Собственность иностранных юридических лиц граждан и лиц без гражданства

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 3 статьи 15 настоящего Земельного кодекса РФ признано не противоречащим Конституции РФ

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ до установления Президентом Российской Федерации указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам

О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Собственность иностранных юридических лиц граждан и лиц без гражданства

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 15 ЗК РФ, судебная практика применения

Перечень приграничных территорий

Иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Любой собственник выкупленной недвижимости имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок

В пункте 9 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016г. № 3 (2016) содержатся следующие разъяснения:

«Граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного у публично-правового образования, имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена эта недвижимость, на льготных условиях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», независимо от того, приобрели ли они недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

В порядке приватизации государственного имущества общество приобрело в собственность объекты недвижимости.

В последующем право собственности на указанные объекты по ряду сделок перешло К.

К. и уполномоченным органом заключен договор купли-продажи земельного участка, занятого указанными объектами недвижимости. В соответствии с этим договором стоимость земельного участка определена на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» .. в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Полагая, что при исполнении договора купли-продажи он произвел переплату установленной законом выкупной цены, которая должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, К. уступил предпринимателю требование о взыскании излишне уплаченной суммы.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим иском к уполномоченному органу.

..Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации … оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.

Из содержания п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Кроме того, ограничительное толкование положения п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ привело бы – в нарушение закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства – к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Таким образом, физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ.

Иное толкование нормы п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Норма абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого п. 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупить земельный участок по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.

Поскольку в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ , определяя цену земельного участка, стороны должны были руководствоваться императивной нормой п. 1 ст. 2 Закона № 137, установление в договоре выкупной цены сверх размера, предписанного законом, противоречит указанным нормам, и К. обладает правом на возврат излишне уплаченных сумм».

Собственность иностранных юридических лиц граждан и лиц без гражданства

8. СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Часть 1 ст. 36 Конституции РФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

На основании пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

При этом в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ определено, что права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и федеральными законами. Данные права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земельное законодательство (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) закрепляет право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Понятие и содержание права собственности: Видео

Приобретение и использование земельных участков иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации

Страницы в журнале: 63-67

В.А. БАКУЛИНА,

аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы

Исследуется правовое регулирование приобретения земельных участков иностранными субъектами; анализируются вопросы, сопряженные с имеющимися в законодательстве Российской Федерации ограничениями, связанными с приобретением земельных участков иностранными юридическими и физическими лицами, а также пробелы, существующие в законодательстве и требующие разрешения.

Ключевые слова: право собственности, земельный участок, иностранные физические лица, иностранные юридические лица, аренда земельных участков.

Acquisition and use the ground areas foreign citizens and foreign legal bodies in territory of the Russian Federation

Legal regulation of acquisition of the ground areas by foreign subjects is investigated; the questions interfaced with available in legislation of the Russian Federation by restrictions, connected with acquisition of the ground areas foreign legal and physical persons, and also the blanks existing in the legislation and demanding the permission are analyzed.

Keywords: ownership right, land lot, foreign natural entities, foreign legal entities, lease of land lots.

Собственностью граждан и юридических лиц могут являться земельные участки, право собственности на которые приобретается на основании общих положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю — этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Гарантией реализации данного принципа служат положения земельного и гражданского законодательства страны, которыми не закрепляются препятствия к приобретению земельных участков гражданами России. Однако законодательство Российской Федерации определило ряд ограничений при покупке земельных участков гражданами и юридическими лицами других государств. Тема приобретения земельных участков иностранными субъектами получает свою актуальность и так или иначе отражена в работах таких ученых-юристов, как О. Раскина, Н.Н. Мисник, С.А. Боголюбов, А.П. Анисимов и др.

