Обязанности и права полиции доклад

Права и обязанности полиции

Все права и обязанности полиции детально изложены в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции«. Предлагаем вам ознакомиться с действиями, которые вправе осуществлять сотрудники полиции для обеспечения безопасности наших соотечественников и борьбы с правонарушениями:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельностипредставителей органов власти;
  • проверять документы, удостоверяющие личностьграждан;
  • проверять разрешения (лицензии) и другие документы на совершение определенных действий, либо на осуществление определенного вида деятельности, надзор за которыми возлагается на полицию;
  • вызывать в полицию граждани должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  • подвергать принудительному приводу в полициюграждан и должностных лиц, уклоняющихся без наличия уважительных причин от явки по вызову;
  • при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки об операциях и счетах юридических лиц и граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • участвовать в налоговых проверках;
  • запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • патрулировать населенные пункты и общественные места;
  • требовать от граждан покинуть место совершения преступления или происшествия для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • не допускать граждан на отдельные участки и объекты, либо обязывать оставаться на местах, либо покинуть их – в целях защиты жизни, здоровья и имущества этих же граждан;
  • доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться либо ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
  • осуществлять личный досмотр граждан, находящихся при них вещей и транспортных средств при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические или психотропные средства либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества (при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения);
  • останавливать транспортные средства для обеспечения безопасности дорожного движения, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов с составлением соответствующего акта;
  • привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;
  • объявлять о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений, и выплачивать это вознаграждение гражданам, и так далее.

Обязанности полиции, по большей части, следуют из прав сотрудников государственного органа. Так, основными обязанностями полиции считаются следующие:

  • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев;
  • обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
  • в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
  • исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
  • осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении;
  • осуществлять, в соответствии с федеральным законом, государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц, и многое другое.

Обязанности и права полиции доклад

«Сегодня с плакатом – завтра… с адвокатом»

Главное сейчас

Новости все материалы

Новости партнеров

Закон «О полиции». Краткое содержание

Дмитрий Медведев подписал накануне закон «О полиции». Закон вступит в силу с 1 марта, с полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

В общих положениях закона прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции – защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).

В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина, кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.

Полицейский должен быть внимателен к гражданам – при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).

Полицейский должен быть беспристрастен. В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.

Полицейский должен вызывать доверие. Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел – полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин – на работу, по месту учебы или проживания.

Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники. Так, по закону, он должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.

В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также – в крайних случаях, — пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский будет озвучивать права «на адвоката», «на один звонок», «на отказ от дачи показаний» и «на переводчика» (пресловутое «право Миранды» из голливудских боевиков).

Полицейский не может входить в дом, если хозяева против. Есть четыре исключения – спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих исключительных случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские будут вести базы данных. Туда попадут: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования.

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами – когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если не прошел – то проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил – то прокурору.

Полицейский может использовать: «палки специальные», газовые спецсредства, средства ограничения подвижности (в том числе — подручные), окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных животных. А также: водометы, бронемашины и средства разрушения преград. Все это нельзя применять к очевидно беременным женщинам, инвалидам и детям, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не нападают группой. Также нельзя использовать перечисленное, при разгоне митингов и демонстраций (ненасильственного характера и не нарушающих общественный порядок). Оговаривается, что нельзя бить человека палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца. Водомет нельзя использовать при минусовой температуре.

У полицейского будет: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский будет ходить в форме с нагрудным знаком, «позволяющим идентифицировать сотрудника полиции». Полицейский будет продактилоскопирован.

У полицейских будут звания: рядовой полиции, сержанты полиции – младший, просто сержант и старший, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, лейтенанты полиции – от младшего до старшего, капитан полиции, майор полиции, подполковник и полковник полиции, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал полиции.

В полицию не будут брать: недееспособных, судимых, отказавшихся хранить гостайну, имеющего заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющих близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедших из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский будет нести ответственность за свои действия или бездействие, в том числе противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИЦИИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ

В результате изучения данной главы студент (курсант) должен:

знать положения Федерального закона «О полиции» в части, касающейся правового статуса сотрудника полиции, а также применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; права полиции; обязанности полиции; основания и правовые последствия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

уметь анализировать ситуацию, определять основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

владеть навыками классификации прав и обязанностей полиции по определенным основаниям, а также выявления рисков, связанных с основанием применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Права полиции

Полиция в Российской Федерации сформирована для выполнения задач по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств. Полиция также осуществляет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц. Отдельными направлениями деятельности полиции являются производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, обеспечение правопорядка в общественных местах, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Полиция осуществляет и целый ряд контрольных мероприятий, в частности касающихся соблюдения законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. На полицию возложены задачи охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и ряда других определенных законодательством лиц.

Специальные структурные подразделения полиции осуществляют экспертно-криминалистическую деятельность. Для этого органы полиции имеют право: истребовать в установленном порядке от различных организаций образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию, а также другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота.

