Права и обязанности учителей учащихся и их родителей

Кодекс прав и обязанностей учителей, родителей и учеников в МБОУ СОШ № 3


Права и обязанности учителя.


Учитель имеет право:

На хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда, охрану жизни, бесплатную медицинскую помощь, рациональный режим, качественное питание в школе.

На уважение и защиту прав, чести, достоинства, профессиональных интересов, моральную и материальную помощь.

На обращение в любой оран самоуправления школы и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в школе решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот

На социальную защищенность, на дополнительную оплату за дополнительный труд.

На первоочередное обеспечение специальной и художественной литературой, удовлетворение общекультурных потребностей и интересов

На участие в выработке и принятие школьных законов, уставов, положения управлении школьными делами, на высказывание своего мнения, в том числе критического, по любому вопросу школьной жизни, в адрес любого работника, ученика или органа самоуправления.

В учебно-воспитательном процессе: самостоятельно выбирать вариант или корректировать учебные программы, определять формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

выбирать форму оформления плана урока (оформлять или не оформлять письменного плана урока или другого заведения при условии, если достигнуты высокие результаты в работе;

проводить эксперимент с разрешения вышестоящих органов, если они не наносят ущерб здоровью, качеству обучения и воспитания учащихся;

работать в режиме доверия и самоконтроля при высоких результатах учебно-воспитательной работе (с учетом итогов аттестации или по решению педсовета, совета школы);

установить свободное посещение своих уроков для хорошо успевающих (по письменному заявлению родителей, если организованы занятия по индивидуальному плану и решению педсовета).

На свободу совести и вероисповедания, членство в общественных организациях, объединениях и соответствующую в них деятельность в свободное от работы время, не противоречащую закону и Уставу школы.

Избирать и быть избранным в любом орган самоуправления школы.

На аттестацию, использование любых реальных имеющих путей повышения своей квалификации, на методический день для самообразования за счет рациональной организации труда, на творческий отпуск до семи дней в год, дополнительный отпуск сроком до одного года (порядок и условия определяются учредителем), представляемый не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы.

На защиту прав, чести и достоинства. В случае оскорбления со стороны родителей, учащихся проводится служебное расследование, директором назначается конфликтная комиссия.

Учитель обязан:

Выполнять Устав школы, ее режим, правила внутреннего трудового распорядка, решение органов школы, самоуправления, распоряжение администрации, соответствующие трудовому законодательству, своевременно и аккуратно вести школьную документацию и отчетность.

Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной и личной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности школьного оборудования и имущества, воспитания бережное отношение к ним у учащихся; заботиться о пополнении дидактического материала кабинета.

Уважить и оберегать права, честь и достоинства всех участников учебно- воспитательного процесса, неукоснительного соблюдать педагогическую этику; соблюдать право учащегося на независимость духовной и личной жизни, считаться с его мнением по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

В образовательном процессе: добиваются глубоких и прочных знаний, учений и навыков учащиеся и творческих их применения в учебе, труде и жизни;

всемерно поощрять любознательность, активность, самостоятельности и самодеятельность учащегося, обеспечивать сотрудничество с ними в процессе обучения и во внеурочной работе;

изучать индивидуальные особенности школьников, их семейно — бытовые условия, использовать в работе современные достижения психолого-педагогической науке и методике; оказывать дополнительную учебную помощь учащемуся по уважительной причине отставшим или не справляющиеся с учебным материалом;

воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

по распоряжению директора школы разрабатывать общеобразовательные и дополнительные программы, принимать участие в разработке учебных планов, графиков, индивидуальных планов обучения, осуществлять классное руководство.

Систематически повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию.

Поддерживать постоянную связь с родителями учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в учебно-воспитательном процессе; активно пропагандировать педагогические знания, предоставлять родителям о возможность посещать свои уроки.

Права и обязанности родителей


Родители имеют право:

Требования от администрации школы создания нормативных условий для получения их детьми полноценных знаний.

Требовать соблюдения школой санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

Принимать участие в выборах органов школы: Совета родительского комитета, общешкольного комитета.

Получать методическую помощь со стороны учителя по вопросам обучения и воспитания ребенка.

Открыто выражать сове мнение о работе учителя и других работников школы, соблюдать нормы делового общения, этики, аргументируя свои выводы.

Посещать уроки с целью определения уровня знаний и воспитанности своего ребенка с ведома завуча и согласия учителя.

Участвовать в организации внеклассных мероприятий.

Вносить вклады, создавать классные и школьные фонды на организацию дополнительных занятий, досуга детей.

Выбирать школу, класс для обучения своего ребенка, переводить в другую школу в случае несогласия с требованиями учителя или настоящего Устава.

Выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятия по интересам.

Родители обязаны:

Создать нормальные условия для жизни ребенка, его учебы и проведения досуга, контролируя выполнение домашнего задания, чтения художественно литературы.

Воспитать уважение к общественно-полезному труду, общепринятым нормам поведения, мораль, и личные примеры, пропагандировать здоровый образ жизни.

Возмещать ущерб, нанесенный ребенком в школе, в пределах стоимости испорченный предметов или личных вещей в соответствии с актом расследования причин порчи.

Права учащихся


Ученик I-IX классов имеет право :

Получение всестороннего образования, соответствующего требования общества, обеспечивающего его продолжение, с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого, исходя из общественной потребности.

На создание благоприятных психолого-психологических и санитарно-бытовых условий обучения, своевременное и качественное питание.

Пр едставлять школу на конкурсных смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениям. В учебе: пользоваться учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, другими учебными, учебно-вспомогательными помещениями, техническими средствами, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, сооружениями, спортивными инвентарем учебного комплекса;

в установленном порядке избирать профиль обучения;

в установленном порядке претендовать на медицинское обслуживание;

при организации производственного обучения и практики, общественно — полезного производственного труда требовать обеспечение безопасных условий труда;

через органы самоуправления школы и своей общественной организации участвовать в обсуждении и принятии решений по вопросам совершенствования
прять активность в приобретении знаний, вместе с родителями выбирать профиль и формы обучения, существование в школе;

на своевременное уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

на дополнительную учебную помощь в виде занятий в классах (коррекции);

На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободных места.

Ученик 1-4 класса имеет право :

На уважение личного достоинства, обращение в случае необходимости к педагогам и другим школьным работникам, получение от них помощь и поддержки.

На разносторонне развитие своих задатков и способностей; выбирать любой вид внеклассных и внешкольных занятий по интересам.

Ученик 5-9 классов имеет право:

На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей части и достоинства, на обращение в случае конфликтной ситуации к педагогам, в органы школьного самоуправления и получение от них помощи и поддержки.

Избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, участвовать в выработке и принятии школьных законов, в управлении делами школы, открыто выражать сове мнение, высказывать критические замечания в адрес школьного работника, ученика, не унижать их достоинства.

На всесторонне развитие своих способностей и наклонности; выбирать любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятий по интересам, участвовать в производственном труде, распределении его результатов и заработанных денег.

На образование разных клубов, студий, секций, кооперативов, общественной организации, если их деятельности не противоречит Устав школы, нормам морали и общежития.

Ученик 10-11 классов имеет право:

На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение, защиту своей чести и достоинства, независимый дух жизни.

Участвовать в управлении школьными делами, открыто выражать свое мнение, не унижать при этом достоинства других людей.

а) В учебной деятельности: проявлять активность в приобретении знаний, выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, определять темпы и сроки освоения обязанностей и дополнительного образования, избирать индивидуальную программу обучения;

б) на своевременное уведомление об уроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

в) на сдачу экзаменов по любому предмету; в случае несогласия с годовой, полугодовой или текущей оценкой.

3. На всесторонне развитие способностей и дарований, реализаций профессиональных интересов, участвовать в производственном труде, распределение его результата и денежных награждений.

4. На создание различных самодеятельных объединений, обществ, организаций, если их деятельность не противоречит Уставу школы и нормам морали и общежития.

Обязанности учащихся

Учащиеся 1-4 классов обязаны:

Прилежно учиться, выполнять все требования учителя.

Примерно вести себя в школе, в общественных местах, выполнять требования работников школы, дежурных учащихся.

В своем поведении следовать общепринятым нормам морали: быть честным, правдивым, вежливым, уважительно относиться друг к другу и старшим.

Участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей)

Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым.

Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, с пользой проводить свободное время.

Учащиеся 5-9 классов обязаны :

Настойчиво овладевать знаниями, определить путь завершения среднего образования.

Активно участвовать в общественно — полезном, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей). Строго соблюдать правила безопасности с техническим оборудованием .

Принимать посильное участие в общественной жизни школы и класса, в работе самоуправления. Стремиться сочетаться личные интересы и интересы коллектива.

Бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым в школьную форму.

Правильно организовать учение, труд, отдых, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Уважать родителей и старших, быть дисциплинированным, вежливым.

Выполнять решения органов ученического самоуправления, требования работников школы, если они не противоречат настоящему Уставу.

Учащиеся 10-11 классов обязаны :

Систематически глубоко овладевать знаниями и овладевать навыками, развивать свои способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.

Участвовать в общественно — полезном производственном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей) и соблюдать правила внутреннего распорядка школы.

Быть дисциплинированным и организованным, вести здоровый образ жизни. В школе запрещается курить, выражать нецензурной бранью, организовывать драки, появляться в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Запрещается иметь при себе и распространяться в школе наркотические вещества.

Беречь и укреплять государственную, общественную школьную собственность, беречь природу, охранять ее богатство.
Неукоснительно соблюдать законы, уважать правила общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям.
а) По решению Совета школы за совершение противоправных действий, неоднократные нарушения Устава допускается исключение учащихся, достигших 15 лет. Об исключении учащегося в трехдневный срок проинформировать РУНО.

Укреплять здоровье, заниматься физической культурой.

Беречь и умножать лучшее традиции школы, коллектива, принимать посильное участие в работе ученического самоуправления, помогать учителям в организации внеурочной работы.

Права и обязанности учащихся

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Обязанности ученика:

Общие правила поведения

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
  16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

Поведение на занятиях

  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
1. Во время перемены учащийся обязан:
• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• находиться в рекреациях школы.
2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
• запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
• Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
• Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Поведение учащихся в столовой
1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
• Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
• Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
• В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
• Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
4. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( экспресс-завтраки, обеды)
5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.
Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
1. Дежурные по школе:
— следят за чистотой и порядком в школе;
— выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
— сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
2. Дежурные по столовой:
— следят за чистотой и порядком в столовой;
— помогают накрывать столы для начальных классов;
— не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
или дежурному администратору;
— после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы .
3. Дежурный у входа:
— выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

Рекомендации к внешнему виду учащихся

  1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
  2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
  3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
  4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
  5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
  6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики — костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
  7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Учитель, воспитатель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
  2. На свободу совести.
  3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
  5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
  6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
  7. Знать о своих должностных обязанностях.
  8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
  9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
  10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
  11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
  12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
  13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
  14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
  15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
  17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
  18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
  19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
  20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
  21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
  22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
  23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
  24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
  25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

Учитель, воспитатель обязан:

  1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
  2. Быть нравственным примером для своих учеников.
  3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
  4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
  5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
  6. Не опаздывать на урок.
  7. Во время урока не отвлекаться.
  8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
  9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
  10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
  11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
  12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
  13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
  14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
  15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
  16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
  17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
  18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
  19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
  20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
  21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
  22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
  23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
  24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
  25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (или законные представители) имеют право:

  1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
  2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
  3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
  4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
  5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
  6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
  7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
  9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
  10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
  11. Требовать соблюдения прав ребенка.
  12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
  13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
  14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
  15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.

Обязанности родителей

  1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
  2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
  3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
  4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
  5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
  6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
  7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
  8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
  10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
  11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
  12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
  13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
  14. Участвовать в жизни класса и школы.

Права и обязанности родителей в школе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
    а) в образовательном учреждении;
    б) самообразования;
    в) экстерната;
    г) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.