Приватизация земли в азербайджане

В Азербайджане будет ускорен процесс приватизации госимущества

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во вторник подписал указ о некоторых мерах по ускорению приватизации государственного имущества и повышению эффективности его управления.

Согласно указу, текст которого размещен на официальном сайте Президента АР, Кабинету министров поручено:

на основе предложений Госкомитета по вопросам имущества и других соответствующих госорганов определить список госпредприятий, которые в среднесрочной перспективе останутся в собственности государства, осуществить их реструктуризацию и, выведя из-под их подчинения непрофильные предприятия и объекты, принять меры по их приватизации;

представить Президенту предложения по оздоровлению подлежащих приватизации госпредприятий и урегулированию их долгов;

представить Президенту предложения по решению социальных проблем, возникающих в процессе приватизации и передачи в управление, в том числе по месячным выплатам по долгам работникам, здоровью которых был причинен ущерб вследствие производственной аварии и профессиональной болезни, или членам семей работников, погибшим по этой причине, или находящимся на их попечении другим лицам;

представить Президенту с учетом генпланов Баку и других городов предложения по определению границ земельных участков, на которых находятся приватизируемые предприятия, в соответствии с градостроительным законодательством;

обеспечить принятие необходимых мер для применения принципов современного корпоративного управления с целью увеличения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и повышения эффективности и проведения важных структурных преобразований;

Кабмину предписывается в трехмесячный срок представить Президенту предложения по согласованию президентских актов с данным указом.

Согласно документу, приоритет в процессе приватизации будет отдаваться региональным недействующим предприятиям с конкурентоспособным потенциалом, способным оказать влияние на социально-экономическое развитие региона.

В свою очередь Государственной комиссии по контролю над приватизацией поручено принять меры для усиления контроля над приватизационным процессом и обеспечения прозрачности в данной сфере. Комиссия также должна предпринять шаги по достижению прозрачности процесса приватизации и информирования о нем, а также реализации соответствующих процедур электронным методом.

Государственному комитету по вопросам имущества поручено представить свои предложения относительно определения списка госпредприятий, в среднесрочной перспективе сохраняемых в собственности государства, их реструктуризации, мер по приватизации непрофильных предприятий и объектов и шагов по их оздоровлению. Комитет должен объявить приватизацию соответствующих объектов, информировать потенциальных местных и иностранных инвесторов об этом. Комитет также должен ускорить процесс приватизации объектов, по которым принято соответствующее решение, а также исследовать состояние земель в пользовании государственных юридических лиц и принять меры по эффективному использованию излишков земельных участков или неиспользуемых участков.

Кроме того, государственному комитету предписано принять необходимые меры против противозаконного использования государственного имущества, присвоения земельных участков и для информирования соответствующих органов в случае выявления подобных случаев.

Между тем всем органам исполнительной власти и юридическим лицам во владении государства предписывается представить в Государственный комитет по вопросам имущества сведения об имуществе, находящемся на их балансе, и всех сделках по нему.

Приватизация земли в азербайджане

Закон Азербайджанской Республики

О земельной реформе
Настоящим Законом определяются правовые основы и правила осуществления земельной реформы в Азербайджанской Республике.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи земельной реформы
Целью земельной реформы является создание новых отношений собственности на землю на основе принципов экономической самостоятельности и социального равенства, развитие рыночной экономики и предпринимательской инициативы, достижение экономической независимости страны, включая обеспечение населения продовольствием, и повышение в результате этого материального благосостояния азербайджанского народа.
Задачи земельной реформы заключаются в определении государственных земель, обеспечении передачи земель в муниципальную и частную собственность, а также права собственников на владение, пользование и распоряжение земель.
Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о земельной реформе
Законодательство Азербайджанской Республики о земельной реформе состоит из Конституции Азербайджанской Республики, Закона Азербайджанской Республики «Об основах аграрной реформы», настоящего Закона, земельного кодекса Азербайджанской Республики и других нормативных актов.
Статья 3. Объект земельной реформы
Объектом земельной реформы является единый земельный фонд Азербайджанской Республики.
При проведении земельной реформы в едином земельном фонде устанавливаются:
* земли, оставляемые в государственной собственности (государственные земли);
* земли, передаваемые в муниципальную собственность (муниципальные земли);
* земли, передаваемые в частную собственность.
Статья 4. Передача земель в частную собственность и пользование
В частную собственность земля передается гражданам и юридическим лицам Азербайджанской Республики. Лицам, не состоящим в гражданстве Азербайджанской Республики, физическим и юридическим лицам иностранных государств земля предоставляется только в пользование или аренду.
Статья 5. Условия проведения земельной реформы
При проведении земельной реформы необходимо соблюдение следующих условий:
* осуществление реформенных мероприятий с учетом естественно-географических факторов, заселенности территории, местной специфики землепользования, качества земель;
* использование земель по назначению;
* обеспечение экологических мероприятий;
* осуществление земельной реформы на основании проектов землеустройства.
Глава II. Формы собственности на землю
Статья 6. Государственные земли
В государственной собственности остаются:
1) земли, на которых находятся органы государственной власти;
2) земли, на которых находятся государственные объекты — горнорудной промышленности, утвержденных месторождений полезных ископаемых, единой энергетической системы, магистральных трубопроводов, транспорта, связи, обороны, государственных пограничных полос, важные объекты служб мелиорации и водного хозяйства;
3) земли летних и зимних пастбищ, стоянок скота и кочевий;
4) земли лесного фонда (включая совхозные и колхозные леса);
5) земли водного фонда и под сектором Каспийского моря (озера), принадлежащим Азербайджанской Республике;
6) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, курортного, историко-культурного назначения, а также земли охраняемых законом территорий, запрещенных для хозяйственной деятельности;
7) земли государственных научно-исследовательских и учебных предприятий, их опытных баз, машино-испытательных станций, государственной службы сортоиспытаний, семеноводческого и племенного хозяйств;
8) земли, находящиеся в бессрочном пользовании государственных предприятий, учреждений и организаций; земли, на которых запроектировано строительство государственных объектов, и другие.
Указанные земли составляют исключительную собственность государства, передача их в пользование и аренду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Порядок передачи указанных земель в муниципальную и частную собственность устанавливается законом.
Государственное управление использованием и защитой государственных земель возлагается на соответствующие органы исполнительной власти в пределах их полномочий.
Статья 7. Муниципальные земли
1. В муниципальную собственность передаются земли в пределах соответствующих административных территорий, не оставленные в государственной собственности и не отданные в частную собственность.
Муниципальные земли включают:
* земли общего пользования;
* земли, находящиеся в пользовании физических и юридических лиц;
* земли фонда запаса.
К землям общего пользования относятся земли городов, поселков и сельских населенных пунктов, занятые под улицы, площади, дороги, сады, лесопарки, стадионы, спортплощадки и т. д., а также участки выпаса скота населением, дороги между населенными пунктами, внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, водохозяйственные объекты местного значения, гидротехнические сооружения и другие объекты общего пользования.
К землям, находящимся в пользовании физических и юридических лиц, относятся муниципальные земли, отданные им в бессрочное или долгосрочное пользование.
К землям фонда муниципального запаса относятся:
* земли предназначенные для перспективного развития населенных пунктов;
* часть земель, находящихся в бессрочном пользовании совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных предприятий (далее — «совхозы и колхозы»), которые в порядке земельной реформы передаются в муниципальную собственность;
* земли, предоставленные физическим и юридическим лицам в краткосрочное пользование;
* земли, на которых прекращено бессрочное или долгосрочное пользование физическими и юридическими лицами;
* иные земли, предоставленные в постоянное пользование или собственность.
2. Земли фонда муниципального запаса могут предоставляться в соответствии с законодательством в общее пользование, в пользование и аренду физическим, юридическим лицам и в собственность граждан и юридических лиц Азербайджанской Республики.
Для нужд сельского хозяйства земли фонда муниципального запаса, пригодные для этих целей, предоставляются только в пользование и аренду с соблюдением нижеследующей очередности:
* вынужденные переселенцы, временно размещенные на территории совхоза или колхоза;
* проживающие на территории соответствующего района (города) Азербайджанской Республики физические и юридические лица, не получившие земельной доли;
* физические и юридические лица, не получившие земельной доли на соответствующей территории;
* другие физические и юридические лица Азербайджанской Республики;
* физические и юридические лица иностранных государств.
Нормы земельных участков, предоставляемых во временное пользование и аренду для надобностей сельскохозяйственного производства, устанавливаются муниципалитетами.
3. Распоряжение муниципальными землями и управление их пользованием и защитой осуществляются муниципалитетами.
Статья 8. Земли, передаваемые в частную собственность
В частную собственность передаются:
* земли, занятые находящимися в законном пользовании граждан жилыми домами, приусадебными участками, индивидуальными, коллективными и кооперативными садами, садами состоящими в ведении государственных садоводческих хозяйств;
* приватизируемые земли совхозов и колхозов.
Глава III. Основы приватизации земель, находящихся в законном пользовании граждан
Статья 9. Приватизация земель, находящихся в законном пользовании граждан
Земли, занятые находящимися в законном пользовании граждан жилыми домами, приусадебными участками, индивидуальными, коллективными и кооперативными садами, садами, состоящими в ведении государственного садоводческого хозяйства, безвозмездно передаются им в собственность в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Порядок приватизации земель, находящихся в законном пользовании граждан
Земли приусадебных участков и садов предоставляются в собственность граждан в том размере, в котором они были взяты ими в законное пользование или аренду.
При приватизации коллективных садов земельный участок предоставляется каждому члену садоводческого общества. Земли садов, состоящих в ведении государственных садоводческих хозяйств, распределяются в порядке собственности между всеми арендаторами, а земли кооперативных садов между всеми членами кооператива.
При приватизации садовых участков находящиеся на них строения, деревья и иные объекты безвозмездно переходят в частную собственность владельцев садов.
Гражданам, получившим в собственность индивидуальные жилые дома, приусадебные участки и сады, выдаются свидетельства о праве собственности на землю, занятую указанными объектами.
Свидетельства о праве собственности на землю выдаются государственными органами по регистрации права собственности на основании заявлений граждан и документации, подтверждающей законность пользования этими землями.
Глава IV. Основы приватизации совхозных и колхозных земель
Статья 11. Приватизируемые земли совхозов и колхозов
1. Земли совхозов (за исключением земель, на которых находятся оставляемые в государственной собственности предприятия) и колхозов, подлежащие приватизации, устанавливаются с вычетом передаваемых в фонд муниципального запаса земель, находящихся в бессрочном пользовании совхоза или колхоза.
При создании на базе совхозов государственных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции земли, приватизируемые на их территории, устанавливаются с вычетом земель, необходимых для производственных нужд нового предприятия, и земель, передаваемых в фонд муниципального запаса.
При проведении земельной реформы в фонд муниципального запаса отводится не более 5 процентов пригодных для сельского хозяйства земель совхозов и колхозов и все малопригодные и непригодные для этой цели земли.
Размер и расположение пригодных для сельского хозяйства земель, отводимых в фонд муниципального запаса, устанавливаются районными комиссиями по аграрной реформе совместно с местными реформенными комиссиями в зависимости от запаса земли совхоза или колхоза, количества лиц, имеющих право на получение земли, и средней земельной доли, приходящейся на каждого человека по району.
2. Земли, предоставленные с территорий совхозов и колхозов министерствам, комитетам, компаниям, объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям под нужды подсобного сельского хозяйства в порядке, установленном Президентом Азербайджанской Республики, остаются в их пользовании либо возвращаются полностью или частично прежним землепользователям.
3. Часть земельных участков межхозяйственных предприятий, кооперативов, малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, которые были созданы на землях совхозов и колхозов до вступления в силу настоящего Закона, превышающая устанавливаемую статьей 13 настоящего Закона земельную долю, включается в состав приватизируемой земли, а на межхозяйственных предприятиях — в земли хозяйств-дольщиков. Если земельные участки указанных предприятий меньше земельной доли, им отводится дополнительная часть земли.
Статья 12. Субъекты, имеющие право на получение доли из совхозных и колхозных земель
1. Право на получение доли из приватизируемых земель совхозов и колхозов имеют нижеследующие субъекты:
1) лица, постоянно работающие в совхозах и колхозах;
2) лица, постоянно проживавшие на территории совхоза или колхоза до вступления в силу настоящего Закона;
3) лица, вышедшие на пенсию в совхозе или колхозе и проживающие на территории соответствующего района (города);
4) лица, призванные на действительную срочную воинскую службу с территории совхоза или колхоза, и лица, временно отсутствующие на его территории;
5) учредители межхозяйственных предприятий, кооперативов, малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, созданных на территории совхоза или колхоза до вступления в силу настоящего Закона и действующих по назначению, а также лица, чьим основным местом работы являются указанные предприятия.
2. В списке лиц, имеющих право на получение земельной доли, не включаются лица, самовольно захватившие земли и не вернувшие их до утверждения списка. Захваченные земли возвращаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 13. Определение земельных долей
Размеры земельных долей определяются в зависимости от площади, качества приватизируемых совхозных или колхозных земель и количества субъектов, имеющих право на получение доли.
Средний размер земельной доли, полагающейся каждому субъекту, устанавливается путем деления общей площади приватизируемой совхозной или колхозной земли на количество субъектов.
Статья 14. Порядок приватизации совхозных и колхозных земель
Земельная доля передается в частную собственность лицам (семьям), имеющим право на получение доли в натуре.
Семьям лиц, погибших в боях за территориальную целостность Азербайджанской Республики, ветеранам-инвалидам войны и участникам ликвидации Чернобыльской аварии, пострадавшим в результате этой аварии, дополнительно предоставляется одна земельная доля.
Каждый субъект имеет право на получение земельной доли только единожды. В собственность граждан Азербайджанской Республики земельные доли передаются бесплатно. Лицам, не состоящим в гражданстве Азербайджанской Республики, земельной доли предоставляются в пользование.
Приватизация совхозных и колхозных земель осуществляется согласно положению утвержденному соответствующими органами исполнительной власти Азербайджанской Республики.
Статья 15. Частные случаи приватизации совхозных и колхозных земель
В нижеследующих случаях приватизация совхозных и колхозных земель осуществляется в индивидуальном порядке, устанавливаемом Президентом Азербайджанской Республики:
* при невозможности точного определения границ населенных пунктов совхозов или колхозов с райцентрами, городов с другими населенными пунктами;
* при невозможности установления и передачи земельных долей в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 16. Создание форм хозяйствования на приватизированных землях
На приватизированных землях гарантируется добровольный выбор форм хозяйствования и равные условия для их функционирования.
Порядок создания форм хозяйствования регулируется Законом Азербайджанской Республики «О реформе совхозов и колхозов» и иными законодательными актами.
Глава V. Регулирование прав собственников земли
Статья 17. Право собственника земли на владение, пользование или распоряжение ею
Собственники земли имеют право на владение землей, пользование ею по назначению, сдачу в аренду, на продажу, дарение, обмен, сдачу в залог, передачу по наследству и завещанию.
Права собственников земли регулируются Гражданским кодексом Азербайджанской Республики и другими нормативно-правовыми актами.
Статья 18. Цена земли
Нормативная цена земли устанавливается на основании соответствующих показателей. Цена земли при ее купле-продаже, сдаче в залог, передаче в наследство, заключении иных сделок устанавливается по рыночной цене, но не ниже нормативной цены.
Статья 19. Общие правила и условия купли-продажи земли
Предметом договоров купли-продажи могут быть возможные к приватизации земли фонда муниципального запаса и земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц Азербайджанской Республики.
После вступления в силу настоящего Закона земли из фонда муниципального запаса продаются в собственность гражданам Азербайджанской Республики под жилые дома, приусадебные и садовые участки в соответствии с установленными нормами. Лицам, получившим инвалидность в результате боев за территориальную целостность Азербайджанской Республики, и семьям погибших в этих боях земельные участки передаются под указанные цели единовременно и бесплатно. Граждане и юридические лица Азербайджанской Республики имеют право на покупку непригодной для сельского хозяйства земли из фонда муниципального запаса под нужды, не связанные с сельским хозяйством в размере, устанавливаемом в соответствии с техническими, строительными и иными нормативами.
При передаче (продаже) малопригодных или не пригодных для сельского хозяйства земельных участков из фонда муниципального запаса в собственность гражданам и юридическим лицам Азербайджанской Республики, которые желают производить на этих землях сельскохозяйственную продукцию с приведением их в пригодное состояние за собственный счет, применяются льготы в порядке, установленном законодательством.
Продажа муниципальной земли осуществляется на основании решения муниципального органа, принятого в соответствии с заявлением гражданина или юридического лица, а купля-продажа земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, — на основании заключенных между ними в нотариальном порядке договоров.
Право собственности на землю регистрируется в порядке, установленном законодательством и соответствующим Государственным органом.
Глава VI. Назначение реформ
Статья 20. Органы, осуществляющие реформу
Земельная реформа осуществляется Государственной комиссией Азербайджанской Республики по аграрной реформе Комиссией Нахчыванской Автономной Республики по аграрной реформе, районными и местными комиссиями по аграрной реформе.
Порядок создания и деятельности указанных комиссий регулируется Законом Азербайджанской Республики «О реформе совхозов и колхозов».
Статья 21. Проведение мероприятий по землеустройству и предоставление документации
Внутри границ районов (городов) Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республики земли уточняются по пользователям, показателям количества и качества.
Границы городов, поселков и сельских населенных пунктов устанавливаются с учетом перспективы их развития.
В отношении всех сельскохозяйственных предприятий реформа осуществляется на основании комплексных проектов землеустройства и генеральных планов развития городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Органы землеустройства устанавливают границы земельных участков на местах (натуре) в соответствии с проектами землеустройства, утвержденными в законодательно установленном порядке, подготавливают документацию о праве собственности на землю или пользование ею (образцы прилагаются), в десятидневный срок регистрируют ее в полномочном государственном органе, после чего предоставляют соответствующим лицам.
Мероприятия по землеустройству, проводимые в порядке земельной реформы, финансируются государством.
Статья 22. Разрешение споров, возникающих в связи с земельной реформой
При несогласии с решением местной комиссии по аграрной реформе, связанным с земельной реформой, физические и юридические лица в праве обжаловать его в районную комиссию по аграрной реформе в десятидневный срок после получения. Районная комиссия по аграрной реформе в тридцатидневный срок рассматривает поступившую жалобу и принимает соответствующее решение.
Решения районных комиссий Нахчыванской Автономной Республики по аграрной реформе в случае несогласия с ними не позднее десяти дней могут быть обжалованы в Комиссию Нахчыванской Автономной Республики по аграрной реформе. Комиссия Нахчыванской Автономной Республики по аграрной реформе в тридцатидневный срок рассматривает поступившую жалобу и выносит соответствующее решение.
В случае несогласия с решением районной комиссии по аграрной реформе или Комиссии Нахчыванской Автономной Республики физические и юридические лица имеют право обжаловать его в Государственную комиссию Азербайджанской Республики по аграрной реформе в течение 10 дней.
Государственная комиссия Азербайджанской Республики по аграрной реформе рассматривает поступившую жалобу и принимает соответствующее решение в течение 30 дней.
Решение Государственной комиссии Азербайджанской Республики по аграрной реформе может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.
В остальных случаях земельные споры разрешаются в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о земельной реформе
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о земельной реформе, несут материальную, гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Глава VII. Переходные и итоговые положения
Статья 24. Проведение земельной реформы на землях, оккупированных в результате военной агрессии Республики Армения, после их освобождения
Проведение земельной реформы на землях, оккупированных в результате военной агрессии Республики Армения, после их освобождения и предоставление земли в частную собственность лицам, насильственно выселенным с этих земель, должно осуществляться в порядке, указанном в настоящем Законе.
Проведение реформы и восстановление экономики на освобожденных землях будет осуществляться на основе Государственной программы.
Статья 25. Переходные положения
До формирования в Азербайджанской Республике муниципальных органов управление землями, передаваемыми муниципалитетам, осуществляется соответствующими государственными органами исполнительной власти.
Земельный кодекс Азербайджанской Республики до его изменения применяется в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 26. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев.
г. Баку, 16 июля 1996 г.
№ 155-IГ.
Опубликован в «Сборнике Законов Азербайджанской Республики» № 3 от 30 сентября 1997 года ст. 203.

Государственный акт Азербайджанской Республики
о праве собственности на землю
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя и адрес собственника земли)

решением__________________________________________________________________
(наименование организации, принявшей решение)

____________________________________________________________ предоставлено
(дата и номер решения)
_______________________________гектаров в пределах границ, обозначенных линией,

для _______________________________________________________________________
(с какой целью)
Государственный акт составлен в двух экземплярах.
Один экземпляр передан ____________________________________________________
(фамилия собственника земли)
Второй экземпляр хранится в земельном отделе __________________________ района.
Государственный акт зарегистрирован в регистрационной книге за номером
____________ «_____» «_____________» 199___ года
№ 000

План земельного участка, предоставленного в собственность
масштаб 1: 2000
Планшет = А- 37- 26-А-и-3, порядковый номер участка = 00018 м., площадь = 12758,93 кв. м.
Номера поворотных пунктов
Координаты
У Х
Расстояние между точками (в метрах)

Соседние границы земельного участка

Соседние участки
Имя, фамилия собственника

Азербайджанская Республика
Свидетельство № 000
о предоставлении земли в собственность

Настоящее свидетельство выдается____________________________________________
__________________________________________________________________________
(адрес, фамилия и имя)
На основании решения ______________________________________________________
(наименование организации, выдавшей решение)
номер________ от «____» «________________» 199___ года ему предоставляется в
собственность участок в __________________ гектаров
__________________________________________________________________________
(индивидуальный жилой дом, приусадебный участок, индивидуальный,
__________________________________________________________________________
коллективный, кооперативный сад, сад государственного садоводческого
__________________________________________________________________________
хозяйства)
Свидетельство составлено в двух экземплярах и зарегистрировано в книге под
номером ________________
Один экземпляр свидетельства выдан __________________________________________
(фамилия, имя, адрес)
Второй экземпляр хранится в земельном отделе __________________________ района.

План и размеры границ земельного участка

От А до Б ___________________________________________________________
от Б до В ____________________________________________________________
от В до Г ____________________________________________________________
от Г до Д ____________________________________________________________
Заведующий земельным отделом _________________________________ района.
(название района)
М. П. ___________________
(подпись)
«____» «____________ 199 ___ год
Схема расположения земельного участка
Купчая (сертификат) земельного участка

Номер участка
Ороша-емые кв.м
Не орошаемые кв. м.
Многоле-тние посадки кв. м.
Ороша-емые кв.м
Не орошаемые кв. м.
Наиме-нование земли
Механический состав
Остаток и размер гумуса
Уровень грунто-вых вод
Группа качества
Бонитетный балл
Базовая продуктивность ц/.га
Дифференциальная рента
Стоимость в манатах

Будьте осторожны при покупке земли! — СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Граждане не должны ввязываться в незаконные сделки по купле-продаже земельных участков, предупредил в беседе с Day.Az эксперт по вопросам недвижимости Мехман Алиев.

По его словам, большинство земельных участков, выставленных на продажу на территории страны, не имеют выписки из Государственной службы реестра недвижимого имущества.

«Продажа земель преимущественно осуществляется на основе муниципальных документов, либо справок, выдаваемых теми или иными учреждениями. Граждане сознательно избавляются от этих земель, зная, что в перспективе они могут доставить им неприятности. Потенциальный покупатель же должен знать, что если у земли отсутствует купчая, то надо воздержаться от такой сделки. При отсутствии этого документа возникают очень сложные и нерешаемые проблемы. К примеру, приобретенная земля может оказаться на балансе крупной государственной компании. В таком случае вы лишитесь денег, потраченных на строительство дома, а также недвижимости, которую снесут», — отметил М.Алиев.

Он сообщил, что на рынке недвижимости развелось много мошенников, которые различными методами втягивают добросовестных граждан в подобные сомнительные сделки.

«Мошенники могут предложить вам землю ниже рыночной стоимости. Лучше, конечно же, не рисковать. Был такой случай. Человек купил землю, построил дом, но приватизировать не может, поскольку на землю нет документов. Тот, кто продал землю, обещал организовать приватизацию дома, но не сдержал своего слова. В итоге — дом снесли», — сказал М.Алиев.

Как же правильно приватизировать землю под строительство индивидуального жилого дома?

Во-первых, у гражданина должен быть акт о купле-продаже земельного участка (выдается муниципалитетом по месту регистрации). Убедитесь, что земля не предназначена для промышленных и сельскохозяйственных целей. Если все нормально, вы передаете этот акт в Государственный комитет по земле и картографии для получения государственного акта на землю.

Далее нужно представить муниципальный акт, кадастровый (технический) паспорт, нотариально заверенную копию удостоверения личности владельца земельного участка в соответствующий отдел Государственной службы реестра недвижимого имущества по месту регистрации. В течение одного месяца гражданину выдается выписка на земельный участок.

Первый шаг — приватизация земли — уже сделан. Теперь осталось получить разрешение на строительство частного дома на приватизированной земле. Владелец земли должен обратиться к услугам лицензированной проектной компании, которая составит проект дома. Затем следует представить этот проект в отдел архитектуры местной исполнительной власти. После получения разрешения можно начинать и строительство дома. Заметим, что разрешается строить частный дом высотой не более 12 метров (до 3 этажей). Если же гражданин желает построить 4- или 5-этажный дом, то в таком случае ему нужно обращаться в Министерство по чрезвычайным ситуациям, а не в районную исполнительную власть.

Если вам нужна земля без «сюрпризов», то лучше приобрести ее с купчей, либо принять участие в аукционе. Так будет спокойнее, и вам не придется тревожиться за судьбу своего имущества.

Менять процедуру приватизации в Азербайджане нет необходимости

Дж. АЛЕКПЕРОВА

В Азербайджане все еще доступна бесплатная приватизация жилья. И учитывая, что объем неприватизированного жилья не такой уж и большой, то, соответственно, нет необходимости вносить какие-то изменения в процедуру приватизации.

По официальным данным Министерства экономики, за последние 20 лет жилой фонд страны вырос на 62% — почти до 170 млн. кв.м. В настоящее время жилой фонд на душу населения в Азербайджане составляет 18 кв.м, и это один из передовых показателей среди стран СНГ. На долю городского жилого фонда приходится 53% всех квартир.

В целом же с 1993 года в Азербайджане приватизировано 94% жилого фонда, и только 6% фонда приходится на долю государства. Правда, эксперты придерживаются несколько иной точки зрения, считая, что неприватизированной в стране все еще остается 20% жилого фонда.

«Сегодня не так много недвижимости, которая еще не приватизирована. В Азербайджане, как и в других странах бывшего Советского Союза, процедура приватизации идет на льготных условиях», — заявил в беседе с Еcho .az эксперт в области недвижимости Рашад Алиев.

По его словам, вопрос приватизации сегодня актуален к той собственности, которая имеется у граждан со времен Советского Союза.

«Но те, кто не успел приватизировать свое жилье, все еще могут воспользоваться бесплатной приватизацией, причем независимо от квадратуры квартиры. Однако для приватизации гражданин обязан предоставить все необходимые документы, которые подтверждают, что он имеет право стать собственником этой недвижимости,» — сказал он.

Как сказал эксперт, сегодня люди, которые приобретают жилье в новостройке, уже являются собственниками, и поэтому нет необходимости недвижимость приватизировать. В приватизации нуждаются лишь те квартиры, которые в СССР были на балансе у государства.

«В тех странах, где истек льготный срок на приватизацию, граждане обычно платят символичные суммы, ведь жилье и так принадлежит человеку», — отметил он.

Как заявил Echo.az генеральный директор MBA Consulting Нусрет Ибрагимов, в Азербайджане один человек может приватизировать сразу несколько квартир, если они ему достались от родственников или родителей.

Ранее Ибрагимов сказал, что если говорить об общем объеме жилого фонда страны, то приватизировано всего около 80%. В общий объем жилфонда входят и те дома, которые не зарегистрированы и не имеют соответствующих первичных документов.

Стоит отметить, что объем приватизированного жилого фонда вырос, поскольку представители Государственного комитета по имуществу выезжали в регионы для выдачи документов на недвижимость. А ведь раньше в основном только в крупных городах жилой фонд был приватизирован, в регионах же, особенно в сельской местности, ситуация оставляла желать лучшего. Несмотря на это, до сих пор более 500-600 тысяч единиц жилого фонда в Баку не приватизировано.

Напомним, что в Азербайджане по сравнению с другими постсоветскими странами приватизация начала осуществляться значительно позже, несмотря на то, что закон «О приватизации» был принят еще в 1992 году. В стране «малая приватизация» начала официально проводиться с марта 1996 года, раздача «ваучеров» — с марта 1997 года и «средняя приватизация» — с мая 1997 года. До сегодняшнего дня в Азербайджане продолжается процесс бесплатной приватизации.

Напомним, что с 22 февраля текущего года процесс приватизации квартир и частных домов в Азербайджане был поручен Службе ASAN, что ускорило и упростило процесс приватизации имущества. Размер государственной пошлины для приватизации имущества в Службе ASAN для первичной и вторичной регистрации прав собственности на квартиры и частные жилые дома составляет 30 манатов.

Как приватизировать земельный участок в Азербайджане? — ОПРОС

В редакцию Day.Az обратился один из наших читателей по имени Эльнур.

«Здравствуйте, уважаемая редакция Day.Az!

У меня в пользовании в поселке Забрат Сабунчинского района Баку имеется земельный участок площадью 20 сот. На днях я собираюсь приватизировать свой земельный участок, чтобы в будущем его продать. Какие документы нужно собрать на приватизацию участка и куда мне обращаться?» — спрашивает наш читатель.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент Day.Az обратился к эксперту по вопросам имущества Мехману Алиеву, который сказал нам следующее:

«В первую очередь, у владельца земельного участка должны быть в порядке соответствующие документы на землю: акт о купле-продаже земельного участка (выдается муниципалитетом по месту регистрации), государственный акт на землю (выдается Государственным комитетом по земле и картографии).

Эти документы необходимо представить в соответствующий отдел Государственной службы реестра недвижимого имущества по месту регистрации. Помимо этих документов необходимо будет также представить нотариально заверенную копию удостоверения личности владельца земельного участка, квитанцию об оплате государственной пошлины и прочее».

По словам М.Алиева, через определенное время владельцу земли будет выдана выписка из Госслужбы реестра недвижимого имущества.

Говоря о том, как приватизировать земельный участок в случае отсутствия каких-либо документов на участок, наш собеседник отметил, что в таком случае следует обратиться в муниципалитет и попросить о выдаче соответствующего документа на земельный участок.

«Далее необходимо обратиться в Государственный комитет по земле и картографии за получением государственного акта на землю. Потом владелец земельного участка должен представить эти документы в Госслужбу реестра недвижимого имущества», — резюмировал М.Алиев.

Отметим, что согласно Закону Азербайджанской Республики «О государственной пошлине», размер госпошлины за получение выписки из Госслужбы реестра недвижимого имущества составляет 30 манатов.

У нас дача в 23 сотки с 1968 года…

Уважаемый господин Шнеер.. У нас дача в 23 сотки с 1968 года за 978. В 1994 году договор был продлен до 2004 года. При этом на участок в 23сотых отцом было составлено 2 договора на меня и брата 978 и 978а. После смерти родителей в 2004 году договора были объединены в один с тем же номером 978 и срок продлен до 2014 года, по согласию брата в письменной форме заверенную у нотариуса..Договор сейчас на мое имя.Так как дача у нас была с 1968 года то это было возможно. При подготовке документов к приватизации в БТИ МНЕ СКАЗАЛИ ЧТО УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА о приватизации участков нас не касается так как переоформление было в 2004 г.,а УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА гласит о передаче в законную собственность граждан дачных участков, находившихся в их законной собственности до даты вступления настоящего Распоряжения в силк. т.е 22 мая 2007 г. Что же мне теперь делать? С уважением Кямаля.

Для начала хочу отметить, что 22 мая 2007г. было издано распоряжение Президента об упразднении управлений дачного хозяйства, которое никакого отношения к приватизации земельных участков не имеет. В связи с этим распоряжением возникает много вопросов, поэтому приведу его полный текст:

Распоряжение Президента Азербайджанской Республики

Об упразднении управлений дачного хозяйства при местных органах исполнительной власти

Учитывая задержки в исполнении требований статьи 9 принятого в 1996 году Закона Азербайджанской Республики «О земельной реформе», предусматривающей безвозмездную передачу дач в собственность граждан, в целях обеспечения приведения отношений, связанных с дачными участками, в соответствие с велением времени постановляю:

1. Упразднить управления дачного хозяйства при местных органах исполнительной власти, в том числе Исполнительной власти города Баку.

2. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики:

2.1. обеспечить передачу архивов упраздненных управлений дачного хозяйства Службе государственного реестра недвижимости Азербайджанской Республики и решить в соответствии с законодательством другие вопросы, связанные с упразднением;

2..2. Принять меры, обеспечивающие оформление соответствующими государственными органами в соответствии со статьей 9 Закона Азербайджанской Республики «О земельной реформе» безвозмездной передачи в собственность граждан дачных участков, находившихся в их законной собственности до даты вступления настоящего Распоряжения в силу;

2.3. подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о приведении действующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Распоряжением;

2.4. обеспечить приведение нормативно-правовых актов Кабинета Министров Азербайджанской Республики и соответствующих центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Распоряжением и информировать об этом Президента Азербайджанской Республики;

2.5. в пределах своих полномочий решить другие вопросы, вытекающие из настоящего Распоряжения.

3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент Азербайджанской Республики

Ильхам АЛИЕВ

город Баку, 22 мая 2007 года

№ 2186

Опубликовано в газете «Азербайджан» (23 мая 2007 г. № 111)

Таким образом, вопросы, связанные с приватизацией земельных участков, в том числе и дачных участков, регулируются Законом о земельной реформе от 1996 года статья 9 которого гласит:

«Земли, занятые находящимися в законном пользовании граждан жилыми домами, приусадебными участками, индивидуальными, коллективными и кооперативными садами, садами, состоящими в ведении государственного садоводческого хозяйства, безвозмездно передаются им в собственность в порядке, установленном законодательством.»

То есть закон вобще не предусматривает, что право на приватизацию земельного участка связано с датой возникновения права пользования.

Статья 10 вышеназванного закона определяет порядок приватизации земельных участков. Так, земли приусадебных участков и садов предоставляются в собственность граждан в том размере, в котором они были взяты ими в законное пользование или аренду. При приватизации коллективных садов земельный участок предоставляется каждому члену садоводческого общества. Земли садов, состоящих в ведении государственных садоводческих хозяйств, распределяются в порядке собственности между всеми арендаторами, а земли кооперативных садов между всеми членами кооператива.

Закон также предусматривает, что при приватизации садовых участков находящиеся на них строения, деревья и иные объекты безвозмездно переходят в частную собственность владельцев садов.

Что касается вашего конкретного случая, то я вам советую обратиться в службу реестра государственного имущества (БТИ) с соотвествующим официальным заявлением, к которому должны быть приложены все документы, подтверждающие ваше право на использование земельного участка. В случае, если в приватизации вам будет отказано, требуйте официального письменного отказа, который они обязаны вам выдать. С этим письменным отказом вы сможете обратиться в суд с требованием зарегистрировать ваше право собственности на земельный участок.