Протокол заседания мсэк

Оглавление:

Медико-социальная экспертиза

Эксперты бюро МСЭ, дающие консультации на этом сайте не имеют технической возможности (и юридических прав) запрашивать Ваши ЭМД (экспертно-медицинские дела) из Вашего бюро МСЭ — для изучения указанных там диагнозов.

Как следует из вышеизложенного — для получения интересующей Вас информации Вам следует обращаться в Ваше бюро МСЭ, где Вы проходили освидетельствование.

При проведении МСЭ на больного заводится ЭМД, состоящее из Акта и Протокола.
Диагнозы — указываются в Протоколе.

В соответствии с действующим законодательством, Вы вправе не только ознакамливаться с Актом и Протоколом, но и получать на руки их заверенные копии.

Пункт 113 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н:
113. При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 17 октября 2012г. N 322н (далее — протокол), и составляется акт медико-социальной экспертизы гражданина по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17 апреля 2012г. N 373н (далее — акт).

Пункт 131 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н:
131. Получателю государственной услуги по его заявлению о выдаче протокола и акта в день подачи указанного заявления выдаются копии указанных документов, заверенные в установленном порядке.
Копии указанных документов на бумажном носителе подписываются руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро), заверяются печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и выдаются на руки получателю государственной услуги или направляются заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Это называется «гладко было на бумаге». Отсутствие у меня информации о причинах инвалидности совсем не случайно! Полное ощущение.что «Бюро МСЭ» филиальная структура Федеральной службы безопасности, а диагнозы-основания инвалидности — жесточайшая государственная тайна! У меня наотрез отказались принимать заявление со ссылкой на представленную правовую норму, заставили заполнить собственный формализованный бланк. Едва ли не с пристрастием выясняли зачем мне потребовались протоколы моего же освидетельствования; почему они потребовались именно сейчас и т.д. и т.п. Протоколов не дали, сославшись на необходимость выяснить можно ли передать мне сведения о состоянии моего же здоровья у вышестоящего начальства! Как там в приказе? Выдать в день обращения? Прошло 2 дня, а у меня ни протоколов, ни официального отказа их предоставить.. Бред какой-то! Не хотелось бы идти в суд,но похоже придется. Это уже делом принципа становится: довести выяснения до логического завершения.

Добавлено (19.05.2015, 08:33)
———————————————
Всё улаживается. Только что позвонили и сказали что завтра выдадут. Но почему всё так тяжко?

Объясню вкратце причину этой «тяжкости» (как я ее вижу).
Суть проблемы в том, что Вы просите ОДНОВРЕМЕННО выдать Вам заверенные копии Актов и Протоколов освидетельствования в бюро МСЭ не только за 2014г. (тут проблем быть не должно), но и за 2012г. (тут могут быть сложности).

Сначала по 2014 году — в этом году уже практически все бюро МСЭ во ВСЕХ регионах РФ работали в в специализированной программе по проведению МСЭ под названием: ЕАВИИАС (Единая Автоматизированная Вертикально Интегрированная Информационно Аналитическая Система).
При работе бюро МСЭ в специализированной программе ЕАВИИАС распечатать копии Акта и Протокола и заверить их можно за считанные минуты (что и делается на практике) в случаях «свежего» дела (в пределах суток-недели).
Если прошел бОльший срок, то ЭМД обычно помещается в архив программы ЕАВИИАС и совсем быстро «достать» его оттуда не всегда возможно.
Требуется разрешение вышестоящего руководства, но и в этом случае — в принципе — в пределах 1-го рабочего дня — это сделать вполне реально.

Теперь по потенциально «проблемному» 2012 году.
В 2012г. — бюро МСЭ еще не работали в вышеупомянутой программе ЕАВИИАС.
Соответственно — извлечь и распечатать ЭМД из этой программы — невозможно в принципе.
Надо искать дело в «бумажном» варианте.
ЭМД (экспертно-медицинское дело) за прошлые годы — хранится в архиве.
Архивы за прошлые годы зачастую располагаются совершенно в другом здании (иногда даже — в другой части города).
Туда надо ехать (посылать сотрудника) — искать дело в архиве (не факт, что оно найдется — ситуации бывают разные — поели грызуны, испортили плесневые грибки, подтопления, пожары, утери при переездах и т.д.).
Найденное ЭМД надо «расшивать» вручную, затем ксерокопировать постранично с двух сторон, заверять и сшивать обратно — что также требует дополнительных затрат времени.

