Налоговый кодекс пункт 1 статья 31

Оглавление:

Ст. 31 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы

Ст. 31 НК РФ: официальный текст

Ст. 31 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 31 НК РФ определяет права ИФНС во взаимоотношениях с налогоплательщиками. С 2015 года эти права в значительной мере расширены, причем из-за изменения не столько ст. 31 НК РФ, сколько ряда других статей. Рассмотрим, какие же новые права появились у налоговиков.

Как в 2015–2016 годах менялась статья 31 НК РФ?

В начале 2015 года в статье 31 НК РФ произошло единственное изменение: был расширен перечень иностранных налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в РФ, которым ИФНС направляет документы по почте.

В мае 2015 года (закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. » от 02.05.2015 № 113-ФЗ) текст п. 4 статьи был дополнен ссылками на возможность взаимодействия с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов.

В 2016 году изменения в статью 31 НК РФ не вносились.

Как на взаимодействие с ИФНС влияют последние изменения п. 4 ст. 31 НК РФ?

Взаимодействие с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов, дополнившее способы общения с ИФНС, отраженные в п. 4 ст. 31 НК РФ, официально разрешено с 1 июля 2015 года (п. 2 ст. 4 закона № 113-ФЗ) и уже применяется на практике.

Личный кабинет налогоплательщика (юридического или физического лица) добровольно создается им на сайте ФНС России. Описанию предоставляемых при этом возможностей посвящена ст. 11.2 НК РФ. Посредством личного кабинета можно, например:

  • передавать в ИФНС декларации, расчеты авансовых платежей и необходимые для осуществления налогового контроля документы и сведения;
  • получать из ИФНС акты сверки расчетов по налогам;
  • отправлять налоговое уведомление по имущественным налогам физлицу;
  • направлять налогоплательщикам требования о представлении документов и уплате налогов;
  • передавать в ИФНС заявления о зачете или возврате излишне перечисленных сумм налога.

Порядок уведомления ИФНС физлицами о намерении использовать личный кабинет отражен в приказе ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected] После этого ИФНС не вправе иными способами передавать физлицу документы и информацию, а физлицо может направлять в ИФНС документы, подписав их своей усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 11.2 НК РФ). Однако это непозволительно ИП, адвокатам, нотариусам и иным частнопрактикующим лицам, которые, как и юрлица, должны применять усиленную квалифицированную подпись (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Возможность использовать личный кабинет плательщика налогов для юрлиц существует с 2014 года с вводом в действие приказа ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/[email protected]

У физлиц есть возможность создания электронной подписи прямо в своем личном кабинете. Подробнее об этом читайте в статье «Налогоплательщики-физлица могут создать электронную подпись прямо в своем ЛК».

Как на п. 1 ст. 31 НК РФ повлияли новшества в электронном документообороте?

Перечень прав ИФНС при работе с налогоплательщиками содержит ст. 31 НК РФ. Проверка налогоплательщика невозможна без получения от него документов и пояснений. В подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность электронного представления информации. При этом направление запроса на такую информацию также возможно электронным способом (п. 4 ст. 31 НК РФ).

С целью стимулирования налогоплательщиков, работающих с ТКС, к регулярной проверке почты, направляемой из ИФНС, с 2015 года для них введена обязанность подтверждения факта получения таких отправлений (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Это делается путем ответной отправки электронной квитанции-подтверждения.

Электронным способом из ИФНС могут направляться такие документы, как:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • информация о зачете налогов;
  • вызов в ИФНС.

Срок отправки квитанции установлен равным 6 рабочим дням. При открытии документа, поступившего из ИФНС, в электронных системах отчетности квитанция формируется и отправляется автоматически.

Какие санкции могут быть применены за неотправку квитанции по ТКС?

ИФНС вправе применить санкции, предусмотренные откорректированным с 2015 года п. 3 ст. 76 НК РФ (запретить проведение операций по счетам), при непоступлении к ней вовремя квитанции-подтверждения о получении:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • сообщения о вызове в ИФНС.

ИФНС принимает решение о блокировке счетов на протяжении 10 рабочих дней с даты завершения 6-дневного срока, отведенного для отправки квитанции (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Разблокировка счета станет возможной не ранее дня, следующего за одним из нижеперечисленных событий (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ):

  • днем отправки квитанции-подтверждения;
  • передачи документов или объяснений, затребованных ИФНС;
  • явки в ИФНС, если направлялся вызов по ТКС.

О том, когда начнут штрафовать за неподачу объяснений, затребованных ИФНС, читайте в материале «За непредставление пояснений по камералке оштрафуют».

Как изменен порядок блокировки счетов при несдаче декларации?

