Нормативно правовые акты субъектов рф в сфере местного самоуправления

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

Тема 2. Правовые основы местного самоуправления

2.3. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты

На территории конкретного субъекта РФ формируется региональное законодательство по вопросам организации местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ, в котором определены полномочия субъектов РФ в области местного самоуправления, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ.

Общие положения организации местного самоуправления на территории субъекта РФ обязательно закрепляются в Конституции или Уставе (основном законе) субъекта РФ. Эти положения развиваются и конкретизируются в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Субъекты РФ принимают законы по вопросам установления границ, статуса, названий муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, проведения местных референдумов и муниципальных выборов, передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, прохождения муниципальной службы и др.

Региональное законодательство в области организации местного самоуправления включает конституции, законы субъектов РФ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ, постановления органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты. Действие регионального законодательства распространяется на территорию всего субъекта РФ.

С целью организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях принимаются муниципальные правовые акты. Пунктом 1 статьи 7 131-ФЗ определены субъекты принятия муниципальных правовых актов – население муниципального образования, а также органы и должностные лица местного самоуправления.

В отличие от федеральных и региональных органов власти, органы местного самоуправления не вправе принимать законы. Основной правовой акт местного самоуправления – Устав муниципального образования, который в соответствии со ст. 44 131-ФЗ должен содержать следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; характеристику системы муниципальных правовых актов; виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов наряду с муниципальным правовым актам, принимаемым населением муниципального образования (решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан). Муниципальные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами муниципального образования, не должны противоречить уставу и решениям, принятым населением муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов также входят правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования (решения); главой муниципального образования (постановления, распоряжения); председателем представительного органа (постановления, распоряжения); главой местной администрации (постановления, распоряжения); должностными лицами местного самоуправления (распоряжения, приказы). Вопросы, по которым органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, отражены в ст. 43 131-ФЗ. Принятые муниципальные правовые акты обязательны к исполнению на территории муниципального образования (п. 3 ст. 7 131-ФЗ). Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.

В субъектах РФ формируются региональные регистры принятых муниципальных правовых актов, включающие все правовые акты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе решения, принятые населением на местном референдуме (сходе граждан). Регистры муниципальных правовых актов субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных правовых актов.

Формирование правовых основ местного самоуправления является непременным условием организации, функционирования и развития местного самоуправления в РФ. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширил полномочия муниципальных образований в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации — устав. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и ранее указанными федеральными законами. Как уже упоминалось установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

Нормативно правовые акты субъектов рф в сфере местного самоуправления

Информация

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты, принимаемые органами местного самоуправления

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Федерации исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают подзаконные акты о местном самоуправлении, которые также подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов Российской Федерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической силой.

В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.

Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления. » (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. При этом не называются субъекты, обладающие правом разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе сделать самостоятельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков устава муниципального образования.

Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработки уставов в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Одна группа законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня разработчиков.

Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обладающих правом разработки и внесения проектов уставов на рассмотрение представительного органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие). Так, согласно части 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении. » правом разработки и внесения проекта устава муниципального образования наделены:

  1. граждане, обладающие избирательным правом, или группы граждан;
  2. общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;
  3. органы местного самоуправления.

Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наделенных правом разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном самоуправлении Карачаево-черкесской Республики, Оренбургской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Закон Приморского края «О местном самоуправлении. » (ст. 22 ч. 4) наделяет таким правом депутатов представительного органа. Закон Рязанской области «О местном самоуправлении. » ко всему этому предоставляет право разработки и внесения проекта устава главе муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации.

Практическая реализация норм законов о принятии уставов муниципальных образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах Российской Федерации и ряде муниципальных образований уставы приняты представительными органами местного самоуправления. В других уставы муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах (Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес граждан к законотворческому процессу, к организации управления территорией. По сути дела, люди сами создают «малую конституцию» для своей «малой Родины», судьба которой им небезразлична.

Принятие таких актов гражданами порождает у каждого из них чувство гордости, здорового патриотизма, уверенности и самостоятельности в решении задач местного значения. В то же время это способствует повышению уровня правовой культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления правового государства.

Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмотрен также в самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2 Устава города Северодвинска Архангельской области устанавливает, что Устав Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 8 части 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Свое развитие данная норма нашла в основном в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований в Воронежской области.

В Воронежской области принят специальный закон «О порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в Воронежской области».

В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо исполнительным органам государственной власти.

Для регистрации устава муниципального образования законы субъектов Российской Федерации предусматривают определенный перечень необходимых документов.

Так, часть вторая статьи 4 Закона Воронежской области «О порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в Воронежской области» устанавливает, что вместе с уставом муниципального образования представляется:

  • заявление о регистрации, подписанное главой муниципального образования или лицом, его замещающим;
  • заверенная копия решения представительного органа местного самоуправления или местного референдума о принятии устава муниципального образования;
  • документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистрационного свидетельства;
  • документ о предоставлении юридического адреса органу местного самоуправления.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение одного месяца со дня принятия устава муниципального образования.

Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и государственная регистрация самих уставов.

При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регистрационный сбор не взимается.

Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального образования является свидетельство о государственной регистрации.

Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть документы и принять одно из решений: регистрировать устав муниципального образования и выдать свидетельство о государственной регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный отказ.

Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления. » может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень документов, установленных законами по данному вопросу.

И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование решения об отказе в регистрации устава наделены граждане и органы местного самоуправления.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию и структуре устава муниципального образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления. » (ст. 8) в уставе муниципального образования указываются:

  1. границы и состав территории муниципального образования;
  2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
  3. формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
  4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  5. наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  6. срок полномочии депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
  7. виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
  8. основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  9. порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  10. статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  11. гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
  12. условия и порядок организации муниципальной службы;
  13. экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
  14. вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.

В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если появится такая необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи федерального закона.

В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, принятия и регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него изменений и дополнений; наименование муниципального образования, его герб или эмблема, историко-культурные особенности данного поселения, схема управления данного поселения и т. д.

В самих уставах муниципального образования нередко предусматриваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М: Юридическая литература, 1993.
  2. Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии. — М.,1997.-№ 4 (46).
  3. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. — М.:МОНФ, 1998.
  4. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп. / Под ред. Г. Люхтерхпиндт – М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.
  5. Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:ЮНИТИ, 1997.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон, 28.08.95 № 154 – ФЗ//Российская газета, 1995, 1 сентября.
  7. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998.
  8. Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления // СОЦИС.-М., 1997. – № 1.
  9. Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
  10. Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

3.3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе источников налогового права

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно региональных или муниципальных налогов. Однако субъекты РФ и органы местного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако-ном, а налог всегда является ограничением права частной собственности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам местного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкционированного со стороны государства. Однако это не говорит о мало- значимости региональных и муниципальных источников налогового права, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная налоговая компетенция, относительно регулирования которой акты региональных и местных органов обладают высшей юридической силой. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают свойством общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т.е. свойствами правовых норм. Правовые акты, содержащие такие нормы и регулирующие вопросы нало-гообложения, в полной мере относятся к нормативно-правовым и включаются в общероссийскую правовую систему.

Региональное и муниципальное правотворчество по вопросам налогообложения осуществляется различными методами. Анализ

Конституции РФ, Налогового кодекса РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. позволяет сделать вывод, что в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие решений по вопросам налогообложения осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов налоговых нормативно-правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы региональной (местной) администрации. Так, согласно Уставу города Саратова решения городской думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сборов, пошлин и иных платежей либо изменения структуры финансовой компетенции исполнительных органов местного самоуправления вступают в силу при наличии согласия мэра города (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа местного самоуправления исполнительному. Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финансовой компетенцией и выборным (представительным) характером принимающего их органа.

Таким образом, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права имеют следующие характерные признаки:

обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;

пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);

обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;

необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ);

возможность со стороны субъектов налогового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.?

Правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие местное самоуправление

На уровне субъектов РФ общие вопросы регулирования местного самоуправления в первую очередь находят отражение в их конституциях и уставах. Так, например, в Конституции Республики Северная Осетия — Алания местному самоуправлению посвящена гл. 10 «Местное самоуправление», в Уставе Тюменской области — гл. 8 «Местное самоуправление», в Уставе (Основном законе) Саратовской области — гл. 13 «Местное самоуправление в области». В конституциях (уставах) вопросы, касающиеся организации местного самоуправления, как правило, регулируются в самом общем виде. Например, ст. 72 Устава Саратовской области гарантирует право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством РФ и области. Население области осуществляет свое право на местное самоуправление непосредственно (выборы, референдум, собрания, сходы, конференции и другие формы прямого волеизъявления) и через образуемые им органы местного самоуправления.

