Система органов исполнительной власти рф состоит из выберите один ответ

Страницы истории

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган . Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом . При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

Органы государственной власти Российской Федерации

Понятие органа государственной власти

Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.

Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти классифицируются на несколько групп и по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы, органы прокуратуры, избирательные, а также органы глав государства, субъектов Федерации (рис. 1).

Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти.

Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону.

Рисунок 1. Органы государственной власти РФ

По месту органов в иерархии власти выделяют:

  • высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
  • центральные (министерства, ведомства);
  • территориальные (региональные и местные органы федеральной власти).

Высшими, центральными и территориальными могут быть также органы власти субъектов РФ.

По способу формирования состава органы власти могут быть:

  • выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);
  • назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства);
  • смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

В зависимости от объема полномочий государственные органы делятся на:

  • высшие (парламент, правительство);
  • центральные (министерства);
  • местные (государственные органы субъектов федерации).

В зависимости от широты компетенции приводится следующая классификация:

  • общей компетенции (Президент, Правительство);
  • специальной компетенции (министерства, службы).

В зависимости от числа госслужащих:

  • коллегиальные (Правительство);
  • единоличные (Президент).

В зависимости от пространства:

В зависимости от продолжительности действия:

В зависимости от правовых форм деятельности:

  • правотворческие;
  • правоприменительные;
  • правоохранительные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система исполнительной власти.

Единство системы государственной
власти РФ

Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство
системы государственной власти. При
этом предметы ведения и полномочия
подлежат разграничению между органами государственной власти федерального
уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении
властных полномочий органов власти
субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество)
единство системы нарушается.

Ряд действующих конституционных
положений направлен на предотвращение
возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов
Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование
структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности
субъектов Федерации при установлении
ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного
положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но
двухуровневой государственной власти.
Согласно этой концепции, органы государственной власти субъектов Федерации
обладают собственной компетенцией,
в границы которой не могут вторгаться
федеральные органы, но сами субъекты
Федерации вправе участвовать в решении
вопросов, относящихся к федеральной
компетенции.

Конституция РФ не допускает множественности систем государственной
власти субъектов Федерации. В то же
время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов
власти.

Установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции
РФ, относится к федеральному ведению.

Федеральные органы исполнительной
власти РФ

Система органов государственной власти
состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.

Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой
в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов
субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков:
Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные
органы исполнительной власти (включая
их подразделения в субъектах Федерации),
отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает
систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только,
что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как признано в научной литературе,
указы Президента РФ «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти», принятые 10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с изменениями
от 10 января 2000 года), не смогли в полной мере устранить неясность конституционных формулировок и пробелы федерального законодательства относительно
самого понятия единой системы органов
исполнительной власти в России и механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов с аналогичными
органами в субъектах Федерации [1]. Вплоть
до 9 марта 2004 года, когда появился президентский указ «О системе и структуре
федеральных органов государственной
власти», отсутствовал какой-либо законодательный акт, конкретизирующий соответствующие положения Конституции РФ, в частности п. «г.» ст. 71.

Полномочия Президента
и Правительства РФ в системе
исполнительной власти РФ

До конца не определенными остаются место и значение Президента РФ в системе
исполнительной власти. Конституция
предоставляет ему широкие полномочия
в сфере государственного управления
(ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция
наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1).
В литературе отмечается несоответствие
конституционного и фактического статуса
Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике [2].

Конституция воздерживается и от более четкого определения правительственного статуса в системе федеральных органов исполнительной власти. Уточняет
статус Правительства РФ Федеральный
конституционный закон (ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года, где Правительство именуется высшим
органом исполнительной власти (ст. 1).

Структура Правительства РФ

До принятия Указа Президента РФ
от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» структуру Правительства формально определяли Конституция РФ и вышеназванный закон 1997 года. Она включала
Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. В обоих законодательных актах отсутствует термин «первый заместитель
Председателя». Имевшее место на практике назначение первых заместителей фактически относилось к прерогативе Президента РФ, который решающим образом
влиял на формирование общей структуры
правительства; позднее такое положение
вещей было закреплено Указом Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти» (с изменениями от 10 января 2000 года). Кроме того, по усмотрению
Президента РФ в Правительство могли
входить должностные лица в ранге министров, которые не возглавляли федеральные
министерства (руководители Госкомимущества, Федеральной службы налоговой
полиции и др.). Таким образом, сложившаяся структура Правительства РФ, подтвержденная принятыми в августе—сентябре 1996 года и в марте 1997 года указами
Президента РФ, отличалась от установленной конституционными актами (Конституцией РФ и ФКЗ 1997 года).

