Тренинги для юристов по психологии

Оглавление:

Психология для юридической практики (PLP)©

Программа «Психология для юридической практики»

Коучинг и тренинги

«Психология для юридической практики» «Psychology for Law Practice»©

Хотите работать в сфере права долго и эффективно?

Приглашаем к участию в коучинге и тренингах «Psychology for Law Practice»

Цель: поставить достижения современной практической психологии на службу юристам — сформировать профессионально важные навыки/усовершенствовать умения.

Для кого: для практикующих юристов с опытом ведения судебных процессов.

Важный комментарий: коучинг «Психология для юридической практики» «Psychology for Law Practice»© безусловно полезен специалистам из разных сфер деятельности – наши многолетние наблюдения показывают, что обучение наиболее эффективно в смешанных по профессиональному признаку группах.

Обычная оценка удовлетворенности обучением в наших тренингах превышает 85-90% (обычная средняя оценка удовлетворенности участием в других тренингах по русскоязычной бизнес-аудитории составляет примерно 60-70%).

Мы уважаем человеческое достоинство и применяем недирективные методы обучения, коучинга и послетренингового консультирования.

Наш девиз обучения: «Передать вам все, что является ценностью для вас»

Содержание программы строится на актуальных потребностях юристов, представителей других профессий и сфер бизнеса. Эти потребности были выявлены во время многочисленных интервью и дискуссий с юристами и управленцами. Наши исследования проверены практическими наблюдениями за реальными ситуациями, в которых наиболее ярко проявляется то, что больше всего волнует юристов-практиков и управленцев и в чем им нужна профессиональная поддержка в наибольшей степени.

Вы получите настоящий профессиональный стимул для вашего развития!

Часть 1. Практическая психология для юристов

Юрист/юристка — это сплав интеллекта, выдержки и артистизма. При базовой предприичивости ©

(совершенствование коммуникативных навыков с целью повышения общей и профессиональной успешности)[1]

Многочисленные навыки и умения будут сформированы и/или практически отработаны: уверенность в себе и психологическая устойчивость, ролевые конфликты в судебных процессах и властных кабинетах, противостояние манипуляциям и агрессии, развитие навыков ассертивного поведения, психогигиена труда юриста, принятие новых решений и их эффективное выполнение, формирование и совершенствование управленческих навыков, проведение переговоров и продажи юридических продуктов, а также содержательное профессиональное общение.

Участники могут влиять на содержание программы ( см. анкету ).

Формы работы: тренинг, ролевые игры, дискуссии, групповой и индивидуальный коучинг.

Часть 2. Компенсация морального вреда

(повышение квалификации [2] — повышение профессиональной успешности и устойчивости, конкурентное преимущество на рынке юридических услуг и залог вашей финансовой успешности)

Коучинг в малых группах на основе реальных дел для совершенствования навыков сбора доказательств для подтверждения требований защиты по компенсации морального вреда, навыков юридического письма, искусства аргументации и публичных выступлений перед судом.

Формы работы: практические занятия на основе реальных case-study, moot court (имитация судебного процесса), сессии коучинга.

Общая длительность программы: договорная (в зависимости от формы — тренинг, персональный коучинг, коучинг в малой группе)

Время проведения: 2018 год (Киев, Украина — постоянно действующая по индивидуальному графику), 2018 год (г. Несебр, Болгария, даты согласовываются с графиком авиаперелетов/прибытия участников)

Кто ведет:

психологи и судебные эксперты, которые работают в сфере юриспруденции более 20 лет.

Мы имеем опыт проведения судебных экспертиз, выступлений в судах, сотрудничаем с юридическими и консалтинговыми фирмами в разных странах, хорошо разбираемся в вопросах практики Европейского Суда и стандартах защиты прав человека, пишем заключения для обоснования заявлений о моральном вреде в суды, работаем в образовательных программах для адвокатов, судей, прокуроров, милиции в странах СНГ (Беларусь, Молдова, Россия, страны Центральной Азии и Кавказа), имеем опыт сотрудничества с международными организациями OSCE, IOM, UNDP, OSJI и неправительственными организациями, являемся авторами публикаций в СМИ, книг и методических материалов.

