Развод у верующих

Развод среди христиан: оправдывать, осуждать или молчать?

На сегодняшний день среди христиан большое количество разводов. Иногда даже пасторы, тоже допуская это в своей жизни, показывают пример своим прихожанам. Как нам реагировать? Можем ли мы это осуждать, обсуждать, молчать об этом или оправдывать?

К ак сказала бы Сова из мультфильма про Винни-Пуха — животрепещущий вопрос!

Конечно же, я остановлюсь на разводах пастырей, в первую очередь. Это, конечно, самая больная тема, связанная с разводами. Слава Богу, в русскоязычном пространстве верующих — это пока явные исключения. Но, к сожалению, медленно, но количество и этих исключений растет.

Подписывайтесь:

Мы знаем, что для верующих Нового Завета есть одна несомненная причина, по которой верующий может развестись и имеет право на повторный брак. Есть некоторые другие еще — тут нужно быть очень осторожным! — моменты, но я бы хотел сказать, что, в принципе, тенденция такова, что заповеди Нового Завета перестают рассматриваться как однозначные заповеди среди верующих уже довольно солидное время. Это постепенно размывается.

И в тех деноминациях, где давно посчитали возможными разводы по любым причинам, там перешли уже к следующему этапу — там принимают гражданский брак как чуть ли не полноценный брак, и там перешли к принятию гомосексуального сожительства, а некоторые — к принятию и гомосексуальных браков…

То есть, этот вопрос развода и повторного брака без библейского основания оказался детонатором…

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Развод у верующих


Брак, развод, повторный брак.

Часть 1
Законных причин для развода в Библии всего 2: это случай измены и когда неверующая половинка не хочет жить с верующей. Эти оба варианта ЗАКОННОГО развода оставляют за потерпевшей стороной право на повторный брак.

Чтобы это квалифицированно доказать, разделим 2 случая брака: когда один из супругов верующий и когда оба верующие. Каждый случай имеет свои особенности. Ситуация, где оба неверующие, нас по понятным причинам не интересует.

В полностью верующей паре один из супругов имеет право развестись, только если ему изменили. В этом случае потерпевшая сторона имеет право на повторный брак. Вот откуда мы это узнаём:

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матф.19:9)

То же высказывание, хотя и не полное, есть у Луки:

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. (Лук.16:18)

Не попадитесь здесь в ловушку. Лука пропустил «кроме вины прелюбодеяния». Не полная информация у этого евангелиста как бы не даёт права на развод НИ ПРИ КАКИХ условиях, а это не так. Только на стихе из Луки нельзя строить доктрину. Нужно учитывать, как о том же самом говорят другие евангелисты. В частности Матфей.

Само собой, недоговоренность такого рода не дискредитирует Священное Писание. Допустимо опускать какие-то детали или факты. Иоанн поясняет, что если писать всё подробно, всему миру не вместить написанных книг.

Например, Матфей пишет о двух бесноватых, при освобождении которых утонуло стадо свиней, а Марк лишь об одном. Сколько бесноватых встретил Иисус на самом деле, понять не сложно: двое. Просто Марк не упомянул еще одного. Аналогичный пример у Иоанна. Он утверждает, что ко гробу Господа побежали Петр и Иоанн, а Лука – что побежал Петр.

В этих несоответствиях нет противоречия. Вот если бы Лука уточнил, что ко гробу побежал ТОЛЬКО Петр, оно бы присутствовало. Так же нужно рассматривать и пропуск «кроме вины прелюбодеяния» у Луки.

Итак, если нельзя разводиться НЕ ЗА ВИНУ прелюбодеяния, совершенного мужем (женой), то за вину уже можно. Опираясь на логику 1-й половины стиха о разводе, приведенного Матфеем, его 2-ю половину следует понимать так: кто женится на разведенной не за вину прелюбодеяния, тот прелюбодействует, а кто женится на разведенной за вину прелюбодеяния (т.е. по причине, что ей изменили), тот не прелюбодействует. Все ясно и просто.

Запомните этот ход рассуждений, чтобы знать, как отвечать любителям устанавливать в церкви неправомочные запреты. Иисус строг к такому поведению, когда на Его людей возлагают бремена неудобоносимые. Одно из них – запрет на повторный брак всем без исключения разведенным.