Статус Председателя
Правительства РФ

Конституция РФ выделяет особое положение Председателя Правительства РФ.
Оно в первую очередь проявляется в самом порядке его назначения — Президентом и только с согласия Государственной думы. ФКЗ «О Правительстве РФ»
содержит норму, согласно которой освобождение от должности Президентом
Председателя Правительства влечет
за собой отставку Правительства РФ.

На Председателе лежит обязанность
по определению основных направлений
деятельности правительства и по организации его работы (ст. 113 Конституции).
Он представляет правительство за пределами территории РФ; ведет заседания
правительства, обладая правом решающего голоса; распределяет обязанности между своими заместителями; ставит вопрос о доверии правительству перед Государственной думой.
Председатель Правительства РФ направляет президенту на утверждение
предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти, о назначении на должность федеральных министров и об освобождении от нее. Он также постоянно информирует президента
о работе правительства.

Министерства

Согласно названному ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 года, в его работе
с правом решающего голоса вправе участвовать только федеральные министры.
Порядок подготовки и проведения заседаний правительства и его президиума
определяется Регламентом, утвержденным 18 июля 1998 года.

Конституция РФ не определяет правовое положение различных видов подведомственных Правительству органов
и порядок их образования, а также их
взаимоотношения с законодательными
и исполнительными властями. Указ Президента РФ от 10 января 1994 года
«О структуре федеральных органов исполнительной власти», расширив состав
федеральной исполнительной власти
за счет включения в нее отраслевых
и межотраслевых органов, не внес ясности относительно их субординации и распределения функций в общей системе.
Вместе с тем, по формальному признаку,
в состав правительственного кабинета не
вошли руководители важнейших народнохозяйственных отраслей (машиностроения, металлургии, химической и нефтедобывающей промышленности и др.),
поскольку они не обладали рангом министра. В то же время указ поставил в особое
правовое положение — двойного подчинения — министерства и ведомства ключевого «политического» блока, передав их
фактически в президентское управление.

За годы реформ и реорганизаций происходил постепенный отказ от традиционного понимания роли министерства как
отраслевого органа управления. Его стали
наделять функциями межотраслевого управления в соответствии с предпринятым
укрупнением объектов государственного
управления, «глобализацией сферы ведения». Появились министерства-монстры
(Минтопэнерго, Минтранспорта). Указом
Президента РФ от 17 марта 1997 года
«О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»
были ликвидированы Министерство оборонной промышленности, Министерство
промышленности и Министерство строительства. Большинство их функций отошло к Министерству экономики, частично — к другим федеральным органам.

Период с 1996 по 1998 год отмечен
появлением многочисленных президентских указов, касавшихся реорганизации
правительства и системы исполнительной власти. Они воспринимались одновременно и как поиск оптимальной модели государственного управления, и как
симптом затянувшегося кризиса власти,
не способной в полной мере обеспечить
реализацию государственной политики
в управленческой сфере. Частые изменения в структуре федеральных органов
власти и в кабинете министров препятствовали слаженной работе правительственного аппарата.

Попытки стабилизации системы
исполнительной власти

Указ Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на время остановил
череду реорганизаций. Им установлена
шестизвенная система исполнительной
власти: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России,
российские агентства, федеральные надзоры России.

Однако с самого начала ощущалась неудовлетворенность столь громоздкой
и многоступенчатой конструкцией. Тем
более что еще в Послании Президента Федеральному собранию 1998 года говорилось о целесообразности сохранить только
три вида органов исполнительной власти:
министерства, федеральные службы и надзоры, четко дифференцировав их правовой
статус. Причем министерствам отводилась
роль «опорных элементов правительства».

Эта идея нашла воплощение в президентском указе от 9 марта 2004 года
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Новая
система стала трехзвенной. Отныне она
состоит из федеральных министерств,
служб и агентств. На министерства возложены функции «по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» в установленных
сферах деятельности. Их прерогативой
являются полномочия по разработке законопроектов и принятию законодательных актов. Службы и агентства лишены
полномочий нормативно-правового регулирования. Уделом федеральных служб
является в основном осуществление контрольно-надзорных функций. Агентства
же призваны управлять государственным
имуществом в рамках очерченной для
них сферы деятельности и осуществлять
все правоприменительные функции
за исключением контроля и надзора.

Исполнительная власть
в субъектах Федерации

Конституция РФ устанавливает единство
исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет
принцип единства системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Во главе нее — высший исполнительный орган государственной власти
субъекта РФ. Помимо высшего в систему
могут входить иные органы исполнительной власти субъекта Федерации: министерства, управления, комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной власти, действующие в границах административно-территориальных образований (городов, районов,
административных округов).

В единой системе исполнительной
власти предусмотрена возможность взаимного перераспределения полномочий
между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими
органами субъектов Федерации. Оно осуществляется на основе добровольного
соглашения обеих сторон, соблюдения
Конституции РФ и федеральных законов. При этом перераспределение полномочий не должно приводить к изменению конституционно-правового статуса
субъектов Федерации.

Конституция РФ и Закон о Правительстве РФ 1997 года предусматривают
возможность создания федеральными органами исполнительной власти собственных территориальных органов в субъектах РФ. Статус территориальных органов,
как правило, определяется в Положении
о федеральном органе исполнительной
власти.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации образуется с учетом местных социально-экономических
условий и бюджетно-финансовых возможностей согласно Указу Президента РФ
от 10 января 1994 года. Она формируется
каждым субъектом в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом от 6 октября 1999 года.
Такими принципами являются: государственная и территориальная целостность
РФ; распространение суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей
территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами
местного самоуправления.

В целом почти все субъекты Федерации скопировали основные черты федеральной системы организации исполнительной власти. В настоящее время
повсеместно приняты уставы и конституции, краевые и областные законы, а также предусмотренные уставом схемы управления. В своей совокупности они
определяют основные черты управления
в регионах, регламентируют вопросы
формирования системы и организации
деятельности органов исполнительной
власти. Уже миновал тот период, когда вопрос о реорганизации системы органов исполнительной власти решался самостоятельно главами администраций без опоры на какую-либо нормативную базу,
в противоречии с принципом законности.

При всем единообразии организации
государственной власти в регионах имеются и различия. В большинстве входящих в состав РФ республик (они, согласно
Конституции, являются государствами)
учрежден пост президента, например
в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл и др. Но некоторые
республики отказались от введения
института президентства. Функции главы
государства исполняют должностные лица, именуемые по-разному: Глава Республики (Коми), Председатель Правительства
(Хакасия), Председатель Государственного Совета (Удмуртия). Причем лишь в некоторых республиках их президенты (главы государств) обладают статусом глав
исполнительной власти. Так, Президент
Республики Бурятия одновременно является главой республики, главой ее исполнительной власти и председателем правительства. В большинстве республик
президенты (главы республик) именуются
высшими должностными лицами, гарантами конституций республик, прав
и свобод граждан. Их взаимоотношения
с правительствами и иными органами
исполнительной власти определяются
конституциями (уставами).

К органам исполнительной власти
краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации
(правительства) и главы администраций
данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов
этого уровня регулируется федеральным
законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах
по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.

Термин «администрация» официально используется не во всех субъектах Федерации (не республиканского уровня)
для наименования исполнительной власти. Однако фактически он везде является синонимом последней. В большинстве
краев и областей под термином «губернатор» понимается глава региональной исполнительной власти.

Справку подготовил Алексей Ковальчук.

[1] Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти
Российской Федерации. Владивосток, 2001. С. 45–46.

[2] Полянский И. А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
М., 2001. С. 58.

Система и структура органов исполнительной власти в РФ.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территор. масштаб. деятельности, образована в соответствии законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке осуществления исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственных, социально-культурных, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

— федеральные органы исполнительной власти;

— территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации.

Наряду с законодательной классификацией органов исполнительной власти существуют и несколько научных классификаций:

1. Прежде всего, органы исполнительной власти различают по характеру компетенции. С этих позиций выделяются органы исполнительной власти:

Первые из них осуществляют свою деятельность в отношении наиболее полного круга субъектов и объектов государственного управления по всем основным вопросам административно-правового характера на определенной территории. К такого рода органам относятся Правительство РФ, а также правительства (администрации) субъектов Российской Федерации и, в некоторых случаях, губернаторы (президенты) субъектов Российской Федерации, названные в региональном конституционном законодательстве главами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Отраслевая компетенция органа исполнительной власти показывает на то, что круг предметов ведения такого органа лежит в четко определенной сфере государственно-управленческой деятельности. во многих субъектах России министерства, по-прежнему, обладают отраслевой компетенцией, реализуя государственную политику в строго определенной сфере деятельности.

Органы межотраслевой компетенции, призваны осуществлять координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти по отдельным вопросам. Сейчас функции координации деятельности на федеральном уровне возложены в основном на федеральные министерства.

В современной системе органов исполнительной власти органами специальной компетенции являются и федеральные службы, и федеральные агентства.

2. По порядку принятия решений в рамках осуществления управленческой деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:

Коллегиальными, по общему правилу, являются Правительство РФ и соответствующие правительства, администрации и другие подобные органы субъектов Российской Федерации. Кроме того, априори коллегиальный характер носят органы, именуемые комиссиями (ранее — федеральные комиссии). Сущность коллегиального органа, как это следует из названия, состоит в совместном принятии решения всеми членами указанного органа. Так, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Все постановления и распоряжения Правительства РФ принимаются на заседаниях Правительства РФ на основе общего принципа большинства голосов и подписываются Председателем Правительства РФ. В соответствии с положениями о конкретных органах исполнительной власти федеральная служба и федеральное агентство могут иметь статус коллегиального органа исполнительной власти.

Абсолютное большинство органов исполнительной власти построено на принципе единоначалия. Принятие решения в таком органе осуществляется единолично его руководителем (министром, директором). Это не означает, что решения в таких органах принимаются без учета мнения ведущих специалистов — практически каждое федеральное министерство имеет в своей структуре специальный совещательный орган — коллегию министерства, который и обсуждает насущные вопросы деятельности министерства, давая министру квалифицированные заключения.

4. По признаку значимости в системе органов и территории действия компетенции органа различают:

а) центральные органы исполнительной власти;

б) территориальные органы органов исполнительной власти.

Традиционно (и в соответствии с федеральным законодательством) территориальные органы вправе иметь только федеральные органы исполнительной власти, создавая их в различных субъектах Российской Федерации. Однако на практике во многих субъектах РФ, наряду с органами местного самоуправления на местах (в селах, поселках, городах действуют территориальные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не совсем очевидна законность формирования таких органов, однако, их существование зачастую является насущной необходимостью и продиктовано потребностями оптимизации государственного управления в крупных субъектах Федерации.

6. Наконец, органы исполнительной власти могут быть подразделены на виды в зависимости от организационно-правовой формы. В практике современной системы органов исполнительной власти существуют:

а) на федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

б) на региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, а также службы, агентства и т.п. разновидности органов.

Структура федеральных органов исполнительной власти — создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент РФ своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

В нее входят: 1) Правительство; 2) федеральные министерства; 3) государственные комитеты; 4) федеральные комиссии; 5) федеральные службы; 6) российские агентства; 7) иные федеральные органы исполнительной власти. Все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента (министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и др.).

Систему ОИВ субъектов Федерации образуют:

— высший орган ИВ субъекта Федерации;

— иные органы ИВ, формы которых определяются самими субъектами Федерации

Органы исполнительной власти субъектов РФ

В субъектах РФ действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Органами общей компетенции являются Правительство республик, администрация краев, областей, автономных областей, автономных округов (повт.): порядок образования и полномочия Правительств республик в составе РФ и админ.

Органами отраслевой и межотраслевой комп. являются министерства, комитеты, службы, инспекции, главные управления и т.д. Их структура, порядок формирования, организация деятельности определяется норм. актами субъектов РФ. Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать собственных должностных лиц, территориальные организации входят в систему органов исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам входящих в компетенцию субъектов, во взаимодействии с соотв. органами исполнительной власти субъектов РФ.