Система гас суды

Государственная автоматизированная система «Правосудие»

Федеральный журнал Судейского сообщества России «Судья» №2 2005 год

Государственная автоматизированная система «Правосудие» предназначена для информационно-аналитического обеспечения функций судов общей юрисдикции, органов Судейского сообщества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации.
Для осуществления этого проекта организована Межведомственная комиссия по координации деятельности участников создания ГАС «Правосудие».
В начале прошлого года был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС «Правосудие», в котором победило Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход» (ФГУП НИИ «Восход»).
Сформирована кооперация соисполнителей работ, включая 15 основных межрегиональных центров, обеспечивающих монтаж и дооснащение объектов автоматизации, а также решающих вопросы обучения и подготовки пользователей в субъектах Российской Федерации. Всего во внедрении системы задействовано более 40 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.
ГАС «Правосудие» создается как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующая уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды.

Для реализации указанных целей разрабатываются и модернизируются функциональные и обеспечивающие подсистемы:

«Административное управление»— подсистема информационно-аналитической поддержки управленческой деятельности на базе корпоративной сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей судов и Судебного департамента, а также АРМ помощников-аналитиков. Подсистема включает в себя программно-информационный комплекс со сводными данными судебной статистики, отчетными данными по всем аспектам обеспечения деятельности судов, справками с оценкой эффективности работы судов и органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечивается анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития судов и системы Судебного департамента во взаимодействии с соответствующими функциональными подсистемами ГАС «Правосудие». Программно-информационный комплекс подсистемы содержит экспертные оценки по проблемным вопросам с выявлением ситуаций, требующих принятия безотлагательных управленческих решений. Включает в свой состав электронный справочник руководителей судов и Судебного департамента, обеспечивающий оценку динамики результатов их деятельности и сравнительный анализ эффективности работы отдельных судов (подразделений Судебного департамента). Финансовый контроль своевременного получения и эффективности целевого использования ресурсов в системе Судебного департамента и судах общей юрисдикции (комплекс «Контроль») является важнейшей составной частью подсистемы.

«Организационное обеспечение»— подсистема информационной поддержки задач, связанных с организационным обеспечением деятельности судов и органов Судебного департамента. В подсистеме организуется обобщение данных контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживаются в актуальном состоянии справочные данные о пользователях судебной информационной инфраструктуры. Эти данные включают в себя, в частности, наименования судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, факс, электронную почту, каталог доступных информационных ресурсов и другую служебную информацию.
«Право» — подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

НАША СПРАВКА
Государственная автоматизированная система РФ (ГАС) «Правосудие» — территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах соблюдения баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.
«Финансы» — подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Доведение до мест выделенного объема финансирования, расчет заработной платы. Подсистема содержит средства специализированного программного и информационного обеспечения задач финансирования судов и органов Судебного департамента, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» — подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе. Решение задач социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и государственных служащих. Ведение баз данных «Штатное расписание», «Кадры»,»Социальное страхование»

«Судебное делопроизводство и статистика» — подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» — подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций и обеспечения санкционированного доступа к информации банка со стороны различных категорий пользователей.

«Видеоконференцсвязь»-подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Судебная экспертиза» — подсистема автоматизированного доступа к информации по вопросам судебной экспертизы.

«Документооборот» — подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» — подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» — подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки программ профессионального образования с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Общественные связи» — подсистема мониторинга информационных ресурсов СМИ государственных органов, учреждений и организаций, в том числе иностранных, подготовки и информирования органов Судейского сообщества, СМИ и граждан России о функционировании судебной системы и проблемах судов.

«Материально-технические ресурсы»— подсистема автоматизации контроля за состоянием материально-технических ресурсов и планирования потребностей в них судов и системы Судебного департамента. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах департамента.

«Обращения граждан» — подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременности рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Международно-правовое сотрудничество»-подсистема автоматизации учета материалов международных проектов и контроля их выполнения. Обеспечение доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия.

«Недвижимость» — подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

«Судейское сообщество» — подсистема, обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов Судейского со
общества (Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей, органов Судейского сообщества в субъектах Российской Федерации).

«Финансовый контроль» — подсистема, обеспечивающая информацией контрольно-ревизионные органы Судебное департамента.

Помимо упомянутых подсистем в ГА «Правосудие» включены типовые фунционально-технологические пода стемы:
o Информационно-справочная подсистем;
o Интернет-портал ГАС «Правосудие»;
o Подсистема отображения информации коллективного пользования;
o Система обеспечения безопасности формации.

Обеспечивающие подсистемы:
o Подсистема связи и передачи данных;
o Подсистема управления и контроля функционирования;
o Подсистема обеспечения эксплуатации сервисного обслуживания;
o Подсистема обучения кадров.

Обследование 1439 объектов, подлежащих автоматизации во всех субъектах Российской Федерации, показало: объем унаследованных разнотипных средств автоматизации достаточно велик. В значительном количестве судов — в основном на уровне областных и равных им судов — существуют достаточно совершенные локальные автоматизированные комплексы.
Сложнее ситуация с автоматизацией районных судов. Очень неоднородно обеспечены они телекоммуникациями и телефонной связью. В большинстве же унаследованных автоматизированных средств информационная безопасность практически не обеспечена. А в части судов используется нелицензионное программное обеспечение.
Исходя из этого, были сформулированы и заложены в основу создания системы важнейшие условия.
Обследование 1439 объектов, подлежащих автоматизации во всех субъектах Российской Федерации, показало: объем унаследованных разнотипных средств автоматизации достаточно велик. В значительном количестве судов — в основном на уровне областных и равных им судов — существуют достаточно совершенные локальные автоматизированные комплексы.
Сложнее ситуация с автоматизацией районных судов. Очень неоднородно обеспечены они телекоммуникациями и телефонной связью. В большинстве же унаследованных автоматизированных средств информационная безопасность практически не обеспечена. А в части судов используется нелицензионное программное обеспечение.

Исходя из этого, были сформулированы и заложены в основу создания системы важнейшие условия.
Первое — максимально эффективно использовать имеющиеся в судах средства автоматизации без кардинальной переделки и нарушения их функционирования.
Вторым условием стало распространение хотя бы минимального количества средств, соответствующих в полном объеме международным стандартам и требованиям производителей аппаратных платформ и программных продуктов, создающих основу для внедрения перспективных лицензионных программ и средств обеспечения информационной безопасности. Эта непростая задача связана с наличием в судах значительного количества компьютеров отечественной сборки, которые далеко не всегда сертифицированы производителями программного обеспечения.
Третье — первоочередное создание современных локальных вычислительных сетей, частичное формирование телекоммуникационной основы системы.

Разработанные в 2004 году основные архитектурные решения ГАС «Правосудие» обеспечивают использование унаследованных средств автоматизации, их комплексирование, создают условия для внедрения средств защиты информации, эволюционного развития системы на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Предлагаемая архитектура ГАС «Правосудие» рассчитана на создание инфраструктуры для эксплуатации прикладных программных комплексов и обеспечения взаимодействий как между территориально распределёнными судебными органами, так и между отдельными независимыми информационными системами, эксплуатируемыми совместно.
Архитектура системы предусматривает гибкое использование существующих технических комплексов автоматизации судопроизводства, средств электросвязи и программного обеспечения, уже используемого в судах и в подразделениях судебного департамента.

Структура комплекса технических средств ГАС «Правосудие» представляет собой совокупность локальных вычислительных сетей (ЛВС), создаваемых на объектовых комплексах и объединяемых между собой с помощью средств сети передачи данных. В основу подхода, применяемого при проектировании ЛВС, положен принцип территориального единства.

В ГАС «Правосудие» предусматривается 3 информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что должно обеспечить баланс требований открытости информации и ее защиты.
Создание защищенного контура предназначено для выполнения следующих функций:
— закрытого электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа, технологии передачи меток конфиденциальности, технологии электронной цифровой подписи для авторизации и контроля целостности электронных документов, методов и средств криптографической защиты информации в сети;
— защищенного электронного документооборота для обмена данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах Российской Федерации;
— официального оперативного информирования судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов;
— официального оперативного информирования судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти;
— информационно-аналитической поддержки судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на основе информационно-аналитических ресурсов соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме»Оп-line»,»Off-line» и предоставляющих информацию в виде электронных документов.
Ведомственный контур должен обеспечиваться отсутствующим в настоящее время звеном — ведомственной системой связи, которая совместно с Интернет представлена в технических требованиях на ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных (ПСПД). Существующие технологические решения по созданию подобных систем строятся на принципах формирования мультисервисной транспортной системы связи, позволяющей использовать одни и те же каналы для передачи всех видов данных, голоса и видеоинформации.
Публичный контур обеспечивается всемирной информационной сетью «Интернет» и ее услугой — «электронной почтой». Данное направление поддерживается комплексом мероприятий, проводимых Судебным департаментом и его территориальными органами, судами областного и районного уровней. Основу данного контура в настоящее время составляет «Электронная почта» и отдельные технологические решения по обеспечению видеоконференцсвязи.
Ныне завершается выполнение опытно-конструкторской работы. В декабре 2004 года на стенде, созданном в НИИ «Восход», проведены испытания семи разработанных прототипов программного обеспечения и внедряемых технологических решений по функциональным подсистемам: «Судебное делопроизводство и судебная статистика», «Документооборот», «Кадры», «Право», «Банк судебных решений (судебной практики)», «Видеоконференцсвязь», «Обращение граждан». Проходят экспертную оценку Концепция информационной безопасности ГАС «Правосудие» и частные технические задания на 27 подсистем. В рамках развертывания локальных сетей разработано типовое решение системы охранной сигнализации зданий судов.

ОБЪЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ГАС «ПРАВОСУДИЕ»

Верховный Суд Российской Федерации — 1
верховные суды республик — 21
краевые суды — 6
областные суды — 49
суды городов федерального значения — 2
суд автономной области — 1
суды автономных округов — 10
районные суды — 2476
окружные (флотские) военные суды — 13
гарнизонные военные суды — 138

Объекты системы Судебного департамента:
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации — 1
Главное управление по обеспечению деятельности военных судов — 1
управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (включая представительства Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в федеральных округах) — 80
отделы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации — 9

Объекты поддержки системы:
Головной исполнитель (стенд Головного исполнителя) — 1
Федеральный и межрегиональные центры поддержки ГАС «Правосудие» — 15
Центры подготовки и обучения до — 2

В рамках этой же работы было проведено техническое дооснащение объектов опытной зоны — 18 серверных комплектов, 187 комплектов рабочих станций, 24 комплекта активного сетевого оборудования, 4 УАТС, два комплекта видеоконференцсвязи.
При дооснащении и развертывании локальных сетей на объектах автоматизации 2004 г. смонтированы структурированные кабельные сети на 240 объектах. Обеспечена возможность использования более чем 16 тыс. точек (портов) подключения. Это делалось в основном силами 15 региональных МТО — представителей головного исполнителя.
Завершен этап формирования инфраструктуры для промышленной реализации ГАС в опытной зоне, базовых и опорных судах. Для этого поставлены 31 сервер различной производительности, 195 рабочих станций, включая периферийное оборудование, средства связи и отображения информации.
В 2004 году централизованно оборудованы объекты автоматизации в 83 областных и равных им судах, в 88 территориальных органах Судебного департамента, в 462 районных судах и в 46 окружных и гарнизонных военных судах. На все эти объекты направлено 510 единиц серверного оборудования, 3250 комплектов автоматизированных рабочих мест (компьютер, принтер, источник бесперебойного питания), 702 коммутатора, необходимое системное программное обеспечение.
Заметим, что эти вычислительные средства имеют сертификаты ведущих мировых производителей аппаратных и программных средств, соответствуют международным нормам качества и биологической безопасности, пригодны для штатного использования высокотехнологичных отечественных и импортных программ, средств защиты информации, а также для использования унаследованных программных продуктов, таких как «Судебное делопроизводство», «Судебная статистика», «Документооборот» и других.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ГАС «ПРАВОСУДИЯ
o Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.
o Сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.
o Повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики путем сокращения времени на обработку и передачу информации.
o Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.
o Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
o Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.
o Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.
o Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.
o Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
o Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
o Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.
o Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.
o Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
o Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности.
o Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости системы правосудия в России
o Вхождение в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

При выборе аппаратных средств для судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ были рассмотрены предложения ведущих отечественных и мировых производителей компьютерной и сетевой техники на поставку оборудования на объекты автоматизации ГАС «Правосудие». По результатам предлагаются хорошо зарекомендовавшие себя модели таких компаний, как Hewlett-Packard, IBM, Avaya (все — США) и Epson (Япония).
На совещании председателей областных и равных им судов, проходившем 4 февраля, были даны некоторые пояснения по снабжению оборудованием в прошлом году. В частности, отказ от поставок жидкокристаллических мониторов связан с тем, что выделенные средства позволяли закупить всего 2250 рабочих станций с качественными ЖК-мониторами, которые
направлены на оснащение прежде всего районных судов, уровень информатизации которых намного ниже, чем в областных судах.

Проведено обучение 1384 пользователей по трем основным курсам: офисные технологии в судопроизводстве — общий курс компьютерной грамотности, в частности компьютерная помощь; администрирование локальных вычислительных сетей
— для специалистов по информатизации; судебное делопроизводство и статистика
— для судей, секретарей канцелярии, секретарей судебного заседания, помощников судей.
Неуклонно развивался и комплекс средств автоматизации центрального аппарата Судебного департамента. Заканчиваются монтаж и настройка комплекса селекторной связи «Набат» и оборудования связи Avaya. Идет модернизация серверного комплекса, завершается поставка вычислительных средств и коммуникационного оборудования. Совершенствуются хранилища баз данных, организуется справочная служба. Надо отметить, что по сделанному есть замечания и предложения. Специалисты их анализируют и принимают соответствующие меры. В процессе внедрения системы был отработан механизм взаимодействия головного исполнителя, его региональных партнеров с представителями судебной системы в регионах, что позволит сократить количество сбойных ситуаций в будущем. Большую помощь в этой работе оказали специалисты по информатизации из судов Томской, Ивановской и Челябинской областей. Очень важно учитывать и тот факт, что реально объем работ, запланированный на год, по сути дела был выполнен за полгода.
При этом следует отметить, что система создается не на голом месте, поскольку процессами информатизации в судебной системе занимаются уже более десяти лет и уже накоплен значительный опыт и сделаны существенные капиталовложения, которые должны быть максимально использованы в будущем.
Создание ГАС «Правосудие» — это работа по нескольким направлениям.
Во-первых, идет модернизация имеющихся специфических функциональных модулей по взаимным конверторам, по обеспечению единых классификаторов, по единым структурам данных, единым интерфейсам, чтобы с точки зрения пользователя они могли рассматриваться как «черные ящики» с одинаковыми функциями, но отличающиеся по внутренней структуре и, возможно, по среде функционирования.
Во-вторых, традиционные системы привязываются к единым форматам взаимодействия и предлагаются пути развития, направленные на переход к единому типовому решению, разрабатываемому в рамках ГАС «Правосудие».
В-третьих, через региональные МТО обеспечивается сопровождение имеющихся и новых решений. На последующих этапах, по мере развития высокоскоростной ведомственной сети, будет использоваться в полном объеме функциональная подсистема управления и контроля функционирования.
В-четвертых, непосредственно у разработчиков на основе опытных образцов программного обеспечения опережающими темпами организуется обучение системных администраторов с подготовкой преподавателей из региональных МТО, чтобы проводить учебу пользователей непосредственно на местах одновременно с поставкой техники и программного оборудования.

НАША СПРАВКА
ГАС «Правосудие» представляет собой совокупность комплексов средств автоматизации (КСА):
— КСА СД для оснащения Судебного департамента;
— типовых КСА РОСД для оснащения Управлений и отделов (региональных органов) Судебного департамента;
— типовых КСА СДФО для оснащения Представительств Судебного департамента в федеральных округах;
— типовых КСА ССРФ для оснащения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (судов уровня субъекта РФ);
— типовых КСА PC для оснащения районных судов;
— КСА ГУВС для оснащения Главного управления по обеспечению деятельности военных судов;
— типовых КСА ОВС для оснащения окружных (флотских) военных судов;
— типовых КСА ГВС для оснащения гарнизонных военных судов;
— типовых КСА МЦП для оснащения межрегиональных центров поддержки функционирования системы;
— КСА ЦПО для оснащения центров подготовки и обучения;
— стенда Главного конструктора.
Комплекс средств автоматизации представляет собой совокупность взаимосогласованных компонентов программного, технического и информационного обеспечений, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации.

Следует отметить, что в дополнение к введению системных администраторов на всех объектах информатизации возникнет потребность в персонале, который будет обеспечивать связь и передачу данных, а также информационную безопасность, проводить ремонт и обслуживание средств автоматизации, поддерживать информационные ресурсы (пополнение, актуализация, администрирование баз и банков данных), дооснащать и внедрять новые технологические решения и новые версии программного обеспечения.
Наконец, в-пятых, используются опытная зона и базовые суды для отработки предварительных версий программного обеспечения, чтобы скоординировать доработку и устранение замечаний с мест.
Внедрение системы осуществляется с одновременной отработкой решений на ее фрагментах. С учетом территориальной распределенности автоматизируемых объектов на первом этапе на объектах опытной зоны проводится внедрение и эксплуатация системы. При этом в каждом регионе планируется охватить базовые суды и органы судебной системы, образующие полную информационную вертикаль: суд уровня субъекта РФ, региональный орган Судебного департамента, районные суды, военные суды (окружной или гарнизонные — при возможности). На втором этапе по результатам опытной эксплуатации пройдет необходимая доработка инфраструктурных, технических, прикладных решений и полномасштабное внедрение системы в других регионах. Становится понятно, что выбор опытных зон — чрезвычайно важное и ответственное дело.
неприятностям начального периода внедрения и т.п. Технические вопросы (уровень оснащенности компьютерами, наличие сетей связи и т.п.) являются хотя и важными, но второстепенными. В рамках такого масштабного проекта, как ГАС «Правосудие», проблемы и форс-мажорные обстоятельства технического характера можно, как правило, оперативно преодолеть с незначительными дополнительными затратами. В то же время проблемы организационной и технологической культуры, неприятие пользователями нововведений, трудности общения, недостаток обучения и другие подобные вопросы могут похоронить любой технически безупречно исполненный замысел.
Каковы же основные направления работ по проекту в 2005 году?
Во всех областных и равных им судах будут внедрены средства видеоконференцсвязи. Создание телекоммуникационной инфраструктуры должно перейти из проектной стадии в рабочую. При этом планируется проанализировать возможности использования спутниковых каналов связи для ряда удаленных регионов, а также для других решений в области связи и информационной безопасности.

В 2005 г. на объектах автоматизации 2004 года предполагается начало опытной эксплуатации следующих прикладных подсистем ГАС «Правосудие»:
o «Судебное делопроизводство и статистика»
o «Банк судебных решений»
o «Право»
o «Документооборот»
o «Кадры»

С течением времени все более актуальным становится вопрос, связанный с судьбой уже существующего программно-технического обеспечения, в частности с сопровождением имеющихся задач. По мере интеграции в систему ГАС «Правосудие», а также поэтапного внедрения новых задач произойдет вытеснение «старых» задач и их замена на более современные программно-технические решения.
Важной технологической задачей будет организация сопровождения и поддержки унаследованных средств автоматизации. Оснащение судов этими средствами и создание объектовых кабельных систем работы, начатые в 2004 году, будут продолжены в объеме до 23 тысяч портов. Предполагается расширить перечень учебных курсов с учетом результатов реализации ГАС «Правосудие» и обеспечить обучение еще 2500 специалистов. Будет завершена разработка 27 функциональных комплексов специализированного программного обеспечения. Основная же задача — выйти в конце нынешнего года на опытную эксплуатацию ГАС «Правосудие» в опытной зоне, в базовых и опорных судах.

НАША СПРАВКА
В ГАС «Правосудие» предусматривается три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что должно обеспечить баланс требований открытости информации и ее защиты.
В контурах обработки информации ГАС «Правосудие» при с соблюдении всех ограничительных мер защиты может обрабатываться и циркулировать информация следующих категорий:
— публичный контур — только открытая информация;
— ведомственный контур — открытая и конфиденциальная информация;
— защищенный контур — открытая и конфиденциальная информация, а также сведения, составляющие государственную тайну с грифами «Секретно» и «Совершенно секретно».
Предусматривается информационный обмен между контурами в части открытой информации для публичного и ведомственного контуров, а также в части конфиденциальной информации — для ведомственного и защищенного контуров.

ГАС «Правосудие»

Информационные системы судов общей юрисдикции представлены в ГАС «Правосудие» и информационной системой Верховного Суда РФ.

ГАС «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

При этом иод единым информационным пространством федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей понимается совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Работы по созданию ГАС «Правосудие» начались в июле 2004 г. в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002—2006 годы». Совет судей РФ 30 ноября 2006 г. утвердил Акт Государственной комиссии о приемке работ по созданию ГАС «Правосудие». В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы», начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, поставке современного оборудования.

ГАС «Правосудие» имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент). Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, республиканские, краевые, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд РФ и Российская академия правосудия, являясь объектами системы, оснащаются средствами ГАС «Правосудие» по отдельному соглашению.

В ГАС «Правосудие» созданы три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты.

Защищенный контур предназначен для выполнения следующих функций:

• защита электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа;

• защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах РФ;

• официальное оперативное информирование судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов;

• официальное оперативное информирование судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти;

• информационно-аналитическая поддержка судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента из источников соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме on-line и off-line и предоставляющих информацию в виде электронных документов.

Ведомственный контур должен обеспечиваться ведомственной системой связи, которая совместно с сетью Интернет представлена в технических требованиях на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных.

Публичный контур обеспечивается сетью Интернет и электронной почтой.

В 2006 г. завершена разработка 27 подсистем ГАС «Правосудие», которые приняты Государственной комиссией и прошли опытную эксплуатацию в судах и системе Судебного департамента («Административное управление», «Банк судебных решений (судебной практики)», «Ведомственная статистика Судебного департамента», «Видеоконференцсвязь», «Документооборот», Интернет-портал ГАС «Правосудие», Информационно-справочная система «Кадры», «Материально-технические ресурсы», «Международно-правовое сотрудничество», «Обеспечение безопасности информации», «Обучение кадров», «Право», «Связь и передача данных», «Судебная экспертиза», «Судебное делопроизводство и статистика», «Судейское сообщество» и др.). В судах областного звена введены в действие 24 подсистемы ГАС «Правосудие»; в судах районного звена — три базовые подсистемы («Интернет-портал», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений»).

Завершено формирование верхнего уровня ведомственного контура связи, объединяющего суды областного звена и территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Производится подключение к ведомственному информационному контуру районных судов и гарнизонных военных судов. Осуществляется техническая поддержка ГАС «Правосудие» на местах.

По состоянию на 2012 г. решения ГАС «Правосудие» использовалось во всех федеральных судах общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента.

ГАС «Правосудие» обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, создает широкие возможности для повышения ее эффективности.

В единое информационное пространство объединено более 85 тыс. автоматизированных рабочих мест на более чем трех тысячах объектов на всей территории России.

С началом применения специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» были автоматизированы процессы:

• отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов;

• подготовки текстов судебных актов к публикации и размещения их на сайтах судов;

• обращения в суд неограниченного круга лиц в электронном виде;

• обеспечения технической возможности оповещения участников процесса о рассмотрении дел путем направления СМС-извещений.

1756 залов судебных заседаний оснащены комплексами аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебного заседания. Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференцсвязи для проведения процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами.

В связи принятием Федерального закона от 26.04.2013 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» наличие в суде систем видеоконференц-связи приобретает новое значение. Если суд располагает технической возможностью осуществления видеоконференц-связи, то при условии заявления лицами, участвующими в деле, их представителями, а также свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками соответствующего ходатайства либо по инициативе суда указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Создан единый портал ГАС «Правосудие» [1] , на котором размещены WEB-сайты всех судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Работа по совершенствованию ГАС «Правосудие» ведется постоянно.

Постановлением Президиума Совета судей РФ от 01.02.2012 № 290 Судебному департаменту при Верховном Суде РФ совместно с главным конструктором ГАС «Правосудие» поручено обеспечить разработку опытного образца комплекса программ ГАС «Правосудие» для использования электронных документов, юридическая значимость которых подтверждается электронной подписью, в деятельности органов судебной власти.