А также на программу будет приглашен специальный гость – спикер-юрист с опытом работы в национальной системе и в международных инстанциях.

Участники получат сертификат с указанием тем и учебных часов при условии посещения всех занятий.

Язык обучения: русский.

[1] Современные представления о менеджменте ставят коммуникативные навыки в иерархии необходимых для успешной деятельности выше, чем управленческие навыки.

[2] Почему необходимо повышать квалификацию: рекомендуем аналитический материал «Почему корпорации разрывают контракты с юрфирмами» http://jurliga.ligazakon.ua/news/2012/10/5/73985.htm

Условия оплаты участия в обучающей программе «Психология для юридической практики»* свяжитесь с нами для уточнения индивидуальных условий

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»

Цель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале Trenerskaya.ru

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе «Упражнения для тренингов».

Мы рекомендуем вам, прежде всего, такие психологические упражнения:

Упражнение «Светофор»

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Упражнение «Суд»

Очень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием. Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Упражнение «Я отлично умею»

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом, так и основным тематическим упражнением.

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Упражнение «Вижу цель, не вижу препятствий»

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
Э то упражнение можно использовать для тренингов любой направленности . Упражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели , о лидерской позиции , о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
У пражнение «Дом и Жилец» легко снимает усталость, позволяет найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня. Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым.

Интересное упражнение , которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов .

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, луч ше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации.

Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

SHERLOCK SOLUTIONS

школа управления Сергея Лысова

Более 10 лет я помогаю деловым людям учиться решать жизненные проблемы и деловые ситуации на основе специальной технологии: «Управление собой, людьми и ситуациями».

Мастер-класс по развитию психологических способностей для юристов. Серия коучинг

Если юрист перестает приводить доводы, он проигрывает.

Способность делать доводы* (оперировать разного рода информацией) – это результат состояния психики.

Тем не менее, человеку известны состояния, когда у него блокируется способность оперировать информацией. В эти моменты его психика захвачена. Это состояние сильного волнения, замешательства, порыва возмущения, пустоты и пр.

Иными совами, человек может пребывать в таком состоянии, когда его способность делать доводы резко падает. Именно с этого момента начинается проигрыш юриста.

Как выходить из этих состояний?

Ответ на этот вопрос можно получить на однодневном мастер-классе “Управление собой, людьми и ситуациями”. Место и время проведения – по договоренности. Запись по телефону: (38) 048 7002235

P.S.
Юрист – это понятие скорее общее, чем частное. Любой человек является юристом, если он способен приводит доводы, то есть, приводить в качестве доказательства своей правоты информацию, которая доказывает какую-либо истинность. Однако, это не столько вопрос знаний, сколько способность пребывать в определенном состоянии – магнетизме.

Техники и приемы отрабатываются непосредственно на мастер-классе.

Похожие материалы.

* довод – это соображение, положение, факт, приводимые в доказательство чего-либо (доказательства истинности).

Поделиться в соц сетях:

Сергей Лысов

.
Бизнес-тренер. Генеральный директор Sherlock Solutions. Родился в г. Одессе в 1964 году. Окончил одесский университет им. Мечникова, обучался на юридическом факультете по специальности административное право. Длительное время работал переговорщиком и кризисным специалистом в различных коммерческих и политических проектах. Является специалистом в области реструктуризации и строительства организаций, тренером по переговорам, автор ряда бизнес-тренингов и семинаров для основателей бизнеса, автор системы «MYOR» — методики развития психологических способностей для деловых людей. Основатель юридической фирмы «Мета-Информ» (г. Одесса, 1991 — 2005). Юридический эксперт в Лондонском арбитражном суде (1995) Консультант губернатора Одесской области по юридическим вопросам (1999–2004). Директор юридического департамента Одесского горсовета, советник мэра г. Одессы (2010 — 2011). Руководитель проекта «Юрист года» (Одесса 2000 — 2003). Автор книг «Встань с дивана. «, «Анатомия победы».
.
Миссия: обучение деловых людей управлению сложными и нестандартными ситуациям как базовой основы накопления личной силы; тренировка специальных способностей и передача знаний в качестве основы управления собой, людьми и ситуациями в сложившихся в мире условиях (нестабильности и агрессивности среды).
.
Основной продукт. Персональные консультации, групповые мастер-классы и консалтинг в сегменте развития и использования специальных способностей как основы такой деятельности.
.
Формат: Обучение и тренировка происходит на основе реальных, жизненных ситуаций, а не в классе. Контакт с тренером ежедневный, но короткий (до 15 мин) и релевантный (на конкретную ситуацию). Началу работы предшествует специальный двухдневный модуль.
.
Область компетенции (период: 1993 — 2013).

