Ст 84 об охране здоровья

Оглавление:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 22 октября, 1, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 30 сентября, 14, 29 декабря 2015 г., 5, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 1, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 19 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию настоящего Федерального закона, см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 ноября 2011 г. N 1377

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
21 ноября 2011 года
N 323-ФЗ

Новый закон призван заменить Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. Он определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников.

Среди основных принципов охраны здоровья — доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Региональным органам исполнительной власти с 1 января 2012 г. передаются полномочия муниципалитетов по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медпомощи. На них также с 2014 г. возлагаются федеральные полномочия по обеспечению лекарствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Для их закупки регионам из федерального бюджета выделят субвенции.

Предусмотрено утверждение порядков оказания и стандартов медпомощи. Причем первые с 2013 г. будут обязательны для исполнения всеми медорганизациями страны. Четко разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Вводится понятие паллиативной медпомощи — избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Сохраняется ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).

Закрепляется право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребенком в стационаре в течение всего времени его лечения. При этом спальное место и питание будут тоже предоставлять бесплатно, если ребенку нет 4 лет либо совместное нахождение с ним обусловлено медицинскими показаниями. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий. Предусмотрены меры по сокращению числа абортов. Женщине будут давать минимум 2 дня на обдумывание своего решения.

Вводятся ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. С 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации. Последняя представляет собой подтверждение готовности заниматься меддеятельностью по определенной специальности в соответствии с порядками оказания и стандартами медпомощи. С 1 сентября 2017 г. закрывается интернатура.

Лечащий врач выдает больничный единолично на срок до 15 дней (ранее — до 30 дней), дальнейшее продление возможно через врачебную комиссию.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие (в основном — 1 января 2012 г.).

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 101 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2011 г. N 263, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г., за исключением пунктов 4 и 5 статьи 4 изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ

Действие части 4 статьи 80 приостановлено до 1 января 2016 г. в части утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на плановый период

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
09.05.15

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 2 изменений, вступающего в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 314-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон об охране здоровья граждан. Что нужно знать кадровику

21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Многие его положения применяются с 1 января 2012 г. и, конечно, касаются частной жизни каждого из нас. Но положения этого документа представляют профессиональный интерес и для работников кадровых служб: по роду своей деятельности кадровику приходится сталкиваться с медицинскими аспектами взаимоотношений с работниками. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.

НА № 5‘2012 В первую очередь отметим, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» (далее — Закон об охране здоровья) содержит развернутый понятийный аппарат (ст. 2). Такие понятия, как «здоровье», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «лечение», «пациент», «заболевание», «качество медицинской помощи», наконец получили свое определение.

Кстати сказать

Выбираете между коммерческой клиникой и государственной (муниципальной)? Тогда изучите порядок оказания платных услуг, изложенный в ст. 84 Закона об охране здоровья.

Следует знать, что платные услуги бывают двух видов:

  • платные медицинские услуги, предоставляемые гражданам по их желанию при оказании медицинской помощи,
  • платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и иные), предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказываются за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги.

Закон об охране здоровья объясняет понятия «медицинский работник», «фармацевтический работник» и др., что немаловажно для кадровиков, работающих в сфере здравоохранения.

Если в ваши обязанности входит заключение договоров добровольного медицинского страхования, внимательно изучите положения закона о качестве медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи Закон об охране здоровья понимает совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Один из наших сотрудников длительное время находится на больничном. Приносит «закрытый» листок нетрудоспособности и тут же заявляет, что на работу не выходит, так как продолжает болеть. Нас такая ситуация настораживает. Можем ли мы поинтересоваться в поликлинике, чем так долго болеет работник?

Что ж, давайте оценим перспективы обращения с подобным запросом в медицинскую организацию. Проблема сохранения врачебной тайны с каждым годом становится все более актуальной. Врачебную тайну согласно Закону об охране здоровья составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ч. 1 ст. 13). Теперь по сравнению с ранее действовавшим законодательством запрет на ее разглашение установлен даже после смерти человека. Согласие на разглашение конфиденциальных сведений при жизни необходимо получать в письменной форме.

