Получение лицензии на добычу пгс

Оглавление:

Порядок получения лицензии на добычу песка в Московской области

Виноградова Светлана, директор компании Юрнедра

В Московской области ведется активная разведка и добыча песка, глины, битумов, песчано-гравийных пород для строительных и дорожных нужд. Такая добыча полезных ископаемых требует получения лицензии на недропользование. В этой статье мы расскажем об особенностях законодательства Подмосковья в области лицензирования песчаных карьеров.

Московская область обладает мощной минерально-сырьевой базой, включающей месторождения 18 видов полезных ископаемых, в том числе таких общераспространённых полезных ископаемых как, строительный песок, гравийно-песчаные материалы, карбонатные пород различного назначения, глинистое сырье для производства керамического кирпича и керамзита, торф и сапропель.

Разведка и добыча ведется на сотнях песчаных карьеров. В государственном балансе по Московской области числится около 600 месторождений общераспространённых полезных ископаемых с общими запасами промышленных категорий более 2 млрд м3.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

Список и порядок отнесения полезных ископаемых к общераспространенным приведен во Временных методических рекомендациях о подготовке и рассмотрению материалов связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых относимых к общераспространенным (утверждены Распоряжении МПР РФ от 07.03.03 №47-р ). Для получения лицензии на участок недр под общераспространенными полезными ископаемыми необходимо, чтобы этот участок находился в специальном перечне.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утвержден совместным распоряжением Минприроды России № 39-р и Губернатора Московской области № 392-РГ от 25.10.2010 и включает в себя:

— глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

— диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

— доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);

— известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

— мергель (кроме используемого в цементной промышленности);

— облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы);

— пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

— песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

— сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

— суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности);

— торф (кроме используемого в лечебных целях).

Лицензия на добычу песка

Добыча песка и разработка карьера требует получения лицензии на недра.

В соответствии с совместным Распоряжением МПР РФ и Губернатора Московской области от 25.10.2010 г. №39-р, указанные виды полезных ископаемых относятся к общераспространенным полезным ископаемым:

— пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

— песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.

Песок строительный — один из основных видов сырья, используемого для производства стеновых материалов, отвечает требованиям ГОСТ 8736 – 93 «Песок для строительных работ. Технические условия» с модулем крупности от 1,0 до 2,5 по фракционному составу песок относится к очень мелкому, мелкому, среднему, крупному и используется в производстве в естественном виде без фракционного разделения.

Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах». Полномочия по распоряжению ими находятся в ведении Министерство экологии и природопользования Московской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок предоставления участков недр для добычи строительных песков

Для получения лицензии на пользование участком недр необходимо, чтобы участок недр был включен в Перечень участков недр местного значения. Для этого необходимо подать заявление в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Согласно п.п. 1, 2 п. 4 Порядка № 687 перечень участков недр местного значения в отношении каждого из содержащихся в нем участков недр местного значения должен включать сведения о наименовании участка недр, местоположении, географических координатах и площади участка недр, сведения о виде пользования недрами и виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение и (или) разведка и добыча полезных ископаемых.

При этом в соответствии с п. 5 Порядка № 687 орган государственной власти субъекта РФ формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к Порядку, в проект перечня также включается вид пользования недрами.

Вместе с тем, согласно п. 3, 7, 9 ст. 4, п. 1, 2 ч. 3 ст. 16 Закона РФ «О недрах» орган государственной власти субъекта самостоятельно осуществляет полномочия по предоставлению права пользования участками недр местного значения, в том числе, по определению условий пользования участком недр местного значения. Поэтому зачастую региональные власти требуют дополнительных согласований. В законе не предусмотрено обязанности Министерства экологии и природопользования включить участок в перечень и своим правом министерство распоряжается по собственному усмотрению.

В настоящее время в Московской области действует Перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный Распоряжением Минэкологии Московской области от 09.08.2017 года N 484-РМ). Данный список постоянно обновляется и пополняется.

Перечень участков недр местного значения содержит:

1) сведения о наименовании участка недр, местоположении, географических координатах и площади участка недр;

2) сведения о виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение и (или) разведка и добыча полезных ископаемых;

3) сведения о ресурсах и (или) запасах общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося в границах участка недр.

Порядок предоставления участков недр местного значения на территории Московской области урегулирован Законом Московской области от 27.04.2012 № 39/2012-ОЗ «О порядке предоставления участков недр местного значения» (далее – Закон).

Законом установлено, что подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее — уполномоченный орган) по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

Российское законодательство предусматривает выдачу лицензий двумя способами:

— по результатам проведения аукциона или конкурса на право пользования участком недр

— без проведения аукциона.