Установленное подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ право ИФНС на блокировку счетов в случае непредставления в срок налоговой декларации с 2015 года дополнено введением периода, в течение которого выносится такое решение.

ИФНС вправе запретить проведение операций по счетам, если по истечении 10 рабочих дней со дня, установленного для сдачи декларации, налогоплательщик ее не представил. До 2015 года имелась неопределенность относительно того, в течение какого времени это можно сделать. Теперь такой срок установлен. Он равен 3 годам, отсчитываемым со дня окончания контрольного 10-дневного срока, в течение которого допустима сдача декларации с опозданием (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

О том, какова новая причина запрета на проведение операций по счетам, появившаяся в 2016 году, читайте в статье «Новое основание блокировки счета налоговой в 2016 г.».

Чем дополнен порядок камеральной проверки по НДС?

С 2015 года существенно расширены права ИФНС в отношении осуществления камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.

Теперь она вправе требовать не только пояснения, но и все первичные документы по операциям, вошедшим в декларацию, если выявлены обстоятельства, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • несовпадение данных представленной отчетности по НДС;
  • несоответствие данных налогоплательщика аналогичным данным, полученным от других налогоплательщиков или иных лиц, представляющих подобную информацию.

Кроме того, процедура камеральной проверки дополнена правом ИФНС на осмотр имущества и территории, с использованием которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, когда:

  • итогом декларации является возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • имеют место противоречия и несоответствия в данных, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Для проведения осмотра имущества проверяющие, помимо служебных удостоверений, должны иметь постановление ИФНС (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Какие новшества внесены в обязанности налогоплательщиков-физлиц?

Для облегчения функций контроля со стороны ИФНС за налогоплательщиками-физлицами, у которых есть основания для уплаты налогов (транспортного, земельного или налога на имущество), но нет уведомлений об их уплате, с 2015 года на плательщиков возложена обязанность сообщать ИФНС о наличии у них таких объектов (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Причем это касается не только объектов, возникших в 2015 году, но и тех, которыми физлицо владело на начало 2015 года. Не надо сообщать только о тех объектах, по которым уведомление из ИФНС поступало или в отношении которых у физлица есть льгота. Одновременно в ИФНС направляются копии документов, подтверждающих право на владение имуществом.

Сроки для предоставления такой информации:

  • По объектам, имевшим место на начало 2015 года, — 31 декабря 2015 года. При этом начислять налог начнут только с 2015 года (п. 2 ст. 52 НК РФ).
  • По объектам, появившимся в 2015 и последующих годах, — до 31 декабря года, следующего за годом появления объекта. Причем до 2017 года налог по ним также начнут начислять только с года отправки информации о них в инспекцию (п. 2 ст. 52 НК РФ).

За невыполнение этой обязанности физлицу грозит штраф, размер которого составит 20% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) или 200 руб. за каждую ненаправленную в ИФНС бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ). Годом начала применения санкций станет 2017-й (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Что нового в формах налогового контроля в 2015–2016 годах?

Одно из основных прав налоговиков, которым посвящена ст. 31 НК РФ, — контроль за расчетом налогов. Перечень возможных способов налогового контроля, применяемых ИФНС, с 2015 года дополнен новой формой, названной налоговым мониторингом. Ему посвящен раздел V.2 НК РФ.

Налоговый мониторинг предполагает разработку особой системы тесного информационного взаимодействия между налогоплательщиком-юрлицом и ИФНС, которая позволяет ИФНС контролировать правильность расчета налогов. В основу такой системы ложится либо доступ к учетным системам юрлица, либо систематическая передача им в ИФНС необходимых для расчета данных (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Повторное представление подававшихся ранее документов при этом не допускается (п. 6 ст. 105.29 НК РФ).

Положительная сторона нового способа контроля заключается в непроведении во время его применения выездных и камеральных проверок (п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Однако при сдаче уточненок, в которых сумма начисленного налога уменьшается, такие проверки будут проведены (подп. 3 п. 1.1 ст. 88 и подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

О других возможных последствиях применения нового способа налогового контроля читайте в статье «Налоговое ведомство агитирует на налоговый мониторинг».

Решение о применении налогового мониторинга принимается юрлицом на добровольной основе. Использование этой системы контроля начинается после положительного решения ИФНС по результатам рассмотрения заявления юрлица, сопровождаемого комплектом необходимых бумаг (п. 2 ст. 105.26 и п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Применение мониторинга возможно на протяжении года, следующего за годом подачи заявления на его использование (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Срок подачи заявления ограничен 1 июля, а срок рассмотрения — 1 ноября года подачи заявления.

