Некоммерческие организации екатеринбурга список

Проекты НКО

Список НКО Свердловской области, получивших государственную финансовую поддержку Президента РФ на 2007 год

некоммерческих организаций Свердловской области, получивших

государственную финансовую поддержку Президента Российской Федерации

по распоряжению от 15 декабря 2006 г. №628-рп

Автономная некоммерческая благотворительная организация Научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое дело»

поддержка некоммерческой организации

Генеральный директор: СИМАКОВА

Вера Игоревна тел: 8-922 — 603-2388 ;

Гл. бухгалтер: ПОКИДЫШЕВА

тел: 8-922 — 207-1815

Автономная некоммерческая организация «Центр технологий гражданского мониторинга»

Проект по внедрению системы гражданского мониторинга реализации национальных проектов

Директор: ГОЛУБКОВА Надежда

Ивановна, тел: 371-19 -87, с. 217-53 -88;

Гл. бухгалтер: БАХАРЕВА Инна Владимировна, тел: 371-4317

Детская общественная организация Свердловская областная Ассоциация поисковых отрядов «Возвращение»

Проект по патриотическому воспитанию молодежи «Дорогами Уральского добровольческого танкового корпуса»

Председатель Совета: СКУРАТОВА Елена

Валерьевна, тел: 374-2701 ; 375-7806 ;

Зам. председателя: ХАРДИНА Татьяна

Витальевна тел: 374-2701 ;

Детско-молодежная общественная организация Союз юных корреспондентов Свердловской области

Проведение межрегионального открытого форума детского и юношеского творчества «Бумеранг»

Председатель Правления: ШИНКОРЕНКО

Юрий Васильевич, тел: 233-1630 ;

Гл. бухгалтер: ВЕРШИНИНА Алена

Александровна, тел: 8-922 — 2151-533

Негосударственное коррекционное образовательное учреждение «Центр индивидуального образования «Пеликан»

Проект «Дети-инвалиды: предотвращение асоциального поведения»

Директор: ГЛУХИХ Зоя Александровна

тел: 255-1331 ; 8-908 — 92-91 -952;

Гл. бухгалтер: ГЛУХИХ Оксана Игоревна

Некоммерческая организация «Региональный центр образовательных и коммуникативных технологий»

Проведение открытого конкурса на лучшее освещение в СМИ работы по противодействию наркотизации общества

Директор: ТРАХТЕНБЕРГ Анна Давидовна, тел: 251-7037 ; 8-912 — 24-27622 ;

Гл. бухгалтер: ГРИБОВОД Елена Григорьевна, тел: 251-7037

Некоммерческая организация «Уральский научный фонд»

Создание постоянно действующего консультационного центра по развитию культуры толерантности в Свердловской области

Президент: АЛЕКСАНДРОВА Ольга Викторовна, 2-287 -111

Региональная общественная организация «Центр молодежных инициатив К»

Создание центра поддержки некоммерческих организаций

Председатель Совета: СУДАКОВА

Ирина Викторовна, тел. (3439) 39-79 -61;

Зам. председателя Совета: РЕУТОВА

Ольга Михайловна, 8-912 — 603-2546 ;

Гл. бухгалтер: ЧЕМЕЗОВА Елена

Ивановна, тел. (3439) 32-45 -43; 32-57 -33

Региональное общественное учреждение культуры «Свердловский областной Дом Мира и Дружбы»

Проект «Развитие международного сотрудничества и поддержка соотечественников за рубежом»

Директор: СУЛТАНОВ Тагир Асхатович,

Тел. 371-07 -73; 8-922 — 108-7555 ;

Гл. бухгалтер: МУХУТДИНОВА Зиларида Салимовна, тел. 8-912 — 221-9528

Свердловская Областная Детско-юношеская Общественная Организация «Объединение патриотических клубов «Дружина»

Материально-техническая поддержка некоммерческой организации

Председатель Совета: ПОПОВ Олег

Владимирович, тел. 372-3685 ;

Зам. председателя: ГРИГОРЬЕВ

Иннокентий Николаевич, тел. 372-3685 ;

Свердловская областная общественная организация «Добрая Воля»

