Система римского частного права преторское

Система римского частного права преторское

Понятие, система римского частного права

Понятие, система римского частного права

Римское право – это система права, сложившаяся в Древнем Риме и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств, оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (I-III века н.э.).

В Древнем Риме право как институт общества делилось на две составные части:

публичное – право, регулировавшее властные отношения, отношения между государством и частными лицами;

частное – право, регулировавшее имущественные отношения между частными лицами.

История развития права древнего Рима делится на 4 этапа:

1) период Древнего (квиритского) права – от создания законов XII таблиц (451-452 г.г. до н. э.) до III века до н. э. Основной источник права в этот период – Законы XII таблиц. В это время зарождаются способы осуществления права – сначала понтификальное производство, которое осуществляли жрецы, в конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс;

2) предклассический (с III века до н.э. до начала I века н.э.). В это время издаются законы, развивающие отдельные институты римского права (наследственное право, сервитуты, деликты), и появляются новые институты (судопроизводство), новые способы создания правовых норм – формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора;

3) классический (I–III вв. н.э.). Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции императоров и ответы юристов. Получил законченный вид формулярный процесс, в конце периода появляется экстраординарный процесс;

4) постклассический (IV–VI век н.э.). Предпринимаются попытки кодификации права, приводящие в конце периода к созданию Кодекса императора Юстиниана.

Выделяют три ветви римского частного права:

1) квиритское право (позднее – цивильное право) – древнейшая ветвь римского права. Нормы данной ветви права регулировали отношения исключительно между квиритами, то есть между римскими гражданами

2) преторское право – возникло с развитием торгового оборота и развития рабовладельческой системы римского государства. Эта ветвь основывалась на эдиктах магистратов, особенно эдиктах преторов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а предавали нормам старых квиритских законов новое значение.

3) право народов – зародилось в период республики в силу необходимости регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами, связи и отношения с которыми все больше развивались и расширялись. Нормы права народов регулировали отношения между гражданами Рима, иностранцами, перегринами на территории римского государства.

К середине IV века н.э. различия между этими тремя ветвями права стерлись и они в совокупности образовали единое римское частное право.

Римское частное право
Суперека С.В.
2008

Системы римского права

Изучим систему римского права, выявим ветви римского частного права.

Римское частное право представлено тремя ветвями, которые сформировались в единую систему в разное время.

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, образование и развитие которого приходится на период с VI века по середину III века до н. э. Нормы древнейшего права регламентировали отношения лишь между квиритами – римскими гражданами.

Развитие торговли, сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений и всей рабовладельческой системы хозяйства способствовали дальнейшему прогрессу римского частного права. Нормы квиритского права уже не могли урегулировать развитие системы торгово-денежных отношений.

Реальность способствовала приведению системы старых норм в соответствие с новыми условиями жизни общества. По этой причине наряду с квиритским правом образовалось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Данная система оформилась из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В процессе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а только придавали положениям старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Производя защиту системы новых отношений, преторы реализовали следующий шаг. При помощи эдиктов они начали заполнять пробелы цивильного права, устраняя тем самым их недостатки.

Впоследствии в преторские эдикты включались формулы, направленные на трансформацию системы норм римского цивильного права. Преторский эдикт показывал пути для признания новых отношений. Формируя средства защиты вопреки цивильному праву или в его дополнение, эдикт претора создавал систему новых форм права.

Нормы преторского права (как и нормы квиритского права) регламентировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних данные нормы были лишены формализма, религиозной обрядности и символики.

К основам преторского права относились принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. Согласно естественному праву все люди равны и рождаются свободными. Из принципа справедливости устанавливалось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма предполагал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства делал необходимым создание системы правовых норм, которые должны были иметь приемлемый характер для осуществления сделок с участием иностранных граждан.

По этой причине в республиканский период оформилась еще одна система римского частного права – «право народов». Данная система включала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и ряда других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регламентировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Указанное право в сравнении с римским правом древнейшего периода характеризовалось простотой, гибкостью, отсутствием формальностей.

Исконное римское частное право и «право народов» в течение долгого времени дополняли друг друга. При этом влияние «права народов» на квиритское право было значительным. В результате система квиритского права стала утрачивать свои характерные черты.

С течением времени наблюдалось сближение всех трех систем права. Если в начале III века н. э. они ещё сохраняли ряд характерных отличий, то уже к середине IV века все три ветви объединились в единое римское частное право.

