Пересмотр дел в порядке надзора процедура

Оглавление:

§ 2. Пересмотр в порядке надзора – исключительный способ проверки законности решений, определений и постановлений

Проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется, как и в кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим оба вида пересмотра (кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт. Так, до начала заседания член суда изучает пересматриваемые решения, определения и постановления, а также все обосновывающие их материалы дела с целью обнаружения судебных ошибок. Пересмотр дела происходит в судебном заседании, где обсуждаются выявленные случаи незаконности. В итоге суд не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.

Вместе с тем судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу, в силу чего надзорный пересмотр имеет исключительный, экстраординарный характер.

В надзорном порядке пересматриваются решения, определения и постановления независимо от времени их вынесения (месяц, год, десять лет и т.д.).

В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия, независимо от того, проверялись ли они ранее в кассационном, частном или надзорном порядке. Даже если конкретное решение раньше неоднократно пересматривалось, – это не исключает возможности новой проверки его правильности.

В надзорном порядке по действующему законодательству можно пересмотреть постановления всех без исключения судов (в том числе, военных судов и Верховного Суда РФ) и по всем без исключения категориям гражданских дел.

Право возбуждения этого экстраординарного способа проверки актов правосудия предоставлено очень узкому кругу профессиональных юристов, занимающих руководящее положение в судебной системе и прокуратуре.

В их число входят:

председатели судов областных, краевых, республиканских, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

заместители Председателя Верховного Суда РФ;

Председатель Верховного Суда РФ;

прокуроры субъектов Федерации: областей, краев, республик, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

заместители Генерального прокурора России;

Генеральный прокурор РФ.

Каждый из названных должностных лиц вправе приносить протесты:

1) Председатель Верховного Суда РФ – на любой акт правосудия любого российского суда, за исключением постановления Президиума Верховного Суда РФ; .

2) заместители Председателя – на постановления Президиума Верховного Суда РФ, на решения, определения и постановления любого российского суда, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ;

3) Генеральный прокурор РФ – на любое решение, определение и постановление, вынесенное любым судом России, кроме постановления Президиума Верховного Суда РФ;

5) председатели областных и приравненных к ним судов, а также прокуроры субъектов Федерации – на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданских делам соответствующих судов республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Указанные должностные лица могут приносить протесты в порядке надзора при наличии определенных поводов и оснований. Поводами являются надзорные жалобы сторон и других участвующих в деле лиц, а также лиц, чьи права и интересы нарушены вступившим в законную силу актом правосудия. Поводом признается и представление судьи, разбиравшего данное дело или другое дело, для которого решение имеет юридическое значение, а также ходатайство Уполномоченного по правам человека в РФ.

В надзорной жалобе, представлении и ходатайстве указываются доводы, вызывающие сомнения в законности акта правосудия, что и служит основанием к принесению протеста.

Надзорная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере 50% ставки, исчисляемой исходя из оспариваемой суммы. Если участвующее в деле лицо не может уплатить госпошлину, оно подает заявление в суд первой инстанции, который и решает вопрос об освобождении или рассрочке уплаты. Суд надзорной инстанции такие вопросы не разрешает.

Судьи и прокуроры вправе возбуждать надзорное производство протестами, копии которых направляются сторонам и другим участвующим в деле лицам. Должностное лицо вправе отозвать принесенный им протест до начала рассмотрения дела судом. Протесты прокуроров уполномочен отзывать также вышестоящий прокурор; в ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

В необходимых случаях указанные должностные лица могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора (ст. 323 ГПК). Приостановление исполнения не допускается, если опротестуемое решение подлежит немедленному исполнению (ст. 210, 211 ГПК).

Стороны и другие участвующие в деле лица могут не присутствовать в судебном заседании при пересмотре дела в порядке надзора. Они лишь извещаются о времени и месте рассмотрения дела, да и то в необходимых случаях (ст. 325 ГПК). Однако они могут представить письменные объяснения на протест, копию которого получили, и дополнительные материалы.

Пересмотр актов правосудия в порядке надзора осуществляют особые судебные учреждения – президиумы судов субъектов Федерации.

В Верховном Суде России есть два надзорных органа: Судебные коллегии и Президиум. В состав Президиума входит нечетное число судей: Председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные члены суда.

Судебно-надзорные органы составляют систему. Высший орган – Президиум Верховного Суда России. Его постановления не подлежат не только обжалованию, но и опротестованию. Затем следуют Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ. Низшими судебно-надзорными органами являются президиумы верховных судов республик в составе Российской Федерации, президиумы областных, краевых судов, судов автономной области и автономных округов, городских судов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Каждый из судебно-надзорных органов управомочен пересматривать определенные судебные постановления. Президиумы областных и приравненных к ним судов пересматривают вступившие в законную силу решения и определения районных судов и кассационные определения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России проверяет законность решений и определений по гражданским делам, вынесенных всеми судами России, если эти акты не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), судов автономной области и судов автономных округов. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам (Судебной коллегии по уголовным делам) и Военной коллегии Верховного Суда России.

Для основного звена судебно-надзорных органов – президиума суда – закон установил особый порядок проведения судебного заседания (см. об этом ниже).

Полномочия судебно-надзорных органов шире, нежели полномочия кассационной инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить решение, определение или постановление и направить дело на новое рассмотрение не только в суд первой, но и кассационной инстанции.

Кроме того, судебно-надзорный орган может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

19. ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Сущность стадии надзора и ее значение

Отличия надзорной инстанции от кассационной инстанции

В отличие от кассационной инстанции, к компетенции которой отнесено возбуждение производства и рассмотрение дел в отношении решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, по кассационным жалобам (протестам) лиц, участвующих в деле, то суды в надзорном порядке осуществляют пересмотр решений и определений судов первой инстанции и определений судов второй инстанции, вступивших в законную силу и только по протестам вышеуказанных должностных лип.

В кассационной инстанции подача жалобы (протеста) ограничена конкретным сроком, принесение же протеста должностным лицом в порядке надзора не ограничено каким-либо сроком.

Если кассационные суды при рассмотрении дела руководствуются в основном общими нормами гражданского законодательства, то надзорные имеют свои специфические особенности

Лица, имеющие право принесения протеста

В соответствии со ст. 320 ГПК правом принесения протеста в порядке надзора наделены: Генеральный Прокурор Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и их заместители — на решения, определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; Председатель Верховного Суда республики в составе Российской федерации, краевого, областного суда, городского суда городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа — на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного Суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Данный перечень лиц, могущих возбудить надзорное производство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

В соответствии со ст. 321 ГПК право пересмотра дел в порядке судебного надзора принадлежит:

  1. Президиумам Верховных судов республик, краевых, областных и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и автономного округа;
  2. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  3. Президиуму Верховного Суда РФ.

Каждый из этих судебно-надзорных органов имеет свою предметную компетенцию. Так, Президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономного округа имеют право проверки решений и определений районных (городских) судов; кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга) областных судов, судов автономной области и автономного округа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ имеет право проверки постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов; решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Президиум Верховного Суда РФ имеет право проверки решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Повод для возможного принесения протеста

Поводом для возможного принесения протеста могут явиться жалобы лиц, участвующих в деле и их представителей, заявлении граждан и организаций, материалы проверок проводимых финансовыми и налоговыми органами, различные публикации в средствах массовой информации, сообщения по радио или телевидению и т.п.

Кроме того, в соответствии со ст. 3221 ГПК просьба о проверке законности и обоснованности судебного решения может поступить от уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С целью проверки поступивших сообщений соответствующее должностное лицо, указанное в ст. 320 ГПК, а также районные и городские прокуроры в пределах своей компетенции истребуют дело из конкретного суда для решения вопроса о наличии оснований для принесения протеста. По результатам проверки может быть принесен протест либо отказано в его принесении, о чем сообщается лицу, подавшему заявление, с указанием мотивов отказа.

Приостановление исполнения

В силу ст. 323 ГПК должностные лица, которые могут приносить протесты, вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. Однако приостановлению не подлежат судебные решения, которые в соответствии со ст. 210 ГПК подлежат немедленному исполнению (например, о присуждении алиментов) либо в силу ст. 211 ГПК судом или судье могут быть обращены к немедленному исполнению (например, о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца).

При отказе в принесении протеста или его отзыве должностное лицо обязано отменить свое указание о приостановлении исполнения решения.

Возбуждение надзорного производства

Извещение лиц, участвующих в деле, и направление им копий протестов

Защищая права и охраняемые законом интересы лиц, участвующих в деле, ст. 325 ГПК установила правило, согласно которому они уведомляются о принесенном протесте и им направляется его копия. Кроме того, их обязаны известить о месте и времени рассмотрения дела по принесенному протесту.

Следует отметить, что невыполнение данного правила может явиться основанием для отмены постановления суда надзорной инстанции.

Отзыв протеста

Пределы рассмотрения дела

При рассмотрении дела в порядке надзора суд разрешает его в пределах поданного протеста и имеющихся в деле материалов. Он проверяет только правильность применения и толкования судом первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального права и не вправе приобщать к делу новые материалы, которые не были исследованы судом первой инстанции.

Однако в интересах соблюдения законности он может выйти за пределы протеста (ст. 327 ГПК).

Порядок рассмотрения протеста

Рассмотрение дела в надзорном порядке аналогично порядку в суде кассационной инстанции, за теми исключениями, которые указаны в законе.

В силу ст. 328 ГПК дело по протесту рассматривается в судебном заседании не позднее 20 дней, а в Верховном Суде РСФСР — не позднее одного месяца со дня поступления дела вместе с протестом в надзорную инстанцию. Рассмотрение дела начинается докладом председательствующего или по его поручению другим судьей.

Если в судебное заседание явились лица, участвующие в деле, то они и их представители после доклада вправе дать объяснения по существу. В заседании суда принимает обязательное участие прокурор, который поддерживает протест либо дает заключение по делу.

Рассмотрев дело, президиум суда выносит постановление, а судебная коллегия — определение. Они принимаются большинством голосов. В президиуме при равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным. Определение подписывается всем составом суда, а постановление президиума -председательствующим в заседании (ст. 328 ГПК).

В тех случаях, когда член судебной коллегии или президиума соответствующего суда не согласен с решением большинства, он вправе изложить особое мнение в письменном виде.

30. Процессуальный порядок пересмотра дел в порядке надзора.

Надзорное производство – исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

Предмет надзорного производства – судебное решение, вступившее в законную силу.

Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Сущность пересмотра дел в порядке надзора. Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле. Различие между жалобой и представлением лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.

Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу, – специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу.

Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач:

1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;

2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции

В случае наличия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора, арбитражным судом надзорной инстанции выносится определение о передаче заявления и дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда.

Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303 АПК РФ).

Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, также могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ, что тоже достаточно ново для российского арбитражного законодательства, поскольку до 2002 г. присутствие заявителей и иных лиц, участвующих в деле, при пересмотре судебного акта в порядке надзора не практиковалось.

Докладчик по делу — судья ВАС РФ — излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а лица, участвующие в деле, в случае их присутствия, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Президиум ВАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела. Президиум ВАС РФ исследует, насколько правильно была применена та или иная норма материального или процессуального права в конкретной ситуации в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами; дает оценку судебному акту нижестоящего суда с точки зрения его законности (ст.

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения. Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ (ст. 303 АПК РФ).

Судья, голосовавший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого постановления, также вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. В таком случае особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Вас РФ вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;

6) присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст. 305 АПК РФ).

В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум ВАС РФ должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта.

§ 2. Пересмотр дел в порядке надзора

Судебная проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется, как и в апелляционном, кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим данные виды пересмотра (апелляционный, кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт.

Так, поводом к проверке законности судебного постановления в порядке надзора является обращение лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы были нарушены судебными постановлениями. Неотъемлемой частью надзорного производства, так же как и апелляционного и кассационного, является процедура предварительного рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора с просьбой о пересмотре судебного постановления (ст. 379—384 ГПК).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом предварительное рассмотрение надзорной жалобы или представления является процессуальной деятельностью судьи по осуществлению правосудия по гражданским делам.

Субъектом этой процессуальной деятельности является суд надзорной инстанции в лице судьи, который все свои процессуальные правоприменительные действия обязан оформлять в форме определения, которому по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение поступившие в суд надзорная жалоба или представление прокурора (ст. 379 ГПК).

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции:

на вступившие в законную силу решения определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных и мировых судей — соответственно в президиум суда субъекта Федерации;

на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

на определения президиумов судов субъектов Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумами судов субъектов Федерации, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ;

на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ ( ст. 377 ГПК).

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики (ч. 3 ст. 377 ГПК).

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации (в случае его участия в рассмотрении дела по существу) вправе обращаться:

Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

прокуроры субъектов Федерации — соответственно в президиум суда субъекта Федерации (ч. 4 ст. 377 ГПК).

В течение десяти дней со дня поступления надзорной жалобы или представления прокурора судья вправе либо вернуть их в соответствии со ст. 380 ГПК без рассмотрения по существу (например, если пропущен годичный срок на обжалование со дня вступления в законную силу судебных постановлений, если нарушены правила подсудности и т.д.), либо рассмотреть их и вынести определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления (ч. 2 ст. 381 ГПК).

Председатель суда субъекта Федерации, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании дела (ч. 6 ст. 381 ГПК).

Кроме того, Председатель Верховного Суда РФ или его за-, меститель имеют право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности и при отсутствии обращения лиц, участвующих в деле (ст. 389 ГПК).

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда, РФ — не более чем четыре месяца. Данный срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382 ГПК).

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в надзорной инстанции;

о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции (ч.

Вынесенное им определение и материалы дела судья (в случае передачи дела для рассмотрения по существу) направляет вместе с надзорной жалобой или представлением в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). Это также относится и к судье Верховного Суда РФ, имеющему право направить свое определение в президиум суда субъекта Федерации.

Гражданское дело, переданное в суд надзорной инстанции, рассматривается в президиуме суда субъекта Федерации в целом не более чем два месяца; Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца; Президиуме Верховного суда РФ не более чем четыре месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК).

О времени и месте судебного заседания по рассмотрению дела, переданного судьей в суд надзорной инстанции, в обязательном порядке извещаются лица, участвующие в деле, под которыми необходимо также понимать и лиц, по обращению которых рассматривается дело в суде надзорной инстанции, даже если они и не привлекались к участию нижестоящей судебной инстанцией (ч. 3 ст. 386 ГПК)*.

* Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. — С. 285.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения (ч. 1 ст. 386 ГПК).

До начала судебного заседания председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда изучает пересматриваемые решения и определения, а также все обосновывающие их материалы дела с целью обнаружения судебных ошибок.

Пересмотр дела происходит в судебном заседании с участием всех лиц, участвующих в деле, где обсуждаются выявленные случаи незаконности. В рассмотрении дела принимает участие также прокурор, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела (ч. 3 ст. 376, ч. 4 ст. 377 ГПК).

По результатам рассмотрения дела все суды надзорной инстанции принимают решение в форме определения (ч. 6 ст. 386 ГПК). Если оно вынесено президиумом, то подписывается его председателем, если судебной коллегией — то судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора (ч. 2 ст. 388 ГПК).

В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия независимо от того, проверялись ли они ранее в апелляционном, кассационном, частном или надзорном порядке. Даже если конкретное решение раньше неоднократно пересматривалось, это не исключает возможности новой проверки его правильности. В порядке надзора не могут быть пересмотрены лишь постановления Президиума Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 376 ГПК).

Основанием для отмены судебного постановления в порядке надзора, в том числе и в случае направления дела после отмены решения на новое рассмотрение, является существенное нарушение норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК).

При новом рассмотрении дела суд соответствующей инстанции обязан устранить нарушения закона, выявленные судом надзорной инстанции. В итоге суд надзорной инстанции не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.

Однако суд при новом рассмотрении дела обязан выполнять не любые указания суда надзорной инстанции, а лишь о толковании закона (ч. 2 ст. 390 ГПК).

Вместе с тем судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от апелляционного, кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу, в силу чего надзорный пересмотр имеет исключительный характер.

В надзорном порядке пересматриваются решения и определения только в течение года со дня вступления их в законную силу.

Надзорная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере пятьдесят процентов ставки, исчисляемой исходя из оспариваемой суммы, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке. Если участвующее в деле лицо не может уплатить госпошлину, оно подает заявление в суд первой инстанции, который и решает вопрос об освобождении или рассрочке уплаты. Суд надзорной инстанции такие вопросы не разрешает.

В ч. 4 ст. 381 ГПК предусмотрено право приостановления исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об,этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

В Верховном Суде РФ есть три органа, осуществляющих надзорное производство: Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Президиум. В состав Президиума входит нечетное число судей: председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные члены суда.

Высшей надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда России. Его определения не подлежат обжалованию. Затем следуют Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Низшей судебно-надзорной инстанцией является президиум судов субъектов Федерации.

Каждый из судебно-надзорной инстанции управомочен пересматривать определенные судебные постановления. Президиумы областных и приравненных к ним судов рассматривают дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции (если их решения или определения не пересматривались в кассационном порядке или в порядке надзора Верховным Судом РФ), а также кассационные определения этих судов и вступившие в законную силу решения и определения районных и мировых судей и т.д.

Полномочия надзорной инстанции шире, нежели полномочия кассационной инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить судебное постановление и направить дело на новое рассмотрение не только в суд первой, но и в суд апелляционной, кассационной инстанций. Кроме того, надзорная инстанция может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений.

Пересмотр дел в порядке надзора процедура

Вступившие в законную силу определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ей в кассационном порядке, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные определения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который она подается;

2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. К надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле. К надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Определения суда кассационной инстанции подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

В целом порядок пересмотра определения в порядке надзора подобен порядку рассмотрения дела в кассационной инстанции.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований.

В соответствии со ст. 391.14 ГПК Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Необходимо отметить, что фактически, при разрешении индивидуального трудового спора с работодателем, дойти до надзорного обжалования крайне проблематично, т.к. почти единственным случаем, когда такое обжалование возможно, является та ситуация, когда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу и вынесла свое определение.