Часть 2
Обратимся к инструкции Павла коринфским верующим. Относительно брака и развода он пишет:

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. (1Кор.7:10-11)

«Не я повелеваю, а Господь». Павел ссылается на всем известное высказывание Господа из Евангелий, которое мы разбирали выше. Здесь надо увидеть вот что: в своем послании апостол рассматривает запрет разводиться верующим парам НЕ ЗА прелюбодеяние. Просто как и его друг Лука, Павел не оговаривает, опускает это исключение, и в полном соответствии с повелением Господа делает следующий безошибочный вывод: разведенная по неуважительной причине, если не хочет попасть под искушение прелюбодеяния, что грозит ей потерей спасения, «должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим».

В обращении к мужьям Павел ограничивается кратким «и мужу не оставлять жены своей», что должно подразумевать те же увещевания: в противном случае он должен оставаться безбрачным, или примириться со своей женой.

Уточним еще раз: у верующего НЕТ ПРАВА на развод с верующим, если ему не изменили. Но даже если и изменили, есть возможность простить. В случае хронических измен прощения тоже никто не отменяет, но оно уже не предполагает обязательного сохранения семьи. Не правильно искушать Господа, оставаясь под постоянным риском заражения разнообразной половой инфекцией, переносчиком которой с большой долей вероятности является супруг-блудник. Есть и другие причины. Например, та же телегония.

То, что Павел до сих пор рассматривал брак именно среди верующих, выясняется из его дальнейших слов:

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. (1Кор.7:12-13)

Прочие – это половинки, уверовавшие в неверующих семьях. Раз они «прочие», значит предыдущие увещевания относились к полностью верующим семьям – 2-й возможной категории браков с участием верующих (т.к. Писание для верующих).

Далее… Что значит выражение «не должен оставлять ее»?

Это ответ на вопрос «должен или не должен?» То есть предложение Павла представлено в форме позволения, не директивы. Это важно увидеть. Павел дает совет на непонимание, возникшее в церкви: во всех ли случаях надо разводиться с неверующими?

Откуда возник такой вопрос? Из истории Божьего народа. Бог запрещал Израилю сходится в браке с язычниками, чтобы те не развратили верующую половинку. В нашем случае – «уверовавшую половинку». В частности Ездра описывает такой опыт массового развода:

По совету… благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, — и да будет по закону! (Ездр.10:3)

Раз Господь не оставил заповеди как уже в Новом Завете регулировать случаи брачных отношений с неверующими (Иисус учил исключительно верующих Израиля), ответы искались в Ветхом. В Ветхом же завете развод с неверующими поощрялся. Вот почему оставалось это непонимание.

Прежде чем двигаться дальше в наших рассуждениях, нужно уточнить, что Послания Нового Завета написаны в основном апологетически, т.е. на нужду, как ответы на возникающие в первоапостольской церкви проблемы или вопросы. В таком духе Павел и разъясняет, как поступить в подобной ситуации: «Прочим же я говорю, а не Господь».

Заметьте, если Господь повелевает в предыдущем отрывке, то здесь Павел просто говорит. Характер обращения Господа верующим парам – императив, Павел же просто советует тем, кто связаны брачными узами с неверующими.

Смысл его личной вставки в том, что состоящему в браке с неверующим не обязательно автоматически разводиться по образцу Ветхого Завета. Если неверующий «согласен жить» с верующим, пусть такой брак продолжается, ничего страшного. Есть шанс, что 2-я часть пары точно также же спасется. Да и дети, отойди они после развода к неверующему, были бы нечисты от пагубного влияния, а так, живя в семье, где хотя бы один родитель знает Бога, уже святы: настолько свет в одном родителе сильнее тьмы в другом.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14)

Вот почему есть эта возможность продолжать жить в браке с неверующим в Новом Завете в отличие от Ветхого. Слава Нового Завета несоразмеримо выше славы Ветхого, и если во времена Ветхого чистый осквернялся от нечистого, то в Новом уже нечистый освящается от чистого. Например, прокаженный в Ветхом Завете считался нечистым, и прикосновение к нему делало чистого нечистым. В Новом Завете уже чистый очищает нечистого: «Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф.8).

Таким образом, мы рассмотрели случай, когда неверующий согласен сохранить семью. А если не согласен?

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:15)

Давайте здесь уточним что означает «согласен жить с ней» и что значит «хочет развестись»? Я придерживаюсь трактовки Кеннета Хейгана, который учит, что свое желание развестись неверующий может и не озвучить вслух, если уже демонстрирует это своим поведением. Если, например, дебоширит, распускает руки или противится вере своей супруги. Этим он уже свидетельствует, что не согласен жить с ней. Мало ли что не высказал свое нежелание. Согласие жить семьей неотделимо от непосягательства на атмосферу, где верующему сохранена возможность спокойно верить и служить Богу.

