Субъект ст 286

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

Текущая редакция ст. 286 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) объективная сторона: совершение должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий (например, действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу), или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц), или совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом, или никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать;
3) субъект: ч.1 и ч.3 ст. 286 — любое должностное лицо, ч.2 и ч.3 ст. 286 — лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо глава местного самоуправления;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, которая характерна для совершения активных действий, направленных на достижение преступного результата посредством превышения своих должностных полномочий.

Преступление считается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

К квалифицированным признакам рассматриваемого состава относятся совершение тех же деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст. 286) или совершенные с применением насилия или с угрозой его применения (п.»а» ч.3 ст. 286), либо с применением оружия или специальных средств (п.»б» ч.2 ст. 286), либо повлекшие тяжкие последствия (например в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.) (ч.3 ст. 286).

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (гл.2 — состав Правительства РФ и порядок его формирования);
2) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (гл.2 — основы статуса судей в РФ);
3) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 42 — воинские должности, ст. 43 — назначение и освобождение от воинских должностей);
4) ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (гл.2 — должности гражданской службы);
5) ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (гл.2 — должности муниципальной службы);
6) ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 4 — понятие должностного лица)
7) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел 2 — система и организация Прокуратуры РФ);
8) ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 2 — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
9) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл.6 — органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления, ст. 36 — глава муниципального образования, ч.2 ст. 37 — глава местной администрации);
10) ФЗ «О полиции» (гл.6, гл.7, ст. 18 — применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
11) ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 7.1 — государственные корпорации, ст. 9.1 — государственные, муниципальные учреждения);
12) ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (гл.3 — управление корпорацией);
13) ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»;
14) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 14 — применение оружия, специальных средств и физической силы, ст. 16 — сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 — служба в органах ФСБ);
15) ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (раздел 3 — военная служба во внутренних войсках; раздел 5 — применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники);
16) акты Президента РФ:
— указ от 11.01.95 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»;
— указ от 16.09.99 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»);
— указ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;
— указ от 10.07.2008 N 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»;
17) постановление Правительства РФ от 26.11.2008 N 888 «Об утверждении регламента Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
18) иные подзаконные акты:
— приказ Министра обороны РФ от 27.03.2001 N 130 «Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постоянно работающих на аэродромах, полигонах, технических и стартовых позициях по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов»;
— приказ Министра обороны РФ от 28.01.2004 N 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом».

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ);
2) постановлением Московского городского суда от 25.12.2012 N 4у/1-10580/12 отказано в удовлетворении надзорной жалобы на приговор, которым гр.В. признан виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия (путем частичного сложения наказаний ему окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, со штрафом в размере 20000 руб., с лишением права занимать должности представителя власти в правоохранительных органах на срок 3 (три) года).

Консультации и комментарии юристов по ст 286 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 286 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.

Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.

Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны являются обязательными наряду с умышленной формой вины. Виновный осознает опасность своих действий, предвидит наступление существенного нарушения охраняемых интересов и желает или сознательное допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Корыстный мотив предполагает стремление получить незаконную материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК РФ) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления. В примечании к данной статье раскрываются признаки перечисленных субъектов. Например, к занимающим государственные должности Российской Федерации относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: нарушение конституционных прав и свобод большого числа людей, крупные аварии, дезорганизацию, полную остановку работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ, является умышленным и не может рассматриваться как совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

Субъект ст 286

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Субъект ст 286

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по уголовному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по уголовному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ В

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Похожие вопросы

  • Уголовное право — . должностныхполномочий (ст. 286УКРФ)
    Статья 285. Злоупотребление должностнымиполномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе. Загрузка.
    Преступления против государственной в. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
  • . (БЖД) — Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ)
    Статья 285. Злоупотребление должностнымиполномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе. Загрузка.
    Преступления против государственной в. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
  • Уголовное право — . и превышениедолжностныхполномочий
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ).
    2. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ). Объект – деятельность государственного органа.
  • . жизнедеятельности (БЖД) — Получение и дача взятки (ст. 290,291 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    виновного может быть выражено: 1. Совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочиядолжностного лица 2. Способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий.
  • Уголовное право — Получение и дача взятки (ст. 290,291 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    виновного может быть выражено: 1. Совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочиядолжностного лица 2. Способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий.
  • Уголовное право — . должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи и другие).
  • . (БЖД) — Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи и другие).
  • Шпаргалки по уголовному праву
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ). Объект – деятельность государственног. подробнее ».
  • Шпаргалки по уголовному праву
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ). Объект – деятельность государственног. подробнее ».
  • Шпаргалки по уголовному праву
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ). Объект – деятельность государственног. подробнее ».

найдено похожих страниц:10

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий (действующая редакция)

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 286 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

— в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

— единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286 УК) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Превышение должностных полномочий

(ст. 286 УК). Согласно уголовному закону, под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное наруше-

ние прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.

Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 286 УК, совпадает с основным непосредственным объектом преступного деяния, предусмотренного ст. 285 УК.

В качестве дополнительного непосредственного объекта рассматриваемого преступления могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК дополнительным объектом является здоровье граждан.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, состоит из следующих трех элементов:

1) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства;

3) причинная связь между действиями должностного лица и наступлением указанных последствий.