Более детально рассматриваемая сфера общественных отношений регулируется в законах субъектов РФ. В период действия Закона о местном самоуправлении 1995 г. в большинстве субъектов РФ были приняты базовые законы субъектов РФ о местном самоуправлении. Так, в субъектах РФ можно было встретить следующие законы.

1. О местном самоуправлении (по этому пути шли в большинстве субъектов РФ, например Красноярский, Приморский края. Камчатская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Республика Тыва и др.).

2. Об организации местного самоуправления (Республика Марий Эл, Чувашия, Приморский край. Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Читинская, Ульяновская области, г. Москва, Еврейская автономная область).

3. Об основах местного самоуправления (Алтайский край. Калининградская область).

4. Об общих принципах организации местного самоуправления (Республика Бурятия, Амурская, Липецкая, Сахалинская, Ярославская области).

Принятие Закона о местном самоуправлении 2003 г. потребовало от региональных законодателей, с одной стороны, изменения действующих законов о местном самоуправлении, с другой — формирования новой законодательной базы местного самоуправления. При этом, как уже отмечалось выше, новый Федеральный закон о местном самоуправлении гораздо подробнее, чем старый, регулирует вопросы его организации. Законодательные же акты субъектов РФ могут приниматься только по тем вопросам организации местного самоуправления, по которым это прямо предписано федеральным законом. В частности, органы государственной власти субъектов РФ вправе:

— устанавливать ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 7);

— устанавливать границы территорий муниципальных образований (ч. 2 ст. 10);

— наделять городские поселения статусом городского округа (ч. 2 ст. 11);

— изменять границы муниципальных образований (ч. 1 ст. 12);

— преобразовывать муниципальные образования (ч.1 ст. 13);

— передавать органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия (ч. 2 ст. 19);

— устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 32);

— определять наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) (ч. 3 ст. 34);

— определять в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, условия контракта для главы местной администрации (ч. 3 ст. 37);

— устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) (ч. 4 ст. 37);

— устанавливать порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений (ч. 4 ст. 60);

— устанавливать порядок образования районных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ч. 1 ст. 61);

— утверждать методику, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципальных образований (ч.2 ст. 62) и т.д.

Поскольку круг вопросов, касающихся организации местного самоуправления, которые могут быть урегулированы законами субъектов РФ, не так уж и велик, некоторые из них вообще отказались от принятия базовых законов о местном самоуправлении, предпочтя, вместо этого, разработать и принять несколько небольших по объему законов, регулирующих конкретные вопросы, отнесенные к их предметам ведения. Так, например, во исполнение Закона о местном самоуправлении 2003 г. были приняты следующие законы Саратовской области: от 23.12.2004 № 79-ЗСО «О городских округах»; от 23.12.2004 № 78-ЗСО «О муниципальных районах»; от06.03.2006 № 13-ЗСО «О наименованиях органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Саратовской области»; от 29.03.2005 № 27-ЗСО «О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Саратовской области»; от 27.09.2005 № 89-ЗСО «Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального образования Саратовской области в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий» и др.

В других субъектах РФ предпочли видоизменить действовавшие до принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г. базовые законы о местном самоуправлении либо принять новые. В качестве примера можно привести Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и Закон Тюменской области от 29.12.2005 № 444 «О местном самоуправлении в Тюменской области».

Помимо законов в субъектах РФ принимаются и многочисленные подзаконные акты по вопросам организации и функционирования местного самоуправления.

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты — устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения и до принятия соответствующих законов. Однако, после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, закрепляемые в ст. 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, включают:

а) осуществление правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления.

Субъекты Федерации принимают и изменяют законы, иные нормативные акты по вопросам местного самоуправления. Они принимают законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе, о порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и многие другие законы, а также нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления;

б) обеспечение гарантий местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают:

гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

государственные минимальные социальные стандарты;

сбалансированность минимальных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации;

передачу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий субъектов Федерации;

защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления;

принятие региональных программ развития местного самоуправления;

в) обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.

Субъекты Федерации вправе создавать свои конституционные (уставные) суды, которые призваны, в частности, обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.

Создание эффективной системы местного самоуправления в Российской Федерации — процесс длительный: субъектам Федерации предстоит выполнить большой объем правотворческой и организационно-методической работы в сфере местного самоуправления.