Ст211 ук рф комментарии

Оглавление:

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

СТ 211 УК РФ.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного
состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы
на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные
тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи,
сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической
деятельности, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются суда воздушного транспорта (ст. 32 Воздушного кодекса РФ), суда водного транспорта (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и иные законы), железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. их противоправным самовольным перемещением; б) захватом судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. противоправным завладением ими и установлением над ними контроля. Захват по времени предшествует угону. Способы угона и захвата могут различаться (прямое применение физического или психического насилия к экипажу (локомотивной бригаде), обслуживающему персоналу, пассажирам; отдаленное установление контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом с помощью технических средств и т.д.).

3. Преступление признается оконченным: при захвате — с момента установления контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом, а при угоне — с момента начала движения либо (если захват произошел в движении) с момента получения контроля над направлением движения и возможности изменения последнего.

4. При наличии цели хищения содеянное квалифицируется как хищение.

5. Иные тяжкие последствия в ч. 3 представляют собой аварии, серьезный сбой графиков работы транспорта и т.п.

6. Угон и захват с целью угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы РФ), квалифицируются по совокупности со ст. 211 УК.

Угон и захват, выступающие в качестве способа совершения террористического акта либо осуществления иной террористической деятельности, образуют особо квалифицированный состав преступления (ч. 4) и квалифицируются по совокупности с этими преступлениями.

Комментарии к СТ 211 УК РФ

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Комментарий к статье 211 УК РФ:

1. Объект преступления — общественная безопасность.

2. Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) угон указанного судна либо состава или б) захват такого судна или состава в целях угона.
Угон — это противоправное завладение судном или составом и использование их для полета, поездки или в качестве плавающего средства.
Захват — это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

4. Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК); в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Содержание признаков, указанных в п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, совпадает с аналогичными признаками захвата заложника (ст. 206 УК).
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, означает причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза может выражаться в запугивании убийством, причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

8. Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК) либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов и т.п.

Ст. 211 УК РФ с комментариями

#image#Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава — размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать четвёртой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 211 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

  1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона
    — наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
  2. Те же деяния, совершенные:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) утратил силу;
    в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия,
    — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,
    — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
  4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряжённые с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности,
    — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарии к статье 211 УК РФ

Объект преступления — общественная безопасность.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:

  • угон указанного судна либо состава или
  • захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — это противоправное завладение судном или составом и использование их для полёта, поездки или в качестве плавающего средства.

Захват — это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК);
  • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Содержание признаков, указанных в п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, совпадает с аналогичными признаками захвата заложника (ст. 206 УК). Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, означает причинение лёгкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза может выражаться в запугивании убийством, причинением лёгкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК) либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьёзном нарушении графика полётов, движения поездов и т.п.

Ст. 211 УК РФ с комментариями

В Уголовном кодексе предусмотрено наказание за угон водного или воздушного судна, подвижного ж/д состава, а также захват их в целях угона. Ответственность установлена ст. 211 УК РФ.

Состав преступления характеризуется как формальный. Деяние считается оконченным в момент приведения ТС средства в движение или когда угонщик получил реальную возможность лично управлять средством или же установил контроль над судном (составом)/его экипажем.

За угон или захват без отягчающих признаков виновному, согласно ч. 1 ст. 211 УК РФ , грозит тюремное заключение на 4-8 лет с дополнительным ограничением свободы до года или без такового.

Квалифицирующие признаки

Они приведены в ч. 2 ст. 211 УК РФ . Квалифицирующими признаками угона/захвата указанных выше ТС являются совершение деяния:

  1. Несколькими субъектами по предварительному сговору.
  2. Сопряженное с насилием, представляющим опасность для здоровья/жизни или с угрозой его применения.
  3. С использованием оружия/предметов, выступающих в качестве него.

Наказание виновным установлено в виде тюремного заключения на 7-12 лет. Дополнительно по решению суда может вменяться до 2-х лет ограничения свободы.

