Погашение налогового долга в украине

Погашение налогового долга налогоплательщиков

Порядок погашения налогового долга налогоплательщиков изложен в разделе 2 Налогового кодекса, Глава 9 (Розділ II Податковий кодекс, Глава 9)

Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика

Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные средства, в том числе те, которые получены от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные как займ (кредит), и из других источников, с учетом особенностей, определенных этой статьей, а также суммы излишне оплаченных платежей в соответствующие бюджеты.

Уплата денежных обязательств или погашение налогового долга налогоплательщика по соответствующему платежу может быть осуществлена также за счет избытка оплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне оплаченных сумм по другим платежам (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

Источниками погашения налогового долга налогоплательщика является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных данным Кодексом, а также другими законодательными актами.

Не могут быть использованы в качестве источников погашения налогового долга налогоплательщика:

имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам (на время действия такого залога), если такой залог зарегистрирован согласно Закону в соответствующих государственных реестрах до момента возникновения права налогового залога;

имущество, которое принадлежит на правах собственности другим лицам и находится во владении или пользовании налогоплательщика, в том числе (но не исключительно) имущество, переданное налогоплательщику в лизинг (аренду), хранение (ответственное хранение), ломбардное хранение, на комиссию (консигнацию); давальческое сырье, предоставленное предприятию для переработки, кроме его части, которая предоставляется налогоплательщику как оплата за такие услуги, а также имущество других лиц, принятое налогоплательщиком в залог или заклад, доверительное и любые другие виды агентского управления;

имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику в пользование или владение, а также неимущественные права, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование такому налогоплательщику без права их отчуждения;

Средства кредитов или займов, предоставленных плательщику налогов кредитно-финансовым учреждением, учитываемые на заимообразных счетах, открытых такому налогоплательщику, суммы аккредитивов, выставленных от имени налогоплательщика, но не открытых, суммы авансовых платежей и предварительной оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ГК 009:2005), полученные от заказчиков морских и речных судов и других плавучих средств;

имущество, включенное в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе казенных предприятий. Порядок отнесения имущества к такому, которое включается в состав целостного имущественного комплекса государственного предприятия, устанавливается Фондом государственного имущества Украины;

имущество, свободное обращение которого запрещено согласно законодательству Украины;

имущество, которое не может быть предметом залога в соответствии с Законом Украины «О залоге»;

средства других лиц, предоставленные налогоплательщику во вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, которые используются для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, находящимся в трудовых отношениях с таким юридическим лицом.

Погашение налогового долга в случае ликвидации и реорганизации налогоплательщика

При принятии собственником или уполномоченным им органом решения о ликвидации налогоплательщика в соответствии со ст. 12 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» [22] активы этого налогоплательщика используются в очередности, определенной законодательством Украины.

Ликвидацией налогоплательщика или его филиала, отделения или другого обособленного подразделения является ликвидация налогоплательщика как юридического лица или приостановление регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности, а также ликвидация филиала, отделения, обособленного подразделения налогоплательщика, вследствие которой происходит закрытие их счетов и/или потеря их статуса как налогоплательщика в соответствии с законодательством [39, ст. 97 п. 1].

Если при ликвидации налогоплательщика или отмене регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности часть его налоговых обязательств или налогового долга остается непогашенной в связи с недостаточностью его активов, то эту часть погашают за счет активов учредителей или участников такого предприятия, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам налогоплательщика согласно закону, в пределах полной или дополнительной ответственности, а в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица — за счет юридического лица независимо от того, является ли оно плательщиком налога, в отношении которого возникло денежное обязательство или возник налоговый долг такого филиала, отделения, другого обособленного подразделения [39, ст. 97 п. 3].

В других случаях денежные обязательства или налоговый долг, остающиеся непогашенными после ликвидации налогоплательщика, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. То же касается физического лица — налогоплательщика, который умер или признан судом безвестно отсутствующим или объявлено умершим или признано недееспособным, кроме случаев, когда появляются другие лица, вступающие в права наследства, независимо от времени приобретения таких прав.

Лицом, ответственным за погашение налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщика, является [39, ст. 97 п. 4]:

а) относительно налогоплательщика, который ликвидируется, — ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству;

б) в отношении филиалов, отделений, других обособленных подразделений налогоплательщика, который ликвидируется, — такой налогоплательщик;

в) в отношении физического лица-субъекта предпринимательской деятельности — такое физическое лицо;

г) относительно кооперативов, кредитных союзов, обществ совладельцев жилья или других коллективных хозяйств — их члены (пайщики) солидарно;

д) в отношении инвестиционных фондов — инвестиционная компания, осуществляющая управление таким инвестиционным фондом.

Если налогоплательщик, который ликвидируется, имеет суммы излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета, такие суммы подлежат зачету в счет его налоговых обязательств или налогового долга перед таким бюджетом. Если сумма излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета превышает сумму налоговых обязательств или налогового долга перед таким бюджетом, сумма превышения используется для погашения налоговой задолженности или налогового долга перед другими бюджетами, а если нет такой задолженности (долга) — поступает в распоряжение такого налогоплательщика [39, ст. 97 п. 5-6].

В случае, если владелец налогоплательщика или уполномоченный им орган принимает решение о реорганизации такого налогоплательщика, его налоговая задолженность или налоговый долг подлежит урегулированию в следующем порядке [39, ст. 98 п. 2]:

1) если реорганизация осуществляется путем изменения названия, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика, такой налогоплательщик после реорганизации приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговых обязательств или налогового долга, возникших до его реорганизации;

2) если реорганизация осуществляется путем объединения двух или большего количества налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией налогоплательщиков, которые объединились, такой объединенный налогоплательщик приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговых обязательств или налогового долга всех налогоплательщиков, которые объединились;

3) если реорганизация осуществляется путем разделения налогоплательщика на два или более лиц с ликвидацией такого налогоплательщика, все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, приобретают все права и обязанности относительно погашения налога или налогового долга, возникших до такой реорганизации;

4) выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а именно передача части имущества реорганизуемого налогоплательщика в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, вследствие которого происходит ликвидация налогоплательщика, который реорганизуется;

5) регистрация физического лица как субъекта хозяйствования без отмены его предыдущей регистрации как другого субъекта хозяйствования или с такой отменой.

Указанные обязательства или долг распределяются между вновь созданными налогоплательщиками пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученных ими в процессе реорганизации согласно распределительному балансу. Если одна или более из вновь созданных лиц не являются налогоплательщиками, в отношении которых возникли налоговые обязательства или долг налогоплательщика, который был реорганизован, указанные налоговые обязательства или долг полностью распределяются между лицами, являющимися плательщиками таких налогов, пропорционально долям полученных ими активов, без учета активов, предоставленных лицам, которые не являются плательщиками таких налогов.

Реорганизация налогоплательщика путем выделения из его состава другого налогоплательщика или внесения части активов налогоплательщика в уставный фонд другого налогоплательщика без ликвидации налогоплательщика, который реорганизуется, не влечет за собой распределения налоговых обязательств или налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации. Решение о применении солидарной или распределительной налоговой ответственности может быть принято налоговым органом в случае, если активы реорганизуемого плательщика налогов, находящихся в налоговом залоге на момент принятия решения о такой реорганизации.

Реорганизация налогоплательщика не изменяет сроков погашения налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщиками, созданными в результате такой реорганизации.

Если реорганизуемый налогоплательщик имеет суммы излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей), такие суммы подлежат зачету в счет его непогашенных налоговых обязательств или налогового долга по другим налогам, сборам (обязательных платежей). Указанная сумма распределяется между бюджетами и государственными целевыми фондами пропорционально общим суммам налоговой задолженности или налогового долга такого плательщика налогов.

Если сумма излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) налогоплательщика превышает сумму налоговых обязательств или налогового долга по другим налогам, сборам (обязательным платежам), сумма превышения направляется в распоряжение правопреемников такого налогоплательщика пропорционально их доле в активах, которые распределяются, согласно распределительного баланса или передаточного акта.

О концепции погашения налогового долга в Украине

С января 2011 г. в Украине введены новые правила налогообложения, в том числе по вопросам погашения налогового долга, связанные со вступлением в силу Налогового кодекса — единого систематизированного, гармонизированного, кодифицированного акта, приведенного в соответствие с законодательством ЕС.

Процедуре погашения налогового долга налогоплательщиков посвящена глава 9 Налогового кодекса, которая включает 16 статей, связанных с ее отдельными мерами.

Впервые в Украине меры по погашению налогоплательщиком налоговой задолженности были изложены в Указе № 167, который согласно разделу XV «Переходные положения» Конституции действовал до вступления в силу закона по указанному кругу вопросов. Такой порядок погашения налоговой задолженности существовал около двух лет.

Законодательная процедура погашения налогового долга налогоплательщика была регламентирована Законом № 2181, которая вступила в силу в 2001 г. и просуществовала около 10 лет. В целом общие принципы порядка погашения налогового долга не претерпели существенных изменений в связи с трансформацией законодательства, но со временем механизм применения отдельных мер такой процедуры немного обновлялся.

Спецификой порядка погашения налоговой задолженности согласно Указу № 167 было то, что:

  • налоговой задолженностью признавалась сумма не уплаченных в установленные сроки налогов, сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, пени, штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством и примененных в установленном порядке за несвоевременную уплату налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, подлежавших взысканию в бесспорном порядке;
  • налогоплательщиками признавались юридическое лицо, его филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имевшие статуса юридического лица, а также физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности;
  • налогоплательщикам направлялись только уведомления о налоговом залоге надлежащего им имущества и имущественных прав, а не требование по погашению налоговой задолженности;
  • в налоговый залог бралось все имущество и имущественные права налогоплательщика, а в отношении физического лица — субъекта предпринимательской деятельности — имущество и имущественные права, использовавшиеся им для осуществления предпринимательской деятельности;
  • регистрация налогового залога осуществлялась в Государственном реестре залогов движимого имущества;
  • на шестой рабочий день со дня возникновения налоговой задолженности налоговый орган принимал решение о прекращении операций по всем счетам (за исключением основного) налогоплательщика, кроме операций по направлению денежных средств на основной счет, до полного погашения налоговой задолженности, направляемое в учреждения банков, в которых обслуживается такой налогоплательщик;
  • следствием недостаточности или отсутствия остатка собственных денежных средств на счетах налогоплательщиков-клиентов в банковских учреждениях было осуществление банками учета не уплаченной в срок задолженности клиентов и ведение картотеки (реестра расчетных или исполнительных документов, направленных обслуживающему банку налогоплательщиком или органом взыскания и не оплаченных в срок в связи с недостатком денежных средств на таком счете) по такой задолженности;
  • при отсутствии денежных средств на банковских счетах такого должника предусматривалось изъятие наличности;
  • обращение взыскания на недвижимое имущество и имущественные права, в том числе ценные бумаги, находящиеся в налоговом залоге, для погашения налоговой задолженности налогоплательщика осуществлялось в судебном порядке;
  • реализация имущества осуществлялась через организации розничной торговли, на аукционах, биржевых торгах;
  • вообще не предусматривался институт изменения срока уплаты налога путем предоставления отсрочки или рассрочки его уплаты;
  • декларативным было положение о списании налоговой задолженности, поскольку механизм такого списания не предусматривался. Однако несмотря на это масштабное списание определенным группам налогоплательщиков налоговой задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам) и/или сумм пени, штрафных и финансовых санкций в государственный и/или местные бюджеты, возникшей за определенный промежуток времени, началось еще с 1997 г. на основании других законодательных актов (в отдельных случаях — указов Президента), касавшихся вопроса списания. Каждый закон имел свой порядок осуществления процедуры списания налоговой задолженности или с целью их практического внедрения порядки проведения такого списания утверждались центральными органами исполнительной власти;
  • не была предусмотрена процедура административного ареста, но предусматривалась такая обеспечительная мера, как приостановление операций налогоплательщиков на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях.

Особенностями порядка погашения налогового долга налогоплательщиков согласно Закону № 2181 было то, что:

  • налогоплательщиками определялись юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющие такого статуса, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции;
  • налоговым долгом (недоимкой) считалось налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном либо судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства;
  • из общего порядка в отдельную процедуру было выделено погашение налогового долга налогоплательщиков — лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные законодательством по вопросам банкротства (Закон № 2343);
  • осуществление взыскания налогового долга налогоплательщиков возлагалось исключительно на налоговые органы, которые определялись органами взыскания, а также на государственных исполнителей в рамках их компетенции;
  • соответственно кроме налоговых органов остальной части контролирующих органов, к которым относились таможенные органы, органы Пенсионного фонда, органы фондов общеобязательного государственного социального страхования, в случае неуплаты налогоплательщиками в установленные сроки согласованных сумм налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), отнесенных к их контрольной компетенции, предоставлялась возможность направлять представление об осуществлении мер по погашению налогового долга налогоплательщика;
  • предусматривалось постепенное направление (отзыв) двух письменных требований налогового органа к налогоплательщику погасить сумму налогового долга: первого налогового требования сроком действия на 30 календарных дней и второго налогового требования с таким же сроком действия, которое направлялось на 31 день после направления первого требования, в случае непогашения налогового долга;
  • с 01.10.2001 г. до 24.03.2005 г. право налогового залога распространялось на все активы налогоплательщика, имевшего налоговый долг, а после этой даты в связи с признанием Конституционным Судом Украины такой законодательной нормы неконституционной — на любые активы налогоплательщика с учетом суммы его налогового долга;
  • до 24.03.2005 г. основанием для возникновения права налогового залога было непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации, которое также было признано неконституционным;
  • регистрация налогового залога до 01.01.2004 г. осуществлялась в Государственном реестре залогов движимого имущества, а после этой даты — в Государственном реестре обременений движимого имущества;
  • для выполнения полномочий по погашению налогового долга налогоплательщика руководителем налогового органа назначался со штата такого налогового органа налоговый управляющий;
  • административный арест активов налогоплательщика применялся по решению руководителя налогового органа, налагался сроком до 96 часов с момента подписания такого решения и выполнялся налоговым управляющим (с 02.06.2005 г. арест денежных средств на счете налогоплательщика стал осуществляться исключительно на основании решения суда);
  • продажа активов налогоплательщика осуществлялась на бирже, аукционе, в организациях розничной торговли, а также на внебиржевых аукционах, которые организовывались налоговыми органами собственными силами, в случае если в территориальной единице, где находились активы налогоплательщика, отсутствовала уполномоченная биржа;
  • была предусмотрена специфическая одноразовая процедура списания налогового долга налогоплательщиков, связанного с ликвидацией так называемой картотеки (следствием недостаточности или отсутствия остатков собственных денежных средств на банковских счетах налогоплательщиков — клиентов банка было введение в безналичных расчетах в Украине банковской картотеки, которая предусматривала осуществление банковскими учреждениями учета платежных требований с не уплаченной в срок (просроченной) задолженностью клиентов. Платежные требования субъектов при отсутствии на счете клиента банка денежных средств до наступления срока их уплаты хранились в банке в картотеке № 1, а после его наступления передавались в картотеку № 2. В таких случаях платежи со счета клиента осуществлялись в определенной очередности. Специфика налоговых требований налоговых органов (включают просроченную задолженность перед бюджетом) предусматривала их хранение в картотеке № 2), и, собственно, списание безнадежного налогового долга, в связи с чем все налогоплательщики получили единый подход к указанным процедурам списания налогового долга.

В целом порядок погашения налогового долга налогоплательщиков по Налоговому кодексу аналогичен предыдущим законодательным актам по этому вопросу, поскольку по сути такая процедура выполняется в таком же порядке, состоит из тех же мер, а также остался неизменным механизм их применения. Вместе с тем отдельные положения актуализированы и обновлены.

Количество контролирующих органов по сравнению с Законом № 2181 уменьшено с четырех до двух, среди которых остались только налоговые и таможенные органы (отныне не имеют такого статуса органы Пенсионного фонда и органы фондов общеобязательного государственного социального страхования: по временной утрате трудоспособности, от несчастных случаев и на случай безработицы).

Появился новый термин «денежные обязательства», который объединил в себе все платежи, возникающие в налоговых правоотношениях, то есть налоговые обязательства, как и раньше, и неналоговые платежи, которые до этого времени не могли получать статус налогового долга.

Вместо термина «активы» в Налоговом кодексе введен термин «имущество», определенный в Гражданском кодексе, что уменьшит вероятность избежания некоторыми имущественными объектами распространения на них налогового залога и применения других мер взыскания.

Упрощена процедура направления налоговыми органами налогоплательщикам письменных требований по погашению суммы налогового долга. Отныне существующий ранее двухшаговый механизм направления первого и второго налоговых требований на 30 дней каждое заменен направлением только одного документа с требованием погасить налоговый долг в течение 60 дней со дня его возникновения. Также Налоговым кодексом введена возможность не направлять налоговые требования в случае, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан. Это должно существенно увеличить эффективность от реализации меры по направлению налоговых требований, количество которых уменьшится вдвое, за счет чего сократятся бюджетные расходы и сэкономится время.

Принципиальнейшей новацией Налогового кодекса в части погашения налогового долга и административного ареста имущества налогоплательщика (в частности, путем продажи имущества и взыскания денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, взыскания налогового долга с налогоплательщикафизического лица, приостановления расходных операций на банковских счетах такого плательщика и, собственно, административного ареста имущества и денежных средств на счетах налогоплательщика, не выполняющего предусмотренные законами обязанности) является то, что отныне такие процедуры могут проводиться при наличии решения суда (предварительно полученного или в дальнейшем порядке).

Следовательно, процедура погашения налогового долга и административного ареста имущества вместо сугубо административного статуса (принятие решения о взыскании налогового долга и о применении административного ареста имущества, а также выполнение таких мер, относились к компетенции налоговых органов) получила административно-судебный, поскольку без решения суда решение руководителя налогового органа не будет иметь юридической силы и, собственно, подлежать выполнению, или его выполнение должно быть прекращено.

Наряду с общей процедурой подачи административного иска относительно погашения налогового долга за счет имущества налогоплательщика начиная с 01.01.2011 г. ст. 183 3 Кодекса административного судопроизводства предусмотрена возможность ускоренного производства по судебным делам относительно погашения налогового долга за счет взыскания денежных средств такого плательщика. Указанное ускоренное производство предусматривает направление представления в административный суд в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, обуславливающих обращение в суд.

Погашение налогового долга за счет имущества плательщика налога осуществляется на основании решения суда о предоставлении разрешения на такое погашение (раньше достаточно было решения руководителя налогового органа), которое выносится по результатам рассмотрения соответствующего иска налогового органа в общем порядке искового производства. Выполнение решения суда о погашении налогового долга налогоплательщика — юридического лица за счет продажи имущества возлагается на налоговый орган в лице налогового управляющего.

Следовательно, на основании разрешения суда налоговые органы собственными силами и согласно действующей сегодня процедуре организуют продажу имущества должника, которое включено в перечень, определенный в акте описи в налоговый залог, без составления дополнительного акта описи имущества для его реализации.

Процедура взыскания налогового долга с налогоплательщика — физического лица инициируется налоговым органом путем обращения в суд по общим правилам искового производства, а выполнение соответствующего решения суда возлагается на государственную исполнительную службу (в лице государственного исполнителя) и проводится в соответствии с законом об исполнительном производстве.

Мера по взысканию налогового долга за счет безналичных денежных средств на банковских счетах налогоплательщика — должника может быть инициирована налоговым органом путем внесения в суд представления о взыскании денежных средств по налоговому долгу в порядке особого производства (ускоренная процедура). Взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, осуществляется по решению суда, которое направляется к исполнению органам ГНС, в размере суммы налогового долга или его части.

Административный арест имущества налогоплательщика осуществляется налоговыми органами на основании решения руководителя соответствующего органа о наложении такого ареста. Указанное решение подлежит обязательной проверке обоснованности его наложения, которая проводится судом путем обращения налогового органа с соответствующим представлением, рассматриваемым в порядке ускоренного производства.

Проверка обоснованности состоит в установлении судом наличия оснований для применения административного ареста и соответствия такого решения условиям, при которых оно может быть принято, и должна завершаться соответствующим выводом суда, на основании которого суд принимает решение по сути поставленного в представлении вопроса. В случае если суд по результатам рассмотрения придет к заключению о невозможности применения административного ареста, он может отказать в удовлетворении представления налогового органа с указанием мотивов неудовлетворения в постановлении.

Прекращение административного ареста имущества налогоплательщика осуществляется в связи с отсутствием в течение 96 часов решения суда о признании ареста обоснованным, за исключением случаев, когда производство по соответствующему представлению налогового органа возбуждено, но соответствующее постановление суда об удовлетворении требований о признании административного ареста обоснованным не принято по объективным причинам.

Если суд подтвердит обоснованность действия такой обеспечительной меры, как административный арест имущества в указанный срок, прекратить его действие можно только в случае полного погашения налогового долга или выполнения требований налогового управляющего.

Реализация права налогового органа на применение административного ареста денежных средств на счетах налогоплательщика может осуществляться в особом порядке, исключительно путем непосредственного обращения в административный суд с иском о наложении ареста на денежные средства на счете налогоплательщика, который рассматривается только в общем порядке искового производства (исключает возможность рассмотрения по ускоренной процедуре). То есть решение руководителя налогового органа или его заместителя не принимается.

Также применение административного ареста имущества дополнено новым обстоятельством: в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки состояния сохранности имущества должника и недопущения к составлению акта описи имущества.

Налоговым кодексом введена дополнительная ответственность в виде приостановления операций на счетах должника в банках, запрета отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязательства такого налогоплательщика допустить налогового управляющего для описи имущества в налоговый залог, осуществляемых по решению суда.

Составление акта описи имущества налогоплательщика в налоговый залог налоговым управляющим или акта об отсутствии имущества, которое может быть описано в налоговый залог, или погашение налогового долга в полном объеме являются основанием для возобновления расходных операций на счетах налогоплательщика, но срок действия такой меры ограничен двумя месяцами.

Такая мера применяется в случае, если должник препятствует выполнению предоставленных налоговому управляющему полномочий, в частности, по: описи имущества в налоговый залог или для его продажи (недопуск для осуществления описи имущества такого налогоплательщика в налоговый залог; непредоставление или несвоевременное предоставление необходимых для проведения такой описи документов; предоставление недостоверной информации; непредоставление для включения в акт описи необходимого для обеспечения полного погашения налогового долга имущества, в случае его отсутствия (недостаточности), или если такое заложенное имущество не может быть источником погашения налогового долга, а также в случае увеличения суммы налогового долга); допуску должностных лиц налоговых органов к проведению проверок (в частности, налоговых управляющих по проверке состояния сохранности имущества налогоплательщика, которое находится в налоговом залоге и может быть источником погашения налогового долга); а также с целью обязательства такого налогоплательщика выполнить такие законные требования налогового управляющего.

Для приостановления расходных операций налогоплательщика на его счетах в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, налоговые органы обращаются в суд с соответствующим представлением, который рассматривает дело в порядке ускоренного производства и принимает соответствующее решение.

Поскольку Кодексом административного судопроизводства не предусмотрена возможность одновременного рассмотрения дела в порядке как искового, так и особого производства, а также механизма разъединения требований, подлежащих рассмотрению в порядке разных видов производства, то споры по правоотношениям рассматриваются отдельно от споров об обязательствах такого налогоплательщика выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные Налоговым кодексом. То есть реализация указанных предписаний Налогового кодекса невозможна путем внесения в суд одного представления с несколькими одновременными требованиями, подлежащими рассмотрению в разных видах производства, в частности, о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика и обязательстве выполнить требование налогового управляющего (подлежащее рассмотрению исключительно в порядке искового производства), и будет основанием для отказа в принятии такого представления в части ненадлежащих требований, а в остальной части требований решает вопрос об открытии производства.

Следовательно, выполнение полномочий налоговых органов, которыми его наделяет Налоговый кодекс, по заявленным требованиям подтверждается судом (или в порядке особого производства по ускоренной процедуре, или искового производства), что должно стать дополнительным подтверждающим механизмом при осуществлении налоговыми органами действий по погашению налогового долга и применению административного ареста имущества (в частности, за счет взыскания денежных средств со счетов или продажи имущества, взыскания суммы налогового долга с налогоплательщика, являющегося физическим лицом, административного ареста имущества и денежных средств на счетах налогоплательщика в банках) и уменьшит удельный вес обращений налогоплательщиков в суды с жалобами на решение налоговых органов по этим вопросам.

Введена законодательная процедура описи имущества в налоговый залог, которая оформляется соответствующим актом по установленной форме.

Отныне законодательно более подробно и четко определены некоторые вопросы: применения права налогового залога, в частности, в части описи имущества налогоплательщика в налоговый залог в размере, равном сумме налогового долга такого плательщика (стоимость активов может превышать сумму налогового долга только в случае описи неделимого имущества, которая больше суммы долга стоимости); оценки отдельных видов имущества налогоплательщика, осуществляемой по его балансовой стоимости; включения в акт описи ликвидного имущества, что позволит налоговым органам за счет отдельных видов имущественных ценностей быстро и без значительных потерь стоимости такого имущества превращать их в денежные средства, необходимые для погашения налогового долга.

Чтобы сделать невозможным отказ должника от подписи акта описи имущества в налоговый залог, предусмотрен дополнительный механизм проведения такой описи, осуществляемой в присутствии понятых лиц.

Как и раньше, налогоплательщик может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, но только по согласию налогового органа.

Налоговым кодексом введена возможность продажи имущества налогоплательщика на трех площадках: на биржевых торгах, на целевых аукционах и через торговые организации. Утрачена возможность проведения налоговыми органами внебиржевых аукционов по продаже имущества налогоплательщика, которые организовывались в случае, если на территории района или города, где находилось подлежащее продаже имущество налогоплательщика, отсутствовала товарная биржа.

Налоговым кодексом установлена дополнительная ответственность государственных органов, в управлении которых находятся государственные и коммунальные предприятия или их имущество, за непринятие мер по погашению налогового долга. В частности, орган ГНС обязан обращаться в суд с исковым заявлением об обращении взыскания налогового долга на денежные средства такого государственного органа.

Дополнительным рычагом для кредитоспособных плательщиков является перенесение сроков уплаты платежей, осуществляемое путем рассрочки и отсрочки (ранее запрещавшееся законами о бюджете на соответствующий год) платежей, которыми с 01.01.2011 г. являются не только денежные обязательства, но и налоговый долг. В соответствии с Налоговым кодексом к налогоплательщику, получившему отсрочку (рассрочку) платежей, не применяется финансовая ответственность, компенсируемая платой за кредит — процентами.

В перечень безнадежных налоговых долгов снова включен налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), и дополнен такой перечень налоговым долгом налогоплательщика, регистрация которого прекращена на основании решения суда и государственным регистратором внесена запись об исключении такого субъекта из ЕГРПОУ.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что несмотря на текучесть времени и связанные с ним нормативные изменения в налоговом законодательстве, в частности по вопросам погашения налогового долга, без процедуры возврата долгов в бюджет правовые отношения в налоговой сфере не могли бы полноценно существовать, поскольку при условии наличия конституционной обязанности по уплате налогов и его невыполнения они были бы незавершенными. Поэтому процедура погашения налоговых долгов и в дальнейшем будет оставаться актуальной.

Следовательно, законодательные изменения в сфере погашения налогового долга налогоплательщиков и применения административного ареста имущества налогоплательщиков произошли в Украине по велению времени и должны стать залогом создания эффективного государственного регулирования, обеспечить стабильность экономической ситуации в стране, ускорить создание правового государства, приблизить украинское общество к европейскому пространству, адаптированному к европейскому правовому полю, а также учитывать задекларированные властью подходы к паритетности в налоговых правоотношениях между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов, ориентированной на создание и развитие благоприятного климата для ведения бизнеса в Украине и привлечения иностранных инвесторов.

Более того, внедренный основным налоговым законом подход, который заключается в том, что долги необходимо платить, должен положительно отразиться на государственных интересах, связанных со стабильными поступлениями в бюджет надлежащих к погашению сумм налоговых долгов, и повысить общественное значение налоговых органов как органов властных полномочий, что, в свою очередь, позволит избегать чрезмерного количества судебных прецедентов по погашению налогового долга и административного ареста имущества налогоплательщика.

Положительным результатом на пути создания правового государства и формирования эффективного государственного регулирования налоговой сферы стало обновление по велению времени устаревших норм, связанное с принятием Налогового кодекса, который заменил около 20 законодательных актов и более 15 нормативно-правовых актов, ранее регулировавших соответствующие налоговые правоотношения.

Общие принципы процедуры погашения налоговой задолженности или налогового долга регламентируются законодательными актами, которые начиная с 1998 г. и в дальнейшем (продолжая 2011 г.) оформлялись разными видами актов — от указа до закона и, в конце концов, до кодекса, но имели почти одинаковую высшую юридическую силу в системе нормативных актов.

Особенности осуществления указанной процедуры регулируются нормативно-правовыми актами низшей юридической силы (в частности, постановлениями Кабинета Министров Украины и приказами ГНА Украины и других центральных органов государственной власти), разработанными во исполнение соответствующих законов, действующий статус которых напрямую зависит от вышестоящих актов.

Следовательно, в зависимости от иерархической подчиненности, в которой находятся все нормативные акты, изменения на законодательном уровне вызывают обязательное дальнейшее их проецирование в подзаконные акты по указанному кругу вопросов.

Поэтому ниже приведена таблица нормативных оснований процедуры погашения налоговой задолженности или налогового долга, структурированных по видам нормативных актов (законы, постановления, приказы), по времени (начало и истечение их действия) и связанным с этим статусом (действующие или недействующие).

Погашение налогового долга по НДС: порядок зачисления средств

06.09.2017 246 0 0

Главное управление ГФС в Донецкой области сообщает, что пунктом 200.4 ст. 200 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) определено, что при отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно п. 200.1 ст. 200 НКУ, такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с НКУ) в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с п. 200 экз . 1.3 ст. 200 экз. 1 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации, а в случае отсутствия налогового долга — или подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика и / или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Согласно п 4 п. 5 разд. V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 № 21 (далее — Порядок № 21), на момент подачи налоговой декларации по НДС в строку 20.1 зачисляется сумма от «отрицательного значения из строки 20 декларации по НДС, в которой отражаются расчеты с бюджетом, в уменьшение суммы налогового долга, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с НКУ).

Согласно п. 1 разд. ІІ Порядка ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 07.04.2016 № 422 (далее — Порядок № 422), учет начисленных и уплаченных сумм налогов, сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса отражается в интегрированной карточке плательщика (далее — ИКП) отдельными учетными операциями в хронологическом порядке. При этом каждая операция фиксируется в отдельной строке с указанием вида операции и даты ее проведения.

Согласно п 4 п. 2 разд. ІІІ Порядка № 422 при погашении суммы налогового долга (его части) средства, уплачиваемые таким плательщик, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, уплачиваемые таким плательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь — в счет пени в соответствии с очередностью их возникновения.

Итак, зачисление суммы, которая была указана в строке 20.1 налоговой декларации по НДС в счет уменьшения налогового долга по НДС в ИКП производится в предельный день подачи налоговой декларации по НДС и используется исключительно для погашения налогового долга по НДС в следующем порядке: в первую очередь — в счет налогового обязательства, в следующую очередь — в счет погашения штрафов, в последнюю очередь — в счет пени в соответствии с очередностью их возникновения.