Кроме того, с формально-юридической точки зрения — на момент 2012 года еще действовал «старый» Административный регламент (Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 № 295н) — согласно которому действительно — выдача копии Протокола на руки больному НЕ предусматривалась (по нему можно было выдавать только копию Акта). Протоколы тогда выдавалисть ТОЛЬКО по запросам суда и следственных органов (но не на руки самим больным).
По новому Административному регламенту (Приказ Минтруда России от 29.01.2014 N 59н) больным уже выдаются копии не только Актов, но и Протоколов освидетельствования в бюро МСЭ.

Поскольку эксперты первичного бюро МСЭ не юристы, им сложно сразу (без консультации с юристами Главного бюро) и однозначно ответить на вопрос — распространяется ли действие положений нового Административного регламента (Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н), который вступил в силу с 20.07.2014г. на ЭМД, составленные в 2012 году.
По логике вещей — ДОЛЖНО распространяться (при условии, что это ЭМД состоит из 2-х частей — Акта и Протокола, поскольку именно об Акте и Протоколе идет речь в Приказе 59н).

До 2012года и в течении части 2012г. — при проведении МСЭ на гражданина оформлялось ЕДИНОЕ ЭМД (без подразделения на Акт и Протокол).
Выдача больному копии ЕДИНОГО ЭМД (без подразделения на Акт и Протокол) положениями действующего законодательства формально НЕ предусмотрена (хотя нет и однозначных запретов на ее выдачу).

Полагаю, что именно вышеуказанные обстоятельства послужили причиной небольшой задержки с решением Вашего вопроса.

Оформление инвалидности 1, 2, 3 группы: условия, документы и права инвалидов

Много сложностей для обычного человека доставляет решение вопросов, которые далеки от его основной профессиональной деятельности. Довольно сложным процессом является оформление инвалидности. Возможность обладать информацией по всем поэтапным ступеням этого процесса сможет скоординировать действия человека и значительно сэкономить его время.

Инвалидность – это полное или частичное нарушение трудоспособности. Степень инвалидности определяет эту непригодность. Чтобы оформить инвалидность, нужно пройти серьезное медицинское обследование.

Первоначальным этапом является обращение человека к участковому врачу. Именно врач назначает все необходимые обследования для определения степени заболевания. Предпосылками для обследования с целью оформления инвалидности является длительная патология, которая мешает человеку жить полноценной жизнью. Наличие больничных листов, превышающих срок 90 дней в году, дают право человеку претендовать на инвалидность. Все обращения и проведение стационарного лечения заносятся в амбулаторную карту больного.

Лечащий врач готовит следующие документы для представления комиссии МСЭК:

— выписка о ходе и результатах заболевания с предварительным диагнозом;

— результаты всех анализов больного;

— направление на медико-санитарную экспертную комиссию.

Далее лечащий врач сообщает больному дату проведения МСЭК.

Подготовка и предоставление документов

Помимо документов, которые для комиссии готовит непосредственно врач, больной должен подготовить следующий пакет документов:

· Копию паспорта (оригинал для комиссии следует иметь в обязательном порядке);

· СНИЛС (копию и оригинал);

· В случае оформления инвалидности работающим гражданином предоставляется копия трудовой книжки. Копия должна быть оформлена правильно, с пометкой «работает по настоящее время», и заверенная по всем правилам делопроизводства;

· Характеристика с места работы и условий труда;

· Заявление для проведения освидетельствования;

· Документы, подготовленные, лечащим врачом (подписанные главным врачом и скрепленные печатью).

Больной имеет право предоставить документы, не предусмотренные МСЭК, но важность которых определяет самостоятельно.

В назначенную дату больной передает документы секретарю комиссии, который проверяет их полное наличие и правильность оформления. По окончании документальной проверки больной допускается на заседание комиссии.

Процедура рассмотрения МСЭК

Члены комиссии имеют право задавать вопросы, осматривать пациента. Во время заседания все текущие вопросы вносятся в протокол. Решение комиссии выносится путем голосования всех ее членов. Если комиссия не приходит к единому решению, то больной может быть направлен на дополнительное обследование. В этот день комиссия выносит решение. Если комиссия подтверждает инвалидность, то больному в 5-дневный срок будет предоставлена справка заключение МСЭК, и программа реабилитации с рекомендациями по лечению, образу жизни, питанию. Если комиссия отказывает, то больному предоставляется справка с обоснованием отказа. У больного есть право дальнейшего обращения в суд для признания решения комиссии неправомерным.

Условия получения инвалидности 1, 2, 3 группы

Первая группа инвалидности признается самой тяжелой. Фактически это больные с лежачей или очень тяжелой фазой заболевания, которые не имеют возможности заботиться о себе самостоятельно. Она присваивается в случае соблюдения одного или нескольких из следующих условий:

— полная утрата трудоспособности;

— невозможность самостоятельно себя обслуживать;

— необходимость в постоянном присутствии помощника или медицинского работника.