Юрлицо, претендующее на применение системы контроля в виде мониторинга, должно отвечать следующим требованиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • сумма основных налогов (НДС, акцизов, на прибыль, НДПИ), причитающихся к уплате за тот год, который предшествовал году подачи заявления, должна превышать 300 млн руб.;
  • объем доходов за год, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.;
  • стоимость активов юрлица на 31 декабря того года, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.

Таким образом, налоговый мониторинг применим только для крупнейших налогоплательщиков.

Использование налогового мониторинга может быть прекращено досрочно при нарушении порядка его применения, представлении недостоверных сведений или при непредставлении запрашиваемой для контроля информации (п. 1 ст. 105.28 НК РФ).

Проверка правильности исчисления налогов за время применения новой системы налогового контроля продолжается до 1 октября года, следующего за тем годом, в котором юрлицо использовало налоговый мониторинг.

О том, можно ли воспользоваться налоговым мониторингом применительно только к некоторым налогам, читайте в материале «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?».

В 2016 году новшеств в перечне форм налогового контроля не появилось.

Вызывают в ФНС. Что следует знать?

Вызов налогоплательщика в налоговый орган: когда это возможно?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»: налоговым органам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Кроме того, нормами ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

К сведению. Следует отметить, что суды подтверждают право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393 была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция пригласила предпринимателя на заседание комиссии по легализации заработной платы для рассмотрения вопроса о несоответствии заработной платы работников предпринимателя среднеотраслевому уровню для предприятий аналогичной сферы деятельности. Кроме этого, предпринимателю предложено представить на заседание комиссии расчетно-платежные ведомости по заработной плате, трудовые договоры, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, штатное расписание. Письмом налоговый орган констатировал факт неявки предпринимателя на заседание комиссии и пригласил его в инспекцию для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Полагая, что указанные письма инспекции являются требованиями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по их выставлению. Как было установлено судом, факты приглашения предпринимателя для дачи пояснений по поводу выплаты работникам заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью легализации «теневой» заработной платы является обеспечение полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного ссылка предпринимателя на неправомерность вывода суда о нарушении действиями инспекции его прав и законных интересов была отклонена судом.

Явка в налоговый орган — право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Вызов по форме

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (Приложение 1 к Приказу).
Уведомление содержит следующие реквизиты:
— порядковый номер;
— ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
— Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
— полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);
— наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
— подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). Что касается данного реквизита уведомления, следует отметить, что УФНС по г. Москве, давая разъяснения по этому вопросу в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, акцентирует внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
— подпись должностного лица налогового органа и его телефон. Что касается того, кем должно быть подписано уведомление, специалисты Минфина отмечают, что форма указанного документа не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа. Как следует из Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О, подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности;
— в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем проставляются подпись и Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).

Порядок вручения уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)

Что касается порядка вручения уведомления, ФНС в Письме от 01.08.2008 N ШТ-8-2/[email protected] «О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов» указывает на следующее.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, при этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
На основании изложенного налоговые органы вручают копии ненормативных правовых актов, принятых ими в отношении налогоплательщика-организации:
— законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);
— уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком.
Направление ненормативных правовых актов по месту нахождения филиала (представительства) организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
— по месту нахождения филиала (представительства) организации;
— по месту нахождения иных обособленных подразделений организации, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации;
— по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации.
Направление ненормативных правовых актов по адресу места нахождения организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организации и нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств — в случае отсутствия у организации филиалов (представительств) либо в случае отсутствия информации, что обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства относятся к конкретному филиалу (представительству) организации;
— по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших.
Нахождение недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества на балансе филиала (представительства) организации свидетельствует о том, что эти объекты налогообложения, обособленные подразделения, образованные на базе данного имущества, относятся к конкретному филиалу (представительству) организации.
При этом налоговым органам необходимо учитывать, что направление ненормативных правовых актов и иных документов по месту жительства (месту пребывания) уполномоченного представителя налогоплательщика не является надлежащим и в этой связи не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, налоговым органом по месту ее проведения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту ее нахождения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту нахождения филиала (представительства).
Порядок извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки распространяется на порядок вызова на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В аналогичном порядке налогоплательщику сообщается об обстоятельствах, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вышеизложенное распространяется на вручение (направление) ненормативных правовых актов, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы, осуществление действий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, в отношении организаций (налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов).

Ответственность за неявку

Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
— для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
— на должностных лиц — наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.

С 01.01.2010 обязанностей прибавилось

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).

Ответственность за неявку по вызову в налоговую инспекцию

Допрос в налоговой инспекции

Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок вызова налогоплательщика на допрос в налоговую инспекцию для дачи показаний. На практике в большинстве случаев ФНС выписывает повестку о вызове на допрос. При получении организацией повестки из ФНС возникает вопрос: кто должен присутствовать на допросе – руководитель организации, бухгалтер с юрист?

Если повестка пришла на основании статьи 31 НК, то повестка выписывается на организацию. В этом случае для дачи пояснений не обязательно приходить руководителю (достаточно направить бухгалтера или юриста).

Если повестка о вызове на допрос пришла на основании ст. 90 НК, то она, как правило, оформляется на определенное лицо. Если повестка выписана на руководителя организации, то на вопросы ФНС должен отвечать именно руководитель (единоличный исполнительный орган).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК) налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Уголовной и административной ответственности за неявку на допрос не предусмотрено, поэтому может применяться только налоговая ответственность по статье 28 НК, по которой лицо может быть оштрафовано в размере 1 000 рублей за неявку на допрос и в размере 3 000 рублей – за неправомерный отказ в даче показаний и дачу ложных показаний. При этом необходимо знать, что у налоговых органов есть возможность обратиться с запросом в правоохранительные органы, которые могут посодействовать в розыске налогоплательщика и процедуре проведения его допроса. В этом случае за неявку может быть применена статья 19.4 КоАП.

Частью 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Какие вопросы будут задавать

В приложениях №№ 1, 2 к Методическим рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (утв. СК России, ФНС России) — приложение Письму ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] есть перечень вопросов, которые налоговики будут задавать руководителю и работникам. Изучив их можно быть хотя бы готовым к налоговой проверке.

Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ)

Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

Ваше образование, специальность?

Что входит в Ваши должностные обязанности?

Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

Где и кем Вы работали до ООО «1»?

Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

Есть ли склад и где он находится?

Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»?

Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ)

Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»?

Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

Кто назначил Вас на эту должность?

Где и кем Вы работали до ООО «1»?

Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки?

Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»?

Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит?

Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям?

Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

Как происходит поиск контрагентов?

Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

Одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное?

Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»?

Кто составляет претензии от ООО «1» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад

Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Статья 19.4. КоАП Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

(по состоянию на 15.07.2017)

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, —
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ)

Комментарий к статье 19.4 КоАП

Данная статья включает 7 самостоятельных составов правонарушений:

неповиновение законному распоряжению должностного лица;

воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна;

воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;

воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы на объект, подлежащий международному контролю;

невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля;

воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Объектом посягательства данных правонарушений является установленный порядок управления, нарушения которого препятствуют нормальной деятельности государственных органов, исполнению должностными лицами этих органов, и в частности органа, уполномоченного в области экспортного контроля, своих служебных обязанностей, а также международно-правовые договоренности Российской Федерации. Кроме того, объектом противоправных посягательств на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ являются экономические и другие законные интересы Российской Федерации, минеральные и живые биологические ресурсы на этой акватории, природная среда (например, нарушение правил захоронения отходов и других материалов).

Составы рассматриваемых правонарушений зависят от сферы деятельности и содержания полномочий должностных лиц, осуществляющих государственные надзорно-контрольные функции, которые возложены законодательством на органы исполнительной власти.

Государственные налоговые органы имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

В связи с многочисленными нарушениями противопожарных, санитарных и других правил возникает обязанность должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль в рамках своих служебных обязанностей, предъявлять гражданам и юридическим лицам, иным организациям те или иные требования, использовать распорядительные полномочия с целью предупреждения и устранения подобных нарушений. Неповиновение законным распоряжениям этих должностных лиц или воспрепятствование осуществлению ими надзорно-контрольных полномочий и составляет основное содержание административной ответственности за данные административные правонарушения.

Объективная сторона правонарушения выражается в открытом отказе от исполнения либо ином умышленном неисполнении законных распоряжений (требований) уполномоченных должностных лиц либо в воспрепятствовании осуществлению ими служебных обязанностей.

Неповиновение может характеризоваться и признаком злостности, который может быть признан отягчающим административную ответственность обстоятельством, влекущим более суровую меру ответственности. Неповиновение может быть признано злостным в случае, если действия, его образующие, выражены в циничной, грубой форме либо продолжаются после неоднократно повторенных законных требований о прекращении противоправного поведения.

Неповиновение, воспрепятствование в осуществлении полномочий следует отличать от сопротивления, сопровождаемого насилием либо угрозой насилия должностному лицу, выполняющему возложенные на него обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению должностным лицом полномочий, которыми оно наделено в связи с исполнением своих обязанностей в рассматриваемой области. Эти действия могут быть сопряжены с насилием, не опасным для жизни или здоровья, или угрозой применения насилия. В этих случаях за сопротивление подобного рода и оскорбление должностных лиц виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. ст. 318 или 319 УК РФ.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, достигшие 16 лет, должностные лица, а при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, — юридические лица.

Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.