Создание центра поддержки некоммерческих организаций

Директор: ГЕЛЛЕР Николай Аркадьевич

Зам. директора: ЗЫРИНА Елена Евгеньевна, тел.: 377-7853 , факс: 377-7854

Гл. бухгалтер: ВАУЛИНА Людмила Сергеевна, тел.: 377-7853

Свердловская областная общественная организация инвалидов (ветеранов) войны, труда, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов

Проект по патриотическому воспитанию молодежи

Председатель: СУДАКОВ Юрий

Дмитриевич тел.: 376-6788 ;

Гл. бухгалтер: АЛЕКСЕЕВА Анжела Валентиновна, тел: 376-6789

Свердловская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» (ВОИ)

Материально-техническая поддержка некоммерческой организации

Председатель: КИНЕВ Николай Павлович

тел.: 257-5523 ; 251-9291 ;

Гл. бухгалтер: КОСТКО Ольга Викторовна

Свердловская региональная общественная организация «Память сердца. Дети погибших защитников отечества»

Проект по розыску погибших, пропавших без вести солдат в Великой отечественной войне

Председатель Совета: КОЧУБЕЙ Елена Михайловна тел. д. 212-4522 , р. 371-6448 ;

Гл. бухгалтер: КУЗБИТ Людмила Ивановна тел. 360-0322 д.

Свердловская региональная общественная организация «Центр мониторинга и стратегических экспертиз»

Проект «Мониторинг общественного мнению по реализации приоритетных национальных проектов»

Директор: ДЬЯКОВА Елена Григорьевна

тел: 251-7037 ; 8-912 — 24-18723

Гл. бухгалтер: ГРИБОВОД Елена Григорьевна, тел: 251-7037

Свердловский региональный общественный фонд «Семья-XXI век»

Материально-техническая поддержка некоммерческой организации

Президент: ДОКУЧАЕВА Лариса Николаевна, тел.: 371-3626 ;

Директор по проектам: КОСТАРЕВА

Мария Михайловна, тел.: 8-9222 — 154-190 ;

Гл. бухгалтер: ХОДИНА Светлана Григорьевна

Свердловское областное общественное учреждение «Центр общественных связей Свердловской области»

Проект по укреплению и развитию институтов гражданского общества

Председатель Совета: КОВАЛЕВ Виктор

Иванович, тел.: 371-84 -52;

Исполнительный директор: СУЛТАНОВ Тагир Асхатович, тел. 8-922 — 108-7555 ;

Гл. бухгалтер: МУХУТДИНОВА Зиларида Салимовна, тел. 8-912 — 221-9528

Свердловское региональное общественное учреждение «Институт региональной политики»

Создание Уральского научно-методического центра медиакультуры и медиаобразования

Руководитель проекта: ЗАХАРЕНКО

Галина Николаевна, тел: 371-4917 (4871);

Гл. бухгалтер: САДИКОВА Светлана

Михайловна, тел: 371-0756

Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»

Материально-техническая поддержка некоммерческая организация

Председатель: МИШАРИН Владимир

Васильевич тел. 371-8966 ; 371-5600 ;

Зам. председателя: МАРКОВ Илья Николаевич тел.: 371-8966 ; 371-5600 ;

Гл. бухгалтер: ГУТМАН Фаина Яковлевна

Уральский фонд социальных исследований

Проект «Власть и общественные науки: поиск оптимального взаимодействия»

Директор: РУДЕНКО Виктор Николаевич

Гл. бухгалтер: ГАФАРОВА Ольга Николаевна, тел: 251-7087

Фонд «Социально-реабилитационный Центр «Дорога к жизни»

Материально-техническая поддержка некоммерческой организации

Актуальная проблема, или с чего начать при создании некоммерческой организации.

При определении предмета и цели деятельности некоммерческой организации не старайтесь охватить все виды деятельности и все категории социально незащищенных граждан, так как специфика оказания помощи, например, бездомным и детям-сиротам, лицам, находящимся в местах лишения свободы, и инвалидам существенно различается.

Поэтому при создании некоммерческой организации определите наиболее актуальную проблему и ту целевую категорию граждан, кому вы будете помогать. Исходя из этого, сформулируйте цели и предмет деятельности.

Помните о том, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Не забывайте о том, что с 01 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которыми все некоммерческие организации разделены на корпоративные (с институтом членства) и унитарные.

