Смоленский м б конституционное право российской федерации

Конституционное право Российской Федерации. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В.

Р. н / Д : СамГУ, 2007. — 4 45 с.

В учебнике раскрываются основные вопросы конституционного (государственного) права Российской Федерации: основы конституционного строя, правовой статус личности, федеративное устройство, государственный механизм и др.

Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в Российской Федерации.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности «Юриспруденция».

Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами современного российского конституционализма.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ —ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 5
1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права 5
1.2. Конституционно-правовые нормы и институты 9
1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты 15
1.4. Источники конституционного права: понятие и виды 17
1.5. Система конституционного права России и его место в системе национального права 21
1.6. Наука конституционного права в системе общественных наук 27
1.7. История развития науки конституционного права России 31
1.8. Конституционное право России как учебная дисциплина 33
Глава 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА… 35
2.1. Понятие и значение конституции как базового закона 35
2.2. Структура, форма и функции конституции 41
2.3. Порядок принятия и изменения конституции 46
2.4. Виды конституций 49
2.5. Понятие и характеристики современного конституционализма 52
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 55
3.1. Россия конца XVIII — начала ХГХ вв. — возникновение конституционного процесса 55
3.2. Развитие российского конституционализма в конце XIX — начале XX века 66
3.3. Этапы конституционного развития советской России. Конституции России 1918,1925,1937,1978 гг.: общее и особенное. 69
3.4. Конституционные реформы 1989—1993 гг. как фактор принятия новой конституции 73
3.5. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства 76
3.6. Структура Конституции Российской Федерации . 83
3.7. Порядок принятия Конституции Российской Федерации 85
3.8. Пересмотр Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок 87
3.9. Гарантии реализации Конституции Российской Федерации. Прямое действие Конституции 97
3.10. Конституция России 1993 г. и нормы международного права 98
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЬ1Е ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 101
4.1. Понятие и сущность гражданского общества 101
4.2. Гражданское общество и государство 117
4.3. Гражданское общество и Россия 119
4.4. Конституционные основы формирования гражданского общества в России 135
Глава 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 139
5.1. Понятие и принципы конституционного строя . 139
5.2. Отечественный опыт развития и закрепления основ конституционного строя 144
5.3. Конституционное полновластие в демократическом государстве 148
5.4. Высшая конституционная ценность — человек, его права и свободы 154
5.5. Верховенство права и механизмы его реализации в контексте правового государства 157
5.6. Конституционные основы экономической системы Российской Федерации 161
5.7. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации 165
5.8. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности. 172
5.9. Общественные организации, движения и другие общественные объединения 174
5.10. Российская Федерация — суверенное государство 180
5.11. Россия — федеративное государство 183
5.12. Российская Федерация — светское государство. Свобода совести 186
Глава 6. КОНСТИТУ1ЩОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 191
6.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина как элементы правового статуса 191
6.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации в структуре правового статуса 199
6.3. Гражданство Российской Федерации в контексте правового статуса лица 213
6.4. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина 226
6.5. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 231
6.6. Правовой статус вынужденных мигрантов в Российской Федерации 240
Глава 7. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 245
7.1. Разновидности конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 245
7.2. Личные права и свободы по Конституции РФ 248
7.3. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ 250
7.4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ 252
7.5. Конституционное право на получение образования и иные социально-культурные права человека и гражданина в Российской Федерации 254
Глава 8. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ФОРМЫ 257
8.1. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России 257
8.2. Правозащитная структура российского общества и государства 263
8.3. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности 270
8.4. Обжалование в суд действий и актов государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан 274
8.5. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве 280
8.6. Судебная защита чести и достоинства, частной жизни граждан и неприкосновенности их жилища 283
8.7. Уполномоченный по правам человека 288
Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 295
9.1. Территория Российской Федерации и конституционно-правовое закрепление ее целостности. Принципы федеративного устройства России 295
9.2. Российский федерализм: становление, особенности развития, специфические черты отечественной модели 305
9.3. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федераций 311
9.4. Конституционно-правовой статус территориальных субъектов Российской Федерации 317
9.5. Конституционно-правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации 322
9.6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации 325
9.7. Российская Федерация как субъект «постсоюзных» межгосударственных объединений 328
Глава 10. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 334
10.1. Понятие избирательной системы и избирательного права 334
10.2. Источники избирательного права РФ 336
10.3. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах 337
10.4. Стадии избирательного процесса по российскому законодательству. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 340
Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 367
11.1. Понятие органа государственной власти, классификация и конституционная основа 367
11.2. Президент Российской Федерации 372
11.3. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, его структура 380
11.4. Законодательный процесс. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации 389
11.5. Правительство Российской Федерации, его состав, порядок формирования и деятельности 399
11.6. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды судебных органов, их функции 402
11.7. Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности 405
11.8.Адвокатура как конституционный институт Российской Федерации 408
Глава 12. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 411
12.1. История становления местного самоуправления в России 41
12.2. Понятие и функции местного самоуправления. Принципы местного самоуправления 412
12.3. Полномочия местного самоуправления 417
12.4. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты 420
12.6. Местное самоуправление — институт гражданского общества 423
Глава 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 429
13.1. Понятие конституционной законности ^429
13.2. Конституционный контроль 431
13.3. Конституционный Суд в Российской Федерации: правовой статус, прерогативы, организация деятельности 433
13.4 Акты Конституционного Суда: предмет, содержание, Акты юридическая сила 437

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Конституционное право Российской Федерации

В учебнике раскрываются основные вопросы конституционного права Российской Федерации: основы конституционного строя, правовой статус личности, федеративное устройство, государственный механизм и др.

Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в Российской Федерации.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности 02.11.00 – Юриспруденция.

Для преподавателей, студентов юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется проблемами современного российского конституционализма.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Конституционное право Российской Федерации» автора М. Б. Смоленского в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Конституционное право Российской Федерации

© Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., 2003

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

Особенность развития конституционного права Российской Федерации, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований существенно оторвано от реалий времени и практической жизни.

Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. За время действия Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя дальнейшее расслоение общества продолжается. Многое из уже сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни и в области экономики, финансов, земельных отношений, и в области прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Это ведет к нарушениям прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма и в сфере федеративных отношений.

Сказанное позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции Российской Федерации, в последовательном осуществлении демократического курса государства и обеспечении верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.

Необходимо в интересах укрепления целостности государства последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля за изданием подзаконных актов.

Предстоит завершение институционализации судебной системы, принятие новых законов о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан. Особого внимания заслуживает не разрешенная до настоящего времени проблема развития института присяжных заседателей.

Назрела острая необходимость сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов.

Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Несмотря на то, что теоретические положения курса «Конституционное право Российской Федерации» требуют дальнейшей разработки, его изучение поможет студентам систематизировать полученные знания, усвоить идеи и положения конституционной реформы и государственного строительства в Российской Федерации.

Глава 1
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука

1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но равновесие между властью и свободой необходимо соблюдать, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права и борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике именуются ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко установить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать – фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

2) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений и обеспечивает единство общества:

– лежащими в основе общества принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

– механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния, характерная черта которых – четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Смоленский м б конституционное право российской федерации

31 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содер­жание, вопросы становления). — М.: «Юрист», 1994. С. 19.

32 См: Большей юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорь­кина. В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 436.

33 См: Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политика Российской Федерации. — М., 1993. С. 108.

34 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Консти­туционное развитие России. — Саратов, 1993. С. 5.

35 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное посо­бие. — М., 1997. С. 99.

36 Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 117.

37 Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в струк­туре американского федерализма. — М., 1993. С. 108.

38 См.: Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — СПб.: Издательство «Юри­дический центр Пресс», 2003. С. 136.

39 См: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорь­кина, В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 304.

40 Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб., 1903. С. 335.

41 См: Большой юридический словарь. С. 305-306.

42 См: Румянцев О.Г. Указ. соч. — С. 28.

43 См- Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. — И.: Издательство НОРМА, 2000. С. 405

44 См: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв ред. Б.А. Страшун. Т. 1. — М.: БЕК, 1993. С. 129 .

144/Конституционное право Российской Федерации

45 См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред.

С.А. Авакьяна. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 498.

46 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. — М.: БЕК, 1995. С. 257.

47 См.: Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 1999. С. 119.

48 Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 9, 10.

49 Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федера­ции // Законодательство. 2001. № 9.

Конституционное право Российской Федерации

50 См., например: Опалева С.А. Права человека и конституционно-право­вое регулирование их допустимого ограничения // Гражданин и право. 2006. № 3; Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысле­ния) // Журнал российского права. 2005. № 7; Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законода­тельство и экономика. 2003. № 8.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Транскрипт

1 СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина, Е.В. Маркина КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования 2-е издание, переработанное и дополненное КНОРУС МОСКВА 2016

2 УДК 342.4(470+57)(075.32) ББК (2Рос)я723 С51 Рецензенты: А.А. Кувылина, преподаватель правовых дисциплин ГОУ СПО «Колледж по подготовке социальных работников 16», председатель ПЦК правовых дисциплин, член Учебно-методического совета, С.В. Харитонова, преподаватель ГОУ СПО «Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий» С51 Смоленский М.Б. Конституционное право России : учебник / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина, Е.В. Маркина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, с. (Среднее профессиональное образование). ISBN DOI / Раскрываются основные вопросы конституционного (государственного) права России: основы конституционного строя, правовой статус личности, федеративное устройство, государственный механизм и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в стране. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.. Для студентов юридических колледжей. УДК 342.4(470+57)(075.32) ББК (2Рос)я723 Смоленский Михаил Борисович Колюшкина Лариса Юрьевна Маркина Елена Владимировна КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,5. Уч.-изд. л. 13,4. Тираж 500 экз. ООО «Издательство «КноРус» , г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2. Тел.: Отпечатано в ОАО «Московская типография 2» , Москва, пр. Мира, 105. Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю., Маркина Е.В., 2016 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2016

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 7 Глава 1. Конституционное право России отрасль права и юридическая наука 1.1. Понятие и предмет конституционного права Конституционно-правовые нормы и институты Конституционно-правовые отношения и их субъекты Источники конституционного права: понятие и виды Система конституционного права России Конституционное право России; его место в системе права Конституционное право России как наука; ее место в системе общественных наук и история развития Контрольные вопросы и задания Глава 2. Конституционное развитие России 2.1. Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г Конституционный процесс в России на примере развития советских Конституций 1918, 1925 и 1937 гг Конституция 1978 г. последняя советская Конституция. Пути ее эволюции Конституционные реформы гг. Необходимость принятия новой конституции Конституция РФ 1993 г.: основные черты, особенности и юридические свойства Структура Конституции РФ 1993 г Порядок принятия Конституции РФ Функции Конституции РФ Изменение Конституции РФ, внесение поправок Гарантии реализации Конституции РФ и ее прямое действие Охрана Конституции РФ и ответственность за ее нарушение Контрольные вопросы и задания. 50

4 4 Конституционное право России Глава 3. Основы конституционного строя России 3.1. Понятие конституционного строя Принципы конституционного строя и их развитие Конституционный строй и общественный идеал Конституционное полновластие в демократическом государстве Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве Сущность идеи правового государства Верховенство права и механизм его реализации Конституционные основы экономической системы в России Конституционные основы социальной системы в России Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности Общественные организации, движения и другие общественные объединения Россия как светское государство Свобода совести Федеративная природа России Контрольные вопросы и задания Глава 4. Конституционные основы правового статуса личности в России 4.1. Права человека и гражданина по Конституции РФ Гражданство России; его принципы Основания приобретения и прекращения гражданства России Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России Конституционные права и свободы человека и гражданина Личные права и свободы по Конституции РФ Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ Конституционное право на образование человека и гражданина в России. Культурные права Конституционные обязанности граждан Гарантия конституционных прав и свобод личности Контрольные вопросы и задания

5 Оглавление 5 Глава 5. Формы и правовые меры при защите прав и свобод личности 5.1. Правовая самозащита личности Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве Защита чести, достоинства и частной жизни граждан Уполномоченный по правам человека в РФ Контрольные вопросы и задания Глава 6. Национально-государственное устройство России 6.1. Территория России и принципы национальногосударственного устройства Российский федерализм: становление и развитие Конституционно-правовой статус России Субъекты Федерации Конституционно-правовой статус республики Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (территориальных субъектов Федерации) Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа Административно-территориальное устройство субъектов Федерации Образование федеральных округов Россия и страны СНГ Контрольные вопросы и задания Глава 7. Избирательная система России 7.1. Избирательная система, избирательное право и его источники Принципы участия граждан России в выборах Гарантии осуществления избирательного права гражданами России Ограничения избирательных прав граждан по Конституции РФ Стадии избирательного процесса Референдум России Контрольные вопросы и задания Глава 8. Государственные органы России 8.1. Президент РФ Правовой статус Президента РФ Порядок выборов Президента РФ Защита правового статуса Президента РФ Полномочия Президента РФ

6 6 Конституционное право России Акты Президента РФ Федеральное Собрание РФ Порядок формирования и предметы ведения Федерального Собрания РФ Структура и порядок работы Совета Федерации и Государственной Думы Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ Правительство РФ Правительство РФ высший орган исполнительной власти Полномочия, порядок формирования и акты Правительства РФ Законодательная и исполнительная власть в субъектах Федерации Судебная власть. Прокуратура и адвокатура Конституционные основы судебной системы. Виды судебных органов Конституционные основы организации прокуратуры в России Конституционные основы организации адвокатуры в России Контрольные вопросы и задания Глава 9. Конституционные основы местного самоуправления 9.1. История развития местного самоуправления в России Понятие, функции, принципы местного самоуправления и основы деятельности Полномочия местного самоуправления Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты Контрольные вопросы и задания Глава 10. Обеспечение конституционной законности Понятие конституционной законности. Конституционный Суд РФ Конституционное судопроизводство Контрольные вопросы и задания ЛИТЕРАТУРА Нормативная Научная

7 ВВЕДЕНИЕ Особенность развития конституционного права России, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований пока оторвано от реалий времени и практической жизни. Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только складываются единство коренных целей общественного развития и главные пути их достижения. За время действия Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя и происходит дальнейшее расслоение общества. Многое из сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается всех сфер нашей жизни: и экономики, и финансов, земельных отношений, и прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Сегодня можно с уверенностью утверждать лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма, в сфере федеративных отношений, экономического и социального развития. Это позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции РФ, в последовательном осуществлении и демократического курса государства, и обеспечения верховенства Конституции РФ и ее прямого действия. Необходимо в интересах укрепления целостности государства, последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции. Требуются дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля над изданием подзаконных актов. Предстоит завершить институционализацию судебной системы, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граж-

8 8 Конституционное право России дан. Особого внимания заслуживает проблема развития института присяжных заседателей. Необходимо сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов. Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика России как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа разделения властей нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытка объединения. Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе самих граждан. Реформа государственного устройства продолжается, и настоящее издание поможет лучше понять происходящие в стране процессы, познакомиться с государственным устройством России, уяснить проблемы федеративного развития, разобраться в национальных проблемах. Изучение курса конституционного права предусмотрено учебными планами всех средних юридических образовательных учреждений. В то же время студенты не должны ограничиваться ознакомлением с содержанием соответствующих нормативных правовых актов только по учебнику. Необходимо использовать тексты законов, усвоить их язык, специфику, принципы построения их системы, логику; знать, где нормативные правовые акты официально публикуются, как оформляется их публикация. Знание этих вопросов необходимо для овладения навыками будущей правоприменительной деятельности студента. В настоящем издании дается теоретический анализ основных институтов отрасли конституционного права, раскрывается содержание многих конституционно-правовых норм, затрагиваются проблемы истории развития конституционного законодательства. Теоретическое обоснование всех вопросов, входящих в курс, базируется на концепциях науки конституционного права, которая является самостоятельной составной частью юридической науки. Структура учебника состоит из 10 глав. Материал изложен последовательно и просто. В конце каждой главы предусмотрены вопросы для самоконтроля, что поможет студентам в усвоении предмета.

9 ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 1.1. Понятие и предмет конституционного права Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: 1) как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории страны; 2) как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; 3) как учебная дисциплина. Конституционное право как отрасль права составная часть национальной правовой системы России, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей. Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, преобразуется в тоталитарное. Найти баланс свободы народа и власти государства главная задача и смысл конституционного права России. Конституционное право прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны. Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

10 10 Конституционное право России Как любая отрасль права конституционное право имеет свой предмет. Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике называется ее предметом. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Необходимо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению в конкретном случае. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее, фундамент этих отношений. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из этих сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру социального организма. Такие отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества. В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре. Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя». Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязан-

11 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 11 ности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми. В России существует широкая сфера отношений между центром и субъектами Федерации. Их урегулирование составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права. Целостность и единство общества обеспечиваются механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом. К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, конституционное право России ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя России, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления Конституционно-правовые нормы и институты Конституционно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права. Отличие конституционно-правовых норм от других отраслей права: содержание сфера общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек и государство); источники, в которых они выражены. Главный источник, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, Конституция РФ;

12 12 Конституционное право России своеобразие вида норм. В конституционном праве больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданскоправовых, административно-правовых, трудовых и др.); учредительный характер содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особый механизм реализации. Многие конституционноправовые нормы в реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации); специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы; главный субъект человек; особенности структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция). Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям: по содержанию по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, вторые с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи с федеративным устройством, четвертые с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений. При применении норм важно установить все взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений; по юридической силе. Этот фактор зависит от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также раз-

13 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 13 граничения предметов ведения между Россией и субъектами Федерации. Наиболее значимые нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции РФ. Наибольшей юридической силой обладают федеральные законы (федеральные конституционные законы и федеральные законы). На основе Конституции РФ и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение; по территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории России или в отдельных субъектах Федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление; по характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию России, субъектов Федерации, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний (например, ст. 20, ч. 2 ст. 36, ст. 31, ч. 2 ст. 35, ст , 83 86, 102, 103, 114 Конституции РФ). Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, ч. 2 ст. 15, ч. 2 и 3 ст. 38, ч. 3 ст. 44, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59, ст. 106). Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 3 ст. 6, ч. 2 и 3 ст. 13, ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 92); по степени определенности содержащихся в них предписаний. Различают императивные и диспозитивные нормы.

14 14 Конституционное право России Императивные не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ст. 71, 72, ч. 3 ст. 93, ст. 124 Конституции РФ). Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 4 ст. 66, ч. 4 ст. 75, ч. 2 ст. 131); по назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов. Процедурные (процессуальные) нормы представлены в Конституции РФ в незавершенном виде. Конституция РФ предусматривает наиболее важные элементы процессуальной регламентации, которая в дальнейшем конкретизируется текущим законодательством. Примером процессуальных норм можно назвать некоторые конституционные нормы, регламентирующие федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2 5 ст. 66, ч. 2 и 3 ст. 67 и др. Конституции РФ). Наибольшим процессуальным потенциалом обладает ст. 93, определяющая процедуру отрешения Президента РФ от должности, или ст. 81, 92, которые предъявляют требования к порядку избрания Президента РФ, порядку осуществления им своих полномочий. Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Совокупности родственных норм называются государственно-правовыми институтами. Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления. В правовом институте объединяются разные нормы с учетом их классификации. В него могут входить нормы неодинаковой юри-

15 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 15 дической силы, различные по территории действия и по другим признакам. Необходимо установить принадлежность нормы к тому или иному правовому институту, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие всему институту Конституционно-правовые отношения и их субъекты В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; обладают высоким политическим потенциалом. Они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе; реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, конституционно-правовое отношение это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их права и обязанности. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России).

16 16 Конституционное право России Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов). Особые виды конституционно-правовых отношений Материальные и процессуальные. В материальных реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные порядок реализации правовых действий, т.е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником правоотношения. Юридический факт это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Круг субъектов конституционно-правовых отношений широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т.д.). Таким образом, под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и исполняет конституционные обязанности. Разделим их на следующие три группы: 1) физические лица граждане России, лица без гражданства, иностранцы, лица с двойным (и более) гражданством; 2) негосударственные объединения органы местного самоуправления, ассоциации граждан (общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т.п.), общности людей (народ в России, население субъекта Федерации, административного деления); 3) государственные образования государство (Россия), субъекты Федерации (края, области, республики, города феде-

17 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 17 рального значения, автономия), органы государства (министерства, службы и т.п.), государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т.п.) Источники конституционного права: понятие и виды Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом, смыслах. В материальном значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения. В формальном, юридическом, смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами выступают правовые акты. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты. Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником права. Особое место среди актов, действующих на территории России, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами: в ней устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения; Конституция РФ как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ; в ней определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются название правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

18 18 Конституционное право России ее значение определяется тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности; Конституция РФ акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет этой отрасли права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы России федеральные законы. Закон наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются по: юридической силе; предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; порядку принятия; возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ. К источникам конституционного права относятся, например, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также Федеральный закон от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В качестве источников выступают содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и прочие нормативные акты Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ.

19 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 19 Источником отрасли являются регламенты палат парламента, положения о разных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации РСФСР о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., о языках народов России 1991 г., Декларация РСФСР прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Они имеют правовое значение, в них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта Федерации, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения). Среди источников конституционного права договоры, в их числе Федеративный договор 1992 г., охватывающий три договора, подписанные федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов Федерации, о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Россией и Татарстаном. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией РФ и могут быть заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются источниками конституционного права. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных

20 20 Конституционное право России органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Однако среди актов много таких, которые не создают правовых норм, но играют важную регламентирующую роль. Любой правовой акт, порождающий конкретные правоотношения, является проявлением властных полномочий органов государства и имеет большое значение для правопонимания Система конституционного права России Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм. В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; систему государственной власти и систему местного самоуправления. Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых правовых черт, свойственных нормам этого института. Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия по: специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения и т.д.; особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

21 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 21 степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие регулируют; субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других ко всем субъектам права; способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий; специфике форм выражения, охватываемых институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве; видовому характеру норм института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия; степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционноправового регулирования; в других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках; целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправленность правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает конституционно-правовой институт; функциям, присущим каждому институту. Функции каждого правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм. Эти особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права России как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли. Так, институту, который объединя-

22 22 Конституционное право России ет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; не порождают, как правило, конкретных правоотношений; определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; адресованы всем субъектам права; имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции РФ; устанавливаются в конституционной форме; по своему виду являются нормами-принципами, нормамидефинициями, нормами-целями; предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для общества. Совокупность норм этого института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Институту «основы правового статуса человека и гражданина» присущи особые черты. Его нормы: осуществляют правовое воздействие путем признания государством прав человека; реализуют все конкретные правоотношения; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; в качестве субъекта права в них выступает личность вне связи с каким-либо особым правовым статусом; не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции РФ; предполагают для своей реализации подключение других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и др.). Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений. Эти нормы име-

23 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 23 ют и договорной характер. Для них предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий через Конституционный Суд РФ. Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности: это нормы прямого регулирующего действия, реализуются в конкретных правоотношениях; в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластия; большая часть норм устанавливается на основе Конституции РФ в актах текущего законодательства, определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; для норм этого института характерно специфическое соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого субъекта Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление. Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли. Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли. Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На втором месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в России. При характеристике системы конституционного права большое значение приобретает ответ на вопрос о соотношении с системой Конституции РФ. Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов. Система основного закона категория субъективная, так как осуществляется законодательством. Система отрасли охватывает совокупность конституционно-правовых норм, а система основного закона лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для Конституции РФ исходным является группировка норм на основе единства их материального со-

24 24 Конституционное право России держания, специфики общественных отношений. Однако соотношение этих начал в Конституции РФ и отрасли полностью не совпадает. Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. В системе Конституции РФ применяется дробный принцип обобщения норм. Система отрасли, как и система Конституции РФ, не есть нечто застывшее. Они развиваются, отражая свойственный каждому этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения Конституционное право России; его место в системе права Конституционное право России ведущая отрасль права. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между Россией и субъектами Федерации. Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Основным источником конституционного права является Конституция РФ основной закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права. Эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей. Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя разные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права. Конституционное право, как и все право, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической и экономической жизни общества. Формирующееся конституционное право России в определенный период в значительном объеме включало в свой состав конституционно-правовые нормы бывшего союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило

25 Глава 1. Конституционное право России отрасль права 25 постепенно и началось с принятия 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Если проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России, можно выделить следующие направления: правовое обеспечение подлинного суверенитета России, становление ее как самостоятельного, независимого государства; идеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя; гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина; реализация принципа разделения властей. Это выражено в тех положениях, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения полномочий между ними; существенная реорганизация федеративного устройства страны. Россия, которая всегда определялась как федерация, фактически таковой никогда не была. Поэтому законодательно закрепляются новые принципы федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов; переход к рыночной системе хозяйствования. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм Конституционное право России как наука; ее место в системе общественных наук и история развития Наука конституционного права составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.