Статья 214 п2

Статья 214 НК РФ. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации

СТ 214 НК РФ.

1. Сумма налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налог) в отношении
доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом
положений настоящей статьи.

2. Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами
Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей
главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только
в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор
(соглашение) об избежании двойного налогообложения.
В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает
сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит
возврату из бюджета.

3. Исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с настоящей главой налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 настоящего Кодекса.

4. Исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов
по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии с настоящей статьей с учетом
положений статьи 226.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 214 Налогового кодекса

Комментируемая статья действует в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В статье 214 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы в отношении доходов от долевого участия в организации.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что сумма налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом положений статьи 214 НК РФ.

При этом абзац первый пункта 2 статьи 214 НК РФ возлагает на налогоплательщика НДФЛ обязанность самостоятельно производить определение суммы налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 НК РФ.

Абзац второй пункта 2 комментируемой статьи устанавливает право налогоплательщика НДФЛ произвести уменьшение налога на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Абзац 3 пункта 2 комментируемой статьи устанавливает важное правило, согласно которому в случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

В письме Минфина России от 31.10.2013 N 03-04-06/46565 разъясняется, что сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по формуле Н = К x Сн x (д — Д), где Д — общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков — получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

Таким образом, если российская организация — налоговый агент, выплачивающая дивиденды физическому лицу, сама получала дивиденды от иностранной организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговой ставке 0 процентов, суммы таких дивидендов, полученных от иностранной организации, не учитываются при расчете суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию налоговым агентом при выплате дивидендов физическому лицу.

Пункт 3 статьи 214 НК РФ гласит, что исчисление суммы и уплата НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с главой 23 НК РФ налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 НК РФ, в порядке, предусмотренном статьей 275 НК РФ.

В письме от 27.08.2010 N 20-14/3/[email protected] налоговый орган, пояснял, что если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с главой 23 НК РФ, то полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

Таким образом, доход, полученный при осуществлении инвестиций на фондовом рынке стран Европейского сообщества, составляющими которого являются доход от сделок с ценными бумагами и дивиденды, относится к доходу, полученному от источников за пределами РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту своего учета по окончании налогового периода.

Например, физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, получило доходы от оказания услуг в иностранном государстве. С данным государством заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. При выплате данных доходов в иностранном государстве была удержана сумма налога, превышающая исчисленную в соответствии с главой 23 НК РФ. Однако физическое лицо не имеет права претендовать на возврат налога в силу нормы, закрепленной в абзаце 4 статьи 214 НК РФ.

Заметим также, что в соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.

Таким образом, возврат налога, уплаченного в бюджет иностранного государства, не может производиться из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В письме от 04.10.2010 N 03-04-06/2-233 Минфин России отметил, что возможность отказа налогоплательщика от получения дивидендов действующим законодательством не предусмотрена.

День отказа налогоплательщика от причитающихся ему дивидендов в пользу организации, которая их выплачивает, по мнению официального органа, является датой фактического получения дохода, который подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

В письме от 25.08.2009 N 03-03-06/1/548 официальный орган указал, что в случае выплаты акционерным обществом дивидендов своим акционерам на акционерное общество возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога.

В письме Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24892 разъясняется, что в отношении налогообложения доходов от реализации акций, полученных при учреждении акционерного общества, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При последующей реализации акций, полученных учредителями акционерного общества при его учреждении, налоговая база определяется в общем порядке, установленном статьей 214.1 НК РФ.

Если оплата акций при учреждении акционерного общества была произведена акциями другого общества, выплаченными в качестве дивидендов, расходами по приобретению акций вновь учрежденного акционерного общества является сумма дивидендов, выплаченная акциями.

Статья 214 УПК РФ. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

Новая редакция Ст. 214 УПК РФ

1. Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

2. Если суд признает постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения. Если суд признает постановление прокурора, дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его прокурору для исполнения.

3. Возобновление производства в соответствии со статьями 413 и 414 настоящего Кодекса по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

4. Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до сведения лиц, указанных в части третьей статьи 211 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 214 УПК РФ

1. Постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о возобновлении предварительного следствия (дознания) состоит из:

а) вводной части, в которой отражаются:

— город, день, месяц и год его составления;

— наименование следственного органа (органа прокуратуры), классный чин или звание, фамилия, инициалы руководителя следственного органа (прокурора), принявшего решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о возобновлении предварительного следствия (дознания);

— номер уголовного дела;

б) описательно-мотивировочной части, где указываются:

— фабула (краткое описания обстоятельств преступления);

— обстоятельства, повлекшие прекращение предварительного следствия;

— дата его прекращения;

— основания отмены постановления о прекращении уголовного дела;

— ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 39 (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 162, ст. 214 УПК РФ), а в случае возобновления производства в соответствии со ст. ст. 413 и 414 УПК РФ — и на указанные статьи (пункт, часть ст. 413 УПК РФ), которыми руководствовался руководитель следственного органа (прокурор), принимая данное решение;

в) резолютивной части.

2. В резолютивной части фиксируются:

— само решение (как об отмене постановления о прекращении уголовного дела, так и о его возобновлении) и номер уголовного дела;

— об установлении срока дополнительного предварительного расследования (до какого количества суток);

— решение и данные об извещении обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (процессуальное положение, фамилия и инициалы каждого из них) о принятом решении.

3. Аналогична форма постановления об отмене прекращения уголовного преследования.

4. Изложение в постановлении об отмене незаконного или необоснованного решения руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, — обязательное требование к содержанию рассматриваемого процессуального документа.

5. Составленное прокурором постановление должно быть «незамедлительно», то есть в течение тех же суток направлено руководителю следственного органа.

6. Четырнадцатисуточный срок принятия решения об отмене постановления руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а равно закрепленные в первом предложении ч. 1 к.с. требования к содержанию рассматриваемого постановления распространяются и на аналогичные ситуации по делам частного обвинения.

7. Заинтересованные лица, о которых идет речь во втором предложении ч. 1 к.с., — это не только потерпевшие, таковыми могут быть любые иные лица, чьи права, свободы и (или) законные интересы затронуты проверяемым прокурором постановлением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

8. До принятия решения о возобновлении производства по ранее прекращенному уголовному делу в соответствии со ст. ст. 413 и 414 УПК РФ прокурор согласно ст. 415 УПК РФ, если в сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, указанных в п. п. 1 — 3 ч. 3 ст. 413 УПК РФ, своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу.

9. Если в сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК РФ.

10. По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу руководитель следственного органа на основании полномочий, предоставленных ему п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, отменяет постановление о прекращении уголовного дела следователя и возобновляет по нему предварительного расследование. Аналогичное постановление дознавателя отменяется прокурором (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Им же возобновляется производство дознания.

11. При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство (ч. 2 ст. 416 УПК РФ). Об этом решении также доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжалования указанного постановления.

12. См. также: комментарий к ст. ст. 24 — 28, 37, 125, 148, 211, 413, 414 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Как явствует из содержания ч. 1 комментируемой статьи, прокурорское реагирование на незаконное или необоснованное прекращение уголовного дела или уголовного преследования в стадии предварительного расследования различно, в зависимости от того, кто принял решение о таком прекращении. Отменить постановление следователя по данному вопросу прокурор не вправе. Как орган надзора за процессуальной деятельностью этого должностного лица, обладающего процессуальной самостоятельностью, близкой к судейской, прокурор может лишь поставить вопрос об отмене постановления следователя перед руководителем следственного органа, который принимает решение по данному вопросу самостоятельно. В отличие от сказанного по отношению к дознавателю прокурор сохранил полноту своих процессуальных полномочий, он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возобновить производство по нему, что для дознавателя носит обязательный характер.

2. Суд же по жалобе стороны вправе признать незаконным или необоснованным решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, принятое как следователем, так и дознавателем, и одновременно об обязанности устранить допущенное нарушение норм УПК РФ. Практически это означает, что руководитель следственного органа или орган дознания обязаны возобновить производство по данному уголовному делу.

3. Если отменено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица, то это означает, что восстанавливается прежнее ранее предъявленное лицу обвинение. Поэтому стороны, естественно, должны знать о таком повороте дела: о возобновлении предварительного следствия следователь или прокурор обязаны сообщить обвиняемому, подозреваемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к статье 214 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие государственной собственности в Российской Федерации. Согласно Конституции и комментируемой статье под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ — республик в ее составе, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, законодательные нормы, в которых используется термин «государственная собственность», в равной степени должны применяться как к федеральной собственности, так и к собственности субъектов РФ, если не указано иное.

2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).

3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, ЛК и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.

Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).

4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

5. В п. 4 комментируемой статьи определены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. ст. ст. 113 — 115, 120, 294 — 300 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании); 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства).

Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).

6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

Статья 214. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации

1. Сумма налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налог) в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом положений настоящей статьи.

2. Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

3. Исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с настоящей главой налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 настоящего Кодекса.

4. Исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии с настоящей статьей с учетом положений статьи 226.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 214 НК РФ

Статья 214 НК РФ посвящена особенностям уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации.

Определение дивиденда, используемое в целях налогообложения, приведено в ст. 43 части первой НК РФ. Так, дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Для целей налогообложения не признаются дивидендами:

— выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

— выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

— выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 214 НК РФ исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с настоящей главой налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным ст. 224 НК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения п. 3 ст. 214 НК РФ действуют в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с настоящей главой налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным ст. 224 НК РФ без указания на то, что исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.

Однако исходя из абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ следует, что налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ.

полученных от источников в Российской Федерации

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от дивидендов установлены ст. 214 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 214 НК РФ исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным ст. 224 НК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ).

Дивиденды, полученные физическими лицами от организации, являются объектом налогообложения по НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Организация, выплачивающая дивиденды физическим лицам, признается налоговым агентом. Налоговый агент определяет сумму НДФЛ отдельно по каждому физическому лицу применительно к каждой выплате дивидендов по налоговой ставке 13% в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 210, п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Отметим, что ставка налога на прибыль организаций, установленная в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, для целей исчисления НДФЛ не применяется, поскольку применение положений одной главы НК РФ для целей другой его главы возможно только в силу прямого указания на это в соответствующей главе НК РФ (Письмо Минфина России от 10 сентября 2014 г. N 03-04-06/45395).

Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов,

исчисляется налоговым агентом по формуле:

Н = К x Сн x (Д1 — Д2),

где Н — сумма налога, подлежащего удержанию;

К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской

Сн — налоговая ставка в размере 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ;

Д1 — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению российской организацией в пользу всех получателей;

Д2 — общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков — получателей дивидендов, при условии что указанные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных российской организацией в виде дивидендов.

При этом, по мнению Минфина России, показатель Д1, используемый в формуле, применяемой для расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов, включает общую сумму дивидендов, подлежащую распределению российской организацией в пользу всех получателей, в том числе и распределяемых в пользу иностранных организаций и физических лиц — нерезидентов Российской Федерации.

При определении показателя Д1 учитываются также и выплаты, с которых налог на прибыль не удерживается, в частности это касается случаев выплаты дивидендов по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов и публично-правовых образований.

При этом при применении указанной формулы следует учитывать, что коэффициент К, используемый в формуле п. 5 ст. 275 НК РФ, представляет собой отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией, также включающей дивиденды, подлежащие распределению в пользу иностранных организаций и физических лиц — нерезидентов Российской Федерации.

При этом, поскольку п. 2 ст. 275 НК РФ не установлено иное, при определении показателя Д2 — суммы дивидендов, полученных самой организацией, распределившей дивиденды, в расчет принимаются дивиденды за минусом ранее удержанного с них налога, полученные как от российских, так и от иностранных организаций, за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, то есть дивидендов, облагающихся по ставке 0%.

Вышеуказанные разъяснения были даны Минфином России в Письме от 11 июня 2014 г. N

Пример. Участниками ООО являются 2 физических лица, каждый из которых является налоговым резидентом РФ. Доля первого участника в уставном капитале ООО составляет 60%, доля второго участника — 40%. Согласно решению общего собрания участников ООО часть чистой прибыли, полученной по результатам деятельности за предыдущий год, в сумме 1 000 000 руб. распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале ООО. При этом ООО само не получает доходов в виде дивидендов от долевого участия в других организациях.

Определим, в каком размере подлежат выплате дивиденды каждому из участников ООО и в каком размере должен быть исчислен НДФЛ с доходов в виде дивидендов.