• Разработка структуры организации.
• Анализ «узких мест» (скрытые источники развития компании).
• Проектирование схемы работы юридического отдела (структура безопасности).
• Стратегическое и психологическое обеспечение start-up.
• Настройка команды (тренинги, обучение, коучинг).
• Проведение «мозгового штурма» с сотрудниками по реальным ситуациям.
• Настройка бизнес-процессов подразделения.
• Настройка схемы работы отдела продаж под конкретные задачи.
• Психологическое сопровождение проверок, переговоров, конфликтов.
• Правовое сопровождение заключения долгосрочных контрактов.
• Организационно-психологическое сопровождение реорганизации бизнеса (покупка, выделение, разделение).
• Психологическое сопровождение переговоров (высокая стоимость или ценность сделки).
• Тренинги (развитие коммуникаций; работа с возражениями; командообразование).
• Экспресс-диагностика проблемы; определение скрытых источников.
• Обучение учредителей методам удержания власти (во взаимоотношениях с партнерами, топ-менеджерами, конкурентами; политика).
• Консультации по вопросам подбора топ-менеджеров, рассматриваемых на конкретную позицию в бизнесе.

Тренинги для юристов по психологии

ПСИХОЛОГИ — ПЕРЕСТРОЙКЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Деятельность работников правоохранительных органов всегда предъявляла высокие требования к их личным качествам и профессиональному мастерству. В. И. Ленин отмечал: «Законы важны не тем, что они написаны на бумаге, но тем, кто их проводит» [1; 110]. «Закон» и «законность»— слова одного корня, но они не тождественны. Законность — строгое исполнение законов. История содержит многочисленные и убедительные свидетельства того, что закон юридический ничего не стоит, если он находится в руках социально неполноценных, безнравственных людей. Даже лучший закон может порождать несправедливость, если он проводится в жизнь человеком духовно бедным, отставшим от динамизма общества, живущим в узком мире инструкций и правовых норм. Недостатки деятельности правоохранительных органов во многом порождены не только несовершенством законов, но и несовершенством их реализации работниками этих органов, недостатками их психологии и подготовки, исподволь, но прочно сложившимися в периоды культов и культиков, господства административно-командных методов и застоя.

Революционное обновление нашего общества, процессы углубляющейся демократизации и гласности требуют серьезной перестройки психологии работников правоохранительных органов, формирования нового типа личности юриста, новых подходов к пониманию и формированию его профессионального мастерства. Психологическая подготовка — одно из эффективных средств решения этих задач, выработанное в последнее десятилетие в союзе психологической науки (юридической психологии) и передовой практики.

В юридической науке и практике юриста считают специалистом в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней — ведения юридических дел, т. е. юридического рассмотрения жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных его предметов (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права). Справедливо отмечается, что нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно и технически правильном толковании законов и применении норм, совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, проведение допроса, предъявление обвинения и др.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. В них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложность человеческой психологии. Действия юриста порой сравнивают с хирургическим вмешательством в психологию человека и его жизнь. Профессия

юриста глубоко человечная профессия, требующая соответствующих личностных качеств, человековедческой, психологической подготовки. Этот вывод един и в теории, и в практике [3], [6], [8], [11], [13] и др.

Казалось бы, такое понимание требований к подготовке юриста должно найти соответствующее отражение в системе высшего и среднего специального юридического образования, а также в служебной подготовке, проводимой с практическими работниками. Однако то, что делалось и существует поныне, далеко от его реализации. Психологическая подготовленность юристов низка, и лучшим доказательством тому служат негативные факты, о которых ныне гласно сообщает печать. Характерно, что на изучение психологии нашими юристами в учебных заведениях отводится значительно меньше времени, чем их коллегам в социалистических странах [12; 64].

