Понятие система и источники экологического права презентация

Оглавление:

Презентация к уроку по экологии на тему:
Источники экологического права

презентация подготовлена к урокам по дисциплине «Экологические основы природопользования», «Основы экологического права»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие международного экологического права, проблемы в оргаизации международного сотрудничества в областиохраны окружающей среды.

Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности.

Презентация к уроку обществознания «Экологическое право» 10 класс.

Внеклассное мероприятие (интеграция география +экология).

презентация предназначена для уроков по дисциплине «Основы экологического права».

В разработке урока большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, о необходимости научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в своем городе, районе, критичес.

Материал для уроков обществознания в 10-11 классах.

Источники экологического права

Основные периоды становления и развития экологического законодательства. Понятие и особенности источников экологического права. Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Экологические требования к хозяйственной деятельности.

Подобные документы

Формирование и становление экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права. Основной закон, регламентирующий экологические отношения. Источники экологического права и их регулирование. Законы об охране окружающей среды.

курсовая работа, добавлен 06.04.2009

Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Разработка территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Виды источников международного экологического права.

контрольная работа, добавлен 13.01.2009

Характеристика, этапы развития и особенности источников экологического права. Важнейшие аспекты Конституции Республики Беларусь и Закона РБ «Об охране окружающей среды» и других технических нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения.

курсовая работа, добавлен 20.05.2015

Право граждан на благоприятную окружающую среду. Особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства. Формы права собственности на природные ресурсы. Направления правовой охраны окружающей человека среды.

курсовая работа, добавлен 15.02.2011

Понятие, определение, принципы, источники и история развития экологического права. Экологические права граждан и право природопользования. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, экологическое нормирование.

лекция, добавлен 21.05.2010

Понятие и структура экологического права, особенности отражения его принципов в государственном законодательстве. Закономерности правовой охраны окружающей среды и их нормативное регулирование. Становление и основные этапы развития данной отрасли.

контрольная работа, добавлен 17.04.2015

Нормы и институты экологического права, элементы в иерархии составляющих системы отрасли. Соотношение экологического и иных отраслей права. Экологическая экспертиза как один из основных элементов организационного механизма охраны окружающей природы.

реферат, добавлен 21.03.2010

Источники экологического права и основания природоресурсного законодательства. Международные экологические договоры и Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Формы собственности на природные ресурсы, охраны атмосферного пространства.

контрольная работа, добавлен 07.01.2011

Экологические права и обязанности граждан. Предмет и метод правового регулирования, общие принципы, система, признаки и общая характеристика экологического права. Правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде.

контрольная работа, добавлен 28.12.2009

Экологические права и обязанности граждан. Предмет и метод правового регулирования, общие принципы, система, признаки и общая характеристика экологического права. Правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде.

контрольная работа, добавлен 19.11.2011

Презентация по обществознанию на тему «экологическое право»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по обществознанию на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО» Выполнила: Ученица 10 класса Юрина Мария

Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношениями.

Экологические отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также охране окружающей среды (как оборотной стороне ее использования).

Окружающая среда — главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет ее как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Итак, понятие природная среда (или природа) охватывает как собственно природные, так и природно-антропогенные объекты. Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природно-антропогенный объект характеризуется как природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.). Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Экологическое право имеет комплексную структуру — объединяет нормы природоресурсного и природоохранного права.

К источникам экологического права относят все правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юридической силе весь массив экологических нормативных актов можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты.

На уровне Федерации это прежде всего Конституция РФ — основа всего комплекса нормативных актов, регулирующих экологические отношения. Среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее — законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ.

Право человека на благоприятную окружающую среду Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

Наша Конституция в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» благоприятная окружающая среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся ее чистоты(незагрязненности), ресурсоемкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства.

Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду

Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Для тех, кто изучал отечественную историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под тотальным контролем государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров можно отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи.

История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв радиоактивного излучения. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

Конституция РФ (ст. 41, п. 3) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Они имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Право граждан на судебный иск — это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду.

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе — это проявление общей культуры. И вместе с тем — моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды

Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак. Любое экологическое правонарушение — это виновное действие или бездействие. Оно обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным

Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.

Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью людей.

Между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения — не исключение.

Спасибо за внимание.

  • Оплачко Марина Юрьевна
  • 573
  • 31.07.2016

Номер материала: ДБ-149291

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники Экологического права Выполнил студент группы П-22 Стас Шеин. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемCтас Шеин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Источники Экологического права Выполнил студент группы П-22 Стас Шеин.» — Транскрипт:

1 Источники Экологического права Выполнил студент группы П-22 Стас Шеин

2 Источники права – это особая форма выражения правил поведения, делающая их обще обязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют свои особенности: — в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; — они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды.