Сумма начисленных дивидендов составляет:

1) первому участнику — 600 000 руб. (1 000 000 руб. x 60%);

2) второму участнику — 400 000 руб. (1 000 000 руб. x 40%). Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию:

1) у первого участника, составит 78 000 руб. (600 000 руб. / 1 000 000 руб. x 13% x (1 000 000 руб. — 0 руб.));

2) у второго участника, — 52 000 руб. (400 000 руб. / 1 000 000 руб. x 13% x (1 000 000 руб. — 0 руб.)).

Удержать НДФЛ организация должна в момент фактической выплаты дивидендов участникам (абз. 2 п. 4 ст. 226 Налогового Кодекса РФ).

Сумма удержанного НДФЛ должна быть уплачена организацией в бюджет не позднее дня перечисления дивидендов на банковские счета физических лиц — участников (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Как правило, дивиденды выплачивают по итогам года. Однако общее собрание акционеров может принять решение выплачивать дивиденды и по итогам квартала (полугодия, девяти месяцев). Это так называемые промежуточные дивиденды. Сумму прибыли, подлежащую распределению, также определяет общее собрание акционеров.

В бухгалтерском учете задолженность организации по выплате дохода в виде дивидендов отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов».

В случае если дивиденды выплачиваются физическому лицу — участнику организации, который при этом является ее работником, задолженность по выплате дохода в виде дивидендов отражается записью по дебету счета 84 и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — Инструкция по применению Плана счетов), утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г.

Порядок расчета налога на прибыль и налога на доходы физических лиц зависит от того, получала сама организация дивиденды от других юридических лиц или нет.

В первом случае сначала из общей суммы, выдаваемой учредителям, нужно вычесть полученные дивиденды. Эту разницу надо умножить на долю в уставном капитале каждого учредителя. И уже с полученных сумм следует удержать налоги. Так поступают в отношении учредителей-резидентов.

Налогообложение дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации

В соответствии с п. 2 ст. 214 НК РФ сумма НДФЛ в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 23 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами России, определяется налогоплательщиком — резидентом РФ самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов. При этом налогообложение этих доходов производится по ставке 13%.

Налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих по состоянию на 1 января 2013 г., приведен в Информационном письме Минфина России (Информационное письмо Минфина России «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 1 января 2013 года).

При этом, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную по правилам гл. 23 НК РФ, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

Отметим, что с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил положения абз. 1 п. 2 ст. 214 НК РФ, согласно которому предусматривается, что сумма НДФЛ в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ, т.е. по ставке 13%.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ .

———————————
См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица . Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

———————————
См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота .

———————————
Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит ст. 1069 ГК РФ, устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

5. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

———————————
В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

Комментируемая статья в п. 2 фактически содержит основание возникновения права собственности в силу закона. В соответствии с этой нормой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, ГК РФ подтверждает факт правопреемства Российской Федерации после распада СССР, являвшегося собственником всех земель.

Цитированное положение рассматривается в судебной практике как основание для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности . Е.А. Суханов полагает невозможным применение данного основания возникновения права собственности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена «презумпция их принадлежности только государственным образованиям», а поэтому «для этих объектов… не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения» (ст. ст. 225, 234 ГК) . Некоторые авторы, напротив, возникновение права собственности на землю на основании приобретательной давности считают возможным, хотя и с некоторыми ограничениями.

———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 10 октября 2008 г. N 11590/08 по делу N А40-58234/07-49/542.

Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 213 — 214.

6. В более очевидных ситуациях, когда происходит завладение иными объектами государственной собственности помимо земельного участка, препятствий к возникновению права частной собственности в силу приобретательной давности нет. При этом, как отмечает Пленум ВАС РФ, поскольку с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР» (1 июля 1990 г.) утратили силу положения ст. 90 ГК РСФСР 1964 г. о нераспространении исковой давности на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, при применении положения п. 4 ст. 234 ГК РФ в отношении государственного имущества с этого момента действуют общие нормы об исчислении срока исковой давности .

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

7. Осуществление права государственной собственности возложено на органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ эти функции в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, возложены на Правительство РФ, которое, в свою очередь, наделяет соответствующими полномочиями федеральные министерства и ведомства. Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в соответствующей сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным данному Министерству. Министерство информационных технологий и связи РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным этому Министерству. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению от их имени в отношениях собственности могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.