Законодательством РФ о недрах предусмотрен аукционный механизм получения права пользования недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, за исключением случаев, указанных в ст. 19 и 19.1 Закона РФ «О недрах».

Предоставление права пользования участком недр без проведения аукциона

В отношении общераспространенных полезных ископаемых законодательство о недрах содержит несколько исключений из правила об приобретении права пользования на недра по результатам аукциона. Так, в соответствии с требованиями ст. 4 Закона по решению уполномоченного органа право пользования участками недр местного значения предоставляется без проведения аукциона:

1) для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

2) для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом в случае, если участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых, включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом;

3) для краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

4) для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в случае, если участок недр местного значения включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом;

5) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

На основании заявления Министерство экологии и природопользования Московской области принимает решение о предоставлении права пользования участками недр местного значения или об отказе в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней.

Компания Юрнедра специализируется на вопросах недропользования. Наши специалисты готовы проконсультировать о перспективах получения или продления лицензии на добычу строительных песков, подготовить и подать в государственные органы пакет необходимых документов для получения лицензии.

Лицензия на добычу песка

Слышал что после нового года что бы открыть песчаный карьер не нужно будет лицензии а просто разрешение от администрации города на разработку! Нужна ли лицензия на песчаный карьер после нового года? имею ввиду лицензию на добычу полезных ископаемых, песок по прежнему остается полезным ископаемым? в этом плане есть какие-то изменения? буду признателен, если дадите ссылку на нормативный акт.

Ответы юристов (1)

Получение лицензии на разработку
карьера

В данный момент на территории России
песчаных и каменных карьеров неисчислимое множество. Потребность в песке и
камне будет всегда, независимо от времени года. Некоторые организации
занимаются добычей нелегально, но данное занятие чревато административными
санкциями. Чтобы этого избежать и заниматься данным ремеслом официально — необходимо открыть свою организацию и оформить карьер.

Также возможна аренда карьера. Но стоит
помнить, что пользование недрами осуществляется согласно лицензии, а не на
основании договора аренды.

Поэтому, чтобы иметь право владения
карьером — нужна лицензия, которая выдается Министерством экологии и
природопользования Московской области (Субъект Федерации). Само право
выставляется на открытый аукцион. Победитель аукциона (не обязательно
собственник или пользователь земельного участка, на котором расположен
карьер) получает лицензию: бланк государственного образца (срок действия 5
лет, возможно продление, если организация будет выполнять все условия и не
нарушать требования), а также приложение, где указан вид или виды
деятельности, которые выполняет организация.

Перечень документов, необходимых для
получения лицензии на право пользования недрами (для юридических лиц)

А. Для добычи общераспространенных
полезных ископаемых (ОПИ)

1. Заявка на право пользования недрами,
которая должна содержать:

1.1. Данные о заявителе, в том,
числе:

  • наименование
    и организационно-правовая форма заявителя,
  • место
    его нахождения,
  • юридический
    и почтовый адрес,
  • Ф.И.О.
    руководителя,
  • телефон,
    факс, электронный адрес,
  • банковские
    реквизиты.

1.2. Копии учредительных и
регистрационных документов:

  • Устав,
  • учредительный
    договор,
  • свидетельство
    о государственной регистрации
  • документ,
    подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

1.3. Копии свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе (с указанием ИНН и КПП) и органе
статистики (с указанием и расшифровкой ОКВЭД).

1.4. Наименование полезного
ископаемого, месторождения или отдельного участка месторождения, предполагаемого
к отработке;

1.5. Целевое назначение
пользования недрами: разведка и добыча ОПИ, в том числе использование отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

1.6. Обоснованная потребность в
полезном ископаемом на перспективу, планируемые объемы добычи полезного
ископаемого;

1.7. Данные о руководителе
предприятия — заявителя или лицах, которые представляют его при получении
лицензии (Ф.И.О., занимаемая должность).

1.8. Информация о предыдущей
деятельности предприятия по добыче полезных ископаемых, сведения о наличии
других лицензий на пользование участками недр.

1.9. Предполагаемый срок действия
лицензии.

2. Данные о технических и
технологических возможностях заявителя:

2.1. Наличие технологического
оборудования для добычи и транспортировки полезного ископаемого, проведения
горно-подготовительных работ, производства строительных материалов и др. В
случае использования арендованной землеройной техники для
горно-подготовительных, вскрышных или добычных работ, заявитель обязан
предоставить договора на выполнение работ подрядным способом.

2.2. Наличие квалифицированных
работников и специалистов, имеющих право ведения горных работ.

