Статья 27 трудовой кодекс

Оглавление:

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к статье 27 Трудового Кодекса РФ

1. Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников.

2. Принятие работодателем согласованных решений предусмотрено в ТК следующими статьями: 48, 59, 74, 81, 96, 99, 101, 105, 112, 113, 117, 123, 135, 136, 139, 144, 147, 153, 154, 157, 159, 162, 180, 196, 211, 212, 222, 225, 253, 268, 281, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 329, 350, 371, 372.

3. Участие работников, их представителей в управлении организацией установлено в гл. 8 ТК.

4. Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров закреплено в гл. 60 «Рассмотрение индивидуальных трудовых споров» и гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к Ст. 27 ТК РФ

1. В настоящей статье приведен перечень основных форм социального партнерства (коллективные переговоры, взаимные консультации, участие работников и их представителей в управлении организацией, в разрешении трудовых споров).

2. Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с законодательством РФ на практике применяются и иные формы социального партнерства: создание на паритетных началах различных координационных органов (комиссий, комитетов), обмен информацией, привлечение профсоюзов к решению вопросов о социально-трудовых правах работников и т.д.

Второй комментарий к Статье 27 Трудового кодекса

1. Абзац 1 ст. 27 дополнен уточнением, касающимся заключения коллективных договоров и соглашений как формы социального партнерства.

Абзац 2 этой статьи дополнен указанием на иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, о совершенствовании которых могут проводиться консультации (переговоры) в качестве формы социального партнерства.

2. Социальное партнерство как система взаимоотношений между работодателем (работодателями) и работниками осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ.

3. Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются соглашения и коллективные договоры.

4. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах — один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК РФ). Вместе с тем участие работников в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах — одно из основных прав работников (см. ст. 21), а также форма социального партнерства (см. ст. 27 ТК РФ).

Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227). В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТа 1971 г.). В КЗоТ была включена глава XV-A «Трудовой коллектив» (ст. 235.1 — 235.8), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 235.2 — 235.8 из КЗоТа были исключены. Однако в определенной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (Ведомости СССР. 1983. N 25. Ст. 382). Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).

Подробнее об участии работников в управлении организацией см. ст. 52, 53 и комментарии к ним.

5. К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Досудебное разрешение трудовых споров Кодекс допускает в случаях, когда речь идет об индивидуальных трудовых спорах и работник из возможных вариантов порядка их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), создаваемую в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем (см. ст. 384).

В формировании КТС на паритетных началах проявляются принципы социального партнерства.

Вместе с тем представляется, что принципы паритетности и социального партнерства нарушаются правилом о принятии решения КТС большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, и притом тайным голосованием (см. ст. 388 ТК РФ).

Особый порядок досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусмотрен для некоторых категорий работников. Например, государственные и муниципальные служащие вправе обратиться в вышестоящий орган для разрешения возникшего спора. Здесь социальное партнерство отсутствует.

Помимо КТС к досудебному процессу рассмотрения жалоб и заявлений работников (но не к процедуре рассмотрения трудовых споров) о нарушении норм трудового законодательства (в том числе на приказы работодателей об увольнении работников) относится деятельность государственной инспекции труда (см. ст. 353, 356, 357, 373 ТК РФ). Но она не основана на принципах социального партнерства.

Для рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрен внесудебный порядок (см. гл. 61 ТК РФ). Здесь также присутствуют социально-партнерские начала и принципы. Они свойственны примирительным процедурам.

Статья 27 ТК РФ. Формы социального партнерства

Новая редакция Ст. 27 ТК РФ

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к Статье 27 ТК РФ

Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда может осуществляться в нескольких вариантах: в форме коллективных переговоров, в форме взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, в форме участия работников в управлении компанией, в форме участия представителей персонала и работодателей в разрешении трудовых споров.

Другой комментарий к Ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений (см. гл. 6 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по поводу обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций осуществляется в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Об этом см. ст. ст. 372, 373 ТК РФ и комментарий к ним. Проведение консультаций может осуществляться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

4. Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации (см. подробнее гл. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Формой социального партнерства является не всякое участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров, а лишь участие в процедурах урегулирования трудовых споров, в рамках которых решение об урегулировании спора принимают представители работников и работодателей. В частности, к социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам (см. ст. ст. 384, 388 ТК РФ и комментарий к ним); урегулирование коллективных трудовых споров (см. гл. 61 и комментарий к ней), также все формы внесудебного переговорного процесса об урегулировании трудовых споров между представителями работников и работодателей. Вместе с тем участие представителей работников и работодателей в разрешении трудового спора не превращает судебное рассмотрение в форму социального партнерства, так как решение по существу спора принимают не социальные партнеры, а суд, обращение в который последовало лишь от одной стороны.

6. Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в комментируемой статье. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Статья 27 трудовой кодекс

Светлана СЕМЕНИХИНА,
юрист

Согласно ст. 27 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Указанный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.

Рассмотрим особенности применения указанной статьи.

Из анализа ст. 27 ТК следует, что запрет относительно совместной работы близких родственников применим при одновременном наличии следующих условий:

— совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

— совместная работа осуществляется в должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира;

— совместная работа осуществляется лицами, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

— совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из лиц, состоящих близком родстве или свойстве, другому.

Перечисленная в ч. 1 ст. 27 ТК работа не допускается не только на постоянной основе, но и при ее временном характере (на период отпуска, пребывания в служебной командировке, на период временной нетрудоспособности) и при совместительстве.

Рассмотрим каждую составляющую данного списка подробнее.

Государственная организация и обособленное подразделение

Из норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) вытекает, что государственными являются организации, имущество которых находится в государственной собственности (то есть в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы) и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (республиканские и коммунальные унитарные предприятия, их дочерние унитарные предприятия, государственные учреждения, государственные объединения и др.).

Следовательно, государственной организацией является организация, собственность которой полностью является государственной.

Кроме того, понятие государственной организации специально выделено в п. 11 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».

Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом Республики Беларусь (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации. Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

Если доля государственной собственности в организации составляет менее 100%, она не является государственной, следовательно, запрет, установленный ч.1 ст.27 ТК, на ее сотрудников не распространяется.

Для негосударственных, то есть основанных на частной или смешанной (государственно-частной) собственности, организаций (общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество и др.) ограничение совместной работы близких родственников может вводиться только на основании ч. 2 ст. 27 ТК.

К числу обособленных подразделений юридического лица ст. 51 ГК относит представительства и филиалы.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

Перечень должностей, на которых недопустима совместная работа близких родственников

Совместная работа близких родственников и свойственников запрещается не на любых должностях, а только на перечисленных в ч. 1ст. 27 ТК:

— руководитель государственной организации;

— руководитель обособленного подразделения государственной организации;

— главный бухгалтер (его заместители);

Указанный запрет не распространяется на заместителя руководителя организации, заместителя руководителя обособленного подразделения, руководителя обычного (не обособленного) структурного подразделения, бухгалтера. С этой точки зрения не будет нарушением совместная работа близких родственников и свойственников на должностях: руководителя организации и его заместителя, руководителя организации и начальника коммерческого отдела, главного бухгалтера и бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и кассира.

Перечень лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве

Изложенный в ч. 1 ст. 27 ТК запрет распространяется не на всех родственников, а лишь на:

Как следует из ст. 20 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС), супругами являются лица, заключение брака которых зарегистрировано органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Лица, проживающие в так называемом гражданском браке, супругами не являются, поскольку их союз не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Близким родством согласно ст. 60 КоБС являются отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками.

Приведенный список близких родственников является исчерпывающим. Не относятся к числу близких родственников двоюродные братья и сестры, иные родственники).

Отношениями свойства согласно ст. 61 КоБС являются отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга — его родителями, братьями, сестрами и детьми.

Приведенный список свойственников является исчерпывающим. Не относятся к числу свойственников двоюродные братья и сестры супруга и иные свойственники).

Непосредственная подчиненность или подконтрольность

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем и работником, при которых руководитель имеет право издавать распоряжения и приказы, давать указания и поручения, обязательные для исполнения работником. Такие отношения возникают из полномочий по управлению коллективом работников и выражаются в распределении обязанностей между ними, организации их труда, поддержании дисциплины, применении мер ответственности и поощрения.

Подконтрольность предполагает отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Понятие «непосредственность», употребляемая в ст. 27 ТК, означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой, то есть между руководителем и работником, а также лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем отсутствует какой-либо руководитель (лицо, которое осуществляет контроль), в подчинении либо подконтрольности которого находится работник.

При отсутствии непосредственной подчиненности запрет, изложенный в ч.1 ст.27 ТК, не применяется.

Ограничение совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, в негосударственных организациях

Согласно ч. 2 ст. 27 ТК запрет совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, в негосударственных организациях может осуществляться по решению собственника.

