед), признано преступлением, если оно имело место на общественной дороге или на заселенной территории ( 2). Преступления против окружающей среды впервые в УК выделены в самостоятельную главу

37 Вступительная статья 37 гл. XXII. В ней криминализированы деяния, причиняющие существенный вред таким природным объектам, как вода, воздух, земля, растительный и животный мир. Особое внимание уделено преступным нарушениям правил обращения с опасными отходами и веществами, радиоактивными материалами и иными источниками ионизирующего излучения (ст.ст.183, 184) проблеме, актуальной в настоящее время для многих государств. Не остались без внимания и охраняемые законом территории и объекты, посягательство на которые преступно либо ввиду того, что оно причинило существенный вред (ст. 187), либо независимо от наступивших последствий (ст. 188). Группа преступлений против свободы (гл. XXIII) невелика по объему. Пять статей, которые входят в нее, содержат составы лишения свободы человека, угрозы совершения преступления, принуждения, выполнения врачебной операции без согласия пациента и нарушения права на неприкосновенность владения, стоящие на страже прав и свобод, закрепленных в Конституции Польши (ст. 21, 31 и др.). Традиционная для польского УК глава о преступлениях против свободы совести и вероисповедания сократилась с семи до трех статей (ст.ст ). Представляется, что такое сокращение произошло отчасти и ввиду того, что действия, связанные с посягательством на прах покойного, место его погребения, перестали рассматриваться преимущественно в качестве нарушения религиозных канонов. Указан-

38 38 Уголовный кодекс Республики Польша ное преступление включено в группу преступлений против общественного порядка (ст.262). Первое место среди преступлений против сексуальной свободы и нравственности занимают изнасилование и иные действия сексуального характера, связанные, в частности, с насилием, противозаконной угрозой, определение которой дается в ст , обманом по отношению к потерпевшему, его умственной отсталостью или психической болезнью (ст.ст ). Предусмотрена специальная ответственность за инцест (ст. 201), что не характерно, напр., для уголовного законодательства России, Беларуси и Украины. Дифференцированно с учетом особой защиты несовершеннолетних решается вопрос об уголовной ответственности за демонстрацию и распространение предметов порнографического содержания (ст. 202). Статьи 203 и 204 предусматривают ответственность не только за различные действия по вовлечению лица в проституцию, но и за получение имущественной выгоды от занятия проституцией другим лицом, равно как и за склонение или «поставку» за границу других лиц с целью занятия проституцией. В главе о преступлениях против семьи и опеки сосредоточены преступления, которые имелись в УК 1969 г. Они претерпели весьма незначительные редакционные правки. Отдельные изменения внесены и в санкции статей этой главы. Отличительной особенностью гл. XXVII «Преступления против чести и телесной неприкосновен-

39 Вступительная статья. 39 ности» является объединение в ней преступных посягательств, связанных с дискредитацией не только лица, но и группы лиц, учреждения, юридического лица или организационной единицы без образования юридического лица. При этом ответственность за произнесение или разглашение сведений, которые могут унизить их в глазах общественного мнения или привести к утрате доверия, необходимого для занимаемой должности, осуществляемой профессии или рода деятельности, ставится в зависимость от публичности этих действий, соответствия действительности распространенных сведений и других обстоятельств (ст ). Оскорбление личности словом и оскорбление ее действием наказываются в соответствии со ст.ст.216 и 217. Глава о преступлениях против трудовых прав представлена группой из четырех статей, в которых установлена ответственность за отдельные виды нарушения прав работника, вытекающих из трудовых отношений, предписаний права о социальном страховании и обеспечении безопасности и гигиены труда. Из преступлений против деятельности государственных учреждений, а также органов территориального самоуправления необходимо выделить коррупционные преступления лиц, выполняющих публичную функцию (публичных должностных лиц ст ). В ст.ст. 228, 231 установлена ответственность таких лиц за получение не только имущественной, но и личной выгоды либо обещание ее предоставления или требование предоставления та-

40 40 Уголовный кодекс Республики Польша новой, а также за превышение своих полномочий или невыполнение своих обязанностей во вред публичным или частным интересам с целью получения имущественной или личной выгоды. В ст.229 установлена ответственность и лиц, предоставляющих или обещающих предоставить упомянутую выгоду. Такое законодательное решение согласуется с международными стандартами в области борьбы с коррупцией (см., напр., ст.ст.2 и 3 Страсбургской Уголовно-правовой конвенции о борьбе с коррупцией от 27 января 1999 г.), чего нельзя сказать, к примеру, об уголовном законодательстве России, Беларуси, Украины, не пошедших дальше установления ответственности за получение и предоставление должностным лицам имущественной выгоды. Среди немалого числа оригинальных норм, регламентирующих ответственность за преступления против правосудия (гл. XXX), отметим ст В нем предусмотрено, что условием уголовной ответственности за заведомо ложный донос является предупреждение об этом лица, дающего показания, или отобрание у него обещания о даче правдивых показаний. Например, в Беларуси судебная практика де-факто придерживается этого правила. Закрепление его де-юре едва ли было бы излишним. Глава о преступлениях против выборов и референдума содержит подробное описание запрещенных деяний, посягающих на осуществление польскими гражданами активного и пассивного избирательного