Для решения вышеуказанных задач полиция наделяется объемом прав, которые условно можно подразделить на определенные группы.

Права правоохранительно-организационного характера

К этой группе относится, в частности, право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов различного уровня, членов избирательных комиссий. Для этого сотрудникам полиции предоставлено право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в случае если имеются соответствующие основания, которые позволяют подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске. Право проверять документы может быть реализовано также, если имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении или имеются достаточные основания для его задержания. Сотрудники полиции имеют право проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию.

Полиция вправе участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ, а также получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну.

В процессуальном производстве полиции находятся различные дела. В связи с этим уполномоченные на осуществление определенных процессуальных действий сотрудники полиции имеют право вызывать граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в связи с проведением проверок по зарегистрированным в установленном порядке заявлениям и сообщениям о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях. Полиция также имеет право по материалам, находящимся у нее в производстве, запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, а также иную, необходимую для выполнения своих обязанностей, информацию, в том числе персональные данные граждан. В случае необходимости полиция имеет право подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Полиция имеет право запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате ДТП, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности или деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Для получения необходимой информации полиция имеет право беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения, посещать (в связи с расследуемыми уголовными делами или производством по делам об административных правонарушениях, проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях) государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации. В ходе такого посещения сотрудники полиции имеют право знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Сотрудники полиции, находясь на месте происшествия, имеют право требовать от граждан покинуть место совершения преступления или административного правонарушения, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, фиксирования обстоятельств происшествия, сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия и др.

Права и обязанности полицейского

При обращении к любому человеку сотрудник полиции обязан представиться, назвать свои должность, звание, сообщить ему причину и цель обращения. В случае задержания полицейский обязан объяснить задерживаемому причину и объяснить его права. Полицейский вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Эксперты раскритиковали поправки к закону «О полиции»

«Этот законопроект как лечение фантомных болей нормативным регулированием», оценили в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге проект единороссов Ирины Яровой и Александра Хинштейна, корректирующий закон «О полиции» и позволяющий стрелять в женщин на поражение. Проблемы, которые пытаются разрешить поправками к закону, не имеют «отношения к действительным проблемам полиции – перегруженности работников «на земле», в первую очередь бумажной работой, убеждены в Институте.

Неделю назад в Госдуме с подачи главы думского комитета по безопасности, единоросски Ирины Яровой и ее коллеги по фракции Александра Хинштейна оказался законопроект, существенно изменяющий права и обязанности полицейских. Среди новелл выделяются предложения разрешить полицейским стрелять на поражение в женщин, за исключением тех, у кого видны «признаки беременности». Действующий закон «О полиции» запрещает вообще стрелять в женщин. Также проект разрешает полицейским использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан для «предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти». Сейчас полицейские не вправе стрелять при массовом скоплении граждан, если из-за этого могут пострадать случайные лица. Открыть огонь можно будет, если задерживаемый им человек не просто обнажит огнестрельное оружие, прикоснется к нему и приблизится, как говорится в действующем законе, но и если «совершит иные действия, дающие основание расценить их как оказываемое противодействие».

Научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, эксперт Комитета Гражданских инициатив Мария Шклярук отмечает, что «с одной стороны, декларация правильная – сотрудники при исполнении государственных обязанностей должны чувствовать себя защищенными, и судя по тому, что возникает необходимость дополнительного государственного регулирования, таковыми они себя не чувствуют». Однако законопроект не касается порядка применения оружия – расширяются основания его применения. «В пояснительных документах к законопроекту обоснование этого пункта обойдено, обоснований нет», обращает внимание Шклярук в своем докладе, который будет завтра озвучен на «круглом столе» в Комитете гражданских инициатив, посвященном этому законопроеку.

Скептично она относится к новелле проекта, расширяющей перечень случаев, когда сотрудники полиции могут приникать в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам или занимаемые организациями. Это будет разрешено, если полицейские пытаются задержать лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, или скрывающихся с места совершения. Сейчас закон «О полиции» говорит про спасение граждан, задержание подозреваемых в преступлении, пресечение преступление и установление обстоятельств несчастного случая. Однако и сейчас, несмотря на правовой пробел, сотрудники полиции на свой страх и риск вскрывают дверь, в помещение, где скрылся человек, застигнутый на месте преступления, после чего в помещение заходят следователи, отмечает Шклярук. Идея о том, что о таких фактах вскрытия помещения сотрудники полиции должны уведомлять не только прокурора, но и суд, лишь «усилит бумажное регулирование деятельности сотрудников полиции, не дополнив ничего в права граждан», считает эксперт. «Очень редко когда прокурор или суд признает действие сотрудников полиции в такой ситуации неправомерными, – рассуждает Шклярук. – В целом права граждан при столкновении с полицией плохо защищены, и нужно повышать степень судебной защиты на уровне правоприменения, а не на уровне законодательного регулирования».

