Обязательный бюджетный аудит

Оглавление:

Аудит бюджетных организаций

Проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации нередко является объектом внутренних и внешних контрольных мероприятий. Цель проведения такой проверки — определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета, предназначенных для функционирования учреждений, выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями. Исходя из этого, аудит бюджетных учреждений сегодня — действенный способ финансового контроля собственником имущества такого учреждения.

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.08.2008 г. № 307-ФЗ не обязывает бюджетные организации проводит аудиторские проверки. С позиций Закона о бухгалтерском учете и Инструкции по составлению бюджетной отчетности, бюджетному учреждению нет необходимости представлять в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Дело в том, что состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений определяет Минфин России и Казначейство. При этом никаких исключений в отношении бюджетных учреждений, которые ведут предпринимательскую деятельность, не установлено.

Собственники бюджетных учреждений лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, знакомится с деятельностью проверяемого учреждения. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов учреждения в разрезе бюджетов, его устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.

Результаты аудита подкреплены нормативно-правовыми документами. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и рекомендовать методику учета.

Собственник бюджетных учреждений может изъявить желание и принять решение о проведении аудиторской проверки.

«.. .Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.» (ст. 26 федерального закона от 14.11.02№ 161-ФЗ). Конечно, собственник бюджетного учреждения может сам установить критерии, при достижении которых бюджетное учреждение обязано провести аудиторскую проверку. А может воспользоваться действующими нормативными документами, в которых перечислено несколько случаев, когда юридическое лицо может попасть под обязательный аудит. Учреждениям наиболее близок случай, когда организация обязана проводить независимую проверку отчетности по финансовым показателям своей деятельности. Таких показателей два: выручка и стоимость активов.

Рассмотрим, может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит по названным показателям.

Выручка от оказания услуг.
Данный показатель в целях применения Закона об аудиторской деятельности определяется по поступлениям от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если за предшествовавший отчетному год этот показатель превышает 400 млн. руб., то юридическое лицо подлежит обязательному аудиту. Для бюджетного учреждения выручкой признаются поступления от приносящей доход деятельности (например, от оказания платных услуг). Целевые бюджетные зачисления от распорядителей бюджетных средств, которые составляют основную часть поступлений бюджетного учреждения, не являются выручкой от оказания услуг. Поэтому, среднестатистическое бюджетное учреждение на такой размер выручки от приносящей доход деятельности и не рассчитывает, и ему следует уделить внимание другому финансовому показателю, играющему роль в проведении обязательного аудита.

Актив баланса.
Данный показатель определяется по сумме активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. При превышении стоимости активов 60 млн руб. юридическому лицу вместе с отчетностью следует представить аудиторское заключение. Но нужно ли это делать бюджетному учреждению, которому имущество согласно ст. 296 ГК РФ передается органами власти на праве оперативного управления?
Имущество, полученное в оперативное управление, учитывается на балансе учреждения, поэтому его стоимость включается в оценку активов баланса. Бюджетное учреждение в комплекте отчетности представляет баланс бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета. В нем есть нефинансовые и финансовые активы, сумма которых составляет общий размер активов бухгалтерского баланса бюджетного учреждения. При этом активы должны быть разделены между бюджетной и приносящей доход деятельностью. Нужно ли делить активы для целей применения Закона об аудиторской деятельности?

Да нужно. По таким же правилам определяется предыдущий критерий — выручка от оказания услуг, которая также принимается к расчету в части деятельности, приносящей учреждению доход. Поэтому логично, что оба финансовых показателя (как выручку, так и сумму активов баланса) учреждение должно определять по одним и тем же операциям, относящимся к приносящей доход деятельности. У бюджетного учреждения сумма активов, относящаяся к приносящей доход деятельности, как правило, меньше суммы активов, источником поступления которых является бюджетная деятельность. Предельная сумма активов должна составлять не более 60 млн. руб.

