Статья 575 гк рф комментарий

Статья 575. Запрещение дарения

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к статье 575 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья, ограничивая стоимость обычных подарков стоимостью 5 установленных законом МРОТ, не распространяет на них запрет дарения от имени малолетних и других недееспособных граждан. Это представляется не только нецелесообразным, но и не согласуется со ст. ст. 28 и 37 ГК, которые установили, что доходы подопечного, в т.ч. полученные от управления его имуществом, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного (ст. 37 ГК), и запрещают им распоряжаться этими доходами без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Исключение составляют затраты, необходимые для содержания подопечного. Однако к ним нельзя отнести подарки другим лицам.

2. Установленные в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении должностными лицами и служащими своих служебных и трудовых обязанностей. Вопрос о запрете подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей еще в более категоричной форме решен в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ, 2004, N 31, ст. 3215). Согласно ст. 17 Закона государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Следовательно, запрет распространяется и на обычные подарки. Государственные служащие вправе принимать подарки, не связанные с исполнением ими своих должностных обязанностей.

3. Установленный в п. 4 комментируемой статьи запрет дарения в отношениях коммерческих организаций, за исключением обычных подарков, обусловлен, как отмечает А.Л. Маковский, тем, что безвозмездные имущественные отношения между организациями, само существование которых обусловлено целью извлечения прибыли (п. 1 ст. 50 ГК), противоречат этой цели и могут использоваться в ущерб интересам их кредиторов и государства (см. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 2. М., 1996. С. 312).

В Постановлении Президиума ВАС РФ по делу от 09.10.2001 N 817/01 указано, что договор купли-продажи ценных бумаг, заключенный Акционерным банком «Инкомбанк» с РАО «ЕЭС России», не предусматривает оплату передаваемых ценных бумаг. Поскольку дарение между коммерческими организациями запрещено, совершенная сделка является ничтожной в силу ст. 168 ГК. Там же указано, что в соответствии со сложившейся практикой и обычаями делового оборота банк как кредитное учреждение не заключает договоры дарения со своими клиентами, т.к. это противоречит основным целям деятельности, определенным его уставом (Вестник ВАС РФ, 2002, N 1, ст. 45).

В другом конкретном деле суд признал ничтожным договор дарения доли в праве собственности на автозаправочную станцию, заключенный между индивидуальными предпринимателями (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2005). Это решение правильное, т.к. в силу ст. 23 ГК к индивидуальным предпринимателям применяются правила, регулирующие отношения между юридическими лицами — коммерческими организациями. Однако, если договор дарения совершается между индивидуальными предпринимателями не в связи с коммерческой деятельностью, а, например, основан на их родственных отношениях, он должен быть признан действительным, т.к. запрет означал бы ограничение правоспособности гражданина, что не допускается ст. 22 ГК.

4. Запрет на договоры дарения между коммерческими организациями не относится к предоставлению другой стороне имущественных прав путем отказа от иска, заключения мировых соглашений, предусмотренных ст. 49 АПК РФ (см. коммент. к ст. 572). Такой отказ может относиться только к существующей, но не к будущей обязанности.

Статья 575. Запрещение дарения

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к Ст. 575 ГК РФ

1. Понятие «обычный подарок» определяется прежде всего его стоимостью. Соответственно под это понятие не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия, иные дорогостоящие подношения. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок: как правило, это общепринятая реакция на общепринятый повод — юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, торжественное событие и т.д.

Стоимость подарка во всяком случае является доминирующей характеристикой при решении вопроса о его допустимости. Даже если подарок отвечает прочим характеристикам «обычного», но его стоимость превышает указанную в законе сумму, дарение запрещается.

Действующая редакция комментируемой статьи, сохраняя использование термина «обычный подарок», заменяет ранее применявшийся плавающий критерий значимости такого подарка в виде пяти минимальных размеров оплаты труда на фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. Это в полной мере находится в контексте общей политики законодателя по отходу от использования МРОТ при исчислении штрафов и иных имеющих юридическое значение размеров денежных сумм.

2. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Правило п. 1 комментируемой статьи следует применять с учетом этого положения. Таким образом, совершить обычный подарок только на основании собственного волеизъявления и без какого-либо разрешения могут лишь родители малолетнего от его имени. Дарение имущества малолетних или признанных недееспособными подопечных на сумму свыше 3 тыс. рублей недопустимо даже при наличии согласия органов опеки и попечительства.

3. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» уточнен перечень организаций, работникам которых запрещено дарить подарки, не подпадающие под понятие обычных. Ранее в комментируемой статье речь шла о лечебных, воспитательных, социальных и аналогичных им учреждениях. Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи призван распространить запрет на дарение на недопустимые, с точки зрения законодателя, ситуации, в которых одаряемые не замещают должности, перечисленные в подп. 3 этого же пункта. Работники учреждений, перечисленных в подп. 2, могут являться одновременно государственными или муниципальными служащими, что повлечет распространение на них дополнительных ограничений.

4. В трактовке положений подп. 3 п. 1 комментируемой статьи можно встретить неоправданные крайности. Иногда они рассматриваются как позволяющие чиновникам получать подарки в связи с их должностным положением и служебной деятельностью вне зависимости от подоплеки такого подарка, лишь бы стоимость последнего не превышала установленного данной нормой размера.

С другой стороны, существует точка зрения «ястребов», призывающих запретить лицам, занимающим названные должности в системе государственной и муниципальной службы, принимать вообще какие бы то ни было подарки от посторонних, включая обычные подарки ко дню рождения, памятным событиям и т.д., поскольку такой одаряемый всегда и всеми посторонними лицами воспринимается без отрыва от своего должностного положения.

Достаточно ортодоксальную позицию занимают и международные организации по борьбе с коррупцией, с которыми Российская Федерация сотрудничает в рамках своих конвенционных обязательств (например, ГРЕКО — группа государств по борьбе с коррупцией, в которой Россия состоит в силу своего присоединения к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.). По их мнению, наличие в гражданском законодательстве стран — участниц данной Конвенции подобной «лазейки» провоцирует коррупционные факты, завуалированные под одарение подарками.

5. Представляется, что новая редакция комментируемой статьи, установившая в п. 2 правила, определяющие судьбу «протокольных» подарков на сумму свыше 3 тыс. рублей, внесла в эти дискуссии определенную ясность.

Во-первых, из текста указанного пункта явно следует, что запрет на дарение специальным субъектам не распространяется на ситуации, связанные с «официальными» поводами. Такие сделки не могут трактоваться как ничтожные, и действия дарителей не должны вызывать сомнение в части их правомерности.

Во-вторых, текстуальное и логическое толкование п. 2 комментируемой статьи дает основания считать, что полученные по таким «официальным» поводам подарки стоимостью менее 3 тыс. рублей служащий вправе сохранить за собой. Применяя такую же логику, нельзя не признать допустимость дарения служащим обычных подарков посторонними лицами (в частности, коллегами по работе, знакомыми в связи с личными памятными датами, общегосударственными праздниками и т.д.), когда из смысла подарка явно следует отсутствие его взаимосвязи с выполнением одаряемым каких-либо служебных обязанностей. Это справедливо, во всяком случае для подарков стоимостью менее 3 тыс. рублей. Не вызывает сомнений также необходимость разграничивать понятия подарка и официального награждения работника его руководством, регулируемого ст. 191 Трудового кодекса РФ, ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными актами. Последнее, даже в случае превышения стоимости подарка-награды 3 тыс. рублей, в полной мере соответствует закону.

Впрочем, на этом ясность, внесенная в ситуацию новой редакцией комментируемой статьи, пожалуй, заканчивается. В силу такого же текстуального толкования закона установленный п. 1 комментируемой статьи запрет дарения должен считаться не распространяющимся только на дарителей. В случае превышения стоимостью подарка установленного рубежа чиновник, получивший подарок, все равно не может приобрести на него права собственности, даже если подарок и был вручен ему по официальному поводу. Существенно изменены лишь последствия такой невозможности. Если ранее договор дарения на сумму, превышающую установленную ГК РФ, должен был квалифицироваться в таком случае как ничтожный, то теперь он повлечет правовые последствия в виде возникновения права государственной или муниципальной собственности на подарок.

6. Массу вопросов вызывает терминология п. 2, в частности понятие «официальный повод». До настоящего времени не определен порядок передачи дорогостоящих подарков в государственную или муниципальную собственность. Все эти вопросы призваны быть урегулированными на уровне подзаконного акта, разработка которого в настоящее время ведется.

С другой стороны, категорически недопустимо считать правомерным поощрение любыми подарками (даже незначительной стоимости) должностных лиц в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей при оказании государственной услуги — вне зависимости от того, осуществлены ли они в соответствии с законом или с нарушением закона. В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 , государственные служащие призваны не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; 2007. N 13. Ст. 1531.

