Обязательство перевозки и иные транспортные обязательства

Транспортные обязательства

Правовое регулирование транспортных обязательств осуществляется гл. 40 и 41 ГК РФ, Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — Воздушный кодекс РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ РФ), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее — КВВТ РФ), постановлениями Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и другими нормативными правовыми актами.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанных с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Одной из сторон обязательства является перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Основаниями возникновения данных обязательств являются различные договоры: договор перевозки груза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования; договор буксировки; договор об организации перевозок.

В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы следующим образом:

— договор воздушной перевозки;

— договор железнодорожной перевозки;

— договор морской перевозки;

— договор перевозки по внутренним водным путям;

— договор автомобильной перевозки;

— договор перевозки в прямом смешанном сообщении.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Соглашением сторон не может быть ограничена или устранена ответственность перевозчика, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза является реальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора перевозки груза является перевозимый груз. Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки.

Срок доставки груза не является существенным условием. Согласно ст. 792 ГК РФ если сроки доставки не определены, то перевозчик должен доставить груз в разумные сроки. Так, в соответствии со ст. 109 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

Порядок определения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 27. Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов и нормы суточного пробега.

Провозная плата в соответствии со ст. 790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Так, в соответствии с п. 3 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На железнодорожных перевозках провозная плата за перевозку груза определяется Тарифами на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 № 47-Т/5.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза:

— транспортной накладной (при перевозках внутренним водным транспортом);

— железнодорожной накладной (при железнодорожных перевозках);

— товарно-транспортной накладной (при автомобильных перевозках); грузовой накладной (при воздушных перевозках);

— морской накладной или коносамента (при морских перевозках).

Коносамент представляет собой ценную бумагу, выполняющую функции доказательства заключения договора морской перевозки груза, акта приема груза перевозчиком, товарораспорядительного документа на груз. Коносамент должен иметь определенные реквизиты, указанные в ст. 144 КТМ РФ. Коносамент может быть: именным, ордерным, на предъявителя. С передачей коносамента передаются соответствующие права на груз;

— иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Сторонами договора выступают перевозчик, грузоотправитель. Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Кроме того, участником договора может выступать грузополучатель. Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, которое обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица, предусмотренным ст. 430 ГК РФ.

Перевозчик обязан:

— подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 ГК РФ);

— осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 ГК РФ);

— доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 ГК РФ).

Грузоотправитель (грузополучатель), пассажир обязаны:

— произвести оплату перевозки;

— сообщить необходимую информацию о грузе;

Грузоотправитель несет ответственность за предоставление искаженной информации о грузе. Так, в соответствии со ст. 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Грузоотправитель (грузополучатель) несет ответственность за задержку, простой транспортного средства. Так, согласно ст. 100 УЖТ РФ за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 МРОТ.

При нарушении условий договора перевозки грузов до предъявления к перевозчику иска в суд грузоотправитель (грузополучатель) должен предъявить претензию. В противном случае суд возвращает истцу исковое заявление.

Сроки предъявления претензий устанавливаются транспортными кодексами и уставами. Так, в соответствии со ст. 126 Воздушного кодекса РФ претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

— о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

— возмещении вреда в случае утраты груза — через 10 дней по истечении срока доставки;

— возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

— возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Пунктом 3 ст. 797 ГК РФ установлен специальный срок исковой давности, составляющий один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Течение исковой давности, как правило, связано с подачей претензии. Так, в соответствии со ст. 128 Воздушного кодекса РФ течение исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира и багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, двусторонним, а договор перевозки багажа — реальным, возмездным, двусторонним.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ РФ).

Договор перевозки пассажира и багажа является публичным, и к нему применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

Сторонами договора являются пассажир и перевозчик. В качестве пассажира могут выступать исключительно физические лица.

Особенностями ответственности перевозчика являются следующие:

1) несмотря на то что перевозчик является субъектом предпринимательской деятельности, он несет ответственность лишь при наличии вины;

2) ответственность перевозчика не является полной. Перевозчик несет ограниченную ответственность (в размере стоимости утраченного груза, провозной платы и т.п.).

Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств (а отправитель — за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ). Так, в соответствии со ст. 115 КВВТ РФ за неподачу транспортных средств перевозчик несет ответственность в размере 0,1 МРОТ за каждую тонну груза, при перевозке груза в контейнерах — 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 т включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 т.

Основаниями для освобождения от ответственности являются:

— непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военных действий;

— прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;

— иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). В этом случае перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным кодексом или уставом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие:

— устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;

— иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 795 ГК РФ). Так, например, при перевозках морским транспортом штраф составляет 50% платы за проезд пассажира и провоза багажа (ст. 196 КТМ РФ).

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик» несет ответственность за несохранность груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, груза/багажа в случае, если:

— груз, груз/багаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, груз/багажа;

— недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

— перевозка груза, груз/багажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

— недостача груза, груз/багажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, груз/багажа;

— утрата, недостача или повреждение (порча) груза, груз/багажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

— грузобагаж прибыл в исправной таре или упаковке;

— перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

Размер ответственности перевозчика носит ограниченный характер. Так, ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

— в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

— в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

— в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Кроме того, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством РФ.

Особое значение для договоров данного вида имеют права пассажира. Некоторые из них определены ГК РФ, другие предусмотрены соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Пассажир имеет право:

— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;

— приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров;

— при проезде в поездах дальнего следования:

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

сдавать для перевозки багаж;

занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории;

делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток;

продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда;

продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;

при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет) и др.

Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования. В соответствии с п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть опубликован в установленном порядке. Так, к транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Особенности наступления ответственности при морских перевозках грузов заключаются в следующем. В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около 3 тыс. лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенских правилах 1974 г.

В соответствии со ст. 284 КТМ РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

В качестве примеров общей аварии можно привести:

— убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;

— убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

— убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

— убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;

— чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки (ст. 292 КТМ РФ).

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

В соответствии со ст. 297 КТМ РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

— стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

— убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

— убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

— убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

— любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

Договор фрахтования (чартер) — договор перевозки отдельными видами транспорта, который может быть заключен:

— с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства, части его или определенных помещений (чартер);

— без такого условия.

Договоры фрахтования (чартер) распространены при морских и воздушных перевозках.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования сочетает в себе элементы договора перевозки и аренды и является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 104 Воздушного кодекса РФ).

Документом, подтверждающим заключение договора фрахтования (чартера) морским видом транспорта, является чартер. В соответствии со ст. 120 КТМ РФ чартер должен содержать: наименование сторон; название судна; указание на род и вид груза; размер фрахта; наименование места погрузки груза; наименование места назначения или направления судна.

По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Различают договоры фрахтования но бербоут-чартеру, тайм-чартеру.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В соответствии со ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Однако до настоящего времени такой закон не принят. До вступления в силу указанного закона применяются соответствующие нормы транспортных уставов и кодексов. Так, согласно ст. 65 УЖТ РФ перевозки грузов осуществляются в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов. Передача с одного вида транспорта па другой вид транспорта грузов в опломбированных вагонах осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений о них данным, указанным в перевозочных документах.

Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении, при передаче их с одного вида транспорта на другой взвешиваются по требованию стороны, принимающей грузы.

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.

Ответственность за несохранность грузов также лежит на той стороне, которая приняла груз до момента передачи другой перевозочной организации. В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. При этом указанный перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчик)’, по вине которого допущены утрата, недостача или повреждение (порча) грузов.

Согласно ст. 88 КВВТ РФ и в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Буксировка суда, плота, иного объекта осуществляется морским или внутренним водным транспортом.

Договор буксировки может быть как реальным, так и консенсуальным (в зависимости от обязанности предъявить буксируемый объект до заключения договора), является возмездным, двусторонним.

Сторонами договора являются буксировщик — владелец буксирующего судна и отправитель — владелец буксируемого судна.

Договор заключается в письменной форме. Заключение договора на внутреннем водном транспорте подтверждается транспортной накладной и оформленными на основании такой накладной дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки.

Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме (п. 2 ст. 227 КТМ РФ).

Различают договоры буксировки, заключаемые морским и внутренним водным транспортом. По договору буксировки морским транспортом выделяют: морскую буксировку и портовую буксировку.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Договор об организации перевозок имеет характер предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), па основании которого заключаются конкретные договоры перевозки грузов.

Сторонами договора выступают перевозчик и грузовладелец.

В договоре об организации перевозки грузов определяются:

— сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;

— иные условия организации перевозки.

В зависимости от вида транспорта договоры об организации перевозок делятся:

— на годовой договор (автомобильный транспорт);

— долгосрочный договор (морской транспорт);

— навигационный договор (внутренний водный транспорт);

— специальный договор (воздушный транспорт).

На железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 10 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок.

Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются па основании принятых заявок на их перевозки.

По договору транспортной экспедиции оказываются экспедиционные услуги, которые включают в себя услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора являются экспедиционные услуги, к которым относятся:

— организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

— заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

— обеспечение отправки и получения груза;

— другие услуги, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

— получение требующихся для экспорта или импорта документов;

— выполнение таможенных и иных формальностей;

— проверка количества и состояния груза;

— его погрузка и выгрузка;

— уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

— его получение в пункте назначения;

— выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Форма договора транспортной экспедиции должна быть письменной. Экспедитор имеет право:

— отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента;

— выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;

— удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;

— не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;

— проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов.

Экспедитор обязан:

— оказывать услуги в соответствии с договором;

— уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным;

— экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, — предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей;

— при приеме груза — выдать клиенту экспедиторский документ;

— сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции в отличие от ответственности перевозчика наступает независимо от наличия вины. Однако если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (т.е. наступает при наличии вины).

Экспедитор несет ответственность при наличии вины за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Основания и размер ответственности определены ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

— за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

— за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

— за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

— за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, а также упущенную выгоду.

Клиент имеет право:

— выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент обязан:

— своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;

— уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Ответственность клиента перед экспедитором заключается в следующем (ст. 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

— в случае непредоставления необходимой информации клиент несет полную ответственность перед экспедитором, а именно в размере убытков, причиненных экспедитору;

— при необоснованном отказе клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов;

— клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1/10% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Как и в отношении договоров перевозки, по договору транспортной экспедиции при предъявлении клиентом иска в суд должен быть соблюден претензионный порядок. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенностью расторжения договора транспортной экспедиции является возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, с возмещением убытков, вызванных расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).