Трудовой кодекс рф 2018 последняя редакция консультант плюс

Консультант Плюс: работаем с Трудовым кодексом РФ

Ольга Беленькая,
Заместитель руководителя отдела развития и обучения персонала ООО «ТЛС-ГРУП»

Трудовой кодекс РФ — один из самых востребованных документов российского законодательства. К нему обращаются в своей работе и юристы, и бухгалтеры, и руководители, и, конечно, специалисты кадровой службы. Да и каждый сотрудник организации, являющийся наемным работником, нет-нет да и заглянет в Кодекс справиться о своих трудовых правах.

Безусловно, текст ТК РФ сейчас доступен на многих ресурсах в сети Интернет. Однако только СПС КонсультантПлюс предоставляет своим пользователям уникальные аналитические возможности для работы с этим документом. Цель данной статьи — вооружить читателя эффективными приемами для изучения и анализа ТК РФ. Полученные инструменты пользователь сможет применить в дальнейшем и при работе с другими правовыми актами в СПС КонсультантПлюс.

Ориентируемся в документе и ставим закладки

Итак, откроем Трудовой кодекс РФ. Сделать это можно с помощью кнопки на «Панели быстрого доступа» или непосредственно со «Стартовой страницы» по ссылке «Трудовой кодекс». Обратите внимание, что система всегда открывает Кодекс в актуальной действующей редакции.

На «Правой панели» расположена «Справка» к документу. Здесь всегда можно выяснить дату начала действия данной редакции, а также дату окончания действия редакции (если уже приняты очередные изменения). Также в «Справке» приведена информация о том, где и когда документ был официально опубликован, приведены сведения о важнейших особенностях его применения. Например, в нашем случае это ссылка на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Чтобы вы могли быстро сориентироваться, в документе имеется «Оглавление». С его помощью можно быстро перейти к нужной статье или главе кодекса.

Пример 1. Выясним, как исчисляется средний заработок сотрудника для оплаты его отпуска.

Откроем «Оглавление», нажав кнопку «Правой панели». В строке поиска зададим: «средний заработок» и нажмем кнопку . Будет найдена статья 139 «Исчисление средней заработной платы». Щелкнув по названию статьи, попадаем в ее текст, где и содержится ответ на наш вопрос.

Если, работая с текстом документа, вам необходимо выяснить, в каком месте вы находитесь, перейдите в «Оглавление». Курсор установится на соответствующем пункте «Оглавления».

Если в дальнейшем вы планируете вернуться к найденному фрагменту, то рекомендуем установить на него закладку, чтобы не тратить время на его поиск. Для этого просто кликните правой кнопкой мыши на нужном фрагменте и выберите команду «Добавить в Избранное». В открывшемся окне «Добавить в Избранное» выберите вкладку «Закладки и Документы».

Здесь вы можете дать имя вашей закладке (по умолчанию в качестве имени система использует фрагмент текста, на котором установлен курсор). Также система сама укажет название документа, в котором вы установили закладку. При необходимости, нажав кнопку , внесите свои пометки и примечания.

Чтобы вам было проще ориентироваться в ваших закладках, создавайте папки и сохраняйте в них закладки по схожей тематике. Сделав все необходимое, нажмите кнопку .

В результате в тексте документа вы увидите зеленый флажок. Это и есть ваша закладка. Теперь вы всегда сможете перейти к нужному фрагменту документа, открыв раздел «Избранное» и кликнув по соответствующей закладке. Если вы вносили свои комментарии к закладке, то увидите их также в тексте документа на зеленом фоне.

Если вы уже установили несколько закладок в Трудовом кодексе (или любом другом документе), то у вас образовалось «персональное оглавление Кодекса». Это «Список закладок документа». Открыв документ, выберите в контекстном меню (правая кнопка мыши) команду «Список закладок в документе».

Перед вами перечень всех закладок, которые вы когда-либо устанавливали в данном документе. Это очень удобно, т. к. перед вами как на ладони именно те статьи Кодекса, к которым вы наиболее часто обращаетесь.

Помимо комментариев, добавленных пользователем, в тексте кодекса имеются выделенные голубым цветом примечания, подготовленные экспертами компании «Консультант Плюс». В них вы всегда найдете важнейшую информацию по применению документа, на которую необходимо обратить внимание.