Особо квалифицирующие признаки

Если деяния, ответственность за которые устанавливается частями первой и второй ст. 211 УК РФ , совершены лицами в составе организованной группы либо повлекли гибель человека по неосторожности, равно как и другие тяжкие последствия, виновным грозит тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно по усмотрению суда может вменяться ограничение свободы на 1-2 г.

В ч. 4 ст. 211 УК РФ предусмотрены санкции за указанные выше деяния, сопряженные с совершением теракта или другим видом террористической деятельности. Виновные в этом случае наказываются тюремным заключением на 15-20 лет с дополнительным ограничением свободы на 1-2 г. либо лишением свободы пожизненно.

Ст. 211 УК РФ с комментариями

Преступление, санкции за которое предусматривает рассматриваемая норма, представляет повышенную опасность. Злоумышленники, в первую очередь, посягают на здоровье и жизнь пассажиров и экипажа (членов бригады ж/д состава). Кроме того, сохранность транспортного средства, перевозимого им груза находится под угрозой.

В качестве дополнительного объекта преступления выступают коммерческие интересы владельца ТС или груза, отношения собственности.

Воздушные суда

К ним относят летательные устройства, которые приводятся в движение двигателем, используемые для перемещения грузов и людей по воздуху, проведения спортивных мероприятий, научных исследований и так далее. В их числе, например, самолет, вертолет, мотодельтаплан, дирижабль, воздушный шар, планер и пр.

Водные суда

Ими являются плавательные средства, которые приводятся в движение с помощью двигателя или силой ветра, а также иные ТС, предназначенные для перевозки грузов и людей по воде (под водой), буксировки, добычи ископаемых, проведения научных исследований, технических, строительных работ, культурных, спортивных мероприятий и пр.

К водным, в частности, относят озерные, морские и речные суда (за исключением маломерных), корабли, теплоходы, паромы, баржи, подлодки, плавучие сооружения и так далее.

Подвижной ж/д состав

Им считается средство передвижения по рельсовому полотну, предназначенное для транспортировки груза или перевозки пассажиров, выполнения строительных работ и так далее.

К подвижному ж/д составу относят, в частности, паровозы, поезда и вагоны, электро- и автодрезины, электровозы и так далее.

Объективная часть

Согласно положениям ст. 211 УК РФ , она выражается в угоне или захвате железнодорожного состава, водного/воздушного судна.

Угоном называют самовольное противоправное перемещение ТС. При квалификации деяния по ст. 211 УК РФ расстояние, на которое было осуществлено перемещение, значения не имеет.

Захватом считается незаконное установление контроля над ТС, в результате которого возможность его перемещения зависит от усмотрения и воли злоумышленника. Виновный при этом может управлять транспортом лично или понуждать экипаж, пассажиров или иных лиц выполнять его указания, применяя угрозы или физическое насилие.

Субъективная часть

Она характеризуется прямым умыслом виновного. Преступник понимает, что действия, которые он совершает, противоправны, угон/захват приведут к негативным последствиям для экипажа или пассажиров, и желает их наступления.

Для субъективной стороны захвата одним из обязательных признаков является цель – угон. При этом мотивы, по которым совершается преступление, при квалификации не имеют значения.

Конечная цель может быть любой. К примеру, угон/захват направлен на совершение теракта, незаконное пересечение Госграницы, хищения груза, находящегося на судне/в ж/д составе, контрабанды и пр. При выявлении признаков других преступлений деяние квалифицируется по ст. 211 УК РФ и соответствующей нормы Кодекса в совокупности.

Субъектом преступления является 16-летнее вменяемое физлицо.

Важный момент

Если захват совершен для иных целей (не для угона) либо ТС не перемещается, ответственность по ст. 211 УК РФ не наступает. К примеру, виновный захватил судно для удержания людей в заложниках и в качестве условия их освобождения выдвигает определенные требования на месте захвата. В таких ситуациях содеянное охватывается соответствующими статьями. К примеру, при захвате заложников ответственность наступит по 206 статье УК.

