Права и свободы граждан во франции

Права и свободы граждан Франции. Декларация 1789 — естественные права человека и гражданина

Права и свободы граждан во французском конституционном праве закрепляются довольно своеобразно. В основном законе 1958 г. отсутствует специальный раздел или глава о правах и свободах. Здесь лишь имеется отсылочная норма в преамбуле к Декларации прав человека и гражданина 1789 г., дополненной преамбулой конституции 1946 .

В самом тексте конституции права и свободы содержатся только в нескольких разрозненных статьях: подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии (ст. 2), признается характер Республики, как неделимой, светской, демократической и социальной (отсюда можно делать общие выводы о характере прав человека), говорится о суверенитете и праве голоса, о плюрализме политических партий и об уважении демократических принципов (ст.ст. 3 и 4). Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, статья 53 говорит о праве народов на самоопределение, статьи 64 и 66 – о независимости судебной власти, как гаранта прав и свобод.

Другими словами, в действующем основном законе нет детального регулирования прав и свобод; они здесь «неосязаемы», требуется обращение к другим источникам. Решения Конституционного совета в определенной мере являются также таким источником. В нескольких решениях этот орган указал, что Декларация 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., а также «основные принципы, признаваемые законами Республики», являются основными частями действующей конституции и, стало быть, содержат нормы о правах и свободах. В этих решениях встречается и толкование конкретных прав и свобод. Например, в решении от 15 января 1981 г. определяется понятие «безопасность и свободы»; «свобода ассоциации» (16 июля 1971 г.); свобода совести, образования (22 ноября 1977 г.); распространение мнений (22 июля 1982 г.); личные права (12 января 1977 г.); право собственности и свобода предпринимательства (16 января 1982 г.); право на забастовку и профсоюзные права и т.д.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т.е. права, как бы всегда индивиду присущие. По нынешним временам этот круг прав и свобод не кажется особенно обширным; однако нельзя не учитывать времени принятия Декларации, которая до сих пор остается наиболее известным актом такого рода.

В Декларации указан принцип равенства: «Люди рождаются и остаются равными в правах» (ст. 1), потому что они рождаются людьми в одинаковой мере. Равенство является необходимым следствием естественного характера прав. Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для реализации прав и свобод. Например, статья 4 устанавливает, что «свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому; таким образом, осуществление естественных прав человека имет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.

Эти границы могут быть установлены только законом». В статье 5 провозглашается не менее важный принцип:

«Все что не запрещено законом, тому нельзя ставить препятствия; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». В этом акте закреплены и конкретные права и свободы – права в судебной области (ст.ст. 7-9), свобода мнений, слова, печати, право собственности.

В преамбуле конституции 1946 г. содержатся нормы о равенстве прав мужчин и женщин, которые должны быть гарантированы законом, право убежища, свобода мнений, право на получение образования. Государство, должно организовывать бесплатное и светское образование. Здесь же находятся экономические и социальные права: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое осуществляется «в рамках законов, которые его регламентируют», участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятиями, закрепляется возможность национализации имущества и предприятий, эксплуатация которых «имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии», защита нацией здоровья и материальной безопасности, солидарность и равенство в отношении расходов, возникающих в результате национальных бедствий.

Согласно преамбуле конституции 1946 г. «основные принципы, признанные законами Республики», также входят в конституционный блок; другими словами, конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых в период всех существовавших четырех республик и существующей Пятой.

Так, в период Второй республики (1848-1851 гг.) были включены в число конституционных прав и свобод (конституция от 4 ноября 1848 г.) право всеобщего голосования (ограниченное только голосованием мужчин), отмена рабства, тогда еще практиковавшегося в колониях, отмена смертной казни за политические преступления, неприкосновенность жилища, свобода ассоциаций и манифестаций, свобода труда и промышленности, бесплатное начальное образование и профессиональное обучение, равенство между патроном и рабочим. В Третьей республике (1870-1940 гг.) не существовало акта под названием «конституция». Основными признавались конституционные законы 1875 г. – всего три с 34 статьями, которые не содержали преамбулы, декларации поав и свобод и статей о них. Эти конституционные законы регулировали систему центральных органов власти. Некоторые из актов, принятых в этот период, содержат нормы о правах и свободах, в настоящее время признаваемых Конституционным советом в качестве конституционных. Вот некоторые из них: свобода собраний (1881 г.), обязательное светское и бесплатное образование (1881-1882 гг.), свобода печати (1881 г.), свобода профсоюзов (1884 г.), свобода ассоциаций (1901 г.), свобода совести (закон 1905 г. об отделении церкви от государства). В социальной области был принят закон о продолжительности рабочего времени, но право на забастовку было провозглашено только преамбулой конституции 1946 г.

Защита прав и свобод во французской правовой доктрине и практике имеет два аспекта: о-первых, защита от посягательств законодателя и, во-вторых, от посягательств органов государства, юридических и физических лиц. Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита от посягательств законодателя, т.е. парламента, осуществляется Конституционным советом в промежуток времени между принятием парламентом акта и его промульгацией президентом республики по требованию ограниченного числа субъектов обжалования (см. ниже). Что же касается административных актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы, то высший орган административной юстиции – Государственный совет – рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия основному закону, если они изданы в качестве самостоятельных, а не на основе закона, который эти акты развивает и применяет. В последнем случае Совет не рассматривает вопрос о конституционности административных актов*.

Нарушение прав и свобод юридических лиц является предметом рассмотрения общих, т.е. уголовных, гражданских и административных судов. В первом случае – если такое нарушение предусмотрено уголовным законом; во втором – когда возможны гражданские санкции (например, разглашение журналистом сведений о частной жизни лица); в третьем – при превышении государственным органом своих полномочий.

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику – французскому омбудсмену, – который, однако, не обладает практически собственными полномочиями по расследованию нарушений, а может лишь обращать внимание на таковые соответствующих государственных органов. На практике к посреднику обращаются не часто.

Защита прав и свобод физических лиц и неправительственных организаций может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН. Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Факультативный протокол к первому из них. Кроме того, Франция является участником большого числа международных соглашений, затрагивающих права и свободы граждан. Она – участник европейской системы защиты прав человека, ратифицировав 3 мая 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., а впоследствии и дополнительные протоколы к этому акту. Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Другими словами, любое физическое лицо или неправительственная организация, не добившись защиты прав и свобод, предусмотренных в названной Конвенции и протоколах в национальных судебных инстанциях, могут обращаться в указанные органы Совета Европы.

Юридическая Консультация

Конституционные права и свободы во Франции

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, – положения о светском, социальном, демократическом государстве.

Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. (хотя ее некоторые формулировки в современных условиях выглядят своеобразными) и в преамбуле Конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле Конституции 1946 г. (свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по Конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).

Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу социально-экономических прав относятся — право на собственность и ее неприкосновенность, право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку, право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руководстве предприятиями. Эти права закреплены в основном в преамбуле Конституции 1946 г.

К числу политических прав, которые названы в основном в Декларации 1789 г., в преамбуле Конституции 1946 г. и в законах, входящих в «конституционный блок», относятся — свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Конституционные документы закрепляют личные права исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности, свобода совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев).

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав — свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, ее границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать к тому, что не предписано законом.

В конституционном праве Франции закреплены обязанности личности — трудиться, платить налоги для общественных нужд.

В качестве обязанностей государства провозглашаются бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита конституционных прав и свобод во Франции осуществляется не только общими и административными судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, – Конституционным советом и Государственным советом.

Существует также особый орган – парламентский посредник (омбудсмен), но его полномочия ограничены.

Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов Парламента, он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.

Права и свободы граждан Франции

Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод граждан Франции. Верховная власть и суверенитет. Изучение вопроса о месте и роли закона. Выражение высшей народной воли. Сущность концепции либерализма. Первые законодательные акты.

Подобные документы

Роль политических прав и свобод в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Нормативное закрепление системы политических прав и свобод. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 31.03.2015

Понятие и юридическая природа прав, свобод и обязанностей граждан. Изучение средств и методов защиты конституционных прав. Анализ международно-правовых актов о правах человека, системы и механизма реализации основных прав и свобод граждан в России.

контрольная работа, добавлен 21.05.2014

Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Гарантии прав, свобод и законных интересов граждан России. Нормативно-правовые акты, закрепляющие права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

курсовая работа, добавлен 12.03.2010

Сравнительная характеристика Конституций Франции 1791 и 1848 годов. Характеристика исторических условий принятия конституции. Изучение формирования и срока полномочий депутатов, их взаимодействия с исполнительной властью. Анализ прав и свобод граждан.

контрольная работа, добавлен 16.01.2011

Понятие и признаки основных прав и свобод граждан. Система конституционных прав и свобод. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Особенности общих и судебных гарантии основных конституционных прав граждан России.

курсовая работа, добавлен 01.06.2010

Понятие прав и свобод человека и гражданина, их классификация и правовые гарантии соблюдения. Особенности гражданских обязанностей и их конституционное закрепление. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации.

дипломная работа, добавлен 21.04.2013

Закрепление свободы народа и каждого человека от произвола государственной власти институтом прав и свобод. Документальное закрепление естественно-правового понимания свободы в XVIII в. Основные постулаты учения о свободе в российской Конституции.

контрольная работа, добавлен 08.10.2012

Сущность и содержание, а также разработка и значение института прав и свобод в государственном (конституционном) праве. Место свободы совести в системе личных прав и свобод граждан, ее регулирование и отражение в законодательстве Российской Федерации.

контрольная работа, добавлен 26.11.2014

Истоки прав и свобод граждан в истории общества. Механизм реализации и защиты политических прав и свобод гражданина в Российской Федерации, их гарантии и нормативное закрепление. Основная проблема защиты прав: правовой нигилизм абсолютного граждан России.

курсовая работа, добавлен 16.09.2014

Правовой статус и его реализация. Понятие прав и свобод человека и гражданина. Классификация прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные положения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые регулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе как на основании закона и в формах, которые им предусмотрены. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит положение, весьма близкое к принципу «хабеас корпус». Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопределяют характер соответствующего процессуального, а в определенной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуществление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судебных органов и Конституционного совета, а также были в определенной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихтский договор 1992 г . , который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержащих общеобязательные правила, определяющие пользование правами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Правда, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. Отмечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.

Гарантия прав и свобод человека в США и Франции (стр. 1 из 2)

Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, главный смысл создания конституции заключается в обеспечении свободы и безопасности человека прежде всего от произвола государственной власти.

В рассматриваемых государствах существует наиболее длительная, если не считать Великобританию, традиция конституционно-правового регулирования и защиты прав человека. В обоих государствах основы конституционного статуса личности были заложены почти одновременно. Во Франции в 1789 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, на которую ссылается не имеющая соответствующего раздела Конституция Франции 1958 г. В США двумя годами позднее принят Билль о правах, ставший составной частью Конституции, основной текст которой также не содержал достаточных гарантий прав человека. В то же время США и Франция являются теми странами, где за два столетия был выработан богатый инструментарий для ограничения конституционных прав человека, как вполне обоснованного, так и явно реакционного, полицейского.

Еще одно обстоятельство сближает систему конституционных гарантий прав и свобод человекам в США и Франции. Выступив пионерами в этой области, оба государства в последующем (особенно в последние десятилетия) оказались в арьегарде. Ни американцы, ни французы явно не спешат включать в свои конституционные акты такие современные права, как право на труд, жилище, социальное обеспечение, на экологическую безопасность, право меньшинств на культурную автономию. Все эти права не имеют «конституционной прописки», ходя ряд из них признается и защищается на уровне текущего законодательства и судебной практики. Скупость конституционных положений о правах личности привела к юристы (и в т.ч. законодатель) в своей деятельности ориентироваться не столько на нормы, сколько на принципы, что отмечал, в частности, Франсуа Люшер в своей монографии «Конституционная защита прав и свобод личности».

Вообще, для французской и американских конституционных систем характерна ориентация на защиту прежде всего политических прав и свобод, что является как бы данью традиции буржуазных революций. Политические права и свободы, а также личные свободы стали почти фетишем. Во Франции и в США свято чтится теория «естественная права», столь популярная в ХVIII веке.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд естественных прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе американской и французской революции XVII-XVIIIвв. Эти акты были более прогрессивны и последовательны, чем уже имевшееся к тому времени английское законодательство о правах личности. В дальнейшем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы остаться демократическим, не могло не записать в конституции определенный перечень прав человека.

Следующим важным положением является то, что человек как член гражданского общества равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству, у него больше прав и обязанностей, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

В качестве примера подхода к правам человека как к естественным и неотчуждаемым можно процитировать продолжающую действовать и поныне французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.:

«1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественное отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3..Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом».

Примечательно, что Конституция Франции 1791 г., вновь перечислив и уточнив личные права человека, указала: “Законодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в настоящем разделе и обеспеченных Конституцией, или нарушающие эти права; а так как свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопасность или права других граждан, вредны для общества”. Другими словами, в этой норме была точно ограничена власть законодателя; проводилось разграничение между правами и свободами человека и гражданина и правами государства по регулированию правового положения индивида.

Во Франции и США (как и в других странах) различия между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы “ каждый “, “все”, “никто” или безличные формулы типа “признается право”, “гарантируется свобода”. Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: “граждане имеют право”, ”гражданин может” и т.д.

Конституционное законодательство Франции и США использует два основных способа конституционного формулирования прав и свобод — позитивный и негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом. Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Характерный пример негативного способа дает Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г., а точнее поправки к ней. Так, согласно поправке IV, “право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов, не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением”, согласно поправке V, “никто не должен принуждаться свидетельствовать против себя в уголовном деле”.

Примечательное проявление негативного способа содержится в поправке I: “ Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или права народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений”: здесь Конституция гарантирует свободы от возможного их нарушения самим законодателем.

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей. То это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Конституционное право США и Франции предусматривает возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.п.)..

В Декларации независимости США 1776 г. и во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст.2) среди естественных и неотъемлемых прав человека, составляющую цель всякого политического союза, т.е., по-нашему, объединения людей в государства, наряду со свободой, собственностью, безопасностью определяется право на сопротивление угнетению.

Последние право также является почти исключительно достоянием конституционной системы США и Франции. Причина того, что демократический современный законодатель обычно избегает включения соответствующего права в конституцию, заключается, видимо, в том., что любая власть не склонна подводить законную базу под возможности оказания ей сопротивления и тем более ее свержения.

В 1776 году Второй континентальный конгресс (американская буржуазия и плантаторы) принял Декларацию независимости, в которой провозглашалось право американского народа устанавливать такую форму правления, которая отвечала бы его собственным интересам. Выражая стремление широких народных масс к свободе и справедливости в период подъема революционной борьбы против колониально-абсолютистских порядков, Декларация независимости провозгласила и другую великую идею американской буржуазной революции, а именно достижение гражданского равенства. В ней говорилось . что все люди созданы равными. Что создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами. Что ими являются право на жизнь, свобода и стремление к счастью. Декларация является продуктом буржуазной эпохи и отражает компромисс между промышленниками Севера и плантаторами Юга. С провозглашением “соединенных колоний свободными и независимыми штатами” в каждом из них были разработаны свои собственные конституции. Провозглашенный в этих конституциях суверенитет народа был, однако, не осуществлением народом политической власти, практически находившейся в руках крупной буржуазии и плантаторов, а осуществлять штатами государственного суверенитета, то есть политического самоуправления.

В конституции штатов были включены билли о правах, провозглашавшие свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т.д.

Как уже говорилось выше, принятая в 1787 г. Конституция не содержала гарантий прав и свобод американских граждан, в том числе и такого неотъемлемого права человека, как свобода слова.

В настоящее время свобода слова заслуженно признается американскими политиками и юристами не только как исключительно важное право, но и как основа всех других свобод .Однако, как и все другие права и свободы она не является абсолютной. В интересах защиты демократии и нравственности американское законодательство и правосудие определили границы свободы печати. В США имеется значительное число законов, преследующих за “противоправное” использование печати.

Лекция 16. Права и обязанности человека и гражданина

Основные понятия:

современная классификация прав и свобод; личные права; политические и гражданские права; социально–экономические права и свободы; социально–культурные права; обязанность; индивидуальные и коллективные права и свободы; основные и вспомогательные права и свободы.

Первые конституции провозгласили жизнь и свободу человека естественными и неотъемлемыми правами личности. Они исходили из того, что люди рождены свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не по воле государственной власти, а в силу природы или власти божественной. Государство может лишь ставить пределы этой свободы в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, для сохранения нормальных отношений внутри общества.

Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители Джон Локк, Томас Пейн, французский философ–энциклопедист Жан–Жак Руссо. Эти идеи были закреплены в первых документах буржуазных революций: «Декларации независимости» США 1776 года, в первых десяти поправках к конституции США 1787 года (американский «Билль о правах») и, естественно, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и во французской Конституции 1791 года.

Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, «Декларация независимости» США по сей день активно изучаются юристами. Французская «Декларация прав человека и гражданина» вошла в качестве преамбулы в конституцию Франции 1946 года и служит преамбулой современной конституции Франции 1958 года.

Важнейшая мысль естественно–правового понимания прав и свобод человека заключается в том, что государство в лице своих органов может лишь ставить пределы свободам человека, но прав или свобод государство не предоставляет. Главная задача государства – минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. По этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод. Так, например, в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии правовые акты закрепляют не права и свободы в собственном смысле слова, – то, что может и должен делать человек – а только то, что запрещается делать человеку. Из этой доктрины вытекает знаменитый принцип: «все, что не запрещено, то разрешено». Можно все, что не запрещено. Однако такой принцип не является единственным, потому что в современном мире не только признаются неписаные естественные права, но и закрепляются конкретные права и свободы. Итак, есть два подхода: ссылка на права, которые даны свыше, и права, которые перечисляются в виде конкретного каталога прав и свобод.

Американский подход сочетает оба принципа. Первые десять поправок конституции США («Билль о правах») закрепляет перечень личных и политических прав граждан, но этот текст завершается нормой, в которой записано, что «перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом». Это говорит о том, что закреплены самые важные права, но есть иные права личности, которые не перечислены в данном законе. Кстати говоря, задержка с принятием статей о правах и свободах, которые затем стали «Биллем о правах» связана как раз с тем, что некоторые из «отцов–основателей» высказывали сомнения по поводу того, будет ли достаточным для граждан закрепление именно этих прав и свобод, не помешает ли такое закрепление признанию естественных прав. Эти споры не дали возможности принять перечень важнейших прав и свобод вместе с конституцией. Однако споры закончились признанием того, что основные права и свободы все–таки надо закрепить, но на это ушло еще два года после принятия конституции США.

Достаточно сложным является вопрос о развитии прав и свобод и о возможной их классификации. В литературе называют три волны (три периода) развития прав и свобод. Первый период длился с конца ХVIII века до середины XX века. Внутри этой волны есть еще три структурных направления:

1. Права, связанные с физическим и психическим существованием человека. Это – право на жизнь, гуманитарное отношение к лицам, лишенным свободы, запрет пыток, запрет лишения свободы за долги, запрет рабства, свобода мысли, совести, религии, право иметь свое мнение и выражать оное.

Сюда же входят права, связанные с юридическим состоянием человека. Например, право на то, чтобы иметь права и самому их реализовывать, право ребенка на фамилию, право человека на гражданство. К юридической стороне существования человека относят правовой минимум юридической защиты в уголовном или гражданском процессе.

2. Либеральные права. В это понятие включается запрет на произвольное вмешательство в личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, свобода передвижения, часто здесь, а не в первой группе называются также, свобода совести, религии.

3. Право на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право принимать участие в государственных делах непосредственно и через избранных представителей, право голосовать и быть избранным на демократических выборах, право быть допущенным в своей стране к государственной службе, право на мирные собрания, право на свободу ассоциации с другими (создание профессиональных союзов и иных общественных формирований).

Естественно, такое деление несколько условно, но термин «первая волна» появился в том смысле, что с этих прав начинали формироваться и закрепляться свободы граждан. Иначе говоря, первая волна – это истоки конституционализма, истоки цивилизованного подхода к регулированию прав и свобод. Приведенное деление внутри первой волны – условно, здесь лежит исторический подход, потому что самые первые акты, фиксирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического существования человека. Возможно, первым таким актом был «Habeas Corpus Act» – английский закон, принятый в ХVII веке, главным содержанием которого является защита от необоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального государства.

Конечно, в первой волне просматриваются свои внутренние периоды, поскольку сначала появились гарантии на неприкосновенность личности, а потом – запреты на вмешательство в личную жизнь. Может быть, позднее всего, появились права, связанные с участием в управлении государством. Это естественно, поскольку человек, получая определенный минимум свободы, пользовался ею, и эта свобода развивалась и расширялась: от гарантии от произвольного ареста до права участия в управлении государством.

Вторая волна, или второе поколение прав и свобод личности, связана с сильным влиянием социалистических идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государств, они находятся в широко понимаемой сфере экономики и в социальной сфере, поэтому их, чаще всего, называют социально–экономическими. Права второго поколения – права, которые в основном были первоначально сформулированы в советских конституциях 1918 и 1936 годов – право на труд, право на отдых, на безопасные условия труда, право на забастовку (правда, в советских конституциях оно отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также право на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), право на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно недавно появившиеся «культурные права»: право на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на исследования в области науки, искусства и т.д. Такие права сначала появились в СССР и других социалистических странах, а затем многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, например, во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Третье поколение прав и свобод личности – волна самая новая. Необходимость в таких правах возникла во второй половине XX века, потому что в это время появилось много серьезных проблем, среди которых на первое место вышла проблема здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Появились проблемы, связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин, ряд проблем, связанных с громадной разницей в развитии государств. Развивающиеся государства стали инициировать иные права, которые относятся не к отдельным гражданам, а к целым социальным группам. Так стали признаваться права народа на самоопределение, охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств, право на пользование природными богатствами, право на безопасность, на определенный уровень жизни и т.д. Эти совершенно новые требования мирового сообщества стали формулироваться и в нормативных актах.

В числе прочего, появились специальные нормы, касающиеся отдельных групп людей. Например, была принята Конвенция о правах ребенка, где права несовершеннолетних сформулированы, и они защищаются в особом порядке.

Может быть, основной сутью прав третьей волны, основной причиной их появления явилось то, что, хотя гражданские права и свободы первого поколения были провозглашены и закреплены, как права всех людей, в реальности они распространялись далеко не на всех, а только на людей в тех странах, которые достигли определенного уровня развития в экономике и политике – в развитых странах Европы, Северной Америки. Закрепление этих прав «де юре» не означало применение этих прав «де факто». Возникло мнение, что права должны быть универсальными, ими должны пользоваться большинство людей Земли. Стало очевидным, что для того, чтобы пользоваться традиционными правами и свободами недостаточно их формулировать и закреплять. Необходимо еще такое общественное и государственное устройство, при котором было бы возможно реализовать эти права. В настоящее время на международных форумах обсуждается возможность поднятия стран «третьего мира» до уровня остальных более развитых стран не только в сфере прав, но и в сфере экономики, их реального существования. Для этого требуются, в числе прочего и, прежде всего, новые экономические и политические отношения между «севером» и «югом».

Современная классификация прав и свобод достаточно прочно устоялась. Чаще всего, права и свободы делят на две или три группы. Исторически первое деление прав и свобод было делением на личные права и свободы и политические права и свободы. Иногда то же самое обозначают, как личные права и гражданские права. По этой проблематике написано много книг и статей, и это устоявшаяся, привычная терминология.

Личные праваэто те права, которые относятся к сфере личной жизни, т.е. это права человека, который ощущает себя просто членом семьи, участником какого–то другого микроколлектива, жителем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы человек мог нормально существовать, необходимы гарантии неприкосновенности личности, гарантии от произвольного вмешательства в его жизнь. Необходимо, чтобы были гарантии от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права – это то, что ближе всего человеку – это права человека как отца, мужа, сына, брата и, естественно, матери, дочери, сестры, жены и т.д. Это, прежде всего, семейные ценности.

Политические и гражданские праваправа в сфере участия в гражданской жизни: право избираться, быть избранным, свобода слова, митингов, собраний. Почему варьируются два понятия – политические и гражданские? По нашему мнению, потому, что за понятием «гражданские права» понимаются права человека как гражданина, т.е. лица, которое принадлежит к определенному государству. Не вообще Джона Смита или Адама Ковальского, а гражданина Смита и гражданина Ковальского. Только, как гражданин, он имеет право участвовать в управлении своим государством – избирать кого–то или быть избранным.

Третья группа – социально–экономические права и свободы. Это права человека в сфере приложения его труда. Как писал профессор Л.Д.Воеводин, это права человека как труженика, т.е. человека, производящего материальные и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. Человек, как труженик, должен иметь возможность и право участвовать в этом процессе. Он должен получать справедливое вознаграждение за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности.

Иногда выделяют и четвертую группу – социально–культурные права. По воле разных государствоведов права могут перекочевывать их одной группы в другую. Иногда личные права обозначаются как гражданские, иногда часть личных прав может выделяться в качестве этических или социальных, но определенный перечень (набор прав) для каждой названной группы всегда присутствует.

Наиболее четким подходом к классификации прав и свобод отличается, может быть, конституция Италии. Там впервые среди западных конституций очень подробно закреплены и классифицированы права, обязанности и свободы граждан. Правам и свободам посвящено четыре главы первой части, которая называется «Права и обязанности граждан».

Глава первая – «Гражданские отношения». Сюда включается статья 13 о неприкосновенности личности, статья 14 о неприкосновенности жилища, статья 15 о тайне переписки, 16 – о свободе передвижений и проживания в любой части государства, право на выезд из страны. Сюда же входят: право на проведение мирных собраний, право на объединение, на исповедание любой религии, право на свободу печати и выражение своих мыслей, право на обладание дееспособностью, право на судебную защиту, защиту от выдачи гражданина другому государству, только в случаях, предусмотренных международными соглашениями, и другие.

В главе второй – «Этико–социальные отношения» – закреплено право на семью и заключение брака, обязанности и права родителей воспитывать детей, на охрану семьи со стороны государства, на охрану здоровья, на развитие науки и искусства и на образование в школе.

Глава третья – «Экономические отношения» включает статьи посвященные праву на охрану труда, праву на вознаграждение соответствующего количества и качества труда, праву на равноправие женщин в сфере труда, на социальную материальную помощь, на образование профсоюзов, на забастовку, праву на собственность, ряд других.

Четвертая глава – «Политические отношения» – это избирательное право, право на объединение в партии, право на петицию, право на одинаковых условиях поступать на службу в государственные учреждения, на воинскую службу (это и право, и долг), обязанность платить налоги.

Такая классификация дана в конституции Италии. Здесь (как и в других странах) самое главное, может быть, не столько в том, какое конституционное право к какой группе принадлежит, сколько широкое закрепление действительных прав и свобод личности.

Последним вопросом, который следует рассмотреть в этом параграфе, это определение понятий права, свободы и обязанности. Понятие «право» имеет ряд значений, начиная от самого широкого как совокупности норм, писаных и неписаных, существующих в данной стране, как конкретной отрасли права (например, гражданского или уголовного), так и самого житейского понимания права – имеет гражданин право что–то сделать, или нет. В нашем контексте понятие права проще и точнее всего определить, как установленную законом возможность совершать какие–то действия либо воздерживаться от их совершения.

Понятие индивидуального (субъективного) права личности лучше всего понимается через категорию «возможность». Понятие «обязанность» – это нечто противоположное праву. Обязанностьустановленная законом необходимость совершать какие–то действия или воздерживаться от этих действий.

Права и свободы – понятия очень близкие. Что же такое право? Есть точки зрения, согласно которым существует разница между индивидуальным правом и индивидуальной свободой. По нашему мнению, такой разницы нет, это синонимы, поскольку индивидуальное право можно выразить через понятие свободы, а любую свободу через понятие личного права. Например, есть термин «свобода совести», который обозначает, что человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т.е. свобода обозначает «право на. ». Примерно так можно сформулировать иные индивидуальные права и свободы. Конечно, есть понятие свободы в широком смысле слова. Свобода как великое достояние человека. Но в этом смысле свобода, как комплекс всех прав и свобод, как демократический статус личности, естественно, отличается от индивидуальных прав. Применительно к смыслу, к содержанию индивидуальных прав и свобод, то это одно и то же.

Нужно отметить, что, если права и свободы делятся на разные группы, то обязанности, как правило, классифицируются с большим трудом и, чаще всего, перечисляются в виде основных требований государства к гражданам. Нужно отметить, что, как правило, в большинстве конституций, особенно в старых конституциях (относящихся к XVIII–XIX векам), обязанности вообще не формулировались. Избегают закреплять обязанности даже очень многие новейшие конституции. Почему? Ответ прост. Обязанность – это требование, предъявляемое государством к человеку, гражданину. Практически же любая отрасль права – это формулирование правил поведения, определенный свод требований. Если мы вспомним, что каждая страна имеет свой уголовный кодекс, кодекс административных правонарушений, гражданский кодекс и т.д., то там, прежде всего, и находятся обязанности гражданина. Гражданин не должен совершать уголовные преступления, административные правонарушения, нарушать таможенные правила, должен соблюдать правила поведения на транспорте, в воздухе, на море и т.д. Все это – его обязанности, поэтому, если свести обязанности к двум–трем самым важным, то это будет слишком мало. Если же написать их очень много, то это будет не совсем удобно, поскольку нормальному государству не хочется подчеркивать свой принудительно–обязывающий характер. Поэтому государство, регулируя основные права и свободы, как правило, формулирует их в виде гарантий невмешательства со своей стороны (со стороны государства) в дела человека. Что касается обязанностей, то большинство государств не включает их в конституции.

Следует упомянуть о способах конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. Принято делить на два основных способа формулирования (закрепления) прав, свобод и обязанностей – позитивный подход (способ) и негативный. При позитивном способе конституция или конституционный закон устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.

Например, статья 23 (часть первая) конституции Испании гласит, что все граждане имеют право участвовать в общественной жизни непосредственно или посредством своих представителей, свободно избранных путем всеобщего голосования. Так закрепляется позитивное право граждан на участие в управлении государством. В статье 17 конституции Италии сказано: «граждане имеют право собираться мирно и без оружия». Это также позитивный подход к праву граждан на собрания. Такое же право, только в несколько иной формулировке записано в статье 16 конституции Италии: «каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории». В некоторых случаях право или свобода гарантируются без указания конкретного субъекта, гражданин или иного физического лица, а в обобщенном виде. Например, статья 21 конституции Италии гласит: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом выражения мысли».

Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права. В данном случае можно привести в качестве примера статью 13 конституции Италии: «Свобода личности ненарушима. Личное задержание, осмотр или обыск, а равно всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме не допускаются иначе, как на основании мотивированного акта судебной власти и только в случаях, предусмотренных в законах». В такой же форме сформулированы права и свободы в статье 14 конституции Италии: «Жилища неприкосновенны. Осмотры, обыски и наложения ареста не могут производиться иначе как в случаях и порядке, установленных законом», т.е. на первое место выдвигается запрет, который может касаться другого гражданина, но, прежде всего, путем запрета гарантируются права личности от посягательств со стороны государства. Таким образом, государство устанавливает самоограничение для себя. Этим самым оно гарантирует права и свободы граждан, живущих на его территории.

Наиболее характерен второй способ для американского права. Большинство прав и свобод, зафиксированных в «Билле о правах», т.е. в первых десяти поправках, сформулированы в форме запрета. Например, поправка 5: «Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле».

В литературе называются еще иные подходы к оценке прав, свобод и обязанностей. Например, права и свободы могут делиться на индивидуальные и коллективные. Речь идет о том, что индивидуальные права могут касаться каждого отдельного гражданина, а коллективные – группы граждан. Эти понятия очень связаны потому, что, например, отдельный человек может осуществить свое право на забастовку, но осуществляется оно коллективно. Право человека – присоединиться к забастовке или нет.

Классифицируют права, свободы и обязанности еще на основные и вспомогательные. Основные – фундаментальные, а дополнительные (вспомогательные) – зависят от основных. Например, право участвовать в управлении государством – основное политическое право, а право избираться и быть избранным – производное от него, дополнительное. Различные классификации к правам и свободам – это очень большая тема, и в рамках учебника все подходы рассмотреть невозможно.