3 Предметом регулирования законодательства служат экологические отношения, в отношении которых закон преследует следующие задачи: -сохранение окружающей среды; -предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; -оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

4 Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая — предмет, источники и объекты экологического права. Вторая — механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр. Четвёртая — экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения. Пятая — механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды

6 По характеру и целям — природоресурсное и природоохранительное законодательство. По юридической силе — на законы и подзаконные акты. Под законом понимаются нормативные акты, принимаемые Национальным собранием Республики Беларусь. Все иные нормативные акты являются подзаконными. По предмету регулирования — на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования исключительно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения. К ним относится прежде всего Конституция. Специальные — это нормативные акты, регулирующие только вопросы охраны окружающей среды и природопользования, например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. По характеру правового регулирования — на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают эколого-правовое положение субъектов экологических отношений и их ответственность. Источники процессуального характера определяют порядок практической реализации материальных норм. Они касаются определения порядка разработки нормативов качества окружающей среды, проведения экологической экспертизы и т.д.

7 По способу систематизации — на кодифицированные и некодифицированные. Значительный объем источников экологического права относятся к кодифицированным, которые отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. К таковым относятся Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. По субъектам принятия — на национальные (внутригосударственные) и международные. К национальным относится все экологическое законодательство, которое принято уполномоченными на то государственными органами Республики Беларусь. К международным относятся договоры, конвенции, принимаемые международными организациями, с которыми Республика Беларусь выразила согласие на их исполнение путем их подписания, обмена документами или нотами, ратификацией, посредством утверждения или присоединения к договору или иными способами. в зависимости от органа принимающего те или иные нормативные правовые акты — принимаемые центральными органами государственной власти и управления Республики Беларусь, и источники, которые принимают органы местного самоуправления — исполнительно-распорядительные органы областей, районов и т. п.

8 Таким образом, систему источников экологического права образуют: — Конституция Республики Беларусь; — законы Национального собрания Республики Беларусь; — декреты и указы Президента Республики Беларусь; — постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь; — нормативные акты министерств и ведомств; — нормативные акты органов местного самоуправления; — международные договора, конвенции, общепринятые принципы и нормы международного права.

9 Конституция является основой развития и совершенствования всего законодательства, в том числе и экологического. Основные положения концепции охраны окружающей среды закрепляются в конституционных нормах. Это обуславливается, во-первых, крайне напряженной экологической ситуацией в республике. Во-вторых, в последнее время принят ряд законодательных актов, существенно изменяющих порядок правового регулирования экологических отношений в стране. Поэтому закрепление в Конституции основ экологического правопорядка представляется необходимым.

10 Конституция нашей страны как источник экологического права содержит в себе две группы конституционных норм: общего характера (важные с точки зрения обеспечения условий охраны окружающей среды) и собственно экологические К общей норме относится, норма о том, что Республика Беларусь — унитарное демократическое правовое государство (1, ст.1). Это означает, что в организации государственной деятельности, в том числе в определении экологической функции, учитывается единство территории, страны, предусматривается участие народа в принятии экологического законодательства, признается в этой сфере верховенство права и справедливости. К собственно экологическим нормам относятся те статьи Конституции, которые закрепляют эколого-правовой статус граждан, выражающийся в их экологических правах и обязанностях. Это прежде всего ст.ст. 34, 46, 55, которые закрепляют право на благоприятную окружающую среду, возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, и право на получение, хранение и распространение информации о состоянии окружающей среды. Охрана природной среды объявляется долгом каждого.

11 На основе Конституции в Республике Беларусь приняты четыре кодекса, определяющие порядок использования и охраны природных объектов. — Кодекс о земле; — Кодекс о недрах; — Лесной кодекс; — Водный кодекс.

12 Кодекса о недрах в значительной степени наполнен нормами прямого действия, что позволяет недропользователям, органам государственного управления, иным лицам найти ответы на интересующие их вопросы в области использования и охраны недр в одном законодательном акте. Непосредственно в Кодексе дана классификация ресурсов недр, в том числе полезных ископаемых, определены цели, порядок и особенности использования геотермальных ресурсов недр и подземных пространств; предусмотрены нормы, регулирующие вопросы геологического изучения недр; определены порядок государственной экспертизы геологической информации и утверждения запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, порядок передачи разведанных месторождений в разработку; закреплены требования к недропользователям, осуществляющим добычу полезных ископаемых, установлен порядок ведения горных и маркшейдерских работ. В целях обеспечения рационального использования и охраны недр в кодекс включены нормы, содержащие требования по рациональному использованию недр, охране их при геологическом изучении, разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве скважин и иных сооружений в недрах для забора подземных вод глубиной более 20 метров, а также содержащие особенности охраны недр при захоронении отходов.

13 Кодекс о земле унаследовал ряд положений ранее действующего кодекса 1999 г., а также Указа Президента Республики Беларусь от «Об изъятии и предоставлении земельных участков». С принятием нового кодекса сделан существенный шаг вперед по закреплению более эффективных организационно- правовых и экономических механизмов использования земли, устранены пробелы, несоответствия и противоречия в законодательстве об охране и использовании земель. Новый Кодекс содержит также большое количество новелл, направленных на существенное расширение и защиту прав землепользователей. Правовые формы использования земель не претерпели существенных изменений. По- прежнему основными правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: — право собственности; — право пожизненного наследуемого владения; — право постоянного пользования; — право временного пользования и право аренды (3, ст.3). Важной новацией является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан. В частности предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют им как своим собственным в течение 15 и более лет, имеют право приобрести этот участок в частную собственность.

14 В нашем государстве помимо кодексов источником экологического права является прежде всего закон, как, впрочем, и в других отраслях права Экологические законы принимаются по наиболее крупным вопросам организации охраны окружающей среды и природопользования, действуют на предельно длительное время, распространяют свое действие на всю территорию республики и их применение осуществляют все сотрудники экологических правоотношений. Важное место в системе экологических законов занимает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г., 1982-XІІ (в ред. от г.). Этот Закон можно рассматривать как головной нормативный акт в системе экологического законодательства. Он фактически определил задачи всего природоохранительного законодательства республики, прогрессивные тенденции в развитии экологического права на современном этапе, создал предпосылки для формирования некоторых новых правовых институтов.

15 Так в соответствии с законом основными задачами экологического законодательства являются: обеспечение благоприятной окружающей среды; регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства; предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности; улучшение качества окружающей среды; обеспечение рационального использования природных ресурсов

16 Наряду с Законом «Об охране окружающей среды» к числу источников экологического права относятся и иные законы, регулирующие отдельные вопросы или группы отношений в сфере охраны окружающей среды. Среди них можно выделить следующие: 1. О животном мире: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г., 257-З (в ред. от г.) 2. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г XІІ (в ред. от г.) 3. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г XІІ (в ред. от г.) 4. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. 205-З (в ред. от г.) 5. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г XІІ (в ред. от г.) 6. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. 56-З (в ред. от г.)

17 Из подзаконных актов, издаваемых различными государственными органами и регулирующих экологические правоотношения, следует выделить постановления Совета Министров Республики Беларусь. Они имеют общеобязательную силу на всей территории страны. Среди них можно назвать Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г., 2045 «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о недрах» (в ред. от г.); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 1999 г. 62 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра недр Республики Беларусь» и т.д.

18 В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент Республики Беларусь издает декреты, имеющие силу закона. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение этих декретов, указов и распоряжений. Так можно привести пример Указа Президента Республики Беларусь от 06 марта 2008 г., 146 «Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на годы».

20 Таким образом, под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Классифицировать источники экологического права можно по некоторым основаниям: по юридической силе — на законы и подзаконные акты. по предмету регулирования — на общие и специальные. по характеру правового регулирования — на материальные и процессуальные. по характеру нормативные правовые акты — на кодифицированные и не являющиеся таковыми. по степени значимости — на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные. систему источников экологического права образуют: Конституция Республики Беларусь; законы Национального собрания Республики Беларусь; Нормативные декреты и указы Президента Республики Беларусь; нормативные постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные акты органов местного самоуправления; международные договора, конвенции, общепринятые принципы и нормы международного права.

Презентация на тему «Источники экологического права»

  • Скачать презентацию (4.5 Мб)
  • 183 загрузки
  • 4.3 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, адресованная студентам начальных курсов и посвященная экологическому праву. Автор работы объясняет нам, что является источником экологического права, на каком правовом фундаменте оно основано.

Краткое содержание

  • Экологическое право
  • Классификация источников экологического права
  • Материальные и процессуальные
  • Общие и специальные
  • Система источников экологического права

Для проведения урока учителем

Содержание

Источники экологического права

Экологическое право — представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

  • по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;
  • по рациональному использованию природных ресурсов;
  • по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • по обеспечению экологической безопасности.

Классификация источников экологического права

По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Подзаконные акты — все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования — на общие и специальные.

Общие — регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).

ст. 42 — три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

ст. 9 — земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

Специальные — это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов

— Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»

— Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

— Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире»

По характеру правового регулирования — на материальные и процессуальные.

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений.

— Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе»

— Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ(ред. от 13 июля 2015) «Об особо охраняемых природных территориях»

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д.

— Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков(утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916)(с изменениями и дополнениями от:3 октября 2002 г.)

По своему характеру — на кодифицирующие и не являющиеся таковыми.

К кодифицирующим актам можно отнести:

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»

Систему источников экологического права образуют:

  • Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеративные договоры;
  • Законы (конституционные и федеральные);
  • Указы и распоряжения Президента РФ;
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
  • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • Локальные нормативные правовые акты;
  • Правовой обычай.

Иные федеральные законы источники экологического права:

  • Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)
  • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

• Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»;

• Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»;

• Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами»

• Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

• Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

• Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических про­граммах реабилитации радиационно-загрязненных участков тер­ритории»;

Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов

• Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных тер­риториях»;

• Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных местностях и курортах»;

• Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»;

• Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне»;

• Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

• Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного приро­допользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

• Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Использованная литература

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000г

Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2000г