3. Данные о финансовых возможностях
предприятия-заявителя:

3.1. Для действующих предприятий
— копию бухгалтерского баланса (формы №1 и №2, содержащие сведения о
прибылях и убытках).

3.2. В случае отсутствия
собственных средств на осуществление пользования недрами прилагаются
документальные данные о наличии привлеченных средств (договоры займа, кредиты
и т.д.).

3.3. Справка налоговых органов о
наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей на
пользование недрами (НДПИ) — для действующих предприятий, осуществляющих
добычу полезных ископаемых.

4. Копии документов, подтверждающих
наличие в собственности или использовании земельного участка:

  • Акт
    выбора земельного участка для недропользования;
  • постановление
    о согласовании предварительных границ горного отвода и предоставлении в
    пользование земельного участка;
  • свидетельство
    о праве собственности земельного участка,
  • договор
    аренды земельного участка и др. документы, удостоверяющие право
    пользования земельным участком.

5. Наличие на предприятии маркшейдерской
службы:

  • Наличие
    на предприятии специалистов, осуществляющих маркшейдерскую съемку. В
    случае отсутствия необходимо представить договор на выполнение данных
    работ подрядным способом. Топографический план месторождения или участка
    месторождения, предоставляемого в пользование

6. Проект разработки месторождения или
участка недр. (Договор на выполнение проектных работ).

Б. Для участков недр местного значения
(строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей
ОПИ, разработка карьеров грунта и др.)

1. Заявка на право пользования недрами,
которая должна содержать:

1.1. Данные о заявителе, в том,
числе:

  • наименование
    и организационно-правовая форма заявителя,
  • место
    его нахождения, юридический и почтовый адрес,
  • Ф.И.О.
    руководителя,
  • телефон,
    факс, электронный адрес,
  • банковские
    реквизиты.

1.2. Копии учредительных и
регистрационных документов

  • Устав,
  • учредительный
    договор,
  • свидетельство
    о государственной регистрации
  • документ,
    подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

1.3. Копии свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе (с указанием ИНН и КПП) и органе
статистики (с указанием и расшифровкой ОКВЭД).

1.4. Целевое назначение
использования недр: разработка грунта для строительства и ремонта автодорог,
прокладка различного рода коммуникаций и сооружений.

1.5. Местонахождение и схема
участка недр, предполагаемого к отработке.

1.6. Обоснованная потребность и
планируемые годовые объемы добычи грунта на перспективу.

1.7. Данные о руководителе
предприятия — заявителя или лицах, которые представляют его при получении
лицензии (Ф.И.О., занимаемая должность).

1.8. Информация о предыдущей
деятельности предприятия по разработке карьеров грунта, сведения о наличии
других лицензий на пользование участками недр.

1.9. Предполагаемый срок действия
лицензии.

2. Данные о технических и
технологических возможностях заявителя:

2.1. Наличие технологического
оборудования для разработки карьера грунта (в случае использования
арендованной землеройной техники заявитель обязан предоставить договора на
выполнение работ подрядным способом).

2.2. Наличие квалифицированных
работников и специалистов, имеющих право ведения работ на участке недр.

3. Данные о финансовых возможностях
предприятия-заявителя:

3.1. Для действующих предприятий
— копию бухгалтерского баланса (формы №1 и №2, содержащие сведения о прибылях
и убытках).

3.2. В случае отсутствия
собственных средств на осуществление пользования недрами прилагаются
документальные данные о наличии привлеченных средств (договоры займа, кредиты
и т.д.).

4. Копии документов, подтверждающих
наличие в собственности или использовании земельного участка:

  • Акт
    выбора земельного участка для недропользования;
  • постановление
    о предоставлении в пользование земельного участка;
  • свидетельство
    о праве собственности земельного участка,
  • договор
    аренды земельного участка
  • др.
    документы, удостоверяющие право пользования земельным участком.

5. Топографический план участка недр,
предоставляемого в пользование.

6. Наличие проектной документации на
разработку участка недр.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Получение лицензии на карьер

Лицензия на карьер
  • Оформление лицензий для юридических и физических лиц
  • Беремся за самые сложные случаи и доводим до конца
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту!
  • Проводим экспертизу документов клиента

Оформление лицензии на карьер

Основная часть песка и камня добывается в карьерах. Чтобы получить право на добычу полезных ископаемых карьерным способом, необходимо будет оформить лицензию на карьер. В последнее время она выдаётся лишь победителю аукциона, на который выставляется право получения лицензии на определённый карьер, которая и является предметом аукциона. Победителем объявляется тот, кто предложит более высокую цену и соблюдёт все условия аукционной документации. Он и получает лицензию на карьер.

Лицензия выдаётся обычно сроком на 5 лет, в дальнейшем, в случае соблюдения всех условий и отсутствия нарушения требований она может быть продлена.

Услуги по оформлению лицензии на карьер

При получении лицензии на разработку карьера лучше всего обратиться в специализированную фирму, занимающуюся оформлением лицензий данного вида. Следует отметить тот факт, что данная процедура осложняется необходимостью участия в аукционе и, как следствие, составлением и заполнением аукционной документации, в которой может запутаться даже опытный юрист, впервые с ней столкнувшейся на практике.

Комментарий ведущего специалиста отдела лицензирования

Поэтому оформление и получение лицензии на карьер содержит множество трудностей и подводных камней, как ни одна из других лицензий.

Мы предлагаем Вам для получения лицензии на карьер обратиться в нашу фирму, где работают высококлассные специалисты, на счету которых имеется не одна выданная лицензия. У нас можно заказать и услуги продления лицензии на карьер.

Перечень услуг по оформлению лицензии «под ключ»:

  • предварительная оценка запасов недр
  • получение разрешения на бурение
  • подготовка материально-сырьевой базы
  • подготовка документов на аукцион
  • проведение аукциона
  • постановка участка на баланс
  • получение лицензии

Стоимость наших услуг

от 550 000 рублей!

Стоимость зависит от сложности вашей ситуации, звоните, мы поможем вам максимально эффективно и по самой низкой цене!

Преимущества при оформлении лицензии на добычу песка через нашу компанию

  • Сотрудники нашей компании неоднократно способствовали своим заказчикам в получении лицензии через аукцион, включая лицензии на песчаный карьер и каменный карьер.
  • В отличие от других компаний, где зачастую просто «навязывают» дополнительные услуги, мы можем оказать Вам любой спектр услуг по получению лицензии (лицензия под ключ), либо какие-либо отдельные работы (например, предоставить специалистов, осуществляющих маркшейдерскую съемку, составить проект разработки месторождения или участка недр, рассчитать потребность полезного ископаемого на перспективу и т.п.). Это позволяет заказчику сэкономить денежные средства и выбрать лишь то, что ему действительно необходимо.
  • Немаловажным является тот момент, что наши специалисты участвовали в аукционах на получение лицензии на карьер в различных субъектах РФ, и знакомы с региональным законодательством в этой области, с различными тонкостями проведения и составления аукционной документации, которую может просто не знать «несведущий» человек.
  • Кроме этого мы можем предоставить Вам не только услуги, связанные с получением лицензии на карьер, но и сопутствующие услуги. Например, внесение изменений в коды ОКВЭД. Также мы предлагаем услуги подсчёта примерных запасов полезных ископаемых и анализ рентабельности разработки карьера и многие другие.

Самостоятельное оформление лицензии на карьер

Получение лицензии на разработку карьера по общему признанию является одной из самой трудной в области лицензирования и использования недр. По своей трудности её превосходит лишь получение лицензии на разработку и добычу радиоактивных руд. Поэтому доверять её получение и оформление даже грамотному юристу, не имеющему практического опыта в её получении – просто не благоразумно.

Лучшее, что может последовать, это отказ в приёме документов, худшее – отказ в предоставлении лицензии. А учитывая такой немаловажный факт, что аукционы на получение лицензий по разработку карьера в последнее время проходят довольно редко, можно просто «оттянуть» её получение как минимум года на три.

Лицензия на добычу песка

Содержание

Песок – один из важнейших строительных материалов. Он достаточно распространен и прост в добыче, однако его бесконтрольное использование может существенно нарушить экологический баланс. Поэтому для добычи песка необходимо наличие лицензии. О том, как ее получить, читайте в этой статье.

Когда нужна лицензия?

Согласно документам 2395-1-ФЗ «О недрах» и 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на пользование недрами дает следующие права при работе в песчаном карьере:

  • Проведение геологических исследований песчаных месторождений.
  • Осуществление добычи песка на территории, описанной в лицензии.
  • Возведение сооружений, имеющих непосредственное отношение к разработке карьера.
  • Транспортировка и хранение добытого песка.

Отличия некоммерческой добычи песка

Статьей предусмотрена ситуация, в которой для добычи песка не нужна лицензия. Без специального разрешения можно использовать песчаные месторождения, расположенные на частном земельном участке. Однако эта деятельность имеет ряд ограничений:

  • Добыча должна осуществляться в хозяйственных целях.
  • Добыча не должна выполняться на коммерческой основе с последующим извлечением прибыли.

Во всех остальных случаях лицензия необходима, иначе разработка песчаного карьера будет незаконной.

Способ получения лицензии

Обычно разрешение на добычу песка выдается ИП, товариществу или юридическому лицу, которое победило в аукционе или конкурсе на разработку песчаного месторождения. На общих основаниях лицензия выдается крайне редко и требует созыва специальной комиссии, организованной федеральным управлением госфонда недр.

Конкурсная основа предполагает победу проекта компании с наименьшими экономическими затратим при обеспечении достаточно высокой производительности работ. Лицензию за аукцион получит организация, предложившая наибольшую цену за разработку песчаного карьера.

Требования к предприятию

Для участия в конкурсе или аукционе следует обязательно предоставить подробный план по разработке месторождения. Он должен включать в себя весь спектр проводимых работ:

  • Подготовку участка к началу добычи песка.
  • Организация процесса разработки, привлечение сторонних организаций.
  • Обеспечение инфраструктуры для работников карьера.
  • Детали доставки и складирования добытого материала к местам назначения.
  • Завершение разработки месторождения, закрытие карьера, ликвидация последствий добычи для окружающей природы.

При этом компания должна иметь возможность в точности выполнить представленную программу, как в финансовом плане, так и научно-техническом. Предприятия, не имеющие нужного оборудования, знаний и бюджета, к участию в конкурсах и аукционах не допускаются.

Необходимые документы

Выдачей лицензий занимается Министерством экологии и природных ресурсов, однако подавать документы и решать все организационные вопросы необходимо в Федеральном агентстве по вопросам недропользования. Для подачи документов на участие в аукционе или конкурсе для добычи песка необходимо предоставить:

  • Заявление.
  • Подробные сведения о предприятии: форма собственности, основное направление деятельности, опыт работы в сфере добычи полезных ископаемых, участие в других аукционах и т.д.
  • Финансовую информацию: бухгалтерский отчет за год, предшествующий подаче заявления, документы, способные подвертеть возможность компании выполнить составленный план по добыче песка.
  • Список оборудования и инструментов, научно-технологической базы в собственности предприятия в соответствии с заявленными в плане работами.
  • Перечь сторонних организаций, которые могут быть привлечены к выполнению части задач по разработке карьера.
  • Заключения санитарно-эпидемиологической службы.
  • Справка из налоговой инспекции о постановке на учет и отсутствии долговых обязательств.
  • Уставные документы.
  • Сведения о регистрации предприятия.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Сведения о владельцах организации-заявителя, ее представителях на аукционе.

Размер госпошлин

  • Стоимость разрешения на добычу песка – 7 500 рублей.
  • Переоформление лицензии на разработку песчаного карьера – 750 рублей.
  • Выдача дубликата лицензии – 750 рублей.

Кроме оплаты госпошлин, также необходимо внести:

  • 10% от налога на весь потенциально полученный доход от месторождения. Сумма высчитывается на основе данных геологической разведки о количестве полезных ископаемых на участке.
  • Сумму, затраченную сторонними организациями на геологическую разведку месторождения для проведения конкурса или аукциона.

Подробную методику расчета дополнительных взносов можно узнать указана в Приказе Минприроды России №232.

Ответственность

Ст. 7.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за добычу песка без наличия лицензии:

  • Для физических лиц – 3 000 – 5 000 рублей.
  • Для должностных – 30 000 – 50 000 рублей.
  • Для юридических – 800 000 – 1 000 000 рублей.

Нарушение лицензионных требований или несоблюдение утвержденного права также приводит к взысканию:

  • Для физических лиц – 2 000 – 3 000 рублей.
  • Для должностных – 20 000 – 40 000 рублей.
  • Для юридических – 300 000 – 500 000 рублей.

Лицензия на добычу песка поможет предприятию не только действовать в рамках закона, но и принимать участие во аукционах и конкурсах на разработку песчаных месторождений.

Лицензии на право пользования недрами

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

  • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
  • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
  • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

Законодательство о недропользовании

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

  • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
  • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

Для такого подхода имеются основания и в бухгалтерских нормативные документах. Так, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2007 1 ):

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

Отраслевые нормативные документы

В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
  • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
  • по видам расходов (элементам затрат);
  • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

  • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

    все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

— на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

— природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

— с поиском и предварительной оценкой месторождения,

— с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

— с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

— на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

— эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

2) горно-капитальные расходы;

3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
  • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
  • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».

Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

  • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
  • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

Последний вариант учета наиболее близок к соблюдению требования осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности), установленных п. 6 ПБУ 1/2008 7 .

В связи с этим обратим внимание на ПБУ 14/2007 8 . Согласно п. 34 этого Положения стоимость нематериального актива (НМА), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

  • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
  • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.