Если в смешанном браке неверующая сторона хочет развестись, пишет Павел, то пусть так и произойдет. «Пусть» – долженствование для верующей стороны, которая не вправе препятствовать такой инициативе неверующей стороны, и апостольское дозволение продолжать сохранять семью с верующего в таком случае снимается. Человек уже не связан прежними брачными обязательствами с неверующим.

Сказанное особенно актуально в свете существующей в Теле Христовом тенденции поощрять особенно жен тянуть лямку брака, где язычник-муж угрожает, бьет, материт верующую жену, запрещает ей посещать церковь. Сколько я ни слышал, плоды от таких консультаций были плачевными. Сестры, дававшие такому браку очередной шанс, заканчивали потом переломанными носами, синяками, тяжелыми душевными травмами, а одну сестру пьяный неверующий муж избил до такой степени, что она впала в состояние аффекта и зарезала его ножом. Суд ее оправдал. Потом она пришла к нам в речное собрание и долго «отмокала» от всего этого ужаса. Почему она дала довести себя до такого состояния? Потому что была так наставлена: «разводиться нельзя, ну убьет тебя, зато сразу пойдешь на небо». На небо-то она пойдет, да только не благодаря, а вопреки такой «консультации».

Как рассматриваем мы фразу «не должна оставлять его»: как допущение-разрешение или же как повеление-долженствование, то и определит, какие консультации выйдут из нас к состоящим в браке с неверующими: истинные или ложные. Стараться сохранять брак – всегда достойно и хорошо, но есть строгие библейские границы, если это брак с неверующим. Такие случаи должны рассматриваться особо. «Прочим же я говорю…»

Если сестра развелась с неверующим не за блуд, а потому что с ней не захотели жить, ей все равно дается право на повторный брак. То же справедливо в отношении брата, с которым развелась неверующая жена. Кроме того, что такой вывод продиктован самой логикой Писания – при законном разводе законно и право на повторный брак – присутствует он и в дальнейших увещеваниях Павла. Вот, в частности, что продолжает он говорить всё тем же «прочим»:

Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. (1Кор.7:27-28)

Подстрочный перевод этого стиха не оставляет никаких сомнений в отношении того, к кому обращается апостол: «связан ты с женой? не ищи развязывания. Развязался ли от жены? (т.е. развелся ли на законном основании – Ф.Я.) не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь».

Развязался от жены, на греческом значит: развелся с ней. Налицо прямое разрешение на повторный брак разведенного с неверующим по инициативе неверующего.

И последнее… как быть, если уже верующий муж бьет верующую жену? Вроде как единственная причина для развода – вина прелюбодеяния супруга – в данном случае отсутствует. Какой же выход? Он есть и он библейский. В таких случаях к мужу-драчуну должна быть применена 3-хступенчатая процедура из Матфея 18, оставленная нам Господом:

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще 1-го или 2-х, дабы устами 2-х или 3-х свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Матф.18)

Если избивающий свою жену отказывается принять обличение вначале от нее лично, потом при свидетелях, потом при всей церкви, его надо перестать считать за брата, мало ли как он себя там все еще персонифицирует. И уже как к язычнику к нему следует применить меру, оставленную Павлом: «если неверующий хочет развестись (об этом желании он говорит своим поведением), то пусть разводится; сестра в таком случае не связана».

Нельзя игнорировать ни одну из заповедей Господа, и процедуру Матфея 18 необходимо вернуть в Церковь, чтобы устранить нарекания за якобы неправомерные разводы среди верующих. Новозаветное понятие «лжебратья» все еще в силе.

Остается добавить, что сказанное выше лишь подчеркивает истинность повеления Господа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разлучает провинившийся, инициатор, а не потерпевший и реагирующий законным разводом.

Развод в христианской семье.

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, возможен ли развод по желанию одного из супругов(в данном случае мужа) в христианской (!!) семье?

Мы оба считаем себя верующими, молимся, читаем библию, свидетельствуем о Божьем прощении и покаянии людям, которые не спасены, но имеем разные взгляды на вопрос о разводе.

Мы не венчались в церкви, была только церемония в загсе, затем мы покаялись, стали верующими, теперь муж встретил девушку, чьи взгляды совпадают с его взглядами больше, чем мои, хочет развестись со мной и создать новую семью, дальше служить Богу.

Все-таки, что говорит библия о разводе и повторном браке верующих людей? большое спасибо за ответ на этот и предыдущий вопрос.