Часть 4 ст. 13 Закона об охране здоровья перечисляет, когда возможна передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Такое право, помимо органов дознания, следствия и суда, получили органы уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и контроля поведения условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается также:

  • в целях учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  • в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и т. д.

Запомните: вы вправе получить полное представление о состоянии пациента в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Как видим, здесь также возможно разглашение врачебной тайны.

Ваша ситуация не единственная. На практике часто возникают подобные вопросы. Например, можно ли заглянуть в медицинскую карту долго болеющего сотрудника? И здесь ответ отрицательный. Медицинская карточка не является секретной только для самого пациента: согласно ч. 4 ст. 22 Закона об охране здоровья пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Раз уж мы заговорили о медицинской документации, то отметим, что Закон об охране здоровья (ст. 22) предоставляет пациенту либо его законному представителю право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Один наш «вечно больной» работник приносит больничные, каждый раз подписанные другим врачом-терапевтом. Закрадывается сомнение — то ли документы поддельные, то ли работник специально ходит по разным поликлиникам (где его еще не знают) и притворяется больным. Честное слово, не знаю, что и подумать в такой ситуации. Имеются ли законные основания для такого «хождения по врачам»?

Не спешите обвинять работника в мошенничестве. Вполне возможно, что ваш коллега просто пользуется своим правом на выбор врача и выбор медицинской организации (ст. 19 Закона об охране здоровья). Посмотрите на ситуацию с другой стороны: если такое происходит, то тот механизм выбора, который заявлен в ч. 2 ст. 21 Закона об охране здоровья, наконец-то заработал.

Так, для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин выбирает не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача- педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Вопросами охраны труда обязан заниматься каждый работодатель. Но наибольшее внимание к здоровью работников должны проявить те работодатели, у которых на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы. Если ваши сотрудники трудятся в подобных условиях, то внимательно ознакомьтесь со ст. 24 Закона об охране здоровья.

В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ, проходят обязательные медицинские осмотры.

Статья 46 нового Закона дает определение понятия «медицинский осмотр» — это комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Новый порядок проведения медосмотров начал действовать с 1 января 2012 г. в связи с принятием Минздравсоцразвития России приказа от 12.04.2011 № 302н, которым утверждены три приложения:

Приложение № 1: перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

Приложение № 2: перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

Обратите внимание! В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации

Приложение № 3: порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. И еще: все медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Зачем проводятся медосмотры при приеме на работу и какие бывают виды медосмотров?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 46 Закона об охране здоровья. Важно, что законодатель «вспомнил» про существование как предсменных и предрейсовых, так и послесменных и послерейсовых медицинских осмотров. Выделим следующие виды медицинских осмотров:

1) профилактический медицинский осмотр, проводимый для раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу для определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью для динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Чем отличается медицинский осмотр от диспансеризации?

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Диспансерное наблюдение — это динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование состояния здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и медицинской реабилитации указанных лиц.

Согласно ст. 27 Закона об охране здоровья граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

Об этом нелишне будет напомнить инвалиду, отказывающемуся от реализации выданной ему «Индивидуальной программы реабилитации инвалида». Также вполне законным представляется отправить домой сотрудника, имеющего на руках открытый больничный лист, но явившегося на работу. Напомните им, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Кстати сказать

Работодатель еще не озаботился формированием здорового образа жизни персонала? Напрасно! Ведь это – одно из динамично развивающихся направлений социальной политики в работе с коллективом, что подтверждается ст. 30 Закона об охране здоровья. Некоторые работодатели отправляют работников делать профилактические прививки, другие – раздают абонементы в физкультурно-спортивные организации, третьи – выплачивают надбавку некурящим сотрудникам.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н утв. перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи

Кадровикам и специалистам по охране труда, на наш взгляд, следует разбираться в видах медицинской помощи. Ведь целый ряд нормативных документов обязывают обучать персонал приемам оказания первой помощи.

Если вы решили обеспечить коллектив аптечкой и некоторыми медицинским изделиями (тонометром, градусником и др.), прочитайте требования к медицинским изделиям, которые выдвигает ст. 38 Закона об охране здоровья.