Вторая группа инвалидности определяет среднюю тяжесть, при которой больной не нуждается в постоянном надзоре и уходе. Ее присваивают при соблюдении одного или нескольких указанных условий:

— необходимости обеспечения особых условий труда;

— наличии стойких нарушений основных функций организма;

— отсутствии способности полноценно трудиться в течение долгого времени.

В некоторых случаях пациентам разрешена трудовая деятельность, но с перечнем определенных условий труда.

Третья группа инвалидности определяется для пациентов, не нуждающихся в постоянном уходе, но в силу своего заболевания они не могут вести трудовую деятельность по основному месту работы. Для получения 3 группы нужно наличие следующих ограничений:

— невозможность трудиться по показаниям здоровья на предыдущем месте работы или по своей профессии;

— необходимость в создании особых условий труда;

— запрет на допуск к прежней работе из-за наличия заболевания, которое может представлять опасность для окружающих людей.

Для таких пациентов обязательным условием является прекращение трудовой деятельности, либо смены ее на более легкую.

Особенности оформления детской инвалидности

Оформление детской инвалидности является похожей процедурой, за исключением некоторых моментов:

1. К категории ребенка-инвалида относятся лица, не достигшие 18-летнего возраста, обладающие физическими (или умственными) заболеваниями. Такие граждане попадают под категорию социально защищенных.

2. Интересы ребенка на всех этапах лечения, медицинских заключений и проведения МСЭК представляет опекун (под категорию опекуна могут попадать прямые родственники ребенка, а в случае их отсутствия, лица, на которые возложены права по опекунству).

На заседание комиссии предоставляются:

· Копия свидетельства о рождении и оригинал;

· Медицинское заключение лечащего врача и амбулаторная карта;

· Копия и оригинал паспорта лица, осуществляющего уход за больным ребенком;

· Характеристика со школы, интерната, детского учреждения;

· Заявление на проведение освидетельствования ребенка.

Социальная защищенность инвалидов

Оформление инвалидности дает право на:

• Получение ежемесячных социальных выплат;

• Обслуживание вне основной очереди;

• Инвалиды 1-ой и 2-ой групп инвалидности обеспечиваются медицинскими препаратами за счет государства;

Инвалиды 3-ей группы имеют право на бесплатную санаторно-курортную путевку по направлению своего заболевания один раз в три года

В случае признания инвалидности государством назначаются гарантированные выплаты на инвалида и на лицо, которое осуществляет уход за больным. Причем данный вопрос должен быть отмечен в заключении комиссии. Именно комиссия определяет необходимость ухода за больным.

Инвалидность может быть назначена пожизненно и на определенные сроки.

Пожизненно назначается лицам, достигшим возрастной категории 50-и лет и людям, находящимся на момент установления инвалидности на пенсии.

Назначение инвалидности второй и третьей группы может носить периодичный характер. Срок инвалидности определяется на заседании МСЭК.

Если оформление инвалидности вызвано травмой на производстве, в состав комиссии должен входить представитель администрации предприятия и представитель регрессного фонда. В перечне предоставленных на комиссию документов должны быть:

— акты, подтверждающие несчастный случай;

— протоколы заседаний по данному факту;

— условия труда на производстве;

— доверенность предприятия на уполномоченное лицо, которому делегированы полномочия представлять на комиссии его интересы.

После получения справки об инвалидности ее копию следует предоставить по месту работы для оснований увольнения либо рассмотрения вопроса перевода на работу с иными условиями труда. Для этого следует предоставить заявление на имя руководителя, в котором необходимо указать ссылку на заключение МСЭК и пожелания (увольнение или перевод). Копия справки предоставляется пенсионному фонду или социальной службе для назначения социального пособия или пенсии.

После назначения инвалидности на определенный срок больной в обязательном порядке должен проходить плановые осмотры и наблюдаться у лечащего врача не менее двух раз в год. Результаты лечения и медицинские заключения вносятся врачом в амбулаторную карту и отмечаются в реабилитационной программе больного. Все эти документы будут тщательно рассматриваться на последующей комиссии. Срок перекомиссии указывается в справке об инвалидности. Данную справку следует хранить дома. Заверенную копию справки желательно иметь при себе вместе с документом, удостоверяющим личность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

МСЭ: когда и как проводится медицинское освидетельствование?

Медико-социальная экспертиза или МСЭ предназначена для признания работника человеком утратившим трудоспособность. Такой экспертизой устанавливается та или иная группа инвалидности или производится переосвидетельствование.