Законопроект предлагает введение повышенных гарантий сотрудникам полиции от преследования, в случае, если они выполняли требования нормативных актов или приказов. Так, в документе говорится о том, что полицейские не должны нести ответственность за свои действия, если они следуют нормативно-правовому регулированию. Это обосновывается поднятием престижа службы и защищенностью. «Но проблема то в том, что сейчас сотрудник полиции находится в ситуации настолько зарегулированной, что всегда нарушает. И эта норма ничего не изменит, любое действие сотрудника полиции может противоречить какому-нибудь ведомственному приказу», – пишет Шклярук, отмечая, что «наказать любого сотрудника по-прежнему возможно, если это будет необходимо его руководству». Однако существует еще и Уголовный кодекс, который не освобождает от уголовной ответственности за совершение преступлений, если человек подчинился заведомо незаконному приказу, говорится в докладе. «Нормы УК никто не трогает, и готова поспорить, что в случае применения – приоритет будет у УК, – говорит Шклярук. – Иными словами, престиж службы в полиции такая норма не поднимет, а может еще и усилит изолированность полиции от общества».

Есть и положительные идеи в законопроекте, говорится в докладе. К ним, в частности, относится норма, направленная на урегулирование вопроса с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. «После упразднения медвытрезвителей в системе МВД реально встала проблема с тем, что абсолютно пьяного человека нельзя доставить в отдел полиции, так как его нужно выводить из интоксикации, и каждый раз начинался спор между сотрудниками полиции и «скорой помощи». «Скорая» не берет его в больницу, в полиции отсутствуют необходимые условия, – объясняет эксперт. – Поправки урегулируют этот вопрос, обязывая сотрудников полиции доставлять таких граждан в медицинские или в социальные учреждения (там, где они созданы на уровне региональных или муниципальных властей, начавших решать проблему самостоятельно)».

В целом же эксперт полагает, что проблемы которые пытаются разрешить поправками к закону, не имеют «отношения к действительным проблемам полиции – перегруженности работников «на земле», в первую очередь бумажной работой, порожденной контролем и отчетностью, нехватки времени на первоочередные задачи предупреждения преступлений и их пресечения». «Этот законопроект как лечение фантомных болей нормативным регулированием. И лечат не то, и лечат не тем», – полагает она.

Проблема того, как работает полиция, не в той мере, как думают авторы законопроекта, зависит от существующего законодательного регулирования. «Она зависит от сложившейся системы управления, от требований, которые предъявляются к полицейским. От того, что они полностью ориентированы на производство результата по своей вертикали. У сотрудников полиции нет нормальных горизонтальных связей с населением, – говорится в докладе. – Сотрудники полиции зарегулированы правилами, отчетностью, подчинением и контролем каждого своего действия. Проблема следования или не следования нормативным актам решается сейчас через отчет сотрудника за каждый свой шаг». Необходимо изменение в системе управления, которое делегирует и ответственность, и возможность принимать решения на уровне патрульно-постового, участкового, оперативника, начальника отдела – как максимум, по небольшим делам, по их прямым обязанностям. Без бесконечных бумажных отчетов за каждое действие, увбеждена Шклярук.

С текстом законопроекта № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты РФ» можно ознакомиться здесь.

Обязанности и права полиции доклад

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «О полиции». Данный Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

Детальное сравнение положений статей 1 и 2 Закона о полиции с положениями аналогичного документа, регламентирующего работу милиции, показывает, что основной набор задач, стоящих перед милицией-полицией практически не изменился. Полиция, как и милиция, защищает жизнь и здоровье граждан, их основные права и свободы, а также собственность. Устранив неопределенность, существующую в законе о милиции, законодатель, добавил, что защите подлежат как россияне, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

В Законе «О полиции» нашли свое отражение два существенно новых принципа: беспристрастность и использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Права полиции, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, перечислены в статье 13 Закона. По сравнению с аналогичной статьей закона о милиции в новом документе в основном появились незначительные изменения. Например, в перечень прав включено право проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые в законе о милиции были отнесены к обязанностям.

Полиции предоставлено право патрулировать общественные места, выставлять при необходимости посты, контрольные и контрольно-пропускные пункты, заслоны, стационарные посты и использовать другие формы охраны общественного порядка.

Если Вы обратились к полицейскому, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• внимательно выслушать обратившегося;

• принять соответствующие меры в пределах своих полномочий или разъяснить, в чью компетенцию входят решения поставленных вопросов.

Если полицейский обратился к Вам, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

• после чего сообщить причины и цель обращения.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан!

В новом законе детализирована процедура и порядок задержания. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

При задержании сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Задержанное лицо имеет право пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. Кроме того, введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Также детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и (или) проживающие там граждане. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием, что и сохранилось в новом законе. Например, «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Также сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения силы, первую помощь и принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности». Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей, а именно, для задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.