Трудовой кодекс о безработице

Статья 132 ТК РФ. Оплата по труду

Новая редакция Ст. 132 ТК РФ

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Комментарий к Статье 132 ТК РФ

Применение статей 3 и 132 Трудового кодекса РФ в совокупности дает основание утверждать: запрещается дискриминация в оплате труда в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Положительным в части 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ является запрещение дискриминации не только при установлении, но и при изменении размеров и других условий оплаты труда. В каждой организации в любое время должна быть обеспечена равная оплата за равный труд. Этот принцип часто нарушается в организациях, где намечено сокращение штатов: повышая оплату труда тем, кто в дальнейшем будет продолжать работу, работодатель оставляет прежний оклад (тарифную ставку) лицам, предупрежденным о предстоящем увольнении, на те два месяца, которые должны пройти со дня предупреждения об увольнении до дня расторжения трудового договора. В результате увольняемый работник получает меньшие суммы не только в виде заработной платы, но и при производстве ему гарантийных выплат — выходного пособия, среднего заработка за два-три месяца после увольнения (ст. ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ) и пособия по безработице. Это происходит в связи с тем, что при исчислении среднего заработка в расчет идет его пониженная (по сравнению с работниками тех же профессий, должностей) оплата труда. В подобных случаях работник вправе обжаловать действия работодателя в установленном законом порядке.

Другой комментарий к Ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 132 устанавливает один из принципов регулирования оплаты труда — оплату в зависимости от количества и качества труда без какой-либо дискриминации. Ее положения соответствуют ст. 2 ТК, устанавливающей в качестве принципа правового регулирования трудовых отношений обеспечение права каждого работника на справедливую оплату; ст. 21 ТК, устанавливающей право работника на заработную плату в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; ст. 22 ТК, устанавливающей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

2. Для установления зависимости заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества труда используются тарифные системы оплаты труда (см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней).

3. В ст. 132 ТК РФ содержится важное правило о том, что заработная плата работников не ограничивается максимальным размером. В условиях, когда государство не использует методы прямого регулирования размера заработной платы и ее размер всецело определяется результатами труда, нормативное установление максимального размера заработной платы невозможно.

4. Часть 2 ст. 132 запрещает какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда, что соответствует требованиям Конвенции N 111 МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий (ратифицирована СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. // ВВС СССР. 1961. N 6. Ст. 58). Это означает, что запрещается установление ограничений и преимуществ в сфере оплаты труда в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами работника, — пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям и т.п. В то же время деловые и профессиональные качества работника (квалификация, количество и качество работы, профессиональные особенности, наличие дополнительных профессиональных навыков, используемых в работе, ответственное отношение к должностным обязанностям и т.п.) не только могут, но и должны быть положены в основу дифференциации размеров оплаты труда.

5. Под дискриминацией в сфере оплаты труда следует понимать не только установление каких-либо ограничений, но и установление преимуществ не в связи с деловыми и профессиональными качествами работника. Исходя из этого следует признать правильным решение законодателя установить несовершеннолетним работникам, занятым на условиях сокращенного рабочего времени, оплату с учетом продолжительности их работы (при повременной оплате) или количества произведенной продукции (при сдельной оплате), поскольку в противном случае этим лицам предоставлялись бы преимущества по признаку возраста.

6. В качестве дискриминации в сфере оплаты труда следует рассматривать установление иных (отличающихся от установленных работникам аналогичной квалификации, выполняющим аналогичную работу) условий оплаты в период испытательного срока или предупреждения об увольнении (как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя), что часто встречается на практике (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 8 декабря 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 4). У работников, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере оплаты труда, есть право обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, т.е. о приведении условий оплаты их труда в соответствие с установленными для других работников.

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

СТ 272 ТК РФ.

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым
законодательством, коллективным договором, соглашением.

Комментарий к Ст. 272 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет могут устанавливаться в нормативном порядке, т.е. в ТК РФ и федеральных законах, а также в договорном порядке — в коллективных договорах и соглашениях.

2. Трудовой кодекс устанавливает следующие особенности трудоустройства лиц моложе 18 лет: а) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, а в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательной организации — с лицами, достигшими возраста 15 лет (ч. ч. 1 и 2 ст. 63); б) заключение трудового договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для работы в свободное от учебы время возможно только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63); в) заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет возможно с согласия одного из родителей (опекуна) только для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений (ч. 4 ст. 63); г) при заключении трудового договора с лицами моложе 18 лет не может устанавливаться испытание (абз. 4 ч. 4 ст. 70).

3. К федеральным законам, устанавливающим особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет, относятся Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает следующие права лиц в возрасте до 18 лет:

безработными признаются граждане, достигшие возраста 16 лет (п. 3 ст. 3);

лица в возрасте от 14 до 18 лет, впервые ищущие работу, относятся к гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в отношении которых обеспечивается проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости (абз. 6 п. 2 ст. 5);

выпускники общеобразовательных организаций и граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости населения (п. 3 ст. 23);

органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать организациям квоты для трудоустройства лиц моложе 18 лет и резервировать отдельные виды работ (профессий) для их трудоустройства (абз. 8 п. 1 ст. 25).

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает следующие особенности трудоустройства и социальной защиты в период трудоустройства лиц моложе 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения:

органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9);

ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ (п. 5 ст. 9).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что в случае отчисления из общеобразовательной организации до получения основного общего образования обучающегося, достигшего возраста 15 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству (п. 6 ст. 66).

Пособие по безработице

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Пособие по безработице

Для поддержания материального благосостояния безработных им начисляется и выплачивается пособие по безработице.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным службой занятости безработными, и выплата начисляется с первого дня признания их таковыми.

Размер пособия по безработице

Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени или неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим временем.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, желающим возобновить работу после перерыва более года, а также гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, но имеющим оплачиваемую работу в этот период менее 26 календарных недель, пособие устанавливается в размере минимального размера пособия.

Для определения размера пособия по безработице имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца — 75 %, последующие четыре — 60, в дальнейшем — 45 % среднемесячного заработка по последнему месту работы, но во всех случаях не ниже минимального размера пособия и не выше максимального размера пособия.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.

Период и особенности выплаты пособия

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия но безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в ст. 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Статья 327 ТК РФ. Другие гарантии и компенсации

Новая редакция Ст. 327 ТК РФ

Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Комментарий к Статье 327 ТК РФ

В статье 327 ТК речь идет о гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не прекратившим трудовые отношения там по разным причинам, например в связи с уходом на пенсию, увольнением и переходом в статус безработного.

В статье 327 ТК содержатся и другие гарантии и компенсации, связанные с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: социально-страховые, пенсионные, жилищные и прочие, предоставление которых регулируется не непосредственно трудовым правом, а нормами других отраслей права (социального обеспечения, жилищного, административного, таможенного и т.д.).

По сравнению со статьей 313 ТК, статья 327 ТК расширяет перечень источников трудового права, которыми устанавливаются другие гарантии и компенсации, связанные с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в указанных районах и местностях, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Кроме того, женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагается отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по листку нетрудоспособности независимо от трудового стажа в размере 100% среднего заработка (дохода) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в этих районах и местностях.

Пособия по безработице лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признанным в установленном порядке безработными, назначаются с учетом районного коэффициента.

Районный коэффициент начисляется также на стипендию, получаемую безработным в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости.

Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Пенсия, женщинам, имеющим двух и более детей, устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет. Дополнительное условие — необходимо, чтобы они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Пенсия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Отработавшим в районах Крайнего Севера не менее семи лет шести месяцев гражданам пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Правом на пенсию на льготных основаниях обладают оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчины — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины — по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

Также могут назначаться социальные пенсии. Правом на нее обладают установленные законодательством граждане из числа малочисленных народов Севера: мужчины — по достижении 55 лет, женщины — по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости.

При подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора.

При определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж.

Размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате.

Лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, независимо от места проживания и времени обращения, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате.

Порядок пенсионного обеспечения указанных лиц на территории других государств регулируется межгосударственными соглашениями.

Пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в тех же районах и местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории России и обратно.

Бывшие в употреблении личные вещи, а также материалы для индивидуального жилищного строительства на территории государств СНГ, гражданам этих государств, работающим по трудовым договорам или оставшимся после такой работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешено вывозить или пересылать багажом без взимания таможенных платежей. Общая стоимость указанных вещей и материалов при каждом вывозе (пересылке) не должна превышать 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Другой комментарий к Ст. 327 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 327 ТК РФ речь идет только о гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не прекратившим трудовые отношения там, предоставляемых по разного рода причинам (например, в связи с уходом на пенсию, увольнением и переходом в статус безработного).

С учетом названия и содержания ст. 327 в ней имеются в виду другие (т.е. кроме чисто трудовых государственных и дополнительных — см. ст. 313 ТК РФ) гарантии и компенсации, связанные с работой (продолжающейся или прошлой) в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: социально-страховые, пенсионные, жилищные и прочие, предоставление которых регулируется не непосредственно трудовым правом, а нормами других отраслей права (социального обеспечения, жилищного, административного, таможенного и т.д.).

Хотя в ст. 327 об этом и не сказано, другие гарантии и компенсации, связанные с работой на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, могут устанавливаться коллективными договорами (соглашениями), локальными нормативными актами и трудовыми договорами на основании общих норм ТК РФ (ст. ст. 8 — 9, 40 — 41, 45 — 46, 56 — 57 и др.).

2. Гарантии и компенсации в области пенсионного обеспечения заключаются согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. ст. 27 — 28) в основном в нижеследующем.

Трудовые пенсии по старости назначаются ранее общеустановленного возраста: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Если работа производилась как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, то трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при страховом стаже не менее 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Право на назначение трудовой пенсии до достижения общеустановленного возраста имеют также оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчины — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины — по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

В соответствии с п. 4.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в тех же районах и местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в 2 года к месту отдыха на территории России и обратно в размере и на условиях, определяемых Правительством РФ (ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

3. В других сферах гарантии и компенсации выражаются, в частности, в нижеследующем:

в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в указанных районах и местностях, но не свыше максимального размера пособия, установленного федеральным законом (ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 2003 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»);

работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ (ст. 23 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности»).

4. Гражданам государств СНГ, работающим по трудовым договорам или оставшимся после такой работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешено вывозить или пересылать багажом без взимания таможенных платежей бывшие в употреблении личные вещи, а также материалы для индивидуального жилищного строительства на территории государств СНГ.

При этом общая стоимость указанных вещей и материалов при каждом вывозе (пересылке) не должна превышать 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 735).

Пособие по безработице

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).