Комментарии

Давайте сразу определимся с понятиями «верующий». Верующий в христианстве, это человек который верою принимает Иисуса Христа как Господа и Спасителя, и верит в совершенную истинность слова Божьего, т.е. что Библия это ИСТИНА к которой нечего добавить и нечего убавить. Это то слово, которое сказал Бог, и оно является наивысшим авторитетом и критерием оценки для каждого человека и его жизни перед Богом. Во 2-й главе БЫТИЯ ст.24 написано, что создав человека- мужчину и женщину, Бог сказал»да оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Иисус, отвечая на вопрос о разводе фарисеям (верующим людям), в Мтф19:3-9 подчеркнул это место Писание, как единственно верное и приемлемое для рожденых свыше людей. То что вы не венчались в церкви не говорит о том, что Бог вас несочетал. Вы давали обещание друг другу в загсе перед Богом, который был невидимым свидетелем этого события, о любви и верности. С тех пор перед Богом вы стали одним целым. Развод в данном случае говорит, что у вас не было личных взаимоотношений с Богом в вопросах понимания, что есть семья. И как правило, это недоработка обеих сторон. Вы, как супруги, до конца не поняли кто такой муж и какова его роль в семье, и кто такая жена и какова её роль в семье. Бог против развода в верующей семье. Если оба познают кто такой Иисус, для чего Он пришел в вашу жизнь и что Он сделал с сатаной, сеющим раздоры и разделения, то разных взглядов на истину не будет. Истина одна и нет другой. Анна, не отчаивайтесь, начинайте общаться с Богом через Его слово, познавать кто есть жена и какое её предназначение. Попросите, чтобы Господь показал что Вам, что необходимо изменить в себе, чтобы не потерять мужа. Но прежде всего, получите откровение в своем сердце об Иисусе Христе, кто Он для Вас лично, где Он определил место дьяволу и что сделал со грехом, разрушающим Вашу жизнь и счастье. А познав истину об Иисусе, займите твердую позицию в своей семье, в соответствии со словом Божьим. БОГ на вашей стороне. (Ин12:31;19:30; Евр9:26;Колос2:15;1Кор15:57; Мтф19:8-9). С любовью «ЛИНИЯ ЖИЗНИ».

Дорогая Анна было бы хорошо , если бы Вы получили духовную консультацию, вместе с мужем. Если он ослеплен на данный момент, но по настоящему любит Бога и желает служить Ему, он может прислушаться к словам пастора, чтобы начать разбираться в этом вопросе и не спешить. Даже если он подаст на развод не спешите ему отвечать. Зная истину, твердо стойте на ней. И конечно же делайте все возможное , чтобы прооявлять любовь и заботу о муже, независимо от поведения мужа, и будьте готовы прощать. Просите, чтобы были выявлены нечистые мотивы той девушки, на которой он хочет жениться. Потому что ни одна настоящая христианка, не будет разрушать существующий брак.

Большое вам спасибо за ответ, но проблема то и началась , собственно , с противления пастору, сейчас мой муж не живет дома, он ушел и из церкви, сейчас пастор для него не авторитет , так как мой муж считает, что он поступает правильно, то все , кто говорит ему, что он не прав, автоматически становятся его «врагами»

Эта девушка тоже ушла из церкви по неизвестной причине, они встречаются, ходят вместе свидетельствовать,и она тоже считает, что есть все-таки исключения из правил, то есть в некоторых случаях развод это единственный выход, и наш случай именно такой.

И пока речь идет только о разводе(в библии нет прямой ссылки , что это грех), там сказано «если разведется и женится на другой», а не о повторном браке моего мужа с этой девушкой.

Можно ли еще задать вам вопрос, возможно, он не по теме, но если вы ответите, я буду вам очень благодарна.

2Тим. 3, 1-5 Павел перечисляет признаки последнего времени, и в том числе он говорит о «предателях» . Кто такой предатель?

Я верю, что Бог против развода в любом случае, он учит прощать, а не жить чувствами, я молюсь и пощусь и верю, что Бог сделает чудо. Спасибо.

Здравствуйте Анна. Сегодня нашла в вашей благодарности вопрос. Простите что не заметили сразу. Предатель это человек предающий того кто ему верит.. Рекомендую вам не соотносить это с вашим мужем. Усиленная молитва и Ваше правильное сердце очень могут ему помочь.Бог да благословит Вас.

Прошел почти год с тех пор, как вы описали возникшую в вашей семье, печальную ситуацию. Изменилось ли, что-нибудь за этот год? Очень хотелось бы узнать.

Также, хочу высказать свою позицию по вашему вопросу.

Вопрос развода — один из не многих библейских вопросов, который достаточно четко и ясно освещен в Писании: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» Мат.19:6 Почему же возникают «проблемы», да еще и в христианских семьях? Как правило, молодые люди вступают в брак не зрелыми. Да и сколько книжек не читай, сама семейная жизнь, является школой. И рано или поздно, в семье, человек встречается с тем, чего не ожидал от брака. Первые месяцы (год-второй), вроде бы все замечательно, а потом период «розовых очков» уходит в небытие. И человек сталкивается с дилеммой «как быть дальше». Христианину легче. Его совесть питается, черпает, не достающий ему опыт из Писаний. Писания являются светильником для его совести. Такой человек начинает приводить свои поступки в согласие с Божьей волей, а, оказывается на это нужно время. Человек, вдруг, сталкивается с самим собой, со своим не простым, греховным естеством. Начинается узкий путь, который не все выбирают. Вдруг, при подобных испытаниях, обнаруживается, что твой «партнер» по браку был «душевным», а не «духовным» и т.д.

Господь желает видеть Своих детей счастливыми в браке, чтобы среди Его детей царила гармония. Но Его первоочередная задача — привести Своих детей «на небо». Брак — лучший способ показать человеку, каким он является на самом деле. На улице мы можем быть одними, в компании друзей — другими и т.д. Но, дома, ты никуда не скроешься. Ты таков, какой ты есть. И в своей половинке, ты можешь увидеть себя самого.

В нашем городе есть одна очень не ровная дорога. Когда кто-нибудь покупает машину, — едет в то место, чтобы проверить состояние автомобиля. Если в этой машине, что-нибудь «стучит», то ее растрясет на этой дороге. Так вот, покупатель автомобиля не бранит эту дорогу за ее «кривость», а наоборот благодарит.

Так и в браке, Господь через вашего партнера покажет вам самого себя: ваш крик, срывы, отсутствие смирения, терпения, верности, прощения, снисхождения и т.д., всплывут мигом. И если кто-то хочет решить свои «проблемы» просто сменив партнера, то такой человек уходит от Божьих обличений самого себя, от Божьего «инструментария» выполнить условия Своего Завета, — привести нас «на небо». Ведь Царство Небесное внутрь нас есть. А если мы от себя убегаем, надевая на себя одежды иллюзии о себе, то о нас стоит поплакать. Это дорога вникуда. Каждый, кто готов отвергнуть настолько ясную позицию Господа о браке — глубоко заблудший и несчастный человек.

Господь не будет заставлять человека, который «вдруг разлюбил свою половинку» хранить ей верность. Господь заставлять не будет. Но Его воля от этого не меняется. Каждый любящий Господа будет хранить, лелеять Божьи наставления, в том числе и относительно брачных отношений.

Желаю благословений каждому, кто выбрал дорогу смирения, дорогу любви. Писание говорит, что многими скорбями нам надлежит войти в Царствие небесное. Трагедии в семьях — одна из таких скорбей. Сатана ненавидит семьи, поэтому прикладывает здесь особые усилия. Грубые измены, легкие флиртики (в словах, смс или соц.сетях) — одного поля ягоды. Трудно найти слова, чтобы утешить скорбящих в этом вопросе. Но, каждый надеящийся на Господа, каждый выбравший узость узкого пути, будет обогащен уже в пути, потому, что ЛЮБОВЬ — это само по себе ЧУДО! Божья любовь — это чудо, которое может воскресить не только мертвого человека, но и умершие чувства, и возвысить их до высот невиданных даже человеческим воображением!

Разводы у верующих и религиозных людей

Сегодня у нас на повестке злободневная тема — разводы у верующих. Почему злободневная? Потому что разводы в нашей стране повсеместно, от 80 до 100 % по разным регионам России.

А разводы среди верующих тоже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, однако в этих самых верующих, особенно если они разводятся тыкает пальцами весь мир: мол, да как же можно, это же не по-христиански!! (при этом те кто «кидают камни» сами не без греха и развелись, бывало, не раз, однако с удовольствием учат жизни других, более святых на их взгляд, и оттого не имеющих право на ошибку).

Я перечислю основания для развода в православной церкви и достойных христианских церквей. Но сначала хочу обсудить другую тему.

Было время в период существования СССР особенно, когда атеизм был по сути государственной религией, и церквей было мало, после 91-го года и протестантские и православные направления стали активно множится.

И если Свидетели Иеговы, секта Гробового, Виссарионовцы и подобные — закрыты, известны, то есть еще много-много общин, которые не закрыты в сию минуту по причине того, что: там мало народа и пострадавших соответственно мало и не все они пойдут в полицию, ФСБ; что большинство даже больших общин под влиянием пастырей и учителей настолько прозомбированы, что говорящее что то против меньшинство никто не слушает; ну и некоторые «церкви» болтаются где-то между человеческой правдой и мракобесием, поэтому нормальные люди в них изначально не идут, а те что приходят потом не в состоянии возражать и т.д.