К примеру, в начале раздела IV ТК РФ «Рабочее время» в примечании дана ссылка на «Производственные календари» на 2013 и 2014 годы.

Перед статьей 117, посвященной дополнительным оплачиваемым отпускам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, находим примечание экспертов, основанное на Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-О. Согласно этому Определению ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться и тем работникам, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

А в примечании к статье 148 «Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями» видим рекомендацию обратиться в раздел «Справочная информация», где имеется удобная таблица «Районные коэффициенты и надбавки».

Однако, безусловно, невозможно всю полезную и необходимую информацию разместить в примечаниях. Да этого и не требуется. Какие же еще возможности таит в себе система? Увидим далее!

Изучаем Кодекс и ищем дополнительные материалы

Зачастую для решения какого-либо вопроса бывает недостаточно изучить только статью Кодекса, а возникает необходимость ознакомиться с официальными разъяснениями, комментариями, консультациями экспертов, проанализировать судебную практику и т. д. Для этих целей в системе предусмотрена замечательная возможность — поиск дополнительной информации к статье, пункту, абзацу. Обратимся к примеру.

Пример 2. У сотрудницы, находящейся в очередном оплачиваемом отпуске, заболел ребенок. Сотрудница предоставила больничный лист. Обязан ли работодатель в этом случае продлить ей отпуск и выплатить пособие по временной нетрудоспособности?

Откроем Трудовой кодекс. Перейдем с помощью «Оглавления» к статье 124.

Как следует из данной статьи, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок в случае временной нетрудоспособности работника. Про болезнь ребенка в статье ничего не сказано. Чтобы получить разъяснения и консультации экспертов по данному вопросу, используем кнопку на полях, слева от абзаца второго статьи 124 ТК РФ.

В результате перед нами структурированный список дополнительной информации к данному фрагменту документа. То есть система автоматически подобрала для нас именно те документы, в которых содержатся разъяснения и консультации к абзацу второму статьи 124 Трудового кодекса. Перейдем в раздел «Финансовые и кадровые консультации».

Чтобы найти консультации конкретно по нашей ситуации, уточним полученный список с помощью кнопки «Искать в найденном» по полю «Название документа». Внесем в это поле контекст «ребенок» (рис. 4). Затем перейдем, например, в информационный банк «Бухгалтерская пресса и книги». Здесь мы видим публикации из бухгалтерских и кадровых журналов, содержащие ответ на наш вопрос.

К примеру, в материале Ю. Никеровой из № 8 журнала «Зарплата» за 2012 год читаем: «Отпуск на дни нетрудоспособности в связи с болезнью ребенка не продлевается. Обязанность продлить отпуск у работодателя возникает только в случае болезни самого работника (ч. 1 ст. 124 ТК РФ)». При необходимости можно обратиться и к другим консультациям, например из информационного банка «Вопросы-ответы» (или «Финансист»).

Итак, с помощью кнопки мы получили разъяснения и консультации экспертов к интересующему нас фрагменту документа.

Помимо получения списка дополнительной информации к статье (пункту, абзацу) в Трудовом кодексе реализована еще одна уникальная возможность. Это интеграция с «Путеводителем по кадровым вопросам» и с «Путеводителем по трудовым спорам».

Рассмотрим на конкретных примерах, чем это может быть полезно в вашей работе.

Пример 3. В организации трудится совместитель, который хочет стать «основным» работником. Как правильно перевести его с работы по совместительству на основную работу?

Откроем статью 282 ТК РФ «Общие положения о работе по совместительству». Под заголовком статьи обратите внимание на ссылку на материалы «Путеводителя по кадровым вопросам». Развернув ссылку значком «+», получаем полный перечень вопросов, возникающих при применении данной статьи. Выберем пункт: «Как перевести работника с работы по совместительству на основную работу и обратно?» и перейдем к материалам «Путеводителя по кадровым вопросам».

Здесь вы найдете подробные пошаговые инструкции со ссылками на законодательство, судебные решения и необходимые формы документов. Рассмотрены два возможных варианта: перевод работника посредством процедуры увольнения и путем заключения с ним дополнительного соглашения. Для каждого варианта приведены «плюсы» и «минусы» как для работника, так и для работодателя. Авторы отмечают, что из-за неоднозначности норм ТК РФ и иных нормативных актов единого подхода к данному вопросу не сложилось. Соответственно, каждый специалист по кадрам, ознакомившись с данными материалами, сможет выбрать для себя оптимальный вариант действий.

