Понятие и система институтов административного права

1. Понятие и основные правовые институты административного права

Государственное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения целей и решения задач, стоящих перед государством.

государственные органы, органы местного самоуправления), объекта управления (тот, кем управляют — население страны) и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении команд субъектом управления) связи. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых. Государственное управление призвано служить интересам личности и общества. Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных актов представительной власти России.

Систему административного права составляют ряд административно-правовых институтов, среди основных рассматривают: принципы государственного управления, исполнительной деятельности; административно-правовой статус граждан (физических лиц); административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления, иных субъектов управления; государственную и муниципальную службы; административно-правовой статус негосударственных объединений; формы и методы государственного управления.

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функции управления.

Общими методами государственного управления (административными методами) являются метод убеждения и метод принуждения. В зависимости от характера воздействия на объект управления методы подразделяют на прямой и косвенный.

Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

Лица, замещающие в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на определенном предприятии, в учреждении и иной государственной организации, именуются государственными служащими.

Под должностью понимается комплекс обязанностей, прав и ответственности, определяющих содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур.

Отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности от производства материальных благ, предпринимательства, создания духовных ценностей и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация. Служащие воздействуют на поведение людей. Непосредственно материальных ценностей они, как правило, не создают, но обеспечивают надлежащие условия для их производства. Федеральный закон «Об основах государственной службы» подразделяет государственные должности на три категории:

— категория «А»: должности, устанавливаемые Конституцией РФ. федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ (Президент РФ, Председатель Правительства, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, судьи, министры и др.);

— категория «Б»: должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности катего-

— категория «В»: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б», «В» дается в Реестре государственных должностей в РФ. Принципы государственной службы:

а) верховенство Конституции;

б) приоритет прав личности;

в) единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

г) разделение властей;

д) равный доступ к государственной службе;

е) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами;

ж) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

з) профессионализм и компетентность;

к) ответственность государственных служащих за принимаемые решения;

л) внепартийность государственной службы;

м) стабильность кадров государственных служащих.

Принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ определяются ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ».

Институты административного права

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие составляющие. Это институт государственной службы, органов государственного управления, органов муниципального уровня, ответственности административного характера, институт охраны собственности посредством административно-правовых норм, множество институтов, расположенных в особенной части Кодекса.

Итак, государственная служба.

В классическом соответствии с законодательством РФ, государственная служба играет роль служебной деятельности граждан нашей страны. В структуру органов, которые призваны исполнять полномочия по несению государственной службы, включаются: субъекты РФ, органы государственной власти федерального уровня, лица, замещающие должности, установленные законом. В самом общем смысле, государственная служба сводится к выполнению работниками своих обязанностей на предприятиях или организациях, а также в государственных органах.

Государственная служба имеет профессиональную основу. Это определено надобностью компетентного осуществления деятельности организаций государственного уровня. Государственная служба опосредуется при помощи административного права. Набор право норм, регламентирующих правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения государственной службы и иные положения, составляют правовой институт.

Структура государственной службы содержит в себе следующие виды.

  • правоохранительная деятельность
  • военная служба
  • государственная гражданская деятельность.

Основными принципами, на которых строится государственная служба, являются: легальность, приоритет прав человека, равные права граждан при доступе к государственной службе, единство правовых основ и основ организационного содержания при осуществлении государственной службы, связь служб муниципального уровня с государственным уровнем.

Кроме того, к принципам также можно причислить: профессионализм государственного служащего, откровенность государственной службы и ее доступность, гласность ее деятельности, также, защиту должностных лиц от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Реализация основных начал и функционирования государственной службы обеспечивается законодательством РФ.

Нормы каждой отрасли права определяют правила поведения, установленные государством, которых должны придерживаться все субъекты правового регулирования. Нормам административного права присущи характерные …

Под функциями административного права нужно понимать основное направление воздействия на общественные отношения. Прежде всего, стоит отметить регулятивную функцию. В рамках …

Принципы административного права составляют наиболее важные направления, его идеи, которые выражают сущность и необходимость существования. Принципы находят свое отражение и закрепление …

Понятие и система институтов административного права

1.2. Система административного права

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как:

— административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

— административно-правовой статус государственных органов;

— административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

— формы и методы государственного управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административно-процессуальное право (в отдельных учебниках по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов:

— управление в экономической сфере;

— управление в социально-культурной сфере;

— управление в административно-политической сфере.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. В системе административного права можно выделить такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права. В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права. Поэтому, говоря о системе административного права, следует отметить, что она наряду с правовыми институтами включает в себя и подотрасль. Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Понятие, сущность и предмет административного права

2. Методы административного права

  • направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;
  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;
  • применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

3. Функции и принципы административного права

4. Понятие и система субъектов административного права

  • граждане;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • должностные лица.
  • органы исполнительной власти (государственного управления);
  • государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.
  • общественные объединения;
  • трудовые коллективы;
  • органы местного самоуправления;
  • коммерческие структуры.

5. Место административного права в российской правовой системе

6. Система административного права

  • принципы государственного управления;
  • административно – правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • административная ответственность;
  • административный процесс;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология

  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;
  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.

8. Административное право как учебная дисциплина

1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Тема 2 Основные институты административного права

Тема 2 Основные институты административного права

Вопрос 1. Понятие и предмет административного права

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет, то есть круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли, и метод.

Характерная особенность административного права заключается в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Так, например, административное право затрагивает общественные отношения с сферах нарушения прав граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации, финансов.

При определении предмета административного права традиционно учитывается, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное право регулирует следующие виды общественных отношений:

• управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

• управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;

• управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

• отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Вопрос 2. Метод административного права

Особенность метода административного права заключается в том, что он основан на юридическом неравенстве сторон управленческих отношений. Таким образом, преобладающим методом административного права является императивный метод (метод власти-подчинения).

Метод рекомендаций также используется довольно часто. Он предполагает установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой определенные юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности.

Метод дозволения предоставляет возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, данный метод имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.

Вопрос 3. Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. Другими словами, это юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.

Конституция РФ. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность.

Законодательные акты. Наибольшее значение имеют Федеральные конституционные и Федеральные законы РФ, принимаемые

Законодательным Собранием, а также постановления, принимаемые его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой.

Указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также положения, утверждаемые этими указами.

Постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

• В межотраслевом и отраслевом масштабах в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

• На республиканском уровне роль источников административного права выполняют конституции республик, их законодательство , президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

• В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

• Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , в случае если закон наделил эти органы необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

• Источниками внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (локальные нормативные правовые акты). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Административно-правовые договоры и соглашения (административные договоры о компетенции; договоры, заключаемые по поводу совместной деятельности; договоры о выполнении государственных заказов).

Технико-юридические нормы (ГОСТ, СанПиН).

• Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях , которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Вопрос 4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Нормы – это правила должного поведения участников общественных отношений. Они определяют обстоятельства, условия, порядок возникновения, изменения и прекращения таких отношений. Соблюдение норм обеспечивается как путем юридического принуждения, так и за счет применения различных организационных, разъяснительных, стимулирующих и некоторых иных мер.

Административно-правовые нормы – это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности исполнительной власти, всей системы исполнительных органов.

Виды административно-правовых норм

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, административно-правовые нормы делятся на следующие виды.

• По юридической силе:

• По целевому назначению:

• регулятивные – определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, а также обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

• охранительные – обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

• По предмету регулирования:

• материальные – закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность);

• процессуальные – регламентируют процедуру организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей.

• По методу воздействия на поведение субъектов:

• обязывающие – предписывают субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

• запрещающие – содержат запрет на совершение тех или иных действий;

• уполномочивающие – содержат возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований правовой нормы по своему усмотрению;

• По форме предписания:

• императивные – подлежат обязательному исполнению;

• рекомендательные – не имеют обязательного характера.

• По пределу действия:

• общеобязательные – адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

• внутриаппаратные – адресованы государственным и муниципальным служащим.

• По территории действия.

• По сроку действия:

Особенности административно-правовых норм

• Цель административно-правовых норм – обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также рациональное их взаимодействие.

• Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие административно-правовых норм на поведение субъектов административного права.

• Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, главным образом призваны обеспечить эффективность реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым эти нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.

• Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

Вопрос 5. Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а структура административно-правовых норм, устанавливающих ответственность по административному праву, – из диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, то есть на факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы, или относительно определенной, или же общей для нескольких норм. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях.

Диспозиция – это само правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (необходимо получить лицензию), запретов (запрещена продажа винно-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами возможно только с разрешения органов исполнительной власти). Она может быть определенной (например, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации независимо от места рождения ребенка) и относительно определенной (при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. Важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Понятие и система институтов административного права

7. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Содержание системы административного права включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Виды институтов административного права:

– принципы государственного управления;

– административно-правовой статус граждан (физических лиц);

– административно-правовой статус органов исполнительной власти;

– государственная и муниципальная служба;

– административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);

– административно-правовой статус предприятий, учреждений;

– формы государственного управления;

– методы государственного управления;

– обеспечение законности в государственном управлении;

– административно-правовые основы управления в сфере экономики;

– административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

– административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.