И в этих самых общинах, сектах столько «отсебятины», что они сами себе создают правила разводов, сами ставят барьеры на создание браков, расставаний, сами эти барьеры рушат, никакого отношения к истине это не имеет.

Я лично встречала таких людей, которые начинали с искренней уверенностью отстаивать свое право на создание новой семьи и на вообще новые отношения после расставания с первой женой по причине того, что она толстая после родов. И аргументации было море: даже Ветхий завет к этому «приплетался», мол, как с ней жизни радоваться, если она не вызывает радости и желания с ней быть. И что Бог не должен был давать испытаний сверх сил, а то ведь мужчине сложно жить с такой и т.д.

Или: мужа или жену, ушедшую из общины признавали неверным или связавшимся с дьяволом, со слов оставшегося в секте, и разрешали развод. При этом поведение самого оставшегося в секте и вообще ситуация в целом и другая сторона не учитывались.

И таких историй много…

Поэтому если какая-то «секта» говорит, что у них возможен развод потому то и потому то, это не значит, что Бог вообще имеет какое-то отношение к этому, это люди так придумали, потому что им так удобно, и они за это будут отвечать.

В статье больше хотелось бы поговорить именно о достойных церквах православных и христианских в целом. Для этого я возьму выдержки из православной литературы, Библии и статей с речью священников, пастырей и их мнений.

Во-первых, если это достойная церковь и брак там заключается на христианских основах, то развод в принципе невозможен либо крайне редко возможен. Потому как развод это безусловно грех. Грех почему? Разве есть в основных заповедях и в Библии однозначные мнения что развод это грех? В заповедях есть повеления не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, не убивать… А, согласно Библии, — разводящийся и женящийся вновь, если супруг с которым был развод, не изменял, — прелюбодействует и пускает жену свою в блуд.

При веских причинах, если развода не избежать и не было измены, можно развестись, но жить можно только безбрачными. Кроме того развод ставит печать неверующих на семье по сути, поскольку признает, доказывает их несостоятельность как верующих, поскольку они не смогли сохранить то, что Бог сочетал и дал им. Остаются травмированы дети, которым уже про Бога хоть говори, хот нет — у них перед глазами яркий пример несостоятельности родителей.

Но главное если родители вступают в новый брак (а если один из супругов невиноват — и такое бывает), то другой остается навеки блудником, что лишает его спасения, и ему нужно развестись с новыми супругой/супругом, покаяться, чтобы очиститься, однако мало кто способен на это, на лишение себя земного комфорта, так и живет человек с грехом за пазухой, поднимает истину Божью ложью. И в этой цепочке либо все, либо те кто невиноваты — например, дети, жена — страдают. Так что никаких сомнений в том что это грех нет… Вот сколько тянет за собой ошибки людей.

Но соль в другом — развод это следствие, следствие чего-то более грешного, злого и опасного чем сам развод. Дело в том, что люди изначально очень часто строят свои семьи не на христианских началах, заключают браки не в православии, без благословения. Еще можно понять тех, кто например ребенком попал в секту и не смог выйти оттуда сразу, а вышел в юности или молодости, там женился, вышел замуж… Но когда взрослые люди гуляют вдоволь, живут, как говорит православная церковь, в блуде, а потом вот «тяп-ляп» заключают брак, просят благословения — это неверно.

По идее должно быть так: все у нас православные, верующие… от рождения… Одна жена как одна женщина и один мужчина — муж — на всю жизнь, и то после ЗАГСа, и все дружненько ходят в церковь, с семерыми детьми, дома иконы, молитвенники.

Но у нас же все не так, у нас о Боге вспоминают только когда прижмет и какое-то несчастье маячит над головой. А до этого — по нескольку гражданских жен-мужей и после череды «любовей» бегом в церковь за благословением с «одним единственным». И что скажет церковь? Благословит? Если союз официальный первый, то как правило да, потому что есть прихожане, для которых рамки слишком слабы, чтобы требовать от них исполнения всех правил, а есть служители, для которых нужно четко соблюдать каноны. И все человечество в большинстве грешники, и если прогнать их из церкви — они тогда совсем оступятся и уйдут во тьму — как говорит один батюшка.

В общем, браки изначально заключается на слепых началах, либо в сектах не имеющих ничего общего с христианством. Но даже в случае истинности веры — нужно соблюдение ее, как мы увидим из перечня условий для разрешения развода в православной церкви одним из первых пунктов является «отпадение супругов от православия».

Следующий список (я не цитирую дословно, а пересказываю) для православной церкви является поводами, при которых возможен развод, однако все это решается не по воле прихожан, а с участием служителей (определение Поместного собора 1917-1918 годов (дополнение в начале 21-го века) Русской Православной Церкви):

— отступление, отпадение супругов/одного из них от православной веры (имеется ввиду конкретно православие, а то многие любят толковать это на свой лад, вставляя сюда свою самую абсурдную веру), уход в секту и нахождение там в том числе,

– склонение к нечистым отношениям, порокам (половые извращения, что ими является — вопросы к священникам, очевидно — гомосексуализм, лесбиянство, педофилия),

– неспособность к брачным отношениям, имевшаяся еще до брака, то есть когда супруг знал о своих проблемах, но злонамеренно, скрыв правду о себе, вступил с ними в брак, имеется ввиду мужская несостоятельность в разных формах, женское и мужское бесплодие (случаи когда супруги знали об этом, то есть не жили с кем-то, а имели врожденные дефекты с которыми невозможно родить детей), в том числе при процедуре стерилизации проведенной супругом во время брака,

– инфицирование второго супруга проказой, сифилисом, СПИДом, если в заражении виноват блудивший перед браком или во время брака супруг (при этом легкие инфекции не считаются основанием для «привлечения» по этой «статье» к разводу, только «тяжелые»), и при том, что заразивший «невиновного» супруг не был заражен тем же СПИДом случайно или во время например изнасилования, если случайно — он также невиновен,

– отсутствие, пропажа супруга больше 5 лет (но все индивидуально),

— виновность в уголовном преступлении с конфискацией всего имущества — с таким супругом возможен развод, но еще раз повторю — ЭТО ВСЕ НУЖНО РЕШАТЬ СО СЛУЖИТЕЛЯМИ, а то, может, он спасал жену, попав под статью, а ей замуж разрешат,

— если муж бьет жену, если муж/жена занимаются неприличными видами деятельности — например сутенерством, если супруг использует физические или др. пороки супруга для материальной выгоды (занятия попрошайничеством), недееспособность вследствие психической болезни, муж выгоняет жену из дому, грубо обращается, хронические алкоголизм, наркомания с медицинским заключением, если жена делает аборт при запрете мужа, если супруг «затаскивает» второго супруга и детей в секту (последнее по мнению диакона Кураева).

Несмотря на то, что в Библии даны лишь краткие условия для развода — это измена, блуд одного из супругов (и еще под вопросом желание неверующего развестись с верующим, но тут вера должна быть истинной, а не секта и поведение желающего развода должно быть очевидно грешным, но как правило после этого нужно оставаться безбрачными), то православная церковь на свое усмотрение этот список расширяет.

В консервативных протестантских церквях перечень похож на православный, добавляется еще пожалуй, что если человек пришел к вере уже разведенным, то могут найти его бывших жену/мужа и спросить у них (если те не в браке) причину развода на их взгляд, и не хотят ли они снова жить с бывшим супругом. Если была вина уверовавшего супруга или второй супруг хочет жить с ним — новый брак не разрешат.

А по какой причине в Ветхом Завете разрешено было разводиться? Как сказал Иисус в Новом Завете — по жестокосердию людей.

То есть если бы Бог урезал рамки для людей настолько что еще во времена ветхие запретил разводы, то все люди фактически шли бы в ад. Но в Новом Завете, как нам гласит эта книга, Бог явил свою любовь и вместе с тем сказал, что разводы — зло.

Однозначного запрета нет (правда есть заповедь «не прелюбодействуй»). Но есть строчки «отлепится человек от родителей своих и прилепится к жене, и будут двое одна плоть, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». То есть речи о том, что можно разводиться нет. Речь скорее о том, что однажды женившись — разводиться нельзя по причине того, что муж и жена соединяются как Адам и Ева, для которых других людей не существовало, на всю жизнь, и их развод подобен разъединению плоти. Но это «по Божески».

А по человечески вполне себе все разъединяется, присоединяется вновь и вновь… Но уже нет благословения, нет чистоты Адама и Евы. Потому в Новом Завете одно главное условие для развода — блуд другого супруга, а тот кто сблудил — становится одно с тем с кем сблудил (это тоже из Библии), если так случилось, то «отсоединился» тот кто сблудил, а тот кому изменили невиновен и ему можно вступать в новый брак.

Однако и здесь не все так просто: сразу находятся массы протестующих — а что если к измене привело то, что жена/муж не оказывали должного благорасположения в близости, или… простите (как в начале статьи пример) кто-то потолстел до безобразия, или еще имелись какие-то пороки. Во-первых, если человек верующий или хотя бы понимает важность семьи, то он пойдет лечится если у него какие-то проблемы, препятствующие брачным отношениям или он несостоятелен, уклоняться от близости не будет, при этом важно пребывать в Слове (как выражаются верующие и быть вместе, дабы не искушал Сатана).

А если жена например растолстела, то это в большинстве случаев не ее вина, естественно, важно следить за собой, но если это от родов, то у православных или консервативных протестантов как правило еще много рожать придется, поэтому не факт, что удастся похудеть. Из тех историй что я слышала про «толстых» жен: на деле женщины толстели не так сильно как описывали их мужья, за этой претензией мужей скрывалось недовольство не женой, а вообще желание сменить веру, уйти из церкви, потому что семья с детьми, вера стали обременением и т.д. Но и женщины конечно могут запустить себя.

У меня есть подруга, она была довольно хрупкой в юности, сейчас она ждет восьмого ребенка, до пятого была достаточно стройной. Потом, понятно, что не очень… Ну вот мир у них в семье наступил после того, как они оба с мужем стали больше служить и «быть в повиновении у Бога» — как они это называют. Сразу оговорюсь, дабы не вводить никого в заблуждение — я не верующая, не настолько как они точно, моя позиция немного другая, но я дорожу такими своими друзьями и вижу сколько усилий они прилагают для сохранения семей, веры. Так вот именно пребывание в вере, а не стройная фигура помогло им сохранить брак.

В общем, главное условие сохранение брака изначально это пребывание в вере обоих супругов, в правильной церкви.

И еще мне нравится мнение протоиерея Феодора Бородина: «Дело в том, что большинство приходящих к нам ставят вопрос не правильно. Они говорят: «Разведите нас». Я хочу сказать всем: Церковь не разводит, церковного развода не существует в принципе. Церковь может только с грустью, с болью, признать, что эта семья не является христианской… христианский брак не предполагает расторжения, ни при каких обстоятельствах».

Вновь вступают в брак от 10 до 30% разведенных верующих по данным разных источников и церквей.

Что касается статистики разводов данные противоречивые:

«Профессор Брэдли Райт, социолог Коннектикутского университета, утверждает, что среди тех, кто называют себя христианами, но редко посещают церковь, процент разводов достигает 60. Среди тех же, кто регулярно посещают богослужения, – лишь 38%.

Брэдфорд Уилкокс, ведущий социолог университета в Виржинии и директор Национального семейного проекта “Брак”, заявляет, что если семья состоит из активных протестантских верующих, вероятность развода у нее на 35% меньше по сравнению с нецерковными людьми. У номинальной протестантской семьи такая вероятность меньше на 20%. У номинальных католиков меньше лишь на 5%; а у активных консервативных католиков – на 35%».

Однако есть еще другая статистика, что у атеистов процент разводов меньше, а знаете откуда взялась эта статистика?

А у нас 80 % граждан страны считающих себя православными! И это при том что у нас 80-100 % разводов по стране! Кто разводится-то? Вот эти самые считающие себя православными. Атеисты менее лабильны и они в меньшинстве, потому не мудрено что процент среди них ниже.

Однако среди разводящихся называющих себя православными — истинно верующих единицы! Все остальные свечку раз в год ставят и даже честности не могут набраться сказать себя, что они хуже неверующих.

И в новом браке у многих не получается найти счастье, потому что хвост от нерешенных проблем по которым распался первый брак тянется на всю жизнь, слова из видео: «невозможно однажды поступить подло с одной женой, а потом жить чисто с новой, все возвращается, и не бывает счастья на несчастье» (и подобное о муже). В этом плане неверующие бывают честнее, не затягивая в свои дебри Бога и живя по факту с очередными мужем/женой — хотя безгрешны от этого не становятся.

Вот и хотела я вначале статьи поговорить о разводах истинно верующих или о разводах в достойных церквах, а получается в итоге что? То что у истинно верующих-то нет разводов… И в достойных церквах не благословят развод истинно верующих. Развод — это позор для верующих, разрушение любви (как говорит патриарх Кирилл), катастрофа, неудача… Крайне редки исключения, если действительно один например в секте, вступил в брак с заболеваниями, изменил, был наркоманом… а жена много лет стоически верила, принимала, не грешила. А там где оба грешны (как правило так чаще и бывает), то честнее не называть себя верующими, белых овечек очень мало…