К корпоративным некоммерческим организациям теперь относятся:

— товарищества собственников недвижимости,

— казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

К унитарным организациям относятся:

— автономные некоммерческие организации,

Предусматривается закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций (статья 50, §6 и §7 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п.3 ст.50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Не забывайте о том, что некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Часто от характера и видов деятельности зависят меры поддержки, которые могут быть оказаны вашей организации со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст.31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрена поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Следует отметить, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Например, на территории Свердловской области имеется Закон Свердловской области от 27.01.2012 N 4-ОЗ (ред. от 17.12.2014) «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 25.01.2012). В муниципальном образовании «город Екатеринбург» действует Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.12.2011 N 78/50 «Об утверждении Положения «Об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» и др.

Для того, чтобы получать поддержку, необходимо, чтобы ваша организация осуществляла тот или иной вид деятельности, предусмотренной п.1 ст.31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», кроме того эти виды деятельности должен быть предусмотрены в уставе некоммерческой организации. К таким видам деятельности относятся:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Если в уставе вашей организации предусмотрено осуществление деятельности, указанной в п.1 ст.31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», то ваша некоммерческая организация, как социально ориентированная, имеет право получать меры поддержки, предусмотренные федеральным, региональным и местным законодательством. Часто органы власти или местного самоуправления ставят под вопрос социально ориентированный статус организации. Чтобы этого избежать целесообразно при создании и регистрации некоммерческой организации в названии указать, что она — социально ориентированная.

Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

В 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», в частности, в Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (статьи 31 и 31.1 Федерального закона).

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» было введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и закреплены положения, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.

Социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, которые созданы в следующих формах:

  • общественные объединения (кроме политических партий);
  • религиозные организации (объединения);
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • казачьи общества;
  • некоммерческие партнерства;
  • частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • фонды;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Особо подчеркивается, что социально ориентированная некоммерческая организация не может быть создана в форме:

  • государственных корпораций;
  • государственных компаний;
  • общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

  1. социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  13. проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  14. участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  15. социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  16. мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  17. содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  18. увековечение памяти жертв политических репрессий.

Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными действующим законодательством видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

В городе Екатеринбурге принято Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.12.2011 № 78/50 «Об утверждении Положения «Об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», в соответствии с которым также признаются социально ориентированными некоммерческие организации, осуществляющие следующие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации:

  • работа с ветеранами, инвалидами;
  • работа с детьми и молодежью;
  • решение вопросов укрепления семьи;
  • выработка межнационального согласия.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» социально ориентированные некоммерческие организации отнесены к перечню субъектов, с которыми договоры аренды, могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов).

Социально ориентированным некоммерческим организациям могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, т.е. преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности путем передачи государственного или муниципального имущества, либо предоставления имущественных льгот.

Имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется путем предоставления таким некоммерческим организациям объектов муниципального нежилого фонда в возмездное владение и (или) пользование по целевому назначению. Передача объекта муниципального нежилого фонда в аренду осуществляется на основания Постановления Администрации города.

Имущественная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается при условии, что организация зарегистрирована в качестве юридического лица и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования «город Екатеринбург». При этом учитываются виды деятельности некоммерческой организации, указанные в учредительных документах. В случае если виды деятельности организации в учредительных документах названы иными словами, чем в статье 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, определение является ли организация социально ориентированной, не становится формальным. Кроме того, виды деятельности, выполняемые социально ориентированными некоммерческими организациями должны соответствовать видам экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляется муниципальное имущество в аренду сроком на 5 лет, в том числе по льготным ставкам арендной платы, установленными правовым актом Администрации города Екатеринбурга. На основании Постановления главы Екатеринбурга от 20.03.2008 № 1007 «Об утверждении корректировочных коэффициентов к базовой ставке арендной платы объектов муниципального нежилого фонда муниципального образования «город Екатеринбург» при расчете арендной платы для общественных объединений, использующих объект в качестве офиса, применяется корректировочный коэффициент равный 0,5.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.11.2012 № 4854 (ред. от 14.03.2017) утвержден перечень муниципального имущества, предназначенный для оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политические партии, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации), объединения работодателей, товарищества собственников жилья имеют право получить в аренду муниципальное имущество без проведения процедуры торгов. Для этого некоммерческая организация обращается в Департамент по управлению муниципальным имуществом с запросом о предоставлении муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставлении муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

Муниципальное имущество передается некоммерческой организации для использования по целевому назначению, в соответствии с деятельностью, определенной ее уставом. Срок действия договора аренды – 5 лет.

Общие требования к некоммерческим организациям, подающим запросы на предоставление муниципальных услуг:

  • юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • запросы и прилагаемые документы должны соответствовать административным регламентам;
  • заявитель не должен иметь задолженность перед бюджетом всех уровней на дату подачи запроса.

Сводный перечень объектов, свободных от прав третьих лиц, предназначенных для сдачи в аренду, с указанием объектов, предназначенных для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, размещены в Реестре свободных помещений.

Некоммерческие организации в России

Некоммерческая организация (НКО) — это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Создается для оказания услуг в социальной, благотворительной, культурной, образовательной областях, а также для защиты прав граждан и организаций, оказания юридической помощи и др.

Понятие «некоммерческая организация» впервые было введено Основами гражданского законодательство Союза ССР и республик (утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.). Затем оно было закреплено в 1994 г. Гражданским кодексом РФ.

12 января 1996 г. президентом РФ Борисом Ельциным был подписан федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» (последние изменения внесены 2 июня 2016 г.), который в настоящее время регулирует деятельность НКО в России.

Создание и регистрация

НКО могут создаваться в форме автономной некоммерческой организации, фонда, учреждения, ассоциации или союза, общественной организации, религиозного объединения, национально-культурной автономии и др. Наименование некоммерческой организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Учредителями могут выступать совершеннолетние граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица — российские и зарубежные. Предусмотрены некоторые ограничения. Так, учредителем (участником или членом) НКО не могут быть иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в России. Кроме того, учредителем не могут выступать организации или лица, чья деятельность была признана экстремистской.

НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, только если она направлена на достижение целей организации. Распоряжением правительства РФ от 13 сентября 2007 г. определен перечень видов предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческие организации, причем они могут быть зарегистрированы только в организационно-правовой форме фонда, АНО, общественной или религиозной организации. НКО могут пользоваться упрощенной системой налогообложения, если доля участия в них других организаций составляет менее 25%.

Решение о государственной регистрации НКО общероссийского уровня, а также отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций принимает центральный аппарат Министерства юстиции РФ (Минюст). Межрегиональные, региональные и местные НКО регистрируют территориальные органы министерства.

Если в ходе деятельности НКО осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и действующему законодательству, ей может быть вынесено письменное предупреждение со стороны Минюста, или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений. После более двух письменных предупреждений или представлений НКО может быть ликвидирована по решению суда. Ликвидация НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Статистика по НКО

На 17 июня 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве — 33,8 тыс., в Московской обл. — 15 тыс., Санкт-Петербурге — 12,2 тыс., Свердловской обл. — 6,6 тыс., Краснодарском крае — 6,5 тыс., Татарстане — 5,5 тыс., Башкирии — 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что «в НКО трудятся более 670 тыс. человек».

Список НКО опубликован на сайте Минюста России.

НКО — иностранный агент

Понятие «НКО-иностранный агент» было введено федеральным законом от 20 июля 2012 г., документ внес изменения в законодательные акты в части регулирования деятельности некоммерческих организаций. Согласно документу, НКО, занимающиеся политической деятельностью на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве иностранного агента.

За нарушения законодательства о статусе иностранного агента Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрены различные штрафы — до 300 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юридических. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от представления необходимых документов для включения НКО — иностранного агента в соответствующий реестр Минюста: максимальное наказание — лишение свободы до двух лет (статья 330.1 Уголовного кодекса РФ).

28 декабря 2012 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав человека и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» (закон был подписан после принятия в США «Акта о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского», известного как «акт Магнитского»). Документ, в частности, ввел временный запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО. Эти организации могут возобновить свою работу лишь в случае отказа от американских грантов.

21 февраля 2014 г. главой государства был подписан закон, в соответствии с которым Минюст имеет право проверять все некоммерческие организации на тех же основаниях, что и НКО-иностранные агенты. 4 июня 2014 г. вступили в силу очередные поправки к закону об иностранных агентах, наделившие министерство полномочиями принудительно регистрировать неправительственные организации в качестве иностранных агентов.

