Статья 821 часть 1 коап рф

Комментарии к СТ 14.11 КоАП РФ

Статья 14.11 КоАП РФ. Незаконное получение кредита

Комментарий к статье 14.11 КоАП РФ:

1. Кредитование является одним из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Кредитование заключается в передаче заемщику денежных средств либо иных вещей, определяемых родовыми признаками (товарный или коммерческий кредит) на условиях срочности, возвратности и платности.

2. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). О содержании понятий «банк» и «иная кредитная организация» см. комментарий к ст. 15.26.

В соответствии со ст. 821 ГК РФ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично.

Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.

3. Поскольку комментируемая статья не дает исчерпывающе точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.

4. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

5. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.

6. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ такие полномочия осуществляли должностные лица органов внутренних дел (милиции). В этой связи возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Статья 821 часть 1 коап рф

Судебный участок № 3 Центрального района г. Твери (мировой судья Медведева Светлана Юрьевна)
3cntrn.twr.msudrf.ru

Дело № 5______-3/2014 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 30 сентября 2014 года г. Тверь Мировой судья судебного участка № 3 Центрального района г. Твери Михайлова Т.Н. при рассмотрении административного материала, представленного начальником УФМС России по Тверской области , в совершении административного правонарушения в отношении Шамарина , , ранее не привлекался к административной ответственности, по ст. 20.25. ч. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Мировому судье судебного участка № 3 Центрального района г. Твери 29 сентября 2014 года поступил протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09 .2014 по ст. 20.25 ч. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении Шамарина .

Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, предусматривала возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении. Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста. В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40). При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Мировой судья пришел к выводу, что в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ .

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09.2014 по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ в отношении Шамарина .

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 29.4 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», мировой судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09.2014 по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ в отношении Шамарина возвратить в УФМС России по Тверской области для исправления выявленных недостатков.

Статья 821 ГК РФ. Отказ от предоставления или получения кредита (действующая редакция)

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 821 ГК РФ

1. На кредиторе лежит обязанность предоставить в распоряжение заемщика обусловленную кредитным договором денежную сумму. Отказ от исполнения этой обязанности возможен при наличии указанных в п. 1 комментируемой статьи обстоятельств. Относится ли какое-то обстоятельство к основаниям для отказа в выдаче кредита, определяет кредитор, а в случае спора — суд (таким обстоятельством, в частности, может служить введение в отношении заемщика процедуры наблюдения или любое из обстоятельств, перечисленных в ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или факт привлечения заемщика к уголовной ответственности по обвинению в хищении). Перечень таких обстоятельств может быть предусмотрен кредитным договором.

Полный или частичный отказ означает соответственно одностороннее прекращение или изменение кредитного договора (п. 3 ст. 450 ГК РФ), если только из самого отказа не следует, что он носит временный характер (например, до устранения каких-то недочетов в представленной для кредитования документации).

Следует иметь в виду, что в отношении потребительского кредитования предусмотрены специальные правила:

— заемщик вправе отказаться от получения потребительского кредита (займа) полностью или частично, уведомив об этом кредитора до истечения установленного договором срока его предоставления;

— заемщик в течение четырнадцати календарных дней с даты получения потребительского кредита (займа) имеет право досрочно вернуть всю сумму потребительского кредита (займа) без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования;

— заемщик в течение тридцати календарных дней с даты получения потребительского кредита (займа), предоставленного с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели, имеет право вернуть досрочно кредитору всю сумму потребительского кредита (займа) или ее часть без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования (ст. 11 ФЗ от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

По смыслу п. 1 ст. 819 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи банк должен отвечать за необоснованный отказ выдать кредит по заключенному договору в форме возмещения убытков (ст. ст. 15 и 393 ГК РФ) и уплаты договорной неустойки (ст. ст. 330 и 331 ГК РФ).

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, отказ заемщика, заявленный до наступления срока выдачи кредита, не является основанием для возмещения заемщиком убытков кредитору. Отказ, заявленный после этого, может служить основанием к возникновению притязания на возмещение убытков (п. 2 ст. 406 ГК РФ).