В качестве подтверждения, проведения обязательного аудита для бюджетных организаций отвечающих вышеперечисленным требованиям, можно привести Определение ВАС РФ от 09.04.2007 N 3353/07, в котором коллегия согласилась с выводами арбитражного суда и отказала в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС. В Постановлении ФАС УО от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 суд согласился с налоговиками, которые по результатам проверки бухгалтерской отчетности привлекли учреждение к налоговой ответственности. Основание — непредставление аудиторского заключения в установленный законодательством срок. Сумма активов баланса учреждения на конец отчетного года превысила пороговое значение, поэтому оно подлежало обязательной аудиторской проверке и, соответственно, обязано было представлять аудиторское заключение. Но учреждение этого не сделало, за что было оштрафовано.

Получается, что формально бюджетное учреждение может попасть под обязательный аудит по показателям приносящей доход деятельности (хотя шансов немного), но контролировать, данное обстоятельство, некому. Налоговики могут это проверить только в отношении коммерческих (некоммерческих) организаций и негосударственных учреждений, а вышестоящие государственные органы, которым бюджетные учреждения представляют отчетность, не требуют от последних аудиторского заключения, потому что они наделены полномочиями проверять бюджетную отчетность на правильность и достоверность. Поэтому бюджетные учреждения часто не видят необходимости тратиться на привлечение аудиторов, тем более что это приходится делать за счет средств от приносящей доход деятельности.

Но аудит может рассматриваться как форма государственного финансового контроля, проводимого в отношении достоверности финансовой отчетности получателей бюджетных средств (ведомств и учреждений) и собственник может принять решение о проведении инициативного аудита.

Сегодня распространены консультирование по вопросу применения не только налогового, но и бюджетного законодательства, обучение работников бюджетной сферы и оказание других сопутствующих аудиту услуг. В таком случае при выборе аудиторов учреждению следует иметь в виду, что главное в аудите — независимость проверяемых и проверяющих лиц. Поэтому для инициативного аудита компании отбираются только независимые аудиторы, иначе результаты проверки могут быть поставлены под сомнение. Наряду с этим выбор аудитора определяется его профессионализмом, комплексом и стоимостью оказываемых им услуг. К оценке качества услуг аудиторской фирмы существуют различные подходы. Самый простой — выбрать аудиторов по рекомендации. Можно поинтересоваться деловой репутацией аудиторской фирмы, стажем ее работы на рынке аудиторских услуг, количеством аттестованных аудиторов. Если этого мало, можно заключить договор на консультационное обслуживание, по результатам выполнения которого пригласить аудиторов на проверку. Пригласите нас, и вы не пожалеете. вы останетесь с нами на долгие годы. Наша организация ООО аудиторская фирма «Юринформ-аудит» имеет большой опыт проверки бюджетных учреждений и знает требования Министерств и ведомств к учреждениям при формировании их отчетности.

Подведем небольшой итог

В бюджетных организациях аудитор в большей степени выполняет функцию информатора для собственников, руководителей и органов государственного контроля, а также призван помогать принимать оптимальные управленческие решения.

При определенных обстоятельствах, рассмотренных выше, бюджетное учреждение (орга­низация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-техни­ческих или иных функций некоммерческого характера, деятель­ность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов), может являться объектом обязательного аудита.

Наша организация ООО аудиторская фирма «Юринформ-аудит» проведет аудиторскую проверку любого бюджетного (казенного) учреждения и поможет сформировать отчетность в соответствии с требованиями Министерств и ведомств, в подчинении которых они находятся. В нашей команде состоят аттестованные аудиторы, налоговые консультанты и юристы с практическим опытом работы в различных отраслях более 10 лет. Квалификация подтверждается действующими аттестатами и сертификатами. Сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в тематических семинарах.

Качество услуг для бюджетных организаций является приоритетной задачей нашей компании, что подтверждено Европейскими стандартами качества (ISO 9001-2011).

Важным и самым трудным аспектом аудиторской проверки учета бюджетных организаций будет контроль за составлением и ведением бюджетной сметы

В процессе аудита учета бюджетных организаций казенного учреждения необходимо проверить выполнение основных показателей его деятельности — общий объем работы (оказанных услуг) с выделением специфических показателей, отражающих функционально-отраслевую направленность казенного учреждения: койко-дни (в больницах), дето-дни (в детских дошкольных учреждениях), количество врачебных посещений (в лечебных учреждениях амбулаторного типа), число учащихся (в школах, гимназиях) и др. Именно от них зависит размер бюджетного финансирования, поскольку выделение средств из бюджета производится по мере выполнения учреждениями плана производственных показателей с учетом использования ранее отпущенных средств.

На основании отчета аудитор делает соответствующие выводы, понимая особенности аудита в бюджетных учреждениях, представляя доказательства и расчеты.

СПИШИТЕ ЗАКАЗАТЬ АУДИТ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ!

+7(495) 730 5561; +7(985)921-55-61 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Адрес: 2-й Рощинский проезд, д.8, 10 этаж, офис 1007. Проезд: м. «Шаболовская», трамвай 26, остановка «3-й Верхний Михайловский проезд».

График работы с 10.00-18.00

Вых.: суббота, воскресенье

Дежурный юрист: +7(495)921-55-61; +7(985)921-55-61 (Viber, WhatsApp, Telegram); e-mail: [email protected]

Раб. дни 8.00-10.00, 18.00-21.00

Об обязательном аудите в 2018 году

Автор: Дарья Перковская, Директор Департамента аудита АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Опубликовано в журнале «Финансовый директор»

1. Статья 5. Обязательный аудит содержит 6 случаев проведения обязательного аудита. Но Информация Минфина России дает весьма обширные таблицы со случаями. Является ли эта таблица расширением или просто конкретизацией перечня статьи 5?

Таблица Минфина конкретизирует перечень случаев проведения обязательного аудита и является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения наличия необходимости проведения обязательного аудита для аудируемых лиц.

Обязательный аудит необходимо проводить не только по основаниям, указанным в пп.1-5 п.1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, но, также, если такая обязанность содержится в ином федеральном законодательстве, регулирующем деятельность той или иной организации (пп.6 п.1 статьи 5).

Перечень Минфина содержит все возможные случаи обязательного аудита, вытекающие как из Закона об аудиторской деятельности, так и из иных Федеральных законов (например, Об акционерных обществах, О некоммерческих организациях, О банках и банковской деятельности и т.д.)

2. Были ли введены какие-либо новшества по структуре заключения в последние 2-3 года?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие Международные стандарты аудита (МСА), в связи с чем Федеральные стандарты утратили силу для всех договоров на аудит, заключенных с 1 января 2017 года.

Теперь формат аудиторского заключения установлен МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».

Структура заключения кардинально поменялась. Мнения аудитора, которое ранее формулировалось в самом конце Заключения, теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица. Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнение аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.

Аудиторское заключение дополнилось новым разделов – Ключевые вопросы аудита. данный раздел призван повысить информационную ценность аудиторского заключения путем большей прозрачности проведенного аудита.

Ключевые вопросы аудита – это те вопросы, которые требовали от аудитора особого внимания при проведении аудита. В аудиторском заключении описывается:

почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и идентифицирован, как ключевой

как именно этот вопрос был изучен в ходе аудита (обзор выполненных аудитором процедур, результаты процедур, основные наблюдения по данному вопросу).

Таким образом, ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую аудитор подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации.

Этот раздел обязателен в аудиторских заключениях организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Для остальных организаций аудитор сам принимает решение об информировании в Аудиторском заключении о Ключевых вопросах аудита.

3. Должны ли все организации, проводящие обязательный аудит, устраивать открытый конкурс для выбора аудиторов?

Перечень организаций, которые обязаны выбирать аудитора (как и осуществлять иные закупки) на открытых конкурсах закреплен:

Федеральным законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Перечень организаций, которые обязаны осуществлять закупку, а том числе аудиторских услуг, через открытые конкурсы зафиксирован этими законами и включает в основном государственные компании, государственные и муниципальные органы управления, ГУПы, бюджетные учреждения и т.д.

4. Почему в некоторых случаях важно, чтобы аудит проводила Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.?

Это необходимое требование Закона об аудиторской деятельности для:

организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам

кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов

организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет более 25%

государственных корпораций, государственных компаний. Публично-правовых компаний

организации, отчетность которых включается в проспект ценных бумаг

организации, формирующие консолидированную отчетность

Данное требование установлено п. 4.1. Статьи 23 «Заключительные положения» закона об аудиторской деятельности. В соответствии с этим пунктом, аудиторы с аттестатами, выданными на основании закона 119-ФЗ Об аудиторской деятельности имеют право проводить аудит в соответствии с типом имеющегося у них аттестата, за исключением участия в аудите организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона 307-ФЗ.

5. Какие штрафы придется заплатить тем, кто не предоставил или предоставил не вовремя обязательное заключение или не зарегистрировал его?

Прямой ответственности за не проведение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено.

Не предоставление заключения в Росстат чревато не существенными санкциями в сумме 3-5 тыс.руб. на организацию и 300-500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).

Также можно сюда «притянуть» грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности по статье 15.11 КоАП (5-10 тыс.руб.).

Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:

Порядок аудита бюджетных учреждений

Порядок проведение аудита бюджетного, казенного, автономного учреждения

Аудиторскую проверку бухгалтерской и финансовой отчетности учреждения, проводят независимые эксперты-аудиторы в соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности от 30 декабря 2008 г №307-Ф3.

Учреждения заинтересованы в аудиторских проверках для контроля за движением финансовых средств в учреждении, чтобы отслеживать административно-хозяйственные процессы, своевременно выявлять нарушения нормативно-правовых актов, с целью осуществлять эффективное планирование своей деятельности.

Поэтому, аудит бюджетных учреждений специалистами аудиторской фирмы — действенный способ финансового контроля.

Для автономных учреждений можно проводить аудит с целью проверок подтверждения правильности ведения учета, средств и исполнения бюджета и сметы доходов учреждения, сметных процессов.

Аудиторская компания «Аудит Эксперт» оказывает аудиторские услуги бюджетным, казенным и автономным учреждениям в следующем виде:

  • оценка объема работ по аудиту, составление анкеты учреждения со специалистом, выезжающим к клиенту;
  • составление коммерческого предложения, проработка исогласование сметы и заключение договора;
  • оказание услуг согласно условиям договора:
  • по условиям заключенного договора на аудит заказчику могут предоставляться бесплатные консультации по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • аудиторами определяется объем выборки документов и проводится аудиторская проверка;
  • заказчику выдается заключение по результатам проверки, а также отчет о проделанной работе (письменная информация).

Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы, получающие все необходимые финансовые средства из государственного бюджета.

К бюджетным организациям относятся учреждения из разных сфер деятельности:

— образование и наука;
— органы внутренних дел;
— государственная служба;
— здравоохранение;
— культура.

Аудиторская проверка бюджетных, казенных и автономных учреждений может включать следующие услуги:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составления отчетности в соответствии с бюджетным планом, ведения бюджетного учета;
  • выборочная или сплошная проверка целевого расхода бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности предприятия;
  • подготовка к аудиту государственными контролирующими органами (Минфин, МНС);
  • выполнение специальных условий аудита;
  • налоговый аудит.

«Аудит Эксперт» поможет решить следующие задачи:

— определить уровень соответствия работы бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;

Отчет экспертов по аудиторской проверке (письменная информация) может содержать:

  • подробный анализ общего состояния бухгалтерского учета учреждения;
  • описание ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, выявленных в результате аудиторской проверки;
  • рекомендации аудиторов по решению сложившихся проблем.

С вопросами по данной услуге Вы можете обратиться к нашим специалистам.

Критерии обязательного аудита

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Важно!

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Обязательному аудиту подлежат компании:

с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании — «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

На практике нередко возникают ситуации, когда у руководителя бюджетного учреждения появляется необходимость оценить состояние бухгалтерского учета в учреждении в целом или проверить правильность ведения учета, а также законность совершаемых операций на каком‑либо отдельном участке учета. С этой целью учреждения привлекают специализированные аудиторские организации. В статье мы рассмотрим некоторые аспекты проведения аудита в бюджетном учреждении.

Кто может провести аудит?

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 307‑ФЗ под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) подразумевается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности названной отчетности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), преду­смотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Аудит может быть как обязательным, так и инициативным. Обязательный аудит проводится:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Что касается инициативного аудита, законодательство не содержит каких‑либо ограничений относительно проведения аудиторских проверок в бюджетных учреждениях. Поэтому в случае необходимости бюджетное учреждение может привлечь аудиторскую организацию для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, что найти необходимых специалистов, обладающих должной квалификацией, будет достаточно сложно.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 307‑ФЗ аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в ЕГРЮЛ, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит». Отметим, что соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина (см. ссылку https://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditors).

В свою очередь, аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Федерального закона № 307‑ФЗ). Названное лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных ст. 1 Федерального закона № 307‑ФЗ.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 307‑ФЗ, если иное не предусмотрено обозначенным законом.

Учитывая вышеизложенное, бюджетное учреждение может заключить договор о проведении аудита своего учета или отчетности либо с индивидуальным аудитором, либо с аудиторской организацией. При этом необходимо убедиться, что аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются членами саморегулируемой организации аудиторов.

Придут ли после аудиторов ревизоры?

Когда учреждение привлекает для проверки своей отчетности аудиторскую организацию (индивидуального аудитора), у него может возникнуть иллюзия, что оно впоследствии точно избежит проверок со стороны государственных органов. Однако надежда на это ни на чем не основана.

В соответствии с ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.

Исходя из п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за деятельностью бюджетных учреждений ведется:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений должен осуществляться их учредителем. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02‑07‑10/3259 Минфин отметил, что с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 307‑ФЗ аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

С опорой на вышеизложенное привлечение бюджетным учреждением аудиторской организации для проверки достоверности своей отчетности не освободит это учреждение от возможных проверок как со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и со стороны учредителя.

Нужно ли вносить сведения о результатах аудита в ЕФРСФД ЮЛ?

На основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 307‑ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФД ЮЛ) заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ауди­руемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

С учетом вышеизложенного вносить в ЕФРСФД ЮЛ необходимо сведения исключительно о результатах обязательного аудита. В случае проведения в учреждении инициативного аудита вносить сведения в ЕФРСФД ЮЛ не нужно.

Можно ли провести аудит за счет средств субсидии на выполнение госзадания?

В силу п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность исходя из предмета и целей деятельности, определенных согласно федеральным законам, другим нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

На основании положений п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 этой статьи. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Напомним, что предоставление бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания в силу положений ст. 78.1 БК РФ за счет средств бюджета субъекта РФ (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в силу которого условия, включая цели предоставления, а также порядок предоставления субсидии могут устанавливаться соглашением о ее предоставлении. При этом использование учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными данным соглашением, может повлечь наступление для учреждения ответственности, определенной этим соглашением.

Исходя из п. 4 ст. 69.2 БК РФ субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н).

В силу п. 9 Требований № 81н при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее – план) на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет показатели плана с опорой на предоставленную органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информацию о планируемых объемах расходных обязательств, в том числе об объемах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, и используются ими без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

На основании п. 12 Требований № 81н при раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, утвержденном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

Вместе с тем Требованиями № 81н не установлены нормы, в силу которых показатели по выплатам, отраженные в плане, должны соответствовать по объему и назначению нормативным затратам, использованным при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания.

Следовательно, при составлении и ведении плана бюджетное учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребности учреждения.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в силу абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении ими показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), характеризующих объем муниципальной услуги (работы).

При этом в случае использования остатков указанных средств в очередном финансовом году направления и суммы их расходования должны быть определены и утверждены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять расходы на оплату работ по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе за счет остатка средств, сложившегося ввиду экономии средств субсидии на выполнение муниципального задания), при условии, что указанные расходы были предусмотрены планом (Письмо Минфина РФ от 17.11.2017 № 02‑09‑06/76308).

Заметим, что при отсутствии возможности оплатить расходы на проведение аудита за счет средств субсидии на госзадание указанная оплата может осуществляться за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Чем руководствоваться при осуществлении закупки?

В силу ст. 1 Закона о контрактной системе обозначенный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности ведения таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Исходя из п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о контрактной системе названный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 307‑ФЗ. Таким образом, при заключении договора на проведение инициативного аудита бюджетное учреждение обязано руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Напомним, что бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223‑ФЗ. Напомним: чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернет для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или производят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

Учреждение выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В заключение отметим, что бюджетное учреждение может привлечь для проверки состояния своего бухгалтерского учета и отчетности аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора, убедившись, что они являются членами саморегулируемой организации аудиторов. При этом следует учитывать, что привлечение аудиторской организации (индивидуального аудитора) для проверки достоверности своей отчетности не освободит названное учреждение от возможных проверок как со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и со стороны учредителя.