Медицинское освидетельствование осуществляется специалистами как на дому, так и в специальном бюро, занимающимся деятельностью такого рода. Обычно гражданин направляется в бюро, расположенное по месту жительства или по месту пребывания.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург +7(812)309-36-67 , другие регионы РФ +7(800)511-75-96 .

Кем проводится?

Как было сказано выше, осмотром работника занимается специальная комиссия, состоящая из медицинских специалистов, обученных проведению таких экспертиз. Кроме осмотра в бюро по месту жительства допускается проведение экспертизы:

  • В главном бюро. В этот орган граждане обращаются при наличии у них жалоб на экспертизу, ранее проведённую местным бюро.
  • В Федеральном бюро. Здесь рассматриваются сложные истории болезни и спорные решения, приятые главным бюро. Кроме того, главное бюро может само направить гражданина на освидетельствование в федеральный орган ввиду требующихся особо сложных видов обследования.

Для этого требуется документальное подтверждение состояния здоровья больного, которое выдаётся медицинским учреждением, осуществляющим лечение или профилактику (например, отделением больничного стационара или профилакторием).

В Москве больные направляются в бюро, расположенное по месту проживания либо по месту расположения стационара, в котором проводилось лечение. С января 2005 года вопросами освидетельствования и присвоения группы инвалидности занимается «Главное бюро МСЭ», филиалы которого доступны для посещения во всех регионах и городах.

Московское главное бюро располагается на Ленинградском проспекте в доме номер 13 (строение номер 1). Связаться со специалистами бюро можно, набрав номер (499) 257-17-94 либо написав на электронный адрес [email protected]

Всего в Москве действует девяносто пять филиалов, точные адреса которых можно узнать на сайте — официальном ресурсе главного бюро.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург +7(812)309-36-67 , другие регионы РФ +7(800)511-75-96 .

Как получить направление?

Для проведения освидетельствования необходимо подать заявление в местное бюро. Документ подаётся человеком, нуждающимся в экспертизе, либо его полномочным представителем, имеющим соответствующее нотариально заверенное разрешение (доверенность).

В качестве дополнения к заявлению прилагается:

  1. Направление, выданное медицинским учреждением, осуществлявшим лечение или профилактику. Кроме того, такое направление может быть выдано органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства больного или местным представительством органов социальной защиты.
  2. Направление также выдаётся самим местным бюро (филиалом), если идёт речь о сложном случае в лечебной практике, и больной нуждается в осмотре на региональном или федеральном уровне (в главном или Федеральном бюро).
  3. Обязательно представляются все медицинские документы, служащие подтверждением состояния здоровья больного (сюда относится история болезни).

Как выглядит направление?

Для направления установлена единая (унифицированная) форма, указанная как 088/У-06 (в редакции приказа Министерства здравоохранения под номером 853Н).

Такой документ можно заполнить как в письменном, так и в электронном виде. Бланк имеет несколько страниц и основных пунктов, обязательных для заполнения:

  • В заголовке указывается название документа и организация, которая выдаёт направление. Также фиксируется дата заполнения бланка.
  • Далее вписывается ФИО больного, нуждающегося в экспертной оценке, дата его рождения и пол. Если документ будет подаваться в бюро представителем, здесь же вписываются и его данные.
  • Ниже указывается адрес постоянного жительства или временного пребывания.
  • Фиксируется статус больного (нужное определение из списка подчёркивается). Например, «ребёнок-инвалид» или «инвалид такой-то группы».
  • Поясняется впервые или повторно будет производиться экспертиза, и в какой степени утрачена способность выполнения трудовых обязанностей.
  • Дальше следует полная информация, касающаяся рабочего места. Указывается адрес и наименование организации или предприятия, на котором трудится или трудился больной. Вписывается его специальность или профессия, квалификация и общий стаж.
  • Если идёт речь об образовательном учреждении, прописывается его название и будущая профессия, которую должен получить гражданин.
  • Затем фиксируется дата, с которой человек наблюдается в лечебных или профилактических учреждениях. Подробно вносятся данные, взятые из истории болезни (её течение, проводимое лечение и его эффективность, имеющиеся обострения, указывается динамика, отмеченная между освидетельствованиями, если таковые проводились).
  • Далее следует анамнез жизни. В этот пункт вносится информация по перенесённым болезням, имеющимся травмам. Если идёт речь о ребёнке, даётся информация по беременности и родам, особенностям развития. Следует отметить, что этот пункт заполняется только при первичном проведении экспертизы!
  • В следующий пункт вносится вся информация по периодам временной нетрудоспособности за последний год. В таблицу вписывается начало и окончание болезни, количество дней, проведённых на больничном, и поставленный диагноз.
  • Если была назначена реабилитация или проводились профилактические мероприятия, они указываются в следующем пункте. Например, даётся информация по ортопедическому протезированию, проведённому в стационаре, курортному или санаторному лечению.
  • Ниже прописываются все данные, касающиеся самочувствия пациента, включая его жалобы и результаты осмотра у разных специалистов.
  • В 23-м пункте фиксируются результаты дополнительных исследований (ультразвуковых, лабораторных, функциональных, эндоскопических и т. п.).
  • Затем указываются определённые экспертизой значения массы тела, а также даётся оценка показателей физического, эмоционального и психического состояния.
  • Фиксируется основной диагноз (в том числе его код по МКБ) и сопутствующие заболевания или осложнения.
  • Даётся медицинский прогноз на основании полученной и указанной выше информации (например, относительно благоприятный). Фиксируется возможность восстановления или реабилитации (высокая, низкая, удовлетворительная).
  • Прописывается цель направления на экспертизу. Например, для установления степени утраты трудоспособности или присвоение группы инвалидности.
  • Даются ценные рекомендации по лечению и восстановлению здоровья. Также указываются виды терапии и другие особенности предписанных медицинских показаний.
  • Документ подписывается председателем врачебной комиссии и всеми его членами (с расшифровкой ФИО). Бланк заверяется печатью медицинского учреждения.