В российском законодательстве содержится достаточное количество норм, которые определяют статус иностранного гражданина и иностранных юридических лиц на территории нашего государства, в том числе существуют положения, регулирующие права и обязанности иностранных граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации. Рассмотрим эти нормы и определим порядок использования земельных участков, находящихся на территории Российской Федерации, иностранными гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, «не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Иностранное юридическое лицо, наряду с иностранной организацией, подпадает под понятие иностранного инвестора, введенное ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. »

В свою очередь Конституция РФ определяет порядок осуществления прав и исполнения обязанностей иностранными гражданами: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). Конкретизация данной нормы закреплена в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, подтверждающем, что «права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами».

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно порядок приобретения земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами закреплен в земельном законодательстве, а именно в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, согласно которому «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами». Так, в развитие этой нормы Президентом РФ был издан Указ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее — Указ № 26), определяющий перечень муниципальных образований, на территории которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

И все-таки норма, содержащаяся в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, до принятия постановления КС РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы», признавшего ее не противоречащей Конституции РФ, не раз вызывала споры среди правоприменителей.

Таким образом, правоспособность физических и юридических иностранных лиц в вопросах приобретения прав собственности на земельные участки строго регламентирована, и из-за ограничения права иностранные граждане, в отличие от граждан Российской Федерации, не могут быть собственниками земельных участков на приграничных территориях, на иных установленных особо территориях Российской Федерации согласно федеральным законам. Отметим, что такие особенности установлены в отношении только земельных участков, в свою очередь Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не определяет каких-либо особенностей для участия иностранных лиц в процессе приватизации независимо от территории Российской Федерации.

Проблема прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков продолжает оставаться дискуссионной в земельном законодательстве в связи с имеющимися формулировками правовых норм разного периода. Так, первоначально в Законе РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было указано, что иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются (п. 3 ст. 4). Такое же ограничение было зафиксировано в Законе РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 4). Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 года с последними изменениями и дополнениями, внесенными в нее 10 декабря 1992 г., умалчивала о правах иностранных элементов на земельные участки, что было равносильно запрету такого права собственности в России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 года содержалось указание на то, что иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются (ст. 7). Право иностранных граждан на получение земельного участка в собственность было ограничено Законом РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[1]. Таким образом, в законах, установивших право частной собственности на землю и положивших начало земельным преобразованиям в Российской Федерации, иностранные граждане были лишены этого права.

ЗК РФ окончательно решил данный вопрос. Теперь указанные категории граждан вправе получить земельный участок в собственность, однако их права на его получение носят по сравнению с гражданами Российской Федерации ограниченный характер. Так, граждане иностранных государств и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земли сельскохозяйственного назначения. Эта категория земель может принадлежать гражданам иностранных государств и иностранным юридическим лицам лишь на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), но при этом, если в собственности указанных лиц по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в общей собственности на земельный участок из земель этой категории, такой участок или доля должны быть отчуждены собственником в сроки, определенные законом, что отражает положение гражданского законодательства, закрепленное в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

Помимо указанного ограничения предоставление земельных участков иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в аренду и в собственность осуществляется только на платной основе. Указанное правило является ограничением действия общей нормы, предусматривающей возможность бесплатной передачи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 22, п. 12 ст. 30 ЗК РФ). «Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом» (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

Однако Президент РФ согласно положениям земельного законодательства вправе установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Аналогичным образом может быть выкуплен в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на нем расположены объекты собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).

Необходимо отметить, что, в отличие от большинства стран, Россия предоставила иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам широкие права в сфере земельных правоотношений, в том числе право приобретения земельных участков на территории Российской Федерации в собственность. Например, в Таиланде гражданин иностранного государства может владеть землей на основе документально оформленной долгосрочной аренды или через компании, контроль над которыми осуществляет государство и на имя которых приобретается земля. Других способов владения землей иностранными гражданами в этом государстве нет. В то время как, например, в Австрии для покупки земли иностранцам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти и к различным иностранцам предъявляются неодинаковые требования. Законодательство США не ограничивает приобретение любой недвижимости иностранными гражданами.

Как видно из вышеизложенного, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в отношении земельных участков, находящихся на приграничных территориях, и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Но целесообразен ли этот подход, учитывая не совсем рациональное использование сельскохозяйственных земель в Российской Федерации? Данный вопрос остается дискуссионным, особую актуальность от приобрел после принятия Указа № 26.

По некоторым оценкам, в нашей стране минимум треть когда-то возделываемых полей простаивают, не используя свои ресурсы, вместе с тем Россия находится на третьем месте в мире по запасам сельскохозяйственных угодий. С принятием Указа № 26 положения ЗК РФ в отношении покупки земельных участков иностранными субъектами были ужесточены, и на сегодняшний день покупка сельскохозяйственных земель в Российской Федерации запрещена в 48 субъектах, в составе которых 380 муниципальных образований и городских округов (имеются в виду не только приграничные территории). В свою очередь многие специалисты в области земельного права утверждают, что эти положения не столь эффективны даже для физических иностранных лиц. Например, земельный участок может быть зарегистрирован на супругу, которая имеет российское гражданство, в то время как ее супруг, являющийся гражданином иностранного государства, осуществляет все возможные и допустимые законодательством операции с земельным участком. Для более крупных субъектов права функционируют свои механизмы. Например, не исключено создание дочерних иностранных организаций, деятельность которых по приобретению прав собственности законодательно не урегулирована; контролировать же деятельность подобных субъектов довольно сложно. Используя похожие механизмы, иностранные компании имеют возможность приобретать отечественные земли сельскохозяйственного назначения.

Подводя итог, отметим следующее: на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации существуют ограничения для иностранных юридических и физических лиц в праве приобретения земельных участков на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 28, п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Лимитированием прав иностранных элементов в области земельных отношений можно также считать наличие в п. 12 ст. 30 ЗК РФ положения о том, что земельные участки для строительства могут быть предоставлены иностранцам только с учетом ограничений, предусмотренных п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, пунктами 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ.

Таким образом, права на приобретение и использование земельных участков на территории Российской Федерации не кажутся такими широкими, как на первый взгляд. Указанные запреты на приобретение земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами кажутся излишними, ведь земельные участки никто никуда не увезет, и чем больше различных ограничений, тем больше возможностей для недобросовестных субъектов. В Российской Федерации нет дефицита земли для продажи, как в других странах, наоборот, наблюдается избыток такой земли, и думается, что нужно использовать это обстоятельство при проведении экономической политики. Также можно добавить, что население, проживающее вблизи районов, где в основном располагаются земли сельскохозяйственного назначения, избыточно и социально слабо обеспечено. Естественно, ограничения необходимы, например, можно связать покупателей инвестиционными условиями, обязать к действующему производству на этой земле, в случае неиспользования земли в течение определенного периода понуждать к обязательной продаже и др.

Гражданское и арбитражное право РФ

Могут ли иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации?

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут приобретать в собственность расположенные на территории Российской Федерации земельные участки, однако на этот счет существует несколько исключений.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» включает в пределы приграничной территории пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Указом же Президента РФ (который пока не принят) будут утверждены перечни, включающие наименования конкретных территорий из названных выше, на которых запрещается предоставление иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков в собственность.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в п. 5 ст. 3 закрепил, что до установления Президентом РФ указанного перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на таких территориях (т.е. на всех приграничных территориях), в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Иными словами, в собственность участки земель сельскохозяйственного назначения указанным лицам не могут быть предоставлены. Следует обратить внимание на то, что в данном Законе речь идет не только об иностранных юридических лицах, но и о тех юридических лицах, в которых доля иностранного капитала составляет более чем 50%.

Указанные юридические лица включены в государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории Российской Федерации и, соответственно, в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, которые ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Соответствующие данные о долях в уставном капитале должны содержаться в их учредительных документах.

Других ограничений законодательством в настоящее время не установлено, однако они могут быть введены федеральными законами в соответствии с приведенной выше статьей Земельного кодекса.

Необходимо также отметить, что иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ). Например, если иностранный гражданин использует земельный участок, предоставленный ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, он не имеет права на бесплатное переоформление его в собственность в порядке ст. 20 ЗК РФ, но может взять его в аренду или приобрести в собственность за установленную плату.