Тк рф понятие охрана труда

Статья 209. Основные понятия

СТ 209 ТК РФ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-
технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные
мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,
оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих
вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не
превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в
связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства,
используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или)
опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда
— комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного
работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления
охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением
средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя
производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов
услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том
числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами
и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы
государственным нормативным требованиям охраны труда.
Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 г.

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные
на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие
осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-
профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате
воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником
обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий,
являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по
выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Комментарий к Ст. 209 Трудового кодекса РФ

1. Институт охраны труда является одним из основополагающих и старейших правовых институтов; с него началась история развития трудового законодательства, а затем и формирование самостоятельной отрасли трудового права. Функциональная направленность норм охраны труда — обеспечение безопасных условий труда.

2. Нормы, связанные с охраной труда, содержатся не только в разд. X, но и в гл. 41, 42, 51.1 ТК РФ. Правила охраны труда включены также в разделы, посвященные трудовому договору, рабочему времени, времени отдыха, гарантиям и компенсациям. Таким образом, законодатель уделяет особое внимание работникам с пониженной трудоспособностью или работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

3. Кроме основных понятий, содержащихся в ст. 209 ТК РФ, в правовых актах по охране труда используются и другие термины и определения, в основном связанные с условиями труда и их оценкой (см. ст. 212 ТК РФ и комментарий к ней).

Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности следует смотреть в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата и допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочих мест независимо от их расположения установлены Государственным стандартом СССР ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 сентября 1988 г. N 3388.

4. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ч. 12 комментируемой статьи, посвященная аттестации рабочих мест, признана утратившей силу. Части 8 и 15 той же статьи изложены в новых редакциях.

Указанные изменения связаны со специальной оценкой условий труда, которая с 1 января 2014 г. призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст. Стандарт имеет цель объединить элементы локальной системы управления охраной труда и способствовать активизации работников организации для применения современных принципов и методов управления охраной труда.

Глава 33. Охрана труда. Общие положения

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Охрана труда — основные понятия и разъяснения

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд ( ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание и применение таковых означает переход от низклэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин — нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ «Охрана труда». Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами — ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

— охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

— условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

— вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

— опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

— безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

— рабочее место — место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

— средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

— сертификат соответствия работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

— требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

— государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

— аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

— стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

— профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом , другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);

— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);

— государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей ( ст. 221 , 223 ТК РФ).

Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:

— нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда — принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

— введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

— введения государственной экспертизы условий труда;

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).

Тк рф понятие охрана труда

Комментарий к гл. 33 Е. А. Шаповал

Статья 209 ТК РФ определяет охрану труда как систему мероприятий, которые проводятся с целью сохранения здоровья и жизни работника в ходе его работы. Кроме того, даны определения понятиям «рабочее место», «производственная деятельность», «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «средства индивидуальной и коллективной защиты», «сертификат соответствия работ по охране труда», «производственная деятельность».

Факторы, влияющие на работника при выполнении им трудовых обязанностей, составляют условия труда. В этом случае условия труда будут безопасными, когда влияние вредных и опасных факторов не превышает допустимого уровня. Вредные факторы ухудшают здоровье работника, а опасные факторы могут привести к травме. Чтобы уменьшить воздействие вредных и опасных факторов на работника, необходимо использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Каждая организация должна проводить работы по охране труда, и если эти работы соответствуют требованиям, установленным государством, то организация получает сертификат безопасности.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 210 ТК РФ.

Контроль за соблюдением требований охраны труда

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственный надзор и контроль.

В целях проверки условий и охраны труда на территорию организации должны допускаться должностные лица и представители органов общественного контроля. Кроме того, работодатель должен предоставить должностным лицам необходимую им информацию и документы. К должностным лицам относятся работники органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также Фонда социального страхования.

По результатам проверки должностные лица составляют предписания, которые обязательны для исполнения работодателем. Представления органов общественного контроля работодатель должен обязательно рассмотреть в установленные сроки.

Комментарий К. Я. Ананьевой

Конституция РФ (п. 2 ст. 7) предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 ст. 41).

В комментируемой статье даны основные понятия: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности), производственная деятельность.

Определения вышеперечисленных понятий полностью воспроизводят формулировки ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г., которым установлены гарантии осуществления прав работников на охрану труда, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Названный закон направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» после принятия ТК применяется постольку, поскольку не противоречит последнему.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Раздел X ТК включает нормы института охраны труда. Это один из важнейших институтов трудового права, обеспечивающий безопасные и здоровые условия работы. В ст. 209 Кодекса закреплены основные понятия данного института: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности), производственная деятельность.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Итак, охрана труда – это создание здоровых и безопасных условий работы различными средствами. В зависимости от последних охрану труда различают в широком и в узком смысле. В широком понимании охрана труда – это система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие охраны закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июня 1999 г. (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702) (в дальнейшем – Закон об охране труда) и ст. 209 ТК.

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому (безопасность техники, средств производства), лечебно-профилактическому и др. Поэтому в соответствующих вузах изучают отдельные направления охраны труда. В юридических вузах акцент делается на правовом институте охраны труда как системы правовых норм, обеспечивающих здоровье и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в главах 33-36, 41 и 42 ТК, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.

Но лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия работы. Если хотя бы какой-то ее компонент (т.е. компонент охраны труда в узком понимании) не обеспечивается должным образом, вся система охраны труда практически не обеспечена Так, если станки, оборудование, инструменты, машины (технический компонент) небезопасны для жизни и здоровья работающих, неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы значительно вырос, и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.

Если правовой аспект охраны труда нарушается, также нарушается вся система охраны труда. То же происходит и при нарушении социально-экономического или медицинского ее компонентов. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда соблюдены все ее компоненты в широком понимании.

§ 2. Раздел X ТК и Закон об охране труда в соответствии со ст. 37 Конституции РФ направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их труда. Они закрепили основные направления (принципы) государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, право работников на охрану труда и ее гарантии, меры по обеспечению охраны труда. Их дополняют гл. 41,42 и 57 ТК, а также Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 г. (РГ. 1998. 12 авг).

§ 3. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Они могут быть нормальными, тяжелыми, вредными, опасными для жизни и здоровья работников. Эти производственные факторы являются компонентом (составной частью) общих условий труда, о которых работник договаривается с работодателем, т.е. его рабочее время, время отдыха, включая все виды отпусков, размер оплаты труда и другие условия.

§ 4. Воздействие вредного производственного фактора может привести к заболеванию работника, причем профессиональному заболеванию. Например, у шахтера – это разные формы силикоза, когда легкие наполняются каменноугольной пылью.

§ 5. Опасный производственный фактор, воздействуя на работника, может его травмировать. Особенно он проявляется на взрывных работах, работе пожарных, верхолазов, водолазов и т.п.

§ 6. Статья 209 ТК дает понятие безопасных условий труда. Это условия, при которых исключено воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов или уровень их воздействия не превышает установленных нормативов. Поэтому в обычной производственной практике их называют нормальными условиями труда, как было зафиксировано в КЗоТе.

§ 7. Рабочее место — это то место, где работник выполняет или должен выполнять свою работу в общем процессе труда, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя или представителей его администрации, непосредственных руководителей работ.

§ 8. Средства индивидуальной и коллективной защиты предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (противогазы, респираторы, защитные очки, маски и т.п.), а также для защиты от загрязнения (спецодежда, мыло и т.д.).

§ 9. Сертификатом безопасности является документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям. Каждое производство должно иметь сертификат безопасности.

Новые и реконструированные производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке. На действующих предприятиях, согласно Положению о сертификации, оформляется соответствующий сертификат безопасности (ч. 3 и 4 ст. 11 Закона об охране труда).

§ 10. Понятие производственной деятельности в ст. 209 определяется как процесс исполнения трудовой функции работника на его производстве, т.е. «совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг». Думается, определение несколько сужает понятие производственной деятельности, ограничивая ее лишь сферой материального производства, и не охватывает области культуры, образования, управления и др. Мы считаем производством каждое рабочее место, где работник проявляет свои способности в труде, выполняет свою производственную (трудовую) функцию.

§11. Раздел X Кодекса закрепил не только основные понятия института охраны труда, но и новое ее построение. Так, предупредительный надзор за охраной труда соединен с обязанностями работодателя и работника по охране труда в главе 34 «Требования охраны труда». Далее следуют глава 35 «Организация охраны труда» и глава 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда». Здесь почему-то помещены и ст. 225 и 226, относящиеся к организации охраны труда. Надзор и контроль за охраной труда выделен в новый раздел XIII Кодекса о защите трудовых прав работников.

Комментарий С. А. Панина

1. Статья 209 Кодекса содержит основополагающее понятие «охрана труда». Это понятие раскрывает главные направления обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Охрана труда понимается как система, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это определение практически полно воспроизводит определение понятия «охрана труда», данное в Федеральном законе от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) и отличается от определения, приведенного в ГОСТ 12.002-80 ССБТ. «Термины и определения», который в ближайшее время будет пересмотрен.

2. Условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, определенным в руководстве «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Руководство. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. 192 с.), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99 и введенном в действие с 1 сентября 1999 г.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие кото рых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4 степень – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. тяжелых форм.

3. Понятие «вредный производственный фактор» обосновывается в вышеуказанном руководстве «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

ионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т. ч. геомагнитные), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);

производственный шум, ультразвук, инфразвук;

вибрация (локальная, общая);

аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности;

электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

химические факторы, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;

биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.

Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

4. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

5. К безопасным условиям труда, исходя из гигиенических критериев, относят оптимальные и допустимые (условно) условия труда.

6. К средствам индивидуальной защиты относятся также специальная одежда и специальная обувь. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлениями Минтруда России в 1997 – 2001 гг., а также Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51 (РГ, 15 февраля 1999 г., № 29).

7. Сертификация работ по охране труда – это процедура подтверждения соответствия проводимых организацией работ по охране труда государственным нормативным требованиям по охране труда, которая осуществляется в соответствии с положениями ст. 5, 6, 14 и 21 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 06.09.01 № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации», а также на основе Закона РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Ведомости РФ, 1993, № 26, ст. 966).

8. Понятие «производственная деятельность» дано в широком смысле и включает «оказание различных услуг», т. е. не только деятельность в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке и др. Такое понимание соответствует классификации видов деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17.

Так, например, согласно указанному Общероссийскому классификатору организации нематериального производства оказывают услуги по созданию различных образовательных учреждений, которые являются соответствующим продуктом деятельности в сфере образования. Таким образом, определение понятия «производственная деятельность», данное в настоящем Кодексе указывает, что правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.