Применение оружие или других предметов в качестве него

В п. «г» части 2 рассматриваемой нормы имеется в виду любое оружие: боевое, холодное, огнестрельное, газовое и другое, не предусмотренное в ФЗ № 150.

В качестве предмета, используемого как оружие, может выступать любой предмет, принесенный заранее или подобранный на месте преступления, если он приспособлен для причинения ущерба здоровью человека.

Прочие тяжкие последствия

Это понятие считается оценочным. В качестве «иных последствий» можно рассматривать аварию, крушение судна или ж/д состава, причинение значительного материального вреда, обусловленного повреждением/уничтожением перевозимого груза. К ним также следует относить нанесение вреда здоровью (среднетяжелого и тяжкого) нескольким потерпевшим, дезорганизацию работы транспортной компании, загрязнение природной среды и пр.

Посягательство на жизнь при угоне/захвате

Субъективная часть при наступлении смерти потерпевшего по неосторожности либо других тяжких последствий характеризуется виной в двух формах.

В первую очередь, это прямой умысел. Он относится к действиям. Дополнительная форма — неосторожность (небрежность либо легкомыслие) – относится к последствиям, которые наступили в результате действий виновного.

Посягательство на жизнь в процессе захвата/угона в рамках ст. 211 квалифицируется по совокупности со статьями 105, 277, 317, 295, в зависимости от того, кто стал потерпевшим.

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 211

1. К воздушным суднам относятся любые летательные аппараты независимо от формы собственности (государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевого назначения (пассажирские, транспортные, санитарные и т. д.): самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары и другие летательные устройства, полет на которых требует соблюдения мер безопасности.

2. Водное судно — сооружение для перевозки по воде грузов и пассажиров, предназначенное для промышленных, военных, научно-исследовательских и иных целей. Оно может быть морским и речным, самоходным и несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.

3. К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения железнодорожного транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны и т. д.

4. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют действия, выразившиеся в: а) угоне указанных судна или состава или б) их захвате.

5. Угон — это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом как во время стоянки, так и во время следования по маршруту с последующим его удержанием во время движения судна или состава по маршруту, избранному преступником. Угон является оконченным с начала движения судна или состава по маршруту, избранному виновным, независимо от продолжительности такого движения.

6. Захват — это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом во время их стоянки или во время следования по маршруту.

7. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 (см. комментарий к ст. 116), и другие, менее опасные виды насилия (например, насильственное лишение свободы). Насилие может применяться к членам экипажа воздушного или водного судна, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного подвижного состава, к пассажирам, персоналу аэродрома, вокзала.

8. Часть 2 ст. 211 предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при отягчающих обстоятельствах.

9. О понятии преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, см. комментарий к ст. 35.

10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.

11. О насилии, опасном для жизни или здоровья, см. комментарий к ст. 206.

12. О применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, см. комментарий к ст. 162.

13. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах.

14. О совершении преступления организованной группой см. комментарий к ст. 35.

15. О причинении смерти по неосторожности см. комментарий к ст. 109. Умышленное лишение жизни человека при угоне или захвате судна или состава не охватывается ст. 211 и требует квалификации по совокупности с ч. 2 ст. 105 (п. «к», а в зависимости от обстоятельств дела и п. «б» или «в»).

16. К иным тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, разрушение транспортного средства, существенное загрязнение окружающей среды и т. д.

17. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, отвечает за те преступления, совершенные им при угоне или захвате судна или состава, ответственность за которые наступает с четырнадцатилетнего возраста (см. ст. 20).

18. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, а также совершенного организованной группой (ч. 3), характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает угон или захват судна или состава, а также общественную опасность этих действий и желает этого.

Субъективная сторона угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 211), характеризуется двойной формой вины (см. комментарий к ст. 27) — прямым умыслом к действиям по угону или захвату и неосторожностью по отношению к указанным в ч. 3 последствиям. Лицо предвидит, что в результате указанных в ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должно было и могло их предвидеть. В целом такое преступление является умышленным преступлением.