НА № 8‘2012Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. На территории РФ разрешается обращение только медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. А потому будет вестись государственный реестр медицинских изделий и организаций, производящих и изготавливающих медицинские изделия.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Глава 7 Закона об охране здоровья посвящена вопросам медицинской экспертизы и медицинскому освидетельствованию.

Обратите внимание! О видах и условиях оказания медицинской помощи читайте на www.hr-portal.ru

Прежде всего, хочется отметить, что этот раздел нового закона упорядочил теоретические вопросы в данной области медицины. Во-первых, ч. 1 с. 58 дает определение медицинской экспертизы. Во-вторых, ч. 2 ст. 58 вводит классификацию медицинских экспертиз.

В нашей стране проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

Кадровику имеет смысл познакомиться более основательно со ст. 59 Закона об охране здоровья, где рассказывается о целях и порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности. За этим сложным термином кроется процедура выдачи больничных листов.

Такая экспертиза проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. А в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.?

Важно отметить, что продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Работник длительное время приносит больничные, и конца этому не видно. Как долго он может находиться на больничном?

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы для оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Таким образом, если работник болеет более четырех месяцев подряд, то целесообразно поинтересоваться у него: поднимался ли вопрос медиками о направлении его в учреждение МСЭ для установления инвалидности. Медико-социальная экспертиза проводится для определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Кадровику важно знать еще и о таких видах экспертизы, как экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией (ст. 63 Закона об охране здоровья).

Экспертиза профессиональной пригодности проводится для определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. Этот вид экспертизы проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

А вот экспертиза связи заболевания с профессией проводится для установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью. Она проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

Чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра?

Сравним понятия, установленные в статьях 46 и 65 Закона об охране здоровья.

Как видим, у этих мероприятий разные цели.

Видами медицинского освидетельствования являются (ч. 2 ст. 65):

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Если в настоящее время медики и фармацевты для осуществления профессиональной деятельности имеют сертификат специалиста, как того требовала ст. 54 Основ законодательства, то после вступления в силу соответствующих частей ст. 69 Закона об охране здоровья (с 1 января 2016 г.) эти работники должны будут иметь свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитацию специалист проходит по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 Закона об охране здоровья).

По-прежнему действует правило о том, что эти категории работников обязаны иметь профильное образование необходимого уровня.

Так, право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части?

розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на ведение фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации.

Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.

Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

Важно: лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании, сдачи экзамена по специальности в установленном законодательством порядке (если иное не предусмотрено международными договорами РФ).

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Обратите внимание! Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования утв. приказом Минздрав- соцразвития России от 25.01.2011 № 29н

По работе вы наверняка сталкивались с персонифицированным учетом, который ведет Пенсионный фонд РФ. Вот и медицинские организации будут принимать участие в ведении персонифицированного учета (ст. 91 Закона об охране здоровья). Персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности — обработка персональных данных о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги.

Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

НА № 5‘2011В целом можно отметить, что Закон об охране здоровья отвечает реалиям сегодняшнего времени, тем отношениям, которые сложились в сфере здравоохранения в последние годы, пытается урегулировать те вопросы, которые остались ранее за рамками законодательства. Хочется верить, что на практике нормы столь необходимого закона не останутся пустыми декларациями. Ведь все мы периодически обращаемся в медицинские организации. К тому же сталкиваемся в той или иной степени с «медициной» по работе. Так что следите за изменениями в законодательстве: новый закон требует принятия большого количества подзаконных актов, более подробно регулирующих многие его положения.

Подписаться на журнал «Справочник кадровика»

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.08.0012, Год: 2012, Номер: №9
Автор: Французова Людмила Владимировна

Статья 84. Оплата медицинских услуг

1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

3. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.

4. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

5. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;

2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона.

6. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Охрана здоровья: новые подходы

  • Матулевич Владимир | эксперт журнала «Юридический справочник руководителя»

В опросы здоровья актуальны всегда. Тем более что в конце прошлого года вступил в силу новый федеральный закон об охране здоровья. Он пришел на смену существенно устаревшему закону 1993 года. Какие же новые веяния XXI века учли законодатели? Как новый закон отразится на обычных гражданах? Кто теперь отвечает за медицину? Найдем ответы на эти и другие волнующие всех вопросы.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о здоровье, Закон № 323-ФЗ) урегулировал большой круг вопросов – от общих принципов охраны здоровья до полномочий медработников и фармацевтов (ст. 1). Надо отметить, что такой важный и масштабный документ был принят достаточно оперативно – всего за семь месяцев. Между тем жаркие споры в процессе принятия не обошли его стороной.

Много воды утекло

Можно смело утверждать, что Закон о здоровье – это базовый нормативный документ для всей сферы здравоохранения и оказания медицинской помощи. Он не призван ломать или в корне перестраивать сложившуюся структуру здравоохранения. Его задача – приблизить к современным реалиям то, что явно устарело в этой сфере, а также ввести правовую регламентацию тех явлений и процессов, которые вообще не упомянуты в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

С 1993 года существенно изменилась и экономическая конъюнктура, и структура органов исполнительной власти, и организационные основы оказания самой медицинской помощи. Помимо многочисленных реформ и «модернизаций», уже иначе разграничены полномочия органов власти федерального (регионального) уровня и местного самоуправления. Разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект «Здоровье». Принято большое количество законодательных актов в различных областях, которые непосредственно влияют на права граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

В соответствии со всем этим сами собой возникли правовые пробелы, а иногда – и явные противоречия, коллизии. Законодатели посчитали непродуктивным вносить огромное количество изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Поэтому было принято решение разработать новый базовый документ.

Определились с понятиями

Большой плюс Закона № 323-ФЗ уже в том, что он, в отличие от документа 1993 года, содержит наиболее значимые для здравоохранения понятия и их определения. Это крайне важно, ведь сама по себе сфера специфическая и требует особых, даже деликатных подходов. А специалистов юридического профиля в этой области найти подчас затруднительно.

Общий терминологический аппарат позволит сформировать единую правоприменительную практику. Так, впервые законодательно закреплены понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «диагностика», «лечение», «медицинская деятельность», «медицинская организация», «заболевание» и многие другие (ст. 2).

Под медицинскими организациями Закон № 323-ФЗ имеет в виду юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих медицинскую деятельность. К ним приравнены и индивидуальные предприниматели.

Интересно, что первоначально в проект закона предполагалось ввести понятие профессиональной ошибки медицинского работника (врачебной ошибки). Ею должно было признаваться добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента. Однако данная норма не была поддержана и не вошла в закон. Стоит отметить, что такое определение по меньшей мере слишком расплывчато.

«Работающие» принципы

Принципы, по которым будет строиться охрана здоровья, теперь более детализированы. Вдобавок сформулированы новые: приоритет интересов пациента, качество медицинской помощи, врачебная тайна и др.

Но есть ряд интересных моментов:

  • о бесплатной составляющей здравоохранения – ни слова в формулировках самих принципов (ст. 4);
  • присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него (ст. 20);
  • не оговорен вопрос относительно возможности вести исследования, связанные с клонированием человека;
  • введен приоритет профилактики заболеваний над их лечением;
  • установлена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Значение последнего принципа в конце 2011 года значительно возросло. Связано это с внесением изменений и дополнений в УК РФ. А именно – в «медицинские» и «околомедицинские» статьи. Наказания стали строже, их набор был расширен. Прежде всего речь идет, конечно, о ст. 124 «Неоказание помощи больному».

В статьях 5–13 Закона о здоровье каждый принцип раскрыт и конкретизирован. Так что в 2012 году страна уже живет по новым принципам охраны здоровья. А вот полноценное применение порядков оказания и стандартов медицинской помощи отодвинуто до 1 января 2013 года (п. 4 ст. 10). Попутно уточним, что на сегодняшний день Минздравсоцразвития России утвердило более сорока порядков оказания медицинской помощи по различным заболеваниям и состояниям. А вот стандарты министерству еще предстоит утвердить и зарегистрировать в Минюсте России.

По поводу стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России выпустило специальное информационное письмо от 24.11.2011 № 14-3/10/2-11668. Одно из его положений гласит: если у больного в процессе лечения выявлены признаки развития конкурирующего, фонового или сопутствующего заболевания, то его лечение проводится уже по иному стандарту медицинской помощи.

Доступность и качество

Пожалуй, наиболее насущно выяснить, что законодатель вложил в принцип доступности и качества медицинской помощи. Критерии установлены следующие (ст. 10):

  • оказание медицинской помощи по принципу близости к месту жительства (работы, учебы);
  • необходимое количество квалифицированных медицинских работников;
  • выбор медицинской организации и врача;
  • оказание медицинской помощи по утвержденным нормативам – порядкам и стандартам;
  • предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856);
  • размещение медицинских организаций (государственных и муниципальных) и иных объектов инфраструктуры здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;
  • беспрепятственное и бесплатное использование медработником связи или транспорта для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию (при угрозе жизни и здоровью).

Из общего смысла Закона о здоровье становится ясно, что предложено, как минимум, два критерия оценки качества оказанной медицинской услуги. Ими выступают два вида нормативных актов, которые утверждает Минздравсоцразвития России (ст. 37):

  • порядки оказания конкретного вида медицинской помощи;
  • стандарты медицинской помощи.

Названные документы имеют ключевое значение, так как их обязаны соблюдать все медицинские организации любой формы собственности (ч. 1 ст. 37). Таким образом, это основополагающие документы, на которые нужно ссылаться при доказывании врачебной ошибки (почти недоказуемой), а также степени качества оказанной медицинской услуги.

Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.

«Молчание врачей»

Получил развитие принцип соблюдения врачебной тайны. Сама по себе она включает (ст. 13):

  • факт обращения гражданина за медицинской помощью;
  • состояние здоровья и диагноз;
  • иные сведения, полученные при обследовании и лечении.

На разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, отныне необходимо получить от гражданина либо его законного представителя письменное согласие (ранее – просто согласие). Целями разглашения могут быть обследование и лечение пациента, научные исследования, обучение будущих специалистов.

Еще одно новшество Закона о здоровье заключается в том, что дано важное уточнение: обязанность хранить врачебную тайну продолжает действовать и после смерти человека (ч. 2 ст. 13).

Некоторых работодателей по ряду причин может интересовать состояние здоровья работника. В этом случае тоже нужно его письменное согласие на раскрытие врачебной тайны. Однако в Законе № 323-ФЗ есть исключения (части 3 и 4 ст. 13), которые, кстати, касаются не только сферы трудовых отношений. Это такие ситуации, как угроза распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений, расследование несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Несколько расширен перечень оснований, по которым врачебная тайна может быть раскрыта без согласия гражданина или его законного представителя. Помимо запроса органа дознания и следствия, суда в связи с расследованием или судебным процессом, подобную возможность получили органы уголовно-исполнительной системы. Такие полномочия предоставлены им при исполнении уголовного наказания и осуществления контроля за поведением:

  • осужденного;
  • условно осужденного;
  • осужденного с отсрочкой отбытия наказания;
  • лица, освобожденного условно-досрочно.

Также вполне оправданная мера – сделать более «подвижным» принцип врачебной тайны в отношении несовершеннолетних наркоманов (токсикоманов).

Закон о здоровье ввел четыре абсолютно новых основания, когда врачебная тайна может быть раскрыта (п. 7–10 ч. 4 ст. 13). Назовем их:

  • расследование несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • обмен информацией между медицинскими организациями в целях оказания медицинской помощи (с соблюдением норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);
  • учет и контроль в системе обязательного социального страхования;
  • контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

И нашим, и вашим

Конституцией РФ установлено, что координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению РФ и субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72). В связи с этим Закон о здоровье уточнил полномочия каждого уровня власти, вплоть до местных администраций.

Так, дополнен круг полномочий Минздравсоцразвития России. В него, в частности, вошли:

  • установление требований к структуре и штатам медицинских организаций;
  • реализация мероприятий по спасению жизни людей и защите их здоровья при чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение единства измерений в сфере охраны здоровья;
  • установление и проведение единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Также исключительно за федеральными органами исполнительной власти закреплены полномочия по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности медицинской помощи, медицинских изделий, лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам (п. 8 ч. 1 ст. 14).

И вот одна из самых важных позиций Закона № 323-ФЗ: полномочия по организации первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее неоправданно возложенные в большинстве своем на бюджетно-немощные органы местного самоуправления, теперь закреплены за региональными властями (п. 5 ч. 1 ст. 16). Таким образом, основной объем полномочий, связанных с обеспечением бесплатной медицинской помощью, ляжет на плечи субъектов РФ. Установлено, что федеральный бюджет в этом им поможет.

Местные власти отвечают за организацию оказания медицинской помощи, только если это полномочие им делегировано руководством субъекта РФ (ч. 2 ст. 16).

Помимо государственного регулирования, Закон № 323-ФЗ предусматривает, что управлять охраной здоровья смогут саморегулируемые организации (п. 6 ч. 1 ст. 29). Прежде всего речь идет о СРО, представляющих частную систему здравоохранения. Их главной задачей станет решение чисто профессиональных вопросов медицины.

Право выбора

Все права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья собраны в главе 4 Закона № 323-ФЗ. Перечень прав пациента (почему-то закрытый) приведен в ч. 5 ст. 19. К ним относятся:

  • выбор врача и медицинской организации;
  • профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в благоприятных санитарно-гигиенических условиях;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли от заболевания и (или) медицинского вмешательства доступными методами и лекарствами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии здоровья;
  • получение лечебного питания в стационаре;
  • защита сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства (согласие и отказ теперь обязательны в письменной форме);
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск адвоката, законного представителя, священнослужителя.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лишь декларировали право выбирать врача (врача общей практики, семейного врача, лечащего врача), а также лечебно-профилактическое учреждение. Закон № 323-ФЗ раскрыл механизм реализации этого права в рамках как бесплатной, так и платной медицины. При этом есть только одно ограничение: врач не может набрать себе лишнее количество пациентов, так как есть нормы, которые нельзя превышать.

Предусмотрено право пациента на информацию о медицинской организации, ее деятельности, работниках, включая их образование и квалификацию (ч. 7 ст. 21). Причем все это вполне согласуется с относительно недавно принятым Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Закон о здоровье предполагает, что все лечебные учреждения должны либо иметь свой информационный ресурс в Интернете, либо данные должны распространяться в самом учреждении. В итоге это поможет выбрать, где и у кого лечиться.

В большинстве случаев выбирать между медицинскими учреждениями можно, если они (ч. 4 ст. 21):

  • принимают участие в территориальной программе бесплатной медицинской помощи;
  • оказывают медицинскую помощь по соответствующему профилю.

Виды медпомощи: новый подход

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан виды медицинской помощи были выделены однобоко: государственная, муниципальная и частная. Эта градация отчасти осталась, но подход изменился. Итак, теперь структура такая:

  1. виды медицинской помощи:
    • первичная (доврачебная, врачебная, специализированная);
    • специализированная (в т.ч. высокотехнологичная);
    • скорая (в т.ч. скорая специализированная);
    • паллиативная (облечение боли, страданий и т.п.);
  2. условия оказания:
    • вне медицинской организации;
    • амбулаторное;
    • в дневном стационаре;
    • стационарно;
  3. формы оказания:
    • экстренная;
    • неотложная;
    • плановая.

«Надо посовещаться»

Много внимания в Законе о здоровье уделено врачебным комиссиям и консилиумам врачей (в прежнем законе они упоминались лишь вскользь). Ведь именно на них возложено решение вопросов в наиболее сложных и конфликтных случаях, а именно при:

  • профилактике;
  • диагностике;
  • лечении;
  • трансплантации органов и (или) тканей человека;
  • медицинской реабилитации;
  • оценке качества оказанной помощи (услуг) (например, обоснованность назначения определенного лекарства);
  • обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
  • даче информированного добровольного согласия;
  • определении трудоспособности и профессиональной пригодности некоторых категорий работников и т.д.

Важно, что новый закон закрепил порядок создания и формирования комиссии и консилиума. Также перечислены их функции, компетенция и порядок принятия решений (оформление протокола и пр.).

Медицинские изделия – на особом контроле

Как известно, почти любая медицинская помощь, процесс лечения и реабилитации не обходятся без применения специальных инструментов, оборудования, материалов и пр. Закон о здоровье впервые дал определение понятию медицинского изделия, закрепил порядок его применения и обращения на территории России (ст. 38). Во многом это связано с тем, что большинство изделий медицинского назначения имеют иностранное происхождение.

Сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также об их производителях будут вноситься в государственный реестр и одновременно размещаться в сети Интернет. И это большой шаг вперед, так как ранее правовое регулирование данного вопроса фактически отсутствовало.

Обязательный этап государственной регистрации медицинского изделия – экспертиза его качества, эффективности и безопасности. Кстати, пошлина за госрегистрацию медицинского изделия на сегодняшний день составляет 3000 рублей (подп. 101 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Вопросы репродукции

Общественность уже давно отметила, что законодательство в сфере охраны здоровья не в полной мере отвечает современным реалиям. Хотя бы потому, что возникло такое явление, как суррогатное материнство. Для кого-то это бизнес, для кого-то – последний шанс продлить свой род. Поэтому Закон о здоровье детально урегулировал вопросы репродукции человека, долгое время остававшиеся за гранью внимания законодателя.

Закон № 323-ФЗ предусматривает следующие права граждан в этой области:

  • право на применение вспомогательных репродуктивных технологий (донорский и (или) криоконсервированный генетический материал, суррогатное материнство);
  • право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству;
  • право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его расе, национальности, внешних данных.

Следующие права заявлены как бесплатные (ст. 51):

  • консультации (по медицинским показаниям) по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых и опасных заболеваний, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также медико-генетические и другие консультации и обследования в государственных медицинских организациях в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства;
  • присутствие при родах (отца ребенка или иного члена семьи) с согласия женщины;
  • совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи стационарно в течение всего периода лечения и независимо от возраста (одного из родителей, иного члена семьи, иного законного представителя).

В Законе № 323-ФЗ определен момент рождения ребенка – это момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст. 53).

Закон о здоровье также уточнил процедуры стерилизации (лишения способности к воспроизводству) и искусственного прерывания беременности. Так, стерилизация может быть проведена только по письменному заявлению гражданина старше тридцати пяти лет либо имеющего не менее двух детей. А при наличии медицинских показаний и согласия гражданина – независимо от возраста и наличия детей (ч. 1 ст. 57).

Российские законодатели также учли международный опыт. Он нашел воплощение в норме, согласно которой возможна медицинская стерилизация совершеннолетнего лица, признанного недееспособным, по заявлению его законного представителя с учетом мнения самого недееспособного (ч. 2 ст. 57). Аналогичная судебная процедура установлена для принятия решения об искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной (ч. 7 ст. 56).

Новый подход к вопросам смерти

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан о смерти сказана лишь пара слов. При этом, что считать смертью, не было определено вообще. В Законе № 323-ФЗ медицинским мероприятиям, связанным со смертью человека, посвящена отдельная глава 8.

Главное нововведение заключается в том, что правовое регулирование вопросов определения момента смерти и реанимационных мероприятий передано с регионального на федеральный уровень. Теперь Закон о здоровье непосредственно регулирует эти отношения.

Моментом смерти человека является (ч. 1 ст. 66):

  • биологическая смерть (необратимая гибель);
  • смерть мозга.

Далее закон вносит важные уточнения: биологическая смерть – это наличие ранних и (или) поздних трупных изменений, а смерть мозга – полное и необратимое прекращение всех его функций, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. При этом биологическую смерть констатирует врач или фельдшер, а смерть мозга – обязательно консилиум врачей (вдобавок обязательно присутствие анестезиолога-реаниматолога и невролога).