3. Пункт 3 комментируемой статьи распространяется на целевые кредиты. В дополнение к правам, перечисленным в ст. 814 ГК РФ, кредитор вправе отказаться от исполнения своей обязанности по предоставлению заемщику кредитных средств в случае нарушения обязанности целевого использования кредита.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

5. Судебная практика:

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 N 09АП-36116/12;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 08АП-7526/12, 08АП-8140/12;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 13АП-2077/12;

— Определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 11.04.2012 по делу N 33а-947/2012;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2009 N А29-5516/2008.

Статья 15.15 КоАП РФ. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

Новая редакция Ст. 15.15 КоАП РФ

1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к Статье 15.15 КоАП РФ

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическим лицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:

— бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);

— кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ).

Согласно статье 76 БК РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдением следующих требований:

— бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско-правового договора (статьи 819 — 821 ГК);

— бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;

— бюджетный кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;

— обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита;

— бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;

— бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели ограниченному кругу субъектов в пределах установленных лимитов — все эти условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 77 БК РФ бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставляются в соответствии со следующими положениями:

— бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами;

— получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки;

— получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов;

— органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. Средства в данном случае перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке.

Предоставление кредита может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом случае расходы на предоставление кредита должны быть предусмотрены в бюджете субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность в статье 290 за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Субъектом правонарушения выступают юридические лица и должностные лица, которые нарушили срок возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены ст. 15.14 — 15.16 КоАП, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
———————————
См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства» // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 9.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 вышеназванным органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. N 102 устанавливает, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях обладают следующие должностные лица:

— руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители;

— начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

— руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

— начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

— начальники отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

— иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

Другой комментарий к Ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными актами.

2. Непосредственным объектом правонарушения является установленный порядок возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

К бюджетным средствам, полученным на возвратной основе, относятся бюджетный кредит, полученный юридическим лицом (в том числе налоговый кредит, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств).

При этом бюджетный кредит не является единственной формой государственного финансирования. К другим формам относятся, например, субсидии.

Получатели бюджетного кредита (процентного или беспроцентного) обязаны вернуть бюджетный кредит в установленные сроки.

3. Объективная сторона характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

4. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Лицо знает, что необходимо одновременно возвратить бюджетные средства, полученные на возвратной основе, но сознательно нарушает срок, либо небрежно или безразлично относится к соблюдению установленных действующим законодательством требований по возврату бюджетных средств.

5. Субъектом правонарушения выступают юридические лица — государственные или муниципальные унитарные предприятия, получившие бюджетные кредиты на условиях и в пределах лимитов, предусмотренные соответствующими бюджетами, а также юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, которым предоставлен бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, и при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Статья 821 часть 1 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 8.21 КоАП РФ. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 8.21 КоАП РФ. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Прокурор разъясняет

Прокурор разъясняет

Вопрос: Чем грозит умышленное неисполнение требования прокурора?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом № 434-ФЗ от 22 декабря 2014 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет привлечение должностного лица к административной ответственности в виде дисквалификации лиц на срок от 6 месяцев до 1 года.

Дисквалификация предполагает лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т.п.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судом, и применяется к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой и др.

Изменения вступают в силу с 03.01.2015 года.

Вопрос: Можно ли погасить за счет материнского капитала долг перед микрофинансовой организацией?

Ответ: Возможность использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение (строительство) жилого помещения, в случае если договор займа был заключён с микрофинансовой организацией, запрещена Федеральным законом № 54-ФЗ от 08.03.2015, внесшим соответствующие изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Однако, это не касается правоотношений, возникших до вступления поправок в силу.

В отношении кредитных потребительских кооперативов также установлено дополнительное требование: распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели будет возможно, если эти организации осуществляют свою деятельность не менее трёх лет со дня их государственной регистрации.

Кроме того, теперь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении заявления о распоряжении средствами материнского капитала наделен правом проверять факт выдачи соответствующими органами представленных заявителем документов в срок, не превышающий 14 дней.

Изменения вступили в силу с 20 марта 2015 года.

Вопрос: Можно ли размещать наружную рекламу на объектах, включенных в единый государственный реестр памятников истории и культуры?

Ответ: 8 марта 2015 принят Федеральный закон № 50-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона «О рекламе», вступивший в силу с 20.03.2015.