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Исторические системы римского частного права

Цивильное право

Сообразно с задачами настоящего учебника (п. 4) изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I-VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основных чертах состояние источников римского частного права к концу республики.

В силу особенностей исторического развития, к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritiinn). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quiritium — собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи, принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

Преторское право

Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права —право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова «honores» — почетная должность).

Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом — преторов. Она совершалась постепенно и, конечно, неуклонно в интересах господствующей верхушки рабовладельческого класса. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права (см. также пп. 20 22).

Право народов (ius gentium)

Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе — праву пародов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались, как указано выше (п. 2), врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции, право пародов заимствовало торговые институты различных частей империи.

lus gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum coneeptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. lus gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и мало подвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности, торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

4.Система римского частного права.

•Право народов (ius gentium)

Цивильным правом в тесном смысле считалась закреплённая законами узконациональная система частного права. В более широком смысле цивильное право охватывало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах.

Преторское право было вызвано к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистров, главным образом — преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путём эдиктов и снабжённых созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права.

Право народов (ius gentium).

К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевших общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза. С распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правом народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остаётся римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Городской претор в некоторых случаях применял нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникали из коммерческих отношений.

4. Система римского частного права. Причины трехзвенной ее структуры. Краткая характеристика элементов.

Римское частное право представляет совокупность 3х под систем, которые возникали последовательно друг за другом взаимодействовали и иногда противоречили др. др. , но только вместе взятые составляют комплекс норм, регламентирующих все многообразие частных правоотношений с участием всех заинтересованных лиц.

1). Цивильное право – «цивиста» — город, община – система юридических норм распределяющих свое действие только на гражданин Рима. Осн. исток – 12 таблиц, сер 5 в. до н. э.

1. узко мощный характер

2. простота цивильного права (нет диспозитивных норм)

3. формализм (юридический акт должен иметь четкую форму, любое отступление от которой влечет его недействительность – обряд манципации –переход права собственности от одного к другому.

2). Преторское право Сер. 4 в. до н. э. учреждается должность город. Претора, который должен был разрешать споры в гражданском праве обл-и между гражданами Рима. При это претор может игнорировать предписания цивильного права. Претор должен при осуществлении своих функций руководствоваться принципами добросовестной совести и справедливости. Постепенно в практике претора складывается комплекс юридических норм, названий, преторских правомочий. Преторское право в отличии от цивильного права быстро приспособляем к новы гражданско-правовым ситуациям. Основной исток – преторский эдикт. Претор – должностное лицо, орган административной власти, н/правотворческий, быстро уполномочен разрешать споры. Характер преторского права – узко-национальный, распределяясь на граждан Рима.

3). Право народов. 3 в. до н. э. утверждается должность перегринского претора. Он должен был рассматривать споры с участием иностранцев. Деятельность перегринского претора схожа с город. претора, следовательно, право народов – система норм, выработанных в ходе деятельности претора. Содержание права народов составляли нормы, заимствование из систем права др. государств и обработке Рим. юристами.

§ 2. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право

Римляне считали, что частное право распадается на три вида, так как оно состоит из законов естественного права (ius naturale), или общенародного (ius gentium), или цивильного (ius civile). Естественное право римляне трактовали весьма своеобразно: это право есть то, которое природа внушила всем живым существам.

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью — своим собственным правом, частью — правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский народ, — это цивильное право римлян (или квиритское право, от Квирина, имени обожествленного Рекса — царя Ромула, VIII в. до н.э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов — Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н.э. (451-450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву.

Цивильное право составляли и все те законы, которые принимались народными собраниями, а с начала III в. до н.э. (Закон Гортензия) — плебейскими собраниями (plebescita). Среди таких законов можно назвать Закон Петелия (326 г. до н.э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников. Сравним с Законами XII Таблиц. Третья таблица гласит:

«. Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)».

Закон Лициния-Секстия (IV в. до н.э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н.э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей.

Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, «право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы.

В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: «Важно не то, что сказано, а что имелось в виду». Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности преторов и римских юристов постепенно сглаживаются.

Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается началами универсализма, в основу которых кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н.э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н.э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога).

При императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия естественного права, категории справедливости, доброй совести становились критерием сближения этих систем.

С течением времени цивильное право и право народов благодаря деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н.э.) уже составляют единую систему права.