Сбор документов для прохождения МСЭ

Перечень документов, необходимых для проведения экспертизы, указан правительственным распоряжением под номером 1646-р, принятым в декабре 2004 года. В него входит:

  • направление (унифицированный бланк);
  • заявление от гражданина или его представителя;
  • паспорт;
  • амбулаторная карта;
  • сведения по лабораторным анализам;
  • выписки из больничного стационара;
  • результаты рентгена.

Если необходимо провести экспертизу на дому, к указанным документам прилагается заключение врача, производившего лечение или наблюдение пациента. В этом документе указывается, что больной не может присутствовать в бюро по состоянию здоровья.

Этапы прохождения

Прежде всего, гражданин обращается в поликлинику, расположенную по месту его проживания. Участковый врач назначает дополнительные осмотры специалистами и лабораторные исследования. На основании полученной информации врач оформляет заключение. Если пациент лечился в стационаре, уже на первом этапе он может получить направление на МСЭ.

В поликлинике заключение врача передаётся заместителю главного врача, а клинико-экспертной комиссией подготавливаются все необходимые медицинские документы. Затем документы и направление рассматриваются местным бюро экспертизы. Назначается время и дата проведения освидетельствования. На основании изученных документов и состояния пациента выносится единое решение экспертной комиссии.

Если документы подаются представителем, он может написать заявление в бюро самостоятельно. Точно так же вправе поступить и сам пациент, имеющий на руках соответствующее направление.

Решения районных бюро оспариваются в главных филиалах (например, областных). А решения, принятые главным бюро, можно обжаловать в Федеральном органе.

Обжаловать решение можно в течение одного месяца с момента подачи заявления в нижестоящий орган МСЭ. После подачи письменной жалобы, бюро, проводившее освидетельствование, в течение трёх дней готовит все необходимые документы и направляет их в вышестоящий орган.

Следует отметить, что главный эксперт из Федерального бюро может по своему усмотрению изменить состав специалистов главного бюро (с согласия пациента!). Но Федеральное бюро не является последней инстанцией. У недовольного принятым решением пациента есть законное право подать жалобу в судебные инстанции, которые и решат спорный вопрос.

Какие изменения в 2016 касательно начисления страховой пенсии? Узнайте об этом из нашей статьи.

За трудовой стаж больше 35 лет пенсионеру положена доплата. Как она рассчитывается, вы узнаете здесь.

Действия комиссии и принятие решения

  1. Основанием для проведения процедуры освидетельствования для МСЭ служит заявление, полученное от пациента. Получив заявление вместе с пакетом документов, специалисты бюро регистрируют его в специальном журнале.
  2. После чего принимается решение о времени и дате проведения заседания. О принятом решении пациент уведомляется в письменном виде (ему отправляется приглашение). Если необходимо представить какие-либо дополнительные документы, это также указывается в приглашении.
  3. Также может приниматься решение об отказе на основании полученных и изученных документов. Если было принято решение об отказе, специалисты бюро подготавливают письменный отказ и в трёхдневный срок пересылают его пациенту либо его представителю, ранее подававшему пакет документов и заявление.
  4. Лицо, претендующее на освидетельствование, или его представитель устно оповещается о порядке проведения экспертизы. Если человек плохо слышит, ему предоставляется сурдопереводчик. А ознакомление представителей всегда фиксируется в отдельном документе (составляет акт при свидетелях).
  5. Главный момент процедуры — это само освидетельствование (принятие окончательного решения). Предварительно специалисты ещё раз изучают все документы, а также бытовые, социальные и трудовые условия, влияющие на здоровье пациента. После личного осмотра гражданина делается окончательный вывод, который фиксируется в экспертном заключении.
  6. Если пациенту требуются дополнительные обследования, он ставится об этом в известность. А в случае отказа от такого обследования (на основании отдельного заявления) делается запись в медицинском акте.
  7. На период проведения всех, предписанных комиссией обследований или реабилитационных мероприятий, приостанавливается проведение МСЭ. Делается это в связи с необходимостью получения дополнительной информации от узких специалистов или лечебных и реабилитационных учреждений.
  8. После прохождения дополнительных обследований возобновляется работа комиссии. На основании полученной информации выносится решение о признании или непризнании инвалидности.
  9. Оглашение принятого решения производится пациенту или его представителю в присутствии всех членов комиссии. Если требуется, даются подробные разъяснения.

Составленный акт и протокол заседания обязательно подписывается всеми членами комиссии. Результат деятельности комиссии оформляется документально:

  • в документе о временной утрате трудоспособности делается соответствующая пометка;
  • пациенту выдаётся справка;
  • выписка из акта отправляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 г. № 295н “Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы”

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 3, ст. 378; № 2, ст. 244; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52, ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339) и от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 16, ст. 1456; 2006, № 44, ст. 4593; № 49, ст. 5222; 2008, № 23, ст. 2713; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427; № 30, ст. 3823; № 43, ст. 5064; 2010, № 26, ст. 3350) приказываю:

1. Утвердить Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 733 «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы, по организации деятельности по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2007 г. № 10844).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 11 апреля 2011 г. № 295н

Административный регламент
по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее — Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее — государственная услуга), доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

2. Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179), устанавливает порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме — предоставление государственной услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами и заявителями.

3. Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

4. Государственной услугой является проведение медико-социальной экспертизы.

Получатели государственной услуги

5. Заявителями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

6. Заявители государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за предоставлением государственной услуги.

Орган, предоставляющий государственную услугу

7. Учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее — главные бюро), имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро).

В Федеральном бюро предоставление государственной услуги осуществляется в случае обжалования гражданином (его законным представителем) решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

В главном бюро предоставление государственной услуги осуществляется в случае обжалования гражданином (его законным представителем) решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В бюро предоставление государственной услуги осуществляется по месту жительства гражданина (по месту его пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации).

8. Должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги, руководствуются положениями настоящего Административного регламента, и несут персональную ответственность за предоставление административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом.

Результат предоставления государственной услуги

9. Результатом предоставления государственной услуги является:

при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида;

при определении степени утраты профессиональной трудоспособности — выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и выдача программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

при установлении причины смерти инвалида (в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) — выдача справки об установлении причины смерти инвалида;

при отказе в установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) — выдача (по желанию получателя государственной услуги) справки о результатах медико-социальной экспертизы.

Порядок выдачи (направления) результата предоставления государственной услуги указан в пункте 50 Административного регламента.

Срок предоставления государственной услуги, регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

10. Максимально допустимое время предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) с учетом времени, необходимого для составления программы дополнительного обследования и проводимого в соответствии с ней дополнительного обследования, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности (определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) (далее — заявление).

Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется в день его подачи в журнале входящей документации.

11. Приглашение на освидетельствование направляется получателю государственной услуги в сроки, не превышающие 5 календарных дней с даты подачи заявления.

12. Если заявление подано без необходимых документов, то эти документы должны быть представлены получателем государственной услуги (его законным представителем) в течение 10 дней календарных дней с момента подачи заявления.

13. Максимальное время ожидания получателем государственной услуги (его законным представителем) приема в день освидетельствования не может превышать 30 минут.

14. Программа дополнительного обследования составляется в день освидетельствования.

15. Заявление об отказе получателя государственной услуги (его законного представителя) от программы дополнительного обследования (дополнительного обследования) должно быть подано получателем государственной услуги (его законным представителем) не позднее 5 рабочих дней с момента составления программы дополнительного обследования.

16. Выписка из акта освидетельствования получателя государственной услуги, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом.

17. Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 3-дневный срок со дня принятия экспертного решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности направляется работодателю (страхователю) и/или страховщику либо выдается получателю государственной услуги, если освидетельствование было проведено по его обращению.