Так, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнен статьёй 35.1, которая устанавливает запрет на распространение наружной рекламы на объектах, включенных в единый государственный реестр памятников истории и культуры, а также на их территориях.

Сделано это законодателем в целях сохранения внешнего архитектурного и исторического облика объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также ограничения распространения наружной рекламы на указанных объектах.

Распространение наружной рекламы на данных объектах и их территориях допускается только в тех случаях, если размещаемая наружная реклама содержит исключительно информацию о проведении на таких объектах и их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. Кроме того, разрешено указывать спонсоров этих мероприятий, но только при условии, что такому упоминанию будет отведено не более 10% рекламной площади.

Вместе с тем, запрет на наружную рекламу не касается территорий достопримечательных мест. Однако требования к ее распространению в таких местах устанавливают уполномоченные органы власти (федерального или регионального уровня в зависимости от значения объекта). Они же получают право ограничивать или даже полностью запрещать наружную рекламу на таких территориях.

Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до истечения срока их действия.

Вопрос: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязан вносить субъект хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает негативное воздействие. Предусмотрено, в частности, внесение такого платежа за размещение отходов производства и потребления.

Верховным судом Российской Федерации 4 февраля 2015 г. вынесено определение по делу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне перечисленные Банком платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 — 2012 годы и о возложении на Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике обязанности возвратить указанную сумму, зачисленную в федеральный бюджет.

По мнению ВС РФ, заключение гражданско-правового договора со специализированной организацией на оказание услуг по размещению отходов не означает автоматического перехода к указанной организации обязанности по уплате рассматриваемого платежа. Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к расходам на содержание имущества, которые по общему правилу несет его собственник. При передаче специализированной организации отходов для размещения право собственности на эти отходы к ней не переходит. Следовательно, у организации не возникает обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в договоре, в котором определены отношения сторон, связанные с размещением отходов, можно предусмотреть, например, переход права собственности на них. Обязанность по уплате рассматриваемого платежа может быть возложена на специализированную организацию, осуществляющую их размещение. Исходя из вида заключенного договора, она может учесть данный платеж в стоимости размещения отходов, чтобы не действовать себе в убыток.

Вопрос: Какие запреты или ограничения могут быть установлены судом при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста?

Ответ: В соответствии со ст. 107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств, при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить:

1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общение с определенными лицами;

3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

4) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам и (или) ограничениям, перечисленным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем.

Вопрос: Определена ли сумма долга, при которой может быть наложен запрет на выезд за границу?

Ответ: Федеральным законом от 23.07.2013 № 206-ФЗ внесены изменения в п. 5 ч. 3 ст. 6.1 и ч. 1 и 4 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми принятие решения о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации поставлено в зависимость от размера числящейся задолженности. Ранее в ходе исполнения требований любого исполнительного документа, выданного на основании судебного акта или являющегося судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе был принять решение о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Судебный порядок принятия данного решения был предусмотрен в случае, если исполнительный документ не являлся судебным актом и выдан не на основании судебного акта. Новой редакцией федерального закона предусмотрена возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при наличии задолженности по исполнительному документу свыше десяти тысяч рублей или при исполнении требований исполнительного документа неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом. В случае, если такой исполнительный документ выдан не на основании судебного акта или не является судебным актом, то временное ограничение должника на выезд из Российской Федерации устанавливается в судебном порядке.

Вопрос: Возможно ли принудительное проведение медосмотров школьников и студентов в целях раннего выявления употребления ими наркотиков?

Ответ: Согласно правилам проведения ежегодных медосмотров школьников и студентов в целях раннего выявления употребления ими наркотиков, утвержденных приказом Минздрава России от 06.10.2014 № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» для проведения медосмотра требуется информированное добровольное согласие в письменной форме обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо одного из родителей обучающегося, не достигшего возраста 15 лет. Данные лица вправе отказаться от проведения медосмотра. Профилактические медосмотры проводятся в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, врачом психиатром-наркологом на основании поименных списков обучающихся, утверждаемых руководителем образовательной организации. Медосмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике», списки которых составляются региональными органами в сфере здравоохранения. Сведения о результатах медосмотра вносятся психиатром-наркологом в медицинскую документацию обучающегося.

Вопрос: Какие дополнительные полномочия возлагаются на комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, ввиду последних изменений законодательства?

Ответ: С 2015 года, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 31.12.2014 № 489-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возложены полномочия по принятию решения о допуске (не допуске) к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда). Порядок принятия комиссией указанного решения, форма документа, содержащего данное решение, будут утверждены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако, при принятии решения комиссия должна учитывать вид и степень тяжести совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форма вины, отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторы, позволяющие определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Данное решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Вопрос: В отношении меня судом рассматривается уголовное дело по ч. 1 ст. 228 УК РФ — приобретение и хранение наркотиков в значительном размере. Могу ли я заявить ходатайство об отсрочке исполнения приговора для прохождения лечения от наркомании?

Ответ: Уголовный кодекс РФ в ст. 821 предусматривает условия применения отсрочки к осужденным к лишению свободы лицам.

Данная норма касается только исчерпывающего перечня статей УК РФ (ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233), совершенных впервые и не сопряженных со сбытом наркотических средств. При этом понятие «впервые» связано непосредственно с отсутствием судимости.

Желание подсудимого добровольно поэтапно пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию может быть выражено как письменно, так и устно (такое ходатайство фиксируется в протоколе судебного заседания).

Для признания подсудимого больным наркоманией необходимо заключение судебно-наркологической экспертизы.

Применение данной отсрочки является правом, а не обязанностью суда. В соответствии со ст. 267 УПК РФ, суд обязан разъяснить подсудимому его права, в том числе и рассматриваемое право на отсрочку исполнения приговора. Решение о применении судом положений ст. 821 УК РФ суд принимает в порядке исполнения приговора по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

При совершении осужденным в период отсрочки отбывания наказания нового преступления суд на основании ч. 5 ст. 821 отменяет отсрочку отбывания наказания и назначает наказание по правилам ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров.

Вопрос: Является ли совершение преступления в состоянии алкогольного или какого-либо другого опьянения, отягчающим вину обстоятельством?

Ответ: В соответствии со ст. 23 УК РФ лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст. 63 УК РФ судья (суд) назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством, совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Вопрос: Какая существует ответственность за фальсификацию лекарственных препаратов?

Ответ: Федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» с 23 января 2015 года установлена уголовная ответственность ст. 235.1 УК РФ, за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД (ст. 238.1 УК РФ); а также подделку документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий (ст. 327.2 УК РФ).

Кроме того, указанным законом КоАП РФ дополнена ст. 6.33 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Санкция данной статьи предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере от 70 тысяч рублей до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Вопрос: Может ли бывший руководитель экстремистских и террористических обществ создавать общественные или религиозные организации?

Ответ: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» дополнен положением, согласно которому лицо, ранее являвшееся руководителем (членом руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации), в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем общественного или религиозного объединения либо иной некоммерческой организации в течение 10 лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Федеральный закон от 31.12.2014 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий срок, в течение которого бывшим руководителям экстремистских и террористических обществ запрещено создавать общественные или религиозные организации вступил в силу 11 января 2015 года.

Вопрос: Вправе ли защитник занимать по делу позицию, отличную от позиции своего подзащитного?

Ответ: В соответствии со ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными третьим Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г.) адвокат не вправе:

1) действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;

2) занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного.

Кроме того, защитник в суде не связан с позицией, которую он занимал на стадии предварительного расследования, поскольку в суде происходит самостоятельное исследование доказательств, при котором обвинение может претерпеть те или иные изменения или быть отвергнутым совсем. Исходя из материалов дела, вполне допустимо изменение позиции защитника и в суде второй инстанции по сравнению с той, которую он занимал в суде первой инстанции.

Указанное требование содержится и в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в соответствии, с которым адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя.

Вопрос: Какие требования установлены в части декларирования розничной продажи алкогольной продукции?

Ответ: Порядок предоставления деклараций предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

Обязанность ежеквартально представлять декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей возложена на следующих субъектов:

1. Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков.

3. Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием.

4. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

5. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год. в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 с января 2014 года декларации представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготовленные на его основе) ежеквартально, не позднее 20-ю числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 4 квартала 2013 года только в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи.

Электронные документы представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в специальном формате на основе XML. Организации представляют декларации в целом по организации в разрезе каждого своего обособленного подразделения посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью в зашифрованном виде.

Все сведения, касающиеся работы с программными средствами, можно получить в соответствующем разделе сайта Росалкогольрегулирования по адресу: http://fsrar.ru/Declaring..

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, не подлежащей лицензированию (пива и пивных напитков) также обязаны ежеквартально представлять декларации.

Ответственность за уклонение от подачи декларации, несвоевременную подачу. либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования такой лицензии.

Вопрос: Имеет ли право лицо, признанное потерпевшим по уголовному делу, требовать компенсацию за затягивание судопроизводства?

Ответ: Да, имеет. Такое право предусмотрено положениями Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

В частности, ст. 3 указанного Закона (в редакции, действующей с 01 января 2015 года) устанавливает право потерпевшего подать в суд заявление о присуждении компенсации за нарушение его права на судопроизводство в разумный срок. Это можно сделать до окончания производства по уголовному делу в течение полугода со дня принятия постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Для предъявления требования компенсации необходимо, чтобы продолжительность досудебного производства по уголовному делу составляла не менее четырех лет. Кроме того, требуется наличие данных, свидетельствующих о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Кроме того, в соответствии с ч. 3.1 ст. 6.1 УПК РФ, вступившей в силу также с 01 января 2015 года, при определении разумного срока досудебного производства, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение потерпевшего и иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу. Действие положений ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и ст. 6.1 УПК РФ в редакции, вступившей в силу с 01 января 2015 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.

Вопрос: В примечании к действующей ст. 264 УК РФ указано, что «под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства». 31.12.14 в указанную статью УК РФ внесены изменения. Что теперь будет считаться «другим транспортным средством»?

Ответ: В соответствие с Федеральным законом от 31.12.14 № 528-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 264 УК РФ, к «другим механическими транспортными средствами в ст. 264 и статье 264.1 УК РФ понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствие законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Изменения вступят в силу с 01.07.15.

Вопрос: В каких случаях застройщик вправе привлекать денежные средства граждан для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости?

Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»:

Право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости:

1. Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.

2. Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

3. В случае привлечения денежных средств гражданина для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, лицом, не имеющим на это права в соответствии с настоящим Федеральным законом, гражданин может потребовать от данного лица немедленного возврата переданных ему денежных средств, а также уплаты предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов в двойном размере на сумму этих средств и возмещения сверх суммы процентов причиненных гражданину убытков.

Вопрос: За какие нарушения теперь будут наказывать работодателей в связи с внесением изменений в статью 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»?

Ответ: В связи с внесенными вышеуказанным законом изменениями, статья 5.27 КоАП РФ в настоящее время предусматривает ответственность работодателей за совершение следующих правонарушений:

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

2. Не заключение работодателем трудового договора с лицом, фактически допущенным к работе, либо отказ от заключения трудового договора (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, работодатель подлежит привлечению к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа, за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2-3 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа.

Кроме того, лицо, ранее совершившее аналогичное административное правонарушение, указанное в частях 1-3 данной статьи, подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации сроком от одного года до трех лет (ч. 4-5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Вопрос: За совершение каких нарушений в сфере охраны труда работодателю грозит административная ответственность согласно последним изменениям действующего законодательства?

Ответ: Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 данной статьи работодателю грозит административная ответственность в виде предупреждения или штрафа.

Частью 2, 3 и 4 указанной статьи предусмотрена административная ответственность работодателя в виде штрафа за:

нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение;

допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний;

необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Вопрос: Каким образом исчисляется срок лишения специального права?

Ответ: Согласно ст. 37.2 КоАП РФ, течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего постановления лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий данный вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи необходимых документов, срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него необходимых документов, либо получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Кроме того, течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается на следующий день после дня окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Вопрос: Может ли быть уволен сотрудник, являющийся единственным кормильцем ребенка инвалида?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 — 8, 10 или 11 части первой статьи 81Трудового кодекса РФ ликвидация организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены); появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника; совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя; совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора; и п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ применение, в том числе однократных, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Заместитель Крымского прокурора
по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях