С 286 коап рф

С 286 коап рф

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 28.6 КоАП РФ. Назначение административного наказания без составления протокола

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа , протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

1.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

4. При проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса, если указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении направляется указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через кабинет контрольно-кассовой техники в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 28.6 КоАП РФ , судебная практика применения:

Протокол не составляется при фиксации нарушения средствами фото- и видеозаписи в автоматическом режиме

Следует иметь в виду, что КоАП РФ за административные правонарушения в области дорожного движения установлен особый порядок привлечения к административной ответственности при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.. Согласно части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ в указанных случаях назначается административный штраф, исчисленный в наименьшем размере в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ. Если применяемой нормой установлено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административный арест, то административный штраф назначается в максимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ для граждан.

Протокол составляется при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД

Если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано непосредственно сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения с применением указанных выше технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то в данном случае согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ должностным лицом выносится постановление по делу об административном правонарушении либо на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении приобщаются к нему в качестве доказательств совершения административного правонарушения.

В этом случае нормы, установленные статьями 2.6.1 , частью 3.1 статьи 4.1 , частью 3 статьи 28.6 и частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ , не применяются.

См. п.п. 1.1., 1.2. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

При оформлении протокола об административном правонарушении в указанных в части 2 статьи 28.6 КоАП РФ случаях вынесенное постановление по делу об административном правонарушении не аннулируется, а подлежит обжалованию по правилам главы 30 КоАП РФ (позиция Верховного Суда РФ):

«… По общему правилу, при назначении административного наказания в виде либо предупреждения, либо административного штрафа на месте совершения административного правонарушения выносится только постановление по делу об административном правонарушении о назначении одного из названных видов административного наказания в отсутствие протокола об административном правонарушении.

Из данного правила федеральным законодателем в части 2 статьи 28.6 КоАП РФ сделано исключение: протокол об административном правонарушении составляется, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно указал на ошибочность суждения заявителей о том, что при оформлении протокола об административном правонарушении в указанных в части 2 статьи 28.6 КоАП РФ случаях вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, по сути, аннулируется.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ и предусматривает подачу соответствующих жалобы, протеста, по результатам рассмотрения которых может быть принято решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении. Иной процедуры отмены постановления по делу об административном правонарушении КоАП РФ не закрепляет.

Исходя из анализа положений КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, не предполагает отмену ранее вынесенного постановления по делу об административном правонарушении и направлено на формирование согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательственной базы, необходимой для всестороннего, полного и объективного рассмотрения жалобы, протеста» (Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2014 N АПЛ13-621)

DenMega › Блог › Особенности поведения, при общении с сотрудником ГИБДД

Водитель, знай свои права!

Каждого водителя останавливает сотрудник ГИБДД. Одних чаще, других реже, но останавливает. Насколько законны или не законны действия инспектора нам, простым обывателям, зачастую не известно — мы привыкли беспрекословно выполнять все требования сотрудников милиции. В этой статье я попробую раскрыть и описать основные требования закона при встрече с сотрудником ДПС и рассмотреть законные и не законные требования по основным моментам. Я представил материал в виде простой, понятной и удобной в пользовании подборки. Распечатывайте и защищайте свои права!

1. Если вы не нарушили ПДД, то проверка документов — только на стационарных постах ДПС (приказ МВД от 01.06.1998 г. 329).

2. Претензии за нарушения ПДД вам может предъявить только сотрудник ГАИ, а другие службы милиции — лишь во время спецопераций (приказ МВД 329).

3. Человек, сидящий за рулем в припаркованной машине, — не водитель, а пассажир. В этом случае Вы можете либо предъявить ПТС либо не предъявлять документы вовсе.

4. Инспектор не представившись и не назвав причину остановки требуя предъявить документы нарушает требования п. 18.1-18.2 Наставлений по работедорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожногодвижения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВДРФ от 20 апреля 1999 г. N 297).

6. Требование открыть багажник не законно, поскольку согласно КоАП досмотр является мерой административного обеспечения, и ограничивает права граждан (согласно ч.3ст.55 Конституции), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст.27.9 КоАП. Так, досмотр ТС может производиться работниками ГИБДД не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого средства в противоправных целях. И даже последнее, кстати, не дает возможности для произвола со стороны соответствующих работников в том смысле, что всегда можно сослаться на это подозрение. Это подозрение должно быть обоснованным

Водитель обязан открыть багажник только при соблюдении условий ст. 27.9 КоАП РФ, то есть, если будут свидетели и будет составлен протокол досмотра в свободной форме. необходимо заметить, что составление протокола является обязанностью уполномоченных лиц, которая установлена законом, которую они обязаны исполнять без каких-либо просьб и ходатайств.

Своими действиями сотрудник ГИБДД совершает уголовное преступление : должностные лица — по ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий), а не должностные — по ст.330 УК РФ(самоуправство), поскольку в этом случае причинен существенный вред правам и свободам гражданина, так как автомобиль подвергается досмотру без имеющихся на то законных оснований.

7. В соответствии со ст.28.1. КоАП РФ инспектор ДПС уполномочен на составление протокола по делу об административном правонарушении, однако, зачастую инспектор на месте выносит постановление по делу об АП, чем нарушает положения ст. 28.6 КоАП РФ когда протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление когда гражданин признает свою вину.

8. Во время ознакомления с протоколом инспектор обязан разъяснить Вам Ваши права, предусмотренные статьей 247 Кодекса об административных правонарушениях, если он отказывается это сделать он нарушает требования п. 18.8 Наставлений по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9. Инспектор обязывает Вас подписать графу , сославшись на то, что подпись на копии не допустима. Такими действиями, инспектор, составивший протокол нарушил ст.28.2 КоАП РФ в соответствии с которой он обязан вручить копию административного протокола.

10. Статья 25.6 КоАП гласит, что . Обращаю Ваше внимание на тот факт, что если инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет подставных свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».

Статья 50 Конституции РФ:»:2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Комментарий к статье 50:Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Это положение направлено также на защиту прав граждан и предостережение должностных лиц правоохранительных органов и суда от нарушения норм процессуального законодательства… «

11. Вы имеете право пользоваться защитой защитника в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ. Вынося постановление инспектор, признет Вас виновным на месте и таким образом отказывает в помощи адвоката (защитника), лишая Вас гарантированного статьей 48 Конституции РФ права на юридическую помощь при рассмотрении дела. Это также является достаточным основанием для отмены решения о наказании. Данное обстоятельство прямо подтверждает нарушение установленного порядка рассмотрения дела, в связи с чем названное постановление подлежит безусловной отмене. Вынося Постановление об административном правонарушении инспектор нарушает Ваши права, гарантированные на основании ст.49 Конституции РФ.

Б) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Требуйте у инспектора доказательств вашей вины. ст. 1.5 КоАП РФ

12. Вы не обязаны давать объяснения и показания. В протоколе пишите: или (ст. 51 Конституции РФ).

13. В случае если Вы считаете действия сотрудников ДПС незаконными, а привлечение Вас к административной ответственности незаконным и необоснованным привлечением, если не были соблюдены установленные порядки привлечения, или отсутствовал состав административного правонарушения Вы можете обратиться в вышестоящую инстанцию с просьбой отменить постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа и прекратить дело (отсутствие события и состава административного правонарушения).

Зная свои права и обязанности мы защищаем себя от произвола, который, к сожалению, все еще имеет место быть на наших дорогах.

1. Если Вам вменяют нарушение, то постановление по делу об административном

правонарушении должно быть вынесено в течение 2-х месяцев. Давность привлечения к административной ответственности указана в ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

2. Если вам вспоминают штрафы двухлетней давности, вы не обязаны их платить. Статья 31.9. КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

3. Если инспектор требует вас выйти из автомобиля стандартной фразой: пройдемте — это не законно. Инспектор подобными действиями нарушает ст.5 Закона в которой прямо указано, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.

4. Если инспектор в протоколе не указал статью КоАП — вы не будете нести ответственность. Если вопреки требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе не указана статья КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, это в принципе означает отсутствие предъявленного обвинения.

5. Любое вынесенное постановление может быть обжаловано! Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении:

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

6. Ваше дело в суде. Вы должны быть оповещены об этом должным образом.

7. Зачастую дело возбуждается без достаточных оснований. Это незаконно. В нарушении п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ дело возбуждается без повода, так как не соблюдаются требования подпунктов:

1) так как не было непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) от государственных и правоохранительных органов в органы милиции материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, так же не поступали;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц отсутствовали.

Уважаемые автовладельцы! Коллеги! По статистике нашей организации 50% случаев, связанных с нарушениями говорят об откровенном произволе сотрудников ГИБДД. И все это происходит исключительно по причине того, что мы сами позволяем сотрудникам вышеупомянутой службы вести себя именно так. В каждом своем обращении или жалобе на имя начальника ГИБДД я пишу одну и ту же фразу: . Хотелось бы, что это стало правилом для всех автовладельцев!

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).

6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:

— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).

Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуется;

— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования . При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.);
———————————
См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009. N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17. Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

— совершение деяния с причинением тяжких последствий (п. «в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).

Превышение должностных полномочий

Вопросы того, что называется превышением должностных полномочий, и кто подлежит ответственности по статье 286 УК РФ за подобное превышение, волнуют многих людей. Но далеко не все знают, как определить превышение служебных полномочий частным лицом и какие последствия подобные действия будут нести для разных категорий граждан – а ведь законодательство достаточно строго определяет ответственность в данном случае в зависимости от статуса сотрудника.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Ответственность за превышение должностных полномочий – правовое регулирование

Ответственность за превышение должностных полномочий регламентируется:

  1. Статьей 286 УК РФ. Рассматриваются случаи, в которых есть возможность привлечь человека к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и возможные варианты наказаний и санкций за данное преступление, в зависимости от дополнительных факторов.
  2. Статьей 192 ТК РФ. Трудовое законодательство также рассматривает право привлечения провинившихся сотрудников к ответственности работодателем. И так как превышение должностных полномочий является, в первую очередь, нарушением установленных внутренних инструкций, локальных нормативных актов и прочих правил, действующих на предприятии, сотрудников можно привлечь к дисциплинарной ответственности за означенный проступок.

В общих случаях, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий предусматривается различными сферами права, от возмещения ущерба в ходе гражданского иска до уголовного преступления.. К дисциплинарному же взысканию за превышение должностных полномочий сотрудника вправе привлечь любой работодатель. Но данное взыскание должно осуществляться с соблюдением действующих законодательных нормативов:

  1. Превышение полномочий должно быть зафиксировано в качестве нарушения, а локальные нормативные акты должны предусматривать возможность применения к сотруднику санкций за подобные деяния.
  2. Законодательство допускает лишь три возможных вида дисциплинарных взысканий в трудовых взаимоотношениях – выговор, замечание или увольнение. Соответственно, применять какие-либо иные меры воздействия на нарушителя работодатель не вправе.
  3. Если в рамках превышения полномочий работодатель или его контрагенты понесут прямой материальный ущерб, то сотрудник также может быть привлечен и к материальной ответственности за свой проступок в рамках, установленных законодательством.

Кроме этого, в отношении некоторых категорий граждан и конкретных видов деятельности может предусматриваться административная ответственность за превышение полномочий. Например – в статье 13.29 КоАП РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по ст. 286 УК РФ за превышение полномочий

Для отдельных категорий граждан предполагается возможность привлечь их к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ. Однако для возможности уголовного преследования необходимо, чтобы правонарушение обладало следующими чертами:

  • Совершившее его лицо должно быть государственным служащим.
  • Превышение полномочий должно быть явным.
  • Превышение должностных полномочий должно повлечь за собой существенное нарушение интересов и прав отдельных лиц или государства в целом.

Наказывается в общих случаях данное преступление штрафом до 80 тыс. рублей, либо лишением свободы до 4 лет или иными ограничениями – дисквалификацией, принудительными работами, арестом. Однако отягчающие обстоятельства могут увеличить объемы и характер санкций. К ним можно отнести совершение означенного преступления лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также применение насилия, оружия или спецсредств в рамках превышения полномочий, либо наступившие вследствие рассматриваемого превышения тяжкие последствия.

Памятка ГН:Различные полезные номера статей КоАП РФ и УК РФ

(для стандартных и неординарных ситуаций, полемики c комиссиями, полицией и другими)

КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума. Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума. Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму. Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов. Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции […]. Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения. УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Статья 116. Побои. Статья 126. Похищение человека. Статья 127. Незаконное лишение свободы Статья 161. Грабёж. Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём (ней). Статья 286. Превышение должностных полномочий. Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти Статья 319. Оскорбление представителя власти

Решение Московского областного суда от 11 февраля 2016 г. по делу N 21-286/2016

Решение Московского областного суда от 11 февраля 2016 г. по делу N 21-286/2016

Судья Московского областного суда Ли А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании при секретаре Сон Е.А. жалобу Шаликиани М.Г. на решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 декабря 2015 года, вынесенное на постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни от 20 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в отношении Шаликиани М. Г.,

Постановлением заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности Битюцкого С.В. от «данные изъяты», Шаликиани М. Г., «данные изъяты» года рождения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 177 538 (сто семьдесят семь тысяч пятьсот тридцать восемь) рублей 50 копеек, без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 30 декабря 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Шаликиани М.Г. подала жалобу, в которой просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением материальных и процессуальных норм и прекратить производство по делу, ввиду отсутствия вины в совершении данного правонарушения, неверное установление фактических обстоятельств по делу, а также полагает производство по делу подлежащим прекращению за истечением сроков давности.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника Наумова А.Л., суд второй инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Из материалов дела следует, что «данные изъяты», примерно в 17 часов 20 минут Шаликиани М.Г., прибывшая рейсом «данные изъяты» Болонья — Москва, проследовала через «зеленый» коридор, предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, зала прилета международного аэропорта «Шереметьево» терминал «Е». При проведении досмотра багажа, были выявлены предметы женской одежды, общим количеством 142 изделия, ввезенные не для личного пользования, рыночной стоимостью 355 077 рублей 00 копеек.

Данное правонарушение было квалифицированно должностным лицом по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Как следует из ч. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.

На основании имеющихся доказательств в материалах дела, оценив их в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, заместитель начальника Шереметьевской таможни полковник Битюцкий С.В. пришел к выводу о наличии в действиях Шаликиани М.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Ссылки жалобы о том, что товары были завезены для личного пользования, опровергаются его характером и количеством. Не согласие с выводами экспертизы не является безусловным основанием для назначения повторной экспертизы.

Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи чем, судом второй инстанции они отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств.

Порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание Шаликиани М.Г. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, а также всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотре-ния, по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 — ст. 30.9 КоАП РФ,

Решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 декабря 2015 года, вынесенное на постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни от 20 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в отношении Шаликиани Марины Гелаевны оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.