18. Специалисты бюро сообщают в соответствующие военные комиссариаты сведения о признании инвалидами военнообязанных или получателей государственной услуги призывного возраста в двухнедельный срок с даты установления инвалидности.

19. В случае подачи заявления об обжаловании решения бюро в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги, указанное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения бюро направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

20. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления об обжаловании решения бюро проводит медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

21. В случае подачи заявления об обжаловании решения главного бюро в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги, указанное главное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения главного бюро направляет его со всеми имеющимися документами в Федеральное бюро.

22. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Порядок доведения решения до сведения получателя государственной услуги содержится в пункте 50 настоящего Административного регламента.

Правовые основания для предоставления государственной услуги

23. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; №, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6264; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609);

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 29, ст. 3702; 2000, № 2, ст. 131; 2001, № 44, ст. 4152; 2002, № 1, ст. 2, 3; № 7, ст. 628; № 48, ст. 4737; 2003, № 6, ст. 508; № 17, ст. 1554; № 28, ст. 2887; № 43, ст. 4108; № 50, ст. 4852; № 52, ст. 5037; 2004, № 35, ст. 3607; №, ст. 4851; 2005, № 1, ст. 28; № 52, ст. 5593; 2006, № 1, ст. 22; № 52, ст. 5500; 2007, № 1, ст. 22; № 30, ст. 3797, 3806; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5745; 2010, № 21, ст. 2528; № 31, ст. 4195);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 43, ст. 4247; 2005, № 7, ст. 560);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554; 2010, № 2, ст. 184);

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» (зарегистрировано Минюстом России 15 августа 2001 г. № 2876), с изменениями, внесенными постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 92 (зарегистрировано Минюстом России 15 января 2004 г. № 5407), от 26 апреля 2004 г. № 61 (зарегистрировано Минюстом России 2 июня 2004 г. № 5817) и приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 мая 2005 г. № 329 (зарегистрирован Минюстом России 3 июня 2005 г. № 6678), от 18 апреля 2007 г. № 280 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2007 г. № 9475), от 24 сентября 2007 г. № 620 (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2007 г. № 10341);

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 5 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. № 56» (зарегистрировано Минюстом России 14 февраля 2002 г. № 3246);

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2003 г. № 4554) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 317 (зарегистрирован Минюстом России 25 мая 2005 г. № 6630);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2006 г. № 7402) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 170 (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2006 г. № 7643) и от 16 апреля 2009 г. № 196н (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2009 г. № 13959);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения» (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2007 г. № 8823) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 852н (зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2009 г. № 15361);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2007 г. № 9089) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 853н (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2009 г. № 15324);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2008 г. № 12189) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 116н (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2009 г. № 13625);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. № 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2009 г. № 15899);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2010 г. № 16603);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления» (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2011 г. № 19539).

Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

24. Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются:

а) паспорт гражданина Российской Федерации (документ, удостоверяющий личность) — для граждан Российской Федерации, достигших 14 лет;

свидетельство о рождении — для граждан Российской Федерации в возрасте до 14 лет;

документ, подтверждающий полномочия законного представителя гражданина;

паспорт иностранного гражданина;

иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства в Российской Федерации — соответственно для иностранных граждан, лиц без гражданства.

Для предоставления государственной услуги заявителем могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

В заявлении указываются:

наименование бюро, в которое подается заявление;

фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги;

адрес места жительства (места пребывания), адрес электронной почты (при наличии);

просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели;

фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя (при наличии);

информация о согласии (несогласии) на передачу и обработку персональных данных в учреждениях медико-социальной экспертизы;

дата подачи заявления.

Заявление заполняется на русском языке, не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

Заявление подается в бюро в виде бумажного или электронного документа.

Заявление на бумажном носителе может быть подано лично или посредством почтовой связи, электронный документ направляется с использованием информационно-коммуникационных сетей общего доступа.

Заявление, поданное в виде бумажного документа, заверяется личной подписью получателя государственной услуги (его законного представителя).

В случае если заявление подано в электронном виде, а направление на медико-социальную экспертизу оформлено на бумажном носителе, то оно может быть представлено в бюро лично или почтовой связью в сроки, не превышающие 10 календарных дней с момента подачи заявления в электронном виде.

В случаях, когда состояние здоровья получателя государственной услуги не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель, освидетельствование получателя государственной услуги проводится по заявлению, подписанному лечащим врачом и председателем врачебной комиссии (заместителем главного врача организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину);

в) направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 853н, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 874 с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 852н, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть представлено заявителем в виде бумажного или электронного документа.

Бумажный документ представляется лично или направляется почтовой связью.

