Налоговый кодекс 2018 статья 25

Оглавление:

Налоговый Кодекс РК
Статья 25. Взаимодействие уполномоченных государственных органов и Государственной корпорации «Правительство для граждан» при осуществлении налогового администрирования

Сноска. Заголовок статьи 25 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Налоговые органы при осуществлении налогового администрирования взаимодействуют со следующими уполномоченными государственными органами и Государственной корпорацией «Правительство для граждан»:

1) осуществляющими государственную регистрацию, перерегистрацию юридических лиц, государственную регистрацию прекращения деятельности юридических лиц, учетную регистрацию, перерегистрацию, снятие с учетной регистрации структурных подразделений;

2) в области государственной статистики;

3) осуществляющими учет и (или) регистрацию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в том числе:

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна, а также государственную регистрацию безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз воздушного судна;

государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

государственную регистрацию космических объектов и прав на них;

государственную регистрацию транспортных средств;

государственную регистрацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав;

постановку на учет средств массовой информации;

4) выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера;

5) осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства в Республике Казахстан;

6) осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;

7) осуществляющими совершение нотариальных действий;

8) опеки и попечительства;

9) транспорта и коммуникаций;

10) осуществляющими государственное регулирование в сфере недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

11) осуществляющими внешнеполитическую деятельность;

12) другими уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 25 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2007 г.

Новая редакция Ст. 25 НК РФ

Статья утратила силу.

Комментарий к Статье 25 НК РФ

В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 25, регулирующая статус сборщика налогов, признана утратившей силу.

Напомним, что ст. 25 НК РФ устанавливала, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями — сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Отметим, что данная обязанность сборщика налогов возникает только в случае прямого указания на это Налоговым кодексом РФ. Например, в п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), указывается на возможность внесения денежной суммы в счет уплаты налога в кассу органа местного самоуправления.

Сборщики налогов и сборов кроме приема налогов и сборов в кассу в соответствии с п. 5 ст. 9 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должны были осуществлять контроль за их уплатой. Однако контрольными полномочиями налоговых органов, определенными гл. 16 НК РФ, сборщики налогов и сборов не обладали.

Следует обратить внимание на положение п. 3 ст. 58 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), позволяющее уплачивать налоги через кассу сельского и поселкового органа местного самоуправления при отсутствии банка и налоговым агентам, являющимся физическими лицами.

Статья 25 НК РФ фактически не работала из-за недостаточной регламентации правового статуса сборщика налогов.

Другой комментарий к Ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит положения о сборщиках налогов и сборов, которые в соответствии с п. 5 ст. 9 Кодекса также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).

Сборщиками налогов и сборов признаются уполномоченные органы и лица, которые в случаях, предусмотренных Кодексом, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

В качестве сборщиков налогов и сборов могут выступать следующие органы и лица:

государственные органы исполнительной власти;

исполнительные органы местного самоуправления;

другие органы, должностные лица и организации, уполномоченные государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.

В пункте 3 ст. 58 Кодекса установлено, что при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов согласно комментируемой статье определяются следующими нормативными правовыми актами:

иными федеральными законами;

законодательными актами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;

нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 58 Кодекса, согласно которому конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с указанной статьей применительно к каждому налогу; порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом; порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

П. 25 ст. 381 НК РФ (2017): вопросы и ответы

П. 25 ст. 381 НК РФ: официальный текст

П. 25 ст. 381 НК РФ: вопросы и ответы

П. 25 ст. 381 НК РФ помогает снизить налоговую нагрузку по отдельным видам имущества. Кто может воспользоваться этой возможностью и какие нюансы мешают сэкономить, вы узнаете из нашей статьи.

Поможет ли статья 381 НК РФ сэкономить?

Мечта любого лица, занимающегося коммерческой деятельностью, заработать побольше без лишних затрат. Способов, помогающих компаниям, не нарушая установленных норм и правил, избавлять себя от излишних материальных трат, не так много. Такую возможность предоставляет, в частности, ст. 381 НК РФ. Из ее содержания становится ясно, когда можно сэкономить на уплате имущественного налога.

Это достижимо только в том случае, если имущество (автомобили, станки, оборудование) принадлежит фирме и признается в ее учете амортизируемым имуществом. Так что если компания использует только арендованный офис и транспорт, положения ст. 381 НК РФ сэкономить не помогут.

Если у вас есть имущество, нелишним будет свериться с перечнем организаций, которым разрешено законно не платить налог на него. А вдруг и вам повезет? Но к сожалению, большинство коммерческих фирм в этот список не попадают и полностью освободиться от налога не смогут. Так, в перечень льготников по ст. 381 НК РФ включены учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов и др.

В отношении физлиц указанная статья не применяется.

Далее рассмотрим вопросы, связанные с особенностями применения п. 25 ст. 381 НК РФ в 2017 году. Согласно этому пункту от налога освобождается движимое имущество, учтенное у юрлица после 01.01.2013, за исключением полученного:

  • от взаимозависимого лица;
  • в результате ликвидации или реорганизации.

С 01.01.2017 эти исключения не применяются для железнодорожных подвижных составов, произведенных после 01.01.2013.

С 2018 года на применение п. 25 ст. 381 НК РФ начнет влиять введенная в кодекс в 2017 году новая ст. 381.1, передающая право принятия решения о применении освобождения от уплаты налога по движимому имуществу регионам. Если в регионе на начало 2018 года не будет принято решения о таком освобождении, то движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013, начнет облагаться налогом на имущество.

О том, как менялся налог на имущество для юрлиц в 2014-2017 годах, читайте в статье «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

Что такое движимое имущество?

Прежде чем говорить о преимуществах, скрытых для юрлица в ст. 381 НК РФ, разберемся с термином «движимое имущество», ведь именно оно является предметом льготы.

В обыденном понимании мы называем движимыми объекты, которые перемещаются в пространстве — либо сами (например, автотранспорт), либо их кто-то переносит (вещи, предметы). Однако для норм п. 25 ст. 381 НК РФ такая характеристика не будет точной.

Попытку охарактеризовать движимые предметы предприняли чиновники Минфина России (письмо от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322). Они пришли к выводу, что, если вещи можно переместить без ущерба для их состояния и при этом не пострадают иные объекты, из состава которых они изымаются, можно говорить о движимом имуществе.

От того, насколько верно вы разграничите свои активы на движимость и недвижимость, зависит достоверность величины имущественного налога.

К примеру, сложности могут возникнуть при классификации водопровода и канализации, расположенных в помещении. По сути, это трубопроводы и иные конструктивные элементы, которые можно разобрать и перенести в другое место. Но Минфин думает иначе и не признает их движимостью (письмо от 15.08.2013 № 03-04-06/33238). Другой пример — кабельные линии. Судьи и чиновники относят их к движимым предметам (п. 5 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, письмо Минфина России от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648).

Не все однозначно и в отношении часто используемых большинством юрлиц систем кондиционирования воздуха и сигнализации. Если их конструктивные элементы встроены в стены помещения, это недвижимость, но если они поддаются разборке без нанесения повреждений зданию, это движимые объекты (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).

Подробнее о принципах формирования налога на имущество читайте в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

Как взаимозависимость мешает льготе?

П. 25 ст. 381 НК РФ свидетельствует, что если фирма купила движимый объект у взаимозависимого лица, то его стоимость надо учесть при расчете имущественного налога. Взаимозависимым лицам посвящена ст. 105.1 НК РФ, из п. 1 которой становится понятно, что их главный признак — возможность влиять на условия и (или) итоги сделок между ними.

Перечень таких лиц приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Очень важно скрупулезно оценивать сторону, передающую объекты, ведь от этого непосредственно зависит, можно ли будет воспользоваться налоговым послаблением по п. 25 ст. 381 НК РФ. Так, участие России и ее субъектов, а также муниципальных образований в российских фирмах не означает, что эти фирмы взаимозависимы (письмо Минфина от 28.05.2015 № 03-05-05-01/30848). Главное — были ли стороны таковыми на момент передачи движимых объектов.

Подробнее о налогообложении имущества, полученного от взаимозависимых лиц, читайте в статьях:

Страдает ли движимое имущество 1-й и 2-й групп от взаимозависимости лиц?

Ответ на этот вопрос очевиден. В подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ установлено, что имущество 1-й и 2-й амортизационных групп не учитывается при расчете имущественного налога. С этим не спорит и Минфин (письма от 16.01.2015 № 03-05-05-01/676, от 06.04.2015 № 03-05-05-01/19071, от 27.03.2015 № 03-05-04-01/17031). Взаимозависимость лиц в этом случае значения не имеет.

ВАЖНО! Чтобы правомерно сэкономить, применяя подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, необходимо правильно отнести имущество к амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Подробнее о нюансах расчета налога по движимому имуществу читайте в материале «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017».

Какие коды в 2017 году указывать налогоплательщику, претендующему на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ?

Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям контролеров. В своих письмах они советуют писать в строке 130 раздела 2 авансового расчета по имущественному налогу код 2010257 (письмо ФНС России от 17.12.2014 № БС-4-11/[email protected], от 17.12.2014 № БС-4-11/[email protected]).

ВАЖНО! Форма и формат представления электронной налоговой декларации и расчетов по авансовому платежу по имущественному налогу утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

О том, как правильно оформить декларацию по налогу на имущество, читайте в статье «Нюансы заполнения декларации по налогу на имущество».

Может ли АО воспользоваться льготой по п. 25 ст. 381 НК РФ после перерегистрации?

П. 25 ст. 381 НК РФ не только дает организациям налоговое послабление, но и ограничивает их в его применении. К примеру, льгота не дается, если собственность поступила к налогоплательщику после реорганизации или ликвидации юрлица.

Правомерно встает вопрос: если по требованию закона организация обязана преобразоваться из ОАО в публичное АО, возможно ли продолжать применять послабление по п. 25 ст. 381 НК РФ?

ВАЖНО! В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ, чтобы АО приобрело статус публичного, ему нужно либо включить в устав и фирменное наименование указание на то, что оно является таковым, либо публично размещать ценные бумаги.

Позиция чиновников вас порадует. В письме Минфина от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 сказано, что не является реорганизацией (ликвидацией) юрлиц факт приведения учредительных документов и названия компании, созданной до дня вступления в силу закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ. Следовательно, причин для отказа от льготы нет.

Статья 381 НК РФ. Налоговые льготы

СТ 381 НК РФ.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) утратил силу с 1 января 2013 г.;

6) утратил силу с 1 января 2006 г.;

7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

8) утратил силу с 1 января 2005 г.;

9) утратил силу с 1 января 2013 г.;

10) утратил силу с 1 января 2013 г.;

11) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) утратил силу с 1 января 2013 г.;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;

16) утратил силу с 1 января 2006 г.

17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

18) утратил силу с 1 января 2013 г.;

19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);

21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;

22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;

23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

24) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;

25) организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.

Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов;

26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Комментарий к Ст. 381 Налогового кодекса

Данная статья Налогового кодекса РФ устанавливает льготы по отдельным видам имущества. При этом законами субъектов РФ могут быть также установлены льготы на основании и в пределах, определенных данной статьей.

Применение налоговых льгот налогоплательщиком является его правом, а не обязанностью.

Для организаций предусмотрено освобождение от уплаты указанного налога в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. Данная льгота не применяется, если оно принято в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Также подлежит налогообложению движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в результате его передачи (включая приобретение) от одного лица другому, если эти лица признаются взаимозависимыми в силу пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 25 комментируемой статьи, вступающие в силу с 1 января 2015 года.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» комментируемая статья дополнена пунктом 26, предусматривающим предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Согласно разъяснениям финансового ведомства, данным в письме ФНС РФ от 03.11.2009 N ШС-22-3/[email protected], для применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 1 статьи 381 НК РФ (льгота для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций), необходимо соблюдение следующих условий: организации и учреждения должны входить в состав уголовно-исполнительной системы; имущество должно использоваться для осуществления функций, возложенных на эти организации и учреждения.

На практике может возникнуть вопрос, касающийся льготы, предусмотренной пунктом 2 статьи 381 НК РФ — распространяются ли на религиозную организацию налоговые льготы в отношении жилого помещения.

Минфин России в письме от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556 отметил, что к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Учитывая изложенное, официальный орган считает, что в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого таким жилым зданием, не могут применяться соответственно положения пункта 2 статьи 381 НК РФ.

На практике может возникнуть вопрос, касающийся льготы, установленной абзацем 2 пункта 3 статьи 381 НК РФ — в отношении сдаваемого в аренду имущества.

ФНС России в письме от 03.09.2012 N БС-4-11/[email protected] отметил, что абзацем 2 пункта 3 статьи 381 ГК РФ из числа услуг, при оказании которых предоставляется указанная льгота по налогу на имущество организаций, исключены лишь брокерские и иные посреднические услуги.

Таким образом, при соблюдении всех прочих предусмотренных абзацем 2 пункта 3 статьи 381 НК РФ условий организация имеет право на указанную льготу по налогу на имущество организаций в отношении сдаваемого в аренду имущества.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.05.2013 N А55-15899/2012 пояснил, что по своему экономическому содержанию налоговые льготы, предусмотренные пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, предоставлены для обеспечения снижения издержек по содержанию федеральной автомобильной дороги и железнодорожных путей общего пользования на территории субъекта Российской Федерации.

Водосливная плотина и земляная плотина являются и выполняют функцию гидротехнических сооружений. Более того, гидротехническое сооружение не может являться частью автомобильной дороги или мостового сооружения, по которому дорога проходит, его назначением не является обеспечение дорожного движения.

Кроме того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.03.2013 по делу N А55-3604/2011 суд отказал налогоплательщику в правомерности применения льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении станций метро, перегонов между станциями метро, подъездных путей в депо, веток в депо, метромостов, эстакад, кабельных сетей электроснабжения в перегонах между станциями метро, контактной сети в перегонах между станциями метро, внешних сетей электроснабжения станций метро, кабельных перемычек перегонов между станциями метро, контактной сети ветки в депо.

Суд указал, что льготированию подлежит также имущество, являющееся составной неотъемлемой частью объекта, код которого по ОКОФ указан в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 с учетом графы «Примечание». При этом такое имущество может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).

ВОЛС перегонов станций метро, подстанций совмещенных тягово-понизительных, поскольку данные основные средства отсутствуют в Перечне имущества.

Станции метрополитена, тоннели и притоннельные сооружения, являющиеся объектами основных средств, в Перечне не поименованы.

Перечень не относит станции метрополитена, тоннели с притоннельными сооружениями к подразделам, классам, подклассам или видам линий энергопередачи. Состав имущественных объектов, указанный в Перечне, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Суд пришел к выводу, что поскольку законодательством прямо предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество в отношении объектов, перечисленных в Перечне, утвержденном Постановлением N 504; станции метрополитена, тоннели и притоннельные сооружения согласно этому Перечню не отнесены к линиям электропередач, то суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 21.11.2014 по делу N А56-10758/2014 удовлетворил требование налогоплательщика о признании недействительными решений налогового органа, налогоплательщик в обосновании своих требований указал, что поскольку пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации от налога на имущество организаций освобождается имущество государственных научных центров, то общество, имеющее статус федерального научно-производственного центра, неправомерно применило льготу по этому налогу.

Суд согласился с выводами нижестоящих судов о том, что из пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» не следует, что право на льготу, предусмотренную пунктом 15 статьи 381 НК РФ, имеют только те предприятия, которые приобрели соответствующий статус согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» или Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 «О федеральных научно-производственных центрах». Пункт 15 статьи 381 НК РФ, являясь нормой прямого действия, не содержит ссылки на какой-либо исключительный документ, в соответствии с которым должен быть присвоен такой статус.

Суд отметил, что ссылка подателя жалобы на различие статусов и целей создания государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров судами отклонена, поскольку в абзаце 13 пункта 5 информационного письма N 148 указано, что анализ положений Порядка присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации и Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра свидетельствует о том, что и те, и другие осуществляют научную деятельность, их государственная поддержка направлена на сохранение в Российской Федерации ведущих научных школ, развитие научного потенциала страны.

Суд пришел к выводу, что для определения правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ, не имеет значения разница в статусе и целях создания государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2014 по делу N А03-16324/2013.

ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2014 N ВАС-1985/14 по делу N А67-1233/2013 указал на обладание организацией статусом федерального научно-производственного центра и наличие оснований для применения льготы по налогу на имущество, установленной пунктом 15 статьи 381 НК РФ.

Суды установили, что организация создана путем преобразования ФГУП, которое на момент реорганизации обладало статусом федерального научно-производственного центра.

Суд постановил, что к вновь созданному юридическому лицу (организации) в порядке универсального правопреемства перешли все права и обязанности реорганизованного в форме преобразования юридического лица, в том числе право на освобождение от уплаты налога на имущество как организации, обладающей статусом федерального научно-производственного центра.

Созданное в порядке реорганизации общество продолжило осуществлять научную деятельность (направления и виды деятельности не изменились), в его распоряжении имеется уникальное опытно-экспериментальное оборудование, общество располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации.

ФНС России в письме от 25.03.2015 N БС-4-11/[email protected] по вопросу применения пункта 21 статьи 381 НК РФ разъяснила, что правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с указанным Федеральным законом Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 N 161 утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требования к указателю класса эффективности многоквартирного дома, размещенного на фасаде многоквартирного дома.

Правилами определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов предусмотрены, в частности, следующие классы энергетической эффективности новых и реконструируемых многоквартирных домов: «A» (наивысший), «B+» и «B++» (повышенные) и «B» — высокий.

Таким образом, в случае наличия на балансе налогоплательщика многоквартирного дома, которому присвоен один из указанных классов энергетической эффективности, налогоплательщик, по мнению ФНС России, имеет право на льготу по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК РФ при соблюдении всех прочих установленных указанным пунктом Кодекса ограничений.

В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

Кроме того, в письме Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-06/15239 разъяснено, что Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 132-ФЗ) статья 381 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 21, которым предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций.

Из пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к проекту Федерального закона N 448864-5 следует, что Федеральный закон N 132-ФЗ принят в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации. При этом целью принятия налоговой льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ является стимулирование модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.

В отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, принципы и правила определения производителями и импортерами энергетической эффективности товара регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», в связи с чем льгота по пункту 21 статьи 381 НК РФ на объекты недвижимого имущества не распространяется.

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917 индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ) должен рассчитываться на основании единиц измерения, указанных в технической документации производителя. При этом согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 Перечню принципов правил определения класса энергетической эффективности товара для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения: «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G».

При этом из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик), класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» — для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью.

Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию — «A+», «A++») при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».

Таким образом, объекты, отнесенные к классу A (A+, A++), признаются имеющими высокий класс энергетической эффективности.

Таким образом, вышеуказанная льгота по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК РФ Кодекса может предоставляться в отношении вновь вводимых объектов, имеющих класс энергетической эффективности A (A+, A++), при соблюдении всех прочих установленных указанным пунктом НК РФ Кодекса ограничений.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2014 по делу N А26-707/2014 рассматривалось дело о правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, поскольку здание согласно проектной документации относится к высокому классу (класс B) энергетической эффективности.

Суд пришел к выводу, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты, в том числе результаты осуществленных инвестиционных проектов. Здания не поименованы в Перечне объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 в целях реализации п. 21 ст. 381 НК РФ; не относятся к товарам с наибольшей энергетической эффективностью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»; у налогоплательщика отсутствует энергетический паспорт на здание. Суд отклонил ссылку налогоплательщика на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, как на правовое обоснование правомерности применения спорной льготы к такому объекту: указанные нормативные правовые акты приняты не в целях налогообложения; в нормах законодательства о налогах и сборах, в том числе в норме о спорной налоговой льготе, отсутствуют ссылки на эти нормативные правовые акты; в целях использования спорной налоговой льготы Правительством РФ приняты иные нормативные акты, которыми и надлежит руководствоваться при ее применении в целях налогообложения имущества организаций.

ФНС России, рассматривая ситуацию, связанную с порядком применения пункта 24 статьи 381 НК РФ, в письме от 14.01.2015 N ГД-4-3/[email protected] указала, что если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором пункта 24 статьи 381 НК РФ, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего пункта 24 статьи 381 НК РФ в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

Федеральная налоговая служба пришла к выводу, что соблюдение закрепленного пунктом 24 статьи 381 НК РФ одного из условий предоставления данной льготы в части использования имущества при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ, может быть подтверждено предоставлением первичных документов на указанные объекты основных средств, а также распорядительных документов организации об использовании указанных объектов основных средств для осуществления указанной деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что Федеральная налоговая служба в письме ФНС России от 13.02.2014 N БС-4-11/2308 указала, что до внесения официальных изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 24 статьи 381 НК РФ, в отношении соответствующего имущества должен быть заполнен отдельный раздел 2 с указанием кода вида имущества 7 «имущество, расположенное во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, используемое при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ».

По строке с кодом 160 соответствующего разд. 2 налоговой декларации по налогу, заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010340.

Кроме того, раздел 2 по коду вида имущества 2 «объекты недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации» должен заполняться в отношении соответствующего имущества, за исключением имущества, указанного в абзацах 1 — 3 пункта 24 статьи 381 НК РФ.

Заполнение раздела 2 по коду вида имущества 3 производится в отношении имущества во всех случаях, кроме случаев с кодами 1, 2, 4, 5, 6 и 7.

Данную информацию необходимо довести до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Как отмечено в письме ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/[email protected], НК РФ не раскрывает определения государственного научного центра, такое определение должно быть заимствовано из других отраслей законодательства.

Условием предоставления данной льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра.

Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации (далее — Порядок) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 Порядка отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров — Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике (далее — Комиссия).

На основании пункта 4 Порядка государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Советом Министров — Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.

Руководители предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют комиссии отчеты о деятельности руководимых ими центров (пункт 5 Порядка).

Пунктом 6 Порядка установлено, что комиссия один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Совет Министров — Правительство Российской Федерации.

Таким образом, указанным Порядком предусмотрена не только процедура присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, но также и процедура регулярного подтверждения (сохранения) этого статуса.

Статус федерального научно-производственного центра может присваиваться предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, осуществляющим разработку, изготовление, испытания, ремонт и утилизацию важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих изделий к ним в соответствии с государственным оборонным заказом и имеющим организационно-правовые формы федерального государственного унитарного предприятия либо акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности (пункт 1 Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 (далее — Порядок присвоения статуса).

Пунктом 4 Порядка присвоения статуса установлено, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное космическое агентство и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в пять лет оценивают деятельность каждого центра, принимают согласованное с Минобороны России и Минэкономразвития России решение о целесообразности сохранения за конкретным предприятием или организацией статуса центра и вносят соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.

Анализируя положения указанных Порядков, следует отметить разный подход к порядку присвоения статусов, к требованиям оценки работы центров. При этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах однозначно предусмотрена возможность предоставления указанной налоговой льготы только государственным научным центрам Российской Федерации.

С учетом изложенного, исходя из буквального содержания пункта 15 статьи 381 Кодекса, налогоплательщик вправе применить налоговую льготу по налогу на имущество организаций лишь при наличии документов, подтверждающих его статус государственного научного центра Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.09.2009 N ВАС-10757/09.

Как разъяснил Минфин России в письме от 05.03.2015 N 03-05-04-01/11797, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица (не признаваемого взаимозависимым лица), объекты движимого имущества, учтенные в качестве объектов основных средств, не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

Пунктами 14 и 27 ПБУ 6/01 предусмотрено, что изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Поэтому, если в отношении объектов основных средств применялась льгота по налогу на имущество организаций по пункту 25 статьи 381 НК РФ, действие указанной налоговой льготы в отношении объектов основных средств, восстановленных с привлечением материалов, приобретенных у взаимозависимого лица на их модернизацию и реконструкцию, сохраняется.

Является актуальным вопрос о применении льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 — 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Что касается затрат на монтаж приобретенного у взаимозависимых (не взаимозависимых) лиц движимого имущества, то такие затраты формируют первоначальную стоимость основного средства (инвентарного объекта), остаточная стоимость которого включается в среднегодовую стоимость имущества по налогу на имущество организаций (среднегодовую стоимость не облагаемого налогом имущества).

Кроме того, согласно положениям Федерального закона N 366-ФЗ с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 НК РФ, в соответствии с которым в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрена льгота по налогу в виде освобождения от уплаты налога, за исключением уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Таким образом, движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе слияния) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией-приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 25.02.2015 N 03-05-05-01/9217, от 09.02.2015 N 03-05-05-01/5111, от 18.02.2015 N БС-4-11/2530, от 20.01.2015 N БС-4-11/503, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/503).

Кроме того, также в письме Минфина России от 23.01.2015 N 03-05-05-01/69731 указано, что положения главы 30 НК РФ действуют на всей территории России, в том числе в части, установленной пунктом 25 статьи 381 главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, налоговой льготы по налогу на имущество организаций, согласно которой освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Также Федеральная налоговая служба разъяснила, что при заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций начиная с отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), по строке с кодом 130 соответствующего раздела 2 налогового расчета по авансовому платежу, заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010257.

Начиная с отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 26 статьи 381 НК РФ, по строке с кодом 130 соответствующего раздела 2 налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258.

Данную информацию необходимо довести до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков (письмо ФНС России от 17.12.2014 N БС-4-11/[email protected]).

Кроме того ФНС России в письме от 12.12.2014 N БС-4-11/[email protected] также указала, что до внесения официальных изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010257.

Кроме того, в соответствии с вступающими в действие положениями Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» статья 381 НК РФ дополнена пунктом 26, предусматривающим предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

До внесения официальных изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 26 статьи 381 НК РФ, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258.

Соответственно, в расчет среднегодовой стоимости имущества необходимо включать стоимость движимого имущества, не включенного в первую и вторую амортизационные группы, а именно:

— не полностью самортизированных объектов, принятых на учет в качестве ОС до 1 января 2013 г.;

— не полностью самортизированных объектов, принятых на учет в качестве ОС в 2013 и 2014 гг. в результате реорганизации, ликвидации юридических лиц и передачи, включая приобретение, между взаимозависимыми лицами;

— объектов ОС, принятых на учет в качестве таковых в 2015 г. в результате реорганизации, ликвидации юридических лиц и передачи, включая приобретение, между взаимозависимыми лицами.

Организация, которая перерегистрировалась в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вправе применять освобождение, предусмотренное пунктом 25 комментируемой статьи. Данный вывод основан на позиции уполномоченных органов.

Как разъяснено в письме Минфина России от 19.02.2015 N 03-05-05-01/7982, следует учитывать, что согласно части 7 статьи 3 Федерального закона 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Финансовое ведомство пришло к выводу, что приведение учредительных документов, а также наименований юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц (письмо Минфина России от 06.02.2015 N 03-05-05-01/5030).