Статья 290 УК РФ рассматривает в качестве взятки любое имущество или выгоды имущественного характера, полученные должностным лицом за соответствующие действия (бездействие) в пользу взяткодателя. На оценку действий должностного лица может повлиять разве что п. 2 ст. 14 УК РФ, исключающий уголовную ответственность за малозначительные действия, однако такая оценка производится в каждом конкретном случае и не ориентирована на фиксированные размеры вознаграждения.

Поскольку гражданское законодательство не может вторгаться в сферу публично-правового регулирования, отменять или изменять существующие в нем запреты и ограничения, комментируемая статья не носит специального характера по отношению к нормам, устанавливающим особый порядок осуществления полномочий в сфере государственной и муниципальной службы. Любые сделки, прямо или косвенно направленные на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, ничтожны независимо от их размера.

7. Норма, запрещающая дарение в отношениях между коммерческими организациями, вполне оправданна в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет пресекать различного рода финансовые махинации и злоупотребления в хозяйственной сфере. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление предпринимателями имущества некоммерческим юридическим лицам, отдельным гражданам или целым категориям потребителей как в виде подарков, так и посредством установления льготных условий оплаты товаров, работ, услуг, освобождения от отдельных обязанностей и т.д.

Особое значение с усложнением рыночных отношений приобрел оборот имущественных прав. Отсутствие условий о возмездности предоставления имущества в виде уступки права требования, принятия на себя долга, прощения долга, освобождения от обязанности непосредственно в соответствующих соглашениях между хозяйствующими субъектами далеко не всегда свидетельствует об отсутствии встречного предоставления от другой стороны. Такие договоры должны квалифицироваться как договоры дарения только в случае, когда может быть опровергнута презумпция их возмездности (п. 3 ст. 423 ГК).

Отнюдь не всякое прощение долга, освобождение от обязанности в иной форме следует квалифицировать как дарение, признаком которого всегда выступает намерение дарителя создать имущественную выгоду в хозяйственной сфере одаряемого, не обусловленную встречным предоставлением. В качестве прагматичного мотива уступки права требования могут выступать включение ее в схему взаимозачетов, отступного, экономия собственных средств и т.д. Если коммерческая организация сумеет подтвердить, что ее действия были обусловлены иным экономическим интересом, то основания усматривать в сделке признаки дарения отпадут.

Такая позиция после достаточно долгого периода противоречивости судебных решений возобладала и в арбитражной практике. В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120 говорится, что соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями. По мнению Президиума ВАС РФ, судам следует учитывать положения п. 3 ст. 423 ГК РФ, в силу которого договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Квалификация соглашения об уступке права (требования) как договора дарения возможна лишь при установлении намерения безвозмездно передать право (требование). Отсутствие в оцениваемом соглашении условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не свидетельствует о дарении соответствующего права (требования).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2008. N 1.

Вопрос о скрытой возмездности предоставления должен решаться в каждом конкретном случае с исследованием фактических взаимоотношений субъектов и обстоятельств заключения договора.

Недопустимо в отношениях между коммерческими организациями заранее оговоренное освобождение контрагента от оплаты по договорам, которые ГК РФ определяет исключительно как возмездные (например, договоры кредита и складского хранения).

В случае получения юридическим лицом имущества безвозмездно от дарителя (физического или юридического лица), владеющего более чем 50% уставного (складочного) капитала одаряемой организации, либо от дарителя — юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50% принадлежит одаряемому, а также в предусмотренных законом случаях получения организацией безвозмездной помощи полученные доходы не учитываются при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК). Во всех остальных случаях имущество, работы, услуги и имущественные права, приобретенные налогоплательщиками — юридическими лицами безвозмездно, рассматриваются налоговыми органами как внереализационные доходы.

Статья 575 гк рф комментарий

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

1. Правило п. 1 коммент. ст. следует применять с учетом установленного п. 2 ст. 37 ГК запрета опекунам дарить имущество подопечных без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Таким образом, совершить обычный подарок от имени малолетнего без такого разрешения могут лишь его родители. Дарение имущества малолетних или признанных недееспособными подопечных на сумму свыше 5 МРОТ недопустимо даже при наличии согласия органов опеки и попечительства.

2. Работники учреждений, перечисленных в п. 2, могут являться одновременно государственными служащими, что влечет распространение на них дополнительных ограничений.