2 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который внес поправки в закон о некоммерческих организациях по уточнению понятия «политическая деятельность» НКО (официальное название: «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; был внесен Госдуму в феврале 2016 г. группой депутатов, представляющих все фракции нижней палаты российского парламента). Согласно закону, к формам политической деятельности НКО (за исключением политической партии) относится финансирование этой деятельности; участие в организации и проведении публичных мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий и др.; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в наблюдении за проведением выборов и референдумов, формировании избирательных комиссий, в работе политических партий; формирование общественно-политических взглядов путем проведения опросов общественного мнения и др. Не относится к политической деятельность в области науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной поддержки и защиты граждан, физической культуры и спорта, благотворительность и др.

Зарегистрированные и признанные иностранные агенты

29 апреля 2014 г. на заседании Совета Федерации РФ генпрокурор России Юрий Чайка сообщил, что в ходе проверок НКО «признаки политической деятельности» и подтвержденное документацией самих НКО иностранное финансирование выявлено у 215 организаций. На конец 2013 г. прокурорами были установлены 24 НКО, подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах.

Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» (27 июня 2013 г.). Первой НКО, признанной иностранным агентом, стала Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» (5 июня 2014 г.).

НКО — иностранными агентами являются межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» (Москва; включена 21 июля 2014 г.), межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» (Нижний Новгород; 16 января 2015 г.), некоммерческая организация «Фонд защиты гласности» (Москва; 19 ноября 2015 г.), автономная некоммерческая организация «Институт прав человека» (Москва; 20 ноября 2015 г.) и др.

По состоянию на 24 июня 2016 г., в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, числятся 100 организаций. Всего иностранными агентами были признаны 133 некоммерческих организаций, впоследствии 33 из них были исключены из списка Минюста в связи с ликвидацией или прекращением данной деятельности. Последняя включена 22 июня 2016 г. — Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «ЭСВЕРО» (Москва). Согласно информации на сайте организации, она занята вопросами профилактики распространения ВИЧ среди наркозависимых.

НКО — иностранные агенты на сайте Минюста России.

Социально ориентированные НКО

По данным Росстата, в 2013 г. насчитывалось 113 тыс. социально ориентированных НКО. По исследованию Росстата за 2012 г., деятельность в области образования и науки вели 25,4% социально ориентированных НКО, социальной поддержки и защиты граждан — 21,9%, физической культуры и спорта — 17,9%, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи — 14,7%, благотворительности — 13,2%, здравоохранения — 10,9%, культуры и искусства — 9,5%, оказывали различную психологическую помощь — 9,4%, юридическую — 8,8%, поддерживали пожилых людей — 5,7%, инвалидов — 5,5%, матерей и детей — 4,2%.

В 2014 г. в 45 субъектах РФ реализовывалась 71 региональная программа поддержки социально ориентированных НКО. Для этих целей из федерального бюджета было выделено в виде субсидий 660 млн руб. (в расчете на два года).

Финансирование

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников финансирования НКО: федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), частные пожертвования (меценатство, система привлечения частных средств, электронная благотворительность).

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 г. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 млрд 698 млн руб. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 г. стали 347 НКО (было отобрано 1,2 тыс. проектов).

В 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд руб. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 млрд 200 млн руб. (данные с V Съезда некоммерческих организаций России, который проходил 2-5 декабря 2014 г. в Москве).

В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4,23 млрд руб. (соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г. на гражданском форуме «Сообщество» президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд руб.

В 2016 г. президент РФ Владимир Путин распорядился выделить 4,59 млрд руб. на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав человека. Деньги из федерального бюджета пойдут на проведение четырех конкурсов (должны состояться до 16 декабря 2016 г.) и на гранты по их результатам. Распоряжением главы государства (от 5 апреля 2016 г., № 68-рп) утвержден список из 9-ти НКО: Российский союз молодежи, Российский союз ректоров, Союз пенсионеров России, Союз женщин России и др.

Финансирование из-за рубежа

По данным Минюста России, за 2013 г. 2,7 тыс. некоммерческих организаций, зарегистрированных на то время в России, получили иностранное финансирование на сумму 36 млрд руб.

Газета «Известия» писала 13 апреля 2015 г.: по данным Минюста и Общественной палаты РФ, в 2014 г. 4 тыс. 108 некоммерческих организаций получили из-за рубежа более 70 млрд руб.