Собственником, согласно нормам ГК, является лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Иные лица и органы, в том числе и руководитель организации (за исключением случая, если он одновременно не является собственником), не наделены правом принимать такое решение. Указанное право может появиться у них лишь в порядке делегирования (например, на основании учредительных документов организации, доверенности).

Следует учесть, что установление запрета, изложенного в ч. 1ст. 27 ТК является правом, а не обязанностью собственника. Запрет совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, в негосударственных организациях может либо не вводиться вообще, либо вводиться лишь с учетом части требований, изложенных в ч.1 ст.27 ТК (например, распространяться лишь на близких родственников). Расширение действия данного запрета (например, путем расширения списка должностей и (или) близких родственников, свойственников) недопустимо.

Если требования ч.1 ст.27 ТК нарушены

Нарушение запрета относительно совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве может иметь место в двух ситуациях:

1) требования ч. 1 ст. 27 ТК были нарушены изначально при приеме сотрудника на работу (например, по решению руководителя государственной организации на должность главного бухгалтера принята его супруга);

2) требования ч. 1 ст. 27 ТК были нарушены в процессе совместной работы (например, руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером).

При наличии такого рода нарушений они в обязательном порядке должны быть устранены. В рассматриваемой ситуации указанное возможно как путем перевода супруги руководителя на иную должность, не включенную в перечень, установленный ч.1 ст. 27 ТК (например, на должность бухгалтера) либо путем ее увольнения.

При этом следует учесть, что если требования ч. 1 ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора, работница подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу). Если же ее прием на работу был осуществлен с соблюдением установленных правил, а нарушение требований ч. 1 ст. 27 ТК произошло в последующем, ссылку в приказе об увольнении и трудовой книжке необходимо делать непосредственно на ч. 1 ст. 27 ТК.

Трудовой кодекс РФ/Глава 3

Содержание

Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 23. Понятие социального партнёрства в сфере труда Править

Социальное партнёрство в сфере труда (далее — социальное партнёрство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Часть вторая утратила силу.

Статья 24. Основные принципы социального партнёрства Править

Основными принципами социального партнёрства являются:

уважение и учёт интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнёрства Править

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнёрства Править

Социальное партнёрство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнёрства Править

Социальное партнёрство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела Править

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к статье 27 ТК РФ:

Среди форм социального партнерства, предусмотренных в ст. 27 ТК, указаны прежде всего коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение, которые в наибольшей степени обеспечивают взаимодействие его сторон, содействуя наиболее полному согласованию интересов сторон договорного регулирования. Механизм реализации этой формы социального партнерства раскрывается в гл. 5 — 7 разд. II, ст. ст. 35 — 51 ТК (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Социальное партнерство осуществляется также в форме взаимных консультаций (переговоров) по вопросам коллективно-договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такие консультации осуществляются на всех уровнях системы социального партнерства.

Успешное их проведение организационно обеспечивается созданием по решению сторон на всех уровнях комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которых входят полномочные представители от каждой стороны. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Так, например, в задачи Российской трехсторонней комиссии, формируемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», входит не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (см. коммент. к ст. 35), но и осуществление консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.

Консультации на уровне организации проводятся в процессе участия работников в управлении организацией.

Отдельной формой социального партнерства рассматривается участие работников, их представителей в управлении организацией, основные виды которого предусмотрены в ст. 53 ТК (см. подробнее коммент. к ст. ст. 52, 53).

Законодательно выделена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

В соответствии со ст. 384 ТК комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного их числа. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в 10-дневный срок направить своих представителей в комиссию, в которой может рассматриваться большинство индивидуальных трудовых споров.

Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры, т.е. они рассматриваются: а) примирительной комиссией; б) с участием посредника и (или) в) в трудовом арбитраже (см. ст. 398 ТК и коммент. к ней), организация и деятельность которых базируются на принципах сотрудничества сторон социального партнерства. Постановлениями Минтруда России от 14.08.2002 N 57 и 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией и Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , в которых урегулированы многие процедурные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения коллективного трудового спора.

Комментируемая статья определила лишь основные формы социального партнерства. На практике используются и другие его формы, обеспечивающие содействие решению проблем в сфере труда. Они могут определяться действующим законодательством или сложившейся практикой. К ним относится создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов; участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами; рассмотрение и учет работодателем и органами государственной власти предложений профессиональных союзов.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх