Статья 216 к рф

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть 1 статьи 216 внесены изменения

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть 2 статьи 216 внесены изменения

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ статья 216 дополнена частью 3

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ статья 216 дополнена примечанием

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 214, 215 Уголовного кодекса РСФСР

См. комментарии к статье 216 Уголовного кодекса РФ

Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда

Новая редакция Ст. 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда — это комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными инспекциями по надзору и контролю за охраной труда, находящимися в структурах некоторых министерств, например Госсанэпиднадзором Минздравсоцразвития России.

2. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития. Министерство может вносить в Правительство проекты федеральных законов и иных правовых актов. Кроме этого, оно вправе самостоятельно принимать правовые акты в сфере охраны труда. Находящаяся в составе Минздравсоцразвития Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Государственное управление охраной труда возложено также на специальную Межведомственную комиссию по охране труда, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1056). Комиссия, возглавляемая министром труда, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

4. Государственное управление охраной труда в регионах осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Статья 216 УК РФ. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

Новая редакция Ст. 216 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 216 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба собственнику.

Основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления описаны соответственно в ч. 1, 2 и 3 коммент. статьи и охватывают неосторожные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, обеспечивающими охрану здоровья людей. Факультативными объектами могут быть здоровье человека, отношения собственности. В квалифицированном и особо квалифицированном составах преступления жизнь человека — дополнительный объект посягательства.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, которые свидетельствуют о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшем по неосторожности причинение соответствующего материального общественно опасного последствия. Активная форма преступного поведения возможна в производстве выемки горных пород с нарушением правил безопасности. Пассивное преступное поведение имеет место, например, при неограждении строительной площадки ответственным за это лицом.

4. В любом случае нарушение правил должно быть связано с ведением горных, строительных или иных работ.

4.1. Горные работы — это мероприятия по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, по строительству и ремонту подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т.д.) (абз. 1 п. 10 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

4.2. Строительные работы — это земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей (вне связи с горными работами) (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

4.3. К иным работам можно отнести прочие мероприятия, не связанные непосредственно с горными или строительными работами, но, так же как и они, ограниченные правилами безопасности, например мероприятия по разбору завалов разрушенного дома, очистке загрязненных городских объектов.

5. При проведении горных, строительных или иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаваторов, грейдеров, скреперов и т.д.) лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, подлежит УО за нарушение правил безопасности ведения этих работ независимо от факта движения машины. Если во время движения самоходной машины были нарушены правила дорожного движения, то содеянное в зависимости от наступивших последствий следует квалифицировать по ст. 12.24 КоАП или по ст. 264 УК РФ. При обнаружении умысла виновного на наступление предусмотренных статьей общественно опасных последствий содеянное может быть квалифицировано как преступление против жизни, здоровья, собственности.

6. Общественно опасные деяния квалифицируются по коммент. статье лишь в том случае, если нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности, в частности, от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений, иных общественно опасных последствий. Нарушение иных правил охраны труда, в том числе техники безопасности, должно квалифицироваться по ст. 143 (см. также абз. 1 п. 11 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления она отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, таким, как ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 18.12.2006) , Постановление Правительства РФ от 25.12.1998 N 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» (в ред. от 01.02.2005) , другим нормативам и правилам, детализирующим общие положения законов и постановлений.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 191; 2005. N 7. Ст. 560.

8. Правоприменитель, принимая решение о возбуждении УД, вынесении обвинительного заключения или обвинительного приговора, должен указать, какие именно пункты правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ нарушены виновным лицом, обосновать прямую причинную связь между нарушением правил, предусмотренных данными пунктами, и наступлением материальных общественно опасных последствий.

9. По законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления по неосторожности хотя бы одного из следующих материальных общественно опасных последствий: а) тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1); б) смерти одного человека (ч. 2) либо двух или более лиц (ч. 3). Причинение вреда здоровью человека средней тяжести как одно из общественно опасных последствий исключено из ч. 1, равно как иные тяжкие последствия исключены из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

9.1. Под вредом здоровью понимается нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций либо заболевание или патологическое состояние, возникшее в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических. Тяжкий вред здоровью определяется признаком опасности для жизни, а при отсутствии этого признака — последствиями причинения вреда здоровью: потерей зрения, речи, слуха; потерей какого-либо органа либо утратой органом его функций; неизгладимым обезображиванием лица; расстройством здоровья, соединенным со стойкой утратой общей трудоспособности при определившемся исходе, не менее чем на 1/3, а в случае неопределившегося исхода — длительностью расстройства здоровья свыше 120 дней; полной утратой профессиональной трудоспособности; прерыванием беременности; психическим расстройством; заболеванием наркоманией или токсикоманией (см. Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утв. Приказом Минздрава России от 10.12.1996 N 407) .
———————————
Медицинская газета. 1997. N 23, N 34. В силу того что Департаментом регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Минюста России отказано в государственной регистрации указанных Правил в связи с их противоречием действующему законодательству (см. письмо Минюста России от 15.08.2001 N 07/8280-ЮД), Министр здравоохранения РФ своим Приказом от 14.09.2001 N 361 отменил Приказ Минздрава России от 10.12.1996 N 407, коим были утверждены данные Правила (см. также Приказ Минздрава России от 21.03.2003 N 119). Образовался правовой вакуум. Тем не менее судебная практика по-прежнему ориентируется на положения указанных Правил. Примеч. науч. ред.

9.2. Крупный ущерб определяется согласно примечанию к коммент. статье и признается таковым, если сумма причиненного вреда превышает 500 тыс. руб.

9.3. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. В частности, в случае, когда виновное лицо предвидело возможность наступления материальных общественно опасных последствий в результате своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий либо лицо не предвидело возможности причинения указанного вреда в результате своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Возможно смешение административно-правовой и уголовно-правовой форм вины (см. п. 11.2 коммент. к ст. 215).

11. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и по роду своей деятельности обязанное соблюдать правила безопасности ведения горных, строительных или иных работ.

Другой комментарий к Ст. 216 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшими могут быть как работники соответствующих предприятий, так и иные лица, оказавшиеся в месте проведения работ.

2. Объективная сторона включает в себя деяние, общественно опасные последствия и причинно-следственную связь. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ может заключаться как в действии, так и бездействии, например неправильное крепление в лавах, необеспечение места производства указанных работ необходимыми средствами защиты.

Горными признаются работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например метрополитена, тоннелей и т.п.

Строительные работы — это земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом зданий, помещений, сооружений различного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой дорог, коммуникаций и т.п.

Под иными работами понимаются сходные с горными и строительными работы, которые обладают таким же высоким уровнем возможности причинения вреда и при проведении которых также необходимо соблюдать определенные правила (например, дезактивация местности или работы по газосварке). Таким образом, все виды работ, о которых идет речь в настоящей статье, связаны с использованием источников повышенной опасности либо сопряжены с опасностью для человека (работа на высоте).

3. Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба (примечание к статье).

4. Субъект преступления специальный: лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил производства горных, строительных и иных работ, либо иные работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 216 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект преступления — общественная безопасность при ведении горных, строительных и иных работ. Для основного состава преступления дополнительный объект — здоровье человека или отношения собственности, для квалифицированного — жизнь человека, для особо квалифицированного — жизнь двух и более лиц.

2. Потерпевший — любое лицо, которому причинен вред здоровью или смерть при ведении работ, указанных в диспозиции.

3. Объективная сторона — деяние (действие или бездействие), нарушающее установленные правила; последствия, указанные в ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 216, причинная связь между ними. Преступление окончено с момента фактического наступления последствий. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК. В каждом случае необходимо установить, какое именно правило при производстве горных, строительных или иных работ было нарушено.

4. Преступления, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены только по неосторожности.

5. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно связанное с выполнением указанных в статье работ, на которое возложены обязанности по соблюдению правил: ответственный по технике безопасности, рядовые работники.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 216 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность при ведении горных, строительных или иных работ. Дополнительный объект — здоровье человека или интересы собственности (ч. 1), а также жизнь человека (ч. ч. 2 и 3).

2. Перечень опасных производственных объектов приведен в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) . Такие объекты подлежат регистрации в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (в ред. от 24.11.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5938; 2005. N 7. Ст. 560; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2248; 2011. N 7. Ст. 979; N 48. Ст. 6942.

3. Понятие горных работ дано в Федеральном законе от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности» (в ред. от 10.07.2011) , в Единых правилах безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 09.09.2002 N 57 .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 25. Ст. 2647; 2007. N 31. Ст. 4010; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 31. Ст. 4155; 2011. N 19. Ст. 2707; РГ. 2011. N 159; 2012. N 159.

Горные работы представляют собой комплекс работ (производственных процессов) по проведению, креплению, поддержанию горных выработок и выемке полезного ископаемого. Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом включает деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации объектов открытых горных работ. Объектами открытых горных работ являются карьеры, прииски, дражные полигоны, объекты кучного выщелачивания, а также объекты разработки породных отвалов, некондиционных руд шахт, карьеров, гидроотвалов обогатительных фабрик, золоотвалов и шлакоотвалов теплоэлектроцентралей и металлургических предприятий. Строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, эксплуатация объектов открытых горных работ должны осуществляться в соответствии с проектами, выполненными с учетом требований указанного выше Федерального закона, а также Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) , Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 07.12.2011) и др., правилами и нормативной документацией в области промышленной безопасности. Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 50 утверждены Правила безопасности в угольных шахтах (в ред. от 20.12.2010) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2003. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 31. Ст. 4195; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; N 50. Ст. 7359.

РГ. 2003. N 120/1; 2004. N 71; 2011. N 16.

Под строительными работами понимается все строительное производство, т.е. производство общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений. В этот комплекс входят такие работы, как буровые, земляные, каменные, отделочные, монтажные, пусковые, наладочные, погрузочные, разгрузочные, ремонтные и другие работы на определенной строительной территории, а также вне строительной территории, но в связи с такими работами по подведению различных коммуникаций для поставки воды, тепла, газа, электричества и т.д.

Общие требования по проведению строительных работ, в том числе безопасности, установлены Постановлениями Госстроя России от 23.07.2001 N 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1: Общие требования. СНиП 12-03-2001» и от 17.09.2002 N 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2: Строительное производство. СНиП 12-04-2002» .
———————————
БНА. 2001. N 38.

Под иными работами понимаются работы, не связанные с горными и строительными работами, но приравненные к ним и также требующие при их проведении соблюдение определенных правил безопасности в связи с тем, что эти работы обладают таким же высоким уровнем возможного травматизма рабочих или причинения материального вреда, например установление и наладка подъемных кранов на строительном объекте, эскалатора, лифта, транспортера, иных механизмов в шахте, тоннеле и т.д.

4. Нарушения правил безопасности при ведении указанных работ охватывают также и случаи нарушений правил охраны труда и пожарной безопасности, поэтому не требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 143 или 219 УК (см. также п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.1991 N 1).

Во избежание ошибок при квалификации действий, повлекших вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.), судам следует иметь в виду, что если лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях — за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.1991 N 1).

5. Объективная сторона преступления выражается в действиях, связанных с нарушением указанных правил (например, отдача Приказа или распоряжения о производстве работ с нарушением правил ведения горных работ), или в бездействии (например, невыполнение требований контролирующего органа о соблюдении правил безопасности при проведении строительных работ), повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб.

6. Состав преступления материальный, считается оконченным с момента, когда причинен тяжкий вред здоровью хотя бы одному человеку либо причинен крупный материальный ущерб, сумма которого согласно примеч. к данной статье превышает 500 тыс. руб.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

8. Субъект преступления специальный — лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (мастер, начальник цеха, инженер и др.).

9. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, а ч. 3 — повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.