Электронный документ, предусмотренный данным подпунктом, оформляется с использованием электронной цифровой подписи и направляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

25. При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, к документам, указанным в пункте 24 Административного регламента, дополнительно представляются:

а) акт о несчастном случае на производстве, форма которого утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 (зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г. № 3999) или акт о случае профессионального заболевания, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 (Собрание законодательства, 2000, № 52, ст. 5149), либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья, либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

б) заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

26. При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, к документам, указанным в пункте 24 Административного регламента, заявителем дополнительно представляются:

а) копия медицинского свидетельства о смерти;

б) выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;

в) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности умершему инвалиду, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;

г) медицинские документы умершего инвалида, имеющиеся в наличии у заявителя.

27. Для установления причины инвалидности заявителем представляются кроме документов, указанных в пунктах 24, 25 Административного регламента, следующие документы:

а) заключение, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о наличии у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 года — в возрасте до 16 лет) признаков стойких ограничений жизнедеятельности — для установления инвалидности с детства;

б) заключение, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о подтверждении факта наступления инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны — для установления инвалидности с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;

в) заключение, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о наличии оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан) — для установления причины инвалидности военная травма без военно-медицинских документов;

г) заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний — для установления причин инвалидности: военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;

д) справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная военно-медицинскими учреждениями, а также Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, — для установления причин инвалидности: военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;

е) заключение межведомственного экспертного совета о связи развившихся заболеваний с радиационным воздействием — для установления инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с аварией на ПО «Маяк», последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

28. Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является подача документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

29. Отказ в предоставлении государственной услуги не допускается.

30. В случаях представления неполного пакета документов, необходимого для предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 24 (пунктом 25, пунктом 26) Административного регламента, или представления документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получателю государственной услуги (его законному представителю) выдается решение о переносе срока проведения медико-социальной экспертизы до представления всех необходимых документов.

31. Решение о переносе срока проведения медико-социальной экспертизы до представления всех необходимых документов и необходимые по нему разъяснения, оформленные в виде бумажных документов, должны быть подписаны руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверены печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и выданы на руки или направлены почтовой связью получателю государственной услуги (его законному представителю).

Электронные документы, предусмотренные данным пунктом, оформляются с электронной цифровой подписью и направляются с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания

32. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга

33. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны находиться преимущественно на нижних этажах зданий, в которых размещены Федеральное бюро, главное бюро, бюро, оборудованных отдельным входом, или в отдельно стоящих зданиях, с предоставлением доступа в помещение инвалидов-колясочников.

34. На территории, прилегающей к месторасположению Федерального бюро, главного бюро, бюро должны быть предусмотрены специальные места для парковки транспортных средств, в том числе для инвалидов.

35. Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях и залах обслуживания.

36. В целях обеспечения физической доступности для получателей государственной услуги с ограничениями жизнедеятельности помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны быть оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

37. В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел) с учетом доступа инвалидов-колясочников и гардероб. Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

38. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, оборудуются:

противопожарной системой и средствами пожаротушения;

системой кондиционирования воздуха (при необходимости);

системой охраны и видеонаблюдения (по возможности);

электронной системой управления очередью (по возможности);

световым информационным табло (по возможности).

39. В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для приема получателей государственной услуги (их законных представителей) организуются отдельные кабинеты. Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Кабинеты приема получателей государственных услуг должны быть оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и/или настольными табличками.

Показатели доступности и качества государственной услуги

40. Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через единый портал государственных услуг);

физическая доступность помещений, в которых предоставляется государственная услуга, для граждан с ограничениями жизнедеятельности;

своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Иные требования к предоставлению государственной услуги

41. Информация о порядке предоставления государственной услуги доводится до получателей государственной услуги следующими способами:

путем размещения на информационных стендах в помещениях Федерального бюро, главных бюро, бюро;

должностными лицами Федерального бюро, главных бюро, бюро при личном обращении с использованием средств телефонной и факсимильной связи; посредством письменных ответов должностными лицами Федерального бюро, главных бюро, бюро на письменные обращения получателей государственной услуги, в том числе по электронной почте;

посредством размещения в сети Интернет на официальных сайтах Федерального бюро, главных бюро, бюро (при наличии сайта);

посредством размещения в сети Интернет на Едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru.;

посредством размещения в средствах массовой информации;

посредством издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).

Информация о процедуре предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно.

42. Сведения о местах нахождения федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, предоставляющих государственную услугу, приведены в приложении № 1 к Административному регламенту.

43. Федеральное бюро осуществляет предоставление государственной услуги в соответствии со следующим графиком работы: