Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Статья (старшая группа) на тему:
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству .

Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие -то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает :

— содержательный компонент — овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни русского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

— эмоционально-побудительный — переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому пропитому родной страны, восхищение народным творчеством, любви к родному языку, природе края.

— деятельный компонент — реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно — волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.

Период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.

Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы — самобытная нация.

Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям — любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне.

Опираясь на возрастные особенности старших дошкольников, попытаемся выделить следующие особенности воспитания патриотизма старшего дошкольного возраста .

1.Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края. «Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад, родная улица, село, город, край» — все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке понятие и чувство Родины.

2.Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris — родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Зарождение таких чувств внутренне обусловлено, как показали исследования Я.З. Неверович. Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др., тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка .

3.На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора — потешки, песенки, сказки.

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Общеспецифическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности.

Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.

Данные, полученные в результате исследований А. Д. Кошелевой, показывают, что формы совместной деятельности, где успехи одного зависят от достижений другого, где требуется координация усилий и согласование выполняемых действий, в общем способствуют установлению положительных эмоциональных отношений. Однако наблюдаются случаи, когда при хорошо налаженных деловых отношениях эмпатия, сочувствие друг к другу у детей недостаточно развиты.

Среди зарубежных социальных психологов распространена точка зрения, что межличностные отношения изначально предопределены эмоциональным отношением членов группы, симпатиями или антипатиями по отношению к лицам из собственного опыта, обладающими теми или иными свойствами .

Исследования отечественных ученых говорят, что исходными здесь является не прошлый опыт, а формы практического взаимодействия субъекта с окружающими, формы взаимодействия, направленные на достижение каких-либо практических целей, на оказание помощи другому человеку, на удовлетворение его потребностей, на облегчение его страданий и т. д., что необходимо требует ориентировки на состояние этого другого, на его нужды, на его радости и печали. На основе внешнего практического взаимодействия с окружающими, формы которого культивируются обществом, у ребенка вырабатываются внутренние эмоциональные отношения к людям, зарождаются эмпатийные переживания, играющие важную роль в развитии нравственных мотивов поведения.

Основным, а на ранних возрастных ступенях — единственным видом деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее на базе внешней, практической деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя форма деятельного аффективно-образного воображения, этого, по определению Л.С. Выготского, «второго выражения» человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и трансформируются, развиваются.

Если на относительно ранних стадиях возрастного и функционального развития аффекты возникают, так сказать, post factum, когда ребенок уже столкнулся с определенной аффектогенной ситуацией или когда его действия уже привели к положительным или отрицательным результатам, то позднее возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основывающаяся на эмоциональном предвосхищении возможных последствий предпринимаемых действий и значения той ситуации, которая возникнет при их завершении для самого ребенка и для окружающих.

Развитие способности к эмоциональному предвосхищению позволяет ребенку заранее не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков, что дает возможность избежать ошибочных, не соответствующих его основным потребностям и ценностным установкам действий, которые легко могли бы возникнуть под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их последствия не были заранее осмыслены и пережиты эмоционально. В основе такого предвосхищения лежит, по-видимому, та функциональная система интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Л.С Выготский считал характерным для высших специфически человеческих чувств. Включаясь в эту систему, эмоции становятся умными, обобщенными, предвосхищающими, а процессы интеллектуальные, функционируя в данной ситуации, приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего столь важную роль в смыслоразличении и целеобразовании.

Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не человека, а некие хитроумные логические машины. Согласно его психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных, внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре художественной, в сокровищах искусства.

4. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: Мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».

5.Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. И.А. Ильин в этой связи писал: «воспитать (русского ребенка) и воспитать в нем характер — значит прежде всего, — открыть ему, его инстинкту, его глубокому иррациональному чувствилищу, его страсти способность и счастье беззаветно любить: Родину :и верить в нее».

Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев) . Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни.

Соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Например, народные традиции дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа (у русских людей — доброту, щедрость, оптимизм). Атмосфера праздника сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого: и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники». Душа народа, высокие традиционные национальные ценности: открытость, совестливость, ответственность и справедливость — успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

6.Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он — созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Свободный труд, как учил К.Д. Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. По мнению Г.Н. Волкова, «природа — один из важнейших факторов народной педагогики, она — не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.

Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества — экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики — с естественностью народного воспитания. Природа — это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины — родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому». Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз. » .

Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию — как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я. А. Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В. А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания» (А.М. Кушнир), всей человеческой жизни.

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности ребенка.