Также приведен третий вариант действий, который иногда используется на практике, перевод работника на другую работу. Этот способ приводит к юридической ошибке, и в «Путеводителе» разъяснено, почему.

Таким образом, буквально одним кликом мыши мы получили исчерпывающие разъяснения по нашему вопросу.

Отметим, что к статьям Трудового кодекса, касающимся прекращения трудового договора, даны также ссылки на материалы «Путеводителя по трудовым спорам», т. к. именно ситуации с увольнением сотрудника чаще всего приводят к спорам и поэтому требуют изучения и анализа сложившейся правоприменительной практики. «Путеводитель по трудовым спорам» значительно облегчает специалисту эту задачу, ведь он содержит описания споров, готовые краткие выводы из судебной практики со ссылками на полные тексты судебных решений, а также информацию о возможных последствиях для работодателя в зависимости от решения суда. Рассмотрим следующий пример.

Пример 4. В организации проходит сокращение штата, под сокращение в том числе попадают несколько сотрудников пенсионного возраста. Может ли работодатель отказать им в выплате среднего заработка за третий месяц, если они не будут на тот момент трудоустроены?

Вновь обратимся к Трудовому кодексу. Как известно, в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при увольнении в случае сокращения штата за работником сохраняется средний

месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения средний месячный заработок сохраняется за работником в течение третьего месяца при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). В Кодексе напрямую не сказано, что указанные гарантии не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.

Под заголовком статьи 178 имеются ссылки на материалы Путеводителей по кадровым вопросам и по трудовым спорам. Развернем значок «+» и выберем пункт: «Правомерен ли отказ в выплате среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства (ч. 2 ст. 178 ТК РФ) работнику, который получает пенсию по старости?». Мы перешли к материалам «Путеводителя по трудовым спорам». Как видим, у судебных органов нет единой точки зрения по данному вопросу. Экспертами уже подобрана и проанализирована соответствующая судебная практика. Есть решения судов, как подтверждающие правомерность отказа в выплате пенсионеру, так и признающие такой отказ неправомерным. При необходимости можно перейти непосредственно к тексту судебного решения и ознакомиться с деталями. Благодаря наличию ссылок на материалы «Путеводителя по трудовым спорам» непосредственно из текста Трудового кодекса мы сэкономили массу времени на поиске и изучении судебных решений!

Следим за изменениями

Не секрет, что наше законодательство постоянно изменяется. КонсультантПлюс предоставляет пользователю все возможности, чтобы не пропустить важные изменения и своевременно учесть их в своей работе.

Начнем с того, что значимые для вас документы необходимо поставить «На контроль». Просто кликните в тексте Трудового кодекса правой кнопкой мыши и выберите команду «Поставить на контроль». Появится сообщение: «Документ поставлен на контроль». Теперь, если в Трудовой кодекс будут внесены изменения, система сразу предупредит вас об этом! При запуске КонсультантПлюс на «Стартовой странице» вы увидите сообщение:

Кликнув мышкой данное сообщение, вы попадете в раздел «Избранное» на вкладку «Документы на контроле». Здесь отображены все поставленные на контроль документы, а информация о внесенных изменениях выделена красным цветом.

Система предупредит вас о том, что:

  • документ утратил силу / вступил в силу;
  • в документ внесены изменения;
  • появилась новая редакция документа;
  • появилась новая редакция документа с изменениями, не вступившими в силу;
  • ранее созданная редакция с изменениями, не вступившими в силу, стала действующей;
  • документ прошел регистрацию в Минюсте.

Как узнать, что именно изменилось в документе? Для этого рекомендуем воспользоваться «Обзором изменений документа», который готовят специально для вас эксперты компании «КонсультантПлюс».

Пример 5. 1 сентября вступили в силу изменения, внесенные в ТК РФ в связи со вступлением в силу нового Закона об образовании. Что это за изменения?

Открыв текст Трудового кодекса, перейдем к «Обзору изменений документа» с помощью ссылки на «Правой панели». «Обзор изменений документа» построен в виде таблицы, содержащей измененные фрагменты документа:

  • в левом столбце приводится текст фрагмента в старой редакции;
  • в правом столбце приводится текст фрагмента в новой редакции;
  • все изменения выделены жирным шрифтом.

Как мы видим, большинство изменений приводят используемые в ТК РФ термины в соответствие с новым Законом об образовании. Однако появились и новые статьи, например статья 173.1, где говорится о гарантиях и компенсациях работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре, ординатуре) по заочной форме обучения.

Таким образом, «Обзор изменений документа» позволяет быстро просмотреть и ознакомиться с произошедшими в документе изменениями.

Кроме того, КонсультантПлюс предоставляет вам доступ к текстам всех редакций документа (к действующей редакции, к утратившим силу и не вступившим в силу редакциям). Нажмем кнопку на «Правой панели». В открывшемся окне «Редакции» вы можете выбрать интересующую вас дату и перейти к тексту документа в той редакции, которая действовала на указанную дату.

Тексты любых двух редакций вы можете сравнить, пометив их «галочками» на вкладке «Редакции» и нажав кнопку «Сравнить редакции».

Пример 6. Как известно, в июле 2013 года были внесены изменения в текст статьи 64 ТК РФ «Гарантии при заключении трудового договора». Что конкретно изменилось в данной статье?

Открыв текст статьи 64 ТК РФ, видим, что текст приводится в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 162-ФЗ. Перейдем по ссылке «см. текст в предыдущей редакции». Таким образом, мы попали в текст «старой», недействующей редакции Трудового кодекса, о чем и предупреждает нас красная «информационная строка» в верхней части документа. Чтобы наглядно сравнить «что было» и «что стало», воспользуемся ссылкой «Сравнить с действующей редакцией» на «Правой панели». Перед нами два окна. В левом окне мы видим текст «старой» редакции, в правом окне — новой. Все изменения выделены зеленым цветом, утратившие силу фрагменты перечеркнуты. Для перехода к другим изменениям используйте кнопку «Следующее изменение» в верхней части экрана.

Благодаря функции «Сравнение редакций» мы имеем возможность быстро разобраться в сути внесенных в документ изменений, не затрачивая на это много времени и сил.

Горячая линия

(347) 291 20 70

от 6 сентября 2018 года

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

«Режим самоинспектирования» работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства должен стать ключевым аспектом в деятельности хозяйствующего субъекта

Предложенные Минтрудом России изменения в Трудовой кодекс РФ направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В этой связи проектом предлагается новая редакция раздела X ТК РФ «Охрана труда».

Изменения, в числе прочего, предусматривают:

— структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

— повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;

— внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

— модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

— совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

закрепляется право работодателя проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль), использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование обеспечивающее дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также обеспечивать хранение полученной информации, вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

устанавливается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора;

уточняется порядок расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПФР разъяснен порядок осуществления ежемесячной выплаты из средств материнского капитала

Воспользоваться правом на получение ежемесячной выплаты из средств материнского капитала могут российские семьи с низкими доходами, в которых второй ребенок рожден или усыновлен начиная с 1 января 2018 года и которые не использовали всю сумму капитала на основные направления программы.

Сообщается, что семьи, которые уже получили право на материнский капитал, но пока не обратились за сертификатом, могут подать в ПФР или МФЦ сразу два заявления: на сертификат материнского капитала и ежемесячную выплату из его средств в размере прожиточного минимума для ребенка. Одновременно родители могут оформить ребенку СНИЛС, если ранее он еще не был получен.

Подать заявление на выплату можно в любое время в течение полутора лет со дня рождения второго ребенка.

При обращении в первые шесть месяцев выплата устанавливается с даты рождения ребенка, то есть средства выплачиваются в том числе и за месяцы до подачи заявления. При обращении позднее шести месяцев выплата устанавливается со дня подачи заявления.

Размер ежемесячной выплаты зависит от региона и равен прожиточному минимуму для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер будет равен прожиточному минимуму для детей за второй квартал 2017 года.

