Статья 793 гк

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 793 Гражданского Кодекса РФ

1. В силу реального характера договора перевозки законодатель четко разграничивает так называемую преддоговорную имущественную ответственность по обязательству перевозки, а также ответственность по договору. В первом случае, ввиду невозможности урегулирования соглашением между сторонами преддоговорной ответственности, законодатель устанавливает соответствующие санкции в законе. С момента заключения договора перевозки груза стороны уже вправе определять свою ответственность самостоятельно в договорном порядке.

Обязательству по перевозке грузов свойственны некоторые особенности ответственности, закрепленные законодательством: 1) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика; 2) ограничение права на взыскание с перевозчика части убытков (упущенной выгоды); 3) возможность в ряде случаев определить размеры и пределы ответственности по соглашению сторон; 4) вина как условие ответственности за несохранность груза, при этом наличие вины презюмируется; 5) наличие закрепленных в транспортных уставах и кодексах оснований освобождения перевозчика от ответственности (вина отправителя (получателя), скрытые недостатки тары или упаковки, сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, сдача к перевозке груза с повышенной влажностью и др.).

2. Пункт 2 ст. 793 вводит принцип односторонне-нормативной ответственности: соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (см. также ст. 37 УАТ). Исключения составляют случаи, предусмотренные для перевозки грузов (но не пассажиров (багажа)) транспортными уставами и кодексами (ст. 114 УЖТ, 115 КТМ). Стороны вправе в договоре устанавливать ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов, когда она не предусмотрена законом, а также повышать ответственность, установленную законом (ст. 123 ВК).

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 793 ГК РФ

1. В комментируемой статье установлены общие принципы ответственности за нарушение обязательств как собственно по заключенному договору перевозки груза или пассажира, так и по иным транспортным договорам . Пункт 1 комментируемой статьи имеет отсылочный характер: стороны несут ответственность, установленную самим ГК РФ, специальными транспортными законами и соглашением сторон. В этой связи необходимо иметь в виду:

———————————
Так, например, суды применяют комментируемую статью при рассмотрении споров об ответственности грузополучателя за нарушение сроков возврата вагонов и соответственно о взыскании платы за пользование этими вагонами (см. Определение ВАС РФ от 10 августа 2010 г. N ВАС-10133/10 по делу N А76-18772/2009-2-837).

а) применение общих и специальных норм ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств по перевозке. Исходя из общей направленности законодателя на регулирование отношений, связанных с перевозкой, в первую очередь подлежат применению нормы об ответственности, установленные транспортными законами. Эти законы имеют приоритет даже в том случае, когда в специальных нормах ГК РФ прямо назван объем ответственности. Так, несмотря на указание ст. 796 ГК РФ о том, что в случае утраты груза перевозчик несет ответственность в размере стоимости утраченного груза, суды при разрешении конкретного дела со ссылкой на комментируемую статью указали, что применению в любом случае подлежат нормы транспортных законов, хотя бы они устанавливали меньший объем ответственности . Таким образом, только полное молчание соответствующего устава или кодекса позволяет применять нормы ГК РФ об ответственности (в том числе и общие положения, предусмотренные ст. ст. 15, 393 ГК);

———————————
Конкретно при перевозках воздушным транспортом применению подлежит ст. 119 ВК РФ, в соответствии с которой ответственность перевозчика за недостачу груза, сданного без объявления ценности, ограничивается определенной суммой за килограмм веса (Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2009 г. N 12367/09 по делу N А41-7556/08).

б) применение ответственности, установленной соглашением сторон. Соглашение сторон об ответственности не должно противоречить императивным нормам транспортных законов, это относится и к случаям установления повышенной ответственности. В то же время ответственность, установленная законом в виде штрафа (законная неустойка), может быть повышена соглашением сторон путем установления более высокого размера штрафа. Фактически стороны своим соглашением могут устанавливать ответственность за нарушение обязательства или в случаях, когда такая ответственность не предусмотрена законом, или в случаях, когда закон прямо предусматривает, что соответствующая ответственность устанавливается исключительно соглашением сторон (см., например, ст. 8, последний абзац ст. 94 УЖТ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правила в части возможности ограничения ответственности перевозчика соглашением сторон договора перевозки. В отношении договора перевозки пассажира «не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика» . В отношении договора перевозки груза право заключать соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика должно быть прямо предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом. В настоящее время такая возможность (при определенных условиях) установлена только в ст. 175 КТМ РФ.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 319.

3. В транспортных законах и в самом ГК РФ содержатся условия, которые исключают ответственность перевозчика (так, например, по ст. 796 ГК перевозчик не несет ответственность за сохранность груза или багажа, если сможет доказать, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). Напрямую в ГК РФ и в большинстве транспортных законов отсутствие вины перевозчика в качестве основания освобождения от ответственности не названо. Тем не менее согласно широко распространенной точке зрения вина перевозчика «подразумевается», что является исключением из общего правила о повышенной (независимо от вины) ответственности лиц, ведущих предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 401 ГК) . Интерес представляет противоположная позиция В.В. Витрянского, который считает, что ответственность перевозчика строится на иных, нежели принцип вины, основаниях. Ответственность наступает за сам факт нарушения обязательства, а основаниями, освобождающими от ответственности, служат определенные обстоятельства, прямо названные в качестве таковых в законе. Отсюда следует вывод, что нормы об освобождении перевозчика от ответственности не исключают применения нормы п. 3 ст. 401 ГК РФ, а, напротив, корреспондируют с ней, поскольку предусматривают дополнительные (к обстоятельствам, связанным с действием непреодолимой силы) основания, освобождающие должника от ответственности за нарушение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности . В то же время необходимо учитывать, что в отношении морской перевозки специальный закон прямо предусматривает ответственность перевозчика только на началах вины (подп. 12 п. 1 ст. 166, ст. 186 КТМ).

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. С. 480 (автор главы — Т.Е. Абова); Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. Т. II. С. 254 (автор главы — Н.Н. Остроумов).

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 382, 454.

В целом, как указывает Конституционный Суд РФ, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика, определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. N 17-О.

4. В большинстве случаев в транспортных законах ответственность сторон установлена в виде штрафов, которые являются законной неустойкой (ст. 332 ГК). Штрафы эти, как правило, очень высоки. Сама по себе квалификация штрафов как законной неустойки не препятствует уменьшению их размеров судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ . Однако сложными являются вопросы выработки критериев, в соответствии с которыми предусмотренные уставами и кодексами штрафы могут быть уменьшены. В этой связи интерес представляет подход, выработанный Научно-консультативным советом при ФАС Уральского округа: сам по себе высокий размер штрафа не может служить основанием для его снижения. Основаниями к уменьшению штрафа по ст. 333 ГК РФ являются, в частности, следующие обстоятельства: лицо, требующее взыскания штрафа, своими действиями прямо или косвенно содействовало наступлению ответственности контрагента; нарушение обязательства не повлекло убытков у контрагента, не повлияло на безопасность движения, не вызвало иных негативных последствий; штраф многократно превышает плату, которую перевозчик получил бы за использование транспортных средств, и т.д. Принимаются во внимание и обстоятельства, при которых произошло нарушение обязательств по перевозке: специфика пропускной способности подъездных путей; зависимость сроков оборота транспортных средств от третьих лиц и др. .

———————————
Определения Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 13-О; от 24 января 2006 г. N 9-О; пункт 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

См.: п. 7 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Требует особого внимания и квалификация обязательств, за нарушение которых устанавливается ответственность. Так, например, в ст. 98 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной в числе прочего сведений о грузах (включая занижение веса груза). Одновременно в ст. 102 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера. Казалось бы, законом установлена двойная ответственность за одно и то же нарушение. В действительности же анализ соответствующих норм показывает, что ответственность по ст. 98 УЖТ наступает «в рамках обязательств, вытекающих из договора перевозки груза» (поскольку речь идет об искажении сведений в накладной), а норма ст. 102 УЖТ имеет «прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства» . Таким образом, нет препятствий для одновременного применения обеих статей Устава, поскольку в них упоминаются разные правонарушения .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 385.

См.: п. 6 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Специальные составы ответственности установлены за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК), за неисполнение обязанностей по договору о подаче транспортных средств (ст. 794 ГК) (см. комментарий к этим статьям). В рамках комментария к настоящей статье достаточно указать только на ответственность, возложенную транспортными законами на перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения. Так, согласно ст. 97 УЖТ перевозчик за просрочку доставки груза уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Аналогичная ответственность установлена п. 11 ст. 34 УАТ. На внутреннем водном транспорте размер неустойки также установлен в 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но объем ответственности ограничен только 50% провозной платы (ст. 116 КВВТ). На воздушном транспорте размер законной неустойки — 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК). Сложившаяся практика не ставит под сомнение то, что правом на взыскание указанной неустойки обладает грузополучатель.

Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Новая редакция Ст. 793 ГК РФ

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 793 ГК РФ

Исковые требования о взыскании суммы, выплаченной в виде страхового возмещения вследствие наступления страхового случая, удовлетворены правомерно, так как повреждение имущества произошло при перевозке, поэтому лицо, ответственное за его повреждение, должно отвечать за расходы по ремонту перед возместившей их страховой компанией (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2002 N 4299/01).

Другой комментарий к Ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком обычно выражается в несоблюдении сроков доставки грузов, пассажиров, багажа, а также в утрате или повреждении вверенного груза либо причинении вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Могут быть допущены и иные нарушения.

Ответственность перевозчика определяется положениями ст. 794 — 796 ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Меры ответственности, применяемые при перевозках в международном сообщении, могут устанавливаться в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Особые правила об ответственности за нарушение договора международной морской перевозки, содержащиеся в международных соглашениях, включены в КТМ (см., например, ст. 167, 170 и др.).

2. В целях защиты интересов грузоотправителей, фрахтователей, пассажиров законодательство запрещает включать в договоры перевозки условия об ограничении размера ответственности перевозчика. Возможность ограничения ответственности допускается только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами и кодексами, и только для договоров перевозки груза, но не пассажиров. Например, возможность заключения соглашения об ограничении ответственности перевозчика установлена ст. 175 КТМ.

3. Условия об ограничении ответственности перевозчика, установленные по соглашению сторон, но не предусмотренные транспортными уставами и кодексами, являются ничтожными, так как нарушают императивные нормы законодательства (ст. 168 ГК РФ).

4. В международных договорах могут предусматриваться иные порядок и размер возмещения по сравнению с установленными внутренним законодательством. Поскольку международный договор согласно ст. 7 ГК имеет приоритет перед внутренними нормативными актами, в соответствующих случаях будут применяться положения международного договора. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 сентября 2003 г. N 7127/03 по делу о взыскании ущерба по договору международной автомобильной перевозки указал на неправильное применение судами норм права, поскольку ответственность сторон должна была определяться не по нормам ГК, а по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Вестник ВАС РФ. 2004. N 2. С. 54).

Статья 793 гк

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Ответственность за нарушение обязательств по
перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

1. В п. 1 коммент. ст. приведен исчерпывающий перечень нормативных актов (ГК, транспортные уставы и кодексы), которыми может устанавливаться ответственность за нарушение обязательств по перевозке.

2. По смыслу п. 2 коммент. ст. стороны вправе договориться об усилении ответственности перевозчика, но не могут ее ограничить или устранить. Указанный запрет отпадает только тогда, когда возможность такого соглашения, причем лишь в отношении грузовых перевозок, прямо предусмотрена в транспортном уставе или кодексе (см., напр., п. 2 ст. 175 КТМ).

3. В п. 2 коммент. ст. говорится об ответственности перевозчика, установленной законом. Если же договором на перевозчика возлагаются обязанности, ответственность за неисполнение которых законом не установлена, стороны вправе самостоятельно предусмотреть соответствующую ответственность, причем в любой форме и в любом размере. Если стороны не воспользуются данным правом, то в случае нарушения перевозчиком указанных обязанностей он понесет ответственность по общим правилам гл. 25 ГК. Это означает, что контрагент нарушителя сможет потребовать в соответствии со ст. 393 ГК полного возмещения причиненных ему убытков.

Существует и другая точка зрения, согласно которой при отсутствии в законе ответственности за нарушение перевозчиком какой-либо обязанности он может быть привлечен к ответственности, только если невыполнение данной обязанности повлекло за собой иное нарушение условий договора перевозки, за которое такая ответственность законом прямо предусмотрена (см. Витрянский В. В. Договор перевозки. М., 2001. С. 453). Такой подход, в сущности, сводит ответственность к той, которая прямо предусмотрена законом. Изложенная позиция обосновывается тем, что ответственность перевозчика по общему правилу носит ограниченный характер (ст. 400 ГК).

С данным подходом нельзя согласиться, так как вывод об ограниченном характере ответственности перевозчика может быть сделан лишь путем анализа отдельных статей ГК и транспортных уставов и кодексов, где действительно чаще всего упоминается исключительная неустойка и возмещение реального ущерба. Однако такой статистический вывод не может считаться общим правилом в юридическом смысле, поскольку общая для всех видов нарушений норма, устанавливающая ограниченный характер ответственности перевозчика, отсутствует. Кроме того, очевидно, что любая норма об ограниченной ответственности перевозчика за нарушение конкретной обязанности является исключением из общего правила ст. 393 ГК, а исключение не допускает расширительного толкования.

Copyright © 2005 — 2015

Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке (действующая редакция)

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 793 ГК РФ

1. ГК РФ установлены правила об ответственности за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ), за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК РФ), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК РФ). Правила об ответственности за нарушение обязательств по перевозке также установлены главой VII УЖТ РФ, ст. ст. 186 — 196 и § 8 гл. 8 КТМ РФ, главой 6 УАТиНГЭТ, главой XV КВВТ РФ, глава XVII ВзК РФ. Кроме того, исходя из принципа свободы договора, стороны в своем соглашении могут предусмотреть иную ответственность.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают ответственность пассажира за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Так, на железнодорожном транспорте в этом случае пассажир уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 111 УЖТ РФ). Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества железнодорожного транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 112 УЖТ РФ).

2. В договоре может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика по сравнению с ответственностью, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и иными законами (ст. 123 ВзК РФ). Исключения представляют случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 175 КТМ РФ допускает, что при перевозке определенного груза, если род, вид и состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения, перевозчик вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности:

— с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;

— если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом.

Не согласуются с требованиями ГК РФ правила, установленные ст. ст. 37 УАТиНГЭТ, 114 УЖТ РФ и 122 КВВТ РФ, которые распространяют данные ограничения не только на перевозчиков, но и на грузоотправителей и грузополучателей. Поскольку приведенные нормы противоречат требованиям ГК РФ, то при их применении следует руководствоваться ГК РФ, поскольку он пользуется приоритетом перед транспортными уставами и кодексами.

Повышение пределов ответственности перевозчика на основании договора о перевозке пассажиров на практике труднореализуемо, поскольку в подавляющем большинстве случаев данное соглашение является договором присоединения и оформляется проездным билетом, представляющим собой стандартизированный документ.

3. Применимое законодательство:

4. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 12367/09;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 N 7127/03;

— Определение ВАС РФ от 14.01.2011 N ВАС-18215/10;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 N 11АП-7578/11;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2014 N Ф09-5870/14 по делу N А60-33236/2013;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.05.2007 N Ф03-А73/07-1/1405;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.03.2000 N Ф03-А51/00-1/305;

— Обзор практики ФАС Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, вытекающих из отношений перевозки грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2010 N 2);

— Постановление кассационной инстанции — Президиума Архангельского областного суда от 14.11.2012 N 44г-26/12.

Статья 793 гк

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 793 ГК РФ. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

Комментарии к статье 793 ГК РФ, судебная практика применения:

Разъяснения о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26