3. Пункт 3 ст. 575 иногда рассматривается как позволяющий государственным служащим получать подарки в связи с их должностным положением стоимостью, не превышающей установленного данной нормой размера. Это неверно с точки зрения систематического толкования закона. Статья 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990), являющегося по отношению к ст. 575 ГК специальным законом, подлежащим приоритетному применению, без каких-либо оговорок запрещает государственным служащим получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. В соответствии с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих», утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196), государственным служащим запрещено совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; они должны соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей. Наконец, ст. 290 УК рассматривает в качестве взятки любое имущество или выгоды имущественного характера, полученные должностным лицом за соответствующие действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Такова и судебная практика по делам о взяточничестве (см. постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень ВС. 2000. N 4). На оценку действий должностного лица может повлиять разве что п. 2 ст. 14 УК, исключающий уголовную ответственность за малозначительные действия, однако такая оценка производится в каждом конкретном случае и не ориентирована на фиксированные размеры вознаграждения.

Поскольку гражданское законодательство не может вторгаться в сферу публично-правового регулирования, отменять или изменять существующие в нем запреты и ограничения, п. 3 коммент. ст. не должен применяться к ситуациям, возникающим при осуществлении государственной службы, как противоречащий другим федеральным законам. Не допускаются любые сделки, прямо или косвенно направленные на вознаграждение государственных служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое «общее благоприятствование по службе», независимо от их размера. В принципе допустимо распространение п. 3 ст. 575 на случаи вручения госслужащим подарков от коллег, товарищей по работе к юбилеям, памятным датам, т. е. «в связи с их должностным положением», однако из-за доверительного, корпоративного характера таких взаимоотношений они, как правило, едва ли могут стать предметом спора. Таким образом, в данном случае вследствие специфических отношений внутри трудового коллектива, которые не поддаются жесткому правовому урегулированию, указанная норма по существу оказывается невостребованной.

4. Норма, запрещающая дарение в отношениях между коммерческими организациями, вполне оправданна в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет пресекать различного рода финансовые махинации и злоупотребления в хозяйственной сфере. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление предпринимателями имущества некоммерческим юридическим лицам; отдельным гражданам или целым категориям потребителей как в виде подарков, так и посредством установления льготных условий оплаты товаров, работ, услуг; освобождения от отдельных обязанностей и т. д.

Особое значение с усложнением рыночных отношений приобретает оборот имущественных прав. Отсутствие условия о возмездности предоставления имущества в виде уступки права требования, принятия на себя долга, прощения долга, освобождения от обязанности непосредственно в соответствующих соглашениях между хозяйствующими субъектами далеко не всегда свидетельствует об отсутствии встречного предоставления от другой стороны. Такие договоры должны квалифицироваться как договоры дарения только в случае, когда может быть опровергнута презумпция их возмездности (п. 3 ст. 423 ГК).

В арбитражной практике вопрос о подлинной природе договоров об уступке имущественных прав решается неоднозначно. В одних случаях суды считают, что признаком дарения права может служить только очевидное намерение совершить безвозмездную сделку, явно вытекающее из самого договора цессии (см., напр., постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/6098-01). В другом случае при сходной ситуации суд посчитал достаточным для квалификации уступки права требования как дарения отсутствие непосредственно в тексте договора условия о каком-либо встречном предоставлении (см. постановление Президиума ВАС от 15 июня 1999 г. N 1134/99 // Вестник ВАС. 1999. N 10). Позиция ВАС, выраженная в последнем решении, представляется более взвешенной. Необходимость отыскания признаков встречного предоставления за уступленное право в массиве хозяйственных взаимосвязей коммерческой организации при возможности последней пассивно ссылаться на презумпцию возмездности любого договора, по сути, парализует запрет, установленный п. 4 коммент. нормы. Это не отвечает интересам борьбы с финансовыми злоупотреблениями, актуальность которой постоянно возрастает (так, участились случаи явно злонамеренных и фиктивно возмездных уступок прав требования к предприятиям с целью последующего возбуждения в отношении них процедуры банкротства). В то же время отнюдь не всякое прощение долга, освобождение от обязанности в иной форме следует квалифицировать как дарение, признаком которого всегда выступает намерение дарителя создать имущественную выгоду в хозяйственной сфере одаряемого. Если коммерческая организация сумеет подтвердить, что ее действия были обусловлены иным экономическим интересом, основания усматривать в сделке признаки дарения отпадут.

Недопустимо в отношениях между коммерческими организациями заранее оговоренное освобождение контрагента от оплаты по договорам, которые ГК определяет исключительно как возмездные (напр., договоры кредита и складского хранения).

Статья 575 ГК РФ. Запрещение дарения

Новая редакция Ст. 575 ГК РФ

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к Статье 575 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит указание на случаи, когда дарение в принципе запрещено, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом МРОТ. Размер МРОТ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) и в данном случае составляет 100 руб.

Установленные в п. 1, 2 и 3 комментируемой статьи запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении опекунами, должностными лицами и служащими служебных и трудовых обязанностей. Вопрос о запрете подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей решен также в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Согласно п. 6 ст. 17 указанного Закона государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации,

Следовательно, запрет распространяется и на обычные подарки. Таким образом, можно говорить о противоречии между ГК и указанными правовыми актами. Государственные служащие вправе принимать подарки, не связанные с исполнением ими должностных обязанностей (например, подарок на день рождения).

Гражданский кодекс запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями. Очевидно, законодатель исходил из того, что основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли, поэтому безвозмездные отношения между такими организациями противоречат здравому смыслу и, по существу, могут быть направлены только на уход от налогообложения.

Статья 575 ГК РФ. Запрещение дарения

Текущая редакция ст. 575 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.
2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к статье 575 ГК РФ

1. Запрет дарения — это однозначное недопущение заключения договора дарения в следующих случаях:
1) дарителями являются малолетние и граждане, признанные недееспособными, когда от их имени договор дарения заключают их законные представители;
2) одаряемыми являются:
— работники образовательных организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с некоммерческими организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;
— работники медицинских организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с юридическими лицами, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии;
— работники организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи. К этой же категории относятся и работники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица, находящиеся в трудовых отношениях с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
Вышеуказанным субъектам не могут передавать в дар имущество граждане, которые находятся в соответствующих организациях на лечении, содержании или воспитании, а также супруги и родственники этих граждан. Этот запрет связан с тем, что указанные работники выполняют свои обязанности по лечению, содержанию или воспитанию данных граждан в целях получения заработной платы, поэтому передача какого-либо имущества в дар данным работникам будут означать возможность предоставления преимуществ этим гражданам;
3) одаряемыми являются лица, проходящие государственную или муниципальную службу. Не допускается в данном случае дарение, которое связано с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей;
4) если дарителями и (или) одаряемыми являются коммерческие организации.

Запрет на дарение между вышеуказанными субъектами связан с их особым статусом, поэтому собственно дарение между ними может привести в дальнейшем к злоупотреблениям с их стороны или в отношении них. При этом если стоимость имущества, передаваемого в дар таким субъектам, не превышает трех тысяч рублей, то такое дарение не запрещается.

В случае если стоимость имущества, переданного в дар, превышает три тысячи рублей, то такое имущество передается в государственную или муниципальную собственность.

В случае если дарение, даже если стоимость дара превышает три тысячи рублей, сделано во время мероприятий, при проведении которых, как правило, вручаются подарки, то такое дарение не признается нарушением положений комментируемой статьи.

2. Применимое законодательство:
— ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— ФЗ от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
— приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 518;
— приказ Федеральной службы судебных приставов от 07.07.2014 N 376;
— распоряжение Центральной избирательной комиссии РФ от 14.05.2014 N 146-р;
— приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 03.04.2014 N 161;
— приказ Федерального дорожного агентства от 10.09.2013 N 238;
— приказ Суда по интеллектуальным правам от 18.02.2013 N СП-18/5;
— приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 N ММВ-7-10/[email protected];
— приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 21.12.2011 N 1602;
— приказ Федерального агентства морского и речного транспорта от 03.11.2011 N 434/к;
— приказ Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2011 N 779-рк;
— приказ Федеральной службы по оборонному заказу от 15.08.2011 N 284;
— приказ Фонда социального страхования РФ от 05.03.2011 N 31;
— приказ Федерального казначейства от 24.09.2010 N 245;
— распоряжение Федерального космического агентства от 19.04.2010 N АП-80;
— приказ Минфина РФ от 26.02.2010 N 136;
— приказ Федерального агентства по образованию от 22.01.2010 N 33.

3. Судебная практика:
— постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2007 N А19-4490/07-58-Ф02-8055/2007;
— постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 N 11АП-15119/12;
— определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-893;
— постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 N 16АП-1191/08;
— определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.08.2012 по делу N 33-9688;
— постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2005 N Ф08-3520/05;
— постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2014 N Ф09-4025/14 по делу N А71-6113/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 575 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 575 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.