Сравнивая составы, предусмотренные ч. 1 ст. 285 УК и ч. 1 ст. 286 УК, необходимо обратить внимание на то, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему служебные полномочия, а при превышении должностных полномочий совершает действия, явно выходящие за пределы его должностной компетенции. Такие действия могут относиться к полномочиям другого должностного лица или могли быть совершены данным должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе либо ином нормативном правовом акте, или относиться к разряду действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах.

Поскольку объективная сторона рассматриваемого преступного деяния связана с выходом за пределы предоставленных должностно-

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

му лицу полномочий, необходимо установить, исходя из анализа закона либо иного нормативного правового акта, определяющих компетенцию должностного лица, какие именно полномочия были превышены и в чем выражалось их превышение.

Превышение должностных полномочий может выражаться прежде всегов незаконном совершении таких действий, которые в праве осуществлять только другое должностное лицо. При установлении наличия этой формы превышения должностных полномочий необходимо определить, какое именно должностное лицо было полномочно осуществить указанные действия, т.е. в чьей компетенции находились полномочия по их совершению. Например, участковый инспектор милиции, выполняя обязанности дежурного по отделению милиции, применил административный арест к лицу, виновному в административном правонарушении, предусмотренном ст. 44 КоАП (незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача). Между тем право применять административный арест в этом случае согласно ст. 203 КоАП принадлежит только начальникам или заместителям начальников отделов или управлений внутренних дел. Участковый инспектор превысил свои должностные полномочия, незаконно используя при этом компетенцию вышестоящего должностного лица.

Другой формой превышения должностных полномочий может быть незаконное совершение должностньш лицом в обычных условиях действий, которые ему разрешено совершать только при наличии особых обстоятельств. Так, начальник государственного порта, исходя из совершения виновным правонарушения, предусмотренного ст. 1114 КоАП (управление судном судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения), пользуясь полномочиями, предоставленными ему ст. 207 КоАП, лишил капитана судна права управления судном на один год. Вместе с тем начальнику порта было известно, что капитан управлял судном не в состоянии опьянения, а в болезненном состоянии. Таким образом, тех условий, при наличии которых (состояние опьянения судоводителя) начальник порта мог реализовать свое

должностное полномочие по лишению капитана права управления судном, в наличии не было. Начальник порта превысил свои должностные полномочия.

Еще одной, довольно распространенной формой превышения должностных полномочий является совершение должностным лицом действий, которые оно не вправе совершать ни при каких обстоятельствах. Речь идет, к примеру, о нанесении должностным лицом побоев подчиненным, умышленном унижении их чести и достоинства, выраженном в неприличной форме, а также иных подобного рода действиях, даже если они совершаются должностным лицом в неправильно понимаемых им интересах государственной или муниципальной службы.

Обязательными последствиями превышения должностных полномочий должно быть существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Понятие этих последствий рассмотрено применительно к ст.

Между действиями должностного лица и наступившими последствиями должно быть установлено наличие причинной связи, критерии которой изложены выше.

Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 ст. 286 УК последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого или косвенного умысла: виновный осознает общественную опасность своих действий по превышению должностных полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

В отличие от состава, предусмотренного- ст. 285 УК, мотив не является здесь обязательным признаком субъективной стороны преступления и, следовательно, не влияет на квалификацию преступного

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

деяния. Тем не менее мотивы превышения должностных полномочий могут быть учтены судом при назначении наказания.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации либо должность главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 286 УК.

Квалифицирующими признаками являются совершение превышения должностных полномочий:

1) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации;

2) лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации;

3) главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 УК —деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 296 УК, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полномочий в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»’понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лишение его свободы.

Угроза применения насилия должностным лицом предполагает психическое воздействие на потерпевшего: запугивание его причинением физического насилия, лишением свободы и другими аналогичными методами. Угроза должна восприниматься потерпевшим как вполне реальная, способная быть осуществленной при отказе выполнить незаконные требования должностного лица.

Под оружием, исходя из Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. ‘, понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов (огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие).

Специальные средства — это состоящие на вооружении органов милиции, внутренних войск и иных государственных или муниципальных органов резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка, обеспечения личной безопасности государственных или муниципальных служащих либо иных лиц.

Применение оружия или специальных средств выражается в их фактическом использовании должностным лицом для осуществления физического или психического воздействия на потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, физической боли, либо демонстрация их в качестве реальной угрозы, выстрелов в воздух и т.д.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. разъясняется, что при решении вопроса о наличии квалифицирующего признака — применении оружия — судьям следует исходить из того, что такой вывод может быть сделан в случаях, когда по делу установлено фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

Превышение должностных полномочий, сопряженное с убийством либо причинением тяжкого вреда здоровью, должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ст. 286 УК и соответствующей статье, устанавливающей ответственность за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью).

Причинение тяжких последствий при превышении должностных

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

полномочии может выражаться в причинении по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также в остановке производственных процессов, крупных авариях, причинении особо крупного материального ущерба и других подобного рода последствиях, представляющих повышенную опасность для общества.