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практическо¬го опыта общественного поведения (метод приучения, по¬каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); (формирование у дошкольни¬ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе¬ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто¬рой группе автор относит метод убеждения, положитель¬ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы¬строена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой , — на активизации механизма патриотического воспитания, — но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования патриотического поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме¬тоды формирования патриотического сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро¬вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас¬сификации методов патриотического воспитания, хотя наибо¬лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль¬тат они дают лишь при определенных условиях:

-любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от¬носится к детям любого возраста — и младенческого, и до¬школьного, и школьного;

-метод должен быть реальным, осуществимым, он тре¬бует логического завершения;

-для использования метода должны быть заранее под¬готовлены условия, средства;

-метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить¬ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;

-методы воспитания следует применять тактично. Вос¬питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие- большое искусство, кото¬рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

-при подборе методов следует учитывать степень слож¬ности формируемого качества;

-проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз¬можные результаты воздействия их на конкретного ребен¬ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш¬ком сильную реакцию — от выбранного метода следует от¬ыматься;

-применение методов патриотического воспитания требу¬ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до¬школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь¬ный и постоянный результат.

Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима¬нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче¬стве, каких мы ожидаем;

-преобладающими в патриотическом воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого методе без организации наблюдения, а также практики поведение ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

-методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, лежат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются:

-формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;

-формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;

-воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;

-формирование в ребенке национального духовного характера;

-развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;

-совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;

-тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;

-создание эвристической среды в детском саду и в семье;

-создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.

2.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания. //Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

4.Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 3. — С. 2.

5.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3 — С. 6-13.

6.Жуковская Р.И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста // Советская педагогика. — 1974. — № 4.

7.Зурабова К. Как воспитывать защитника. //Дошкольное воспитание. 2003. — №2. С.39 – 42.

8.Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. — М.: Просвещение, 2006.

9.Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы. //Дошкольное воспитание. 2008. — №4. С.66-70.

10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2002. – 416с.

11.Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления до школьников с социальной действительностью. — М., 1988.

12.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 2005. № 10. С.10-19.

13.Коргажинская С. Воспитание патриота. //Дошкольное воспитание. 2006. №6. С.27-30.

14.Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. //Воспитание школьников. 2007. № 5. С.2-8.

15.Нестеркина Л. День защитника Отечества. //Дошкольное воспитание. 2007. — №2. С.119-120.

16.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. — М.: «Академия», 2002. — 192 с.

17.Лесняк В.И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения. //Педагогика. 2006. -№5. С.52-60.

18.Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. //Педагогика. 2006. -№5. С.110-114.

19.Лутовинов В.И.Проблемы воспитания патриотизма. //Педагогика. 2008. -№7. С.50-54.

20.Родной край. //Под ред. С.А.Козловой. — М., 1987.

21.Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. //Педагогика. 2007 — №1.С.93-102.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей в детском саду.

Патриотическое воспитание ребенка — основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в шко.

Целью семинара — практикума «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей .

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей » Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе».

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор.

Методы и приёмы для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Вера Башкатова
Методы и приёмы для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Методы и приёмы, используемые для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня все чаще и серьезнее говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, о воспитании любви к Родине. А что же такое патриотизм? Патриотизм — это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее — в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Для полноценного патриотического воспитания можно использовать разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;

• рассказ воспитателя;

• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе.

• беседы о родном городе, его истории;

• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна города, птичьих голосов русского леса и пр. ;

• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);

• знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр. ;

• организация тематических выставок;

• участие в общественных и календарных праздниках;

• участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят детей, постепенно расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Каждый ребенок должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Нужно объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу.

Не менее важным условием воспитания любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Конечно чувство Родины начинается — с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Можно совместно с родителями создать семейные альбомы. Дети с большим удовольствием рассказывают о своей семье.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен родной край.

Воспитанникам будет интересна история родного города, они захотят узнать больше о родном крае. Нужно изучать литературу по краеведению, собрать необходимые материалы, которые пригодятся в работе.

Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и уважение к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания.

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание – это.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Конспект занятия в рамках патриотического воспитания «Города героев» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия в рамках патриотического воспитания «Города героев» для детей старшего дошкольного возраста Содержание: дошкольники.

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.

Нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Аркашева Светлана Анатольевна Павличенко Елена Викторовна БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №38» Нравственно — патриотического.

Основные средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста А. С. Текаева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева руководитель Н. Г. Спиренкова, канд. пед. наук, доцент Основные средства и методы патриотического.

Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» Руководитель проекта воспитатель.

Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №2 «Алсу»

Визитная карточка

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город. Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.