Причины «ножниц» в психологической подготовке юристов (расхождения между признанием ее важности и реальной подготовкой) глубоки и не единичны. Можно назвать, во-первых, то, что в правоохранительных органах весьма распространен аналогичный технократическому, осужденному XXVI I съездом КПСС, «чисто правовой» уклон. Он характерен проявлениями легисломании — веры во всесилие законов, норм, предписаний, административно-силовых методов, стремления силой закона решить проблемы преступности, а также ведомственности — заботы преимущественно о чисто правовой стороне своих действий. Во-вторых, существующие критерии эффективности, их условия, перегрузки деятельности побуждают многих работников к торопливости, к погоне за пресловутым процентом, к действиям в угоду власти, к бумагописанию, ослабляют их независимость в строгом следовании букве и духу законности. В-третьих, частые контакты со сложными, социально деформированными представителями преступного мира, не поддающимися обычным методам работы с людьми, неблагоприятно отражаются на психологии части работников правоохранительных органов, формируя у них такие личностные черты, как ожесточенность, склонность к обвинению, применению силовых методов, психологическому подавлению и др. В-четвертых, среди работников правоохранительных органов распространено самонадеянное убеждение, что они хорошо разбираются в психологии людей, ибо сама работа учит этому. В действительности околопсихологические рассуждения обычно далеки от научных 1 . В-пятых, и это, может быть, самое главное,— система управления в правоохранительных органах до последнего времени была классическим образцом административной системы управления, которая ныне подвергается острой критике, в частности за то, что она равнодушна к человеку-личности, низводя его до положения «винтика».

Эти и другие причины приводят к тому, что в системе профессионального образования юристов распространен подход к изучению психологии по «остаточному принципу». Реально данные рекомендации психологии не стали еще для юриста инструментом в решении задач, а владение ими — одним из важных показателей его профессионализма. Слабая психологическая подготовка выступала и выступает хроническим болезненным изъяном его профессиональной подготовки и деятельности. То обстоятельство, что юрист профессионально беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений, но профессиональную задачу он обязан решить, не может не подталкивать его к использованию силовых методов, домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие должной психологической подготовки — одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякаемый источник

черствости, формализма, гипертрофированной властности, фактов нарушений социалистической законности, серьезных ошибок, приводящих к калечению судеб людей, насилию над личностью, психологического надлома ее, утраты веры в социальную справедливость.

Необходимость серьезного изменения отношения к психологической подготовке юристов существовала уже давно. Слабость психологической подготовки ныне выступает одним из главных действующих тормозов на путях перестройки в правоохранительных органах. Многих из работников, можно сказать, страшит углубляющаяся демократизация и обстановка гласности. Они искренне не понимают, как в условиях отказа от преимущественного использования административно-силовых методов можно успешно решать задачи профилактики, раскрытия и расследования преступлений, борьбы с преступностью. Объясняется же это во многом профессиональной неподготовленностью к применению иных, чем силовые, психологически эффективных действий и приемов, к выбору более тонких и менее прямолинейных, но не менее результативных ходов в работе юриста.

Стратегия углубления и расширения демократии и гласности, отказа от абсолютизации административно-командных методов, поворота к человеку, проводимая у нас, повышает наряду с экономическими и роль социально-психологических методов, особенно в деятельности государственных органов. Необходимо неотложное массовое освоение этих методов всеми работниками правоохранительных органов.

Как не сложно отказываться от устоявшихся и привычных взглядов, но сегодня надо признать, что психологическая подготовленность юриста не просто желательная добавка к его профессионализму, но обязательная составная часть профессионализма. Без должной психологической подготовленности юрист — недостаточно подготовленный профессионал. Это определяется человековедческой сущностью его профессиональных дел, процессами перестройки и обновления общества и подтверждается многочисленными данными сравнения высоко- и малоэффективно работающих юристов. Должная психологическая подготовка юриста — та, которая находится не на ознакомительно-информативном, а на научно-профессиональном, практическом уровне.

Психологическая подготовленность юриста (как показывают исследования) складывается из: 1) социально-психологической культуры личности и 2) профессионально-психологической подготовленности. Рассмотрим их.