Также в Законе о здоровье нашел отражение вопрос, который активно обсуждался, вызывал споры, но никоим образом не был закреплен нормативно. Речь об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях. Оно возможно в следующих случаях (ч. 1 ст. 68):

  • при наличии письменного нотариально удостоверенного волеизъявления лица, сделанного им при жизни;
  • если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия супруга, близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Экспертиза – отдельно, освидетельствование – отдельно

Закон о здоровье четко разграничил медицинскую экспертизу и медицинское освидетельствование. Это понадобилось в связи с присутствием в некоторых законах норм об обязательном проведении медицинского осмотра для вынесения заключения о состоянии здоровья гражданина (оно нужно, например, чтобы приобрести некоторые права или привлечь к ответственности). К видам медицинского освидетельствования Закон № 323-ФЗ относит (ч. 2 ст. 65):

  • освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, владению оружием, профессии и др.

Нормы об экспертизе временной трудоспособности (ст. 59 Закона № 323-ФЗ) напрямую затрагивают правила выдачи и оформления листков нетрудоспособности (приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»). Основное изменение заключается в том, что единовременно больничный может быть выдан на 15 календарных дней включительно, а не на 10 дней, как раньше.

Требования к медикам – жестче

В Законе № 323-ФЗ существенно ужесточены требования к медицинским и фармацевтическим работникам.

С 2016 года выдачу сертификатов специалиста заменит процедура аккредитации с периодичностью не реже одного раза в пять лет (ч. 3 ст. 69). По сути это определение готовности лица, получившего образование, к реализации своих знаний на практике. Поэтому до 2016 года будут в корне пересмотрены образовательные стандарты медиков и фармацевтов.

Допуск к конкретным видам помощи медработник получит на основании индивидуального листа допуска. Причем будет возможность непрерывно расширять количество допусков в зависимости от умений и навыков.

Давно не секрет, что некоторые медицинские работники имеют связь с фармацевтическими компаниями и их представителями. При выписке пациенту лекарства такая «дружба» может нарушить и принцип беспристрастности врача, и в целом требования медицинской этики. Чтобы предотвратить эту порочную практику, законодатель наложил ряд ограничений на медицинских и фармацевтических работников (ст. 74). В определенной степени они схожи с антикоррупционными мерами по отношению к госслужащим – не принимать подарки, деньги, в том числе на оплату развлечений и отдыха, не рекламировать лекарства, не принимать у себя представителей фарминдустрии и др.

Ужесточены требования и к медицинским организациям. Теперь они обязаны страховать свою ответственность перед пациентами в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью (п. 10 ч. 1 ст. 79). Ожидается, что во исполнение этой обязанности в ближайшем будущем будет разработан Федеральный закон «Об обязательном страховании пациентов при оказании им медицинской помощи».

Оплата медицинских услуг

До вступления в силу Закона о здоровье вопросы предоставления платных медицинских услуг были урегулированы лишь отчасти. Это приводило и к неконтролируемому росту их предложения на рынке, замещению ими бесплатной медицинской помощи и развитию теневого рынка.

В Законе № 323-ФЗ сделана попытка разграничить платные услуги и бесплатную медицинскую помощь. Интересно, что первоначально соответствующую статью планировалось назвать «Платные медицинские услуги». Однако конечное ее наименование стало более расплывчатым – «Оплата медицинских услуг».

Закон № 323-ФЗ выделил (ч. 1 ст. 84):

  • платные медицинские услуги;
  • платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и др.).

Причем платные медицинские услуги должны оказываться в строгом соответствии с нормативными порядками (стандартами), утвержденными Минздравсоцразвития России. То есть так же, как и бесплатная помощь. Но это правило вступит в силу только с 2013 года.

Платные услуги могут оказываться (ч. 4 ст. 84):

  • в полном объеме стандарта (порядка);
  • в качестве разовых консультаций, процедур, диагностик, иных услуг;
  • сверх стандарта (порядка).

И очень важное дополнение Закона о здоровье, которое касается абсолютно всех (ч. 8 ст. 84): оказание платных медицинских услуг в полной мере подпадает под Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Так что судитесь на здоровье.