Ежемесячная выплата осуществляется до достижения ребенком полутора лет, однако первый выплатной период рассчитан на год. После этого нужно вновь подать заявление о ее назначении. Выплаты прекращаются, если материнский капитал использован полностью, семья меняет место жительства или ребенку исполнилось полтора года. Выплаты при необходимости можно приостановить.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Сценарии стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Банком России уточнены сценарии стресс-тестирования финансовой устойчивости НПФ

В частности, скорректированы значения основных показателей сценариев, условия для определения вероятности дефолтов.

В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» фонд обязан проходить стресс-тестирование финансовой устойчивости с использованием сценариев стресс-тестирования, утверждаемых приказом Банка России и размещаемых на официальном сайте Банка России. Банком России также устанавливаются требования к порядку прохождения стресс-тестирования и критерии его прохождения.

ФНС России подготовлен проект формы реестра документов (чеков) для компенсации суммы налога в системе «tax free», для обоснования ставки НДС 0%

При реализации услуг по компенсации иностранным гражданам сумм НДС по приобретенным ими в РФ товарам, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган представляется реестр документов (чеков) для компенсации суммы налога.

В настоящее время налогоплательщиками применяются рекомендуемая форма и формат реестра, направленного письмом ФНС России от 30.08.2018 N ЕД-4-15/[email protected]

Применять форму реестра, предусмотренную настоящим проектом, необходимо после ее утверждения в установленном порядке.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 04.09.2018 N 540
«Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью некоммерческих организаций»

Росстатом утверждены обновленные статистические формы N 1-НКО и N 1-СОНКО, по которым подаются сведения о деятельности некоммерческих организаций

Утверждены следующие формы:

1) годовая, действующая с отчета за 2018 год:

— N 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации» (предоставляют социально ориентированные НКО, кроме государственных и муниципальных, политических партий и др.);

2) единовременная для отчета за 2018 год:

— N 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации».

Формы предоставляются некоммерческими организациями территориальному органу Росстата не позднее 1 апреля после отчетного года.

Признаны утратившими силу:

— Постановления Госкомстата России от 27.10.1998 N 105, от 26.06.2000 N 53 и от 27.06.2003 N 62;

— Приказы Росстата от 02.10.2009 N 213, от 19.09.2017 N 607 и от 22.09.2017 N 623.

В Приказе Росстата от 6 августа 2018 г. N 487, которым утверждены статистические формы для наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий, исправлены технические ошибки

Исключено двойное повторение приложения N 4 (Формы N 1-НК) и неверное наименование Формы N 2-наука (краткая) как приложения N 6 (правильно — N 7) к Приказу от 30.08.2017 N 563 при признании указанных форм утратившими силу.

Минфином России даны разъяснения по составлению бюджетной отчетности в целях исключения некорректной увязки разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов

В письме приведены рекомендации, касающиеся, в частности:

порядка применения подраздела 0302 «Органы внутренних дел» классификации расходов бюджетов;

отражения расходов субъектов РФ на предоставление межбюджетных трансфертов в виде субвенций на осуществление части переданных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на выплату пенсий, пособий, компенсаций, мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

применения подраздела 1001 «Пенсионное обеспечение» классификации расходов бюджетов;

отражения расходов, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа по видам расходов классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на выплату гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минпромторгом России подготовлена инструкция по заполнению и предоставлению заявки потребности во взрывчатых материалах промышленного назначения на 2019 год

Такую заявку представляет юридическое лицо, осуществляющее потребление взрывчатых материалов и пиротехнических изделий промышленного назначения, либо российский участник внешнеэкономической деятельности, осуществляющий передачу таких материалов иностранному лицу.

Все графы заявки заполняются в строгом соответствии с указанной номенклатурой, нормативно-технической документацией и указанными единицами измерения взрывчатых материалов промышленного назначения. Изменение нумерации строк, наименования взрывчатых материалов, единиц измерения не допускаются. Титульный лист заполненной заявки утверждается руководителем организации с указанием должности, фамилии, имени, отчества и даты утверждения заявки. Подпись руководителя заверяется печатью организации.

Заявка высылается на бумажных носителях по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России.

Заявки для включения в годовой Баланс принимаются до 20 октября текущего года. Баланс подписывается в Минпромторге в начале декабря. Выписки будут отправлены почтой заказным письмом. Заявки, полученные позже установленного срока, будут включены в январское дополнение в Баланс.

В случае подачи дополнительных заявок (изменение объемов, смена поставщиков и др.) потребитель обязан оформлять их так же, как основную заявку (коды строк, наименования, разбивка по кварталам).

Трудовой кодекс рф 2018 последняя редакция консультант плюс

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс

Зарегистрируйтесь онлайн и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс на 3 дня!

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

О перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль при выявлении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2018 N 03-03-06/2/29295

Об НДС при оказании некоммерческой образовательной организацией дополнительных образовательных услуг (разовых семинаров, лекций, мастер-классов).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Следует отметить, что изменения, внесенные в подпункт 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 346-ФЗ, были вызваны необходимостью приведения положений Кодекса в соответствие с категориально-понятийным аппаратом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, на основании указанного подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по оказанию некоммерческой образовательной организацией образовательных услуг в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление образовательной деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг, проводимых в форме разовых семинаров, лекций и мастер-классов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2018 N 03-07-11/28714

О страховых взносах при выплате иностранному гражданину вознаграждения по договору оказания услуг.

Из вопроса следует, что организация заключает гражданско-правовые договоры, предметом которых является оказание ей образовательных, консультационных и других услуг, с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации, а также с иностранными гражданами, оказывающими данные услуги дистанционно, без въезда на территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При этом исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, осуществляющие деятельность, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования.

Обязательному медицинскому страхованию на основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не подлежат.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) иностранные граждане, работающие в Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат, следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются.

При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами для организаций выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, вознаграждения по гражданско-правовым договорам на оказание услуг, выплачиваемые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, облагаются в общеустановленном НК РФ порядке только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (с учетом вышеупомянутого исключения в отношении высококвалифицированных специалистов).

Что касается обложения страховыми взносами выплат вознаграждений иностранным гражданам, оказывающим услуги по гражданско-правовому договору, заключенному с российской организацией, дистанционно, без въезда на территорию Российской Федерации, то, учитывая положения пункта 5 статьи 420 НК РФ, такие вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами для организаций не признаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-15-06/26835

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» бланки строгой отчетности формируются с использованием отдельного вида контрольно-кассовой техники — автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» договор займа в ломбарде оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета, являющегося бланком строгой отчетности, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.

Какую использовать модель (модели) ККТ (автоматизированной системы для бланков строгой отчетности) для формирования и печати БСО залогового билета?

В настоящее время при осуществлении ломбардами деятельности по предоставлению займов (за исключением реализации невостребованного имущества) применение контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) не требуется.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона N 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», согласно которому под расчетами понимается, в частности, прием (в том числе получение предварительной оплаты или авансов) или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах, зачет предварительной оплаты или авансов, предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги (в том числе по осуществлению ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).

Таким образом, законопроектом предполагается установление обязанности для ломбардов применять ККТ.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названной статьей 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ также определен перечень положений и информации, которые должен содержать залоговый билет.

Вышеуказанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 (далее — Постановление N 359).

Форма бланка строгой отчетности «Залоговый билет» утверждена приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.

Таким образом, при оформлении залогового билета применение ККТ не требуется.

При этом следует учитывать, что исходя из положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» в редакции законопроекта у пользователя ККТ, в том числе у ломбарда, сохраняется обязанность при осуществлении расчета выдать (направить) покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-01-15/26747

ПАО в IV квартале 2017 г. совершило сделку с взаимозависимым лицом (далее — контрагент) по приобретению объектов недвижимости. Данная сделка является контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ. ПАО и контрагент являются налогоплательщиками НДС.

Также в IV квартале 2017 г. ПАО реализовало приобретенные у контрагента объекты недвижимости (за исключением объектов недвижимости общей площадью 2 079 кв. м) организации, не являющейся взаимозависимой, по цене выше цены приобретения. Данная информация была направлена в письменном виде контрагенту.

Разделом V.1 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.

Контрагент, руководствуясь ст. ст. 105.3 и 105.18 НК РФ, осуществил самостоятельно корректировку суммы налога на прибыль по сделке, заключенной с ПАО, путем доплаты налога исходя из цены реализации, по которой ПАО реализовало объекты недвижимости невзаимозависимой организации, и отражения данной суммы налога в декларации по налогу на прибыль за 2017 г. Кроме того, контрагентом осуществлены самостоятельная корректировка налога на прибыль и его доплата по итогам 2017 г. в отношении объектов недвижимости площадью 2 079 кв. м, которые не были реализованы ПАО по состоянию на 31.12.2017.

ПАО от контрагента получено соответствующее уведомление с приложением платежных поручений, подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате такой корректировки.

Таким образом, ПАО соблюдены все требования, предусмотренные п. 10 ст. 105.18 НК РФ, для осуществления симметричной корректировки.

В случае реализации ПАО объектов недвижимости площадью 2 079 кв. м в налоговых периодах, следующих за 2017 г., может ли ПАО произвести симметричную корректировку (уменьшение налога на прибыль) в указанных налоговых периодах на сумму налога на прибыль, уплаченного контрагентом за данные объекты недвижимости по итогам 2017 г.?

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) цены, на основании которых налогоплательщиками осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (убытка) в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, могут быть применены российскими организациями — налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки (далее — другая сторона контролируемой сделки), при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса. Применение таких цен в целях Кодекса признается симметричной корректировкой.

Основанием для применения другой стороной контролируемой сделки симметричной корректировки является осуществление налогоплательщиком самостоятельно корректировки налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, представление налоговой декларации, в которой отражена соответствующая корректировка, и погашение суммы недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии) (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.18 Кодекса).

В этом случае симметричные корректировки отражаются в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, представленных по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса (подпункт 2 пункта 3 статьи 105.18 Кодекса).

В случае если право на симметричные корректировки возникло у другой стороны сделки после срока, установленного для представления налоговой декларации по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, симметричная корректировка может быть отражена другой стороной сделки в уточненной налоговой декларации за указанный налоговый период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-12-11/1/26709

Подпунктом 1 п. 2 ст. 226.1 НК РФ обязанность по выполнению функций налогового агента в целях этой статьи, а также ст. 214.1 НК РФ закреплена за брокером, осуществляющим в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание.

Согласно п. 11 ст. 226.1 НК РФ для определения налоговой базы налоговый агент производит расчет финансового результата в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3 и 214.4 НК РФ для налогоплательщика, которому выплачиваются денежные средства (доход в натуральной форме), на дату выплаты дохода.

В силу п. п. 7, 10 и 12 ст. 214.1 НК РФ при формировании налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами расчет финансового результата производится с учетом всех сумм доходов (т.е. включая суммы купонного дохода, полученного от эмитента в период владения долговыми обязательствами, и суммы накопленного купонного дохода, полученного при реализации ценных бумаг на вторичном рынке в составе цены сделки) и всех сумм расходов (т.е. расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, включая суммы накопленного купонного дохода, уплаченного при приобретении ценных бумаг в составе цены сделки), сложившихся на дату выплаты дохода.

При этом согласно п. 25 ст. 217 НК РФ суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

Одновременно абз. 2 п. 13 ст. 214.1 НК РФ установлено, что при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено п. 1 ст. 224 НК РФ, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Распространяются ли нормы п. 25 ст. 217 НК РФ помимо купонного дохода, полученного от эмитента, на накопленный купонный доход, полученный от покупателя в составе цены сделки?

Как брокеру рассчитать финансовый результат по сделкам покупки/продажи облигаций федерального займа в части накопленного купонного дохода?

Согласно пункту 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, а доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Абзацем вторым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса установлено, что при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 224 Кодекса, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Согласно пункту 25 статьи 217 Кодекса суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

К указанным категориям ценных бумаг, в частности, относятся облигации федерального займа.

Таким образом, не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, упомянутыми в пункте 13 статьи 214.1 Кодекса (в том числе с облигациями федерального займа), суммы процентного дохода, выплачиваемые по вышеуказанным ценным бумагам эмитентами таких ценных бумаг в соответствии с условиями их выпуска, освобождаемые от налогообложения на основании пункта 25 статьи 217 Кодекса.

Накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям в главе 23 Кодекса «Налог на доходы физических лиц» не предусмотрен. Специальных положений, касающихся учета при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 Кодекса не содержится.

Суммы такого дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные в цене сделки продавцу ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-04-06/26989

О применении освобождения от НДС услуг по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

В связи с этим услуги по распространению входных билетов организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, на посещение указанных мероприятий, оказываемых на основании договора, не являющегося посредническим договором, с другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2018 N 03-07-11/26680

О применении пониженных тарифов страховых взносов ТСЖ, применяющими УСН и осуществляющими деятельность по управлению недвижимым имуществом.

Из вопроса следует, что в соответствии с прежним ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее — ОКВЭД1) ТСЖ осуществляли вид экономической деятельности с кодом 70.32 «Управление недвижимым имуществом» и имели право применять пониженные тарифы страховых взносов. В связи с заменой ОКВЭД1 на ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее — ОКВЭД2) с 01.01.2017 и изменением наименования вида осуществляемой упомянутыми организациями экономической деятельности на «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» с кодом 68.32 появились опасения, что право ТСЖ на применение пониженных тарифов страховых взносов будет потеряно.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности — ОКВЭД2, при этом ОКВЭД1 утратил свою силу.

При этом Минэкономразвития России были разработаны прямые и обратные переходные ключи между ОКВЭД1 и ОКВЭД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Так, в частности, в результате применения упомянутых переходных ключей вид экономической деятельности с кодом 70.32 «Управление недвижимым имуществом» стал видом экономической деятельности с кодом 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», тем самым изменив не только кодировку, но и название. При этом ОКВЭД2 больше не содержит вида экономической деятельности с наименованием «Управление недвижимым имуществом».

Учитывая вступление в силу нового ОКВЭД2 с 01.01.2017, возникла необходимость уточнить положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в этой части и, соответственно, Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ) были внесены изменения, в частности, в статью 427 Налогового кодекса, уточняющие виды экономической деятельности в связи с их переименованием согласно новому ОКВЭД2. Данные изменения были внесены с целью сохранения права применения плательщиками на УСН пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%.

Таким образом, согласно действующей редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса в перечень видов экономической деятельности включена деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32 в соответствии с ОКВЭД2), включающая в себя управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества.

Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 119, 145 и 149) и Трудового кодекса Российской Федерации (статья 17) деятельность ТСЖ осуществляется членами правления, в том числе председателем правления, а также бухгалтером, у которых возникают трудовые отношения в связи с возложением на них определенных функций или гражданско-правовые отношения по выполнению работ (услуг) для упомянутых организаций, за которые могут быть произведены выплаты и вознаграждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании изложенного в случае, если члены правления выполняют определенные функции, то вид деятельности у данной организации относится к коду 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждения или на договорной основе» и выплаты в их пользу облагаются страховыми взносами в соответствии со статьей 420 Налогового кодекса в общеустановленном порядке.

Что касается применения ТСЖ к выплатам в пользу членов правления пониженных тарифов страховых взносов, то исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса.

Таким образом, исходя из редакции пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса, т.е. как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом ТСЖ на УСН в целях применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, и в общем доходе, и в доходе от осуществления основного вида экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-05/26531

О страховых взносах при выплате компенсации работникам с разъездным характером работы.

Из вопроса следует, что работодатель выплачивает работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, компенсацию в пределах норм, установленных локальными нормативными актами организации.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании десятого абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами вышеуказанных сумм законодательство предусматривает необходимость представления работником соответствующих подтверждающих расходы документов.

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками, не облагаются страховыми взносами в случае их документального подтверждения.

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-06/26525

Об учете организацией, применяющей УСН, займов и денежных средств, поступивших по договору комиссии, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ от 27.11.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ)) для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рубл ей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

При этом действие положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (пункт 9 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исходя из редакции пункта 6 статьи 427 Кодекса в общий объем доходов плательщиков на УСН для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, указанные в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, т.е. как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения для уплаты налога при применении УСН.

При этом полученные комиссионером денежные средства в виде комиссионного вознаграждения и сумм, направленных на возмещение затрат комиссионера, поступившие в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, включаются и в общий объем доходов, и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности.

Вместе с тем полученный организацией заем не может быть включен как в общий объем доходов, так и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку указанные средства подлежат возврату.

Исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют, а акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2018 N 03-15-06/26508