Любая деятельность, любые методы и действия без насыщенности их здоровыми личностными проявлениями остаются на уровне формально осуществляемого ремесла. Таким же бездушным ремеслом останется и деятельность конкретного юриста, сколь высоко бы он ни был изощрен в области логико-рассудочного толкования норм, статей, пунктов инструкций, если его мышление и мотивы ограничены их узким мирком. Фактов низкого профессионализма, грубых ошибок, бездушия, нарушений социальной справедливости при этом не избежать. Впрочем, их не исключит даже прочное, но равнодушное усвоение данных и рекомендаций психологии, ее методов. Основным гарантом превенции недостатков выступает только сама личность юриста, ее высокая социальная зрелость и культура — общая, политическая, правовая, культура социалистического демократизма [2;72]. Недоработка всего нашего образования, как отмечается в постановлениях ЦК КПСС по реформе школы,— дефицит сформированности личности, ее воспитанности и развитости. Устранение этого недостатка особенно значимо при подготовке юристов, учитывая важные социальные и гуманистические функции их деятельности.

Составной частью профессиональной сформированности личности юриста, отвечающей потребностям перестройки и стратегии ускорения, выступает его социально-психологическая культура как часть общей культуры. Она представляет

собой совокупность развитых с учетом современных требований к профессии юриста способностей, качеств и привычек. Конкретную структуру ее еще предстоит изучить. По имеющимся данным, к ней относятся:

склонность и привычка к комплексному решению профессиональных задач с полным выяснением и учетом всех политических, социальных, собственно правовых и человеческих аспектов (в целях недопущения профессиональной узости и недальновидности);

неизменное внимание и уважение к человеку, его правам, свободам, чувству собственного достоинства, сострадание к тем, кто попал в беду;

устойчивая ориентация на то, чтобы понять человека, его психологию, индивидуальные особенности, образ мыслей, психическое состояние, переживаемые трудности, мотивы поведения, специфику восприятия и др.;

постоянное стремление к научно достоверному изучению и оценке психологических аспектов жизненных ситуаций; эрудированность в вопросах научной психологии;

культура отношений и общения с людьми, отношение к самому себе (самоконтроль, адекватная самооценка, требовательность к себе, скромность, сдержанность, умение управлять собой).

Социально-психологическая культура тех, кто работает в правоохранительных органах, недостижима, как показывает опыт и научные данные, только на путях ужесточения отбора в них и проведения «чисток». Дело в том, что в ходе юридической деятельности в личности происходят, как правило, довольно быстрые и значительные изменения, которые могут быть и отрицательными, вызывающими так называемую профессиональную деформацию. Причин тут много, и одна из них — значительная внутренняя, психологическая противоречивость этой деятельности. Так, юрист должен быть гуманен, внимателен к человеку, к различным обстоятельствам его жизни и поведения, и вместе с тем он должен руководствоваться только законом при принятии решений. Или еще: с одной стороны, он должен верить человеку, с другой — строго стоять на почве юридически доказанных фактов; учитывать мнение людей и быть независимым и объективным, не поддающимся давлению со стороны; тщательно продумывать, изучать и готовить решения и укладываться в строго установленные сроки при одновременном ведении большого числа дел и необходимости торопиться; оказывать энергичное воздействие на людей (ведь юрист вмешивается чаще всего только тогда, когда другие социальные институты — школа, трудовой коллектив, семья, пропаганда — оказываются по отношению к конкретному человеку бессильными) и не допускать психологического насилия и др.

Чтобы обеспечить устойчивость к профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования, развития и поддержания социально-психологической культуры юриста, начинающийся в учебных заведениях и продолжающийся в практических органах. Опыт проведения специальных занятий по психологической подготовке в органах внутренних дел свидетельствует о том, что они способствуют повышению социально-психологической культуры. У обучаемых повышается интерес к человеку, к знанию человеческого фактора, появляется стремление использовать в работе социально-психологические методы, стремление глубже разбираться в людях, искать правильные и обоснованные подходы в общении и взаимодействии с другими людьми, терпеливость и настойчивость в достижении нужного психолого-педагогического эффекта, усиление самоанализа и др. Эти результаты психологической подготовки сегодня не менее важны, чем формирование у юриста практических умений и приемов работы.

Конечно, кроме стремлений, желаний, привычек специалисту нужна и конкретная профессиональная выучка, уверенное владение методами работы. Профессиональное мастерство юриста, органически включающее в себя человека и его психологию, складывается не

только из специальной юридической обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. К такому выводу приводят не только теоретическое умозаключение, но и результаты исследований, формирующих экспериментов, выполнявшихся с начала 80-х гг. в учебных заведениях и подразделениях МВД СССР Б. С. Скобелевым, В. И. Постоевым, Г. Г. Головановым, А. П. Якуниным, В. В. Мизяевым, А. А. Волковым, В. М. Поздняковым, В. А. Носковым, О. Д. Нациевским, А. В. Тюриным, О. Е. Сапариным и др. Выявлены три основные группы компонентов профессионально-психологической подготовленности юриста (как составной части его профессионального мастерства).

Первая группа — профессионально-психологические умения. Часть действий и приемов работы юриста имеют преимущественно психологическую нацеленность и содержание. Для их успешного выполнения психологические рекомендации имеют первостепенное значение [7], [8], [9], [10], [13], [14], [15], [16]. Высшая степень овладения ими и характеризует профессионально-психологические умения. К важнейшим из них относятся: умения учитывать и создавать психологические условия для эффективного решения стоящей юридической задачи (аналитико-психологические умения); умения профессионально пользоваться основными психологическими средствами (технико-психологические умения); умения пользоваться тактико-психологическими приемами (тактико-психологические умения).

Даже лучшие действия и приемы юриста сами по себе не дают нужного эффекта. Каждый жизненный случай, каждая служебная ситуация, ставшие предметом юридического рассмотрения, существуют при некоторых условиях, определяющих в конечном счете эффективность такого рассмотрения. В комплексе этих условий важное место принадлежит психологическим условиям: объектным (соответствия действия, приема его реализации психологии лица, с которым имеет дело юрист и который выступает объектом его восприятия, изучения, взаимодействия и воздействия), обстановочным (соответствия действия, приема особенностям обстановки, взаимоотношений, потребностям их изменения) и субъектным (соответствия действия, приема, процесса реализации намеченной юристом цели, его собственной подготовленности, состояниям, установкам).

Всякое действие, прием проводятся в жизнь с помощью определенных средств. В числе их юридическая наука и практика называют психологические средства: речевые и неречевые [17]. К ним можно отнести и ролевое поведение. Вряд ли найдется прием или средство, которые имеют лишь одну качественную модальность. Но верно и то, что конкретные приемы и средства их реализации имеют большую связь с определенным классом закономерностей и механизмов, а поэтому данные соответствующей науки имеют преимущественное значение для применения и совершенствования при решении профессиональных задач. В этом плане правомерно называть упомянутые средства психологическими. Подлинное мастерство в использовании речи и неречевых средств общения, ролевого поведения в юридической деятельности связано с тонким и полным учетом всех психологических нюансов.

На том же основании средства, обычно относимые к непсихологическим, имея бесспорно комплексную модальность, тоже частично связаны с психологией, а их применение — с ее рекомендациями. Так, предъявление вещественного доказательства, являясь юридическим действием, может дать психологический эффект больший, чем все слова и жесты, вместе взятые. Очевидно, юрист на то и специалист, что он знает психологические возможности каждого средства и умеет извлечь максимальный психологический, а вслед за ним и служебный эффект при его использовании.

В передовой практике на основе разработок юридических психологов (Н. И. Гаврилова, М. Г. Дебольский, И. Б. Пономарев, А. Р. Ратинов, А. М. Столяренко, В. П. Трубочкин,

В. И. Черненилов и др.) испытаны на деле также особые психологические приемы юридической работы: составления психологического портрета лиц и групп; психологического анализа писем, жалоб, заявлений и сообщений свидетелей, потерпевших и других лиц; профессионального наблюдения; психологического наблюдения; установления психологического контакта; правомерного психологического воздействия; диагностики лжи и скрываемых обстоятельств и др. [4], [11], [13], [14], [15], [16].

Вторая группа компонентов профессионально-психологической подготовленности юриста — профессионально развитые психологические качества. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств сдерживает овладение профессиональными навыками и умениями, ухудшает их и точность действий, превращает даже технически обученного специалиста в посредственного исполнителя. Установлено, что профессионально развитыми у юриста должны быть восприятие, внимание, психологическая наблюдательность, память, представления, мышление. Профессиональность развития выражается в том, что они обеспечивают не наблюдение вообще, не запоминание вообще, а высокую эффективность именно профессионально значимых действий. Это достижимо в профессиональной подготовке. Формирующие эксперименты, проведенные нами, дали такой результат: при систематических упражнениях в течение 6—9 месяцев показатели общего развития качеств повышаются в среднем на 20—22 %, в то время как их профессиональные референты — до 300%.

Третья группа компонентов профессионально-психологической подготовленности юриста — профессионально-психологическая устойчивость. Связь ее с общей психологической устойчивостью личности несомненна, но в то же время это специальная устойчивость к специфичным факторам юридической деятельности. Она предполагает: отсутствие психологических реакций астенического типа в экстремальных условиях, при действии стресс-факторов; натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях; умение сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; устойчивость к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел; умение управлять собой в психологически напряженных, конфликтных ситуациях, при противодействии преступного элемента и ведении психологической борьбы.

Наличие в структуре профессионального мастерства юриста компонентов специально юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности коренным образом отличает его от мастерства, например, военного, диспетчера, инженера, летчика, а разветвленная структура психологической подготовленности — от их подготовленности, сводимой обычно к психологической устойчивости, ибо его работа — это работа с людьми, среди людей и для людей.

К настоящему времени проведены эксперименты, в ходе которых у юристов формировались в основном компоненты профессионально-психологической подготовленности. У специалистов, даже не в лучшем варианте прошедших профессионально-психологическую подготовку, суммарные результаты деятельности улучшались в среднем не менее, чем на 30 %, а по отдельным показателям до 300 % (данные А. А. Волкова, Б. П. Скобелева, О. Д. Нациевского). Разработаны (и подтвердили свою педагогическую эффективность) такие формы и методы подготовки: психологический тренинг профессиональной наблюдательности и памяти; тренинг психологической наблюдательности; тренинг профессионального общения; практические занятия по формированию профессионально-психологических умений; практические занятия по развитию профессионально-психологической устойчивости.

Находятся в стадии разработки и

экспериментальной проверки (Н. А. Токарев, В. И. Коваленко, О. Е. Сапарин): ролевой тренинг; тренинг по использованию психологических средств общения; профессиональные психотехнические игровые упражнения; групповой социально-психологический тренинг.

Формирующие эксперименты обнаружили также, что практические формы и методы психологической подготовки имеют широкий и надежный психодиагностический эффект. Они позволяют без дополнительных затрат времени и сил обстоятельно и с профессиональных позиций изучить индивидуально-психологические особенности и способности обучаемых юристов.

Разумеется, наряду с общим в подготовке юристов имеется и специфика ее в учебных заведениях и в практических органах, при обучении работников прокуратуры, органов внутренних дел, суда, юстиции, следователей, оперативных работников, участковых инспекторов, работников инспекций по делам несовершеннолетних. Поэтому в каждом учебном заведении, учебном подразделении, практическом органе нужен особый вид психологической подготовки с полным учетом психологических особенностей деятельности подготавливаемых специалистов, уровня их подготовленности, имеющихся успехов и недостатков в работе.

В целом и с теоретических и прикладных позиций психологическая подготовка юриста есть особый, необходимый и современный вид его профессиональной подготовки. В ней конструктивно и практично воплощаются достижения психологической науки и передовой опыт лучших специалистов-юристов. Она отвечает и важному современному требованию учиться работать в условиях демократии. Практические меры целесообразно предпринять именно сейчас, при осуществлении реформы высшего и среднего специального образования, создания в стране системы непрерывного образования, включающей и профессиональную подготовку в практических органах, и систематическое самостоятельное повышение квалификации каждым работником (см.: О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства // Советская Россия 26 февр. 1988). К числу этих мер можно отнести:

кардинальное увеличение времени на изучение вопросов психологии, связанных с деятельностью юриста, во всех звеньях его непрерывного образования 2 ;

введение основательного изучения психологии в системе переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, а также подготовки, ведущейся в практических органах;

усиление юридической специализации при изучении психологии юристами, преодоление абстрактной теоретизации и оторванности от профессиональных запросов;

решительное повышение практической ориентированности психологической подготовки юристов, отведение на практические занятия и психологические практикумы до 60—65 % учебного времени, выделяемого на эту подготовку;

создание во всех учебных заведениях и учебных подразделениях современной учебно-материальной базы для практического осуществления психологической подготовки (кабинетов психологической подготовки, полигонов психологической подготовки, учебных площадок и полос), обеспечение их специальными техническими средствами и методическими материалами (учебно-тренировочными видео- и кинофильмами, наборами слайдов, магнитофонных записей для тренировки профессиональной памяти и наблюдательности, психодиагностической аппаратурой и др.);

регулярное проведение сборов преподавателей учебных заведений, осуществляющих

психологическую подготовку юристов;

организацию подготовки для работы в органах внутренних дел нового типа специалистов — психологов-юристов (или юристов-психологов) и поэтапное развитие социально-психологической службы, которые могли бы (в числе других задач) принять компетентное участие в осуществлении непрерывной психологической подготовки.

Психологическая подготовка юриста — это то новое передовое, проверенное наукой и практикой, что является одним из интенсивных средств достижения ныне нового качественного состояния подготовки кадров правоохранительных органов, перестройки их работы. Ясное понимание этого стоит выше поисков препятствий на пути ее всемерного развития в юридических учебных заведениях и практических органах.

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31.

2. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 17—18 февраля 1988 г. М., 1988.

3. Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. М, 1976

4. Гаврилова Н. И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). М., 1983.

5. Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

6. Гранат Н. Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984.

7. Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.

8. Дулов А. В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973.

9. Котов Д. П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.

10. Косицкий М. В. Психологические методы в борьбе с правонарушениями. Киев, 1981.

11. Криминалистика / Под ред. А. Н. Васильева. М., 1980.

12. Криминалистика социалистических стран / Под ред. В. Ф. Колдина. М., 1986.

13. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

14. Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.

15. Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

16. Хайдуков Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984.

17. Якушин С. Ю. Тактические приемы при расследовании преступлений. Казань, 1983.

Поступила в редакцию 5. V 1988 г.

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА» (март 1989 г.)

Дусавицкии А. К. Формула интереса.— 176 с.: ил.— (Познай себя: Психология—школьнику).— 40 к., 182 000 экз.

Крупская Н. К. Воспитание молодежи в ленинском духе / Вступит, статья В. В. Шинкаренко.— 320 с.— (в пер.): 1 р. 10 к., 30000 экз.

Литвинова Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики.— 192 с.— 80 к., 12 000 экз.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— 104 с.: ил.— 40 к., 20500 экз.

Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова.—3-е изд., с испр. и доп.—560 с.: ил.— (в пер.): 1 р. 60 к., 300000 экз.

Розанов Б. Г. Живой покров Земли.— 128 с.: ил.— (Ученые—школьнику).— 35 к., 188 000 экз.

Сенченко И. Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект.— 112 с.— 70 к., 7520 экз.

Синодский Ю. В. Целебное лукошко.— 144 с.: ил.— (Ученые—школьнику).—35 к., 200 000 экз.

Учитель советской школы: Рек. библиогр. указ. / Сост. А. В. Жилина.— 48 с.— 15 к., 67 000 экз.

Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.— 152 с.— 1 р. 40 к., 5230 экз.

1 Речь идет о распространенных явлениях. Конечно, в правоохранительных органах работает и немало людей, которые тонко разбираются в психологии. серьезно изучают научную психологическую литературу, занимаются пропагандой психологических знаний, организуют психологическую подготовку на инициативных началах. Число таких юристов имеет тенденцию к увеличению особенно в последние 6—8 лет.

2 В 1987—1988 гг. в ряде учебных заведений юридического профиля по указанию старых аппаратов управления образованием преподавание психологии было даже уменьшено. Этот опасный рецидив старого мышления поставит в тяжелые условия молодых специалистов правоохранительных органов, не обеспечив их подготовку к работе в обстановке углубляющейся демократии и гласности.