Швеция защита прав человека

Права человека в Швеции — критика комитета ООН

Комитет ООН по правам человека в своем отчете в отношении Швеции выразил беспокойство по поводу дискриминации ромов/цыган в стране. Комитет призывает Швецию принять меры для бездискриминационного соблюдения гражданских прав рома, в отношении образования, работы, жилья и здравоохранения.

«Швеция также должна предоставить рома из других стран Евросоюза те же права, без дискриминации, в отношении социальных льгот» — сказано в отчете.

Комитет выразил беспокойство по поводу случаев насилия расистского и ксенофобского характера против мусульман, афрошведов, ромов, евреев и в связи с «перманентно негативным изображением мусульман в СМИ».

Нынешний отчет был предварен документом от шведского правительства, где разъяснялась позиция Швеции по указанным проблемам. Вслед за этим документом 18 шведских правозащитных организаций, включая Civil Rights Defenders, дополнили картину происходящего. А три недели назад представители правительства Швеции участвовали в допросе, который комитет по правам человека ООН проводил в Женеве.

В прошлом отчете организации в отношении Швеции за 2009 год обращалось внимание на проблемы саамов, беженцев и людей с ограниченными возможностями.

Комитет ООН по правам человека состоит из 18 экспертов. Его рекомендации и замечания не имеют обязательного к исполнению характера, но обладают большим моральным весом.

Права человека в Швеции на слушаниях в ООН

В понедельник, 26 января ситуация с соблюдением прав человека в Швеции будет рассмотрена на слушаниях в Совете ООН по правам человека в Женеве.

В преддверии слушаний, ряд шведских неправительственных правозащитных организаций заявил о том, что в Швеции есть значительные недостатки в работе с вопросами дискриминации национальных меньшинств и преступлений на почве ненависти.

Правительство, в свою очередь отмечает, что они интенсивно работают с этими вопросами. Говорит Густав Линд/ Gustaf Lind, шведский посол по правам человека и член делегации Швеции:

— Мы очень амбициозны в работе с вопросами защиты прав человека. Это важные и первоочередные темы на повестке дня правительства и мы активны в этом как на национальном, так и на международном уровнях. И это та деятельность, которая характеризует Швецию.

Это уже вторые слушания в Совете ООН по права человека, на которых будет детально рассмотрена правозащитная деятельность Швеции. Первые слушания прошли в 2010 году, и теперь настало время отчитаться о проделанной работе. Правительство Швеции подготовило 25-страничный доклад о том, что было достигнуто за последние 4 года.

В то же время, правозащитные организации представили свои, так называемые «теневые» доклады, в которых они указывают на недостатки в работе в области прав человека. Одна из таких организаций Civil Right Defenders. Говорит юрист-правозащитник этой организации, Юханна Вестесон/ Johanna Westeson:

— Больше всего недочетов в борьбе с дискриминацией по этническому признаку. Есть множество преступлений на почве межнациональной ненависти, которые нигде не зарегистрированы и поэтому не отражаются в статистических данных. Не многие из таких преступлений доходят до суда. Есть проблемы в вопросах права на получение политического убежища. Проблемы в закрытых учреждениях, Швецию уже критиковали ранее за длительное время содержания под стражей и изоляцию людей. И наконец, у нас значительные пробелы в том, что касается соблюдения прав национальных меньшинств, — считает Юханна Вестесон.

Особенно она отмечает отношение к цыганам/рома. По словам Юханны Вестесон, ромы подвергались дискриминации в течение нескольких сот лет, и сегодня необходимо больше ресурсов для того, чтобы помочь им освоиться на рынке труда и получить, наконец, крышу над головой. Юрист Civil Rights Defenders считает, что полиции необходимы дополнительные ресурсы, для того, чтобы исследовать преступления против цыган/рома на почве ненависти к последним.

Во время слушаний, задавать вопросы шведской делегации будут представители других стран-членов ООН. Обычно, после слушаний, стране выносятся рекомендации о том, как улучшить свою работу в области защиты прав человека. Юридически, эти рекомендации не являются обязательными, но Швеция, тем не менее, старается относиться к ним серьезно, отмечает Густав Линд. Из 150-ти рекомендаций, которые Швеция получила в прошлый раз, шведское правительство одобрило 106.

Сам факт, что Швеция должна отчитываться о своей работе в сфере соблюдения прав человека в ООН, положительно сказывается на деятельности в этой области, считает Густав Линд:

— Эти слушания пойдут на пользу шведской правозащитной деятельности. Это своеобразная форма анализа политики Швеции в области прав человека, — говорит он.

Но эту точку зрения не разделяет саамский юрист по правам человека Маттиас Охрен/Mattias Åhrén:

— Обычно в этих слушаниях нет ничего полезного. Есть ряд ограничений, что касается того, как одна страна должна анализировать деятельность другой в области прав человека. Государства-участники сами устанавливают правила, и поэтому это не очень сложно, — говорит Маттиас Охрен.

Он констатирует, что замечания, полученные Швецией в ходе прошлых слушаний, не привели к каким-либо изменениям в политике шведского правительства в области прав человека. Например, в вопросах дискриминации саамов, лучше обращаться напрямую в Комитет ООН по расовой дискриминации, чем к экспертам в Швеции, считает Маттиас Охрен.

Согласна с ним и Юханна Вестесон из организации Civil Rights Defenders. Она тоже утверждает, что никаких изменений с момента прошлых слушаний в ООН так и не произошло. Для того чтобы работа в области защиты прав человека успешно продвигалась вперед, необходимо тесное сотрудничество правозащитных организаций и правительства, считает она:

— Сами по себе эти слушания мало что значат. Представители правительства Швеции отправятся в Женеву, они получат рекомендации, которые в дальнейшем могут принять или отклонить. Поэтому, обычно не происходит каких-то существенных изменений. Но если мы, гражданское общество, будем следовать этим рекомендациям и требовать Швецию соблюдать их, вот тогда и можно надеяться на положительный результат, — говорит Юханна Вестесон.

Права человека в Швеции

Материал из Documentation.

В адрес Швеции поступают замечания в области нарушений прав человека как со стороны международных институтов (ООН, Европейский суд по правам человека, Совет Европы, Европарламент), так и от ведущих неправительственных правозащитных организаций («Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия»). [1]

В частности Совет ООН по правам человека в 2011 г. обратил внимание шведских властей на необходимость принятия мер по борьбе с расизмом и ксенофобией, преступлениями на почве ненависти, дискриминацией мигрантов, этнических меньшинств и коренных народов, а также по искоренению насилия в отношении женщин. [2]

Достаточно высоко количество исков и жалоб против Швеции в ЕСПЧ, в основном по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан (в среднем за год более 400 исков и десяток обвинительных приговоров). [3]

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации неоднократно критиковал шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов, указывая на то, что миграционное ведомство страны зачастую отказывает в выдаче вида на жительство людям, действительно нуждающимся в убежище. [4]

Правозащитные организации «Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия» в своих докладах неоднократно отмечали, что шведское миграционное ведомство в отдельных случаях не принимает заявлений на предоставление убежища от граждан Эритреи. Вследствие этого беженцы подвергаются риску быть высланными на родину, хотя Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и рекомендовало правительствам всех стран приостановить принудительное возвращение людей в эту страну. [5]

В ряде случаев по решению вопросов о предоставлении убежища, особенно когда при этом имеется некая политическая подоплека, шведскими властями применяются двойные стандарты. В качестве примера — политически мотивированный отказ шведов от экстрадиции в Россию лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений (М.Успаева, А.Адаева). Тот факт, что шведским органам правосудия были переданы все материалы, доказывающие их причастность к криминальной, в том числе в бандитизме и террористической, деятельности, действия не возымел. [6]

Продолжают оставаться актуальными проблемы расовой дискриминации, проявляющейся, в частности, в вопросах трудоустройства — руководство шведских компаний в основном предпочитает брать на работу коренных шведов. По информации НПО «Центр против расизма», на сегодняшний день разница в занятости по специальности между иммигрантами и шведами составляет около 20 %. [7]

Совет Европы, а также ряд международных правозащитных организаций отмечают, что Швеция прилагает недостаточно усилий для выполнения положений подписанной ею в 2000 г. Конвенции Совета Европы по правам национальных меньшинств. Эксперты констатируют, что в стране недостаточно интенсивно проводится учет населения, говорящего на языках нацменьшинств (в Швеции таким статусом пользуются 5 языков. Подчеркивается, что шведские власти обязаны предоставлять всем детям представителей малочисленных национальностей возможность обучения на двух языках — родном и шведском. [8]

Кроме того, в январе 2009 г. вступил в силу закон о перлюстрации электронных сообщений (2008:717). Согласно его положениям, шведские спецслужбы имеют право отслеживать всю интересующую их информацию в сети Интернет, а также прослушивать разговоры по мобильной и обычной телефонной связи любого подозреваемого в преступной или террористической деятельности лица без соответствующей санкции судебных органов. Примечательно, что «антитеррористическая» направленность упомянутого закона никак не препятствует продолжению работы на сервере шведского Интернет-провайдера сайта чеченских боевиков «Кавказ-Центр». [9]

Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Знак равенства

Швеция может похвастаться большими успехами в области гендерного равенства. Шведские папы имеют право на декретный отпуск, а почти половина шведских парламентариев – женщины. Однако, есть и проблемы, которые мешают достичь абсолютного равенства, к которому стремится шведское общество.

Знак равенства

Швеция может похвастаться большими успехами в области гендерного равенства. Шведские папы имеют право на декретный отпуск, а почти половина шведских парламентариев – женщины. Однако, есть и проблемы, которые мешают достичь абсолютного равенства, к которому стремится шведское общество.

равноправие

Результат многолетней борьбы

В Швеции, как и во многих других странах мира, долгое время мужчинам и женщинам отводилось жёстко определённое место в обществе, что было основой неравенства. В течение многих столетий, женщины не имели права на высшее образование, на выбор профессии или выбор партнёра, одним словом, они не могли сами распоряжаться своей судьбой. В начале прошлого века во многих странах развернулась борьба за права женщин, и Швеция активно подхватила эту эстафету.

В основе современного шведского общества сегодня – идея равноценности каждого индивида, независимо от пола, религии, этнического происхождения, возраста, сексуальной идентичности. Этот принцип подразумевает, в частности, обеспечение как мужчинам, так и женщинам равного доступа к образованию, право на профессиональную деятельность во всех областях, на неприкосновенность личности, защиту от насилия и дискриминации по гендерному признаку. Кроме того, в Швеции считают, что неравенство проще победить, если начинать воспитательную работу в детских садах и школах, донося и до детей, и до взрослых мысль о том, что все люди равны, достойны уважения и имеют право делать собственный выбор в жизни, и что никто не имеет право проявлять насилие или агрессию по отношению к другому.

Уроки равноправия

Согласно шведскому Закону об образовании, принятому в 1996 году, принцип равноправия должен охватывать все аспекты школьного обучения. Это означает, прежде всего, что девочки и мальчики должны находиться в равных условиях, что учитель не должен разделять учеников по половому признаку, или оценивать их, основываясь на каких бы то ни было гендерных стереотипах.

В Швеции не принято разделять мальчиков и девочек на уроках или давать им разные задания. Например, на уроках труда мальчики и девочки вместе обучаются шитью, вязанию, резьбе по дереву и обработке металла. На занятиях по домоводству и мальчиков, и девочек учат гладить белье, стирать, готовить еду, планировать расходы на домашнее хозяйство. При этом не делается никаких половых различий, вроде того, что – сугубо «мужская», а что – сугубо «женская» работа. Стоит ли говорить, что учитель в Швеции не имеет права навязывать детям какие бы то ни было стереотипы, которые бы ставили под сомнение равенство полов.

Хронология равноправия

1250 Правитель Швеции Биргер Ярл принимает закон, запрещающий изнасилование и похищение женщин.

1845 Вводится равное право наследования для женщин и мужчин.

1921 Женщины получают право голосовать на выборах и занимать государственные должности.

1965 Швеция принимает закон, запрещающий изнасилование в браке.

1974 Швеция становится первой страной в мире, предоставившей право на декретный отпуск мужчинам, наравне с женщинами.

1975 Всеобщее право женщин на аборт законодательно закреплено.

1980 Будучи Конституционной монархией, Швеция приняла Закон о престолонаследии вне зависимости от пола наследника

1998 Принят Закон о неприкосновенности личности женщины

1999 Вступает в силу Закон о запрете на приобретение сексуальных услуг.

2005 Новый закон о сексуальных преступлениях закрепляет абсолютное право каждого человека на половую неприкосновенность.

2009 Семь антидискриминационных законов заменяются единым Законом о запрете дискриминации.

2011 Преследование женщин во всех формах становится уголовным преступлением. Одна из основных целей закона – предотвращение мужского насилия над женщинами. В этом же году Швеция подписывает Конвенцию Совета Европы о борьбе с насилием в отношении женщин и предотвращении жестокости в семье.

Писательница, журналистка и активистка феминистского движения Элин Вагнер с папками с 350 000 подписей, собраными в 1913-1914 в поддержку права женщин на голосование в выборах.

Фото: Univeristy of Gothenburg / Wikipedia

Декретный отпуск – папам


Система социального обеспечения в Швеции предусматривает равные права обоих родителей на декретный отпуск и способствует тому, чтобы забота о ребенке ложилась не только на материнские плечи. Согласно шведскому законодательству, на семью в Швеции даётся до 480 дней оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. При этом закон обязывает каждого из родителей взять минимум 90 дней из этих 480, а остальные 300 дней поделить между собой, как они посчитают нужным. Это позволяет многим мамам не прекращать карьеру после рождения ребенка, и вновь выйти на работу, доверив заботу о малыше на время своему партнеру.

Отцы, берущие декретный отпуск – совсем не редкость в Швеции. Это охотно делают представители практически всех профессий, от парламентариев до строителей и полицейских. Правда, стоит оговориться, что чаще всего поровну делят эту обязанность с матерями те партнеры, у которых есть высшее образование. Тем не менее, несмотря на политику поддержки равноправия в семьях со стороны шведского государства, пока что женщины, берущие декретный отпуск – в большинстве. Порядка 27% дней декретного отпуска используется мужчинами, тогда как остальные 73% приходятся на долю женщин.

Фото: Сюзанна Вальстрём

В Швеции не принято делить профессии на «мужские» и «женские». Какой-либо специальной системы квот на рабочие места для женщин нет, но при этом при подборе сотрудника на ту или иную должность работодатели должны исходить прежде всего из квалификации и опыта кандидата, а не принадлежности к тому или иному полу. Среди объявлений местных бирж труда вы не увидите таких условий как: «Требуется специалист/менеджер (…) мужчина, от 25-35 лет…» – разместить публично такого рода объявление было бы прямым нарушением закона. Антидискриминационное законодательство обязывает создавать равные условия для мужчин и женщин на рабочих местах. Дискриминация по половому признаку запрещена, а случаи ее проявления должны расследоваться самым серьезным образом. Закон предписывает работодателю следить за случаями такого преследования и принимать соответствующие меры. Кроме того, работодатель не имеет права препятствовать уходу сотрудника в декретный отпуск, независимо от того, какого пола этот сотрудник. Это сделано для того, чтобы мужчины могли беспрепятственно уйти в декрет, не опасаясь преследований или угроз об увольнении со стороны работодателя или непонимания коллег. При этом, подобный шаг поможет матери, которая, возможно, предпочла бы поработать, пока супруг будет сидеть дома с малышом.

Женщина-священник. Ничего удивительного

В начале 1960-х годов Шведская церковь открыла путь к карьере в духовной сфере и для женщин, начав посвящать их в сан священника. За последние пятьдесят лет гендерный состав работников церкви значительно изменился, и теперь духовенство практически в равной пропорции составляют и мужчины, и женщины. Сегодня порядка 45% всех священников в Швеции – женщины. Именно поэтому шведы уже давно не удивляются, когда приходят в церковь и видят, что тот или иной священный обряд в церкви проводит женщина-пастор. Кроме того, Генеральный синод состоит из 121 женщины и 130 мужчин, которые принимают ключевые решения в отношении развития и будущего Шведской церкви.

Баланс в высшем образовании

Если еще несколько десятилетий назад университеты были сугубо «мужской» территорией, то в наши дни порядка две трети ученых степеней в Швеции присуждаются женщинам. Среди тех, кто учится в магистратуре и аспирантуре в шведских вузах – мужчин и женщин примерно поровну.

Парламентарии в юбках

Швеция – одна из стран-лидеров по числу женщин, заседающих в парламенте. После выборов 2014 года, 152 парламентских кресла из 349 в шведском риксдаге принадлежат женщинам, это чуть менее 50% всех депутатских мест. Кроме того, 12 из 24 министерских постов в нынешнем правительстве тоже заняты женщинами.

Буква закона

Закон об абортах

В 1975 году женщины в Швеции получили законное право на аборт в течение первых 18 недель беременности. При этом, обращаясь за квалифицированной помощью в медицинские учреждения, она не обязана указывать конкретные причины на проведение этой операции. Закон уточняет, что ей могут разрешить аборт и после 18-ти недель беременности – вплоть до 22-й недели, но уже лишь в том случае, если женщина сможет предоставить весомые аргументы в пользу операции. Тогда Национальный совет по здравоохранению рассматривает обстоятельства и принимает решение о целесообразности аборта в каждом конкретном случае.

Закон против насилия в отношении женщин

Этот юридический документ вступил в силу в 1998 году. Согласно ему, любые формы насилия и жестокости, которым может подвергаться женщина, например, со стороны партнера, должны оцениваться как взаимосвязанные. Каждый случай насилия в отношении женщины должен приниматься во внимание соответствующими инстанциями. За грубое нарушение неприкосновенности женщины можно получить срок тюремного заключения до 6 лет.

Предотвращение проституции

В 1999 году в Швеции начал действовать закон, противодействующий проституции и запрещающий приобретение услуг сексуального характера. Закон ставит под удар именно покупателей секс-услуг, не предусматривая наказания для лиц, занимающихся проституцией. Сделано это потому, что именно покупатели услуг считаются движущей силой проституции этой преступной цепочке. В 2005 году этот законодательный акт был включен и в основной Уголовный кодекс страны. Шведский подход к борьбе с сексуальными преступлениями был позже взят на вооружение и такими странами, как Норвегия, Исландия, Канада и Северная Ирландия.

Марш против материнской смертности во всём мире.

Фото: Barnvagnsmarchen / RFSU

До идеала пока далеко

Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что и в Швеции ситуация с равноправием далеко не так радужна, как это может показаться на первый взгляд. Согласно данным, обнародованным в ежегодном отчете о гендерном равноправии, в некоторых областях деятельности, прежде всего связанных с властью, финансами и строительством, в Швеции, как и во многих других странах, традиционно преобладают мужчины. Зарплаты в среднем по стране у женщин по-прежнему почти на 15% ниже, чем у мужчин, имеющих аналогичный опыт работы и образование. И это при том, что на долю женщин по-прежнему приходится больше часов неоплачиваемой работы по дому, хотя на работе женщины при этом проводят не меньше времени, чем мужчины.
Если посмотреть на статистические данные о том, кто чаще всего занимает должности генерального директора в коммерческих предприятиях, то и здесь цифры, увы, пока не на стороне женщин. Так, на десять руководителей высшего звена в крупнейших компаниях в Швеции лишь один пост приходится на женщину. Среди членов советов директоров в крупных корпорациях женщин лишь 5%.

Не проблема, а процесс

Решение всех этих проблем шведское правительство видит в активной работе по стимулированию равноправия на всех уровнях государственного управления. При этом, как подчеркивают и законодатели, и ученые-эксперты, гендерное равноправие должно рассматриваться не как отдельная, частная проблема, а как процесс, который не должен останавливаться. Для того, чтобы приблизиться к идеалу равенства между мужчинами и женщинами, предполагается и дальше активно изучать, как в обществе распределяются ресурсы, как создаются нормы поведения и как формируется процесс принятия решений в разных областях.

Когда Швеция не предоставляет защиту

Когда вы получите окончательный ответ, вам может показаться что вас не так приняли. У вас возможно очень веские причины просить защиты, или вы рискуете подвергнутся пыткам или другому бесчеловечному отношению, если вас вышлют на родину. Если у вас имеются сильные доказательства, то есть несколько интернациональных инстанций к которым можно обратится.

Эти инстанции могут сами начать расследование вашего дела и вынести собственное решение, даже в том случае если Швеция считает что вы не нуждаетесь в защите. Правда чтобы к ним обратится вам нужно получить отказ от всех инстанций в Швеции, т.е. в случае, что у вас нет никаких шансов остаться здесь. Заявление не может быть рассмотрено до того времени когда решение от Шведских инстанций не примет законную

силу, но вы можете его подать как только у вас есть негативное решение суда, чтобы интернациональный суд успел посмотреть на документы до того как вас вышлют. Если интернациональный суд согласится рассматривать ваше дело они попросят Швецию приостановить вашу депортацию, решение вступит снова в силу только когда придет решение из интернациональной инстанции. Если решение будет положительным , то Швеция обычно изменяет свое.

Очень важно чтобы вы не подавали заявления если только вы не рискуете подвергнутся серьезному преследованию или если есть возможно быть внутренним беженцем (получить защиту в другой части вашей страны). Это не инстанция в которую можно обращаться в обычных случаях. Вам нужно посоветоваться со знающим человеком прежде чем посылать заявление. Вот инстанции в которые можно обратиться:

^ Комитет против пыток ООН (Kommittén mot tortyr, CAT)
Они находятся в Женеве и принимают решения два раза в год в мае и ноябре
^ Суд Евросоюза
Находитя с Страстбурге во Франции и следит за соблюдением прав человека в странах подписавших Европейскую конвенцию. Суд принимает решение в течение всего года.

Эти инстанции опираются каждый на свою конвенцию: конвенция ООН против пыток и Европейскую конвенцию по правам человека. Для тех кто рискует быть высланным важна третья статья в обеих конвенциях.

Ни CAT ни Европейский суд не рассматривают все приходящие к ним дела. Если они дадут согласие на рассмотрение дела, то вам нужно приготовиться к долгому ожиданию, рассмотрение может затянутся на несколько лет.

Комитет против Пыток ( CAT)

Комитет против пыток является органом ООН контролирующим чтобы государства не высылали лиц рискующих подвергнуться пыткам. Работа комитета опирается на третий параграф конвенции ООН против пыток. Там говорится :

1. Никакое государство подписавшее конвенцию не должно высылать, депортировать или передавать лицо другому государству в котором по обоснованным причинам можно предположить, что это лицо подвергнится пыткам.

2. Чтобы определить есть ли основания, компетентные власти должны принять во внимание все соображения имеющие вес, в том числе повторяющиеся инциденты наличия в государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

CAT чаще всего рассматривает дела где лица рискуют подвергнутся пыткам со стороны государств.

! читай: http://www2.ohchr.or…ish/bodies/cat/ Европейский суд, ECHR

Европейский суд (European Court of Human Rights, ECHR) должен следить, что не одно из государств членов не нарушает третий параграф Европейской конвенции по правам человека.

Никто не должен подвергаться пыткам или иному бесчеловечному отношению или наказанию.

! здесь вы можете подать заявление: http://www.echr.coe.int/echr (нажмите

Могу ли я обратится в CAT и Европейский суд одновременно?

Может ли CAT или Европейский суд остановить мою высылку?

Да. Обе инстанции могут быстрой процедурой запросить у шведского государства приостановить высылку. Они это могут сделать если после быстрого просмотра вашего дела они решат, что там есть нарушения параграфа 3 в случае того, что тебя вышлют не дождавшись, что комитет или суд успеют рассмотреть дело более подробно. В шведском законе по иностранцам говорит что Миграционное ведомство должно уважать решение и предоставить приостановку дела. В параграфе 12 § 12 закона об иностранцах сказано:

Если интернациональный орган у которого есть полномочия рассматривать жалобы от частных лиц направляет прошение в Швецию чтобы высылка или депортация была была прекращена, то высылку следует приостановить, если только этому нет специфических препятствий.

Когда дается решение о приостановке дела вы можете жить как обычный соискатель убежища с полным денежным довольствием, но вам нельзя работать.

Если CAT или Европейский суд по прошествии некоторого времени решит, что Швеция сделала ошибку и что вам не следовало давать решение о высылке, Швеция должна исправить решение и дать вам вид на жительство.

Подача заявления

Если дело не терпит отлагательств, то можно послать факс в Комитет против пыток или в Европейский суд. Вы можете писать как на своем языке , так и на Шведском или английском и объяснить почему вы к ним обращаетесь. (Шведский не является официальным языком в CAT но в Европейский суд вы можете написать на Шведском. Вы можете посмотреть на их интернет страничках если они принимают заявления на вашем языке.) Вам в помощь есть бланки на разных языках.

Опишите что произойдет с вами и чего вы боитесь если вас вышлют и какие доказательства у вас есть. Вы также должны дополнить ваше заявление копией решения от верховного суда миграции, миграционного суда и миграционного ведомства.

Обычно нельзя рассчитывать что ваш общественный представитель напишет заявление в CAT и Европейский суд. Это не входит в его обязанности.

Так ты сможешь повлиять на твое дело

0 РАССКАЗЫВАЙ ВСЕ С САМОГО НАЧАЛА

Ни Миграционное ведомство ни адвокат не знают о твоем деле столько сколько знаешь ты и то, от чего ты бежал. Даже если вы считаете, что то ,что с вами произошло само собой разумеющиеся, то не всегда Миграционное ведомство в курсе всего этого. Потому вы должны рассказать о конкретно вашей ситуации в стране из которой вы бежали, как только последовательно и подробно как только это возможно.

О некоторых вещах возможно будет сложно говорить, но как раз поэтому об этом и надо рассказать. Если вы не можете рассказать все сразу важно ,что бы вы это сказали, и рассказали все позже. Фокус должен быть направлен на то, чем вы рискуете если вас вышлют обратно на родину.

Если в течении процесса что либо произойдет, что может дать вам вид на жительство, например вы обзаведетесь семьей или сильно заболеете, важно чтобы вы оповестили вашего ассистента как только это возможно.

Это плохая идея откладывать что либо для того чтобы рассказать об этом позже. В общем необходимо чтобы появились новые причины для того чтобы ваше дело приняли на рассмотрение заново после получения отказа. Но шанс того, что ведомство вас выслушает больше, если вы расскажите все с самого начала. Велик риск того, что то, что вы оставили на потом вообще не примется как новые причины.

САМ ВЫБЕРИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Во время твоего самого первого контакта с Миграционным ведомством, когда ты просишь убежища, вы получите вопрос о том если вы хотите какого то специфического адвоката (в случае что Миграционное ведомство будет рассматривать ваше дело).

Тогда у вас будет возможность назвать имя адвоката или юриста которого вам порекомендовали иначе вам придется принять юриста предложенного вам Миграционным ведомством.

Если вы хотите выбрать, но на момент вопроса не знаете, то вы можете попросить отсрочку на несколько дней.

^ ЧИТАЙТЕ О ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ И О ТОМ КАК СМЕНИТЬ ИХ НА СТР 21.

СОТРУДНИЧАЙТЕ С ВАШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ

Это несказанно важно, чтобы вы сотрудничали с вашим общественным представителем. Лучше всего, если в сможете встретить вашего адвоката до начала интервью, свяжитесь с ним сами если он сам вам не позвонит. Если вы должны пойти в Миграционное ведомство на интервью до того как вы поговорите с адвокатом постарайтесь рассказать ему поподробнее по каким причинам вы просите убежище в Швеции. Вы должны описывать все как можно детальней, нельзя просто сказать что у вас на родине много проблем. Расскажите почему именно вы нуждаетесь в защите. Даже если Миграционное ведомство считает, что у вас в стране безопасно все равно они должны рассмотреть ваши причины просить убежище индивидуально. Если интервью уже готово, очень важно прочитать всю распечатку вместе с юристом, чтобы он или она разобрали места где ассистент Миграционного ведомства может не правильно истолковать что либо или может дополнить, то чего не хватает.

ПОМОГИТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ О ТОЙ СТРАНЕ ОТКУДА ВЫ ПРИЕХАЛИ

Миграционное ведомство имеет доступ к информации через базу данных Lifos которая открыта на страничке Миграционного ведомства в интернете. Обычно не требуется предоставления общей информации о ваше стране. Но может быть полезным упомянуть те детали из описания ситуации в ваше стране которые касаются конкретно вас. Имейте в виду что информация по стране должна быть актуальной, то что там подтверждается прежде всего должно касаться не только того что с вами произошло, а что может с вами произойти или о том, что может произойти с вами снова.

РАССКАЗЫВАЙТЕ ДЕТАЛЬНО О ВЕЩАХ С ВАМИ ПРОИЗОШЕДШИХ

Очень важно чтобы рассказывали все как можно более детализировано, правдоподобно и в хронологическом порядке.

Пытайтесь раздобыть документы подтверждающие вашу историю, желательно с самого начала процесса. Документы должны подтверждать вашу необходимость в защите или гуманитарные причины. Это могут быть повестки в полицию, справки из суда, справки от врачей, письма с угрозами, вырезки из газет и т.п. Передайте все это в оригинале вашему адвокату. Кроме того делайте всегда копии того, что вы им отдаете и храните это все в надежном месте.

Если вы подозреваете, что какой то документ не настоящий лучше его не использовать. Если станет известным что это подделка, то Миграционное ведомство может этим воспользоваться чтобы усомнится в правдоподобности вашей истории.

Если вы были политически активным у вас на родине, то иногда политические объединения в изгнании могут помочь достать доказательства вашей политической деятельности. Здесь тоже самое, не просите о поддельных документах и преувеличениях.

Если вы политически активны в Швеции, то следует об этом упомянуть. Это могут быть фотографии с демонстраций, записи с местного радио, газетные статьи, изречения представителей организаций или что либо подобное, что может подтвердить вашу политическую активность. Расскажите какие последствия повлечет за собой политическая активность в Швеции если вам придется вернуться на родину.

Если вы были в заключении, сделайте описания тюрьмы лучше всего нарисуйте как можно более детализировано.

Даже если вам сложно говорить о личных деталях например таких как ваши отношения с однополым партнером или что вас изнасиловали, очень важно чтобы это дошло до вашего адвоката и ассистента Миграционного ведомства как можно скорее. Если вы расскажете об этом позже это может не иметь такого же веса. Это даже может привести к тому что они усомнятся в ваше правдоподобности.

Если вы не хотите чтобы даже члены вашей семьи узнали детали личного характера, то очень важно об этом рассказать вашему ассистенту и адвокату. Вы можете запросить конфиденциальность информации даже по отношению к ваши родственникам и близким.

Если вы вспомнили, что не рассказали чего то важного, свяжитесь с вашим адвокатом. Вы можете записать ваш рассказ на том языке на котором хотите и отправить общественному представителю и в Миграционное ведомство.

У Миграционного ведомства есть специальные директивы, что касается пола и сексуальной ориентации которым следуют ассистенты и которые могут облегчить вам рассказ об этом. Женщина имеет право попросить ассистента женского пола, хотя нет гарантии что вы это получите.

При рассмотрении вашего дела большую роль играет время, особенно если оно противоречит рассказанному. Поэтому очень важно говорить о том в чем вы точно уверенны и о том о чем вы возможно догадываетесь. Также, вы можете сказать какое время года это было на вопрос когда. Если вы исправляете время в вашей истории это может трактоваться как изменение вашей истории.

Иногда неправильное время и дата может быть последствием неправильного перевода. Поэтому важно чтобы вы брали себе копии всех рапортов и проверяли если все сходится. Если в Миграционном ведомстве вы проходите интервью или слушание которое в последствии протоколируется, важно чтобы вам прочли его на вашем языке. Будьте внимательны и сразу говорите если видите ошибку.

Полезные советы публикуются FARR, Национальный совет групп помощи беженцам. FARR является некоммерческой организацией. Она состоит из добровольных рабочих групп и отдельных членов по всей стране. Одной из основных задач FARR является предоставление консультаций и помощи тем кто ищет убежища.

Как добровольная организация может FARR не может изменить закон или принять решение о том как его истолковать. Но не смотря на это, с помощью полезных советов мы можем вам рассказать о том, что за права вы имеете когда вы ищете убежища и что вы можете сделать чтобы повлиять на процесс рассмотрения вашего дела.

FARR хочет поблагодарить Baharan Kazemi, Cajsa Unnbom, Carl Lundevi, Emelia Frennmark, Lina Myritz, Michael Williams, Ylva Sjölin и группу помощи беженцам в Мальме за их усилия по обновлению и исследованию. Мы также благодарим Maria Zerihoun за фотографии.

Редактирование : Sanna Vestin
Перевод : Dima-Alex Vorjev / [email protected]